Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина — «Детство» — написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.
Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:
Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам!Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок — как шелк… Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,А ствол — гигант, тяжелый, величавый.Кора груба, морщиниста, красна,Но так тепла, так солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного света.
История создания
Стихотворение «Детство» Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет.
Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке «Среда», завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев.
Первые поэтические признания, серьезные коллеги — и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда «деревья были большими».
Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой.
Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света.
С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу — один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера — Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин — на фото ниже.
Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.
Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.
Анализ произведения
Темой стихотворения Бунина «Детство» является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться.
Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба — благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу.
Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача — рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.
Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина «Детство» является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки «л» — благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.
Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору («солнечные палаты»), сравнение («песок — как шелк»), олицетворение («величавый ствол»), лексический повторы («повсюду блеск, повсюду яркий свет», «как тепла, как солнцем вся прогрета») и огромное количество восторженных эпитетов («смолистый аромат», «солнечные палаты», «блеск и яркий свет», «ствол — тяжелый, величавый», «солнечное лето»). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.
Источник: https://www.nastroy.net/post/stihotvorenie-ivana-bunina-detstvo-analiz-i-istoriya-sozdaniya
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина Чем жарче день, тем радостней в бору
27.04.2017
- Малеванная Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы
- Содержание урока
- Ребята, чтобы нам легче было работать, я хочу предложить вам несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, вы мне
- хлопаете.
(СЛАЙД)
Дети выбирают правильные варианты, и своё согласие с тем или иным правилом подтверждают
хлопками.
А сейчас представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас
на столе пока одинаковое у всех.
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
- На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.
- Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.
- Ребята, работаем, помогая друг другу.
- МУЗЫКА (СЛАЙД)
Карточка с заданием для художников:
- Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.
- Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
- У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
- Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны,
- вы можете их не использовать.
- Задание: (решите, кто будет отвечать)
- Почему вы выбрали именно эти цвета?
- Какие цвета не использовали, почему?
- Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.
- Вспомните, что такое эпитет?
- Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите эти
- слова на лучиках.
А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске.
Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет
- становиться всё больше.
- Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем.
- А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким
остаётся детство в памяти взрослых людей?
Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с
- детьми лучики)
- Читаю стихотворение вслух. (СЛАЙД)
- А теперь прочитайте стихотворение про себя.
- – Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова
- подскажут вам цвет?
- Тот кто первым называет, идёт крепит к доске цветной листочек.
Красна – красный. Солнечные палаты – жёлтый. День – голубой, жёлтый. Бор – зелёный. Смолистый аромат – оранжевый. Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.
Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее
стихотворение!
А теперь предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз построфно.
– Какие чувства испытывает поэт? Думаю теперь вам не составит труда ответить на мой вопрос. (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по
- песку, прижаться к сосне, он радуется)
- – Ребята, как вам кажется, может ли быть случайным выбор слов автором? Как он выбирает
- слова?
- – То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное
автором слово?(Чувство любви, доброты, нежности).
(Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта) Добавим эти слова в наше солнышко
– Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова:
свет, радость).Добавим их в солнышко.
- (СЛАЙД)
- Когда шведский король вручал Ивану Бунину Нобелевскую премию, высшую мировую награду, он сказал: “На сцене 2 короля, один – власти, другой
- изобразительности”.
- Так вот те, ребята, выразительные средства, которые использует автор для придания
- стихотворению красоты, как раз, и называются средства художественной изобразительности. Одно из них
- – Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение?
- “Песок – как шёлк…”
– сравнение.
– Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим
сравнением?
(Нежности, мягкости)
– Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется
- такое скрытое сравнение?
- Давайте найдём в стихотворении эпитеты.
- – Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана Алексеевича?
- – Как вам кажется похожи впечатления Ивана Алексеевича Бунина на ваши впечатления?
- – Ребята, почему стихотворение, написанное казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”?
Поразмышляем с учащимися, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором
- соединились и любовь к природе и движения души.
- (СЛАЙД)
А сейчас представим, что все мы поэты. Предлагаю всем написать стихотворение о детстве. Это стихотворение особое, оно без рифмы и подчиняется определённым правилам. Называется синквейн. Ребята, мы помним, что выбор слов в стихотворении не может быть случайным. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие,
- красивые, а может и неожиданные слова.
- Работаем вместе. (Можем написать один синквейн на группу, а можем – каждый свой) на столах у детей солнышки, в центре написаны правила
- синквейна.
- Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
- Презентация
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина Чем жарче день, тем радостней в бору Ссылка на основную публикацию
Источник: https://8.orange3.ru/978/
Бунин «Детство»
Известный русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, 10 октября 1870 года в городе Воронеже. Детские годы талантливого литератора прошли в его родовом имении в Орловской области.
Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.
Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.
Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.
Стихотворение «Детство»: анализ
В своем стихотворении автор возвращается в прошлое: во времена своего беззаботного детства. Он делиться с читателем теми сокровенными моментами, которые переживал во время общения с природой. Детство ассоциируется у Бунина с жарким летним утром, с солнечными зайчиками, весело прыгающими в бору, со смолистым ароматом сосен, с нежностью теплого песка.
Маленькому мальчику кажется, что стволы деревьев гигантские, а он – всего лишь маленькая частица этого мира. Главный герой произведения ощущает свой юный возраст, он понимает, что вся его жизнь впереди – такие мысли приносят радость и наслаждение от каждой минуты.
Автор не вспоминает негативные моменты своего детства, этот период связан с позитивными эмоциями, которые несет в себе прикосновение к величию природы. Воспоминания о детстве навсегда остались в памяти Ивана Бунина.
Чему учит нас произведение «Детство»
Детство – это скоротечная пора, вернутся в которую, можно только лишь совершив путешествие в своей памяти. Автор учит нас ценить каждый момент своего детства, учиться видеть красоту даже в самых обыкновенных вещах.
Со временем дети вырастают, у них появляются разные взрослые заботы. Однако моменты, которые переживает каждый человек в своем детстве, должны оставаться в душе всю жизнь.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»: красота природы
Следующая тема: Бунин «Полевые цветы»: тема и анализ стихотворения
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/bunin-i-a-detstvo
Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения "Детство". Анализ стихотворения Бунина «Детство
Иван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.
Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где…
образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином.
Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н.
Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые… всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры».
Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии — среди «моря хлебов, трав, цветов».
Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «…Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе… вероятно, его увлекательные рассказы… пробудили во мне страсть к стихотворчеству…» — писал Бунин спустя годы.
Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка.
От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве.
Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».
В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова.
Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина.
Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:
В стороне от дороги, под дубом,Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый, нищий, седой инвалид…
Деревенский нищий, 1887
В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.
Анализ стихотворения «Детство»
Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени.
Что может быть чудеснее такого путешествия?«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет».
Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.
«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку.
Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом. Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу.
Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы.
И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.
Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича — словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье.
Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году.
В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.
Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары.
И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе.
Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.
Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость.
Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи.
Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет, - А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
- Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна, - А зной и сухость солнечного лета.
- (Иллюстрация: Геннадий Целищев
)
Анализ стихотворения «Детство»
Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени.
Что может быть чудеснее такого путешествия?
«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он — только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.
«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости.
Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку.
Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом.
Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен.
Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы.
И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето — самая лучшая пора.
- «Детство» Иван Бунин
- Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру - Бродить по этим солнечным палатам!
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет, - А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
- Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна, - А зной и сухость солнечного лета.
Анализ стихотворения Бунина «Детство»
До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.
Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца.
В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь.
Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.
«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.
Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться.
А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий.
Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!».
Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.
Источник: https://KaraokeRox.ru/priroda-v-stihah-i-a-bunina-analiz-stihotvoreniya-detstvo-analiz.html
И.А. Бунин Детство. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Впишите пропущенные слова. Укажите паузы, подчеркните логические ударения.
- Повсюду блеск, I повсюду яркий свет, I
- Песок I – как шелк… II
- Прильну к сосне корявой I
- И чувствую: II мне только десять лет, I
- А ствол I – гигант, I тяжелый,I величавый.
- Пометка для родителей: Поясните ребенку, что такое логическое ударение — это выделение голосом наиболее значимого по смыслу слова или словосочетания в произведении.
2. Соответствие
Соедините рифмующиеся строки. Какие здесь рифмы? Подчеркните ответ.
перекрестные
Пометка для родителей: Вспомним, что рифма – это совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк.
Рифмы бывают: парные (смежные) – рифмуются соседние строки, перекрестные – рифмуются первая с третьей строкой, а вторая — с четвертой, охватные (опоясанные) – рифмуются первая строка с четвертой, а вторая — с третьей.
3. Поиск
Перечитайте стихотворение. Найдите и запишите сравнения.
- Лес сравнивается с солнечными палатами.
- Песок сравнивается с шелком.
- Запах солнечного света сравнивается с запахом сосны.
- Пометка для родителей: Вспомним что сравнение – это сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству.
4*. Эрудит
Что такое сравнение? Объясните.
Сравнение – это сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству, метафора.
5*. Отзыв
Какие чувства вызывает в вас это стихотворение? Запишите полный ответ.
Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» вызывает у меня чувство радости от теплых солнечных лучей, восхищения красотой леса, наслаждения сосновым ароматом, восторга от летнего утра.
Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/i-a-bunin-detstvo-l-a-efrosinina-liter/
Анализ стихотворения Бунина «Детство»
Детство — золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.
В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.
Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.
Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений.
Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.
В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.
Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).
Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передает ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении — (солнечные палаты, кора красна).
В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него
— священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении «Детство» Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:
- Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,
- И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
- Любовь и еще раз любовь — вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бунина «Детство»« Краткое содержание «Студент» Чехова
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-detstvo/
Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина "Детство". Анализ стихотворения Бунина И. А. "Детство"
Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина «Детство»
- Бунин Детство Детство золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком. В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство. Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин. Мир Бунина это мир зрительных и звуковых впечатлений. Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков л и л. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства. В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой. Лирический герой взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком) .
Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается эффекта присутствия. С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передат ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна) .
- Стихотворение И. А. Бунина Детство пронизано счастливыми воспоминаниями детства, связанными с лесом, природой. Эта радость передается читателю: и дышится свободнее, и отступают повседневные неприятности перед красотой мира, в котором мы живем.
- В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении Детство Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
Любовь и еще раз любовь вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.
Детство Иван Бунин провел в родовом поместье Озерки среди роскошной природы. Мальчик любил убегать в лес или поле, наслаждаясь необъятными просторами. Этот счастливый период своей жизни поэт воспроизвел в стихотворении «Детство», написанном в 1895 году. «Детство» относится к автобиографической лирике, автор говорит о том, что воспоминания возвращают его в десятилетний возраст.
Тема произведения – счастливое детство среди природы. Поэт показывает, как воспоминания о детстве могут согреть сердце взрослого человека, сделать его хоть на некоторое время чуточку счастливее.
Единственный образ в стихотворении «Детство» — лирический герой, но он не так прост, как может показаться с первого взгляда. Лирический герой представлен в двух ипостасях – взрослого мужчины и десятилетнего мальчишки.
За взрослым Буниным мы можем понаблюдать в первой строфе, а мальчишка появляется во второй.
Оба образа существуют неотрывно от природы, более того природа – это то, что «сцепляет» в единое целое содержание и композицию произведения.
Пейзажи – сильная сторона Бунина-поэта, но этот кажется особенным. Автор наполняет каждую строку любовью к родной природе. Уже в начале «Детства» поэт начинает рассказ о прелестях утреннего бора, который купается в лучиках солнца, напоминая «солнечные палаты».
Именно приветливый бор и корявая сосна подталкивают лирического героя к приятным воспоминаниям, заставляет почувствовать себя десятилетним мальчишкой. В этот момент он чувствует, насколько человек мал в сравнении с природой: «И чувствую: мне только десять лет, // а ствол – гигант, тяжелый, величавый».
В третьей строфе образ мальчишки тесно сплетается с образом мужчины и уже сложно определить от чьего имени продолжается рассказ.
Образ сосны, который занимает центральное место в пейзаже, является символическим. В русской культуре он воспринимается как символ жизненной силы, бессмертия. Символическое значение усиливает идейное звучание произведения, ведь детство – период, когда человек полон сил для познания окружающего мира.
Для того чтобы передать свое отношение к природе и детству И Бунин в каждую строфу добавляет яркое художественное средство: метафору («солнечные палаты», «…пахнет… сухость солнечного лета»), сравнение («песок, как шелк»), эпитеты («кора груба, морщиниста, красна).
Особую роль в произведении играют цвета и ароматы. Цветовая гамма солнечная, яркая, блестящая, запахи смолистые, сухие, знойные, характерные для летнего бора. Бунину удается передать и тактильные ощущения (грубая, морщинистая, теплая кора сосны).
Автор делает все, чтобы читатель тоже смог испытать те же приятные ощущения, что и маленький мальчик.
Произведение «Детство» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, строки равностопные (по 5 стоп в каждой).
Чтобы передать детский восторг автор позволяет себе разбавлять спокойный ритм рассказа короткими восклицательными предложениями.
Простое, правильное строение обеспечивает плавность ритма, выражая наслаждение, с которым автор предается воспоминанием.
- Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутру
- Кора груба, морщиниста, красна,Но как тепла, как солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,
- А зной и сухость солнечного лета.
Школьный анализ стихотворения Бунина И. А. «Детство»
Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» написано в зрелом возрасте и содержит воспоминания из детства поэта. Автор является героем произведения. Погружаясь в воспоминания, он делится с читателями чувствами, которые ему очень дороги.
Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от общения с природой.
Особенностью данного произведения является увлекательный сюжет. Иван Алексеевич Бунин гуляет в лесу. Чувство ностальгии переносит его в детские годы, когда он ещё мальчишкой часто прогуливался между высоких сосен.
Рассказывая историю о походе в лес, Иван Алексеевич Бунин использует средства художественной изобразительности. Его речь остаётся простой, доступной, и вместе с тем поэт украшает свой рассказ необычными словами.
- Метафора, которая появляется в первом четверостишии, передаёт настроение поэта. Он говорит о богатстве и красоте природы, сравнивая лес с дворцом:
- И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам!
- Теперь, когда молодой человек, раскрывший в себе талант поэта, снова приходит в лес, он может передать сладкие мгновения общения с природой. Эти чувства заставляют его вернуться в прошлое:
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок — как шелк… Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Приём антитезы, используемый в третьем четверостишии, говорит о силе связи поэта с родной землёй. Его не печалит грубость коры сосны. Он полон светлых переживаний, замечая как всё вокруг прекрасно.
Идея данного произведения — показать нетронутую красоту природы. Пусть в жизни человека происходит множество событий, он взрослеет, узнаёт многое об окружающем мире, приобретает новые знакомства, становится частью общества. Но с ним остаются сладкие мечты об уютном уголке природы, где лето, зной, высокие сосны и приятный тёплый аромат.
- «Детство» Иван Бунин
- Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру - Бродить по этим солнечным палатам!
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет, - А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
- Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна, - А зной и сухость солнечного лета.
Анализ стихотворения Бунина «Детство»
До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.
Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца.
В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь.
Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.
«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.
Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться.
А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий.
Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, отмечает: «Кора груба, морщиниста, красна, но как тепла, как солнцем вся прогрета!».
Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.
Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича — словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье.
Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году.
В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.
Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары.
И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе.
Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.
Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость.
Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи.
Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.
- Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру - Бродить по этим солнечным палатам!
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет, - А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
- Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна, - А зной и сухость солнечного лета.
Источник: https://valenteshop.ru/pozhaluista-mne-ochen-srochno-analiz-stihotvoreniya-bunina-detstvo-analiz/