Анализ произведения васильева завтра была война

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код 398347
Дата создания 2019
Страниц 11 ( 14 шрифт, полуторный интервал )
Источников 4
Файлы

DOCX Изображение ВОВ — Завтра была война.docx[Word, 30 кб]
  • Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.
  • Ручная проверка: файлы открываются и полностью соответствуют описанию.
  • Документ оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.

Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война Анализ произведения Васильева Завтра была война

ВВЕДЕНИЕ … 3

1 Анализ произведения … 5

2 Основные проблемы произведения … 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 11

Произведение Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. В произведении идет речь о 1940 годе, когда главными героями истории в основном были студенты, а в книге являются ученики девятого класса в маленьком городке.

Актуальность данной темы заключается в том, что произведение Бориса Васильева «Завтра была война» было написано в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Так, же хотелось бы отметить, что действие происходит в Союзе Советских Социалистических Республик в 1940 году. Произведение рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Практическая значимость представляется в том, что многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что готовит новый год не только 9-му «Б», но и всему советскому народу.

Цель данной работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты изображения Великой Отечественной войны в произведении «Завтра была война».

В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • анализ произведения;
  • основные проблемы произведения.

Методологическая основа работы — это размышления и анализ над книгой Бориса Васильева «Завтра была война».

1 Анализ произведения

Начало произведения отправляет нас в осень 1940 года в 9-й класс, в школьные заботы, учебники и проверки, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно.

Но в умах шестнадцатилетних мальчиков и девочек появляются новые, неизвестные и привлекательные чувства и детские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника появилось осознание себя как человека и взрослого.

И каждый из них показал свои индивидуальные черты.

2 Основные проблемы произведения

Вторая мировая война разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до и после войны. Великая Отечественная война уничтожила сотни тысяч душ, разрушила многие человеческие судьбы и оставила глубокое впечатление в сердцах тех, кто жил в это ужасное время и участвовал в этом кровавом безумии мирового масштаба.

Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор, которой Борис Васильев, пережил Великую Отечественную, является произведение «Завтра была война».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать следующие выводы, что Борис Васильев показал в своем произведении раннее созревание молодых героев. Он показал, что они несут самую большую ответственность за свои действия и слова. Они способны постоять за товарища, за справедливость, за правду. Они не идут на поводу у людей трусливых и подлых. Они готовы выйти вперед, чтобы встретить человека, который находится в беде.

  1. Бахтин М. М.Вопросы литературы и эстетики. — М., 2014. – 130 с.
  2. Берков П. Н.Введение в технику литературоведческого анализа. — М., 1955. – 300 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/398347/referat-izobrazhenie-velikoy-otechestvennoy-voyny-proizvedenii-zavtra-byla-voyna-boris-vasilev.html

Завтра была война – краткое содержание: сюжет книги Бориса Василева и его главные герои

Борис Васильев (1924 – 2013) – писатель, которого Википедия относит к числу классиков русской литературы позднего советского и современного периода. Основной тематикой его произведений стала Великая Отечественная война. Одно из них – повесть «Завтра была война», краткое содержание которой рождает у тех, кто еще не знаком с книгой, желание прочитать оригинал.

Сюжетная линия и действующие лица

Книга была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в конце 80-х годов прошлого столетия, в период перестройки. Сюжет произведения основан на воспоминаниях автора о днях своей ранней юности. Главные герои повести – подростки, которые в 1940 году учились с ним в одном классе, 9-ом «Б».

 Это было непростое время, соединившее в себе великие экономические достижения и крупные политические репрессии. Люди, прошедшие через горнило революции 1917 года и гражданской войны, были тогда не просто живы, но и еще не стары.

Они оказывали большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения, и все события, происходящие в этот период в стране, находили отражение в жизни школьников.

Ядром класса была дружная компания, в которую, помимо автора, входили:

  1. Искра Полякова – комсорг и активистка, староста класса, дочь товарища Поляковой – женщины-комиссара, всегда ходившей в кожанке и высоких сапогах, фанатично преданной идеям революции.
  2. Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умница и красавица, выросшая без матери и рано ощутившая себя взрослой.
  3. Зиночка Коваленко – веселая девушка из рабочей семьи, слегка легкомысленная и отличающаяся желанием всегда и всем помогать.
  4. Сашка Стамескин – бывший хулиган и двоечник, первый кандидат на исключение из школы, перевоспитанный Искрой, заметившей его интерес к авиамоделированию, благодаря которому он увлекся точными науками и стал успевающим учеником.
  5. Валька Александров по кличке Эдисон – школьный изобретатель, обуреваемый техническими идеями, которые невозможно воплотить в жизнь.
  6. Артем Шефнер – работящий парень, спортсмен и твердый хорошист. Стать отличником ему помешала любовь к Зиночке, которая еще в пятом классе взяла на себя вину за разбитый им микроскоп. С тех пор стоило парню наткнуться на ее взгляд, как у него цепенел язык и он не мог сосредоточиться, отвечая у доски.
  7. Пашка Остапчук – увлеченный спортом молодой человек.
  8. Жорка Ландыс – лучший друг Артема, влюбленный в Люберецкую Вику.

Это интересно! Михаил Шолохов Тихий Дон: краткое содержание романа по главам

Среди взрослых персонажей заметное место занимают: мать Искры, имени которой автор так и не смог вспомнить, отец Зиночки – Андрей Иванович Коваленко, отец Вики Люберецкой – Леонид Сергеевич, директор школы Николай Григорьевич Ромахин, завуч Валентина Андроновна, которую школьники называли Валендрой.

Важно! Несмотря на то, что речь в повести идет о мирном времени, ее содержание рождает в душе читателя чувство тревоги и напряженности – ведь «завтра была война».

Содержание по главам

План повести включает в себя пролог, девять глав и эпилог. В прологе Борис Васильев вспоминает своих одноклассников, глядя на старую фотографию. На момент написания книги из них остались в живых всего 19 человек. При изложении содержания по главам можно получить краткий конспект книги.

Глава 1

Оставшись одна дома, Зиночка стоит перед зеркалом полураздетая и огорченно разглядывает свою фигуру – ей кажется, что она недостаточно хорошо сложена. Услышав звонок в дверь, она торопливо одевается и идет открывать.

К ней пришла Искра Полякова с сообщением о том, что Сашка Стамескин уходит из школы. Стамескин был личным достижением Искры – ей удалось превратить хулигана и двоечника в успевающего ученика, когда, решив заняться перевоспитанием, она пришла к нему домой и обнаружила там множество моделей самолетов.

С подачи Искры Сашку приняли в авиамодельный кружок, и он, распрощавшись с дурной компанией, стал усердно заниматься.

А теперь он бросает школу, так как образование в двух последних классах сделали платным, и у Сашкиной матери, которая воспитывала его одна, нет денег, чтобы заплатить за обучение сына.

В поисках выхода из создавшегося положения, Искра и Зина решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой, отец которой работает главным инженером на авиационном заводе. Вскоре Саша устраивается на работу и записывается в вечернюю школу.

Глава 2

Артем Шефнер все лето после восьмого класса работал, копая канавы под прокладку водопровода, а на заработанные деньги решил устроить дружескую вечеринку для одноклассников в честь своего шестнадцатилетия. Он пригласил на нее школьную компанию в полном составе.

Ребята ели испеченные мамой Артема пироги, пили лимонад и наливку, танцевали под патефонные пластинки. Затем стали читать стихи, и Люберецкая Вика достала из своей модной сумочки, привезенной отцом из Парижа, потрепанный томик Сергея Есенина, которого в довоенное время в СССР власти считали упадническим поэтом.

Его стихи очень понравились Искре, и Люберецкая дает ей почитать книгу.

Глава 3

Школа, в которой учились ребята, была новостройкой. Валентина Андроновна, исполняющая на первых порах обязанности директора, ввела строгие правила: на каждом этаже располагалось по две параллели.

На первом учились первоклассники и второклассники, второй этаж был отдан учащимся третьих и четвертых классов, и чем старше становились ребята, тем выше они поднимались по лестнице.

На каждом этаже стояли дежурные, чтобы помешать этим «слоям» смешаться: младшим классам запрещалось подниматься вверх, а старшим – спускаться вниз.

Но с приходом нового директора смешение произошло, дежурных с этажей убрали, а в девичьих туалетах были развешаны зеркала. Изменилась и школьная атмосфера – в ней стало легче дышать. Валендра, раздосадованная тем, что ей не удалось сохранить за собой пост директора, а пришлось удовлетвориться должностью завуча, затаила зло и написала письмо «куда следует».

Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

После вечеринки у Артема завуч выпытала у Зины подробности о чтении стихов Есенина и вызвала к себе комсорга Полякову, чтобы та подтвердила информацию, но Искра говорить об этом отказалась.

Найдя и отругав Зину за болтливость, Искра вместе с ней отправилась предупредить одноклассницу о грядущей опасности.

Изысканная обстановка дома Люберецких приятно поразила девочек, а в разговоре с Леонидом Сергеевичем выяснилось, что в гражданскую он служил в одной дивизии с товарищем Поляковой. Люберецкий был очень рад, что у дочери есть такие подруги.

Глава 4

Эту главу автор посвятил личной жизни своих героев. Зиночка, выбирая, в кого бы влюбиться, пишет письма сразу нескольким кандидатам на роль возлюбленного. Одно из таких писем попадает в руки Валендры. Она относит его к директору, но тот лишь посмеялся над юношеской наивностью и сжег сей документ.

У Искры начинается роман с Сашкой Стамескиным. После прогулки с ним, завершившейся поцелуем, она начинает ощущать себя женщиной и хочет сблизиться с Люберецкой. Искра приходит домой к Вике, чтобы вернуть томик Есенина.

Отец Вики начинает с девочками разговор о справедливости, виновности и невиновности. Вернувшись домой, Искра под впечатлением от разговора с Люберецким пишет статью для стенгазеты, но мать не одобряет ее и приказывает сжечь.

Глава 5

1 сентября десятиклассник Юра пригласил Зиночку в кино на вечерний сеанс, затем они продолжили свидание, выбрав укромную скамейку возле дома Люберецких. Ребята стали свидетелями ареста Леонида Сергеевича, которого вывели из подъезда и посадили в «черный ворон», а следом со слезами выбежала Вика.

Читайте также:  Цветик-семицветик - краткое содержание сказки катаева

Зиночка бежит к Поляковым и сообщает об аресте Люберецкого. Мать Искры не верит, что он мог оказаться врагом народа, и пишет письмо в ЦК ВКП(б) в его защиту.

Это интересно! Роман Мастер и Маргарита: краткое содержание произведения по главам

Глава 6

Искра и Зина решают никому в школе не рассказывать об аресте Леонида Сергеевича Люберецкого, но, придя в класс, обнаруживают, что всем все известно. Юра разболтал эту новость повсюду. Артем, Жорка и Пашка решают проучить болтуна.

Они организуют «карательную операцию» в школьной котельной, при этом в драке участвует один Артем, у которого есть и личные мотивы. Затем друзья идут к Вике и помогают ей привести в порядок разгромленную после обыска квартиру.

По городу ходят слухи, что Люберецкий продал гитлеровцам чертежи нового самолета. Вызванной в кабинет директора старосте Валендра предлагает провести собрание и исключить Вику из комсомола как дочь врача народа. Директор угрюмо смотрит в стол, не пытаясь вмешаться в разговор. Письма завуча сыграли свою роль, и Ромахину объявили выговор. Искра отказывается и падает в обморок.

Придя в себя, Искра узнает от директора, что собрание состоится в любом случае, и он не в силах этому помешать. Кроме Вики, исключить придется и Шефнера – за драку по политическим мотивам. Зиночка заявляет, что политика ни при чем и причиной драки была ревность Артема к Юре. Обрадованный, что можно спасти хоть одного из учеников, директор Ромахин велит ей написать объяснительную.

Глава 7

Компания школьников едет в дачный поселок Сосновку, где у Люберецких была дача, которая уже была опечатана. Ребята жгут костер, веселятся и поют песни.

Вика с Жорой уединяются у реки, где происходит их первый поцелуй.

Несмотря на приподнятое настроение, все помнят о завтрашнем собрании, на котором Вика должна сделать выбор: быть исключенной из комсомола или прилюдно отречься от своего отца Леонида Сергеевича Люберецкого .

Несмотря на то, что утром Вика не появилась в школе, собрание под руководством представителя райкома было открыто. Директор на нем не присутствовал. Валендра сообщила, что Ромахин вот-вот будет уволен. Посланная за Викой Зиночка возвращается со страшной вестью: Люберецкая умерла и сейчас находится в морге.

Это интересно! Рассказ Холодная осень Бунина: краткое содержание

Глава 8

Вика совершила самоубийство, наглотавшись снотворного и предпочтя смерть предательству родного отца – об этом говорится в ее предсмертной записке. Искра понимает, что поездка в Сосновку была ее прощанием с друзьями.

В день похорон Люберецкой директор отменил занятия, и друзья пешком понесли гроб на кладбище, так как машину нанять не получилось. На похоронах Вики был весь класс, кроме Сашки Стамескина. Вику несли все мальчики по очереди, и только Жора Ландыс отказался сменяться. На кладбище Искра читает стихи Есенина.

Дома Искра находит извещение на бандероль, а вскоре возвращается мать. Узнав о том, что дочь читала на кладбище стихи «упаднического» поэта, она хочет наказать Искру поркой, но та грозит уйти из дома. Мать отступается.

Глава 9

В бандероли, отправленной Люберецкой Викой, были две книги: сборник Есенина и томик Александра Грина. Также там лежало письмо, в котором Вика прощалась с одноклассницей, признаваясь, что всегда хотела стать ее подругой, но не решалась первой предложить дружбу.

Ромахина уволили, он попрощался со школой. Место директора заняла Валендра, но после всего случившегося она не смогла пробить стену глухого отчуждения между собой и учениками. Искра в тот день в школу не пришла. Между ней и Стамескиным состоялось объяснение.

Искра увидела, что Сашка трусит, стараясь держаться подальше от всех, кто так или иначе связан с дочерью врага народа Люберецкого, в том числе и от своих одноклассников. Разочаровавшись в своей первой любви, Искра горько плакала.

Вскоре Валентине Андроновне снова пришлось уступить пост директора Ромахину, которого вернули благодаря хлопотам Зиночкиного отца, оказавшегося героем гражданской войны. Когда директор не пришел на демонстрацию 7 ноября, школьники отправились к нему домой и узнали, что Николая Григорьевича исключили из партии. Пытаясь поднять директору настроение, ребята пели революционные песни и пили чай.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/boris-vasilev-zavtra-byla-vojna-chitaem-kratkoe-soderzhanie.html

Завтра была война проблемы. Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война"

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

(4

Источник: https://kingstep.ru/psihologiya/zavtra-byla-voina-problemy-urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-b/

"Завтра была война" — краткое содержание повести Бориса Васильева — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Писатель Васильев Борис Львович по праву считается классиком русской литературы. Читатели, которые хотят ознакомиться с творчеством автора, могут начать с книги «Завтра была война». Краткое содержание произведения позволит лучше понять смысл оригинала и вызовет желание его изучить. Повесть написана в 1984 году, а в 1987 был создан одноименный фильм.

Сюжет и герои произведения

Сюжетная линия основана на воспоминаниях Бориса Васильева о своем детстве. Героями повести стали ребята, которые учились в 9 «Б» классе вместе с автором. Люди, прошедшие революцию 1917 года, оказывали существенное влияние на формирование мировоззрения молодежи, а все происходящее в стране отразилось на жизни детей. Персонажами повести, помимо автора, стали:

  • Искра Полякова — староста класса, дочь комиссара Поляковой, преданной идеям революции. Девушка не только усердно учится, но и занимается общественной работой. В произведении «Завтра была война» проблема отцов и детей поднимается очень остро. Искра долгое время находилась под влиянием своей матери и считала ее кумиром, но с течением времени девочка поняла, что это ранимая несчастная женщина, которая только кажется железной леди.
  • Вика Люберецкая — красивая, умная девушка, выросшая без матери и воспитанная отцом-инженером. Достаток отличает ее от одноклассников. Ребята не конфликтуют с Викой, но немного сторонятся ее, а некоторые в глубине души завидуют.
  • Зина Коваленко — девушка с веселым нравом из простой рабочей семьи, любящая помогать своим друзьям и знакомым.
  • Саша Стамескин — парень, который был известным хулиганом и двоечником школы. Мальчику грозило исключение, но Искра заметила его интерес к авиамоделированию и смогла направить Сашу на правильный путь.
  • Валя Александров по прозвищу Эдисон — молодой изобретатель, имеющий массу идей, которые не удается претворить в жизнь.
  • Артем Шефнер — хорошист, работяга, спортсмен. Стать круглым отличником ему не удалось из-за любви к Зине. Всякий раз когда он видел ее взгляд, отвечая у доски, у него терялся дар речи.
  • Паша Остапчук — юноша, активно занимающийся спортом.
  • Жора Ландыс — друг Артема, влюбившийся в Вику Люберецкую.
  • Есть и взрослые персонажи повести «Завтра была война». Главными героями являются:

    • Мать Искры. Автор так и не смог вспомнить ее имя.
    • Андрей Коваленко — отец Зины.
    • Леонид Сергеевич — отец Виктории Люберецкой.
    • Николай Григорьевич — директор школы.
    • Валентина Андроновна — завуч.

    Начало содержания повести

    В повести Бориса Васильева «Завтра была война» отразилось множество его воспоминаний. Писатель описывает своих школьных товарищей, которым в момент обучения в 9 «Б» классе было по 16 лет. И хотя для ознакомления с этой книгой недостаточно опубликовать лишь пару отрывков из прозы, сжатого содержания глав повести будет достаточно для подбора аргументов к сочинению:

  • Искра приходит домой к Зиночке и рассказывает, что Саше Стамескину придется прекратить обучение в школе. Парень растет в неполной семье, и живут они очень бедно, а «за учение теперь платить надо». Мать Искры — комиссар, личность сильная и смелая, слабость для нее совершенно недопустима. Женщина оказала на Искру огромное влияние. Девушку уважают все одноклассники, ее называли «совестью класса». Она искренне желает помочь Саше, которого когда-то взяла под свою опеку. Зиночка советует устроить парня на завод, чтобы он смог продолжить обучение в вечерней школе. Девочки решаются попросить помощи у Вики Люберецкой, потому что ее отец работает главным инженером на авиационном заводе. Благодаря Виктории Стамескину удается трудоустроиться.
  • Артему Шеферу никак не даются «предметы, где надо много говорить». Зато парень проявляет успехи в спорте, он отличный легкоатлет. Юноша учится на 4 и не может стать отличником из-за волнения, которое еще больше усугубляется при виде Зиночки, в которую он по уши влюблен. Все лето парень усиленно трудится, чтобы отметить свой 16 день рождения с размахом, и ему это удается. Вика дает Искре почитать сборник стихов Сергея Есенина.
  • Директором школы, в которой учились ребята, была Валентина Андроновна — очень строгая женщина. Новым директором стал Николай Ромахин, который сильно изменил установленные правила. Это добрая и интересная личность стремительно заслужила любовь и уважение ребят, в то время как Валентина Андроновна, которую дети называли Валендрой, стала классной руководительницей 9 «Б» и была глубоко презираема ребятами. Случайно Зина рассказывает Валентине Андроновне, что читала стихи Есенина. Искра посещает дом Люберецких, чтобы предупредить о вероятных неприятных последствиях.
  • Зина — девушка влюбчивая, ей хочется найти себе достойного кавалера. Она пишет 3 любовных письма для кандидатов, но не может решиться их отправить. Одно письмо оказывается в руках у Валендры, она передает его директору школы. Николай Григорьевич сжигает послание. В то же время между Искрой и Сашей появляются чувства. Искра понимает, что «наступило время и для личной жизни».
  • Зина отправляется на свидание с Юрой из 10 «А» — самым привлекательным парнем школы. Ребята смотрят кино, а потом желают посидеть в каком-нибудь укромном месте. Тут Зиночка вспоминает, что около дома Люберецких есть скамейка, скрытая в кустах. Пара замечает, как возле подъезда останавливается большая машина черного цвета, а через пару минут из дома выходит отец Вики в компании 3 мужчин. Зина понимает, то папу Люберецкой арестовали и бежит к Искре поделиться новостью. Комиссар Полякова узнает об этом событии и отправляет письмо в ЦК, в котором просит о защите главного инженера.
  • Читайте также:  Барбос и жулька - краткое содержание рассказа куприна

    Продолжение пересказа

    Зина и Искра решают никому не рассказывать об аресте отца Виктории. Однако когда они приходят в школу, уже все ребята знают о случившемся. Выясняется, что в этом виноват Юра, и товарищи хотят отомстить ему. Артем зовет парня в котельную, между ними начинается драка. После, школьники идут к Вике, чтобы морально поддержать ее в тяжелую минуту.

    Саша говорит Искре, что Люберецкий — всеобщий враг, поскольку он продал фашистам чертежи советского самолета. Через 3 дня директор вызывает к себе Искру и Артема. Классная руководительница обвиняет юношу в том, что он подрался с Юрой по «политическим мотивам», а Искру просит провести собрание для исключения Виктории из комсомола.

    Виктория зовет одноклассников провести время на природе, хотя послезавтра ей предстоит серьезное испытание. Они приезжают в Сосновку, на дачу к Люберецким. Но дом оказывается опечатанным, поэтому подростки разводят костер около реки.

    Вика догадывается, что Жора долгое время в нее влюблен и целуется с ним. Ребята весело проводят время. Скоро должно начаться собрание комсомола, на котором Виктории требуется отречься от собственного отца, но она не приходит. Классная руководительница посылает за ней Зину.

    Вскоре девушка возвращается и говорит, что Люберецкая «в морге».

    Оказывается, Вика совершила самоубийство, выпив снотворное. Искра глубоко переживает смерть подруги. Комиссар Полякова осуждает Люберецкую за слабоволие и запрещает дочери проводить панихиду ее на похоронах.

    Родители Зиночки и Артема занимаются организацией похорон и сталкиваются с большой трудностью. Недостает машины. Тогда Николай Григорьевич на день закрывает школу и вместе со старшеклассниками несет гроб Виктории через весь город до кладбища на окраине.

    Несмотря на запреты комиссара Поляковой, Искра читает стихи у могилы одноклассницы.

    Искре приходит посылка от Виктории, в которой находится письмо, а также сборники стихов Есенина и Грина. В письме говорится, что девушка приняла решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не могла предать отца.

    Со временем жизнь начинает идти своим чередом, но неожиданно домой возвращается оправданный Люберецкий. Весь класс отправляется к нему, чтобы поведать о последних днях жизни дочери. Леонид Сергеевич глубоко разбит и почти не разговаривает, он только вздыхает «какой тяжелый был год». Зина думает, что вся проблема в том, что год был високосным, но «следующим наступает 1941».

    В конце Борис Васильев рассказывает о будущем своих друзей, их судьбах спустя 40 лет. Школьный изобретатель Валя стал часовщиком, хотя товарищи и учителя пророчили, что тот будет великой личностью. Паша Остапчук на войне потерял ногу, а вместе с этим спорт и девушку, к которой он не смог «вернуться инвалидом».

    Саша Стамескин стал директором авиазавода. Жора был летчиком, героем войны, но не вернулся с поля боя. Артем взорвался вместе с мостом, а Искру и комиссара Полякову повесило гестапо.

    Идея и анализ

    Ребята из 9 «Б» искренне думали, что в их жизнь пришли серьезные проблемы, однако они даже не помышляли, что всего через несколько месяцев произойдет в их стране.

    Проведя анализ «Завтра была война», ознакомившись с аннотацией и характеристикой персонажей, можно сказать, что эта повесть рассказывает о процессе взросления.

    Подростки, которых все еще считают детьми, уже лишились наивности, но еще не растратили непосредственность юности. При этом каждый из них стремится быть нужным обществу, ведет активный образ жизни.

    Дети стремятся поступать по-взрослому, и все же в их действиях еще много ребячества. Искра хочет стать такой же, как и ее мать, которая не признает в людях слабости и считает ее «хуже предательства».

    Девушка пока не понимает, что сопереживание другим — это вовсе не порок. Поступок Виктории совершенно невозможно назвать обдуманным. Она выразила свой протест, посчитав такое действие символом преданности и решительности.

    На самом же деле, Люберецкая сделала глупость, попрощавшись с жизнью, впервые столкнувшись с серьёзной проблемой.

    Автор не описывает войны. Об этой теме упоминается кратко, как о прошедшем и будущем событии, где-то за кулисами повести. Борис Васильев позволяет без отвлечения увидеть жизнь героев до и после самого страшного времени в истории ХХ века.

    По повести «Завтра была война» был создан сценарий к фильму в драматическом жанре. Картина стала очень популярной среди широкого круга зрителей и получила множество рецензий и положительных отзывов, в том числе за выбор актеров на главные роли.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/90895-zavtra-byla-voina-kratkoe-soderjanie-povesti-borisa-vasileva.html

    Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»

    / Сочинения / Васильев Б.Л. / А завтра была война… / Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»

      Скачать сочинение
    Тип: Эссе

        Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба.

    Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.

        Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности.

    Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.

        Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» — это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было.

    Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.     Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс.

    Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека.

    И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.     Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова — лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации.

    Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать.

    Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.     В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы.

    В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.     С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом.

    Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба.

    Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.     На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть – всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы.     В 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм по этой книге. Несомненно, экранизация интересная и эмоциональная, но читать мне понравилось больше, чем смотреть.

        В учебниках истории война – это цепь сражений, переговоры, мирные договоры, капитуляции и контрибуции. В прочитанном произведении Васильева война – это перечеркнутые раз и навсегда жизни, искалеченные судьбы.

    Герой, погибший за свою страну, – не простые слова.

    Лишить себя радости увидеть своих детей и внуков, познать радость любви, пройти жизненный путь постепенно и спокойно умереть в старости – большинство учеников 9 «Б» променяли все это на жизнь своей страны и нас, будущих поколений.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Васильев Б.Л. / А завтра была война… / Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00085001184864205502/woid/00274791205232156158

    Читательская конференция по повести Б.Васильева «Завтра была война»

    Читательская конференция по повести Б.Васильева «Завтра была война»

    Цели:

    ♦ Представить себе поколение юношей и девушек, которые в 41-м году шагнули со школьного порога прямо в ад войны: какими они были? О чем мечтали? И дружили?

    • ♦ Дать возможность в процессе анализа романа сравнить поколения молодых 40-х и 90-х годов XX века: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни; можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?
    • ♦ Подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
    • Оборудование урока:
    Читайте также:  Тихий дон - краткое содержание романа шолохова

    ♦ Портрет Б. Васильева.

    ♦ Плакат-реклама к фильму «Завтра была война».

    ♦ Запись песни «Давным-давно была война».

    ♦ Выставка книг Б. Васильева.

    I. Звучит песня «Давным-давно была война».

    II. Вступительное слово учителя.

    Приближается День Победы. Новую мирную весну встречает народ. Но говорят, что великие войны имеют начало, а конца не имеют… Они продолжаются в слезах вдов и матерей, в стонах израненных солдат, в снах ветеранов.

    В который раз плуг перепахивает поля сражений, хлеб же долго, невыносимо долго хранит дымную горечь пороха. А память снова и снова обращается к тем незабываемым грозным дням, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить.

    Кто они, молодые солдаты сорок первого года? Как жили? О чем мечтали? Кого любили? С кем дружили? Хочется знать обо всем.

    Писатель Борис Васильев однажды заметил: «Я хочу вернуться в те дни…». И создал роман «Завтра была война». Роман не о войне, она была еще «завтра». Писатель вернулся в 1940 год. Ему хотелось вспомнить о каждом и стать каждым, выговориться за себя и за них. Один из читателей романа в письме на имя Б.

    Васильева признался: «Я учился в 10-м, когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала» «Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».

    – А о чем задумались вы, ребята, читая роман «Завтра была война»? Что вы знаете об авторе романа?

    III. Слово учителя о писателе.

    Борис Васильев был сверстником своих героев. Он тоже из того времени… Прошел всю войну, хотя комиссия признала его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Он вспоминает: «Мое поколение – поколение погибших.

    (Мужчин 1924-1926 года рождения в живых осталось три процента. Из каждых 100 человек в живых осталось трое). Это было удивительное поколение…

    Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому».

    Теме войны Б. Васильев посвятил много своих книг. Они представлены на нашей выставке: «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «На пути в Берлин», «Встречный бой», «Кажется, со мной пойдут в разведку». До войны жил в Воронеже. Учился в 9-м классе, когда началась война. Отец – командир Красной Армии.

    В юности Б. Васильев очень любил театр, занимался в драмкружке. Вместе со своими учениками в школьных спектаклях играла молодая учительница Анна Яковлевна Цвик. Вот ее портрет. Красавица и умница, она была кумиром старшеклассников. Работала в школах Воронежа и после войны.

    22 июня 1941 года Борис Васильев бежал вместе с ребятами купаться к Чернавскому мосту. Гроза и дождь заставили их спрятаться под навес школьного крыльца, где они и узнали от директора школы о начале войны.

    Их было четверо друзей, все они ушли на фронт, в живых остался только Борис Васильев. Одного из ребят звали Николаем Плужниковым. Борис Васильев не знал, как и при каких обстоятельствах он погиб, но твердо верил, что друг принял смерть достойно.

    Вот почему своего героя из повести «В списках не значился» назвал Николаем Плужниковым.

    Повесть “Завтра была война” — яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

    — Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”. Какое время предполагает слово ЗАВТРА? Будущее.

    А глагол какого времени стоит рядом? Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

    IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

    – Вспомните, как начинается роман?

    – Каков довоенный 9-й класс?

    – Похожи ли они на вас? Ведь поколение 40-х годов, казалось, вышло из легенды. У одного из талантливых представителей этого поколения, Павла Когана, мы прочитаем такие строчки:

    Они нас выдумают снова Сажень косая, твердый шаг Мы были всякими. Любыми. Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась. Они нас выдумают мудрых, Мы будем строги и прямы, Они прикрасят и припудрят,

    И все-таки пробьемся мы.

    – И правда: они прорвались на страницы романа такими, какими были похожими на нас и в чем-то совсем другими. Давайте разберемся — какими же?

    – Назовите тех, кто вам запомнился больше, расскажите о них.

    (Искра Полякова. Удивительное имя… И ее недолгая жизнь была как искра, которая превратилась в пламя.

    Предельно честная, искренняя, максималистка во всем: в поступках, взглядах, требованиях к себе и к людям. Она лучше других могла подчиниться короткому, как удар слову «надо».

    Горе впитала обильнее, чем радость (по словам матери). У нее ничего не могло быть второго, вторичного. Недаром Искра – комиссар.)

    (Вика Люберецкая. Красавица и отличница, она гордится своим отцом. Ее самоубийство – слабость или сила? Давайте еще раз вернемcя к ее последнему письму. Читаем его.

    В чем состоит жизненный урок, преподнесенный историей Викой Люберецкой и ее отцом? Кстати, для сведения: такой случай самоубийства действительно был в Воронеже в те годы).

    (Вовик Храмов. Тихий отличник, над которым беззлобно подшучивал вес класс.)

    (Саша Стамескин. Отчаянный хулиган, чье имя склонялось на всех школьных педсоветах…).

    (Зиночка Коваленко. Доверчивая и влюбчивая, она, нимало не смущаясь, могла написать одинаковые письма сразу трем мальчишкам…)

    Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Расскажите о них.

    а) История с арестом отца Вики Люберецкой и самоубийством Вики, отношение к этим событиям одноклассников, классного руководителя, директора школы, матери Вики; похороны Вики (прочитать о них). Стр. 99

    б) Почему мать Искры запрещает ей участвовать в митинге на похоронах. (Годы культа личности Сталина. Люди гибли без суда и след­ствия…)

    в) История с увольнением директора школы. Почему учащиеся пришли к Николаю Григорьевичу, чтобы сказать, что они верят ему? Стр. 110

    г) Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить на помощь людям? (Перед их взором пример родителей, Николая Григорьевича, отца Вики Люберецкой, матери Искры…). Рассказ о матери Искры Поляковой.

    д) Могли ли в будущем ребята поступать и жить по-другому?

    е) Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям о том, как воевали его герои?

    (В этом не было необходимости. Логика их характера, нравственные принципы показали, что они уже выдержали проверку на человека. И на войне проявят себя достойно.)

    ж) Давайте побываем с вами на встрече выпускников, оставшихся в живых, через 40 лет… Расскажите о ней.

    Чтение речи директора (чтение заранее готовилось одним учени­ком; исполняется под музыку «Метели» Свиридова). Стр. 116

    «В тот единственный раз, когда мы, уцелевшие, по личной просьбе директора приехали на открытие, он сам зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших.

    – Девятый «Б», – сказал он, и голос его сорвался, изменил ему, и дальше Николай Григорьевич кричал фамилии, все усиливая и усиливая крик. – Герой Советского Союза летчик-истребитель Георгий Ландыс. Марки собирал. Артем… Артем Шефер.

    Из школы его выгоняли за принципиальность, а он доказал ее, принципиальность свою, доказал! Когда провод перебило, он сам себя взорвал вместе с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего!… Владимир Храмов, Вовик, отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно было и не слышно.

    На Кубани лег возле «сорокопятки» своей. Ни шагу назад не сделал. Ни шагу!… Искра По… По…

    Он так и не смог выговорить фамилии своей связной, губы запрыгали и побелели. Женщины бросились к нему, стали усаживать, поить водой. Он сесть отказался, а воду выпил, и мы слышали, как стучали о стекло его зубы. Потом он вытер слезы и тихо сказал:

    – Жалко что? Жалко, команды у нас нет, чтобы на коленях слушали.

    Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал – бывшие ученики и бывшие фронтовики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие – все как один. И Николай Григорьевич начал почти шепотом:

    Искра, Искра Полякова, Искорка наша. А как маму ее звали, не знаем только гестаповцы ее на два часа раньше доченьки повесили. Так и висели рядышком Искра Полякова и товарищ Полякова, мать и дочь.

    Он помолчал, горестно качая головой, и вдруг, шагнув, поднял кулак крикнул на весь зал:

    А подполье жило! Жило и било гадов! И мстило за Искорку и маму жестоко мстило!

    Через полгода, в начале пятьдесят второго Николай Григорьевич умер».

    V. Заключительное слово учителя.

    – Заканчивая урок по роману «Завтра была война», считаю необходимым еще раз вернуться к самому автору, к его рассказу о создании романа, о прототипах героев и о том, почему после многих книг о войне он вдруг обратился к довоенной поре жизни своих героев. Делаю это сознательно: очень хочу, чтобы роман «Завтра была война» стал для вас памятным: он написан нашим земляком, на его страницах дыхание нашего города, его улиц и площадей, его сынов и дочерей погибших и живых. И одно на всех небо….

    В письме воронежской учительнице Анне Яковлевне Цвик Б. Васильев написал:

    «Роман «Завтра была война» автобиографичен в той мере, в какой автобиографично все авторское. Я вообще до сей поры избегал каких бы то ни был прототипов, но здесь как раз прототипы есть:

    Искра Полякова – это Зоря Поляк, моя жена. (Поляк – ее девичья фамилия). Она и по сей день максималистка, а в юности была вылитой Искрой всю жизнь моим комиссаром.

    Зиночка Коваленко – Ниночка Кузнецова, мать наших приемных детей погибла в автомобильной катастрофе 14 октября 1975 года. Она была поразительно женственна, нелогична, обаятельна, добра, кокетлива и по-женски проницательна и мудра.

    Артем Шефер – Аркадий Софер, наш ближайший друг, фронтовик, однолюб (всю жизнь любил Ниночку Кузнецову и остался один). Технарь с ног до головы, для которого нет ничего дороже друзей и дружбы. Конечно, в повести не копии, не кальки этих людей.

    Я и здесь в меру своих сил стремился к максимальной типизации».

    И последнее, о чем надо сказать вам словами самого писателя. Обратимся еще раз к письму Б. Васильева А.Я. Цвик: «Я написал три работы о войне:

    а) война бесчеловечна и безмерно жестока… («А зори здесь тихие…»); б) война способна из юноши сделать профессионального воина… («В списках не значился»);

    в) война часто приводит к потерям бессмысленным, которые отравляют «радость победы… («Встречный бой»).

    В этих трех произведениях для меня оказалась исчерпанной вся война, и я уже не чувствовал потребности к ней возвращаться. Но с некоторых пор меня начало беспокоить, что в этом моем трактате о войне нет предисловия.

    Кто «же были те очень молодые люди, которые гибли, побеждая? Что сформировало их характер? Почему они оказались столь едины в своем порыве защищать родину? Вот об этом я и написал в романе «Завтра была война».

    И ни о чем ином..,».

    4

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/chitatelskaia_konferentsiia_po_povesti_b_vasileva_zavtra_byla_voina

    Ссылка на основную публикацию