Стансы (1962)
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Твой фасад темно-синий
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут
мальчику вслед.
О названии стихотворения
Ста́нсы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
В более тесном смысле Стансами называлась традиционная строфа в форме восьмистишие из 5 или 6 стопных ямбов, иначе октавы. Стансы — классическая форма эпической поэзии (Ариосто, Тассо, Камоэнс), несравненный блеск придал им Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). Русские октавы: «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.
СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п.
В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.).
В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение.
Анализ стихотворения
Основной
темой стихотворения Иосифа Бродского «Стансы» является неизбежность конца
человеческой жизни. Стансы – небольшое элегическое стихотворение с философским
или любовным содержанием в поэзии XVIII – XIX вв., поэтому название как
бы отражает предстоящее содержание стихотворения.
Это
лирическое стихотворение, строфы которого состоят из восьмистиший. Строфы законченные и
обособлены друг от друга.
- Эмоциональность
выражена в стихотворении в первой строфе инфинитивной формой глагола: «выбирать»,
«умирать» и посредством отрицания «не хочу» и «не найду». - Возникает тема холода через слова:
«тёмно-синий», «тьма», «морось», «снежок». - В
стихотворении фигурируют следующие средства выразительности (тропы): - v
Эпитеты: фасад темно-синий, выцветших линий, петроградском
дыму, апрельская морось, равнодушной отчизне, непрожитых лет. - v
Олицетворение: обращение Иосифа Бродского к Васильевскому
Острову посредством притяжательного местоимения «твой»; придание «отчизне» человеческого
качества равнодушия, а также «к равнодушной отчизне прижимаясь щекой», где
отчизна выступает в роли человека или предмета, к которому можно прижаться
щекой, то есть это уже не абстрактное понятие. - v
Сравнение: «две жизни…» «… словно девочки-сёстры». - v
Повтор: «И душа …» — «и апрельская морось…», «И услышу …» —
«и увижу …». - Также
в стихотворении имеют места стилистические средства изобразительности: - v
Инверсия:
каждое предложение во всём первом восьмистишии, «над затылком снежок». - v
Использование
прямой речи: «- До свиданья, дружок». - Помимо
средств выразительности и стилистических средств изобразительности в
стихотворении фигурирует такое фонетическое выразительное средство, как аллитерация:
«страны» – «погоста», «душа» «поспешая», «увижу» «жизни», «машут мальчику», - Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
- Словарь
- ПОГОСТ, -а; м.
- Сельское кладбище (в старину — рядом с церковью).
СТАНС, -а; м. [франц. stance] Спец.1. мн.: стансы, -ов. В поэзии 18 — 19 вв.:небольшое элегическое стихотворение с философическим или любовным содержанием.2. Стихотворная строфа, состоящая из четырех строк с четырёхстопным ямбом.
Источник: https://www.sites.google.com/site/iabrodskijstansy1962/home/literaturovedceskij-kommentarij
Письма к стене
Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.
Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.
Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.
Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.
Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:
завещаю тебе навсегда обуздать малыша.
Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.
Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече,
не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче.
Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Надзиратель любви — или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною — лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.
Сохрани мою тень.
январь — февраль 1964
Источник: https://iosif-brodskiy.ru/stikhotvoreniia-i-poemy/pisma-k-stene.html
Анализ стихотворений Бродского
Необычным магнетизмом и внутренней наполненностью отличаются стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского, который пронёс огонь поэзии через всю жизнь и не позволил этому пламени погаснуть. Стихотворения поэта отличает длинный размер строк и глубина наполнения каждой строки – у Иосифа Александровича нет места пустоте, каждая строка открывает новый глубокий мир.
Особенности стиля написания, неповторимое своеобразие и вручение Бродскому Нобелевской премии стимулировало рост подражателей поэту, но никому не удалось приблизиться к работам маэстро. Сам поэт никогда не подстраивался под других, он нашёл свой стиль и закодировал его от неумелых подражателей глубиной изложения мысли, сохраняя при этом поверхностную простоту восприятия стихов.
Стиль Бродского
Стихи Иосифа Александровича Бродского своеобразны, для передачи мысли в строках поэт часто использует причастия, а увеличенная длина строк позволяет лучше сконцентрироваться на каждой из них, не прыгая с одной на другую. Часто Бродский использует приём письма от второго-третьего лица, что украшает стихи эпичностью и придаёт им некую дружескую интонацию. Автор словно подкрадывается к сердцу читателя за счёт панибратства, после погружая его с головой в свой поэтически мир
- Да. Лучше поклоняться данностиС убогими ее мерилами,Которые потом,По крайности,Послужат для тебя перилами,(Хотя и не особо чистыми),Удерживающими в равновесииТвои хромающие истины
- На этой выщербленной лестнице.
Слог Иосифа Александровича имеет назидательность и сентенциозность, поэтому передаваемые читателю мысли ладно проходят через строки, просачиваясь сквозь паутину причастий и особенностей синтаксиса. Если хотите понять творчество Бродского, то послушайте аудиозаписи с его голосом, так как особенности фонетики придают строкам особый шарм.
Сложно найти у поэта лирику в её традиционном понимании, но автор идёт своим путём и щедро вознаграждает тех, кто умеет проникать в каждую строчку стихотворение и не довольствуется беглым прочтением стихотворений
С колокольни сегодняшних дней Иосиф Александрович похож на римского Цезаря, который благосклонен к преданным слугам своего творчества и беспощадно молчалив к тем, кто пытается ему подражать, не сумев увидеть и сотой части глубины написанных стихов.
Юмор в стихах и жизни
Не чурается Бродский и юмора, но подаёт его не как привычное блюдо, а как тонкий деликатес с неповторимой изюминкой по-бродски.
- Когда так много позади всего, в особенности — горя, поддержки чьей-нибудь не жди,
- сядь в поезд, высадись у моря.
Иосиф Александрович, как хороший коньяк заставляет стремительно думать, оживать и оттаивать. Его слог согревает сердце, читая строфы понимаешь, что рядом с тобой умный человек и невольно попадаешь под его чары. Общение с такой глыбой тем более интересно, потому что собеседник не просто хорошо держит тему беседы, но и шутит в промежутках между собственными тостами.
Лучший вид на этот город – если сесть в бомбардировщик.
В тему коротенький случай, который описал в своих воспоминаниях Сергей Довлатов. Однажды он с большим трудом и за сумасшедшие тогда 50$ раздобыл сборник Бродского 64 года и рассказал об этом Иосифу Александровичу. Автор сборника ответил коротко:
— «У меня такого нет»,
— «Хотите я подарю», — предложил Довлатов,
— «И что я с ним буду делать, читать?» — отпарировал Бродский.
Завершить же обзор хочется на минорной ноте словами Бродского:
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать, На Васильевский остров
Я приду умирать…
К сожалению, похоронить великого поэта на Васильевском острове не удалось, Бродский захоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, которую любил практически также, как и Санкт-Петербург. Как-то Бродский сказал:
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Он оказался прав, не дожив до нового века 4 года.
Подборка лучших стихов
Источник: https://stihirus24.ru/iosif-brodskij.html
Нужно что то иметь позади. Анализ стихотворения Бродского «Письма к стене»
Рейтинг статьи Загрузка…
Письма к стене (1964)
Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.
Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.
Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.
Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.
Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:
завещаю тебе навсегда обуздать малыша.
Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.
Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече,
не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче.
Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Надзиратель любви — или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною — лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.
Сохрани мою тень.
Читать еще: Как выйти из френдзоны девушке? Как выбраться из френдзоны
Анализ стихотворения Бродского Письма к стене
Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход.
Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением, даже, возможно, и русского человека, который сталкивается с экзистенциальным кризисом или просто проводит тяжелую ночь в раздумьях над судьбой мира.
Даже возгласы о тяге к жизни могли бы трактоваться в этом стихотворении именно как позитивный жизнеутверждающий мотив, который устремляет к неким свершениям.
Тем не менее, на деле ситуация обстоит немного банальнее и прозаичнее, хотя здесь стихи. Бродский пишет письма к стене в 1964 году в архангельской трудовой ссылке, где оказался в довольно трудных условиях, возможно, действительно перед риском гибели.
Рассматривая содержание, легко отметить два основных мотива, которые указывают на естественный призыв поэта к своим этническим корням.
Во-первых, стихотворение, которое похоже на исповедь или молитву, выглядит как современный вариант псалмов Давида.
Нужно напомнить, псалмы писались в период гонений на евреев и когда они занимались захватом земель, поэтому там есть и воодушевляющие и, подобные этому стихотворению, взывающие к милости Господа, и даже проклинающие.
Во-вторых, стена, конечно, напоминает про стену Плача, которая располагается в Иерусалиме и служит жителям этого города для сбора и молитвы.
Бродский предлагает собственную интерпретацию, то какой становится Плача для представителя избранного народа в России: за стеной тюрьма, кусты, больница.
Внешнее пространство, в целом является агрессивно и враждебно, оно порождает агентов с голубиным плащом.
Безусловно, как полагается в такой ситуации, Бродский обращается к своему русскому народу, вероятно, как наиболее чуткий представитель.
И тут на самом деле не так много иронии, определить этот народ как надзирателя любви, а характерное пространство обитания и развития как изолятор тоски – довольно точные метафоры, которые ухватывают суть, суть, которая часто становится понятной человеку в трудную минуту.
Также и строки о безразличии кого казнить, тоже являются довольно точными и не говорят только о безнадежном и плачевном положении самого автора, он ухватывает сторону этой действительности, ту сторону, которой к нему действительность обернулась.
Как бы не хотелось представить себе автора этого стихотворения как гордого узника совести или сурового философа в раздумьях, на ум приходит другое.
Бродский, отбывающий срок за тунеядство, который не хочет работать, с подорванным здоровьем и вечной тоской характерной для типичного представителя израильской земли в глазах: «ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем, только жить.. не хочу умирать..».
Анализ стихотворения Письма к стене по плану
Письма к стене
Возможно вам будет интересно
Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас
Произведение является одним из стихотворений, вошедших в поэтический цикл под названием «Тайны ремесла», раскрывающий тематику взаимоотношений творческого процесса и поэта.
Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора
Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной ярко
Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.
Иосиф Бродский Письма к стене
Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди.
Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади.
Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек – это шар, а душа – это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить – говоришь – вознестись над зеленой листвой.
Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой.
Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины. Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:
завещаю тебе навсегда обуздать малыша.
Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем. Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.
Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! – и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной. Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече,
не душа и не плоть – только тень на твоем кирпиче.
Изолятор тоски – или просто движенье вперед. Надзиратель любви – или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма. А за мною – лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.
Сохрани мою тень.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.05.2014. Ничего, моя радость, переживём. Мара Махнатая
Источник: https://vek-msk.ru/vse-stati/nuzhno-chto-to-imet-pozadi-analiz-stihotvoreniya-brodskogo-pisma-k-stene.html
(no title)
В январе 1964 г. уроженец Питера И.Бро́дский пишет своё «Письмо к стене».
Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить. Ты останешься после меня. До свиданья, стена. Я пошел. Пусть приснятся кусты. Вдоль уснувших больниц. Освещенный луной. Как и ты. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня.
Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись. Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись. Человек — это шар, а душа — это нить, говоришь. В самом деле глядит на тебя неизвестный малыш. Отпустить — говоришь — вознестись над зеленой листвой.
Ты глядишь на меня, как я падаю вниз головой. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, изобилье минут вдалеке на больничных часах. Проплывает буксир. Пустота у него за кормой. Золотая луна высоко над кирпичной тюрьмой. Посвящаю свободе одиночество возле стены. Завещаю стене стук шагов посреди тишины.
Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша: завещаю тебе навсегда обуздать малыша. Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша. Я боюсь погружаться во тьму. Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак. Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом. Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.
Только жить, только жить и на все наплевать, забывать. Не хочу умирать. Не могу я себя убивать. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Так окрикни меня. Так легко малыша напугать. Так окрикни меня. Не то сам я сейчас закричу: Эй, малыш! — и тотчас по пространствам пустым полечу. Ты права: нужно что-то иметь за спиной.
Хорошо, что теперь остаются во мраке за мной не безгласный агент с голубиным плащом на плече, не душа и не плоть — только тень на твоем кирпиче. Изолятор тоски — или просто движенье вперед. Надзиратель любви — или просто мой русский народ. Хорошо, что нашлась та, что может и вас породнить. Хорошо, что всегда все равно вам, кого вам казнить. За тобою тюрьма.
А за мною — лишь тень на тебе. Хорошо, что ползет ярко-желтый рассвет по трубе. Хорошо, что кончается ночь. Приближается день.
Сохрани мою тень.
—————-
«Сохрани мою тень» — это предсмертная молитва. Возможно, некий ответ во времени О. Мандельштаму на его предсмертную «Сохрани мою речь».
—————-
В августе 1993 г. в там же, в Питере, знакомятся Динка Арбенина и Света Сурганова. У первой было врождённое чутьё слова, у второй — музыки (я влюблён в скрипку Светланы). У обеих неплохо было с вокалом.
Результат знакомства привел к образованию «Ночных снайперов» — рок-группы, которая в своём творчестве использует не только свою собственную музыку и стихи, но и тексты поэтов Серебрянного века, в т.ч. И.Бродского. Так, в 1999 г. выходит их альбом «Детский лепет», включающий старые записи группы с момента основания.
Композиция «Сохрани мою тень» вошла в альбом «Детский лепет» шестнадцатым треком. Слова песни не в точности повторяют Бродского, из песни выброшены нотки безысходности.
Сохрани мою тень. Не могу объяснить, извини — Это нужно теперь, Сохрани мою тень, сохрани. За моею спиной. Умолкает в кустах беготня, Мне пора уходить. Что останется после меня? Сохрани мою тень, Эту надпись не нужно стирать. Всё равно я сюда Никогда не приду умирать.
Всё равно ты меня Никогда не попросишь: «Вернись!» Если кто-то прижмётся к тебе, Дорогая стена, улыбнись! Сохрани мою тень, Мне не выдержать смерти уму. Не пугай малыша, Мне так нужно побыть одному. За моею спиной Умолкает в кустах беготня. Мне пора уходить, Что останется после меня? До свиданья, стена. Я ушёл.
Пусть приснятся кусты Средь уснувших больниц, Освещённых луной. Как и ты, Постараюсь навек Сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня, Нужно что-то иметь позади. Сохрани мою тень, Эту надпись не нужно стирать. Всё равно я сюда Никогда не приду умирать.
Всё равно ты меня Никогда не попросишь: «Вернись!» Если кто-то прижмётся к тебе,
Дорогая стена, улыбнись!
—————-Я не знаю, что для девушек в то время олицетворяли слова Бродского в их собственной редакции. Возможно, надежду на сохранения памяти о них. С конца 2002 г. их творчество проходит порознь.———-Для меня в 2009 г. «Сохрани мою тень» — память об утраченных отношениях и право на надежду.
Источник: https://maxlethal.livejournal.com/57372.html
Анализ стихотворения Бродского “Письма к стене”
В конце ноября 1963 года газета “Ленинградская правда” опубликовала статью “Окололитературный трутень”, положившую начало преследованиям Бродского со стороны властей. Спустя несколько месяцев поэта арестовали, обвинив в тунеядстве.
На второй день пребывания в камере у него случился сердечный приступ. С этого момента Иосиф Александрович стал страдать от стенокардии, постоянно служившей ему напоминанием о возможной скорой кончине.
Перед заседанием суда, состоявшимся в марте 1964 года, Бродский находился в Ленинградской тюремно-психиатрической
лечебнице. Позже он вспоминал, что ему делали страшные уколы, пичкали успокоительными медицинскими препаратами, будили среди ночи.
Одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю поэта, – его клали в ледяную ванну, затем заворачивали в мокрую простыню и оставляли лежать около горячей батареи. После выхода из лечебницы был суд. В итоге Иосифа Александровича приговорили к пяти годам принудительного труда.
Благодаря ходатайствам советских и зарубежных писателей, в ссылке в деревне Норенская Архангельской области он пробыл гораздо меньше – всего около полутора лет.
Тюремной теме посвящено стихотворение
Бродского “Письма к стене”, сочиненное в 1964-м. Оно пропитано страхом смерти и последующего небытия, погружения во мрак. В момент написания произведения Иосифу Александровичу было всего двадцать четыре года. Как уже говорилось выше, поэт успел столкнуться со смертью, перенеся сердечный приступ.
“Письма к стене” – своего рода молитва. Лирический герой – человек, отчаянно держащийся за жизнь: “Только жить, только жить и на все наплевать, забывать…”. Нередко встречаются обвинения Бродского в пониженной эмоциональности. Безусловно, холодность присуща некоторым его стихотворениям.
Но только не “Письмам к стене”. Здесь чувства настолько сильны, строки настолько выстраданы, что боль поэта чуткий читатель ощущает буквально физически. Пожалуй, самый страшный и эмоционально мощный отрывок текста – это четвертая строфа. В ней лирический герой трижды повторяет: “Не хочу умирать”.
И четырежды: “Только жить”.
Стена в стихотворении – не только деталь из биографии поэта. Она также выступает в роли символа надежды, ассоциируясь со знаменитой Стеной Плача, расположенной в Иерусалиме. В лирике Бродского бытовые предметы часто наделяются человеческими чертами, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте.
Лирический герой обращается к стене, как к другу, защитнику, единственно возможному в описываемой ситуации собеседнику. Его безграничное одиночество подчеркивается поэтом при помощи использования ряда символов – луны, темноты (мрака), холода. Не случайно разговор со стеной ведется ночью – во время, когда человек сталкивается с бездной, первородным хаосом, когда пробуждаются все страхи.
В финале герой с облегчением замечает: “Хорошо, что кончается ночь. Приближается день”.
Пребывание в Ленинградской тюремно-психиатрической лечебнице Бродский считал самым трудным для себя временем из того, что проведено в Советском Союзе. И дело не только в кошмарных методах, которые применяла карательная медицина в СССР. И не только в том, что поэт ожидал решения суда, касающегося ближайшего его будущего.
И не только в страхе перед смертью. Тяжелое душевное состояние Иосифа Александровича, нашедшее выражение в “Письмах к стене”, не в последнюю очередь было обусловлено его сложными отношениями с Мариной Басмановой.
Бродский сам признавал, что разрыв с возлюбленной в большей степени занимал мысли, нежели арест, предстоящий суд и возможная ссылка.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-brodskogo-pisma-k-stene/
Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
- Методическая разработка урока с использованием технологииРКМЧП.
- «Образ письма в творчестве Иосифа Бродского. «Письма римскому другу»»
- 9 класс
- (урок рассчитан на два учебных часа)
- Цели урока:
- Образовательные: выявить сущностные характеристики образа «письмо» (объективные и субъективные) на примере «Писем римскому другу» И.
Бродского; определить художественные средства, использованные писателем для выстраивания диалога с читателем; доказать необходимость письма как средства межличностного общения для каждого культурного человека.
- Развивающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности учащихся, работать над развитием критического мышления подростков через чтение и письмо;
- Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам; способствовать ценностному самоопределению школьников.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано на страницы всемирной литературы. Он стал одним из пяти русских авторов лауреатов Нобелевской премии. А превыше всего ставил «язык и литературу».
Это имя Знак. Символ эпохи. Это имя звук. Мотив. Вечный образ.
Учитель: Бродский.
Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? Почему? Вспомните свое знакомство с творчеством поэта.
(По ответам учеников выстраивается следующий возможный ряд:
Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний→Посторонний)
Учитель: Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется?
- Ученики: Поэт может уходить от своего времени, уклоняться от того, что неприемлет.
- Учитель: Вот об одном из стихотворений этого блистательного поэта, который сознательно уклонился от тяжбы со Временем, шагнув в Вечность.
- Итак, запишем тему и эпиграф урока
- И. Бродский «Письма римскому другу»
- Нынче ветрено…
И. Бродский.
Учитель: Почему письма? Расскажите об этом жанре.
Ученики: Письмо – письменное сообщение кому-либо о чем-либо (по словарю С.Ожегова). Письмо позволяет вступать в воображаемый диалог. Оно адресно направлено, предполагает откровенность и искренность. Это опосредованное общение, которое должно быть продумано.
Учитель: Попробуем «заглянуть» вглубь понятия «письмо». Ведь помимо объективного смысла каждый вкладывает в него что-то свое, сокровенное. Чтобы суметь увидеть потаенный смысл каждый сейчас попробует написать синквейн на слово «письмо».
(В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Синквейн — это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, понятию. Порядок написания синквейна: Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное слово. Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия. Четвертая строка – предложение из четырех слов, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием).
- Ученики: (примеры синквейнов)
- Письмо.
- Вечное, значимое
- Вспоминать, узнавать, передавать.
- Письмо – это вечное воспоминание.
- Память.
- Письмо.
- Сиюминутное, важное
- Рассказывает, передает, чувствует
- Письма есть выражение жизни.
- Душа.
- Письмо.
- Воздушное, белое
- Лететь, ждать, плакать
- Легкость прошла через воздух
- Признание.
- Письмо.
- Объемное, желанное
- Читать, думать, размышлять
- Письмо – большое собрание символов
- Общение.
- Учитель: Как видим, каждый выбрал свои самые главные и верные слова для определения понятия «письмо». (Далее идет обсуждение синквейнов, возникших образов)
Примечание (У учащихся возник вопрос, а что означает суффикс –м- в слове «письмо»? Поскольку в имеющихся словарях мы ответа не нашли, попытались сами определить. Возникло мнение, что –м- означает «мыслить», то есть письмо – это писать и мыслить о то, что пишешь.)
Учитель: В чем же коренные отличия письма от всех других видов письменной речи?
Ученики: Письмо предполагает определенную структур, логику изложения мысли. В нем обязательно указание даты, обращение к адресату, подпись, иногда постскриптум.
Учитель: А чем прозаическое письмо отличается от поэтического?
Ученики: Прозаическое письмо стремится передать информацию, а поэтическое – эмоции, впечатления.
- Чтение текста. Осмысление содержания. Анализ поэтического текста. (Мы организуем анализ по письмам, в зависимости от уровня подготовленности класса предлагаем проблемные вопросы. В методической разработке мы указываем примерные вопросы, которые могут варьироваться, поскольку ответы детей могут стать отправной точкой к совершенно иному полилогу).
- Работа сопровождается компьютерной презентацией.
- Нынче ветрено, и волны с перехлёстом.
- Скоро осень, всё изменится в округе.
- Смена красок этих трогательней, Постум,
- Чем наряда перемена у подруги.
- Дева тешит до известного предела –
- дальше локтя не пойдёшь или колена.
- Сколь же радостней прекрасное вне тела:
- ни объятье невозможно, ни измена!
Учитель: Почему писем девять? Почему первое письмо начинается с описания пасмурного дня? Какие темы и мотивы звучат в первом четверостишии? Какими вам видятся собеседники, разделенные пространством и временем?
Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют? Спать не жёстко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Всё интриги?
- Всё интриги, вероятно, да обжорство.
- Я сижу в своём саду, горит светильник.
- Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
- Вместо слабых мира этого и сильных –
- лишь согласное гуденье насекомых
Учитель: Каким образом происходит развитие темы? Почему так много вопросов? Что означает одиночество героя? Какими бы словами вы его описали? Обратите внимание на антитезу «слабые мира этого и сильные». как вы её понимаете?
- Здесь лежит купец из Азии. Толковым
- был купцом он – деловит, но незаметен.
- Умер быстро: лихорадка. По торговым
- он делам сюда приплыл, а не за этим.
- Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
- Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! А умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.
Учитель: Почему, на ваш взгляд, возникает тема смерти? С какими другими мотивами и образами связана эта тема? Какие языковые средства выбирает поэт и почему?
- Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
- но с куриными мозгами хватишь горя.
- Если выпало в Империи родиться,
- лучше жить в глухой провинции, у моря.
- И от Цезаря далёко, и от вьюги.
- Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
- Говоришь, что все наместники – ворюги?
- Но ворюга мне милей, чем кровопийца.
Учитель: Каким образом в прошлое входит современная Бродскому жизнь? Какие аллюзии возникают с образом вьюги? Попробуйте сами составить вопросы к этому письму.
- Этот ливень переждать с тобой, гетера,
- я согласен, но давай-ка без торговли:
- брать сестерций с покрывающего тела
- всё равно, что дранку требовать у кровли.
Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
- Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
- Вот найдёшь себе какого-нибудь мужа,
- он и будет протекать на покрывало.
Учитель: Почему так неромантично заявлена тема любви? Какие эмоции вызывает она у читателя?
- Вот и прожили мы больше половины.
- Как сказал мне старый раб перед таверной:
- «Мы, оглядываясь, видим лишь руины.»
- Взгляд, конечно, варварский, но верный.
Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
- Разыщу большой кувшин, воды налью им…
- Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
- Неужели до сих пор ещё воюем?
Учитель: Как вы понимаете слова раба, приведенные в письме? Какова роль противопоставления мира и война во втором четверостишии письма? Какие средства выразительности и почему использовал автор? Какое настроение создают эти строфы?
- Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
- Худощавая, но с полными ногами.
- Ты с ней спал ещё… недавно стала жрица.
- Жрица, Постум, и общается с богами.
- Приезжай, попьём вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.
Учитель: Какова палитра чувств в этом письме? Попробуйте составить цветовое решение. Обоснуйте выбор цвета.
- Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
- долг свой давний вычитанию заплатит.
- Забери из-под подушки сбереженья,
- там немного, но на похороны хватит.
- Поезжай на вороной своей кобыле
- в дом гетер под городскую нашу стену.
- Дай им цену, за которую любили,
- Чтоб за ту же и оплакивали цену.
Учитель: Переплетение каких тем и образов использовано в этом письме? какова цел автора, на ваш взгляд? Какое значение имеет мотив цены? Почему появляется образ денег?
- Зелень лавра, доходящая до дрожи.
- Дверь распахнутая, пыльное оконце.
- Стул покинутый, оставленное ложе.
- Ткань впитавшая полуденное солнце.
- Понт шумит за чёрной изгородью пиний.
- Чьё-то судно с ветром борется у мыса.
- На рассохшейся скамейке – старший Плиний.
- Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.
- Иосиф Бродский
Учитель: От чьего имени написано последнее письмо? На протяжении девяти писем прошла целая жизнь. Какой она была? Определите те идеи писем, которые кажутся вам общечеловеческими, вечными. И все же почему в вечность Бродский обращается при помощи самого сиюминутного жанра – жанра письма?
- Художественная рефлексия. Творческая работа.
- Учитель: Попробуйте и вы написать небольшое стихотворное письмо.
- Ученики (примеры работ) чтение без обсуждения.
- Письмо Данте.
- Здравствуй, завтра может быть не будет?
- Не ответишь ну и ладно.
- Пусть тебя и не забудет
- Вечности начал начало.
- Говорю, тебе не слышно
- А зайдешь за круги ада!
- Ты, живешь в душе так пышно,
- Вот и в смерти вся отрада!
Продолжение писем римскому другу И. Бродского.
Скоро вечер. Солнце клонится к закату.
- Этот сад давно укрыт покоем вечным.
- Помнишь, Постум, был наш путь когда – то
- Однотонным, серым, быстротечным…
- Друг давно твой в путь готов. Осталось мыслить,
- Вещь одна, не завершенная доселе.
- Я давно уж мертв на самом деле,
- Только дописать письмо осталось.
- Письмо себе.
- Не пытайся провести все параллели,
- Ведь заранее провальная попытка
- Не гонись за всем и сразу – нету цели,
- Все равно придется восполнять убытки.
- А когда созреешь выбрать дело
- Чтоб связать себя узлами света, брака,
- Доверяй не разуму, а сердцу,
- Чтоб оставить добрый отпечаток.
Возможно, опыты детей несовершенны (они написаны в течение небольшого количества времени, сразу «на чистовик», по итогам урока), но они позволяют открыть для себя и для других новое, неожиданное, творческое. Традиционных итогов урока мы не подводим, на наш взгляд, достаточно детских работ.
- Домашнее задание (перспективное): Напишите письмо о самом ярком событии вашей жизни.
Сайганова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/09/13/urok-vneklassnogo-chteniya-analiz-stikhotvoreniya-i-brodskogo
Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу»
Иосиф Бродский представитель творческого круга непризнанных в Советском Союзе поэтов, первые его стихотворения читатели смогли услышать и увидеть на страницах книг только к концу 80-х годов прошлого века.
Одним из таких стихотворений стали «Письма римскому другу» написанные поэтом в марте 1972 года.
Всего в нескольких четверостишьях великий поэт современности напоминает людям о том, что жизнь обыденна и скучна, если тратить ее на созерцание мимолетной красоты людей, добывание земных ценностей, зыбкого положения в обществе, но может стать прекрасной и осмысленной, как только человек вспомнит о своем умении видеть красоту природы и окружающего мира.
В названии стихотворения добавлена строчка, указывающая в обычном сборнике на перевод, но на самом деле «Письма» не являются переводом стихотворения древнего поэта, скорее всего Бродский пытается уподобить свое творчество Марциалу, который также как и он высмеивал богачей, негу, лень и стремление выслужиться.
Уже от первых строк стихотворения веет грустью о былом, такую грусть навевает осеннее настроение, опустевшая скамейка, опадающая листва в саду, именно в это время главный герой, живущий в глубокой и тихой провинции, начинает письмо своему другу, обитающему в далекой столице.
В письме он пытается убедить своего, по-видимому, богатого и близкого к власти друга в суетности и мимолетности мира, в том, что наблюдаемая им осенняя природа, смена времен года и облетающая листва куда важнее, чем женские взгляды и платья, примеряемые столичными модницами. Все они обманщицы и более одного взгляда от них добиться не удастся, тогда как природа честна и прекрасна.
Герой рассуждает о сильных мира и вопрошает у друга о положении Цезаря, под которым явно просвечивает имя современной ему власти, а также подчеркивает то, что интриги, плетущиеся при дворе известны всем, в том числе и ему, так мало ими интересующемуся, потому в ответном письме о них писать не стоит.
Центральной темой философских рассуждений поэта являются две эпитафии, одна из которых посвящена богатому купцу, а вторая легионеру.
Первый всю жизнь свою провел в спокойствии и умер неожиданно, рассчитывая жить еще долгие годы, второй всю свою жизнь был на краю смерти, но умер от старости.
Главный герой этими эпитафиями показывает своему другу и всем читателям стихотворения, что все на земле свершается по воле судьбы и человек, как бы осторожно он не относился к своему здоровью, жизни и благосостоянию смертен.
Каждого ждет своя участь, избежать, которой не получиться ни у кого, в том числе и у самого героя, который доводит свои письма практически до момента смерти.
В предпоследнем письме герой просит друга приехать, выпить вина, поболтать в последний раз, советует ему поторопиться, поскольку смерть уже близка.
Как заботливый и рачительный человек герой пишет другу также и о том, где припрятал деньги на похороны, которые советует пышно не отмечать, а истратить на гетер, они будут более всего скорбеть о своем постоянном госте.
Заканчивается стихотворение также как и начиналось, то есть с описания природы, но на этот раз без присутствия главного героя, он умер, оставив после себя пустую скамью и томик Старшего Плиния.
(4 votes, average: 3.25
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-iosifa-brodskogo-pisma-rimskomu-drugu.html