Анализ баллады толстого василий шибанов

Анализ баллады Толстого Василий ШибановАнализ баллады Толстого Василий Шибанов
Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Историческая составляющая

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Некоторое время Алексей Толстой служил в архиве. Работая с документами, он узнал много интересных вещей, и это побудило попробовать свои силы в новом жанре. Произведение «Василий Шибанов» было написано в 1840 году. При создании былины автор основывался на фактах, изложенных в эпохальном произведении Карамзина «История государства Российского». А. К. Толстой не ставил перед собой цель изложить факты в их точной последовательности. Скорее, он хотел передать атмосферу того времени, ведь недаром большая часть стихотворения отводится мучениям и мольбам Василия.

Среди персонажей, показанных в балладе, присутствуют палачи-опричники, хотя на самом деле предательство воеводы Курбского произошло раньше, чем на Руси появилась опричнина. Ещё 15 лет после введения нового порядка фактической столицей государства оставалась Александровская слобода, где и проходили ритуальные богослужения, организованные по типу монастырских.

Сюжетная линия

Сюжет исторической баллады «Василий Шибанов» Толстого состоит из 2 частей. Завязка — бегство воеводы, который принял литовское подданство и теперь боялся заслуженного наказания со стороны царя. Вторая часть начинается с кульминации, когда гонец передаёт письмо Иоанну, и заканчивается развязкой — мучительной гибелью Василия в застенках темницы.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Сюжетные перипетии служат иллюстрациями отношения автора к Андрею Курбскому. В первой части Василий отдаёт ему своего коня, не страшась долгого пешего путешествия.

Князь не отказывается от предложения и благополучно достигает вражеского стана. Там он сочиняет оскорбительное послание царю, и Василий появляется как раз вовремя.

В этом эпизоде показано, что в окружении князя не находится желающих отвезти письмо царю. Только верный гонец согласился пойти на мучительную гибель.

В экспозиции произведения с самого начала заметно, что Алексей Толстой относится к Курбскому как к отрицательному герою. Момент, когда князь как бы в насмешку предлагает стремянному деньги, показывает его бездушие.

Понимая, что вскоре Василию уже не понадобятся материальные ценности, он делает вид, будто не замечает большой преданности своего слуги.

В то же время, сам гонец понимает, через что ему придётся пройти, и говорит: «Тебе здесь важнее твоё серебро, а я передам и за муки».

Народ — ещё один персонаж произведения. Он показан именно как масса, которая живёт в постоянном страхе и молится, чтобы очередной день прошёл без казни. По этой характеристике можно понять, насколько далёк был автор от простых людей. В действительности он был потомком графского рода и другом царя, и страдания народа не мог понять в полной мере, хотя и сочувствовал угнетённым.

Краткое содержание

Баллада основана на реальных событиях: князь Курбский действительно совершил предательство и уехал в Литву, потому что опасался гнева Ивана Грозного. По дороге его конь издох, и слуга предложил своего, а сам пошёл пешком.

Когда воевода оказался в безопасности, его окружили удивлённые литовцы. Им льстило, что русский князь сделался другом. Однако русский воевода не был рад, ведь его одолели гнев и злость на царя.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Вместо того чтобы спокойно жить и служить новому сюзерену, князь Андрей решил отомстить, причём не самым эффективным способом. Курбскому на ум пришла идея письменно высказать государю всё, что о нём думает.

Он писал послание, полное яда, всю ночь, и закончил лишь тогда, когда занялась заря.

Но поскольку самостоятельно отправить письмо или сказать правителю неприятные вещи в лицо не хватало смелости, был выбран более безопасный способ — передача челобитной с гонцом.

В это время слуга как раз дошёл до стана и вызвался исполнить опасную миссию. Когда он прискакал в Москву, государь совершал службу. Окончив её, Иван Грозный вместе со свитой шёл по улице, когда увидел гонца, который ехал, «раздвигая народ».

По мере прочтения письма царь приходит в ярость. Он протыкает ногу гонца жезлом, но тот даже не показывает боли. Окончив чтение, государь удивляется тому, что Курбский послал такого преданного слугу на погибель, и отправляет его в темницу.

Сменяя друг друга, Василия пытают палачи, и в конце концов он умирает. Однако последними словами стали не мольбы о пощаде, а молитвы, обращённые к Богу. Слуга просит творца о том, чтобы он простил князя-предателя и его самого, а также выражает надежду, что бог помилует Русь и жестокого царя.

С этой молитвой на устах Василий испускает дух.

Анализ стихотворения

По жанровой принадлежности произведение «Василий Шибанов» является балладой. В нём не просто излагаются факты, а показано отношение автора к событиям и героям. Анализ «Василия Шибанова» позволяет понять, что А. К. Толстого волнуют следующие темы:

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

  • социальная ответственность;
  • жестокость и чуткость;
  • честь и бесчестье;
  • грех и праведность;
  • вера в Бога;
  • самопожертвование;
  • предательство;
  • смелость и трусость.

В балладе используются средства выразительности нескольких видов. На их основе ученики могут составить цитатный план произведения. Тропы, с помощью которых автор передаёт динамичность сюжета и раскрывает характеры героев:

  • Эпитеты. «Собачья измена», «лихой злодей», «рабская верность», «дерзкий гонец».
  • Сравнения. «Лиях кровь, аки воду».
  • Метафоры. «Послание, полное яду», «перо его местию дышит», «послание, полное яду», «гудят терема», «звонит всей опрични кромешная тьма».

Главные герои

Если судить по названию, может показаться, что в произведении один главный герой. На самом деле их три, причём все вызывают разное отношение. Основные персонажи:

  • царь;
  • Василий Шибанов;
  • князь Курбский.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Однозначно положительной фигурой является стремянной Шибанов. С самого начала баллады и до конца он хранит верность господину. Царь показан противоречивой личностью.

С одной стороны, он бессердечен и запредельно жесток, что можно понять уже по одной детали: встретив гонца, Иоанн вонзает ему в ногу конец жезла. С другой стороны, царь внимателен, потому что отмечает преданность Василия.

Качества, которыми Алексей Толстой наделяет стремянного:

  • стойкость;
  • смелость;
  • мужество;
  • преданность.

Курбанов — однозначно отрицательный герой. Во-первых, он предаёт царя и бежит во вражеский стан, спасаясь от его гнева. Во-вторых, князь труслив, ведь он не может сказать царю лично всё, что думает. В-третьих, он не менее жесток, чем царь.

Посылая Василия в качестве гонца, Курбский отчётливо понимает, что его ждут пытки и мучительная гибель. Тем не менее он без колебаний отправляет стремянного с обличительным письмом.

Изменение личности Василия

В первой части произведения Толстой изобразил главного героя смиренным и покорным человеком. Когда измученный конь князя пал, стремянный без колебаний отдал своего.

Автор показывает читателям, что так поступить его побудила лишь «рабская верность».

Если поискать скрытый смысл в словах Василия, станет понятно, что он осуждает князя, но старается этого не показывать, так как слуга не вправе критиковать поступки своего господина.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Литовцев Василий воспринимает как врагов, поэтому его слова Курбскому можно воспринять как насмешку. Но во второй части произведения слуга предстаёт совсем другим человеком.

Теперь это не просто безмолвный посредник, вручивший письмо, а грозный обличитель. Царь и сам понимает, что погряз в пороках и жестокости, и на это указывают его слова.

Во время прочтения письма он соглашается с тем, что пишет ему Курбский.

По словам Иоанна, Василий — «не раб, но товарищ и друг», и если Курбский отправил его на верную погибель, значит, у него должно быть ещё много таких людей. Вслед за этим Василий отправляется в темницу, где его пытают. При таких обстоятельствах характер главного героя раскрывается в полной мере: он не выдаёт товарищей Курбского, несмотря на самые жестокие пытки.

В заключительной части баллады автор показывает мучительную смерть главного героя, который даже в такой ситуации не проклинает своих палачей, а молится за них.

Василий предстаёт перед нами как посланник свыше, миссия которого заключается в страдании за чужие грехи. Он обращается к Всевышнему с мольбой обо всём русском народе, о своём господине и о царе. Заключительная часть — прощание с этим миром. Так происходит трансформация из покорного раба в стойкого духом мученика.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/vasiliy-shibanov.html

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Видеоурок. Литература 7 Класс

На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад  А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин»  поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять  авторскую концепцию в  изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание  в уроке уделено художественным особенностям баллад.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября  1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.

Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.

Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».

О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так:  «Мое детство  было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания.

Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.

С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».

Перовский  регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже  представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику  обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)

До самой своей смерти  дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены.

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)

Также благодаря дяде, ещё ребенком,  Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II  и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые  отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную  карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей  Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его  фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории.  В дальнейшем историческая  баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

  • Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века  (Гете, Жуковского, Пушкина).
  • Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.
  • В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
  • Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)

Фигура этого царя,  безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

  1. Как в тереме  живет православный Царь:
  2. Православный Царь Иван Васильевич:
  3. Он грозен, батюшка, и милостив,
  4. Он за правду милует, за неправду вешает.
  5. Уж настали годы злые на московский народ,
  6. Как и стал православный Царь грозней прежняго.
  7. Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным  в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».  Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин»
Историческая основа сюжета Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина Рассказ о смерти  Репнина  в  «Истории  Иоанна  Грозного»  кн.   А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос «Василий  Шибанов» «Князь  Михайло Репнин»
Конфликт, положенный в основу сюжета. Верный слуга Курбского  Василий Шибанов  доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом,  в обеих балладах автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь Михайло Репнин»
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? Эпитеты:  рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена. Метафоры: «перо его местию дышит»;  «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични кромешная тьма». Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь. Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»
Стилизация под фольклор Устаревшая лексика: Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

  •  Смирная одежда — траурная. 
  • Окольные — приближенные. 
  • Аз, иже — я, который.
  • Лиях — лил.
  • Заплечный мастер — палач.
  • Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
  • Повторы строф (рефрен):
  • «Царь, слово его все едино:
  • Он славит свого господина!»
  1. Устаревшая лексика:
  2. Кравчий — распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому столу. 
  3. Тиуны —  верные слуги. 
  4. Машкара,  личина – маска.
  5. Рек – сказал.
  6. Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
  7. Повторы строф (рефрен):
  8. «Поют потехи брани, дела былых времен,
  9. И взятие Казани, и Астрахани плен».
Читайте также:  Петушок и бобовое зернышко - краткое содержание сказки

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

  • Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий  Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу  слуги, но приговор его жесток:
  • Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
  • И много, знать, верных у Курбского слуг,
  • Что выдал тебя за бесценок!
  • Ступай же с Малютой в застенок!»
  • В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:
  • И смех их раздается, и пир опять кипит,
  • Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
  • «Убил, убил напрасно я верного слугу,
  • Вкушать веселье ныне я боле не могу!»

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет  исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный».  Затем появится историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная  тема  всех трех произведений – трагедия власти.

У самого А. Толстого  с властью были  особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его  стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

  1. Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
  2. Не навсегда моя остыла кровь;
  3. Пришла пора, и вы воскресли снова,
  4. Мой прежний гнев и прежняя любовь!
  5. Рассеялся туман и, слава богу,
  6. Я выхожу на старую дорогу!

А. К. Толстой

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор — Коровина В.Я. — 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор — Тищенко О.А. — 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор — Кутейникова Н.Е. — 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Коровина В.Я. — 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор — Коровина В.Я. — 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. — 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Курдюмова Т.Ф. — 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Толстой А. К. Баллады (Источник). 
  5. Толстой А. К. Биография (Источник). 
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание:

  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный  А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repnin

Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады.

  • Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
  • Задачи:
  • образовательные:
  • познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
  • углубить представление об особенностях жанра баллады;
  • познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;
  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;
  • развивать умение выразительного чтения произведения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
  • закреплять и ввести термины: баллада, опричнина, опричник;
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • развивать внимание, связную речь

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • формирование и воспитание духовно развитой личности;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г

  1. Ход урока
  2. 1.Психологический настрой
  3. — Добрый день!

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Актуализация знаний

1). Опрос домашнего задания.

Биография Алексея Константиновича Толстого (статья учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого стр. 279- 280). Показ презентации.

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря  1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. С шести лет он начал писать стихи. Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти.

В 1827 году Толстой вместе с матерью побывал в Германии, познакомился с Гёте. В 1831 году дядя везёт племянника в Италию. Алексей Толстой свободно владел несколькими языками, работал в Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счётных дел.

Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году повесть «Упырь». Позднее (после 1854 года) появились знаменитые стихи «Колокольчики мои …», «Средь шумного бала …» и другие. В этот же пе­ри­од от­ме­ча­ет­ся ин­те­рес Алек­сея Кон­стан­ти­но­ви­ча к ис­то­рии.  Появились исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

  • В даль­ней­шем ис­то­ри­че­ская  бал­ла­да стала одним из ос­нов­ных жан­ров его по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства.
  • В своих ис­то­ри­че­ских бал­ла­дах Алек­сей Тол­стой часто об­ра­ща­ет­ся к эпохе Ивана Гроз­но­го.
  • Рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине.
  • Сообщения группы «историков».

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину.

  1. &Работа со словарём:
  2. Опричник— дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.
  3. Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя.

Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

2). Постановка учебной цели.

— Вспомните определение баллады.

— Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

— Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

— С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

  • — Вспомните определение баллады.
  • Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
  • — Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

— Многие русские поэты XIX века обращалась к жанру баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.

— С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?

— Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

3.Анализ произведения

1). Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Зазнобы, стремянный, опрична, опричнина, окольные, ересь, заплечные … мастера

2). Исторический комментарий.

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

3). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов».

4). Беседа по вопросам

— Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе? (Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

— Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

  1. -Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).
  2. Лексическая работа
  3. Стремянный — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
  4. Воевода – начальник войска в древней Руси

-Что мы узнаем о князе Курбском?(Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому?(Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей). — Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

  • преданность, верность своему господину:
  • 1).«Но рабскую верность Шибанов храня,
  • Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!».

  1. стойкость:
  2. 1). «И молвит ему, не бледнея:
  3. «От Курбского, князя Андрея!»;
  4. 2). «Пытают и мучат гонца палачи,
  5. Друг к другу приходят на смену …».
  6. «И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
  7. Назвал ли он вора друзей наконец?»
  8. — «Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!».

Шибанов вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).Шибанов не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя).

-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж — рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев). 

4. Рефлексия деятельности.

  • Восстановление текста
  • -Сегодня на уроке я узнал(а) ___________
  • — Мне было интересно __________
  • — Актуальность сюжета баллады заключается в __________
  • — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Читайте также:  Грозовой перевал - краткое содержание романа бронте

5. Домашнее задание.

Выразительное чтение баллады, вопросы и задания на стр.288.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз бал­лад А. К. Тол­сто­го 

Во­прос «Ва­си­лий Ши­ба­нов» «Князь Ми­хай­ло Реп­нин»
Ис­то­ри­че­ская ос­но­ва сю­же­та От­ры­вок из «Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» Н. М. Ка­рам­зи­на Рас­сказ о смер­ти  Реп­ни­на  в  «Ис­то­рии  Иоан­на  Гроз­но­го»  кн.   А. М. Курб­ско­го

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что, поль­зу­ясь ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, поэт при­вно­сит  в сюжет долю ху­до­же­ствен­но­го вы­мыс­ла. Тол­стой счи­тал, что пи­са­тель и поэт имеют на это пол­ное право.

Во­прос «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» «Князь  Ми­хай­ло Реп­нин»
Кон­фликт, по­ло­жен­ный в ос­но­ву сю­же­та. Вер­ный слуга Курб­ско­го  Ва­си­лий Ши­ба­нов  до­став­ля­ет Ивану Гроз­но­му пись­мо, за что по при­ка­зу царя под­вер­га­ет­ся пыт­кам и в фи­на­ле каз­нен. На пиру у Ивана Гроз­но­го кн. Ми­хай­ло Реп­нин от­кры­то воз­му­ща­ет­ся про­из­во­лом царя, его кро­ва­вым прав­ле­ни­ем. Иван Гроз­ный на гла­зах у пи­ру­ю­щих уби­ва­ет Реп­ни­на.

Таким об­ра­зом,  в обеих бал­ла­дах автор со­зда­ет  образ же­сто­ко­го пра­ви­те­ля, бес­по­щад­но рас­прав­ля­ю­ще­го­ся с каж­дым, кто пы­та­ет­ся от­сто­ять свою точку зре­ния.

Во­прос «Ва­си­лий Ши­ба­нов» «Князь Ми­хай­ло Реп­нин»
Какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти по­мо­га­ют вос­со­здать со­бы­тия про­шло­го? Эпи­те­ты:  раб­ская вер­ность, лихой зло­дей, дерз­кий гонец,  со­ба­чья из­ме­на. Ме­та­фо­ры: «перо его ме­стию дышит»;  «по­сла­ние, пол­ное яду»;  «зво­нит всей оприч­ни кро­меш­ная тьма». Эпи­те­ты: раз­гуль­ные оприч­ни­ки, бе­сов­ские дети, дер­жав­ное слово, строп­ти­вый раб, прав­ди­вый князь. Ме­та­фо­ры: «С ве­чер­ни льют­ся вины на цар­ские ковры»,     «Рас­сыпь дер­жав­ным сло­вом детей бе­сов­ских рать»
Сти­ли­за­ция под фольк­лор Уста­рев­шая лек­си­ка: Оприч­ня – оприч­ни­на . Так на­зы­ва­лась часть го­су­дар­ства, с осо­бым управ­ле­ни­ем, вы­де­лен­ная для со­дер­жа­ния цар­ско­го двора и оприч­ни­ков.

  1.  Смир­ная одеж­да — тра­ур­ная. 
  2. Околь­ные — при­бли­жен­ные. 
  3. Аз, иже — я, ко­то­рый.
  4. Лиях — лил.
  5. За­плеч­ный ма­стер — палач.
  6. Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.
  7. По­вто­ры строф (ре­френ):
  8. «Царь, слово его все едино:
  9. Он сла­вит свого гос­по­ди­на!»
  • Уста­рев­шая лек­си­ка:
  • Крав­чий — рас­по­ря­жал­ся по­да­чей  блюд  и  на­пит­ков  к цар­ско­му столу. 
  • Тиуны —  вер­ные слуги. 
  • Маш­ка­ра,  ли­чи­на – маска.
  • Рек – ска­зал.
  • Фольк­лор­ная ком­по­зи­ция:зачин, ос­нов­ная часть, кон­цов­ка.
  • По­вто­ры строф (ре­френ):
  • «Поют по­те­хи брани, дела былых вре­мен,
  • И взя­тие Ка­за­ни, и Аст­ра­ха­ни плен».

Вывод. Бал­ла­ды объ­еди­не­ны сти­ли­сти­че­ски и те­ма­ти­че­ски. В об­ра­зах Ва­си­лия Ши­ба­но­ва и князя Реп­ни­на автор во­пло­тил идею спра­вед­ли­во­го на­род­но­го гнева, воз­му­ще­ния кро­ва­вой по­ли­ти­кой Ивана Гроз­но­го. Оба героя уми­ра­ют, но не из­ме­ня­ют своим жиз­нен­ным прин­ци­пам.

  1. Образ царя в бал­ла­дах про­ти­во­ре­чив. В бал­ла­де «Ва­си­лий  Ши­ба­нов» царь вы­со­ко оце­нил пре­дан­ность и от­ва­гу  слуги, но при­го­вор его же­сток:
  2. Гонец, ты не раб, но то­ва­рищ и друг,
  3. И много, знать, вер­ных у Курб­ско­го слуг,
  4. Что выдал тебя за бес­це­нок!
  5. Сту­пай же с Ма­лю­той в за­сте­нок!»
  6. В бал­ла­де «Князь Ми­хай­ло Реп­нин» в гневе царь уби­ва­ет непо­кор­но­го бо­яри­на, а потом горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в со­де­ян­ном:
  7. И смех их раз­да­ет­ся, и пир опять кипит,
  8. Но звон ков­шей и куб­ков царя не ве­се­лит:
  9. «Убил, убил на­прас­но я вер­но­го слугу,
  10. Вку­шать ве­се­лье ныне я боле не могу!»
  11. Анализ баллады Толстого Василий ШибановАнализ баллады Толстого Василий Шибанов

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-a-k-tolstoi.html

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

По жанровой направленности произведение относится к разновидности исторической баллады, созданной в стиле устного фольклорного народного творчества.

Композиционная структура баллады представляет собой две стихотворные части в сочетании с прологом, выраженным в виде завязки сюжетного повествования, посвященного периоду правления русского царя Ивана Грозного.

Первая часть баллады повествует о предательстве воеводы князя Курбского, который переходит на сторону врага в виде Литовского княжества. Во второй части произведения местом действия становится Москва, на территории которой происходит передача письма царю Иоанну, а также сцены мучительной смерти гонца, решившегося на доставку обличительного послания Курбского в адрес Ивана Грозного.

Ключевым положительным образом баллады автор представляет слугу и преданного сторонника князя Курбского Василия Шибанова, именем которого названо произведение. Герой описывается в балладе как бескорыстный, отважный, мужественный и преданный человек, отличающийся великодушием, христианской покорностью и необычайной силой воли.

  • Основному герою автор противопоставляет двух отрицательных персонажей произведения в качестве неблагодарного и малодушного вельможи Курбского, предавшего собственную родину ради удовлетворения своих амбиций, а также в виде жестокого и мрачного государя Ивана Грозного, характеризующегося неконтролируемым гневом, нетерпимостью, злобой, ненавистью и желчью. 
  • Противопоставление главного персонажа Василия Шибанова властителям его судьбы является неслучайным, поскольку автор тем самым демонстрирует истинные человеческие качества, подчеркивающие нравственные достоинства простого русского человека.
  • Средствами художественной выразительности в балладе являются разнообразные эпитеты, многочисленные повторы, а также гиперболы, олицетворения и метафоры, выражающие эмоциональное состояние персонажей произведения и помогающие создать динамичное развитие сюжетной линии.

Кроме того, баллада «Василий Шибанов» отличается наличием оборотов, свойственных письменной речи того исторического периода времени, а также большим количеством простонародных слов и выражений. Помимо этого, автор применяет в стихотворном повествовании такие литературные приемы, как анафора, инверсия, синекдоха.

Смысловая нагрузка баллады заключается в авторском осмыслении проблемы государственного деспотизма и попытке выявления причин его возникновения. При этом писатель обращается к историческому времени правления Грозного не только в рассматриваемой балладе, но и в других своих произведениях.

Анализ стихотворения Василий Шибанов по плану

Анализ баллады Толстого Василий Шибанов

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tolstoj/vasilij-shibanov

Баллада "Василий Шибанов" А.К Толстого: анализ

ad gloriam NB

Когда я впервые прочёл балладу, она вызвала во мне недоумение: не может быть, чтобы такое яркое произведение, написанное таким автором, прославляло всего лишь «рабскую верность»! При внимательном прочтении, однако, баллада оказалась не столь проста.

Уже вторая строка вводит главного героя:

1. Князь Курбский от царского гнева бежал.

2. С ним — Васька Шибанов, стремянный.

«Васька» — не просто пренебрежительное или презрительное именование. В описываемое балладой время такие формы имён были строго регламентированы. Так называли людей низших сословий и бояр, подвергшихся царской опале. И, конечно, так не стал бы называть А.К.

Толстой любимого героя. Значит, строка незримо вводит и третьего персонажа — рассказчика, которому принадлежит дискурс баллады, и через восприятие которого (сильно отличающееся, как мы увидим) от восприятия автора, мы узнаём об описанных в балладе событиях.

  • Из той же второй строки мы узнаём, что Шибанов представляется рассказчику стоящим ниже его самого на социальной лестнице, а также — что Шибанов не вызывает у рассказчика особых симпатий: баллада — не официальный документ времён Ивана Грозного, ничто не мешало назвать Шибанова «Василием».
  • Такой приём призван вызвать читательское доверие: автор сообщает о событиях не сам, а устами нейтрального (или даже враждебного герою) наблюдателя.
  • Дальнейшие строки добавляют ещё несколько мазков к личности рассказчика:

3. Дороден был князь. Конь, измученный, пал.

4. Как быть среди ночи туманной?

5. Но рабскую верность Шибанов храня,

6. Свово отдаёт воеводе коня:

Итак, с точки зрения рассказчика, мотив поступка — «рабская верность». Слово «рабская» вряд ли носит оценочный характер (каковой, несомненно, носило бы в устах А.К.Толстого!), а является просто описательным: для рассказчика рабская верность — явление нормальное.

Ещё одна интересная деталь — употребление рассказчиком диалектизма «свово». Это — не просто стилизация под «старинную речь» — другие герои баллады так не говорят.

7-я строка знакомит нас с героем ближе, позволяя услышать его голос:

7. «Скачи, князь, до вражьего стану —

8. Авось я пешой не отстану.»

Шибанов представляется по-собачьи преданным, но туповатым и бесчувственным человеком: полководцу, вынужденному бежать к врагам, меньше всего хочется слышать, что он скачет именно «до вражьего стану». Отправляя князя к литовцам, Шибанов, фактически, называет его предателем! Такое «упущение» со стороны Шибанова, как и вся его «прстецкая» речь, рисует его именно «Васькой» — недалёким холопом.

9.И князь доскакал. Под литовским шатром

10. Опальный сидит воевода.

11. Стоят в изумленьи литовцы кругом,

12. Без шапок толпятся у входа.

13. Всяк русскому витязю честь воздаёт.

14. Недаром дивится литовский народ,

15. И ходят их головы кругом:

16. «Князь Курбский нам сделался другом!»

17. Но князя не радует новая честь —

18. Исполнен он желчи и злобы.

  1. 19. Готовится Курбский царю перечесть
  2. 20. Души оскорблённой зазнобы:
  3. 21. «Что долго в себе я таю и ношу,
  4. 22. Всё то я пространно к царю напишу —
  5. 23. Скажу напрямик, без изгиба

24. За все его ласки спасибо!»

Рассказчик отказывается признать за Курбским благородный порыв: мотивом его письма служат «желчь и злоба», личное раздражение. И, в отличие от оценки рассказчиком Шибанова, здесь автор, по-видимому, разделяет его мнение. Дальнейшие строки прекрасно изображают душевное состояние Курбского:

25. И пишет боярин всю ночь напролёт.

26. Перо его местию дышит.

27. Прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт,

28. И снова без устали пишет.

29. И злыми словами язвит он царя.

30. И скоро, едва занялася заря,

31. Готово, ему на отраду,

32. Послание, полное яду.

33. Но кто ж дерзновенные князя слова

34. Отвезть Иоанну возьмётся?

35. Кому не люба на плечах голова?

36. Чьё сердце в груди не сожмётся?

37. Невольно сомненья на князя нашли…

«Месть», «злые слова», «яд» — содержание письма Курбского. Он с вожделением перечитывает написанное им, настолько отдавшись ненависти, что забывает о простой необходимости — доставить письмо адресату!

38. Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:

39. «Князь, служба моя не нужна ли?

40. Вишь, наши меня не догнали!»

Невероятно своевременное появление Шибанова заставляет усомниться в его случайности. Кроме того, он с порога повторяет уже допущенную им в предыдущей реплике князю «неловкость»: «наши меня не догнали».

Случайность? Недомыслие? Или Шибанов намеренно не даёт Курбскому забыть, где — «наши», а где — «вражий стан»? Грех искупим раскаянием, покуда человек осознаёт, что грешит.

Не спасает ли Шибанов душу Курбского, напоминая князю, что его действия — измена, пусть и вынужденная? Если так, то верность Шибанова вряд ли можно определить как рабскую, а сам он представляется благородной натурой, лишь прячущейся под личиной верного увальня. В отличие, как мы видим из следующих строк, от Курбского:

41. И Курбский с письмом посылает раба,

42. Торопит его в нетерпеньи:

43. «Ты телом здоров, и душа не слаба!

44. А вот и рубли в награжденье!»

Отправляя человека на пытки и смерть, князь то ли невероятно циничен, то ли несёт околесицу.

Чем может помочь «здоровое тело» на дыбе — продлить страдания? «Сильная душа» — тоже не при чём: никакие показания Шибанова не могут повредить Курбскому, недосягаемому для царя.

И, наконец, верх низости — соблазнять деньгами человека, который попросту не успеет их потратить. Да, князь Курбский остро нуждается в спасении души! Тон Шибанова меняется, знаменуя таинственную метаморфозу, которая, как мы увидим, вот-вот произойдёт с ним:

45. Шибанов ему отвечает: «Добро!

46. Тебе тут нужнее твоё серебро,

47. А я передам и за муки

48. Письмо твоё в царские руки!»

  • Пропали «вишь» и «авось», маска «Васьки» сброшена, герой говорит спокойным языком образованного человека, облечённого чувством собственного достоинства.
  • Путешествие Шибанова баллада не описывает, заменяя его описанием Москвы времён правления царя-безумца:
  • 49. Звон медный несётся, гудит над Москвой;
  • 50. Царь в смирной одежде трезвонит;
  • 51. Зовёт ли обратно он прежний покой,

52. Иль совесть навеки хоронит?

  1. 53. Но часто и мерно он в колокол бьёт,
  2. 54. И звону внимает московский народ
  3. 55. И молится, полный боязни,

56. Чтоб день миновался без казни.

Строки 49-56 аналогичны строкам 9-16: оба отрывка описывают реакцию «народа» на высокопоставленных героев баллады («литовский народ» (14) — «московский народ»(54)). В обоих случаях — реакция настороженная, но всё же Москва Грозного — невпример страшней лагеря литовских войск. Жизнь москвичей изображена как кошмар, где предмет молитвы — «чтоб день миновался без казни»!

57. В ответ властелину гудят терема.

58. Звонит с ним и Вяземский лютый,

59. Звонит всей опрични кромешная тьма,

60. И Васька Грязной, и Малюта.

  • 61. И тут же, гордяся своею красой,
  • 62. С девичьей улыбкой, с змеиной душой
  • 63. Любимец звонит Иоаннов,

64. Отверженный Богом Басманов.

65. Царь кончил; на жезл опираясь, идёт,

66. И с ним всех окольных собранье.

«Звон медный» — не просто колокольный звон. Колокола московских церквей — в руках душегубов и садистов, перечисленных поимённо. Во главе их — сам царь. Некому жаловаться, неоткуда ждать защиты, нет причин надеяться на лучшее. Эта жуткая безысходность требует разрешения —  Помазанника, Мессии, ангела или чуда.

И Он является:

67. Вдруг едет гонец, раздвигает народ,

68. Над шапкою держит посланье.

  1. 69. И прянул с коня он поспешно долой,
  2. 70. К царю Иоанну подходит пешой,
  3. 71. И молвит ему, не бледнея:

72. «От Курбского князя Андрея.»

Куда делся неловкий в речах Васька Шибанов? Кто «раздвинул» «полный боязни» московский народ? Кто — человек с речью придворного, не бледнея обращающийся к страшному царю? Не апостольское ли Послание держит он над шапкой?

Читайте также:  Скрипучие половицы - краткое содержание рассказа паустовского

Но ведь в послании, как мы знаем — «желчь, злоба, месть, злые слова, яд»! Или они тоже изменились чудесным образом, вместе с гонцом?

Впрочем, царь ещё не понимает происходящего. Он нарушает древнее священное правило — неприкосновенность посла:

73. И очи царя загорелися вдруг:

74. «Ко мне? От злодея лихого?

75. Читайте же, дьяки, читайте мне вслух

76. Посланье от слова до слова!

77. Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

  • 78. И в ногу Шибанова острый конец
  • 79. Жезла своего он вонзает,
  • 80. Налёг на костыль — и внимает:
  • Грозному повсюду видятся измена и заговор, но погрязший в грехе царь не способен разглядеть истинной опасности — охваченный гордыней, он сам отдаёт приказ читать письмо прилюдно:
  • 81. «Царю, прославляему древле от всех,

82. Но тонущу в сквернах обильных.

83. Ответствуй, безумный, каких ради грех

84. Побил еси добрых и сильных?

85. Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны

86. Без счёта твердыни врагов сражены?

87. Не их ли ты мужеством славен?

88. И кто им бысть верностью равен?

89. Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

86. В небытную ересь прельщенный?

90. Внимай же! Приидет возмездия час,

  1. 91. Писанием нам предреченный,
  2. 92. И аз, иже кровь в непрестанных боях
  3. 93. За тя, аки воду, лиях и лиях,

94. С тобой пред Судьёю предстану!»

95. Так Курбский писал Иоанну.

Сами слова письма, конечно, не изменились. Но «яд» Курбского, попав в Москву оказался… правдой. То, о чём доселе было страшно даже подумать, звучит во всеуслышанье по приказу самого царя!

Несомненно, Гонец принёс царю не письмо опального князя, а Послание Свыше — страшное, но и предлагающее последнюю надежду — принять слова Послания и раскаяться.

Собственно, кульминация баллады — именно здесь. Время как бы перестаёт течь, будущее балансирует на настоящем:

96. Шибанов молчал. Из пронзённой ноги

97. Кровь алым струилася током,

98. И царь на спокойное око слуги

99. Смотрел испытующим оком.

  • 100. Стоял неподвижно опричников ряд;
  • 101. Был мрачен владыки загадочный взгляд,
  • 102. Как будто исполнен печали,

103. И все в ожиданье молчали.

Но царь оказывается неспособным принять протянутую ему руку помощи.   Он пригвождён собственным жезлом к посланцу. Подобно герою трагедии, его спасению препятствует чувство вины:

104. И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,

105. И нет уж мне жизни отрадной!

106. Кровь добрых и сильных ногами поправ,

107. Я пёс, недостойный и смрадный!

  1. Расширившись на считанные минуты, больное сознание царя стремительно сужается прямо у нас на глазах, возвращаясь на круги обыкновенной для него паранойи:
  2. 108. Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
  3. 109. И много, знать, верных у Курбского слуг,

110. Что выдал тебя за бесценок!

111. Ступай же с Малютой в застенок!»

  • Бес вновь овладевает разумом царя, ненадолго освобождённым святым присутствием Посланца.
  • В сущности, балладу можно было закончить и этими словами.
  • Эпилог, однако, содержит некоторые «ключи» к пониманию баллады.
  • 112. Пытают и мучат гонца палачи,
  • 113. Друг к другу приходят на смену:
  • 114. «Товарищей Курбского ты уличи,

115. Открой их собачью измену!»

116. И царь вопрошает: «Ну, что же гонец?

117. Назвал ли он вора друзей наконец?»

Но у Курбского (в пределах баллады) нет ни «друзей», ни «товарищей». Единственный преданный друг — и есть Шибанов. «Собачья измена» существует только в больном воображении царя.

Неожиданно звучит словечко, уже слышанное нами в начале баллады — в 6-й строке:

118. — «Царь, слово его всё едино:

119. Он славит свово господина!»

  1. И снова:
  2. 120. День меркнет, приходит ночная пора,
  3. 121. Скрыпят у застенка ворота,
  4. 122. Заплечные входят опять мастера,

123. Опять зачалася работа.

124. «Ну что же, назвал ли злодеев гонец?»

  • 125. — «Царь, близок ему уж приходит конец,
  • 126. Но слово его всё едино,
  • 127. Он славит свово господина:

Кто докладывает царю о ходе допроса? На это мы можем ответить с достаточной уверенностью: Малюта Скуратов. Возможно ли, что именно он и является «рассказчиком» баллады? С точки зрения «осведомлённости» — да, Малюта был одним из немногих, посвящённых в тайны двора и застенка.

Неспособность увидеть в Шибанове ничего, кроме «рабской верности» — тоже вполне согласуется с личностью Малюты.

Кроме того, Малюта Скуратов — практически единственный из высокопоставленных опричников, переживший опричнину, и руководивший её ликвидацией, то есть, — подходит на роль «рассказчика о былом».

Правда, если принять такое предположение, то придётся допустить, что Малюта говорит о себе самом в 3-м лице в 60-й строке.

И всё же — почему Шибанов «славит свово господина»? Судя по балладе, Курбского «славить» как будто не за что. Объяснение находится в последнем монологе Шибанова. Кстати, текст построен так, что монолог можно воспринять как принадлежащий самому Шибанову, так и как часть «протокола допроса».

  1. 128. «О князь, ты, который предать меня мог
  2. 129. За сладостный миг укоризны,
  3. 130. О князь, я молю, да простит тебе Бог

131. Измену твою пред Отчизной!

  • 132. Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
  • 133. Язык мой немеет, и взор мой угас,
  • 134. Но в сердце любовь и прощенье —

135. Помилуй мои прегрешенья!

136.Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,

137. Прости моего господина!

  1. 138. Язык мой немеет, и взор мой угас,
  2. 139. Но слово мое все едино:
  3. 140. За грозного, Боже, царя я молюсь,
  4. 141. За нашу Святую, Великую Русь —

142. И твёрдо жду смерти желанной!»

Оказывается, царю доносят неверные сведения! Шибанов не славит своего господина, а молится о нём. Более того, не об одном господине, а о двух — князе Курбском и царе Иоанне. Исходя из текста баллады, оба — злодеи, и, следовательно, оба нуждаются в молитвах.

Шибанов умирает как святой, молясь об истязающих его. Его слова «твёрдо жду смерти желанной» — не продиктованы доктриной: под пыткой смерть, несомненно, желанна.

Правда, в личности Шибанова есть и люциферовы черты: он сам отправляет Курбского к литовцам (отдав ему коня), он появляется удивительно «вовремя». Наконец, вся описанная в балладе история представляется чуть ли не его, Шибанова, затеей.

И всё же, он — Носитель Света — именно то вмешательство в жизнь людей, которое позволяют себе Небеса.

143. Так умер Шибанов, стремянный. 

Источник: https://perchik1967.livejournal.com/7920.html

Анализ баллады Толстого “Василий Шибанов”

В 1840-е гг. автор, несколько лет посвятивший службе в архиве и разбору документов древности, обращается к жанру исторической баллады.

Наиболее удачным из ранних творческих опытов принято считать произведение “Василий Шибанов”, основанное на фактах из карамзинской “Истории государства Российского”.

В число задач, которые ставил перед собой молодой поэт, не входило намерение придерживаться строгой хронологии. В царскую свиту, изображенную Толстым, входят палачи-опричники.

Между тем бегство Курбского произошло ранее, чем была

введена опричнина. Ритуальные служения нового объединения, устроенные по образцу монастырской жизни, происходили не в Москве, а в Александровской слободе, которая оставалась фактической столицей государства на протяжении 15 лет.

Сюжетные особенности позволяют выделить в балладе две части. Первая посвящена предательству воеводы Курбского, перешедшего на сторону княжества Литовского. Момент передачи письма, адресованного Грозному, завершает этот фрагмент. Место действия второго эпизода – Москва.

В него включены сцены передачи письма и мучительной смерти гонца, отважившегося доставить дерзкое послание.

Центральной фигурой, объединяющей обе части стихотворного текста, становится образ Василия Шибанова, слуги и преданного сторонника Курбского.

Следуя законам балладного жанра, поэт создает портрет героя, сложенный из поступков последнего. Движимый “рабской верностью”, Шибанов отдает господину своего коня взамен хозяйского, павшего во время ночного побега.

Выдержав это испытание, неутомимый стремянный сразу же получает следующее, более опасное поручение.

Ему предстоит отвезти царю “послание, полное яду”. Слуга берется за дело, хотя осознает риск мероприятия. Он проявляет бескорыстие, отказываясь от денежного вознаграждения.

В трагических московских сценах Василий выказывает не менее похвальные качества: отвагу, преданность, мужество.

Отметив стойкость раненого гонца, самодержец посчитал его “товарищем и другом” боярина-перебежчика.

Иван Грозный требует от опричников пытками вызнать обстоятельства измены, но слуга Курбского проявляет себя как истинный герой, стоически переносящий мучения. Последние слова несчастного обращены к Богу.

Мысли умирающего связаны не только с прощением собственных провинностей. Великодушный и по-христиански покорный, он просит помиловать обоих грешников, князя-предателя и грозного царя, а также характеризует себя как патриот, тревожащийся о судьбе святой Родины.

Идеальному образу смелого и верного слуги противопоставлены два отрицательных персонажа. “Опальный воевода” Курбский – неблагодарный и малодушный вельможа – беззастенчиво пользуется благородством характера своего подчиненного. Предателем движут “желчь и злоба”, и только мысль о мести обидчику-царю вызывает у него злорадную улыбку. Фигура московского правителя выглядит еще более зловещей.

Одержимый патологической подозрительностью и погрязший в садистском безумии, он окружил себя свитой опричников, состоящей из самых мрачных персонажей. Нравственные качества слуги, честно исполнившего свой долг, оказываются несравненно выше сомнительных ориентиров, которыми привыкли руководствоваться князь и царь.

Толстой неоднократно возвращался к эпохе Ивана Грозного, изображая ее жестокий и противоречивый дух в произведениях разной жанровой принадлежности: балладах, романе, трагедии. Автор осмысливает проблему государственного деспотизма, стараясь найти объяснение причинам ее возникновения.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-ballady-tolstogo-vasilij-shibanov/

Краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» А.К. Толстого

Алексей Толстой подарил нам много замечательных произведений, среди которых и историческая баллада Василий Шибанов. Ее мы изучили в 7 классе школы на уроке и теперь готовы сделать анализ краткого содержания баллады.

Толстой: Василий Шибанов краткое содержание

Повествование баллады начинается с побега Курбского. Он бежит от гнева царя, направляясь к литовскому стану. Вместе с князем отправился и его верный стремянной Васька. По дороге, когда лошадь князя падает без сил, Шибанов отдает хозяину свою лошадь, сам же направляется пешим ходом.

Пока слуга шел, Андрей Курбский уже будучи в литовских шатрах, пишет гневное послание Грозному. Вот только кто же это письмо отправит? Как раз в это время добрался до своего господина Василий. Несмотря на то, что он с дороги и уставший, он спрашивает Андрея, чем тот может ему помочь.

И тут Курбской передает письмо, которое Васька должен доставить царю.

Продолжая краткий пересказ стихотворения Толстого, мы узнаем, как Шибанов добирается до царских покоев и вручает послание. Царь, просит дьяков прочитать содержание послания, а в это время он вонзает в ногу гонцу копье и опирается на него.

Шибанова отводят в темницу и пытают, чтобы узнать, есть ли другие изменники среди товарищей Курбского, но Васька ничего не говорит, только восхваляет своего князя.

Весь измученный издевательствами, стремянной умирает, перед этим он молится Богу и просит его простить все грехи как князя Курбского, так и царя.

Анализ стихотворения Толстого

Анализируя произведение Толстого, мы видим, что в его основе лежат исторические события, когда Курбский бежал в Литву и просит защиты и покровительства Литовского правителя.

По жанру данная работа является балладой, сюжет же нас знакомит не только с историческими событиями, но и показывает созданные автором образы героев, где мы видим предателя и изменника Родины Курбского. Знакомимся мы и с преданным и самоотверженным Шибановым. Показывает в своей работе автор и образ царя.

Анализируя балладу, мы понимаем, что автор хотел показать не только настоящую любовь к своей Родине, не только преданность. Он говорит читателю, что любовь и преданность не должны быть столь самоотверженными.

Государство держится только на тех людях, что отстаивают свою гражданскую позиция, у которых есть чувство собственного достоинства.

Если говорить о главных героях баллады Василий Шибанов, то уже как говорили, героями являются царь, князь, и стремянной Шибанов.

В произведении мы видим царя, который одновременно жесток и бессердечен, но в то же время он внимателен и замечает, насколько преданным является слуга. Такого человека князь должен был ценить, однако тот не замечал преданности и без зазрения совести послал соратника Василия на верную гибель.

Курбский же вызывает только негативные эмоции. В нем мы видим жестокого человека, предателя, что бежал от гнева царя. К тому же он трус, ведь только на вражьей стороне смог выплеснуть в письме к царю весь свой яд. Отдал же письмо не самолично, а послав гонца — верного слугу Василия.

Василий — единственно положительный герой, которого автор называет рабом, за его рабскую покорность. Он наделен такими качествами, как смелость, преданность, стойкость и мужество. Именно его именем и названо произведение.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-stixotvoreniya-vasilij-shibanov-a-k-tolstogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector