Анализ стихотворения бродского письма к стене

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

                           Стансы (1962)

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

Твой фасад темно-синий

из непрожитых лет,

                                                              выбегая на остров,

                                                              машут
мальчику вслед.

О названии стихотворения

Ста́нсы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

В более тесном смысле Стансами называлась традиционная строфа в форме восьмистишие из 5 или 6 стопных ямбов, иначе октавы. Стансы — классическая форма эпической поэзии (Ариосто, Тассо, Камоэнс), несравненный блеск придал им Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). Русские октавы: «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п.

В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.).

В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение.

Анализ стихотворения

Основной
темой стихотворения Иосифа Бродского «Стансы» является неизбежность конца
человеческой жизни. Стансы – небольшое элегическое стихотворение с философским
или любовным содержанием в поэзии XVIII – XIX вв., поэтому название как
бы отражает предстоящее содержание стихотворения.

Это
лирическое стихотворение, строфы которого состоят из восьмистиший. Строфы законченные и
обособлены друг от друга.

  • Эмоциональность
    выражена в стихотворении в первой строфе инфинитивной формой глагола: «выбирать»,
    «умирать» и посредством отрицания «не хочу» и «не найду».
  •  Возникает тема холода через слова:
    «тёмно-синий», «тьма», «морось», «снежок».
  • В
    стихотворении фигурируют следующие средства выразительности (тропы):

  • Эпитеты: фасад темно-синий, выцветших линий, петроградском
    дыму, апрельская морось, равнодушной отчизне, непрожитых лет.

  • Олицетворение: обращение Иосифа Бродского к Васильевскому
    Острову посредством притяжательного местоимения «твой»; придание «отчизне» человеческого
    качества равнодушия, а также «к равнодушной отчизне прижимаясь щекой», где
    отчизна выступает в роли человека или предмета, к которому можно прижаться
    щекой, то есть это уже не абстрактное понятие.

  • Сравнение: «две жизни…» «… словно девочки-сёстры».

  • Повтор: «И душа …» — «и апрельская морось…», «И услышу …» —
    «и увижу …».
  • Также
    в стихотворении имеют места стилистические средства изобразительности:
  • v        
    Инверсия:
    каждое предложение во всём первом восьмистишии, «над затылком снежок».
  • v        
    Использование
    прямой речи
    : «- До свиданья, дружок».
  • Помимо
    средств выразительности и стилистических средств изобразительности в
    стихотворении фигурирует такое фонетическое выразительное средство, как аллитерация:
    «страны» – «погоста», «душа» «поспешая», «увижу»  «жизни», «машут мальчику»,
  • Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

  1. Словарь
  2. ПОГОСТ, -а; м.
  3. Сельское кладбище (в старину — рядом с церковью).

СТАНС, -а; м. [франц. stance] Спец.1. мн.: стансы, -ов. В поэзии 18 — 19 вв.:небольшое элегическое стихотворение с философическим или любовным содержанием.2. Стихотворная строфа, состоящая из четырех строк с четырёхстопным ямбом.

Источник: https://www.sites.google.com/site/iabrodskijstansy1962/home/literaturovedceskij-kommentarij

Письма к стене

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

      Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини.       Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани.       За твоею спиной умолкает в кустах беготня.       Мне пора уходить. Ты останешься после меня.       До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты.       Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты.       Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.

      Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.

      Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать.       Все равно я сюда никогда не приду умирать,       Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись.       Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись.       Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь.       В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш.       Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.

      Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.

      Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах,       изобилье минут вдалеке на больничных часах.       Проплывает буксир. Пустота у него за кормой.       Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой.       Посвящаю свободе одиночество возле стены.       Завещаю стене стук шагов посреди тишины.       Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:

      завещаю тебе навсегда обуздать малыша.

      Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму.       Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму.       Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак,       не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак.       Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.       Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.       Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.

      Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.

      Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать.       Так окрикни меня. Так легко малыша напугать.       Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу:       Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу.       Ты права: нужно что-то иметь за спиной.       Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной       не безгласный агент с голубиным плащом на плече,

      не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче.

      Изолятор тоски — или просто движенье вперед.       Надзиратель любви — или просто мой русский народ.       Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить.       Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить.       За тобою тюрьма. А за мною — лишь тень на тебе.       Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе.       Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.

      Сохрани мою тень.

      январь — февраль 1964

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Источник: http://iosif-brodskiy.ru/stikhotvoreniia-i-poemy/pisma-k-stene.html

Анализ стихотворений Бродского

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Необычным магнетизмом и внутренней наполненностью отличаются стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского, который пронёс огонь поэзии через всю жизнь и не позволил этому пламени погаснуть. Стихотворения поэта отличает длинный размер строк и глубина наполнения каждой строки – у Иосифа Александровича нет места пустоте, каждая строка открывает новый глубокий мир.

Особенности стиля написания, неповторимое своеобразие и вручение Бродскому Нобелевской премии стимулировало рост подражателей поэту, но никому не удалось приблизиться к работам маэстро. Сам поэт никогда не подстраивался под других, он нашёл свой стиль и закодировал его от неумелых подражателей глубиной изложения мысли, сохраняя при этом поверхностную простоту восприятия стихов.

Стиль Бродского

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Стихи Иосифа Александровича Бродского своеобразны, для передачи мысли в строках поэт часто использует причастия, а увеличенная длина строк позволяет лучше сконцентрироваться на каждой из них, не прыгая с одной на другую. Часто Бродский использует приём письма от второго-третьего лица, что украшает стихи эпичностью и придаёт им некую дружескую интонацию. Автор словно подкрадывается к сердцу читателя за счёт панибратства, после погружая его с головой в свой поэтически мир

  • Да. Лучше поклоняться данностиС убогими ее мерилами,Которые потом,По крайности,Послужат для тебя перилами,(Хотя и не особо чистыми),Удерживающими в равновесииТвои хромающие истины
  • На этой выщербленной лестнице.

Слог Иосифа Александровича имеет назидательность и сентенциозность, поэтому передаваемые читателю мысли ладно проходят через строки, просачиваясь сквозь паутину причастий и особенностей синтаксиса. Если хотите понять творчество Бродского, то послушайте аудиозаписи с его голосом, так как особенности фонетики придают строкам особый шарм.

Сложно найти у поэта лирику в её традиционном понимании, но автор идёт своим путём и щедро вознаграждает тех, кто умеет проникать в каждую строчку стихотворение и не довольствуется беглым прочтением стихотворений

С колокольни сегодняшних дней Иосиф Александрович похож на римского Цезаря, который благосклонен к преданным слугам своего творчества и беспощадно молчалив к тем, кто пытается ему подражать, не сумев увидеть и сотой части глубины написанных стихов.

Юмор в стихах и жизни

Не чурается Бродский и юмора, но подаёт его не как привычное блюдо, а как тонкий деликатес с неповторимой изюминкой по-бродски.

  1. Когда так много позади всего, в особенности — горя, поддержки чьей-нибудь не жди,
  2. сядь в поезд, высадись у моря.

Иосиф Александрович, как хороший коньяк заставляет стремительно думать, оживать и оттаивать. Его слог согревает сердце, читая строфы понимаешь, что рядом с тобой умный человек и невольно попадаешь под его чары. Общение с такой глыбой тем более интересно, потому что собеседник не просто хорошо держит тему беседы, но и шутит в промежутках между собственными тостами.

Лучший вид на этот город – если сесть в бомбардировщик.

В тему коротенький случай, который описал в своих воспоминаниях Сергей Довлатов. Однажды он с большим трудом и за сумасшедшие тогда 50$ раздобыл сборник Бродского 64 года и рассказал об этом Иосифу Александровичу. Автор сборника ответил коротко:

— «У меня такого нет»,

— «Хотите я подарю», — предложил Довлатов,

— «И что я с ним буду делать, читать?» — отпарировал Бродский.

Завершить же обзор хочется на минорной ноте словами Бродского:

Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать, На Васильевский остров

Читайте также:  Жизнь и творчество карло гоцци

Я приду умирать…

К сожалению, похоронить великого поэта на Васильевском острове не удалось, Бродский захоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, которую любил практически также, как и Санкт-Петербург. Как-то Бродский сказал:

Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

Он оказался прав, не дожив до нового века 4 года.

Подборка лучших стихов

Источник: https://stihirus24.ru/iosif-brodskij.html

Нужно что то иметь позади. Анализ стихотворения Бродского «Письма к стене»

Рейтинг статьи Загрузка…

Письма к стене (1964)

Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.

Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.

Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.

Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.

Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:

завещаю тебе навсегда обуздать малыша.

Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.

Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.

Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече,

не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче.

Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Надзиратель любви — или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною — лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.

Сохрани мою тень.

Читать еще:  Как выйти из френдзоны девушке? Как выбраться из френдзоны

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход.

Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением, даже, возможно, и русского человека, который сталкивается с экзистенциальным кризисом или просто проводит тяжелую ночь в раздумьях над судьбой мира.

Даже возгласы о тяге к жизни могли бы трактоваться в этом стихотворении именно как позитивный жизнеутверждающий мотив, который устремляет к неким свершениям.

Тем не менее, на деле ситуация обстоит немного банальнее и прозаичнее, хотя здесь стихи. Бродский пишет письма к стене в 1964 году в архангельской трудовой ссылке, где оказался в довольно трудных условиях, возможно, действительно перед риском гибели.

Рассматривая содержание, легко отметить два основных мотива, которые указывают на естественный призыв поэта к своим этническим корням.

Во-первых, стихотворение, которое похоже на исповедь или молитву, выглядит как современный вариант псалмов Давида.

Нужно напомнить, псалмы писались в период гонений на евреев и когда они занимались захватом земель, поэтому там есть и воодушевляющие и, подобные этому стихотворению, взывающие к милости Господа, и даже проклинающие.

Во-вторых, стена, конечно, напоминает про стену Плача, которая располагается в Иерусалиме и служит жителям этого города для сбора и молитвы.

Бродский предлагает собственную интерпретацию, то какой становится Плача для представителя избранного народа в России: за стеной тюрьма, кусты, больница.

Внешнее пространство, в целом является агрессивно и враждебно, оно порождает агентов с голубиным плащом.

Безусловно, как полагается в такой ситуации, Бродский обращается к своему русскому народу, вероятно, как наиболее чуткий представитель.

И тут на самом деле не так много иронии, определить этот народ как надзирателя любви, а характерное пространство обитания и развития как изолятор тоски – довольно точные метафоры, которые ухватывают суть, суть, которая часто становится понятной человеку в трудную минуту.

Также и строки о безразличии кого казнить, тоже являются довольно точными и не говорят только о безнадежном и плачевном положении самого автора, он ухватывает сторону этой действительности, ту сторону, которой к нему действительность обернулась.

Как бы не хотелось представить себе автора этого стихотворения как гордого узника совести или сурового философа в раздумьях, на ум приходит другое.

Бродский, отбывающий срок за тунеядство, который не хочет работать, с подорванным здоровьем и вечной тоской характерной для типичного представителя израильской земли в глазах: «ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем, только жить.. не хочу умирать..».

Анализ стихотворения Письма к стене по плану

Письма к стене

Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

Возможно вам будет интересно

Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в поэтический цикл под названием «Тайны ремесла», раскрывающий тематику взаимоотношений творческого процесса и поэта.

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной ярко

Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

Иосиф Бродский Письма к стене

Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.

Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.

Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек – это шар, а душа – это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить – говоришь – вознестись над зеленой листвой.

Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.

Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:

завещаю тебе навсегда обуздать малыша.

Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.

Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.

Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! – и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече,

не душа и не плоть – только тень на твоем кирпиче.

Изолятор тоски – или просто движенье вперед. Надзиратель любви – или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною – лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.

Сохрани мою тень.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.05.2014. Ничего, моя радость, переживём. Мара Махнатая

Источник: https://vek-msk.ru/vse-stati/nuzhno-chto-to-imet-pozadi-analiz-stihotvoreniya-brodskogo-pisma-k-stene.html

(no title)

В январе 1964 г. уроженец Питера И.Бро́дский пишет своё «Письмо к стене».

Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня.

Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.

Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины.

Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша: завещаю тебе навсегда обуздать малыша. Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.

Только жить, только жить и на все наплевать, забывать. Не хочу умирать. Не могу я себя убивать. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной.

Читайте также:  Глупый француз - краткое содержание рассказа чехова

Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече, не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче. Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Надзиратель любви — или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма.

А за мною — лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.

Сохрани мою тень.

—————-

«Сохрани мою тень» — это предсмертная молитва. Возможно, некий ответ во времени О. Мандельштаму на его предсмертную «Сохрани мою речь».

—————-

В августе 1993 г. в там же, в Питере, знакомятся Динка Арбенина и Света Сурганова. У первой было врождённое чутьё слова, у второй — музыки (я влюблён в скрипку Светланы). У обеих неплохо было с вокалом.

Результат знакомства привел к образованию «Ночных снайперов» — рок-группы, которая в своём творчестве использует не только свою собственную музыку и стихи, но и тексты поэтов Серебрянного века, в т.ч. И.Бродского. Так, в 1999 г. выходит их альбом «Детский лепет», включающий старые записи группы с момента основания.

Композиция «Сохрани мою тень» вошла в альбом «Детский лепет» шестнадцатым треком. Слова песни не в точности повторяют Бродского, из песни выброшены нотки безысходности.

Сохрани мою тень. Не могу объяснить, извини — Это нужно теперь, Сохрани мою тень, сохрани. За моею спиной. Умолкает в кустах беготня, Мне пора уходить. Что останется после меня? Сохрани мою тень, Эту надпись не нужно стирать. Всё равно я сюда Никогда не приду умирать.

Всё равно ты меня Никогда не попросишь: «Вернись!» Если кто-то прижмётся к тебе, Дорогая стена, улыбнись! Сохрани мою тень, Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша, Мне так нужно побыть одному. За моею спиной Умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить, Что останется после меня? До свиданья, стена. Я ушёл.

Пусть приснятся кусты Средь уснувших больниц, Освещённых луной. Как и ты, Постараюсь навек Сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня, Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень, Эту надпись не нужно стирать. Всё равно я сюда Никогда не приду умирать.

Всё равно ты меня Никогда не попросишь: «Вернись!» Если кто-то прижмётся к тебе,

Дорогая стена, улыбнись!

—————-Я не знаю, что для девушек в то время олицетворяли слова Бродского в их собственной редакции. Возможно, надежду на сохранения памяти о них. С конца 2002 г. их творчество проходит порознь.———-Для меня в 2009 г. «Сохрани мою тень»  — память об утраченных отношениях и право на надежду.

Источник: https://maxlethal.livejournal.com/57372.html

Анализ стихотворения Бродского “Письма к стене”

В конце ноября 1963 года газета “Ленинградская правда” опубликовала статью “Окололитературный трутень”, положившую начало преследованиям Бродского со стороны властей. Спустя несколько месяцев поэта арестовали, обвинив в тунеядстве.

На второй день пребывания в камере у него случился сердечный приступ. С этого момента Иосиф Александрович стал страдать от стенокардии, постоянно служившей ему напоминанием о возможной скорой кончине.

Перед заседанием суда, состоявшимся в марте 1964 года, Бродский находился в Ленинградской тюремно-психиатрической

лечебнице. Позже он вспоминал, что ему делали страшные уколы, пичкали успокоительными медицинскими препаратами, будили среди ночи.

Одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю поэта, – его клали в ледяную ванну, затем заворачивали в мокрую простыню и оставляли лежать около горячей батареи. После выхода из лечебницы был суд. В итоге Иосифа Александровича приговорили к пяти годам принудительного труда.

Благодаря ходатайствам советских и зарубежных писателей, в ссылке в деревне Норенская Архангельской области он пробыл гораздо меньше – всего около полутора лет.

Тюремной теме посвящено стихотворение

Бродского “Письма к стене”, сочиненное в 1964-м. Оно пропитано страхом смерти и последующего небытия, погружения во мрак. В момент написания произведения Иосифу Александровичу было всего двадцать четыре года. Как уже говорилось выше, поэт успел столкнуться со смертью, перенеся сердечный приступ.

“Письма к стене” – своего рода молитва. Лирический герой – человек, отчаянно держащийся за жизнь: “Только жить, только жить и на все наплевать, забывать…”. Нередко встречаются обвинения Бродского в пониженной эмоциональности. Безусловно, холодность присуща некоторым его стихотворениям.

Но только не “Письмам к стене”. Здесь чувства настолько сильны, строки настолько выстраданы, что боль поэта чуткий читатель ощущает буквально физически. Пожалуй, самый страшный и эмоционально мощный отрывок текста – это четвертая строфа. В ней лирический герой трижды повторяет: “Не хочу умирать”.

И четырежды: “Только жить”.

Стена в стихотворении – не только деталь из биографии поэта. Она также выступает в роли символа надежды, ассоциируясь со знаменитой Стеной Плача, расположенной в Иерусалиме. В лирике Бродского бытовые предметы часто наделяются человеческими чертами, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте.

Лирический герой обращается к стене, как к другу, защитнику, единственно возможному в описываемой ситуации собеседнику. Его безграничное одиночество подчеркивается поэтом при помощи использования ряда символов – луны, темноты (мрака), холода. Не случайно разговор со стеной ведется ночью – во время, когда человек сталкивается с бездной, первородным хаосом, когда пробуждаются все страхи.

В финале герой с облегчением замечает: “Хорошо, что кончается ночь. Приближается день”.

Пребывание в Ленинградской тюремно-психиатрической лечебнице Бродский считал самым трудным для себя временем из того, что проведено в Советском Союзе. И дело не только в кошмарных методах, которые применяла карательная медицина в СССР. И не только в том, что поэт ожидал решения суда, касающегося ближайшего его будущего.

И не только в страхе перед смертью. Тяжелое душевное состояние Иосифа Александровича, нашедшее выражение в “Письмах к стене”, не в последнюю очередь было обусловлено его сложными отношениями с Мариной Басмановой.

Бродский сам признавал, что разрыв с возлюбленной в большей степени занимал мысли, нежели арест, предстоящий суд и возможная ссылка.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-brodskogo-pisma-k-stene/

Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

  • Методическая разработка урока с использованием технологииРКМЧП.
  • «Образ письма в творчестве Иосифа Бродского. «Письма римскому другу»»
  • 9  класс
  • (урок рассчитан на два учебных часа)
  • Цели урока:
  1. Образовательные: выявить сущностные характеристики образа «письмо» (объективные и субъективные) на примере «Писем римскому другу» И.

    Бродского; определить художественные средства, использованные писателем для выстраивания диалога с читателем; доказать необходимость письма как средства межличностного общения для каждого культурного человека.

  1. Развивающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности учащихся, работать над развитием критического мышления подростков через чтение и письмо;
  1. Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам; способствовать ценностному самоопределению школьников.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано на страницы всемирной литературы. Он стал одним из пяти русских авторов лауреатов Нобелевской премии. А превыше всего ставил «язык и литературу».

Это имя Знак. Символ эпохи. Это имя звук. Мотив. Вечный образ.

Учитель: Бродский.

Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? Почему? Вспомните свое знакомство с творчеством поэта.

(По ответам учеников выстраивается следующий возможный ряд:

Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний→Посторонний)

Учитель: Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется?

  1. Ученики: Поэт может уходить от своего времени, уклоняться от того, что неприемлет.
  2. Учитель: Вот об одном из стихотворений этого блистательного поэта, который сознательно уклонился от тяжбы со Временем, шагнув в Вечность.
  3. Итак, запишем тему и эпиграф урока
  4.                 И. Бродский «Письма римскому другу»
  5.                                                 Нынче ветрено…

                                                        И. Бродский.

Учитель: Почему письма? Расскажите об этом жанре.

Ученики: Письмо – письменное сообщение кому-либо о чем-либо (по словарю С.Ожегова). Письмо позволяет вступать в воображаемый диалог. Оно адресно направлено, предполагает откровенность и искренность. Это опосредованное общение, которое должно быть продумано.

Учитель: Попробуем «заглянуть» вглубь понятия «письмо». Ведь помимо объективного смысла каждый вкладывает в него что-то свое, сокровенное. Чтобы суметь увидеть потаенный смысл каждый сейчас попробует написать синквейн на слово «письмо».

(В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Синквейн — это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, понятию.  Порядок написания синквейна: Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное слово. Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия. Четвертая строка – предложение из четырех слов, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием).

  • Ученики: (примеры синквейнов)
  • Письмо.
  • Вечное, значимое
  • Вспоминать, узнавать, передавать.
  • Письмо – это вечное воспоминание.
  • Память.
  • Письмо.
  • Сиюминутное, важное
  • Рассказывает, передает, чувствует
  • Письма есть выражение жизни.
  • Душа.
  • Письмо.
  • Воздушное, белое
  • Лететь, ждать, плакать
  • Легкость прошла через воздух
  • Признание.
  • Письмо.
  • Объемное, желанное
  • Читать, думать, размышлять
  • Письмо – большое собрание символов
  • Общение.
  • Учитель: Как видим, каждый выбрал свои самые главные и верные слова для определения понятия «письмо». (Далее идет обсуждение синквейнов, возникших образов)

Примечание (У учащихся возник вопрос, а что означает суффикс –м- в слове «письмо»? Поскольку в имеющихся словарях мы ответа не нашли, попытались сами определить. Возникло мнение, что –м- означает «мыслить», то есть письмо – это писать и мыслить о то, что пишешь.)

Читайте также:  Доклад про михаила лермонтова (сообщение)

Учитель: В чем же коренные отличия письма от всех других видов письменной речи?

Ученики: Письмо предполагает определенную структур, логику изложения мысли. В нем обязательно указание даты, обращение к адресату, подпись, иногда постскриптум.

Учитель: А чем прозаическое письмо отличается от поэтического?

Ученики: Прозаическое письмо стремится передать информацию, а поэтическое – эмоции, впечатления.

  1.  Чтение текста. Осмысление содержания. Анализ поэтического текста. (Мы организуем анализ по письмам, в зависимости от уровня подготовленности класса предлагаем проблемные вопросы. В методической разработке мы указываем примерные вопросы, которые могут варьироваться, поскольку ответы детей могут стать отправной точкой к совершенно иному полилогу).
  1. Работа сопровождается компьютерной презентацией.
  2. Нынче ветрено, и волны с перехлёстом.
  3. Скоро осень, всё изменится в округе.
  4. Смена красок этих трогательней, Постум,
  5. Чем наряда перемена у подруги.
  6. Дева тешит до известного предела –
  7. дальше локтя не пойдёшь или колена.
  8. Сколь же радостней прекрасное вне тела:
  9. ни объятье невозможно, ни измена!

Учитель: Почему писем девять? Почему первое письмо начинается с описания пасмурного дня? Какие темы и мотивы звучат в первом четверостишии? Какими вам видятся собеседники, разделенные пространством и временем?

Посылаю тебе, Постум, эти книги.

Что в столице? Мягко стелют? Спать не жёстко?

Как там Цезарь? Чем он занят? Всё интриги?

  • Всё интриги, вероятно, да обжорство.
  • Я сижу в своём саду, горит светильник.
  • Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
  • Вместо слабых мира этого и сильных –
  • лишь согласное гуденье насекомых

Учитель: Каким образом происходит развитие темы? Почему так много вопросов? Что означает одиночество героя? Какими бы словами вы его описали? Обратите внимание на антитезу «слабые мира этого и сильные». как вы её понимаете?

  1. Здесь лежит купец из Азии. Толковым
  2. был купцом он – деловит, но незаметен.
  3. Умер быстро: лихорадка. По торговым
  4. он делам сюда приплыл, а не за этим.
  5. Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
  6. Он в сражениях империю прославил.

Сколько раз могли убить! А умер старцем.

Даже здесь не существует, Постум, правил.

Учитель: Почему, на ваш взгляд, возникает тема смерти? С какими другими мотивами и образами связана эта тема? Какие языковые средства выбирает поэт и почему?

  • Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
  • но с куриными мозгами хватишь горя.
  • Если выпало в Империи родиться,
  • лучше жить в глухой провинции, у моря.
  • И от Цезаря далёко, и от вьюги.
  • Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
  • Говоришь, что все наместники – ворюги?
  • Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Учитель: Каким образом в прошлое входит современная Бродскому жизнь? Какие аллюзии возникают с образом вьюги? Попробуйте сами составить вопросы к этому письму.

  1. Этот ливень переждать с тобой, гетера,
  2. я согласен, но давай-ка без торговли:
  3. брать сестерций с покрывающего тела
  4. всё равно, что дранку требовать у кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?

  • Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
  • Вот найдёшь себе какого-нибудь мужа,
  • он и будет протекать на покрывало.

Учитель: Почему так неромантично заявлена тема любви? Какие эмоции вызывает она у читателя?

  1. Вот и прожили мы больше половины.
  2. Как сказал мне старый раб перед таверной:
  3. «Мы, оглядываясь, видим лишь руины.»
  4. Взгляд, конечно, варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.

  • Разыщу большой кувшин, воды налью им…
  • Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
  • Неужели до сих пор ещё воюем?

Учитель: Как вы понимаете слова раба, приведенные в письме? Какова роль противопоставления мира и война во втором четверостишии письма? Какие средства выразительности и почему использовал автор? Какое настроение создают эти строфы?

  1. Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
  2. Худощавая, но с полными ногами.
  3. Ты с ней спал ещё… недавно стала жрица.
  4. Жрица, Постум, и общается с богами.
  5. Приезжай, попьём вина, закусим хлебом.

Или сливами. Расскажешь мне известья.

Постелю тебе в саду под чистым небом

и скажу, как называются созвездья.

Учитель: Какова палитра чувств в этом письме? Попробуйте составить цветовое решение. Обоснуйте выбор цвета.

  • Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
  • долг свой давний вычитанию заплатит.
  • Забери из-под подушки сбереженья,
  • там немного, но на похороны хватит.
  • Поезжай на вороной своей кобыле
  • в дом гетер под городскую нашу стену.
  • Дай им цену, за которую любили,
  • Чтоб за ту же и оплакивали цену.

Учитель: Переплетение каких тем и образов использовано в этом письме? какова цел автора, на ваш взгляд? Какое значение имеет мотив цены? Почему появляется образ денег?

  1. Зелень лавра, доходящая до дрожи.
  2. Дверь распахнутая, пыльное оконце.
  3. Стул покинутый, оставленное ложе.
  4. Ткань впитавшая полуденное солнце.
  5. Понт шумит за чёрной изгородью пиний.
  6. Чьё-то судно с ветром борется у мыса.
  7. На рассохшейся скамейке – старший Плиний.
  8. Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.
  9.                                                  Иосиф Бродский

Учитель: От чьего имени написано последнее письмо? На протяжении девяти писем прошла целая жизнь. Какой она была? Определите те идеи писем, которые кажутся вам общечеловеческими, вечными. И все же почему в вечность Бродский обращается при помощи самого сиюминутного жанра – жанра письма?

  1. Художественная рефлексия. Творческая работа.
  • Учитель: Попробуйте и вы написать небольшое стихотворное письмо.
  • Ученики (примеры работ) чтение без обсуждения.
  • Письмо Данте.
  • Здравствуй, завтра может быть не будет?
  • Не ответишь ну и ладно.
  • Пусть тебя и не забудет  
  • Вечности начал начало.
  • Говорю, тебе не слышно
  • А зайдешь за круги ада!
  • Ты, живешь в душе так пышно,
  • Вот и в смерти вся отрада!

Продолжение писем римскому другу И. Бродского.

Скоро вечер. Солнце клонится к закату.

  1. Этот сад давно укрыт покоем вечным.
  2. Помнишь, Постум, был наш путь когда – то
  3. Однотонным, серым, быстротечным…
  4. Друг давно твой в путь готов. Осталось мыслить,
  5. Вещь одна, не завершенная доселе.
  6. Я давно уж мертв на самом деле,
  7. Только дописать письмо осталось.
  8.                Письмо себе.
  9. Не пытайся провести все параллели,
  10. Ведь заранее провальная попытка
  11. Не гонись за всем и сразу – нету цели,
  12. Все равно придется восполнять убытки.
  13. А когда созреешь выбрать дело
  14. Чтоб связать себя узлами света, брака,
  15. Доверяй не разуму, а сердцу,
  16. Чтоб оставить добрый отпечаток.

Возможно, опыты детей несовершенны (они написаны в течение небольшого количества времени, сразу «на чистовик», по итогам урока), но они позволяют открыть для себя и для других новое, неожиданное, творческое. Традиционных итогов урока мы не подводим, на наш взгляд, достаточно детских работ.

  1. Домашнее задание (перспективное): Напишите письмо о самом ярком событии вашей жизни.

Сайганова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения  «Лицей №1» г. Оренбурга

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/09/13/urok-vneklassnogo-chteniya-analiz-stikhotvoreniya-i-brodskogo

Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу»

Иосиф Бродский представитель творческого круга непризнанных в Советском Союзе поэтов, первые его стихотворения читатели смогли услышать и увидеть на страницах книг только к концу 80-х годов прошлого века.

Одним из таких стихотворений стали «Письма римскому другу» написанные поэтом в марте 1972 года.

Всего в нескольких четверостишьях великий поэт современности напоминает людям о том, что жизнь обыденна и скучна, если тратить ее на созерцание мимолетной красоты людей, добывание земных ценностей, зыбкого положения в обществе, но может стать прекрасной и осмысленной, как только человек вспомнит о своем умении видеть красоту природы и окружающего мира.

В названии стихотворения добавлена строчка, указывающая в обычном сборнике на перевод, но на самом деле «Письма» не являются переводом стихотворения древнего поэта, скорее всего Бродский пытается уподобить свое творчество Марциалу, который также как и он высмеивал богачей, негу, лень и стремление выслужиться.

Уже от первых строк стихотворения веет грустью о былом, такую грусть навевает осеннее настроение, опустевшая скамейка, опадающая листва в саду, именно в это время главный герой, живущий в глубокой и тихой провинции, начинает письмо своему другу, обитающему в далекой столице.

В письме он пытается убедить своего, по-видимому, богатого и близкого к власти друга в суетности и мимолетности мира, в том, что наблюдаемая им осенняя природа, смена времен года и облетающая листва куда важнее, чем женские взгляды и платья, примеряемые столичными модницами. Все они обманщицы и более одного взгляда от них добиться не удастся, тогда как природа честна и прекрасна.

Герой рассуждает о сильных мира и вопрошает у друга о положении Цезаря, под которым явно просвечивает имя современной ему власти, а также подчеркивает то, что интриги, плетущиеся при дворе известны всем, в том числе и ему, так мало ими интересующемуся, потому в ответном письме о них писать не стоит.

Центральной темой философских рассуждений поэта являются две эпитафии, одна из которых посвящена богатому купцу, а вторая легионеру.

Первый всю жизнь свою провел в спокойствии и умер неожиданно, рассчитывая жить еще долгие годы, второй всю свою жизнь был на краю смерти, но умер от старости.

Главный герой этими эпитафиями показывает своему другу и всем читателям стихотворения, что все на земле свершается по воле судьбы и человек, как бы осторожно он не относился к своему здоровью, жизни и благосостоянию смертен.

Каждого ждет своя участь, избежать, которой не получиться ни у кого, в том числе и у самого героя, который доводит свои письма практически до момента смерти.

В предпоследнем письме герой просит друга приехать, выпить вина, поболтать в последний раз, советует ему поторопиться, поскольку смерть уже близка.

Как заботливый и рачительный человек герой пишет другу также и о том, где припрятал деньги на похороны, которые советует пышно не отмечать, а истратить на гетер, они будут более всего скорбеть о своем постоянном госте.

Заканчивается стихотворение также как и начиналось, то есть с описания природы, но на этот раз без присутствия главного героя, он умер, оставив после себя пустую скамью и томик Старшего Плиния.

(4 votes, average: 3.25

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-iosifa-brodskogo-pisma-rimskomu-drugu.html

Ссылка на основную публикацию