Изображение народа в романе война и мир толстого сочинение

Наверно, одной из наиболее важных тем, ради раскрытия которой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой и создавал свой знаменитый роман-эпопею «Война и мир», является тема простого народа, его жизни, его уникальных традиций, присущих ему черт и всего того, что с ним ассоциируется.

В «Войне и мире» Лев Николаевич раскрыл образ совершенно разных слоёв народа: в «мире» это образы простых крестьян и знатных дворян, в «войне» это образы главнокомандующих, князей, офицеров и образы простых солдат, набранных из простого народа для защиты отечества от французского захватчика.

Рассмотрим образы представителей народа в «Войне и мире». Дворянство в романе неравномерно: в нём есть утонченные аристократы, проводящие свою жизнь в балах, светских приемах, а есть представители старых дворянских родов, хранящие традиции русского народа.

Первые однозначно осуждаются автором – серди них много сплетников, потенциальных предателей (они даже ждут захвата их страны Наполеоном), они даже разговаривают на языке противника – французском. Но подобное поведение ничто, перед их поведением в дружбе и любви – они лживы, расчётливы и склонны к интригам.

В противовес им ставятся представители старых дворянских родов – Ростовы, Болконские.

Они хранят традиции народа и своих предков, верны своему отечеству, идеалам чести и долга, готовы к самопожертвованию (кто-то — на войне, как князь Андрей Болконский, кто-то – как Наташа Ростова, которая отдаёт повозку их семейства для эвакуации раненых солдат из Москвы). Более того, именно к «старому» дворянству принадлежит и любимый персонаж самого Льва Николаевича – Пьер Безухов.

Образ крестьянства и простых, незнатных и небогатых людей в целом главным образом раскрывается через Платона Каратаева. Он добрый, спокойный, трудолюбивый и искрений человек, простой крепостной крестьяне, который рассказывает сложные вещи простыми словами.

В отличие от многих дворян, Платон, а значит и весь простой народ, даже не думает насчёт бегства или перехода на сторону врага – его призвали в армию, защищать свою родину, и он покорно пошёл служить своему отечеству и царю.

Платон не задумывался о жизни, не читал философов, но именно он даёт Пьеру Безухову цельную картину мира и выстроенную философскую систему. Философские изыскания и поиск смысла жизни последнего чужды Каратаеву – он никогда не думал о смысле жизни, но при этом прекрасно понимал, в чём он.

В образ Платона сокрыт образ всего народа – мудрого, спокойного и покорного перед своей судьбой и перед властью (царём, командиром в армии, помещиком-хозяином).

К образу Платона так же можно добавить еще и образ партизана Тихона Щербатова, который, не раздумывая, вместе со своим отрядом стал бить неприятеля, напавшего на его родину, не дожидаясь призыва, а так же образы простых мужиков-ополченцев, которые одеты в простые рубахи и с энтузиазмом и смехом роют траншеи на бородинском поле,  «чтобы приготовиться к смерти». Тяжелые времена объединили совершенно разных людей, и, как мне кажется, эту особенность и хотел показать в качестве особенности нашего народа – единение перед лицом врага и готовность пожертвовать собой ради родного края, народа и Отечества.

Сочинение Тема народа в романе Война и мир

Роман — эпопея «Война и мир» написанный Львом Николаевичем Толстым по сегодняшний день будоражит сознание человека.

Всё, что изложено в этих четырёх томах — это вечные темы: любви, отцов и детей, семьи, нравственности, взаимоотношений, народа, войны и т. д.

Как же автор тонко чувствовал и сумел передать жизнь, волнение народа, различных классовых групп, характер, богатство человеческих судеб и самое главное — это описание реальных событий, происходивших в девятнадцатом веке.

Сам Лев Николаевич говорил, что хотел в своём произведении как можно больше показать «мысль народная». Ведь не просто так представлено такое количество персонажей- это люди разных классов от обыкновенных крестьян, до самых привилегированных таких, как Балконские, Ростовы, Безухов.

Это всё один народ русский, которому приходится по разному преодолеть трудности учинённые судьбою. Так, как это историческое произведение, то и люди описанные в нём не без различны к своей родине. Так же в противопоставление им даются люди, которым абсолютно безразлична судьба страны.

Дух патриотизма витает с самой первой до самой последней страницы.

Получается, что тема народа в романе велика, скорее она является лидирующей. Один единственный человек является частицей целого народа. Особенно это видно в моменты войны.

Как один человек, поведя за собой может предотвратить некоторые страшные события. Великий дух патриотизма, целостность, высокие моральные качества, исполнительность долга чести. Это синонимы русского народа.

Благодаря этим качествам Россия смогла выиграть в 1812 году.

Например, Бородинское сражение в то момент Пьер Безухов чётко видит, что русские солдаты понимают всё происходящее весь глубокий смысл. Такое не может не восхищать. Перед боем солдаты одели чистые белые рубаки, потому что знают, что сегодня предстоит смертельная битва. Но они не боятся, а с достоинством принимают данный удар судьбы. Такая выдержка, спокойствие не может не восхищать.

Таким образом, сила народа велика настолько, что не может никого оставить равнодушным. Этот бесконечный патриотизм, вера в Бога и в самого себя никогда не покидают русского человека.

Он знает, что не один, что с ним целый народ, который никогда не оставит. Вот какой русский народ. Его не сможет понять никто на свете.

Благодаря своей вере и внутренней силе русские смогли выиграть самые страшные и смертельные войны.

Изображение народа в романе Война и мир Толстого сочинение

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/izobrazhenie-naroda-v-romane-vojna-i-mir

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [сочинение для 10 класса]

Изображение народа в романе Война и мир Толстого сочинение

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.

Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир».

В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу.

Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную«.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского.

Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили!«. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей.

Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга.

Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски.

Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года.

Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят«.

В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе.

Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года.

Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым.

Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой«, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик — Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину.

Он был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами».

В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое— выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок», «эка бестия». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную». В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/myisl-narodnaya-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-sochinenie-dlya-10-klassa/

Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Конечно, самыми главными любых военных действиях считаются главнокомандующие и полководцы, которые собственно говоря принимают все важные решения.

Однако, не один из них не смог бы добиться успеха не имея своей армии, которая как правило верно и бесприкословно выполняет все указания своего главнокомандующего.

Именно от сплоченности армии, от её настроя зависит очень многое, если не сказать практически всё.

В знаменитом романе «Война и мир» две главные сюжетные линии безусловно отданы двум семьям, это Ростовым и Балконским.

Именно по отношению к этим семьям у многих читателей складывается представление о поведении, характере и целях людей того времени.

И это абсолютно естественно, так как автор данного произведения изначально хотел показать жизнь и её образ так называемой интеллигенции того времени.

Что касается русского народа, то он в данном романе представлен совершенно различными образами. Лев Толстой, автор данного произведения как будто собирал эти образы по крупинкам, делая каждого персонажа не похожим друг на друга.

Читайте также:  Бесприданница - краткое содержание пьесы островского

Более того, среди всех образов представленных в произведении есть несколько основных, самых пожалуй собирательных, тех, которые как нельзя лучше представляют собой жизнь людей того времени, в тех в которых чувствуется отражение практически всего народа.

Нужно отметить, что в каждом представленном в произведении человеке в сложившейся жизненной ситуации на первый план вышла одна задача, защитить свою родную страну от вражеского нападения, защитить свою отчизну.

Это говорить лишь о том, что каждый человек того времени, был очень патриотичным и это чувствуется во всем, в действиях, в проявлениях, в поступках, во фразах и так далее.

Но, кстати справедливо будет заметить, что несмотря ни на что, автор всё же не идеализирует русский народ, открыто показывая его не самые лучшие стороны.

Сочинение Тема народа в романе Война и мир

В своём произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой уделяет большое внимание крестьянам. По мнению автора, крестьяне больше знают жизнь и понимают её, чем представители высшего сословия. Однако «Мир» состоит как из дворян, так и из крестьян.

Положительные качества этих двух разных сословий дополняют друг друга, и читатель представляет перед собой нравственно богатого русского человека. Те представители высшего сословия, которые способны установить контакт с народом также отличаются духовностью и нравственностью.

Народ для Льва Николаевича это не только крестьяне, но и вся остальная часть русского общества. По мнению Толстого, историю творят люди и массы, а не отдельные личности.

Семья Ростовых является ярким примером тех, кто любит своих людей. Нередко можно заметить, что крестьянин выходит за рамки приемлемого поведения. К примеру, Данило осмелился с презрительностью смотреть на Николая.

Но барина Ростова это не смутило, ведь в тот момент их объединяло одно общее дело: охота. Явное стремление сблизится с народом заметнее всего в образе Наташи Ростовой. В её образ автор изначально заложил характер, присущий русскому народному обществу.

Семья Наташи и Николая Ростовых и семья Болконских считаются нравственно здоровыми. Княжне Марьи так же, как и её брату принадлежат черты русского характера, об этом можно судить по их поступкам и поведению.

Однако в начале произведения князь Андрей одержим наполеоновской идеей, поэтому в его поведении мало выражены черты русской духовности. 

Герой романа, который олицетворяет всё истинно русское – Платон Каратаев. Встреча с ним была важным этапом духовного становления Пьера Безухова. Он был поражён его простым отношением к жизни и гармонией с этим миром. После Пьер не раз вспоминал Каратаева и оценивал свою жизнь с его точки зрения.

Автор противопоставляет народности псевдонародность, подделку под неё. Это отображено в образах государственных деятелей Ростопчина и Сперанского. Главная задача эти исторических лиц говорить от имени народа своего государства. Однако ничего общего со своим народом они не имеют. Каждый из них заботиться о себе и своём выгодном положении в высших обществах.

Те образы, которые воплощают мысль народную находятся в постоянном поиске истины и смысла жизни. Непрерывный поиск себя свидетельствует о развитии. К нравственно богатым и чистым относят семью Ростовых, Болконских и графа Пьера Безухова.

Изображение народа в романе Война и мир Толстого сочинение Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение про человека
  • Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение
    Много лет охватывает роман Толстого «Война и мир». Много происходит событий, значимых для страны. И многое переживают его герои. Терпят они и внутренние перемены и перемены в жизни. И война, и мир происходят как в стране, так и внутри их.
  • Сочинение по картине Зима в лесу (Иней) И.И. Шишкина 2, 3 класс
    Мы редко бываем в лесу. Чаще летом, когда выезжаем отдохнуть из города на летних каникулах. Когда смотришь на картину великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу. Иней» очень хочется оказаться в этом красивом, сказочном месте.
  • Сочинение по картине Левитана В лесу осенью 5, 7, 8 класс
    Осень – одна из наиболее распространенных и излюбленных тематик как русских, так и мировых художников и писателей. Не удивительно, ведь осень – само вдохновение. Оно везде вокруг нас: в осенней прохладе, в ярких осенних красках,
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского И.К. Буря
    Иван Константинович Айвазовский — это величайший художник. Каждое из его творений по своему необычно и уникально. Одна из его лучших картин называется «Буря». Она была написана в 1872 году.
  • Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесу
    Весной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-naroda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Тема народа в романе «Война и мир»

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки.

Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет.

Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки.

Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…».

В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты».

Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды.

Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам.

Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела.

В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле.

Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму.

И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/tema-naroda-v-romane.html

Образ народа в романе Война и мир

Народ в эпопее. «Я стремился написать историю народа», — отмечал о «Войне и мире» Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания народу, не отразил всех ужасов крепостного права. Подсчитано, что только 8 процентов текста составляют эпизоды с участием простого люда.

Но при этом в эпопее только массовых сцен более сотни, свыше двух сотен поименно названных персонажей из народа. Писатель не отождествлял народ только с крестьянством.

В романе слово «народ» используется в значении, более близком понятию «нация», в центре которой находится два сословия — крестьянство (представители простого народа) и дворянство, но автор их не противопоставляет друг другу: у лучших представителей дворянства внутренний мир чрезвычайно сложный, а крестьянское взгляд на окружающий их мир гармоничен в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его способа жизни и моральных ценностей.

«Народная мысль», которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в «Войне и мире» в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы.

Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему он противопоставляет толпу — агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов — носитель «народного чувства» в эпопее.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина я пережил свои желанья

Сквозь призму народного мировосприятия в романе дается оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актеров надуманность, фальшь, «ей становилось то смешно за актеров, то совестно за них».

Народ у Толстого — это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его.

Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала.

Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор.

Им свойственны сострадание и патриотизм — лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.

И все-таки писатель не дегазирует народ. Он рассказывает о казаках вернувшихся москвичах и мужиках из соседних деревень, которые возвратились в столицу, чтобы грабить, «продолжали то, что делали французы». Толстой вводит в роман повествование о бунте богучаровских крестьян как о некой стихийной силе, неожиданно прорвавшейся и трудно объяснимой, не управляемой разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который Княжна Марья разрешила им раздать. Но они сделали это, поверив фальшивым французским листовкам о том, что Наполеон дарует им свободу и землю (чего тот не собирался делать). Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской. Здесь было мало грамотных, селение было фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения, они готовы предать своих господ и родину, подчинившись французскому императору. Этот стихийный бунт невозможно было разрешить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато неразумная животная злоба Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.

Воплощением русского народного характера принято считать образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет не только крестьянское происхождение. Они оказались на войне. Но Платон пошел в армию по набору, а Тихон присоединился к «партии» Денисова по своей воле.

Они оба притягивают к себе людей: Тихон — шутками, Платон – рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, могут быть названы народными умельцами.

Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон – его активное начало, а Платон – пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-naroda-v-romane-voyna-i-mir.html

Образ простого народа в романе “Война и мир”

1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества ” Война и мир “. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года.

Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли

“дубинку народной войны, которая наказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено”.

Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа.

Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение.

Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина.

Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был “самым полезным человеком в отряде”. Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина.

В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости.

От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой.

Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца.

Он был избран главнокомандующим “против воли государя и согласно, с волей народа”.

Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

“Мысль народная” – главная идея романа “Война и мир”. Толстой знал, что простая жизнь людей, с его “личными” судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. “Я старался писать историю народа”, – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому “мысль народная” играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-prostogo-naroda-v-romane-vojna-i-mir/

Народ в романе Война и мир | Инфошкола

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан.

 По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко.

Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы.

 Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами.  По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс.

 Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля.

 На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа.

В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика.

Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы.

Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно.

 Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея.

с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах.

куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение.

крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней.

чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа.

боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы.

Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова.

 Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего.

 Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности.

Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

 Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость.

 Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила.  Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева.

Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора.

Читайте также:  Петербургские повести - краткое содержание гоголя

Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова.

Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов.

Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал.

 Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо.

 То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу.

 Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом.

 Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его.

Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа.

 Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны.

 Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием,  с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.

Источник: https://info-shkola.ru/narod-v-vojna-i-mir/

Сочинение на тему “Народная война в изображении Л. Н. Толстого (По роману “Война и мир)”

Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Чувство причастности к происходящему возникает в душе Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и множества других персонажей романа, часто эпизодических.

Мы вспоминаем Денисова и Каратаева, Петю и Николая Ростовых, Дохтурова и Тимохина, безымянных солдат, показанных на поле Бородина и в партизанских отрядах. Победа в войне 1812 года — это победа всего русского народа, всей нации.

Вот так пишет Толстой об оставлении Москвы: «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве.

Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Та барыня, которая еще в июне месяце поднималась из Москвы с смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга… делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

В эти минуты люди забывают о собственном благополучии, оставляя большую часть имущества в Москве — ведь всего не забрать, а оставшееся в городе истреблялось также русскими. Вносит свой маленький вклад в общее дело и Наташа Ростова, отдавая подводы раненым. Захвачен общим чувством «скрытой теплоты патриотизма» Андрей Болконский. Пьер Безухов остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Купец Ферапонтов сам отдает солдатам мешки с сушкой, чтобы не достались врагу.

Накануне решающего Бородинского сражения Пьер едет к месту будущей битвы, желая быть в этот момент вместе с защитниками Москвы.

Он видит ополченцев в белых рубахах, роющих укрепления, и думает о том, что услышал от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». И герой приходит к пониманию того, что является решающей силой в этой войне.

Это «просто солдаты», простой русский народ, «они», как называет их мысленно Пьер.

Задумывая роман, Толстой намеревается вначале придать значение антитезе: Наполеон — Александр I. Но постепенно выходит на первый план совсем иное — мысль о непричастности крупных государственных и военных деятелей к стихии народной войны (исключение составляет Кутузов). И ярче всего эта тема раскрывается в изображении партизанской войны.

Именно здесь стихийная мощь, единение русских людей проявляются наиболее полно. Здесь действуют не регулярные части, подчиняющиеся единым приказам сверху. В отряд приходят люди, движимые только собственной волей. «Все делалось без всяких принуждений», — подчеркивает писатель.

Так, например, безо всяких указаний «пристал к партии» Денисова Тихон Щербатый, ставший «самым полезным человеком в отряде».

«Дубина народной войны» — самое грозное оружие, перед ней бессильно любое полководческое искусство. Это понимает мудрый Кутузов.

Он старается избегать сражений, так как отступающего врага легче и с меньшими потерями можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов.

Кутузов заботится о своих людях, он не хочет лишних жертв. Он любит русских солдат.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. Русские солдаты, встретив капитана Рамба-ля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в романе Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-narodnaya-vojna-v-izobrazhenii-l-n-tolstogo-po-romanu-vojna-i-mir/

Изображение войны в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

    Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий.

Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни.

При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие. 

    В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей – в 1805-1807 годах, и в России – в 1812 году. 

    Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников.

Читатель видит героический переход отряда Багратиона, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу военной «верхушки», честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну для личного роста.

Типичен для штабных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».

    Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении.

С особой симпатией он показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке».

Вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, она отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах. 

    Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем. По рядам пронеслось «неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны. 

    Два самых ярких сражения в романе – Шенграбенское и Аустерлицкое – велись за пределами России. Смысл и цели этой войны были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой рисует иначе.

Здесь изображена народная война, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны. Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие.

Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

    Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской».

Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».

И такое явление наблюдалось не только в Москве: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве». 

    Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом отряды постепенно уничтожали врагов. 

    Война закончилась. Агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины — со стороны русских.

Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком».

Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией Наполеона, внушавшей ужас всей Европе. Немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности. Им Толстой уделяет много внимания.

Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8420-izobrazhenie-vojny-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию