Дата рождения: 26.05.1938
Драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.
Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь.
Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов).
И тут же пьессы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г.
по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.
Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей.
Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах.
В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «студию»: Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.
Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве. Вдова, муж директор Галереи «на Солянке» Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).
Торе детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.
Интересные факты из жизни
Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. «Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком», — говорит писательница.Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю.
Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю.
Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5.
Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.
Награды писателя
Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (Гамбург, 1991)Дважды номинирована на «Русского Букера» (1992 и 2004)Премии журнала «Октябрь» (1993, 1996, 2000)Премия журнала «Новый мир» (1995)Премия журнала «Знамя» (1996)Премия «Москва-Пенне» (Италия, 1996)
Премия им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999)Государственная премия РФ (2002)
Премия «Триумф» (2002)Премия фестиваля «Новая драма» (2003)Театральная премия имени Станиславского (2004)
Номинирована на Бунинскую премию (2008)
World Fantasy Award (Всемирная премия фэнтези) в номинации «Сборник» (2010)
Библиография
Л. Петрушевская — автор большого числа пьес, рассказов, повестей, сказок и т.д. Произведения писательницы собраны в следующих сборниках:Бессмертная любовь (1988) Песни XX века (1988) Три девушки в голубом (1989) Свой круг (1990) Лечение Василия и другие сказки (1991) По дороге бога Эроса (1993)Тайна дома (1995)
- Бал последнего человека (1996)
- Настоящие сказки (1997)
- Номер Один, или В садах других возможностей (2004)
- Квартира Коломбины (2006)
Сказка про азбуку (1997)Дом девушек (1998)Карамзин: Деревенский дневник (2000)Найди меня, сон (2000)Королева Лир (2000)Реквиемы (2001)Время ночь (2001)Мост Ватерлоо (2001)Чемодан чепухи (2001)Счастливые кошки (2001)Где я была: Рассказы из иной реальности (2002)Такая девочка (2002)Черное пальто: Рассказы из иной реальности (2002)Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности (2002)…как цветок на заре (2002)Завещание старого монаха: Рассказы из иной реальности (2003)Дом с фонтаном (2003)Невинные глаза (2003)Незрелые ягоды крыжовника (2003)Милая дама (2003)Девятый том (2003)Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые (2003)Богиня Парка (2004)Измененное время (2005)Город Света: Волшебные истории (2005) Жизнь — это театр (2006)Маленькая девочка из «Метрополя» (2006)
Два царства (2007)
Московский хор (2007)Черная бабочка (2008)Книга принцесс (2008)Дикие Животные сказки (2008)
Парадоски. Строчки разной длины (2008)
Пограничные сказки про котят (2008)Путешествия в разные стороны (2009)Истории из моей собственной жизни (2009)
Экранизации произведений, театральные постановки
Лечение Василия (1974) реж. УгаровЛямзи-тыри-бонди, злой волшебник (1976), реж. М. НовогрудскаяКраденое солнце (1978), реж. Н. ЛернерМуми-тролль и другие (1978), реж. А. ЗябликоваМуми-тролль и комета (1978). реж. Н. ШоринаСказка сказок (1979, реж. Ю. НорштейнЗаячий хвостик (1984), реж. В. КурчевскийКот, который умел петь (1988), реж. Н. ЛернерШинель (2007), реж. Ю.
НорштейнСеребряные ложки (1983 ) реж. А.ИлюхинВ нашу гавань заходили корабли (1984 ) реж. ВиллаТри девушки в голубом (1988 ) реж. Марк ЗахаровМузыка рваных вен (1990 ) реж. Д. ЗаболотскихУроки музыки (1990 ) реж. С. Арцыбашев, Э. КольбусПро любовь (1996 ) реж. Л. КрымскийЛюбовь (1997 ) реж. В. МирзоевСвидание (2000 ) реж. А.
ФенченкоПоросёнок Пётр (мультипликационный фильм, 2008)
Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=65
Людмила Петрушевская. Подробная биография
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.
В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.
В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора».
С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»).
Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989), «Бессмертная любовь.
Рассказы» (1988), «По дороге бога Эроса» (1993), «Тайны дома» (1995), «Дом девушек» (1998) и др.
Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).
Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой».
Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных.
В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще — рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.
Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях — семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).
В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».
В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию — «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах).
Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком.
Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.
Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями.
Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) — до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.
Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»).
Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» — прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет.
Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.
«Я не пишу теперь про ужасы»,— заявила недавно писательница.
В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» — «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых».
Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности.
В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.
Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина).
Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.).
Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга.
Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).
В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002), «Богиня Парка» (М., 2004), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004).
В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник».
Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома».
В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.
- Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991).
- Биография
- Произведения
- Дедушкина картина
- Пушинка
- Счастливые кошки
Критика
- Быт и бытие в прозе Людмилы Петрушевской
- Звуки «Му»
- Такая любовь
Ключевые слова: Людмила Петрушевская,биография Людмилы Петрушевской,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Людмилы Петрушевской
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-lyudmily-petrushevskoj
Людмила Петрушевская: биография и творчество
Детские годы
Петрушевская Людмила Стефановна появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве. Ее родители были хорошо образованными людьми. Мама работала редактором, папа был лингвистом. Дедушка Петрушевской – Николай Яковлев, советский ученый, профессор языкознания.
Детство писательницы проходило в нелегкое военное и послевоенное время, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее судьбу. Девочка, спасаясь от войны, вынуждена была жить у дальних родственников, а затем и вовсе воспитывалась в одном из детских домов неподалеку от Уфы.
Повзрослев, Людмила решила связать свою жизнь с журналистикой. А потому после получения школьного аттестата девушка поступает в МГУ, на факультет журналистики. Обучение она закончила в 1961 году и устроилась работать журналистом. После Петрушевская несколько раз меняла место работы. В начале 70-х годов она устраивается работать в Центральную студию телевидения редактором.
Творческий путь
Первые стихи Людмила Петрушевская стала сочинять еще в юности. Они были достаточно простыми, легкими. Сама поэтесса в то время относилась к своему творчеству несерьезно, она не намерена была становиться писательницей.
Однако талант не так легко спрятать: во время учебы в университете Петрушевская писала сценарии для различных студенческих мероприятий.
В середине 60-х годов появились и первые пьесы, но долгое время она не решалась их публиковать.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Людмила Улицкая: книги и личная жизнь
Ее пьесы были интересны, жизненны, близки многим. Поэтому не удивительно, что их заметили режиссеры. Конечно же, знаменитые театры не могли взять для постановки произведение малоизвестного автора.
А вот театры небольшие охотно работали с ее произведениями. Так, в 1979 году в театре Р. Виктюка поставили спектакль «Уроки музыки». А львовский театр «Гаудеамус» представил зрителям спектакль «Чинзано».
- Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:
- «Любовь» – Театр на Таганке.
- «Квартира Коломбины» – «Современник».
- «Московский хор» – МХАТ.
- «Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.
Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.
Рекомендуем: Эдит Пиаф: судьба знаменитой певицы
В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые». В 1990—2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки». Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.
Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков мира и издаются сегодня во многих странах. Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. После Людмила Стефановна переключилась на другие виды творчества, по-прежнему продолжая писать, но уже в меньших объемах.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Семья
Людмила Петрушевская несколько раз была замужем. О первом муже писательницы известно немного – он умер, оставив жену с маленьким сыном Кириллом. После Петрушевская вышла замуж за искусствоведа Бориса Павлова. В этом браке родилось еще двое детей – сын Федор и дочь Наталья.
Талантливый человек талантлив во всем
Рекомендуем: Урсула Ле Гуин: жизненный путь писательницы
Петрушевская занималась созданием мультфильмов по собственным сказкам. Она основала анимационную «Студию ручного труда», в которой проводила достаточно много времени, рисуя мультфильмы при помощи современных компьютерных технологий.
Есть у писательницы еще один талант – она увлекается живописью и даже окончила профессиональные курсы. Петрушевская пишет картины и продает их, а полученные средства передает благотворительному фонду, опекающему детей-сирот.
В 1991 году Людмила Петрушевская находилась под следствием, даже некоторое время была вынуждена скрываться, проживая за границей. Ее обвиняли в оскорблении президента Горбачева.
Дело было так: писательница направила письмо литовскому правительству, ее послание было переведено и опубликовано в одной из газет. В этом письме содержались достаточно неприятные для власти, в частности для Горбачева, высказывания. Однако дело закрыли, после того как Горбачев был отстранен от власти. Наталья Невмывакова
Источник: https://grc-eka.ru/biografii/lyudmila-petrushevskaya.html
Биография Людмилы Петрушевской
Российская писательница, сценарист и драматург Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве.
Ее дедом был известный лингвист, профессор-востоковед Николай Яковлев (1892-1974).
Семья будущей писательницы подверглась репрессиям, во время Великой Отечественной войны она жила у родственников, после войны — в детдоме под Уфой. Позже переехала в Москву, где окончила школу.
- Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств.
- С 1972 года была редактором на Центральной студии телевидения.
- Первый рассказ «Такая девочка» Людмила Петрушевская написала в 1968 году (опубликован через 20 лет в журнале «Огонек»).
В 1972 году в журнале «Аврора» были напечатаны ее рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица». В 1974 году в этом же издании были опубликованы рассказы «Сети и ловушки» и «Через поля».
В 1977 году Петрушевская была принята в Союз писателей СССР, но ее произведения редко печатались. К 1988 году было опубликовано семь рассказов, детская пьеса «Два окошка» и несколько сказок.
Первые пьесы Петрушевской были замечены самодеятельными театрами. Пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ и вскоре запрещена. Постановка пьесы «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове.
Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы. Одноактная пьеса «Любовь» вышла в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» была поставлена в «Современнике», а «Московский хор» — во МХАТе.
С 1980-х годов стали публиковаться сборники ее пьес и прозы: «Бессмертная любовь: Рассказы» (1988), «Песни XX века: Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом: Пьесы» (1989), «По дороге бога Эроса: Проза» (1993), «Тайны дома: Повести и рассказы» (1995), «Дом девушек: Рассказы и повести» (1998).
В начале 2000-х годов Петрушевская опубликовала сборники повестей и сказок, среди них: «Где я была. Рассказы из иной реальности», «Богиня Парка», «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» и др.
Она является переводчиком и автором почти 400 сказок, в том числе и лингвистических.
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. В 2017 году она представила свои новые книги «Странствия по поводу смерти» и «Никому не нужна. Свободна», а также сборник «Про нашу прикольную жизнь. Сти-хи-хи».
В 2018 году ее роман «Нас украли. История преступлений» вошел в длинный список премии «Большая книга». Повесть «Маленькая девочка из Метрополя» — в шорт-лист премии Союза критиков США.
В 2018 году вышли книги писательницы «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной» и «Волшебные истории. Завещание старого монаха».
По сценариям Петрушевской был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000), «Московский хор» (2009) и др.
Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Людмилы Петрушевской и Юрия Норштейна признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США).
- По сценариям Петрушевской созданы мультфильмы «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Заячий хвостик» (1984), «Кот, который умел петь» (1988), «Куда идут животные (из альманаха „Веселая карусель №34“)» (2012).
- Она является автором мультфильмов, выступая как художник, сценарист и режиссер.
- С 2008 года писательница выступает и как певица с программой «Кабаре Людмилы Петрушевской» со своим оркестром «Керосин».
- В 2010 году Петрушевская представила свой первый сольный альбом «Не привыкай к дождю».
- Всего она выпустила три альбома, два из них тиражом около 100 тысяч экземпляров.
Петрушевская также известна и как художник. Ее выставки графики состоялись в Москве, Петербурге и различных городах России.
- Людмила Петрушевская — член Русского ПЕН-центра, член-корреспондент Баварской академии изящных искусств.
- Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года.
- Писательница была отмечена Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1991), премией «Триумф» (2002), Театральной премией имени Станиславского (2004) и др.
- В 2010 году Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованных в 2009 году.
В 2013 году она стала лауреатом ежегодной Премии Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду «За вклад в русскую драматургию».
Людмила Петрушевская — вдова, ее муж, директор Галереи «На Солянке» Борис Павлов, скончался в 2009 году. У писательницы трое детей — сыновья Кирилл Харатьян и Федор Павлов-Андреевич, дочь Наталья Павлова.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://weekend.rambler.ru/places/39946414-biografiya-lyudmily-petrushevskoy/
Людмила Петрушевская – биография
Людмила Петрушевская
- Имя: Людмила Петрушевская ( Lyudmila Petrushevskaya )
- Дата рождения: 26 мая 1938 г.
- Знак зодиака: Близнецы
- Возраст: 80 лет
- Место рождения: Москва, Россия
- Деятельность: писатель, драматург, сценарист, певица
- Семейное положение: вдова
- Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.
- Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.
Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.
Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.
Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.
Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.
В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.
Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».
В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.
Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда.
Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля».
Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.
Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м.
После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав.
Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.
Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».
Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.
Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.
В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.
В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.
В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.
Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане».
И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты.
Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.
Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.
В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.
Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.
В «Кабаре одного автора» Людмила Петрушевская в музыкальном сопровождении исполняет известные песни ХХ века, читает стихи своего сочинения и даже записывает сольные альбомы.
Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.
- Библиография
- 1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка» - 2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»
- Источник
Источник: https://elentur.com.ua/lyudmila-petrushevskaya-biografiya/
Петрушевская Людмила Стефановна — Русский Прозаик — Биография
Русский прозаик. Поэтесса. Критик. Драматург. Сценарист. Певица.Создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской». Член союза писателей Российской Федерации.
Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в городе Москва. Девочка выросла в семье студентов Института философии, литературы, истории. Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Николая Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором. Отца, Стефана Антоновича практически не помнила.
После школы, которую девушка окончила с серебряной медалью, Людмила поступила на факультет журналистики Московского Государственного Университета имени Ломоносова.
После получения диплома Петрушевская работала корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио в Москве. Затем устроилась в журнал с пластинками «Кругозор», после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования.
В дальнейшем Людмила Стефановна попала в отдел перспективного планирования, единственного футуристическое учреждение в СССР, где надо было из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год.
Проработав один года женщина уволилась и с этого времени больше нигде не работала.
Писать Петрушевская начала рано. Публиковала заметки в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», журнал «Крокодил», газета «Неделя».
Первыми опубликованными произведениями оказались рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете».
В 1974 году там же напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Через поля».
Пьеса «Уроки музыки» поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ. Однако после шести спектаклей ее запретили, затем театр перешел во Дворец Культуры «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 году. Пьесу напечатали в 1983 году в брошюре «В помощь художественной самодеятельности».
Людмила Стефановна является общепризнанным литературным классиком, автором множества прозаических произведений, пьес и книг для детей среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. Входит в Баварскую академии искусств
В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник», «Все непонятливые», «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Кот, который умел петь», «Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» в соавторстве с Юрием Норштейном.
Не ограничиваясь литературой играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб», единственного в своем роде дискуссионного, информационного и общественного пространства для людей, проживающих в разных странах, с декабря 2008 года.
Всего напечатано больше десяти детских книжек Петрушевской.
Ставятся спектакли: «Он в Аргентине» в МХТ имени Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга.
Людмила Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом: в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.
Также Петрушевская создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы «Беседы К.Иванова» совместно с Анастасией Головань, «Пенсне», «Хоррор», «Улисс: ехали-приехали», «Где ты» и «Муму».
- Параллельно Людмила Стефановна основала маленький театр «Кабаре одного автора», где исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах: «Лили Марлен», «Опавшие листья», «Чаттануга».
- В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской.
- В свободное время Людмила Стефановна увлекается чтением книг философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста.
В ноябре 2015 года Петрушевская стала гостьей III Дальневосточного театрального форума. На сцене Чехов-центра поставлен спектакль «День рождения Смирновой» по ее пьесе. Непосредственно приняла участие в детском концерте «Поросенок Петр приглашает». Под аккомпанемент группы «Джаз тайм» исполняла детские песни и читала сказки.
В Москве 4 февраля 2019 года в десятый раз прошли финальные дебаты и награждение победителей литературной премии «Нос». «Приз критического сообщества» выиграла Людмила Петрушевская за работу «Нас украли. История преступлений».
- Награды и Премии Людмилы Петрушевской
- Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (1991)
- Лауреат премий журналов:
- «Новый мир» (1995)«Октябрь» (1993, 1996, 2000)«Знамя» (1996)
- «Звезда» (1999)
Лауреат премии «Триумф» (2002)Лауреат государственной премии России (2002)Лауреат Бунинской премии (2008)Литературная премия имени Н.В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение : «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)
Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа).
Источник: https://ruspekh.ru/people/petrushevskaya-lyudmila-stefanovna
Российская писательница Людмила Петрушевская: биография и личная жизнь
Родилась Людмила в 1938 году, в Москве. Ее родители были студентами, и когда началась война, семья эвакуировалась в Куйбышев (Самару). Людмила много времени проводила с дедушкой и бабушкой, которые были близки к миру литературы, и девочка рано научилась читать.
Бабушка рассказала девочке, что ее далекий предок был декабристом и умер в ссылке. Те, кто читает произведения Петрушевской, наверняка задумываются – не от него ли она унаследовала независимый нрав и собственный взгляд на жизнь?
В семье Петрушевских были традиционными домашние театральные постановки, в которых участвовали и дети. Людмила не мечтала о театре – она хотела стать оперной певицей. Однако этого не случилось.
После войны Людмила вернулась в Москву и стала студенткой МГУ им. Ломоносова, журналистского факультета. После ВУЗа работала в издательстве, а затем стала ведущей передачи «Последние известия» на Всесоюзном радио.
В 1972 году Людмила стала редактором Центрального телевидения – в ее обязанности входил контроль серьезных экономико-политических передач. Обладая прямым характером, Петрушевская писала честные рецензии на все передачи. И вскоре из-за жалоб редакторов этих передач ей пришлось уволиться. С тех пор она официально нигде не работала.
В студенческие годы Людмила написала много шуточных стихотворений, сценариев для студенческих вечеринок, но и помыслить не могла, что станет писателем. Однако в 1972 году отправила свой рассказ «Через поля» в журнал «Аврора», и его опубликовали. Все последующие свои произведения она писала «в стол» — они нигде не публиковались. Она негласно была занесена в список запрещенных авторов.
Петрушевская писала также великолепные пронзительные сценарии для пьес, однако их тоже не ставили. А когда режиссер Роман Виктюк все же поставил спектакль «Уроки музыки» по ее сценарию, то был скандал: спектакль запретили, труппу разогнали. В пьесе было предсказано будущее Советского Союза – такое, каким мы его видим сейчас, и тогдашней власти это не понравилось.
Спектакли по пьесам Петрушевской ставились иногда в небольших театрах, а на большую сцену они вышли в 80-х годах: в «Таганке» Юрий Любимов поставил ее пьесу «Любовь». Эстафету принял «Современник» и другие театры.
Людмила Стефановна продолжала писать пьесы, прозу, сказки, однако это нигде не публиковалось – настолько ее взгляд на литературу не отражал тогдашние тенденции к приукрашиванию жизни. У нее же была голая правда, поданная с некоторым гротеском.
В конце 80-х годов начали публиковать ее произведения, и сразу успех: за сборник «Бессмертная любовь» Петрушевская получает премию имени Пушкина. Она пишет сказки, стихи, сочиняет мультфильмы. Ее пьесы и проза переведены на 20 языков мира.
Все интересы Людмилы Стефановны так или иначе были связаны с искусством, поэтому ее избранником стал искусствовед Борис Павлов, руководитель галереи на Солянке. У них родилось трое детей: Федор, Кирилл и Наталья.
В 2009 году Петрушевская похоронила мужа. Горе не сломило ее характера, и она продолжила занятия творчеством: создала «Студию ручного труда», в которой работает мультипликатором. В студии созданы произведения: «Улисс: ехали-приехали», «Беседы К. Иванова» и другие.
Также она занимается благотворительностью: пишет и продает картины, а деньги за них отправляет в детские дома.
Сыновья Людмилы Стефановны стали журналистами, а дочь профессионально занимается музыкой.
Источник: https://kakprosto.ru/kak-958887-rossiyskaya-pisatelnica-lyudmila-petrushevskaya-biografiya-i-lichnaya-zhizn
Петрушевская, Людмила Стефановна — это… Что такое Петрушевская, Людмила Стефановна?
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица.
Биография
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР[1]. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе.
Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни».
Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов.
Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие.
В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.
Библиография
Романы и повести
Пьесы
пьесы: Три девушки в голубом. Квартира Коломбины. Тёмная комната. Опять двадцать пять.
пьесы: Московский хор. Еду в сад. Сырая нога, или Встреча друзей. Певец певица. Бифем.
Два окошка. Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает. Золотая богиня.
пьесы:Сборник «Песни ХХ века»: «Песни ХХ века», «Что делать!», «Мужская зона», «Сцены из отравления Моцарта», «Аве Мария, мамочка».
Сказки
Сборники рассказов и повестей
Дискография
- 2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
- 2012 — сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
Фильмография
Сценарии для фильмов
- 1997 — «Любовь»
- 2000 — «Свидание»
Сценарии для мультфильмов
По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов:
Разное
Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Петрушевской прототипом заглавного персонажа мультфильма Ю. Норштейна «Ёжик в тумане».
С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской[2]. С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления ёжика иначе[3].
Достоверно известно, что Петрушевская послужила для Норштейна прообразом Цапли в мультфильме «Журавль и цапля».
Семья
1 февраля 2009 г. на 25-летии рок-группы «Звуки Му»
Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов (ум. 19 сентября 2009).
Трое детей:
Кирилл Харатьян (р. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости».
Ныне заместитель главного редактора газеты «Ведомости»
Фёдор Павлов-Андреевич (р. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер[4].
Наталья Павлова — музыкант, основатель московской фанк-группы Clean Tone.
Поросёнок Пётр
В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра («Поросёнок Пётр и машина», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр едет в гости»). Эти книги так понравилась читателям, что был создан мультфильм, а фанфики пишут до сих пор.
Премии и награды
Примечания
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/181976