1
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
2
И шумя и крутясь колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
3
И пела русалка: «на дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
4
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны…
5
Расчесывать кольцы шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз;
6
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем,
Он спит, — и склонившись на перси ко мне,
Он не дышет, не шепчет во сне».
7
Так пела русалка над синей рекой
Полна непонятной тоской;
И шумно катясь колебала река
Отраженные в ней облака.
В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен.
Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах.
Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.
В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу.
И именно этим щемящим чувством наполнено все стихотворение, первая часть которого построена, как рассказ от третьего лица. Сперва Лермонтов задает нужный настрой, повествуя о том, как на поверхности реки появилась русалка, которая хочет «доплеснуть до луны серебристую пену волны».
Подобный сюжет автор рисует умышленно, так как уже с первых строчек хочет раскрыть перед читателями всю тщетность замыслов царицы речных глубин, которая не понимает, что ее мечтам не суждено сбыться.
Это касается не только попыток дотянуться до небесного светила, которое со дна водоема кажется таким близким и желанным, но и стремления обрести счастье с земным мужчиной, заманив его всеми правдами и неправдами в свое подводное царство.
Вторая часть стихотворения построена в виде песни русалки, которая жалуется на свою горькую судьбу и рассказывает о то, что красивый витязь – «жертва ревнивой волны» — не может вновь вернутся к жизни даже благодаря поцелуям главной герои и ее многочисленных подруг, которые безумно в него влюблены. Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением, рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок. И именно там покоится «витязь чужой стороны», который, несмотря на все попытки его оживить, остается «хладен и нем». При этом юная русалка сетует на то, что ей неведом секрет пробуждения таинственного витязя, который остается равнодушен к «страстным лобзаньям» прекрасных жительниц подводного мира. Он «не дышит, не шепчет во сне», что вызывает у русалки недоумение, смешанное с разочарованием и обидой.
Песня-жалоба владычицы речных глубин адресована далеким облакам, которые проплывают по небу, безучастно взирая на ту, которая хотела уподобиться людям и познать радость любви. Однако ее молитвы никогда не будут услышаны, потому что для того, чтобы обращаться к Богу, необходимо иметь душу.
Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова.
Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы. Впрочем, еще до того, как было написано это стихотворение, поэт сумел жестоко отомстить той, которая без малого 10 лет владела его сердцем.
В очередной свой приезд в Москву он сделал все возможное, чтобы Екатерина Сушкова не только в него влюбилась, но и стала всерьез рассматривать кандидатуру поэта, являющегося богатым наследником, в качестве возможного супруга. Вот тогда-то Лермонтов публично разрушил ее надежды и заявил, что никогда не свяжет свою судьбу с женщиной, которая его недостойна.
Источник: https://pishi-stihi.ru/rusalka-lermontov.html
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка»
Читая и перечитывая хрестоматийное стихотворение Лермонтова «Русалка» (1832), то и дело натыкаешься на противоречия. Начало этих стихов вроде противоречий не предвещает – оно умиротворенно и красиво. Его необычный ритм словно бы повторяет движение волны – накат – откат:
- Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны
- Серебристую пену волны.
Уже в первой строфе задана одна из повторяющихся тем лермонтовского творчества – не находящая разрешения тяга к иному миру или стихии. Русалка, жительница вод, старается доплеснуть пену волны до ночного небесного светила. Глагол «старалась» без лишней конкретизации говорит о безрезультатности попытки.
Вторая строфа стихотворения начинается неожиданно – пейзаж с голубой рекой и спокойно плывущей по ней при свете луны русалкой сменяется новой картиной:
И шумя, и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака……
Осмелюсь сказать, что этот новый пейзаж противоречит предыдущему. Во второй строфе река явно неспокойная, шумная, порожистая, да и на смену лунному свету приходят облака.
При ярком лунном свете облака обычно и на небе-то не видны, а тут – они отражаются в воде. Иное дело – днем.
В стихотворном пейзаже Лермонтова, как мне кажется, запечатлены приметы не одного какого-то временного момента, а некоего ВРЕМЕНИ, вмещающего в себя и спокойную, и бурную реку, и луну, и облака.
В конце второй строфы возникает новый мотив, также повторяющийся в лермонтовской поэзии, – пение:
И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов.
В связи с поющей русалкой нельзя не вспомнить поющего ангела из одноименного стихотворения Лермонтова («Ангел», 1831). Русалка пела для себя, но ее могли слышать обитатели земли, жившие по берегам реки.
Ангел пел для обитателей небесных сфер, этой песне, хотя она была тихой, внимало все вокруг – и месяц, и звезды, и тучи; но случилось услышать ее и душе, которую ангел нес на землю, «для мира печали и слез».
Звук ангельской песни запечатлелся в еще не воплотившейся душе, подобно материнской колыбельной, услышанной Лермонтовым-ребенком, и остался в ней «без слов, но живой».
Обратим внимание, что и русалку, и ангела слышат те, кому недоступно содержание песни, так как они принадлежат к иному миру, иной стихии, но, как мы знаем из стихов того же Лермонтова, эмоционально, на каком-то другом уровне понимания можно понять даже «темные речи». Они оба поют о своем мире, воздавая ему хвалу.
Ангел поет о таких же, как он, ангелах, обитателях рая, и о его владыке – Боге. Русалка поет о водной стихии – стадах рыбок, хрустальных городах на дне. Опять подчеркну некоторую противоречивость: в песне русалки сказано, что на дне «играет мерцание дня», в то время как русалка плывет по реке ночью. И снова можно говорить, что в стихах Лермонтова передан не один какой-то момент, а некое ВРЕМЯ.
Еще замечу, что «хрустальные города» на дне больше ассоциируются с морями и океанами, чем с рекой. Видимо, речь здесь идет не о конкретной реке, а о стихии воды.
Песня русалки занимает большую часть стихотворения – четыре строфы из семи. В трех строфах рассказывается о главной диковине речного дна – витязе, ставшем «добычей ревнивой волны». Интересно, что о нем сказано: «витязь чужой стороны».
Возникает вопрос: какая сторона для русалки будет чужой? В более позднем стихотворении «Дары Терека» (1839) река Терек запальчиво говорит старику Каспию, что «в забаву» его сынам «разорил родной Дарьял». Дарьял, Дарьяльское ущелье, для Терека «родные», так как он протекает по этим местам.
Он предлагает в дар престарелому Каспию убитого кабардинца и «труп казачки молодой» – и кабардинцы, и казаки (терские) проживали по берегам Терека.
В «Русалке», по-видимому, говорится о витязе из другой – дальней – страны, возможно, воине, нашедшем кончину в водах чужой для себя реки. В этой связи необходимо вспомнить происхождение самой русалки.
По славянским поверьям русалками становились девушки-утопленницы, покончившие с собой, часто из-за неудавшейся любви (именно этой легендой воспользовался Пушкин в своей незаконченной драме «Русалка» (1829–1832)1. Славянские русалки, в отличие от водяных дев европейских народов, не имели хвостов и по виду не отличались от обычных девушек2.
Можно предположить, что когда-то – в своей человеческой жизни – лермонтовская русалка жила на берегу той самой реки, на дне которой она обитает ныне.
Пятая строфа интересна тем, что в ней появляется местоимение мы, из чего можно понять, что у русалки есть подруги или сестры.
- Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело, и в уста мы в полуденный час
- Целовали красавца не раз.
Как и у европейцев, русалки у славян заманивают мужчин на дно, соблазняют3. В стихотворении Лермонтова мотив обратный – русалка не встречает ответа на свои ласки со стороны «спящего» витязя. Кульминационная строфа песни русалки и всего стихотворения – предпоследняя:
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем, Остается он хладен и нем. Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!..
Русалка, как душа из стихотворения «Ангел», несет в себе смутное воспоминание об ином мире. Она любит, и это приближает ее к земным девушкам. Но предмет ее любви не может жить в той стихии, где живет русалка. Он принадлежит миру земли, здесь, под водой, он хладен и нем.
Каспий из «Даров Терека» радуется подаренной ему Тереком утопленнице-казачке.
Но следует обратить внимание на то, что концовка стихотворения – это любовное объятие-слияние не Каспия и мертвой казачки, а двух водных стихий – Каспия и Терека.
Каспий «в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви». Таким сказочно-метафорическим образом поэт объяснил природно-географический факт впадения реки в море.
«Русалка» Лермонтова повествует о другом. Она говорит о тяге к иной стихии, о тоске по слиянию с ней, что невозможно в силу физической, материальной непреодолимости границ разных миров.
Стихии – небо, земля и вода – смотрятся друг в друга во взаимном притяжении и попытке слияния – и не могут соединиться, ибо они «чужие» друг для друга. Но что-то говорит, что барьеры между ними не так уж незыблемы и непоколебимы.
Мы несем в себе звуки иных миров, иных стихий, замирая порой в смутном томлении4. Завершающая строфа лермонтовского стихотворения как раз об этом. Русалка полна той же «непонятной тоской», что и душа, которая «долго на свете томилась» и полна «чудным желанием».
Что это, как не тоска по чужой стихии? Поразительно, как все они – эти три стихии – представлены в последней строфе:
- Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река
- Отраженные в ней облака.
Русалка поет уже на берегу – над рекой. Она, стало быть, находится на земле. Под ней – река, пространство воды. Над ней – небо, облака, отражаемые водой. Все три стихии – Земля, Вода и Небо – глядятся друг в друга, соприкасаются друг с другом и даже отражаются друг в друге, но слиться им не дано.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/lermontov/analiz_stikhotvorenija_m_ju_lermontova_rusalka/32-1-0-789
Михаил Лермонтов — Русалка: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
- И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка — и звук ее слов
- Долетал до крутых берегов.
- И пела русалка: «На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада;
- Там хрустальные есть города;
- И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны,
- Спит витязь чужой стороны.
- Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час
- Целовали красавца не раз.
- Но к страстным лобзаньям, не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
- Он не дышит, не шепчет во сне!»
- Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река
- Отраженные в ней облака.
Анализ стихотворения «Русалка» Лермонтова
Ранее творчество поэта Михаила Лермонтова окрашено романтичными произведениями, в которые он вкладывал свой взгляд на Вселенную и свое отношение к окружающему миру.
Любовная лирика руки поэта приобретала новые грани, он словно пытался переложить хрупкое чувство на бумагу.
Вдохновленный подвигами мифических героев и эпическим сосуществованием двух миров, реального и волшебного, автор подарил миру «Русалку».
Автор и название литературного произведения | Лермонтов М.Ю., «Русалка» |
Исторические факты и предпосылки создания | Произведение написано в 1832 году, относится к раннему периоду творчества. Автор находился под впечатлением от древнегреческих мифов и отечественного фольклора, так появилась идея показать миру свой взгляд на «их» мир.Автор отрицал идею создания героического эпоса, его желанием было создание романтической истории, в которой душевная лирика юноши находила отклик.Произведение имеет конкретного адресата, которым является бывшая возлюбленная поэта, Екатерина Сушкова. История пары довольно запутанная, однако автор с разбитым сердцем сравнивал даму с хладнокровной Русалкой, которой не дано познать настоящую взаимную любовь. |
Тема, идея, основная мысль | Темой стихотворения стало описание неизведанного и манящего подводного царства и его обитателей, а также завораживающих пейзажей ночи над рекой.Согласно мифологии на дне реки живут красавицы – русалки, незамужние девушки, чья жизнь оборвалась, но мечтающие о любви.Лейтмотивом стихотворения же выступает обратная сторона этой загадочной жизни. При всей своей красоте и огромном непоколебимом желании обрести счастье с любимым мужчиной, старания Русалки оказываются тщетными. Живому человеку не дано жить на дне реки.А потому явственно ощущается тяжелая печаль и тоска главной героини и том, что ее мечтам не суждено сбыться. |
Средства художественного наполнения | Поэт использует литературную лексику, ритм мелодичный, будто нараспев, протяжный и текущий, словно воды в реке. Автор применяет мужскую рифму, то есть ударение в строке падает на последний слог, за счет этого ритм получается четким и задает темп с первых строк. |
Композиция произведения | Ведущее эмоциональное ощущение – печаль, словно при всем многообразии подводного мира и небывалой красоте Русалки эту тоску невозможно игнорировать.Тягучее чувство переживаний от несбыточных мечтаний.Возможно, именно в символизме кроется основная идея, которую хотел донести автор: в подводное царство попал «чужой» красавец, но совместная счастливая жизнь с ним невозможна, как и невозможна жизнь Русалки на суше. В таких отношениях предполагаются беззаветные чувства нежности и ласки к избраннику, однако они являются губительными для него по своей сути. |
Размер, рифма | Неполный четырехстопный амфибрахий, рифма смежная (а-а-б-б) |
Поэтическая лексика |
|
Используемые стилистические фигуры | Поэт использует повторы «Спит витязь» и инверсии «рыбок гуляют …стада», а также прием умолчания, ведь автор не раскрывает дальнейшую судьбу героини, а только описывает ее размышления и душевные чаяния. |
Поэтическая фонетика в произведении | Мелодичный ритм произведения сохраняется за счет применения аллитерации и ассонанса: рекой-тоской, мне-сне, песков-тростников, кудрей-ночей. |
Образ лирического героя, авторское «Я» | Стихотворение написано от третьего лица, наблюдателя |
Литературное направление | Романтизм, лирика |
Жанр | Элегия |
Стихотворение открывает перед читателями неизведанный мир, прекрасный и гармоничный, чарующий и таинственный. Главная героиня взывает Судьбу подарить ей взаимную любовь, она печалится, что ее чаяния о семейной жизни останутся без ответа.
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Русалка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-rusalka/
Образ русалки в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «Морская царевна» и «Русалка»
Образ русалки в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «Морская царевна» и «Русалка».
В литературном наследии М.Ю. Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. В данной работе нас будет интересовать образ русалки.
Рассмотрим два стихотворения, где этот образ был наиболее ярко раскрыт. Это «Морская царевна» и «Русалка».
Стихотворение «Русалка» было написано в 1832 году. За основу был взят миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.
Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем несравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им, как бы они ни хотели, не под силу.
И именно этим чувством тоски наполнено все стихотворение.
Сюжет заключается в том, что некая русалка плавает в ночи, стараясь доплеснуть морскую пену до самой луны. При этом она поет песню о своем «морском» доме, как там гуляют стада златых рыбок и возвышаются хрустальные города.
Морские обитательницы любят расчесывать волосы покоющегося здесь витязя, целовать и любоваться им. Однако он хладен и нем.
От того, что прекрасного витязя не оживить, что все их старания тщетны, русалка впадает в непонятную тоску.
- Мы можем увидеть, что данное стихотворение состоит из двух частей. Первая часть «авторская», здесь идет рассказ от третьего лица, который описывает картину увиденного:
- …Русалка плыла по реке голубой,
- Озаряема полной луной;
- И старалась она доплеснуть до луны
- Серебристую пену волны…
Слово — сигнал здесь «старалась». Автор намеренно дает нам понять, что все замыслы русалки тщетны и им не суждено сбыться. Это касается не только попытки дотянуться до ночного светила, но и обрести свое счастье с земным мужчиной.
Вторая часть состоит из прямой речи, пения русалки, повествование идет от первого лица. Именно из песни мы узнаем о хладном витязе, спавшем «на подушке из ярких песков /Под тенью густых тростников»
Стихотворение богато красками. Цветовую гамму так же можно разбить на две части. Первая часть стихотворения состоит из мягких цветов, прообразов ночной воды.
Это голубой, серебристый, бледно-желтый (оттенок луны, отражающийся в воде). Вторая же более яркие оттенки, подчеркивающие «причудливость» подводного мира.
Здесь мы встречаем златых рыбок(золотой), хрустальные города(сияющий разными оттенками цвет), яркие пески (желтый), густые тростники (зелёный).
- Так же стихотворение имеет музыкальную окраску.
- Благодаря таким звукам как: л, р, п, б, в, м, создается ритм, который передает плавное колыхание волны.
- …Русалка плыла по реке голубой…
- …И старалась она доплеснуть до луны
- Серебристую пену волны.
Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова.
Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы.
«Русалка» это больше философское стихотворение и сама героиня только часть этого лунного ночного пейзажа, на фоне которого разыгралась драма человеческой жизни.
Теперь обратимся к стихотворению «Морская царевна».
В 1841 году, за несколько месяцев до смерти, 27-летний Лермонтов пишет балладу со сказочным сюжетом»Морская царевна».
Сюжет стихотворения заключается в том, что некий царевич, купая своего коня, услышал девичий голос и поплыл на него.
Достигнув своей цели, он хватил звавшую его русалку за косу и вытащил ее на берег, чтобы показать друзьям, однако прекрасная морская красавица не могла жить без воды и превратилась в чудовище. Увидев это,царевич бросил ее и уехал.
Здесь Лермонтов говорит, что любовь может погубить. Это стихотворение пронизано нотами трагизма. Морская царевна хотела любви и ласки,
Хочешь провесть ты с царевною ночь?…
а царевич жестоко подшутил над ней. Она не могла жить на земле и погибла.
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…
Царевич погубил не только любовь, но и душу прекрасной морской царевны. Он предстает как властелин, решающий судьбы, а она – жертва своей пылкой любви.
Это стихотворение имеет интересную концовку. На первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, чудовище умерло, герой уезжает домой. Но с другой стороны, остается ряд нерешенных вопросов.
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
Почему царевич едет «задумчиво», о чем он думает? Как «будет он помнить царскую дочь»: как результат победы, как увиденный ужас или станет размышлять о причинах случившегося преображения прекрасной девы в чудо морское? Вопросы как будто остаются без ответа, финал стихотворения как будто является открытым.
Но если мы посмотрим на это стихотворение глубже, то сможем объяснить не только весь его смысл, но и его финал. На самом деле, стихотворение «Морская царевна» можно рассматривать как автобиографическое.
Прочитав письма Лермонтова, воспоминания его друзей, его биографию, можно предположить, что в этом стихотворении описана история любви Лермонтова и Варвары Лопухиной.
Лермонтов еще в пору своего юношества знакомиться с Варварой Лопухиной, одной из младших дочерей близкой ему семьи. Лермонтов влюбляется в нее с первого взгляда и любит ее самой искренней и чистой любовью на протяжении всей своей жизни. И многие его произведения посвящены ей.
Но им не суждено быть вместе, как бы они друг к другу не стремились, подобно морю и суше. Лермонтов переезжает в 1832 году в Петербург и поступает в школу юнкеров. Но он продолжает интересоваться судьбой Вари и переписывается с ее сестрой Марией Лопухиной.
И в 1835 году Варвара выходит замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева, который был старше ее на 17 лет. Свадьба была спланирована ее родителями, без ее согласия.
Родители всегда навязывали ей свою волю, о чем свидетельствует строчка: «В косу вплелася морская трава».
- Узнав об этом, Лермонтов начинает обвинять ее в измене, его мечты и иллюзии рушатся подобно тому, как в стихотворении происходит превращение прекрасной царевны в чудовище.
- «Видит: лежит на песке золотом
- Чудо морское с зеленым хвостом;
- Хвост чешуею змеиной покрыт,
- Весь замирая, свиваясь, дрожит…»
Эти строфы показывает отношение Лермонтова к тому, что его любимая выходит замуж за другого. Сам он пригрел у себя на груди (песке золотом) змею, так как описание хвоста у царевны подобно змеиному.
Смерть русалки указывает на то, как умирает любовь, мучаясь и страдая, после этого известия. Но Варя любит Лермонтова, этот брак не по ее воле. Когда он приезжает к ним на помолвку, он не замечает ни блеска в ее глазах, ни радости от предстоящего торжества.
«Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…»
Лопухина всей своей сущностью тянется к Лермонтову, но уже ничего не изменить. Ее судьба искалечена, а их любовь обречена. Она обвиняла Лермонтова, что именно он не смог сохранить и сберечь их отношения. А для самого Лермонтова это «непонятный упрек», ведь он не понимает, почему Варвара обвиняет его в этом.
Сравнивая эти два стихотворения, мы приходим к выводу, что если в морской царевне главная героиня жертва своей любви, а ее избранник погубитель, то в русалке героиня наоборот наделена силой властвовать, но власть ее не способна ничего изменить. Эти стихотворения объединены темой смерти.
Как мы видим, души разных стихий, а именно стихией земли и воды не могут сосуществовать вместе в счастье и благополучии, их души не могут слиться воедино. Отсюда следует тема корысти.
В морской царевне, царевич погубил душу русалки из желания похвастаться перед друзьями добычей, именно добычей, а не возлюбленной.
«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…
В русалке же, юная красавица имеет желание обладать витязем, то есть преследует свою собственную цель, которую до конца она сама не понимает, отсюда ее непонятная тоска. Для нее и ее подруг он просто хладный красавец, бездыханное тело, которое уже не способно сделать вздох.
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем, Остается он хладен и нем;
Основная мысль и смысл заключен в противостоянии и поединке между водой и землей.
Автор не случайно обращается к славянской мифологии для создания образов героев своего произведения, так как именно с помощью использования двух противоположных стихий в этих стихотворениях, он показал нам это противостояние.
Суша и вода далеки друг от друга и не могут стать одним целым, и как бы герои не старались приблизиться к воссоединению, их попытки принимают трагический конец.
Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-rusalki-v-tvorchiestvie-m-iu-liermontova-na-.html
Статья по литературе на тему "Образ русалки в лирике М.Ю. Лермонтова"
Образ русалки в лирике М.Ю. Лермонтова
Необычным и интересным также является образ русалки в творчестве М.Ю. Лермонтова. Лермонтовская русалка, в отличие от фольклорных, романтична. Его «водная дева» не имеет представления о смерти и ей кажется, что витязь, не отвечающий на ее ласки взаимностью просто спит. Его русалка находится в своем мире, где царит гармония и красота.
- Этот сюжет наблюдается в его балладе «Русалка».
- Русалка плыла по реке голубой,
- Озаряема полной луной;
- И старалась она доплеснуть до луны,
- Серебристую пену волны.
- И шумя и крутясь колебала река
- Отраженные в ней облака;
- И пела русалка — и звук ее слов
- Долетал до крутых берегов.
- И пела русалка: «На дне у меня
- Играет мерцание дня;
- Там рыбок златые гуляют стада,
- Там хрустальные есть города;
- И там на подушке из ярких песков,
- Под тенью густых тростников,
- Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны…
- Расчесывать кольца шелковых кудрей
- Мы любим во мраке ночей,
- И в чело и в уста мы, в полуденный час,
- Целовали красавца не раз.
- Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
- Остается он хладен и нем;
- Он спит, — и, склонившись на перси ко мне,
- Он не дышит, не шепчет во сне».
- Так пела русалка над синей рекой,
- Полна непонятной тоской;
- И шумно катясь, колебала река
- Отраженные в ней облака[Лермонтов 1986: 305].
В балладе «Русалка» русалка – стихийный дух. Уже в первой строфе задана одна из повторяющихся тем лермонтовского творчества – не находящая разрешения тяга к иному миру или стихии.
Русалка, жительница вод, старается доплеснуть пену волны до ночного небесного светила.
Глагол «старалась» говорит о безрезультатности попытки: «И старалась она доплеснуть до луны // Серебристую пену волны» [Лермонтов 1986: 306].
Вторая строфа стихотворения начинается неожиданно – пейзаж с голубой рекой и спокойно плывущей по ней при свете луны русалкой сменяется новой картиной: «И шумя, и крутясь, колебала река // Отраженные в ней облака…» [Лермонтов 1986: 306]. Этот новый пейзаж противоречит предыдущему. Здесь река явно неспокойная, шумная, да и на смену лунному свету приходят облака. При ярком лунном свете облака обычно и на небе-то не видны, а тут – они отражаются в воде.
Традиционно образ русалки у русских романтиков связан с пением, лермонтовская русалка также поет. Поет русалка об игривом мерцании дня, о золотых рыбках, о хрустальных городах, которые ассоциируются больше с морями и океанами, чем с рекой, а также о витязе с чужой стороны. По-видимому, речь здесь идет не о конкретной реке, а о стихии воды.
Песня русалки занимает большую часть баллады – четыре строфы из семи.
Пятая строфа интересна тем, что в ней появляется местоимение мы, и это говорит о том, что у русалки есть сестры или подруги: «Расчесывать кольца шелковых кудрей // Мы любим во мраке ночей, // И в чело, и в уста мы в полуденный час // Целовали красавца не раз» [Лермонтов 1986: 307].
В завершающей строфе Лермонтовской баллады говорится о трех стихиях – земле, воде и небе. По сути, эти три стихии никогда не смогут воедино соединиться, они «чужие» друг для друга. Но что-то говорит, что барьеры между ними не так уж и непоколебимы. Ведь в воде может отразиться и земля и небо. В концовке баллады русалка поет уже над водой, то есть на земле.
Под ней – река, пространство воды. Над ней – небо, облака. Все три стихии – Земля, Вода и Небо – глядятся друг в друга, отражаются друг в друге, но слиться им не дано. Ее бытие отлично от бытия человека, и «витязь с чужой стороны» навсегда останется бесчувственным к ее ласкам и поцелуям, так как он мертв.
Главным в образе русалки становится тоска о любви, томление о недостижимом.
Эта же идея представлена в балладе «Морская царевна» (1841), но в «опрокинутом» варианте: попытка царевича добыть морскую царевну приводит к ее смерти.
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
- Фыркает конь и ушами прядет,
- Брызжет и плещет и дале плывет.
- Слышит царевич: «Я царская дочь!
- Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
- Вот показалась рука из воды,
- Ловит за кисти шелковой узды.
- Вышла младая потом голова,
- В косу вплелася морская трава.
- Синие очи любовью горят;
- Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
- За косу ловко схватил он рукой.
- Держит, рука боевая сильна:
- Плачет и молит и бьется она.
- К берегу витязь отважно плывет;
- Выплыл; товарищей громко зовет;
«Эй, вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…
- Что ж вы стоите смущенной толпой?
- Али красы не видали такой?»
- Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.
- Видит: лежит на песке золотом
- Чудо морское с зеленым хвостом;
- Хвост чешуею змеиной покрыт,
- Весь замирая, свиваясь, дрожит;
- Пена струями сбегает с чела,
- Очи одела смертельная мгла.
- Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь[Лермонтов 1986: 109]!
Теперь русалка названа морской царевной, и в этом плане она равна царевичу – герою баллады. Морская царевна искушает царевича, а затем погибает, вытащенная на берег как легкая добыча.
На первый взгляд темой баллады может быть обозначена тема любви: «Я царская дочь! // Хочешь провести ты с царевною ночь?»; «Синие очи любовью горят» [Лермонтов 1986: 110].. Но остальной текст опровергает первоначальный взгляд. В словах царевича слышится скорей угроза, чем нежность.
Таким образом, перед нами разворачивается тема борьбы, но никак не любви: Мыслит царевич: «Добро же! постой!» // За косу ловко схватил он рукой // Держит, рука болевая сильна: // Плачет и молит и бьется она» [Лермонтов 1986: 110].
Концовка баллады является двойственной: на первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, морская царевна, превратившаяся в «чудо морское с зеленым хвостом», умирает.
Но, с другой стороны, остаются несколько вопросов: о чем не договорила умирающая русалка? Почему царевич едет обратно задумчивым? Почему он будет помнить морскую царевну? Вопросы остаются без ответа, финал баллады как будто является открытым.
Вероятно, в образе морской царевны отражается идея о губительном стремлении человека владеть недостижимым, о сложности и многогранности мира, разрушающегося под воздействием человеческого эгоцентризма и грубости.
Таким образом, лермонтовская русалка восходит к образу стихийных водных духов и имеет ярко выраженную принадлежность к народной демонологии.
Очевидно развитие этого образа: в первом стихотворении образ русалки более традиционен, в стихотворении же «Морская царевна» значение этого образа усложняется: она воплощает утраченный мир сказки и мечты, разрушившийся от грубого стремления обладать, свойственного человеку.
Образ русалки присутствует у Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» в главе «Тамань». Ундина, как называет ее Печорин, — девушка контрабандистка, которая привела героя к порогу смерти.
Как мы уже говорили, Лермонтовская русалка отличается от фольклорных и здесь она находит воплощение в виде красивой, привлекательной девушки: хрупкий, стройный стан, длинные волосы, правильный нос, проницательные глаза. Все это не характеризует русалку славянской мифологии.
Лермонтовская ундина загадочна, отвечает вопросом на вопрос, имеет двуличный характер. Она не предсказуема: спорит со старушкой, скачет по крышам, иной раз поет грустные или наоборот веселые песни. Она как море, то бушующая, то спокойная, хладнокровная, и это ей свойственно, ведь море – это ее обитель.
Ундина слишком ветренна, не имеет никаких целей в жизни. Разносторонность – это главная черта ее характера. Она неуловима, подобно ветру, изменчива, как ее жизнь, в которой имеется своя романтичность.
В Лермонтовской Ундине ничего не соответствует фольклорному канону. Михаил Юрьевич создал свой образ русалки, который соотвествует эпохе романтизма. Его русалка гармонична, она раскрывает глубины человеческой души, человеческий эмоций и красит образ женщин в литературе романтизма.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/statya-po-literature-na-temu-obraz-rusalki-v-lirike-myu-lermontova.html