Анализ стихотворения пушкина узник 6 класс

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Узник» (6 класс)

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Проверим домашнее задание

2 слайд Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин Анализ стихотворения «Узник»э

3 слайд Описание слайда:

Эпиграф к уроку Читается троЯким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин

4 слайд Описание слайда:

Учимся понимать текст Как вы думаете, о чём стихотворение «Узник»?

5 слайд Описание слайда:

Прочитайте произведение Что непонятно? Ваш прогноз подтвердился?

6 слайд Описание слайда:

Учимся понимать поэтический текст Словарная работа Узник — человек, который находится в заключении. Темница — помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя — 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл — 1.

крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке. Молвить – устаревшее: сказать, произнести Вольные — 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.

не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).

7 слайд Описание слайда:

Историческая справка Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях.

И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.   Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь.

И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией.

И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.   В.Букатов

8 слайд Описание слайда:

История создания стихотворения Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы.

Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает.

      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:       — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире.

Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.

9 слайд Описание слайда:

История создания стихотворения Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев.

Там он должен был служить чиновником.       Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными.

Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.       Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“.

Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Пояснения .       Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

      Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.       За ссыльным устанавливался постоянный надзор.

Он не мог без позволения уехать с места ссылки.

12 слайд Описание слайда:

Современный Кишинёв

13 слайд Описание слайда:

Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию. Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных.

Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.  Почему А. С.

 Пушкин не мог бежать за границу?

14 слайд Описание слайда:

Анализ стихотворения.   — Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.

  Стихотворение построено на антитезе. Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.

В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

15 слайд Описание слайда:

Диалог с текстом Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»). Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину? Такой орёл может быть символом свободы? Почему он машет одним «крылом»? Почему пища «кровавая»? Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?

16 слайд Описание слайда:

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл — это символ свободы.

Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни.

Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

17 слайд Описание слайда:

Диалог с текстом Вторая строфа Почему орёл «бросает» пищу? Что значат слова «как будто»? Кому принадлежит прямая речь? Почему в конце восклицательный знак? Найдите тропы во 2 строфе.

18 слайд Описание слайда:

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Найдите их в тексте.

В последней строфе торжествует чувство свободы? Как вы это поняли? Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор.

Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Повторы придают речи поэтичность и песенный характер. Фраза  «Давай, улетим!» привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше.

Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, — это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

19 слайд Описание слайда:

Диалог с текстом Третья строфа Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить? Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края».

И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.

Что загадочного в последней строфе? Зачем нужно многоточие? Зачем восклицательный знак? От чьего имени написано всё стихотворение?

20 слайд Описание слайда:

Какой звук повторяется в словах: «…пора, брат, пора!»? В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе. Такой художественный приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

21 слайд Описание слайда:

Учимся понимать поэтический текст После чтения Какова тема стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей! Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

22 слайд Описание слайда:

Черновой вариант стихотворения И тихо и грустно в темнице глухой! Пленён, обескрылен орёл молодой, Мой верный товарищ в изгнанье моём, Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно, И вымолвить хочет мне слово одно. Зовёт меня взором и криком своим: «Мой верный товарищ, уйдём, улетим; Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора! Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я. Где сокол и коршун, там наша семья».

23 слайд Описание слайда:

На уроке я узнал … На уроке я научился … Я сейчас думаю о … Я сейчас чувствую … Я могу себя похвалить за … Рефлексия

24 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Выучить стихотворение «Узник». ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ПО ЖЕЛАНИЮ.

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-as-pushkin-analiz-stihotvoreniya-uznik-klass-2145871.html

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
  • История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
  • Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.
  • Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.
  • Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению

Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».

Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.

История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.

Читайте также:  Сотников - краткое содержание повести быкова

Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.

Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.

Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.

Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться.

И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник – вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 140.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/uznik.html

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Произведение «Узник» Александр Сергеевич написал, будучи сам лишённым свободы. Лишённым не физически – поэт не был в тюрьме, — но Кишинёв был для него тюрьмой. В этом городе поэт отбывал ссылку.

У Пушкина была должность секретаря, был титул дворянина (его удалось сохранить), но не было возможности вернуться обратно в Санкт-Петербург или же в Москву. Вольнодумство вышло гению боком, впрочем, он оставался вольнодумцем все последующие годы своей жизни. Пушкин ценил свободу.

Градоначальник Кишинёва неплохо относился к Александру Сергеевичу, но поэт всё равно был оскорблён тем, как обошлись с ним. И недовольный своим положением, он пишет стихотворение, где лирический герой лишён свободы в буквальном смысле. Сидит в тюрьме.

Узник сравнивает себя с орлом, вскормлённым в неволе. А за окном пожирает свою пищу орёл-птица. Орёл видит положение заключённого и словно хочет сказать: давай улетим! Не знает птица, что герой не в силах покинуть свою камеру. Эта птица взращена на свободе, в отличие от узника.

Орёл будто понимает, что герой хочет сбежать. Они вдвоём словно задумали одно дело. Орёл смотрит на узника и кричит по-орлиному. И узнику кажется, что гордая птица зовёт его: полетели! Полетели к горам, к морям, где никого нет, кроме ветра и меня! Они птицы одного полёта, и разница лишь в их положении. Орёл не понимает, что узник не может выйти из тюрьмы, только лишь захотев этого.

Удалось ли ему сбежать из каменного мешка? Стихотворение не даёт ответа. Дальнейшее читатель может сам себе вообразить. Ни одной зацепки не даётся, здесь нет загадок. Пушкин успел сказать что хотел, написав три строфы.

И у него получилось отстоять свою свободу. Александр Сергеевич подал прошение о переводе в Одессу. Этого ссылкой не предусматривалось. Но тем не менее прошение было принято, и поэт переехал в Одессу. Там его ждала работа в канцелярии – заработок, с которым можно писать стихи свободно. Пушкин считал это своим неотъемлемым правом.

Стихотворение «Узник» пропитано жаждой свободы. Пушкин ценил свою свободу, и тем больше злости вызывала у него ссылка. Но он и дальше писал, о чём хотел и как хотел. Он писал для себя, а печатал для денег. И лишённый возможности быть свободным, поэт не прогибался, не пытался быть угодным императору, а гнул свою линию и отстаивал своё вольнодумство.

Это в том числе породило стихотворение «Узник» и много другой великой поэзии, ныне считающейся классикой русской литературы.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Знаменитое стихотворение «Узник», великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано в 1822 году в прекрасном городе нашей страны в Кишиневе.

В данный город автор был отправлен в ссылку. Причиной этому отправлению стали его произведения, в которых он говорит о любви к свободе и выражает недовольство высшей властью страны. Нужно отметить, что данную ссылку автор воспринял очень жестоко, посчитав это не чем иным, как оскорблением личности.

Основной темой данного произведения, безусловно, является тема свободы, которая была так желаема для поэта. Начиная писать это произведение, поэт сразу же описывает сырую и холодную темницу, расположенную в данном городе.

У Александра Сергеевича была просто безвыходная ситуация, так как не было никакой возможности жить там, где бы он хотел. В связи с этим поэт был озлоблен, оскорблен и расстроен.

Именно поэтому русский город Кишинев у поэта ассоциируется с темницей.

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году, во время это самой ссылки в Кишинев, южной ссылки если говорить по другому. Прибыв по месту своей ссылки, поэт был просто ошеломлен той разницей, которую он видел перед собой.

Основная композиционная тема стихотворения, как и во многих других произведениях поэта, зрительно разделена на две части. От друг друга эти части отличаются интонацией и смысловым наполнением. Данные части совсем не контрастны, но тем не менее связаны между собой.

  • Для того, чтобы понять основной смысл данного произведения необходимо изучить обстоятельства, при которых оно было создано, в противном случае вы не сможете разобраться в этом.
  • Стихотворение довольно таки не большое, всего 12 строк, но они созданы в едином лирическом стиле, и как многие знают впоследствии, становятся песней.
  • В каждом слове данного произведения чувствует призыв к свободе.

Что касается литературных приемов, то здесь можно найти и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Вообще стихотворение получилось очень насыщенным, так как поэт передал в нем все свои чувства и эмоции.

6 класс, 7, 8, 9, 10 класс краткое содержание по плану

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 класс
    Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.
  • Анализ стихотворения Тютчева Наш век
    Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.
  • Анализ стихотворения Гиппиус Игра
    Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке
  • Анализ стихотворения Маяковского Вам
    Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую
  • Анализ стихотворения Бальмонта Фантазия
    К. Бальмонт – незаурядный лирик Серебряной эпохи. В многих его творениях властвуют не люди, а описательные фигуры и эмоции. Похожим образцом служить элегия «Фантазия». Элегию «Фантазия» Бальмонт издал в 1893 г. Лирик обрисовал

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/uznik-6-klass

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Читайте также:  Жизнь и творчество бориса васильева

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

  • «Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
  • Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
  • Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

  1. Антитеза: противопоставление воли и неволи.
  2. Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
  3. Эпитеты:
  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-uznik-po-planu/

Анализ стихотворения Пушкина «Узник» | Литерагуру

Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…

История создания

«Узник» — стихотворение Пушкина, написанное в 1822году. В это время поэт находился в южной ссылке в Кишиневе. Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь, но влиятельным знакомым удалось изменить это решение.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных. Также на него произвели впечатление живущие там орлы.

У них были обрезаны крылья. Птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, как и люди.

В сумме все эти впечатления дали начало развитию идеи, которая потом нашла свое воплощение в стихотворении «Узник».

Жанр, размер, направление

Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.

Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.

Композиция

Постепенному раскрытию темы способствует композиция. Настроение изменятся от строфы к строфе. Ближе к концу тон становится более напряженным и эмоциональным. В то время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. Эта перемена также  сопровождается сменой интонации.

Если первые строки написаны в описательной манере, то последующие переходят в глагольную форму.

Основные образы и их характеристики

В стихотворении два центральных образа: лирический герой и орел. Тема свободы связана с орлом. Птица обращается к герою и зовет его отправиться «туда», в далекие края, которые представляются идеалом. Орлу отождествлен образ лирического героя – узника, душа которого, несмотря на нахождение в неволе, не закрепощена. Он всеми силами рвется на волю.

Значимым также является наличие образов стихии: ветра и моря. В поэзии романтизма это традиционные образы, связанные со свободой и вольностью. Они появляются в последней строфе при описании идеального представления о независимости.

Темы и проблемы

Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.

Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России.

Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной.

Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.

Идея

Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!».

Это восклицание является кульминацией произведения.

Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.

Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-uznik/

Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс. | Социальная сеть работников образования

Шедевры Пушкина – а стихотворение «Узник», бесспорно, является таковым – всегда многоаспектны, многогранны. И смысл этого  произведения  неисчерпаем.

Хотя в средней школе  изучается не  вся биография Пушкина, не  весь творческий путь поэта и небольшое количество  произведений, всё же необходимо знакомство  учащихся со временем написания  «Узника» (1822 г.),  с мировоззрением поэта и позицией  автора   в этом стихотворении (последнее вызывает некоторую сложность, которая обусловлена возрастом читателей — 12 лет).

     Звуковые обучающие видеофильмы  по литературе, которые сегодня предлагает нам Интернет,   являются оптимальными, выигрышными  средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста — важнейшие приемы в методике изучения литературы.  Обучающий   видеоролик  «А.С.

Пушкин «Узник»  (http://www.youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ) полезен и интересен как для учеников, так и для учителя.  Учитель  может  «подслушать»  в нем комплексный стихотворения, проследить логику, расстановку акцентов.  Но просматривать на уроке весь ролик  считаю нецелесообразным в силу того, что цель  учителя – поиск путей воспитания  грамотных, тонко чувствующих  читателей, способных к многостороннему, осознанному  самостоятельному восприятию, пониманию и толкованию  литературного произведения. По этой причине стоит остановить  просмотр  через  2 минуты 50 секунд, на словах «Пушкин ощущал себя узником, и это не могло не сказаться в его творчестве»,  ограничившись  прослушиванием  мастерского прочтения стихотворения и историческим комментарием.

      Не лишним будет  рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучаемым  произведением,   о том, как в Кишиневе Пушкин увидел прикованного цепью орла.

     Теперь общение с учащимися  будет поддерживаться видеорядом слайдов  авторской презентации  «А. С. Пушкин. «Узник» (Приложение 2). И не педагог или лектор фильма будут сообщать новый материал, а добывать его предстоит ученикам своими усилиями.  Новое знание  — при деятельностном подходе.

Детальный текстуальный разбор 1 строфы

Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления.

Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте.

Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на  вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины  восприятия поэтического текста.

  •  Работа с названием стихотворения.                                                                  Слайд 4
  •  -Ваше предположение: о чем стихотворение?
  • ●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.

-Запомним сказанное. В конце урока сверим с  этим прогнозом сделанные нами выводы.

  1. Чтение  стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)
  2. К сожалению, не все шестиклассники   владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них  в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.
  3.  Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.
  4. Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе.                                                                                                           Слайд  5
  5. Этот синтаксический  эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки:  произойдет путаница в том,  один или два героя в стихотворении.
  6.         После небольшой паузы, рассчитанной  на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» — вопросы-подсказки.                                                                                    Слайд 6
  7. -Где точка?
  8. -О ком идет речь в 1 строфе?
  9. -Кто говорит о себе «Сижу»?
  10. -Кто это «мой грустный товарищ?»
  11. -Сколько персонажей в стихотворении?        
  12. Пересказать сюжет.
  13. -Почему сложно это сделать?                                                                    Слайд 7
Читайте также:  Жизнь и творчество карло гоцци

●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.

  • Стихотворение не имеет сюжета,  но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.
  • -От чьего лица идет повествование?                                                        Слайд 8
  • ●Это узник.          
  • ●Это, возможно, и сам Пушкин.
  • -Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.
  • Запомнить  этот термин!

Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость  овладевать учениками  литературоведческими понятиями  может «засушить»  хрупкий  поэтический мир.

 И поэтому  постараемся  аккуратнее  прикасаться к  словесному творению  научным инструментарием.

  Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности  включения  их в ход анализа.

          Логика  беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели  просто и  осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта  передача чувств, переживаний.

С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев.

Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания  (или упрощенного понимания) ими лирического текста.

 Поэтому    приходится останавливать их внимание на, казалось бы,  само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.

  1. Озаглавить строфы стихотворения                                                              Слайд 9
  2.         Схематически (словесными и графическими символами) изобразить  нахождение места героев в тексте.
  3.  Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.

●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.

-Настроение этой строфы?                                                                      Слайд 10

                                                ●Грустное.

-Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит  грусть?            Слайд 11   

● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.

        Учитель по ходу исследовательской работы учащихся  выделяет на слайде называемые слова.

-Их семантическая нагрузка?  (Смысловое значение?)

  • ● Отсутствие  свободы. Лишение возможности
  •  видеть и передвигаться.
  • Стилистический  разбор ключевого слова.                                               Слайд 11

-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?

                                                                      ●Поэтичный. Песенный.

  1.                                                                       ●Придаёт дополнительный смысл – «без света».
  2. -По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.
  3. Найти  слово во второй строке, кторое  становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА — …?                                     Слайд 11
  4. ●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,
  5. но и внутренняя несвобода.
  6. Подчеркнуть эпитеты первой строфы.                                                      Слайд 11
  7. -Какую атмосферу они воссоздают?

● «в темнице сырой». «Грустный товарищ».

«Кровавая пища». «Орел молодой». Они нагнетают негатив,  передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.

-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас?                        Слайд 11

●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.

Подчеркнуть  метафору в этой строфе. Дать  толкование созданного ею образа.

 Слайд 11

● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она   придает особо тяжелый «привкус» — никогда  не знавший  свободы герой.

Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:

● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…

Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и  удивляют  учителя,  и запоминаются.

-Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение?                                                                                                                Слайд 11, 12

 Выделить  найденное другим цветом.

● Движение передается  глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.

Динамики  нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но    обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.

Обратить  внимание на деталь.

— МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?

● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.

  • ● На одном крыле не взлетишь.
  • Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:
  • ●Возможно, орел ранен или покалечился
  • в темнице, при попытке дотянуться до пищи
  • или пробиться сквозь прутья.
  • Для подростков и такая  «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.
  •              Радует и такой поворот мысли моих читателей:
  • ● как бы ни было тесно вольной птице, он   рвется, машет хотя бы одним крылом.

Составить  два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел

  1. Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализирующий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми  Пушкинским  образом.
  2. Комментарий по кластерам, выполненным на доске.
  3.            Фронтальная беседа – дополнение или исправление.

Следует  обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать  примеченное.

-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?

●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.

  • Целенаправленный анализ 2-ой  строфы.
  • Энергетика  Пушкинских строк.
  • Осуществление связи  между текстом и возникающими  образами.
  •                                                                                       Слайд 13
  •             -Изменилось ли что-то в динамике  этой строфы?
  • Выписать глаголы, дать комментарий.
  • ● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,

ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.

Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.

Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к  мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».

        -С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?

  1. ●По контексту – орла.
  2. ●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что
  3. Это могут быть и слова  узника-человека.
  4. ●Здесь два единомышленника.

Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.

  • Анализ 3-ей строфы.
  •  Глубже понять смысл поэтического текста
  •         Начнем анализ этой строфы с внимания к  синтаксическим средствам выразительности.                                                                                                     Слайд 13,14
  •         -О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?
  • ●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь  заключительный текст.
  • Детальнее проследить  контрастную смену картин.

        -Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя  строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.

  1.         Запомнить термин.
  2. Найти доказательства этому.
  3. ●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ
  4. ● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.
  5. ●СИЖУ – ГУЛЯЕМ.

Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.

●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора  действовать!

  • -Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.
  • Запомнить термин.
  • Найти анафору  и объясните её значение в тексте.

●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают  ОТСЮДА – ТУДА!

  1. ●Они не оставляют   времени сомнениям, манят
  2.  и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.
  3. ●Они — подталкивающие слова.
  4. -Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.

●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета  насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,

прорезающиеся  «за тучей». Недаром здесь

НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.

-Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд? 

  • ●Со свободой!
  • ●Это восхваление свободы.
  • ●Это гордый призыв к свободе.
  • -Наш лирический герой становится БРАТОМ…
  • Договорить предложение.
  • ●…вольного орла.
  • ●… и ветра.

        -Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?

  1. ●Внутренне герои  к 3-ей строфе ощущают себя  свободными.
  2. Выводы
  3.                                                                                 Слайд 15
  4. -Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…
  5. Договорить предложение.
  6. ●…несчастных узниках
  7. -А теперь мы заключаем беседу словами о…
  8. Договорить предложение.
  9. ●…свободе…
  10. -Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?
  11. ●Ни разу.
  12. -Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её  зрительным миражем дышит каждая строка.
  13. От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.
  14. Вопрос самым  пытливым.
  15.          -Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…
  16. Договорить предложение.
  17. ●Возможно, от избытка чувств, мечта
  18. рисует еще много прелестей свободного бытия.
  19. ●А, может быть, решетка и стены темницы   обрывают  разыгравшееся воображение…
  20. ●Второе многоточие после местоимения Я – знак
  21. осознанного вдруг одиночества.
  22. ●Может, дальше умолчание, не названные словами  мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?
  23. После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал  в «Узнике».
  24. Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.
  25. .
  26. — 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/30/a-s-pushkin-analiz-stikhotvoreniya-uznik-6-klass

Ссылка на основную публикацию