Тёма и жучка — краткое содержание гарин-михайловский

1.Ночь. 2.Дорога. 3.Первая часть плана. 4.Вторая часть плана. 5.Долгожданная встреча. 6.Борьба со страхом и усталостью.

7.Счастье.

Пересказ

Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел, как спасал животное, но проснулся из-за того, что упал в колодец.

Было уже светло, но всё ещё очень рано. Он встал и тихо вышел из комнаты во двор, чтобы взять нужные вещи: вожжи и фонарь, для спасения любимицы.

Прийдя к колодцу, стал кричать в него, надеясь, что Жучка там жива. Она откликнулась, и он стал воплощать свой план в действие.

Первый план провалился, потому что пёс из-за своей чрезмерной радости все испортила. Сама уронила верёвочную петлю и упала с выступа. Тёма испугался, что та сейчас утонет, но, к счастью, все обошлось и он принялся выполнять второй план.

Привязывает верёвку к дереву, обвязывает себя и спускается в колодец. Там было очень темно и дурно пахло. Тёма боялся сорваться. Опустившись на дно, друзья наконец-то встретились и были оба счастливы. Пришло время подниматься наверх. Как выяснилось, это намного сложнее, чем спускаться.

Мальчик несколько раз поднимал себе дух, говоря, что все получится. Мысль о том, что Жучка там сидела сутки — ободряла его. Он делал перерывы, чтоб набраться сил и продолжить путь.

Наконец-то они увидели голубое небо и смогли выбраться на сушу. Тёма был очень уставший, и самочувствие было плохое, а спасённая не знала, как ещё отблагодарить. Позже они были найдены мужчиной.

Малыш, проснувшись и открыв глаза, понял, что находится дома. Все было хорошо.

← План рассказа Слепая лошадь Ушинского
← План рассказа Дары волхвов О. Генри↑ ДругиеАнализ пьесы Школа злословия Шеридана →
План рассказа Что любит Мишка Драгунского →

Тёма и жучка - краткое содержание Гарин-Михайловский

  • Сочинение на тему Красная площадь в Москве
    Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.
  • Сочинение Волшебница-зима
    Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок
  • Сочинение Василиса в пьесе На дне Горького
    Образ Василисы в пьесе Горького предстаёт перед читателем в не самом хорошем свете. Она является молодой замужней девушкой 26 лет. Женственность, мягкость, душевное тепло — всё это не про неё.
  • Герои повести Прощание с Матерой Распутина сочинение
    Эта повесть, принадлежащая перу Распутина довольно необычное произведение. Герои этого произведения – это люди, живущие на острове. На этом острове есть деревня под названием Матера.
  • Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/plan-rasskaza-tyoma-i-zhuchka-garin-mihajlovskij

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения? Краткое содержание

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» учит тому, что нельзя быть настолько жестоким к беззащитным существам.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главная мысль произведения «Тёма и Жучка» — не стоит отпускать своих любимых питомцев на самостоятельный выгул, неизвестно что с ними может случиться. Каждый хозяин, у которого есть животное должен понимать, что он в ответе за своего питомца и должен следить, чтобы ему никто не навредил (как в рассказе, скинув собаку в колодец).

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.

Рассказ «Тема и Жучка» очень поучительный и трогательный.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.

Источник: http://millioner-otvet.ru/chemy-ychit-rasskaz-tema-i-jychka-kakaia-osnovnaia-mysl-proizvedeniia-kratkoe-soderjanie/

Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка

Николай Гарин-Михайловский

Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.

Читайте также:  Образ и характеристика риты осяниной а зори здесь тихие васильева сочинение

Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца.

Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Тёма чувствовал во всем теле какую-то болезненную истому, но, преодолев слабость, решил немедля выполнить первую половину сна. Он начал быстро одеваться…

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

  • В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
  • Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.
  • Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву.

Он оглянулся было назад, но, дорожа временем, решил прыгать. Он все-таки наметил глазами более редкое место и спрыгнул прямо на черневший кусок земли.

Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый.

Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/328228-nikolaj-garin-mihajlovskij-tyoma-i-zhuchka.html

Тема: Н. Гарин- Михайловскиq « Тёма и Жучка»

Тема: Н. Гарин- Михайловский. « Тёма и Жучка» ( отрывок)

  • Цели: продолжить учить детей ориентироваться в тексте большого объёма, находить нужные моменты из текста, зачитывать или перечитывать их; учить пользоваться кратким пересказом для восстановления сюжетных линий;  по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам персонажей, формировать представления об их характере и прослеживать их развитие, формировать умение сопереживать героям и автору осознать свою позицию и передать её в форме устной или письменной речи; ставить перед детьми читателями серьёзные нравственные вопросы; развивать технику чтения, навыки активного слушания, навыки выразительного чтения.
  • Оборудование: иллюстрации
  • Тип урока: комбинированный
  • Методы: словесный, практический, самостоятельный, наглядный
  • Ход урока.

Орг.момент.

Постановка целей урока.

Знать: содержание отрывка из произведения Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».

Уметь: находить нужные моменты из текста; пользоваться кратким пересказом для восстановления сюжетных линий; выразительно читать, передавать интонацией настроение героев произведения.

Эпиграф урока: « Книги просвещают душу, побуждают в человеке лучшие стремления, острят ум, смягчают сердце»

Прочитайте слова Пушкина А.С.

— Как вы их понимаете?

Вывод: Эти строки имеют глубокий смысл. Книги дарят нам свет, несут радость, будят мысль, учат сопереживать. Я думаю, что эти строки могут послужить эпиграфом нашего урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Чтение наизусть стихотворения С Бегалина «Жеребенок».
  3. Знакомство с новым произведением.
  4. Краткая биография писателя.
  5. Первичное чтение учителем.
  6. Проверка восприятия.
  7. А) Когда происходит действие в отрывке:

  1. Рано утром.

  2. Ночью.

  3. Днём.

Б) Почему на террасе было светло?

  1. Светило яркое солнце.

  2. Была стеклянная дверь.

  3. Тёма светил фонариком.

В) Что царило в столовой и саду?

  1. Порядок.

  2. Беспорядок.

  3. Это не описано.

Г) Как слез Тёма со стены?

  1. Спустился по верёвке.

  2. Спрыгнул.

  3. Обошёл стену.

Д) Что услышал Тёма у колодца?

  1. Лай.

  2. Ничего.

  3. Стон.

Е)Что испытывал Тёма , когда лез в колодец?

  1. Радостное возбуждение.

  2. Злость

  3. Страх.

Ж) Как вёл себя Тёма когда вылезал из колодца?

1. Плакал

2. Звал на помощь.

3. Успокаивал себя.

  • Проверка: 1, 2, 2, 3, 3, 3
  • — У вас так?
  • — А теперь перескажем  от лица Тёмы. (оценить ответ)
  • —  Когда вы читали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Тёме?
  • ( Человек, который самоотверженно спасает животное)
  • — Как можно охарактеризовать такого человека?
  • Посмотрите на доску: Выберите те черты характера , которые на ваш взгляд соответствуют характеру Тёмы.
  • Милосердный – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.
  • Заботливый
  • Жестокий
  • Трусливый
  • Впечатлительный
  • Беспокойный
  • Самоотверженный- не думает о себе, не требует ничего  взамен.
  • Чуткий- отзывчивый, внимательный.
  • Умный
  • Мужественный
  • Храбрый
  • — Мы постараемся на уроке доказать, что Тёма обладает такими качествами.
  • Новая тема:
  • ОТКРОЕМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ РАССКАЗА.
  • Вспомните сон Тёмы.

— Выражает ли сон Тёмы и его состояние отношение к Жучке? ( Тёме снится только то, что его больше всего волнует и тревожит. Само содержание сна свидетельствует о страстном желании Тёмы помочь Жучке)

-Найдите в тексте и зачитайте, какое состояние было у Тёмы до того как он заснул.

(Тёма с ужасом …засыпает), (Тёма живо представляет..)

-О какой первой половине сна говорит автор? Зачитайте.

  1. -Можно ли сделать предположение о дальнейших действиях Тёмы?
  2. -ОБРАТИМСЯ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ.( Зачитываю сама)
  3. -Как ты думаешь: беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только автора?
  4. ( и автора и Тёмы)
  5. — Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка?(так же и на душе у Тёмы)
  6. -РАССМОТРИМ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ.
  7. -Найди в этом отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга?
  8. — Почему Тёме в это утро было тяжело перебраться через забор?( Ему не здоровится)
  9. — Выберете , какой чертой характера здесь обладает Тёма?
  10. ( Он очень впечатлительный мальчик)
  11. ПОСМОТРИМ СЛЕДУЮЩУЮ ЧАСТЬ.
  12. -Прочитаем по ролям первую половину.
  13. — Как будем читать слова Тёмы?( сначала беспокойно, а затем ласково, чтобы не напугать Жучку)
  14. ЧТЕНИЕ по ролям.
  15. — Удалось ли ребятам передать голосом душевное состояние  героя?
Читайте также:  Собака баскервилей - краткое содержание повести дойла

— Что в поведении Тёмы говорит о любви к собачке? Какими словами автор подчёркивает чувство жалости Тёмы к собачке? Каким перед нами предстаёт в этом отрывке Тёма?(чутким)

  • ОБРАТИМСЯ К ПЯТОМУ ОТРЫВКУ.
  • — Как автор доказывает , что Тёма не только чуткий но и умный мальчик?
  • Докажите словами из текста.
  • — Из чего видно, что Тёма мужественный человек?
  • — Что вы можете сказать о Жучке, её внешности, характере?
  • — Из чего видно ,что она благодарный друг?

Вывод: Обратимся к слайду. Какими чертами характера обладает Тёма?

  1. -О чём бы тебе хотелось спросить Тёму когда он поправится?
  2. Чтобы узнать, какое чувство у вас осталось после прочитанного, предлагаю вам написать мини-рассказ, пользуясь такими словами.
  3. 1 группа
  4. Я считаю , что Тёма совершил подвиг потому что,
  5. 2 группа.

Доброта, милосердие, самопожертвование.- в нашей жизни.

Домашнее задание. Чтение рассказа. Озаглавить части текста.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

Составить свои вопросы

А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете , почему был выбран именно этот эпиграф?

Итог урока: О чём бы вы хотели рассказать своим товарищам.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiema-n-garin-mikhailovskiq-tioma-i-zhuchka.html

«Тёма и Жучка»

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.

Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца.

Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Тёма чувствовал во всем теле какую-то болезненную истому, но, преодолев слабость, решил немедля выполнить первую половину сна. Он начал быстро одеваться…

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

  • В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
  • Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.
  • Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву.

Он оглянулся было назад, но, дорожа временем, решил прыгать. Он все-таки наметил глазами более редкое место и спрыгнул прямо на черневший кусок земли.

Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый.

Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

  1. Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца, пустынно торчавшего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, Тёма вполголоса позвал:
  2. — Жучка, Жучка!
  3. Тёма замер в ожидании ответа.

Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:

  • — Жучка, Жучка!
  • На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.
  • Тёму до слез тронуло, что Жучка его узнала.
Читайте также:  Жизнь и творчество евгения шварца

— Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! — кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться с исполнением обещания.

— Сейчас, Жучка, сейчас, — ответил ей Тёма и принялся с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой выполнять свой сон.

Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряженным, как всегда.

Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.

  1. Тёма, наклонившись, стал вглядываться.
  2. Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец на трехсаженной глубине осветил дно.
  3. Тонкой глубокой щелью какой-то далекой панорамы мягко сверкнула перед Тёмой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная, гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку.

С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее, угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба. Терять времени было нельзя. От страха, хватит ли у Жучки силы дождаться, пока он все приготовит, у Тёмы удвоилась энергия.

Он быстро вытащил назад фонарь, а чтобы Жучка не подумала, очутившись опять в темноте, что он ее бросил, Тёма во все время приготовления кричал:

— Жучка, Жучка, я здесь!

И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. Наконец все было готово. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец.

Но этот так обстоятельно обдуманный план потерпел неожиданное и непредвиденное фиаско благодаря стремительности Жучки, испортившей все.

Жучка, очевидно, поняла только одну сторону идеи, а именно, что спустившийся снаряд имел целью ее спасение, и поэтому, как только он достиг ее, она сделала попытку схватиться за него лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

Она стала барахтаться, отчаянно визжа и тщетно отыскивая оставленный ею выступ.

Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было еще спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, что он сам устроил гибель своей любимице, заставляет Тёму, не думая, благо план готов, решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.

Он привязывает вожжи к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он сознает только одно: что времени терять нельзя ни секунды.

Его обдает вонью и смрадом. На мгновение в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки; это успокаивает его, и он спускается дальше. Он осторожно щупает спускающейся ногой новую для себя опору и, найдя ее, сначала пробует, потом твердо упирается и спускает следующую ногу.

Добравшись до того места, где застряли брошенные жердь и фонарь, он укрепляет покрепче фонарь, отвязывает конец вожжи и спускается дальше. Вонь все-таки дает себя чувствовать и снова беспокоит и пугает его. Тёма начинает дышать ртом. Результат получается блестящий: вони нет, страх окончательно улетучивается.

Снизу тоже благополучные вести. Жучка, опять уже усевшаяся на прежнее место, успокоилась и веселым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию.

Это спокойствие и твердая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

Между ним и Жучкой происходит трогательное свидание друзей, не чаявших уже больше свидеться в этом мире.

Он наклоняется, гладит ее; она лижет его пальцы, и так как опыт заставляет ее быть благоразумной — она не трогается с места, но зато так трогательно, так нежно визжит, что Тёма готов заплакать.

Не теряя времени, он, осторожно держась зубами за изгаженную вожжу, обвязывает свободным ее концом Жучку, затем поспешно карабкается наверх.

Жучка, видя такую измену, подымает отчаянный визг, но этот визг только побуждает Тёму быстрее подниматься.

Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы.

Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далекое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской; он чувствует, что не долезет.

Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознание гибели закрадываются в его душу…

— Не надо бояться, не надо бояться! — говорит он дрожащим от ужаса голосом. — Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и папа и мама за это похвалят.

Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять, опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу.

Жучка рада будет, все будут удивляться, как я ее вытащил.

Тёма говорит громко, у него голос крепнет, звучит энергичнее, тверже, и, наконец успокоенный, он продолжает взбираться дальше.

Когда он снова чувствует, что начинает уставать, он опять громко говорит себе:

— Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже.

Тёма улыбается и снова спокойно ждет прилива сил.

Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку.

Теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его.

Почувствовав себя на твердой почве, Жучка энергично встряхивается, бешено бросается на грудь Тёмы и лижет его в самые губы. Но этого мало, слишком мало для того, чтобы выразить всю ее благодарность, — она кидается еще и еще. Она приходит в какое-то безумное неистовство.

  • Тёма бессильно, слабеющими руками отмахивается от нее, поворачивается к ней спиной, надеясь этим маневром спасти хоть лицо от липкой, вонючей грязи.
  • Занятый одной мыслью — не испачкать об Жучку лицо, Тёма ничего не замечает, но вдруг его глаза случайно падают на кладбищенскую стену, и Тёма замирает на месте.
  • Он видит, как из-за стены медленно поднимается чья-то черная, страшная голова.
  • Напряженные нервы Тёмы не выдерживают, он испускает неистовый крик и без сознания валится на траву, к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает ему свою горячую любовь и признательность за спасение.
  • Еремей (это был он), подымавшийся со свеженакошенной травой со старого кладбища, увидев Тёму, сообразил, что надо спешить к нему на помощь.
  • Через час Тёма, лежа на своей кроватке с ледяными компрессами на голове, пришел в себя.

Источник: https://www.bookol.ru/detskoe/detskaya_proza/136377/fulltext.htm

Ссылка на основную публикацию