- Аля, Кляксич и буква «А» — одна из лучших детских книг.
- А иллюстрации Виктора Чижикова — просто супер!
Когда-то давным-давно, в 80-х годах прошлого века, у меня была большая коллекция диафильмов, которые мы семьей смотрели на фильмоскопе…
- Диафильмов, свернутых в тугие рулончики, у меня было очень много, однако сейчас я помню далеко не все сказки и истории.
- «Алю, Кляксича и букву А» я помню отлично, потому что сама история очень интересная и иллюстрации Виктора Чижикова замечательные!
- Автор сказочной повести «Аля, Кляксич и букву А» — известная советская детская писательница и переводчик Ирина Петровна Токмакова.
- Сама повесть написана еще в 1968 году, но она никогда не перестанет быть актуальной и интересной для детей дошкольного и школьного возраста.
- Сейчас, выбирая книги для своей библиотеки, я приобретаю книги с самыми лучшими иллюстрациями.
- «Алю, Кляксича и букву А» я искала именно с рисунками Виктора Чижикова.
- В Лабиринте её не было в наличии, я купила в ИМ Читай-город ссылка
- Итак, любимая книжка:
- Издательство: Махаон
- Год издания: 2009
- Кол-во страниц: 80
- Художник: Чижиков Виктор Александрович
- Сразу хочется отметить очень удобный формат книги, хорошую ламинированную обложку, яркие и красивые иллюстрации практически на каждой странице.
- Размер шрифта оптимален для чтения книги детьми.
О чём эта книга?
Это сказочная повесть про девочку Алю, которая начала писать письмо маме, но у нее ничего не получилась. И тут неожиданно появилась буква «А», она рассказала Але, что злой Кляксич попал в Азбуку и хочет все буквы заменить на кляксы.
- Так Аля вместе с буквой А попала в сказочную страну букв, чтобы спасти их от Кляксича.
- Все буквы очень красиво нарисованы и интересно разговаривают.
Б — булочница, продаёт бублики. Говорит — «Берите белые бублики и баранки. Быстрее.»
- Буква Г — сгорбленная старушка, которая распевает песенку:
- Глупый гном глядел, глядел,
- Громкий горн гудел, гудел,
- Громче горна грохнул гром,
- Громче грома гаркнул гном.
- Буква за буквой, Аля путешествует по Азбуке и спасает буквы от злого Кляксича.
- Собачку в книге зовут ризеншнауцер Розочка, а букву Э — Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.
- Здорово, правда?
- В конце концов, Аля конечно же спасает все буквы и пишет маме письмо красивым каллиграфическим почерком.
- А злой Кляксич сбежал, в конце книги в лучших традициях Голливуда сделан «задел» для продолжения этой захватывающей истории.
- Ирина Петровна Токмакова написала про Алю серию из пяти книг:
- «Аля, Кляксич и буква А»
- «Может, Нуль не виноват?»
- «Аля, Кляксич и Вреднюга»
- «Аля, Антон и Перепут»
- «Аля, мистер Блот и буква Z»
Мы послушали аудиокнигу «Может, Нуль не виноват?» — продолжение приключений девочки Али в мире цифр, к сожалению, эта книга понравилось нам меньше.
А вот книгу «Аля, Кляксич и буква А» рекомендую обязательно прочитать!
Источник: https://irecommend.ru/content/alya-klyaksich-i-bukva-odna-iz-luchshikh-detskikh-knig-illyustratsii-viktora-chizhikova-pros
Урок 39. и. токмакова. «аля, кляксич и буква «а» — Литературное чтение — 1 класс — Российская электронная школа
Литературное чтение, 1 класс
Урок 39. И. Токмакова. «Ася, Кляксич и буква «А»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Автор Ирина Токмакова «Ася, Кляксич и буква «А»
- Звуки и буквы буквы.
- Сказка. Особенности текста.
Глоссарий по теме
Буквы делятся на гласные и согласные. Слова состоят из букв.
Ирина Токмакова — детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов.
Ключевые слова
И. Токмакова. «Ася, Кляксич и буква «А», словарь, выразительное чтение, авторская сказка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М: Просвещение,2018. – 80 с.: ил.
- И.Токмакова «Ася, Кляксич и буква «А»
Познакомиться с новым автором И. Токмаковой и ее литературной сказкой
Научимся выделять главную мысль произведения, объяснять название произведения и составлять картинный план. Разберем особенности сказочного текста.
На уроке потренируемся читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения.
Основное содержание урока
- Мотивация учебной деятельности
Буква первая, друзья,
В алфавите — это…
- Это буква «А».
- На уроке узнаем новую историю о буквах.
- Научимся читать как актёры.
- Знакомство с новым материалом.
- В книжках живут не только буквы, а ещё картинки – иллюстрации.
Посмотри на картинки. По первым буквам картинок составь слово
- Это слово СКАЗКА
- Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)
- — А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
- Заполнить таблицу.
Народная сказка | Авторская (литературная) сказка |
- Автор – народ.
- Автор – конкретное лицо.
- Первоначально создается в устной форме.
- Существует в нескольких вариантах.
- Создается в письменной форме.
- Время создания определить невозможно.
- Внесение изменений в содержание не допускается.
- Время написания известно.
Народная сказка | Авторская (литературная) сказка |
Автор- народ. | Автор – конкретное лицо. |
Первоначально создаётся в устной форме. | Создаётся в письменной форме. |
Существует в нескольких вариантах. | Внесение изменений в содержание не допускается. |
Время создания определить невозможно. | Время написания известно. |
- — К каким сказкам относится наша сказка? (К авторской (литературной))
- — Кто ее автор?
- Ирина Токмакова
Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года. Девочка росла во вполне благополучной и хорошо обеспеченной семье. Ее отец Петр Мануков был инженером-электротехником, а мать Лидия Дилигенская — педиатром и при этом заведовала местным Домом подкидышей в Москве.
Ирочка была разносторонней девочкой, но больше всего ей нравилось учиться. Она так и тянулась к знаниям, проводила много времени в библиотеке за чтением книг на самую разную тематику. Эти знания очень пригодились девочке в учебе, в школе она получала только самый высший бал.
Окончив с золотой медалью школу, Ирина Петровна поступила на филологический факультет МГУ. Университет она окончила с «отличием» и стала работать переводчиком.
Заниматься литературной деятельностью Ирина Токмакова начала спустя многие годы, причем совершенно неожиданно даже для самой себя. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке.
Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Позже вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Книжка рассказывает маленьким читателям, как подружиться с яблонькой, отчего плачет ива и дрожит рябинка и какая причёска пошла бы кудрявой берёзке.
- Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?»,
- «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки.
- Ирина Петровна Токмакова написала 33 книги, перевела на русский язык 15 книг.
- Разбор типового тренировочного задания.
- Найдите слова, которые относятся к сказке «Аля, Кляксич и буква «А»»
Т | О | К | М | А | К | О | В | А |
Б | У | К | В | А | Г | Л | О | Л |
Щ | Г | Е | У | Ц | Й | Т | П | Я |
С | К | Л | Я | К | С | И | Ч | Х |
К | Н | П | С | К | А | З | К | А |
Правильный ответ:
Т | О | К | М | А | К | О | В | А |
Б | У | К | В | А | Г | Л | О | Л |
Щ | Г | Е | У | Ц | Й | Т | П | Я |
С | К | Л | Я | К | С | И | Ч | Х |
К | Н | П | С | К | А | З | К | А |
Игра «Полубуква»
Выпали слова из сказки и Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были слова? Напишите.
Кого обозначают эти слова в сказке?
(это герои сказки)
Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5087/conspect/
Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»
План-конспект урока к предмету «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»
- Цели:
- — познакомить с литературной сказкой И.Токмаковой Аля, Кляксич и буква А»;
- – развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;
- – развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память;– воспитывать читательский интерес.
- Оборудование: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям; рисунки для картинного плана; карточки с играми.
- Ход урока
I. Организационный момент.
- 1.Буквы тихо пошептались,
- Улыбнулись, подтянулись,
- Ровно выстроились в ряд
- И нам с вами говорят:
- «Не ленитесь, не деритесь,
- И на пять всегда учитесь,
- Сядьте тихо, не шалите,
- тишину вы берегите».
- -Что вы можете сказать о буквах?(ответы детей: буква – это обозначение звука на письме, в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные)
- Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.
Буквы, буквы, буквочки, Эй, эй, эй! Ваши дверцы запирал Чародей. Кто умеет отпирать, Тридцать три замка, В эту книжку заходи –
- Вот моя рука.
- А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Узнай букву».Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой букве из стихотворения, которое вы читали дома.
2. Конкурс чтецов.
Учащиеся читают свои двустишия.
III. Постановка цели урока.
Пока вы читали стихотворение, отвечали на вопросы, к нам прислали электронное письмо. Давайте посмотрим, что там написано.
Вы догадались, ребята, что нам делать с этими картинками?
– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.
- Ответ: сказка.
- – А вы знаете, что такое сказка?
Сказка– фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
– Какие сказки вы читали сами?– Что происходит в сказках?– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?– Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами являются буквы.
А вот к какому литературному жанру оно относится, вам предстоит выяснить.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква «А»».
— Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова)
-Кто из вас читал произведения И. Токмаковой и что вы о ней знаете?(учитель рассказывает об авторе и демонстрирует книги писательницы)
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
–Прочтите название произведения.Рассмотрите иллюстрацию.– Как вы думаете, о ком это произведение?
-Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения
— Какое впечатление произвело на вас начало произведения?
— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
3. Словарная работа.(работа в парах)Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика
- изумилась громко сказала, крикнула
- воскликнула удивиласьклякса родственница племянница пятно на листе бумаги– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
- ста-ра-лась – старалась
не слу-ша-лись – не слушалисьпе-ре-ссо-ри-лись – перессорилисьраз-ма-хи-ва-ла – размахивалаи-зу-ми-лась – изумиласьвы-го-во-ри-ла – выговорилавос-клик-ну-ла – воскликнулапле-мян-ни-ца – племянница
V. Закрепление нового материала.
1.Учащиеся читают сказку цепочкой.
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.
- — Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)
- — А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
- — Помогите мне заполнить таблицу. По каким признакам мы будем определять:
Народная сказка | Литературная сказка |
Автор- народ. | Автор – конкретное лицо. |
Первоначально создаётся в устной форме. | Создаётся в письменной форме. |
Существует в нескольких вариантах. | Внесение изменений в содержание не допускается. |
Время создания определить невозможно. | Время написания известно. |
— К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной)
— Кто ее автор?
2.Анализ произведения.– Отгадайте слово: Мой первый слог В начале алфавита вы найдете. Второй мой слог Шестою нотой пропоете. (Аля.)
– Легко ли давалось письмо Але? Почему?– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?
- – Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.
- Разгадайте ребус.
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
– Почему буква «А» была взволнована?– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
– О каком герое можно сказать, что он злой?– Каким вы представляете себе Кляксича?
– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?– Будет ли побежден Кляксич?– Кто поможет его победить?
- – Чем закончится эта сказка?
- -Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки?
VI. Итог урока.Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко?
-Что было самым трудным?–Можете ответить, с каким произведением вы познакомились?– Кто автор этой сказки?– Понравилась ли вам сказка?– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?
Домашнее задание:
1)Перечитать сказку. Придумать продолжение сказки.
Приложение к уроку.
Народная сказка. Литературная сказка.
Автор- народ. Автор – конкретное лицо.
- Первоначально создаётся в устной форме.
- Создаётся в письменной форме.
- Существует в нескольких вариантах.
- Внесение изменений в содержание не допускается.
- Время создания определить невозможно.
- Время написания известно.
Народная сказка. Литературная сказка.
Автор — народ. Автор – конкретное лицо.
- Первоначально создаётся в устной форме.
- Создаётся в письменной форме.
- Существует в нескольких вариантах.
- Внесение изменений в содержание не допускается.
- Дополнительный материал к уроку 2Ирина Петровна Токмакова
Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ.
В 1953 году после окончания учебы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, она хорошо знала английский, немного шведский язык работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги. Так начался большой путь Ирины Токмаковой в детской литературе.
Но настал момент, когда стали сочиняться и собственные стихи. Первые стихи Токмаковой сразу вошли в детскую жизнь. Теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые, они были сродни народным песенкам по мелодии и интонации.Ирина Токмакова — лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).
1. Речевая разминка.
Буквы, буквы, буквочки, Эй, эй, эй! Ваши дверцы запирал Чародей. Кто умеет отпирать, Тридцать три замка, В эту книжку заходи –
Вот моя рука.
2. Словарная работа.
- (Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика)
- изумилась громко сказала, крикнула
- воскликнула удивиласьклякса родственница племянница пятно на листе бумаги
3.Прочтите слова по слогам, целыми словами.
ста-ра-лась – стараласьне слу-ша-лись – не слушалисьпе-ре-ссо-ри-лись – перессорилисьраз-ма-хи-ва-ла – размахивалаи-зу-ми-лась – изумиласьвы-го-во-ри-ла – выговорилавос-клик-ну-ла – воскликнулапле-мян-ни-ца – племянница
Источник: https://multiurok.ru/files/literaturnoe-chtenie-1-klass-na-temu-i-tokmakova-a.html
Ирина Токмакова — Аля, Кляксич и буква «А»
Здесь можно купить и скачать «Ирина Токмакова — Аля, Кляксич и буква «А»» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Аля, Кляксич и буква «А»» читать бесплатно онлайн.
Ирина Токмакова
Аля, Кляксич и буква «А»
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.
— Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
— Кляксич!
— Ничего не понимаю! — сказала Аля.
— Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
— Что уж тут придумаешь! — возразила буква А. — Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я — хозяин Букваря!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
— Еще как правильно! — обрадовалась буква А.
Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.
— Будете брать бублики? — спросила она.
— Да какие там бублики! — запротестовала буква А. — У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
— Бросьте, — сказала буква Б, не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:
О О О О О О О О О О О О О О О О
Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
— Больше! Больше!
У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.
— Ты не видал Кляксича? — спросила у него буква А.
— Кляксича? — вопросительный знак почесал в затылке. — Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добъешся! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.
— В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. — Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
— Великолепно! — почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:
— Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошел к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.
— Что это за глупая песня? — спросила Аля у буквы А.
— Ничего удивительного, — ответила буква А. — Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь — с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Они постучали и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
— Кляксич? — переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!
— Глубоко ошибаетесь, — сказала буква Г. — Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
И буква Г опять запела свою глупую песенку.
Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что все еще уладится.
Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:
— Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.
— Пойдем попросимся переночевать, — предложила Аля. — Ты не знаешь, кто живет там наверху?
— Знаю, — сказала буква А. — Там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в ее доме нет лифта, и нам придется идти пешком.
— Не беда, — сказала Аля. — Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счета.
Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по темной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пришли! Постучали. Буква Д — Добрая Дуня — крикнула из-за двери:
— Входите, не заперто!
— Здравствуй, А, душечка, — обрадовалась Дуня. — Кого это ты привела ко мне в гости?
- Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:
- — Аля.
- Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:
Дикий удод наклевался ягод. Умный удод — он наелся на год. Наелся удод — и песни поет Ясные летние дни напролет.
Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит. Поэтому догадываться вам придется самим.
Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня ее перебила.
— Знаю, — сказала она. — Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в Букварь. Он еще хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и все слышала.
— Куда же они девались потом? — спросила Аля.
— Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить ее и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь — это дружба.
— Ты не заметила, по какой дороге они пошли? — спросила буква А.
— По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:
Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!
«Что за странные песенки поет Дуня?» — опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чем дело. Ну, а вы догадались? Если нет, еще раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/365685-irina-tokmakova-alya-klyaksich-i-bukva-a.html
Аля, Кляксич и Буква
- Я знаю, что клякса – это пятно от ручки.
- В Толковом словаре Ожегова дано следующее обозначение:
- Клякса – пятно от капнувших с пера чернил, чернильная капля на бумаге.
2. Как ты представляешь себе Кляксича? Как он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найди подтверждение в тексте
- Я представляю Кляксича большим, черным и некрасивым.
- Еще он злой и сварливый.
- Подтверждение из текста:
- «Он ссорит буквы между собой.
- Он хочет их всех заменить своими кляксами.
- Меня он уже выгнал и теперь на моем месте стоит жирная клякса – его племянница».
- Кляксич напугал буквы, причинил им много хлопот.
- Был бы он добрым и добродушным, не стал бы так делать.
3. Какие еще приключения могут произойти с героями, например с буквой «А»? Перечитай текст о букве
Я думаю, что буква «А» с помощью Али может победить Кляксича.
Для этого надо, чтоб Аля еще больше постаралась писать аккуратно.
Подумай, кого она может встретить. Победят ли буквы Кляксича? Чем закончится придуманная тобой история? Рассказывать начни так: «Вдруг, прямо на середине…»
Вариант 1: Вдруг, прямо на середине страницы показалось еще несколько букв.
Это были «Я», «К», «Б». Все они плакали и возмущались поступкам Кляксича.
- Але стало очень жалко буквы.
- Поэтому девочка приложила все усилия, чтоб написать их аккуратно.
- Ей это удалось и Кляксич исчез.
- Вариант 2: Вдруг, прямо на середине страницы появился большой, черный Кляксич.
Он громко закричал: «Я заменю всех вас и стану главным на этой странице!».
Буквы начали плакать и просить Алю помочь.
Девочка немного подумала и затем вскрикнула: «Идея!».
Она начала писать буквы медленно, не спеша, не нервничая.
Каждая получалась лучше другой.
Кляксич закричал: «Что ты делаешь? Мне негде даже стать!».
- Но Аля продолжала аккуратно писать буквы.
- Кляксич исчез, а все буквы и Аля остались счастливы.
- Вариант 3: Вдруг, прямо на середине появились «Б», «В», «Г».
- Они стали жалеть и утешать «А».
- Говорили, что они обязательно прогонят Кляксича и «А» вернется на свое место.
- Затем «Б» громко произнесла: «Я знаю, как избавиться от Кляксича.
- Но для этого нужна помощь Али».
Аля растеряно произнесла: «Что я могу для вас сделать?».
- «Ты должна перестать нервничать, волноваться и спешить, когда пишешь буквы.
- Делай это спокойно и уверенно.
- Тогда у тебя не будет получаться клякс и Кляксичу не станет места на странице».
- Аля последовала совету буквы «Б» и, действительно,
- Кляксич исчез, а все буквы получились очень красивыми.
4. Как ты думаешь, «Аля, Кляксич и буква «А» сказка или рассказ? Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? Обоснуй свое мнение
- Я думаю, что «Аля, Кляксич и буква «А» — это сказка.
- Обычно в сказках происходят невозможные, волшебные вещи.
- Действующие герои наделены нереальными способностями.
- Так было и в этом произведении.
- Буквы умели разговаривать и испытывать чувства.
- Еще все сказки заканчиваются хорошо, добро всегда побеждает зло.
Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 1 класс 1 часть.
Аля, Кляксич и Буква «А» И. Токмакова стр 10
Источник: https://gdz-gramota.ru/gdz-literaturnoe-chtenie-1-klass/klimanova-goretskii-1-klass-otvety-k-1-chasti-uchebnika/alia-kliaksich-i-bukva-a-i-tokmakova-str-10
Читать
Ирина Петровна Токмакова
Аля, Кляксич и буква А
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.
— Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
— Кляксич!
— Ничего не понимаю! — сказала Аля.
— Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
— Что уж тут придумаешь! — возразила буква А. — Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я — хозяин Букваря!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
— Еще как правильно! — обрадовалась буква А.
Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.
— Будете брать бублики? — спросила она.
— Да какие там бублики! — запротестовала буква А. — У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
— Бросьте, — сказала буква Б, не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:
Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
— Больше! Больше!
У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
ГЛАВА ВТОРАЯ
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.
— Ты не видал Кляксича? — спросила у него буква А.
— Кляксича? — вопросительный знак почесал в затылке. — Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.
— В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. — Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
— Великолепно! — почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:
— Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошел к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
- Глупый гном глядел, глядел,
- Громкий горн гудел, гудел,
- Громче горна грохнул гром,
- Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.
— Что это за глупая песня? — спросила Аля у буквы А.
— Ничего удивительного, — ответила буква А. — Глупость с какой буквы начинается? Вот видишь — с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Они постучали и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
— Кляксич? — переспросила она, когда узнала, о чем идет речь. Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу. «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1 + 1 = 2. Это же была самая пустяковая задача на свете!
— Глубоко ошибаетесь, — сказала буква Г. — Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=270046&p=1
Читать онлайн "Аля, Кляксич и буква «А»" автора Токмакова Ирина Петровна — RuLit — Страница 1
Впервые я сделал рисунки к стихам Ирины Токмаковой в 1957 году в журнале «Весёлые картинки». Это были переводы из шведской народной поэзии. До сих пор помню:
- Стали мыши танцевать
- Тра-ля-ля,
- Так, что начала дрожать Вся земля!
Вышло так, что особенно много я рисовал картинок к повести «Аля, Кляксич и буква А». Сначала иллюстрации на страницах журнала «Мурзилка», где повесть печаталась с продолжением.
Потом вышла книга в Детгизе, тоже с моими рисунками. И наконец мною был сделан двухчастевой диафильм, где участвовало свыше ста рисунков.
Рисовать было интересно. Книжка про Алю была очень необычной на фоне детской литературы шестидесятых годов.
Ирина поставила перед собой трудную задачу — в занимательной форме познакомить ребят с азбукой, с азами грамоты и счёта. Она придумала чисто школьного злодея Кляксича.
Он ссорил буквы между собой, прятал их, всюду норовил сажать кляксы, помарки, описки. Пожалуй, всякий, кто учится писать, знаком с этим Кляксичем.
Существуют люди, чей творческий путь идёт по жизни как бы параллельно с твоим путём. Жизнь то сводит вас, то разводит на какое-то время.
У нашего поколения это чувство общности, как мне кажется, особенно развито, я называю это чувством параллельного движения. Уже давно я не делал рисунков к произведениям Ирины Петровны — значит, новая встреча не за горами.
1996
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
— Что с тобой, что случилось? — сказала Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
— Кляксич!
— Ничего не понимаю! — сказала Аля.
— Да Кляксич же! — воскликнула буква «А».- Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками — кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса — его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.
— Вот тебе и на! — поразилась Аля.- Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
— Что уж тут придумаешь! — возразила буква «А».- Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву «А» я уже выгнал, букву «Л» запру под замок, а букву «Я» так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?
— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля.- Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляк-сича и сотрём его. Правильно?
— Ещё как правильно! — обрадовалась буква «А».
Взявшись за руки, Аля и буква «А» направились прямо в Азбуку.
У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква «Б». У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.
— Будете брать бублики? — спросила она.
— Да какие там бублики,- запротестовала буква «А».- У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
— Бросьте,- сказала буква «Б», не трогаясь с места.- Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…
ооооооооооооооооооооооооооооооооооо Но буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
— Больше! Больше!
Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов^ кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
Ну, наконец-то буква «Б» отступила! Аля и буква «А» вошли в ворота. За воротами зазеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щёлкая кнутом, ходил вопросительный знак.
— Ты не видел Кляксича? — спросила у него буква «А».
— Кляксича? — Вопросительный знак почесал в затылке.- Как же. Кляксича-то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
Источник: https://www.rulit.me/books/alya-klyaksich-i-bukva-a-read-231229-1.html