«Отцы и дети». Базаров. Художник Д. Боровский. 1980 г.
Действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права.
В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века.
На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа «Отцы и дети» близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности.
Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова, «диким, наполовину выросшего из почвы».
В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.
В чём же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания.
Особенностью ниглизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стремился всё проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духовной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоречия.
Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл “романтизм, чепуха, гниль, художество”.
Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях.
Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьино, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем, Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становятся очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское «авось».
Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным, Аркадий и Евгений на балу в губеркском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.
Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами.
В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек — это не бездушная «лягушка».
Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров.
Он не понимает, что непременным условием достижения духовных к нравственных идеалов является стабильность.
В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче.
Именно по этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это «желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой.
Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства; душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти.
Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания; страсть бурная и неконтролируемая, била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься.
Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил. Безусловно, «испытание любовью» — самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось.
Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.
Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей.
После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом — естественными науками.
Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы.
Однако яркое, «бунтующее» сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать».
Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул «поле битвы» навсегда, хотя и против своей воли.
Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, «включается глазная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров — «лицо трагическое».
Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова ЗДЕСЬ
Источник: https://resoch.ru/sila-i-slabost-nigilizma-evgeniya-bazarova/
TESTSOCH.RU
Евгений Базаров, образ которого играет главенствующую роль в романе Тургенева «Отцы и дети», получился очень сложным и неоднозначным. Интерес читателя к этому персонажу кроется в его противоречивости.
Невозможно остаться равнодушным, несмотря на то что прошло уже так много лет с момента написания этого произведения.
Тургенев лишний раз доказывает, что насущные проблемы нисколько не изменились, они остаются прежними и переходят из поколения в поколение.
Когда роман вышел в свет, на автора обрушился шквал критики, особенно со стороны дворянства. Они были в панике от того, что образ Базарова получился настолько реалистичным. Парадокс заключается в том, что несмотря на свою принадлежность к демократическим кругам, Базаров не был принят среди его представителей. Они посчитали его лишь карикатурой на современную молодежь.
Думаю, что столь неоднозначное отношение исходит от самого Тургенева. С одной стороны, он оправдывает его. Автор восхищен складом его ума, стремлением к отстаиванию своих интересов и идеалов.
Тургенев показывает его очень яркой личностью, которая непременно должна привлекать к себе общественное внимание, благодаря своей необычности. С другой стороны, проскальзывают некоторые фразы, из которых чувствуется, что Базаров непонятен самому Тургеневу.
В результате получается, что сам автор создал образ, с которым оказался по разные стороны баррикад.
Трагизм образа этого молодого человека заключается в его душевном одиночестве. Он непонят обществом, своим ближайшим окружением. Его взгляды идут вразрез с духом своего времени, от того Евгений так несчастен. Я думаю, что эта проблема всех выдающихся, гениальных людей.
Общественность далеко не всегда готова понять и признать их. У Базарова нет цели понравиться обществу. Сам он понимает настоящих людей так, что их нужно лишь «слушаться или ненавидеть». Базаров не готов никому поклоняться, в отличие от людей, которые его окружают.
Именно такое поведение он и презирает в людях до глубины души.
Базаров тщетно ищет человека, который смог бы стать ему достойным оппонентом. Пожалуй, максимально близко приблизился к нему Павел Петрович Кирсанов. Но это противостояние заключалось далеко не в схожести взглядов.
Принципы Кирсанова также заслуживают огромного уважения. У них неоднократно возникали жаркие споры, во время которых наблюдалась бескомпромиссная борьба двух титанов.
Даже если Базаров был неправ, он до последнего отстаивал свою точку зрения, которую считал единственно верной.
Автор не дает нам забыть о том, что Базаров – несчастный, морально одинокий человек. Несмотря на свой ум, эрудированность, он оказался не готов к обычной проверке человеческими чувствами. Его отношения с Одинцовой показали уязвимость Евгения. Он не готов к серьезным отношениям, которых ждала его избранница.
Иногда его поступки и признания противоречивы. Его можно назвать романтиком, несмотря на то что он отрицает все проявления романтизма. Он любит своих родителей (о чем признался Аркадию), хотя отрекся от них. Он действует и живет ради благополучия родной страны, но сам сомневается в своей надобности России. В этой борьбе противоречий заключается трагизм его существования.
Источник: https://testsoch.ru/otczyi-i-deti/sochinenie-na-temu-tragizm-obraza-bazarova.html
Сочинение на тему “Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
В базаровском складе ума действительно проявляются типичные качества народного характера: недоверие к чрезмерному энтузиазму, который в глазах русского народа всегда был смешным и приторным, склонность к резкой критической самооценке. Базарова ничуть не смущает, что значительная часть русских крестьян не поймет его воззрений. Он готов для народной пользы пойти даже против самих крестьян.
Богатырская сила базаровских отрицаний не исключает деспотического самоуправства. Он готов таким путем вести народ к свободе, если в нем не окажется ожидаемой революционной силы и сознательности.
“Да вспомните, наконец, господа сильные, – урезонивает нигилистов Павел Петрович, – что вас всего четыре человека с половиною, а тех – миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!”.
“Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка еще надвое сказала”.
Когда Кукшина обвиняет Ситникова в домостроевских симпатиях: “Вам бы плетку в руки”, Базаров неспроста откликается: “Плетка – дело доброе”.
В разговоре с Аркадием Базаров поощряет аналогичные поступки своего отца: “Он на днях велел высечь своего оброчного мужика и очень хорошо сделал; да не гляди на меня с таким ужасом… потому что вор и пьяница он страшнейший”.
“В высеченном объекте, – не без юмора уточнял тургеневского героя Писарев, – действительно происходит процесс мысли. В нем изощряется чувство самосохранения”, которое “составляет первую причину всякого человеческого прогресса”.
В сильных руках Базарова есть еще и богатырская “палица” – естественнонаучные знания. Герой верит в их сокрушительную и обновляющую мощь. Павел Петрович напрасно иронизирует: “В принципы не верит, а в лягушек верит”. Базаров не принял бы его иронии близко к сердцу.
В спорах с Павлом Петровичем материалист Базаров отрицает то, что аристократу Кирсанову даже страшно вымолвить, – веру в Бога. Успехи естественных наук поддерживали пафос революционного отрицания.
Тургенев обратил внимание не только на сильные, но и на слабые стороны распространенного в то время учения немецких вульгарных материалистов – Фогта, Бюхнера и Молешотта.
В “Отцах и детях” посредством взглядов главного героя он наглядно показал отрицательные последствия некритического к ним отношения. В начале романа Базаров отзывается о немцах с нескрываемым почтением: “Тамошние ученые дельный народ”, “немцы в этом наши учители”.
И тут же народная жизнь устами крестьянского мальчугана на болотце возле осиновой рощи задает Базарову недоуменный вопрос: “На что тебе лягушки, барин?” – “А вот на что, – отвечал ему Базаров…, – я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается”.
Крестьянские ребятишки не соглашаются с Базаровым: что-то в его доходчивости и простоте их настораживает: “Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно” – “Я их боюсь, лягушек-то”, – заметил Васька. “Чего бояться? Разве они кусаются?” – “Ну полезайте в воду, философы”, промолвил Базаров”.
А ребятишки, действительно, оказались маленькими мудрецами. “Философ”, смышленый и трезвый мальчуган, почувствовал странность базаровских рассуждений о сходстве людей с лягушками.
А Васька, малыш впечатлительный, выразил свое несогласие эмоционально.
Грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрошенное представление о природе человеческого сознания, о сути психологических процессов, которые сводились к элементарным, физиологическим: мозг выделяет мысль, как печень – желчь.
В утилитарном взгляде Базарова, отрицающем искусство, не все бессмыслица. В базаровских выпадах против “искусства наживать деньги” есть вызов бесплодному эстетизму, особенно безнравственному в эпоху глубоких общественных потрясений.
Базарову, человеку деловому и практичному, демократу до конца ногтей, ненавистна барская изнеженность, избыточная культурная утонченность, внутренняя дряблость характеров, призрачность интересов, лишенных связей с практическими потребностями жизни.
В базаровской злости на “барчуков проклятых” есть доля трезвой социальной правды, тем более, что эти “барчуки” сознательно сыплют соль на обнаженную рану. Грубые шутки Павла Петровича (не пиявки ли в мешке у Базарова и не ест ли он лягушек) унижают героя.
Базаров не остается в долгу. Черты барства у старших Кирсановых он объясняет еще и как явление патологическое, как физиологическую неполноценность. “Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну равновесие и нарушено”.
Более того, Базаров презирает братьев Кирсановых еще и потому, что они “старички”. Вообще “старики”, с его точки зрения, – отставные люди, их “песенка спета”.
К своим родителям Кирсанов подходит с этой же меркой: “Замечательная живучесть!” “Презабавный старикашка и добрейший… Много уж очень болтает”.
Базаров готов назвать предрассудком не только уважение к старости, он не желает “рассиропиться” не только со своими родителями.
Он считает романтической чепухой духовную утонченность любовного чувства: “Нет, брат, это все распущенность, пустота!… Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.
Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”.
Чем больше кичится герой своей силою, тем чаще в романе звучат глухие угрозы, роковые предупреждения заносчивому Базарову. Судьба посылает герою испытание любовью.
Дорого обходится Базарову его самоуверенность, высмеивающая любовь Павла Петровича к княгине Р.
: “Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец”.
Нет любви, если лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе есть лишь вечный круговорот химических процессов ученого вещества, из которого состоит все, так считает главный герой Тургенева. Живущее в человеке чувство сострадания Базаров в горькую минуту жизни склонен считать малодушием.
И тут он глубоко заблуждается. Ведь, кроме правды физиологических законов, есть правда другая, правда человеческой одухотворенной природности. Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, любви, искусства.
“Над чем посмеешься, тому и послужишь” – горькую чашу этой жизненной мудрости Евгению Базарову суждено испить сполна.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-sila-i-slabost-bazarovskogo-nigilizma-po-romanu-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/
В чем сила и слабость базарова? сочинение про нигилизм базарова
Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.
- Сила нигилизма Базарова.
- Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.
- Описано в литературе это было следующими словами: “Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…”.
- Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.
“Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все” – именно так выражал Базаров свою точку зрения.
Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и “выше” всех, с кем имел дело.
Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ.
Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : “Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше”.
Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: “свободно мыслят между женщинами только уроды”.
Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.
Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова “круто развернулась”, так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь.
И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.
Евгений понял, что все то, во что он верил столько времени, рухнуло, его теория оказалась не верна. Он понял, что нельзя вычеркнуть из жизни чувства, эмоции и моральные устои, что они необходимы человеку на том же уровне, что и применение полученных на практике навыков.
10 класс
Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/v-chem-sila-i-slabost-bazarova-sochinenie-pro-nigilizm-bazarova.html
Сила и слабость базаровскго нигилизма
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо — Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание.
Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров? Главное в его жизни — изучение естественных наук.
Он выбрал для себя профессию врача , поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров — настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит».
Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы — все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах.
Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал. И в то же время герой Тургенева — человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения.
Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий.
Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его «дед землю копал», напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.
Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: «Все», понимая что под этим словом имел в виду п.п.
Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль… Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться. Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,
направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.
Билет 72
Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна – загадка его собственной души, другая – загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу над головой.
Намного более неоднозначна история любви Павла Петровича Кирсанова. Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. Вводится не как вставной эпизод.
Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви.
Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба его слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи».
Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу. В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая.
И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова.
Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Развязное поведение Базарова – это его же смущение и робость. Одинцова поняла это и была польщена. Она царственно прекрасна, сдержанна и величава, требует к себе особого внимания и уважения.
Базаров хочет полюбить Одинцову, но не может сделать этого, поэтому бежит от своей любви в силу нигилизма. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним.
Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. «Непонятный испуг», который отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой.
Базаров охотно делится с Одинцовой своими мыслями, и из их бесед она понимает, что ради нигилизма он не пойдет на уступки. С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии. Несчастная любовь приводит Базарова к душевному кризису и ужасной трагедии. В любви Павла Петровича и Базарова есть что-то похожее.
Но Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой.
«Обе стороны до известной стороны правы», — этот принцип построения античной трагедии проходит через весь роман, а в любовной истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее простотой, народным инстинктом выверяет того и другого героя.
Павла Петровича привлекает в Фенечке простота и непосредственность, но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна. Базаров же, наоборот, инстинктивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение.
Но эта простота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний, неподдельный, слышится из ее уст.
Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (не имеет значения, крестьянской или дворянской) заложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота. В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. При этом история любви Базарова становится тем ярче, чем ироничнее описываются отношения других героев романа. Возьмем, к примеру, любовь Николая Петровича к Дуняше. Это самый спокойный, обыденный вариант любви, в которой не наблюдаем мы ни бушующих страстей, ни каких-либо сильных и страстных эмоций. Или любовь Аркадия к Одинцовой: перед нами безответное чувство, легкое юношеское увлечение, в то время как к Кате он уже испытывает чувство чистое и нежное. Однако, как и дружбе, так и в любви младший Кирсанов подчинен воле более сильной натуры, чем он сам.
Билет 67,42 Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох.
Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме.
Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.
Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами.
На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.
Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции.
В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу).
Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.
У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения.
Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России..
. Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…
”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой.
Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”.
Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места
. Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков.
Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон.
Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения.
Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
Билет 6
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1388;
Источник: https://studopedia.net/1_47422_sila-i-slabost-bazarovskgo-nigilizma.html
В чем сила и в чем слабость базарова
«Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, …это слово означает человека, который.
который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает…» Именно так герои романа Тургенева «Отцы и дети» характеризуют нигилизм – популярное философское течение 60-ых годов 19 века.
Складывается странное ощущение – последователи нигилизма ничего не признают и не уважают. На чем же тогда держится их мировоззрение? Только лишь на отрицании?
В романе нигилистом является главный герой — Евгений Базаров, разночинец, студент медицинского факультета. Этот герой шокирует своими «нигилистскими» высказываниями Николая Петровича и, особенно, Павла Петровича Кирсановых. Базаров отрицает все авторитеты, которым поклоняются старики: «Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все».
Этот практический подход применяется героем по отношению к «великим» людям во всех сферах жизни, от философии до искусства. «Почему вы думаете, что эти люди совершили что-то великое, а слова их истинны?» — вопрошает нигилист, и Кирсановы не знают, что ему ответить.
Базаров выглядит циничным и даже безжалостным. В первой части романа он самоуверен до крайности, чем вызывает неконтролируемое раздражение Павла Петровича. Герой считает, что он – выше других, особенно «стариков», и воспринимает как должное поклонение со стороны Аркадия и других.
Кроме того, Базаров не признает ничего абстрактного, эфемерного, далекого. Он верит только в то, «что можно пощупать руками», верит только в «лягушек», которые могут принести конкретную пользу конкретным людям: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Не признает Евгений Васильевич и души, а следовательно, и больших чувств, эмоций. Так, например, любовь этот герой сводит к физиологии, утверждая, что в отношениях между мужчиной и женщиной главную роль играют инстинкты: «Кто бы она ни была, … только у ней такие плечи, каких я не видывал давно».
Но именно любви было суждено разбить всю теорию Базарова, уничтожить его мировоззрение, разбить в пух и прах его убежденность. Встретив Анну Сергеевну Одинцову, Базаров убеждается, что, вопреки его убеждениям, женщина может быть красива, умна, образованна, иронична. Словом, женщина может быть блестяща, может быть равной мужчине, даже такому, как Базаров.
Незаметно для себя этот герой влюбляется; влюбляется сильно, страстно, безнадежно. В этот момент он понимает, что любовь, которую так яростно отрицал, существует. И что он совсем не особенный человек, а такой же, как «отцы», которых презрительно высмеивал.
Мы видим, что Базаров не только мучительно переживает свою любовь, но и начинает задумываться о смерти, о том, какой «памятник» поставят ему живые.
У него происходит перелом, кризис, и теперь у Евгения нет четкого и ясного ответа на вопрос о смысле жизни, который прежде не вызывал трудностей.
Больше всего нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который и будет единственным «памятником» ему.
Таким образом, в процессе развития романа герой претерпевает колоссальные изменения. В финале романа перед нами не самоуверенный и догматичный Базаров-эмпирик, а «новый» Базаров, решающий «проклятые», «гамлетовские» вопросы.
Поклонник опыта и естественнонаучных решений всех загадок и тайн человеческой жизни, Базаров столкнулся с тем, что раньше безоговорочно отрицал. И не смог переосмыслить свою позицию, изменить свои принципы. Поэтому он погибает.
Своим произведением Тургенев показывает, что сама суть нигилизма ошибочна и разрушительна. Положительные моменты (большое внимание к практической стороне жизни, критичность ума, рационализм и прагматизм) перерастают у нигилистов в абсурд – отрицание того, что является основой человеческого существования.
Но «вечные» ценности (любовь, природа, искусство) не способен поколебать даже самый последовательный нигилизм. И, напротив, конфликт с этими ценностями может привести человека к конфликту с самим собой, к мучительной, бесплодной рефлексии и утрате смысла жизни. В этом и состоит главный урок трагической судьбы Базарова.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо — Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание.
Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру».
А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?
Главное в его жизни — изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача , поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров — настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит».
Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы — все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах.
Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.
И в то же время герой Тургенева — человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы.
Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа.
Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его «дед землю копал», напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.
Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: «Все9quot;, понимая что под этим словом имел в виду п.п.
Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль.
Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.
Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,
направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.
16609 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Сила и слабость базаровскго нигилизма
Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/292/