Мальчик у моря — краткое содержание рассказа дубова

Искусство и развлечения 27 декабря 2014 Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

В повести рассказывается о том, что родители мальчика Сашука собираются вместе с бригадой рыбаков на море. От увиденного ему становится даже трудно дышать. Мальчик осматривает берег и видит будочку на решётчатой высокой вышке, рядом — причал, от которого на столбах к берегу поднимается похожая на резиновую длинную ленту штука.

Крутой засол

Эта лента оказывается транспортёром – выловленную рыбу по нему направляют в засолочный цех. Часть ее ленты на причале скрывается в железном большом ящике, куда рыбаки засыпают рыбу. Жорка начинает рыбу сортировать, чему учит и Сашука.

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

Ночной дозор

Они стали друзьями. Жорка рассказал, что со стоящей на берегу вышки пограничники высматривают нарушителей. Проснувшись ночью, Сашук направляется к вышке, где понимает, что в этом месте могли остаться погибшие фашисты. А еще страшнее ему становится от того, что он понимает, что оказался один среди ночи.

Читаем дальше краткое содержание. «Мальчик у моря» — повесть, в которой события разворачиваются следующим образом: пограничники замечают панику, начавшуюся у рыбацких бараков из-за отсутствия Сашука, и передают его матери. Ребенок понимает, что ему предстоит утром выволочка.

Звездочёт

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

Сашук, спрятав подарок под топчан, отправляется на берег, где видит странного человека в цветной рубашке, трусах, панаме, в очках с очень толстыми стёклами и с бородой. Заметив мальчика, он начинает с ним разговаривать, о чем можно узнать, читая дальше это краткое содержание. «Мальчик у моря» является повестью, в которой удивительным образом переплетены человеческие судьбы. Скоро станет понятно, какое место займет этот человек в жизни ребенка. Мальчик спрашивает, зачем он носит бороду. Мужчина рассказывает, что он является звездочётом, а им без бороды нельзя. Этот человек на самом деле оказался астрофизиком, который привёз свою семью на отдых.

Ануся

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

Сашук от злости и большой обиды начинает вытаскивать на берег медуз, мечтая ими обложить «зловредную тётку». К нему вскоре присоединяется и Ануся, которая просит на маму не обижаться, поскольку у неё огромное количество мелкобуржуазных предрассудков. Девочка умудряется перепачкать одежду в разлитом около транспортёра тавоте.

Оранжевый бог

Но на этом не заканчивается наше краткое содержание. «Мальчик у моря» (для читательского дневника пригодится следующая информация) — повесть об интересной судьбе одного ребенка.

Как выяснилось, Сашук раньше жил у бабушки, которая его заставляла молиться. Она рассказывала ребенку, что бог за всё наказывает и всё видит.

Бабка полгода назад умерла, после чего мальчика забрали к себе родители.

Сашуку веру в бога заменяет вера в автомобили. Мальчик уверен, что машины являются живыми существами, живущими собственной тайной жизнью.

Ему до сих пор встречались лишь грузовики, а вот сегодня он обнаружил чудо — потрясающий оранжевый «Москвич». Данное чудо принадлежит тому самому звездочёту.

Сашук от полноты чувств начинает рубашкой протирать колпак колеса. От него не отстаёт и Ануся, после чего её платье стало ещё грязнее.

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

Пища наша

Мать утром не встала с постели. Она зовет Сашука, дает ему от кладовки ключ и просит приготовить обед. Но ребенок совсем не умеет готовить, и мама им руководит с кровати.

Далее в повести «Мальчик у моря» говорится о том, что в кладовке находится артельное сало.

Ребенку очень хочется взять кусочек, но он себе запрещает об этом даже думать и отрезает ровно столько, сколько необходимо для каши, а себе с Бимсом отрезает лишь по кусочку хлеба.

Папа Сашука озадачен. В находящемся рядом селе живет фельдшер, но к нему везти жену не на чем. Каша получилась очень горькая и крутая, но маленькому повару она кажется невероятно вкусной.

Автомобиль

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

Но мальчик у моря вдруг обнаружил оранжевый автомобиль и побежал вместе с отцом навстречу звездочёту. Маму укладывают аккуратно на заднее сидение, папа садится впереди, после чего автомобиль уезжает.

Кухтыль

Маму положили в больницу. Вместо неё готовить взялся Игнат. Сашук утром идёт к звездочёту и видит, что они уезжают. Мальчик на прощание Анусе дарит своё сокровище — кухтыль.

Она рада, но мама у неё подарок забирает и выкидывает в сторону. Там кухтыль ударился о железный скребок и разбился. С ним вместе разбилось что-то и в сердце мальчика.

Ему становится невероятно горько, хотя всей обиды ребенка не способно передать это краткое содержание.

«Мальчик у моря» (Дубов) для читательского дневника: кугут

Мальчик у моря - краткое содержание рассказа Дубова

С лова приходит бригада. Рыбаки сортируют рыбу. Щенку нравится суета, происходящая вокруг. Он радостно бегает и попадает Игнату под ноги. Новоявленный повар зол — он со всей силы пинает Бимса, и тот падает в воду с причала и тонет. Когда щенка вылавливают, он уже умирает. Мальчик называет обидчика «проклятым кугутом».

Рыбаки за обедом отмечают, что у нового повара каша получилась пресной и невкусной — в ней очень мало сала. На что Игнат отвечает, что его осталось очень немного. Жорка хочет обыскать сундук Игната, который бледнеет, говоря, что сало, которое лежит у него, он привез из дому. Иван Данилович, бригадир, из артели его выгоняет.

Рыбаки опять отправляются в море. Ребенок остаётся один. Стремительно темнеет, на небе появляются звёзды, но мальчик их не замечает — он спит.

На этом и заканчивается данное краткое содержание. «Мальчик у моря» (в трех словах, конечно, невозможно передать всех эмоций, которые испытываешь при прочтении книги) — история о такой разной и часто непредсказуемой жизни. Надеемся, данная статья даст вам полное представление о данном произведении.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129442/

Краткое содержание повести Дубова “Мальчик у моря”

Бездна

Родители Сашука вместе с рыболовецкой бригадой собираются на море. Мальчика берут с собой, а его любимого щенка – нет. От такой несправедливости он ревет целый день. Наконец вмешивается бригадир Иван Данилович и велит взять щенка.

Вместе с бригадой Сашук выезжает впервые и теперь с интересом наблюдает, как “газон” дяди Семена выезжает из Николаевки, минует озеро Ялпух и город Измаил. По дороге говорят о новом рыбаке Жорке. Мама мальчика, Настя, кухарка бригады, недовольна: говорят, что Жорка сидел в тюрьме.

На море мальчик

никогда не был. Дядя Семен сказал, что море – без дна. Пытаясь представить бездну, мальчик засыпает.

Просыпается он на топчане в комнатке-клетушке и первым делом бежит смотреть на море. От изумлеения даже дышать становиться трудно. “Значит, правду сказал дядя Семен, что оно без дна, раз оно такое большое, ни конца, ни краю”. Сашук осматривает берег.

Справа виднеется будочка на высокой решетчатой вышке, слева – причал на сваях, от которого к берегу на столбах поднимается какая-то штука, похожая на длинную резиновую ленту. Здесь все не так, как на Ялпухе. Даже чайки – большие и наглые.

Крутой засол

Вскоре возвращаются рыбаки. Широкая резиновая лента у причала оказывается транспортером, по которому словленную рыбу подают в засолочный цех. На причале часть ленты скрывается в большом железном ящике, в который рыбаки начинают засыпать рыбу. Рыжий Жорка начинает сортировать рыбу и учит Сашука этой премудрости.

Жорка дает мальчику большую камбалу – на обед бригаде, и тот тащит ее по причалу, но поскальзывается и падает на острые рыбьи колючки. Все смеются. Сашук прогоняет слезы и начинает подбирать рыбу, выпавшую из ящиков.

Такая хозяйственность нравится рыбакам, а Жорка говорит: “Просолится как следует – будет боцман что надо”. Он оглушительно свистит, и транспортер начинает двигаться.

Жорка подхватывает Сашука и сажает в широкий желоб – отправляет в цех “на засолку”. Мальчик поднимается все выше, и ему становится страшно. Наверху, в засолочном цехе, его вынимают из желоба, шлепают “по тому самому месту” и отпускают. Сашуку обидно – не сам же он в транспортер залез.

Он решает больше не разговаривать с Жоркой и отправляется к матери.

За обедом один из рыбаков, Игнат Приходько, замечает, что щенка с собой все же взяли. Рыбак недоволен, он считает это баловством. Жорка заступается за мальчика – ему не нравится жадный Игнат. Вместе с Сашуком Жорка придумывает щенку имя – Бимс (балка, на которой лежит палуба).

Однако мальчик еще не простил Жорку за утреннюю шутку. Он уходит к морю, но Жорка идет за ним и рассказывает о себе. В тюрьме он сидел за то, что избил начальника-самодура, который “мордовал” своих работников, в основном женщин.

Посадили его в 1952, а отсидел Жорка пять лет. Вместо слова “самодур” Сашуку запомнилось – “самордуй”.

Ночной дозор

Вскоре они становятся друзьями. Жорка учит мальчика плавать, не бояться глубины, и называет его “Боцманом”. Жорка рассказал мальчику, что с вышки, стоящей на берегу, пограничники по ночам высматривают нарушителей. Развалины между вышкой и причалом оказываются старым немецким дотом.

В это время за Сашуком приходит мать. Она запрещает сыну общаться с “бандитом” Жоркой. Напрасно мальчик пытается объяснить, что Жорка вовсе не бандит – мать не хочет его слушать.

Вечером рыбаки снова уходят в море. Сашуку скучно. Развалины дота очень подходят для игры в войну, но с Бимсом не поиграешь – команд он не понимает, только бегает и хватает за пятки.

У пограничной вышки мальчик видит привязанную к лестнице лошадь, но подойти днем он боится и решает подобраться поближе к пограничникам в темноте.

Проснувшись глубокой ночью, Сашук выскальзывает из барака и направляется к вышке. У развалин мальчику приходит в голову, что там могли остаться мертвые фашисты. Ему становится страшно, он “бежит вперед что есть духу, натыкается на лестницу вышки и вцепляется в нее”.

Тогда мальчик понимает, что оказался один ночью в степи, а между ним и родителями – “разрушенный дот и окопы со всеми своими мертвяками”.

Сашук скулит от страха. С вышки спускается пограничник и забирает мальчика наверх. В будке ничего интересного нет, только дверь и три окна – возле каждого стоит пограничник и всматривается в темноту.

Сперва Сашук не понимает, как они хоть что-нибудь различают в полной темноте, но потом видит луч прожектора, который периодически освещает берег и море. В конце концов, он засыпает, и снится ему строгий командир, который дарит мальчику настоящую винтовку и принимает в свой отряд.

Тем временем пограничники замечают панику, которая началась у барака рыбаков, – это проснулись родители и начали искать сына. Пограничники передают мальчика матери. Сашук понимает, что утром ему предстоит выволочка, но плачет он от того, что винтовка ему только приснилась.

Звездочет

Утром отец оттрепал Сашука за уши, но стыдно мальчику было от того, что над ним посмеялись рыбаки. Сегодня был выходной, на лов рыбаки не вышли, а отправились в лавку рыбкоопа. Родители мальчика пошли в магазин, расположенный в Николаевке.

Рыбкооповская лавка – это крытая железом хата с большим крыльцом. Она стоит недалеко от барака, а за ней начинаются хаты Балабановки. Туда Сашук не ходит: издали он видел в Балабановке больших мальчишек и собак.

Рыбаки сидят возле лавки и пьют красное вино. Жорка снова задирается с Игнатом, называет его жмотом. Увидев мальчика, Жорка ведет его в барак и дарит удивительную вещь – огромный шар из зеленого стекла, обернутый в сеть и обросший ракушками. Жорка объясняет, что это – кухтыль, поплавок от большой рыболовной сети.

На двух кухтылях, связанных веревкой, можно плавать. Игнат говорит, что кухтыль – вещь бесполезная, а “всякая вещь и человек должны быть для пользы”, да и Сашук должен присматриваться только к хозяйственным людям. Жорка же – голытьба без пары лишних штанов.

Мальчик это знает – Жоркин сундучок никогда не закрывается, а на сундуке Игната – огромный висячий замок.

Спрятав кухтыль под свой топчан, Сашук идет на берег искать еще один поплавок. На берегу он находит только большого дохлого краба, а на полпути к причалу видит какого-то “чудика” в трусах, цветной рубашке, панаме с бахромой, с бородой и в очках с толстыми стеклами. Чудик безуспешно пытается поймать рыбу.

Заметив Сашука, он заговаривает с ним. Мальчик интересуется, зачем ему борода, ведь он еще не старый. Человек отвечает, что он – звездочет, а звездочетам без бороды никак нельзя.

На самом деле человек оказался астрофизиком. Он привез семью отдохнуть у моря.

Ануся

И правда: недалеко, под навесом, кто-то лежал. Сашук интересуется – правда ли, что у каждого человека есть своя звезда. Звездочет подтверждает: правда, но свою звезду каждый должен найти сам.

Вскоре к звездочету подходит его дочь Ануся, и у мальчика появляется товарищ для игр. Ануся “совсем не похожа на разбитных, горластых некрасовских девчонок”. Она словно из другого мира, с очень белой кожей. Сашук решает, что “ее без конца мылом шуруют”.

От большого смущения мальчик дарит Анусе дохлого краба. Дети начинают носиться по берегу моря. Это веселье прерывается из-за мамы Ануси, очень красивой женщины.

Она выбрасывает краба и запрещает дочери играть с “этим грязным мальчишкой”.

От большой обиды и злости Сашук начинает таскать из моря медуз, мечтая обложить ими “зловредную тетку”. Вскоре к нему присоединяется Ануся, она просит не обижаться на маму, так как “у нее масса мелкобуржуазных предрассудков”. Дети долго играют вместе. Ануся умудряется испачкать платье в тавоте, разлитом возле транспортера.

Читайте также:  Анализ стихотворения ветер бальмонта

Потом Сашук отводит ее к развалинам, надеясь увлечь игрой в войну.

Оранжевый бог

Раньше Сашук жил у бабки, которая заставляла его молиться. Бабка рассказывала, что бог все видит и за все наказывает. Ребенку бог представлялся зловредным стариком, “который наказывает за всякую ерунду”.

Полгода назад бабка умерла, и мальчика забрали родители.

Веру в бога Сашуку заменяет вера в машины.

Мальчик убежден, что все машины – существа, живущие особенной тайной жизнью, “все видят, чувствуют и, когда хотят, делают все по собственной воле, а не по желанию человека”, и даже разговаривают друг с другом.

До сих пор ему встречались только грузовики, но сегодня он увидел чудо – неописуемо прекрасный оранжевый “москвич”, сияющий хромированными деталями. Это чудо принадлежит звездочету.

От полноты чувств Сашук начинает протирать рубашкой колпак колеса. Ануся не отстает, и ее платье становится еще грязнее.

За этим занятием их и застают звездочет с женой. Ануся получает от матери нагоняй за испачканное платье и дружбу с грязным мальчишкой. Сашук снова обижается до слез, но уйти от оранжевого чуда он не в силах.

Заметив обиду мальчика, звездочет разрешает ему проехаться на машине и даже погудеть. Его жена недовольна, она считает, что “сопливый детеныш” может быть заразным. Сашук долго стоит возле дома, где остановился звездочет, и смотрит на своего бога, а потом, счастливый, идет домой.

Пища наша

У барака рыбаки собрались на обед. Они посмеиваются над мальчиком – Жорка рассказал всем, что Сашук нашел себе кралю. Настя плохо себя чувствует, “ходит с трудом, полусогнувшись, лицо бледное, под глазами темные круги, а на висках выступили капельки пота”. Вечером матери становиться еще хуже, она лежит в боковушке и стонет.

Сашуку становится страшно, и он выходит к морю, искать свою звезду. Встретившийся ему бригадир объясняет, что у рыбаков звезда одна – Северная, но мальчик хочет не “всехнюю”, а свою собственную.

Утром мать не встала. Она позвала Сашука, дала ему ключ от кладовки и попросила приготовить обед для рыбаков. Мальчик готовит совсем не умеет, и мать руководит им с постели.

В кладовке лежит артельное сало – “три толстых белых пласта”. Сашуку очень хочется кусочек, но он запрещает себе даже думать об этом и отрезает столько, сколько нужно для каши. Себе и Бимсу он отрезает по куску хлеба.

Порядком набегавшись и разок ошпарившись, Сашук все же умудряется сварить съедобную кашу (кондер) к приходу рыбаков. Он радостно сообщает бригадиру, что сам варил кондер, потому что “мамка совсем хворая”.

Отец Сашука озабочен. В ближайшем селе есть только фельдшер, жене нужен врач, а везти ее не на чем. Каша получилась слишком крутая и горькая, но свежеиспеченному повару она кажется самой вкусной в мире.

Самордуй

После обеда Сашук помогает Жорке убрать и вымыть котел, а потом бежит к матери. Той совсем плохо, и мальчику становится тоскливо. Мать отпускает сына, и он отправляется посмотреть на машину звездочета, но их нет дома.

https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU

Возвращаясь в барак, мальчик встречает отца – он ходил в колхоз, но машину так и не достал.

“Сашука охватывает все большая тревога и смятение”. Вдруг на бригадном дворе отец и сын видят “газик”, на заднем сидении которого отдыхает шофер. В ответ на просьбу отца шофер отсылает его к своему начальнику. Им оказался “сытый, весь налитой” человек в вышитой рубашке.

Сашук про себя назвал его Гладким. Он сидел у лавки и пил вино с бригадиром. Отец долго и униженно умолял Гладкого отвезти больную женщину в больницу, но тот отказал наотрез.

Не в силах выносить унижение отца, Сашук громко обзывает Гладкого “самордуем”, за что получает подзатыльник от отца.

Потом мальчик вспоминает, что видел лошадь у пограничной вышки. Уж они-то не откажутся помочь. Сашук бежит к вышке, но там тоже никого нет.

Вдруг он видит оранжевый автомобиль на дороге к пляжу и вместе с отцом бежит навстречу звездочету. Его жена, как всегда, против – боится заразы, но звездочет ее не слушает. Мать укладывают на заднее сидение, отец садится впереди, и автомобиль отъезжает.

Детей с собой не берут.

Кухтыль

Мать положили в больницу. Готовить вместо нее взялся Игнат. Сашука с собой на лов не взяли, оставили на берегу и дали “ответственное поручение” – приглядывать за хозяйством. “Охранник” подошел к делу ответственно: караулил до самого вечера и никуда не отлучался.

Когда стемнело, мальчик запер дверь барака на ключ, зажег лампу, сел за стоящий во дворе стол и уснул.

И приснился Сашуку сон о том, как он едет к матери в больницу на оранжевом автомобиле. Звездочет уступает ему место, и мальчик сам ведет автомобиль. Все встречные от удивления открывают рты. По дороге им встречается Гладкий, просит подвезти, но Сашук ему отказывает, а у больницы их встречает мама, живая и здоровая.

Бдительного часового будят вернувшиеся рыбаки. Мальчик понимает, что все это – только сон, и разражается громким плачем. Отец уносит его на топчан.

Утром, надеясь, что сон сбудется, Сашук идет к дому звездочета и обнаруживает, что они собираются уезжать. На прощание мальчик дарит Анусе свое главное сокровище – кухтыль. Девочка рада, но мать забирает у нее подарок и отбрасывает в сторону. “Кухтыль падает на железный скребок для грязи возле крыльца и с глухим брязгом разбивается”.

Вместе с ним разбивается что-то и в душе Сашука. Ему становится невыносимо горько.

Кугут

Отойти от обиды Сашуку помогает Бимс. В бараке хозяйничает Игнат, и мальчик просит у него ключ от кладовки – отрезать хлеба себе и Бимсу. Ключ Игнат не дает, сам выделяет небольшой кусок хлеба и заявляет, что кормить бесполезного щенка – баловство.

До обеда мальчик играет с Бимсом и представляет, как тот станет матерым псом, которого все будут бояться.

Приходит с лова бригада. Рыбаки начинают сортировать рыбу. Бимсу нравится суета на причале. Он радостно мечется и попадает под ноги Игнату.

Новый повар зол – над ним все издеваются, называют кухаркой. Он пинает щенка, тот падает с причала в воду и тонет. Щенка вылавливают, но он уже мертв.

Сашука трясет от ненависти и отчаянья. Он называет Игната “проклятым кугутом”. Жорка поднимает руку, чтобы ударить Игната, но бригадир вовремя останавливает парня.

Вместе с мальчиком он хоронит бедного Бимса.

За обедом рыбаки замечают, что каша у нового повара получилась невкусной и пресной – в ней мало сала. Игнат заявляет, что сала осталось совсем немного, потому что “кто хотел, тот в кладовку и лазал”. Он пытается обвинить Сашука в том, что он кормил салом Бимса.

Жорка грозится обыскать сундучок Игната. Тот бледнеет и выдает себя: говорит, что сало, лежащее у него в сундуке, он взял из дому. Бригадир Иван Данилович выгоняет Игната из артели.

Рыбаки снова уходят в море. Мальчик остается один. Быстро темнеет, на небе загораются звезды, но Сашук их не видит – он спит.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-dubova-malchik-u-morya/

Мальчик у моря — краткое содержание рассказа Дубова

Замечательнейший рассказ под названием «Мальчик у моря» принадлежит перу талантливого русского писателя Дубова. Его творчество учит доброте и хорошему отношению к окружающему миру с самого раннего детства. Одним из значимых его рассказов можно считать произведение «Мальчик у моря».

Сегодняшний день мальчика по имени Сашук (он является главным героем произведения) начался очень плохо: со слез. Он проплакал все утро и день сидя в своей комнате. Причиной вековой печали Сашука послужило поведение родителей. Семья уезжала вместе с рыболовецкой артиллерией к морю, а питомца мальчика взять нельзя было.

Родители приказали оставить его дома. Подросток просидел весь день возле животного, плача. Он думал о том, как щенок будет питаться, что он будет грустить и скучать без своего хозяина. К огромному счастью проблему Сашука решило слово бригадира Ивана Даниловича, который разрешил забрать собачку с собой. Радости мальчика не было предела.

Может быть, не будет много еды потреблять.

Машина выехала из деревни под названием Николаевка к вечеру. Сначала за ней гнались сельские ребята, но после они утратили интерес. Село уже осталось позади и скрылось за столбами дорожной пыли.

Какую-то часть пути мальчик вглядывался в образы, проплывающие за оконными стеклами. Ему было интересно наблюдать за быстро меняющимися картинками. Он подпрыгивал на сиденье, когда машина ехала по неровной дороге и натыкалась на внезапные возвышенности. Но через какое-то время, когда стемнело, подросток не заметил ка закрыл глаза и сладко уснул. Все-таки предстояла неблизкая дорога.

К утру родители и мальчик прибыли к морю. По прибытию Сашук побежал к воде. Она была невероятна красиво и манила все: и цветом, и блеском.

Море было волшебным, поэтому не является удивительным тот факт, что Сашук был огромном поражении вещью и большом изумлении. Это было поистине чудесное море. То самое, в чем нуждается каждый человек жарким летом.

Хотелось сразу же окунуться в воду и не выходить из нее очень долгое время.

Рыбаки, которые вернулись с моря, привезли много рыбы. Когда ее клали на движущуюся ленту, то мужчина по имени Жорка подсадил мальчика покататься на ней.

Изначально мальчишка сторонился этого дяди, так как он сидел в тюрьме.

Но после того, как узнал, что он попал в место ограничения свободы из-за того, что заступился за женщину перед свои руководителем, они подружились. Так завязалась дружба Жорки и Сашука.

Щенка Сашука назвали Бимсом. Мальчик много играл с собакой, а мама готовила им кушать.

Однажды подросток увидел лошадь, привязанную к столбу на границе. Он испугался пограничников, поэтому решил ночью подкрасться и все разглядеть, как следует все узнать. Тут мальчик не заметил, как заблудился и начал плакать. Ему повезло встретить звездочета, который вывел его из степи и привел домой. У него была дочка Ануся. Мать Ануси не разрешала общаться девочке с оборванным Сашуком.

Заболела мама Сашука. Звездочет отвозит ее в город на лечение.

  • Злой кухар Игнат, которого все называли «кухаркой», убивает любимого щенка Сашука, выкинув в море.
  • Сашук по-прежнему верит в то, что сможет когда-то отыскать свою единственную звезду.
  • Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Горе одному↑ ДубовБеглец →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/dubov/malchik-u-morya-rasskaz

Николай Дубов — Мальчик у моря

Оформление В. Высоцкого

Целый день Сашук ревет. Мать кричит на него, даже шлепает, отец обещает «напрочь оторвать ухи». Сашук ненадолго затихает, потом снова принимается хныкать и канючить.

Дядя Семен пригоняет к правлению старый «газон», в котором уже стоят ящик с продуктами и бочка с бензином.

Рыбаки кидают в кузов свои сундучки, мешки, и тогда Сашук начинает реветь так горько и безутешно, что даже сам бригадир, Иван Данилович, удивленно оглядывается, подходит и опускается перед Сашуком на корточки.

  • — Ты чего нюни распустил?
  • — К-ктька, — захлебываясь, говорит Сашук.
  • Бригадир не понимает:
  • — Настя, чего он у тебя?

— Да ну, баловство! Собачонка своего везти хочет, кутенка. А куда его? И так мороки хватает…

Бригадир Иван Данилович нависает над Сашуком, как гора. Сашук затихает, беззвучно всхлипывая, смотрит на него снизу вверх, но, услышав слова матери, заводит снова:

— Ы-ы…

— Постой! — морщится Иван Данилович. — Гудишь, как бакан в тумане… Это он и есть?

Между ног Сашука стоит ивовая плетушка. В плетушке спит пегий щенок. Голова его перевешивается через край, щенок негромко, но внятно храпит.

  1. — Ишь ты, — усмехается Иван Данилович, — притомился… Ладно, бери свою животину. Слышь, Настя, пускай берет, чего ты ребятенку душу надрываешь… Кутенок — не волк, и чай, артель не объест…
  2. Сашук вскакивает:
  3. — Дяденька Иван Данилыч…

— Нет, ты погоди. Ты сперва беги умойся. Какой из тебя рыбак, ежели ты весь в слезах да соплях?

Сашук мигом подбегает к колодцу, плещет из бадейки на лицо, выдернутым из штанов подолом рубахи утирается и, подхватив плетушку, бежит к машине.

— Готов, ревушка-коровушка? — говорит Иван Данилович. — Иди с мамкой. Ты, Настя, садись в кабину, а то за Измаилом дорога и из мужиков душу выбивает.

  • — То ж ваше место, Иван Данилыч…
  • — А ты после болезни.
  • Иван Данилович подхватывает Сашука под мышки, и вместе с плетушкой Сашук оказывается в кабине.
  • — За ручку не хватайся, выпадешь — костей не соберешь.

Мать сидит рядом с дядей Семеном, Сашук становится у окна и высовывает голову наружу. Вокруг стоят ребята со всей улицы. Кто пришел отца провожать, а кто так — посмотреть. Они еще загодя начинают махать руками. Сашук им тоже машет. Немножко. Пускай знают. Они остаются, а он уезжает.

— Все сели? — говорит Иван Данилович. — Поняй, Семен. Счастливо…

Дядя Семен что-то поворачивает, «газон» начинает трястись и трогает. Ребята, крича, бегут рядом, но сразу остаются позади. Мелькают избы, на повороте сверкает оловянное зеркало Ялпуха. И вот нет ни Ялпуха, ни изб, дорогу сплошными стенами обступает кукуруза, размахивает желтыми метелками и заглядывает в кабину.

— С нашими темпами, — говорит дядя Семен, — только на похороны. Цельный день собирались. Теперь вот ночью ехай. А по такой дороге и в день — не сахар.

Читайте также:  Жизнь и творчество людмилы улицкой

— Дорога ничего, — говорит Сашукова мамка. — Как-то там будет?

— А что? Нормально будет.

— Ну да! А зачем этого уголовника взяли? Нужен он…

— А что? Парень как парень.

— Да ведь в тюрьме сидел. Небось туда зря не сажают…

— Кто в тюрьме сидел? — спрашивает Сашук.

  1. — Да Жорка этот, рыжий который да горластый… Ты от него подальше, слышь, сынок?
  2. Дядя Семен косится на нее, но ничего не говорит.
  3. Кукуруза расступается, за ней появляются домики, дома, потом домищи.

— Это что? — спрашивает Сашук.

— Город. Измаил.

Дома становятся все больше, все длиннее и все выше. Сашук высовывает голову из кабины, выворачивает ее, чтобы сосчитать окна, но все время сбивается. Город большой. Как десять Некрасовок. Нет, наверно, как сто… И улицы здесь совсем другие. Обсажены деревьями. И на дороге нет ни колеи, ни ям, она гладкая-гладкая, будто выструганная. И ни луж, ни пыли…

Дядя Семен притормаживает у перекрестка, и Сашук видит на большом камне лошадь, а на ней сухонького человека, который держит в поднятой руке чудернацкую шапку.

— Это кто?

— Суворов, — говорит дядя Семен. — Генерал такой был. Завзятый вояка.

— Он — как Чапай, бил фашистов?

— Фашистов тогда, кажись, не было. Он давно жил. Хотя кто его знает, может, какие свои были…

  • — А ты, дядя Семен, фашистов бил?
  • — Нет, я баранку крутил.
  • — Ну все одно на войне?
  • — На войне.

Город кончается. И вместе с ним кончается хорошая дорога. «Газон» начинает трясти, подбрасывать и заносить. Под колесами взрывается пыль, желтым облаком взвивается к небу и скрывает заходящее солнце.

По крыше кабины стучат.

— Семен, совесть надо иметь! — кричит Иван Данилович.

Дядя Семен дергает какую-то штуку, машина идет медленнее, но ее так же треплет, толкает, бросает из стороны в сторону. Сашук то и дело стукается головой о раму окна. Мать подхватывает его, сажает на пружинное сиденье. Плетушка с кутенком подпрыгивает на полу кабины, кутенок мечется. Сашук сползает, поднимает плетушку, ставит себе на колени. Кутенок сворачивается в клубок и снова засыпает.

Так они и едут — взрывают колесами пыль, а сзади она клубится багровым пожаром. Изредка впереди появляется косой столбик пыли. Он стремительно мчится им навстречу, вырастает до неба.

Дребезжа, проносится встречный грузовик, и тогда не только сзади, но и спереди все заволакивает пылью. Сашук и далее кутька во сне вертят головами и чихают.

Мать обтирает лицо хвостиком косынки, а дядя Семен сердито, но тихонько чертыхается.

Солнце садится, и сразу же начинает темнеть. Дядя Семен включает фару — у него горит только одна левая. Жидкий желтоватый снопик света упирается в изрытую колдобинами дорогу.

Иногда он выхватывает из темноты раскоряченное чудище, но машина подъезжает ближе, чудище оказывается старой ветлой или обшмыганным кустом.

Глаза у Сашука режет, будто туда насыпали песку, но он, придвинувшись к самому ветровому стеклу, все смотрит и смотрит.

— Будет таращиться-то, — говорит мать, — ничего там нет, и смотреть не на что. Спи давай. — Она прижимает его голову к своему теплому боку.

— Да ну, мамк, не хочу я спать, — говорит Сашук и отодвигается. — А море скоро?

— До моря ты еще десятый сон увидишь, ночью приедем, — отвечает дядя Семен.

— Оно какое? Как Ялпух?

— Сравнил! — говорит дядя Семен. — Ялпух — лужа, а море — это, брат, бездна…

Сашук недоверчиво смотрит на него. Смеется, что ли? Какая же Ялпух лужа, когда другой берег еле-еле видно, да и то если взобраться в плавнях на вербу. А где он начинается и кончается, и вовсе не видно, куда ни взбирайся.

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/319072-nikolay-dubov-malchik-u-morya.html

Краткое содержание «Мальчик у моря» Дубова — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Вакула-кузнец — главный герой повести, простой добродушный парень, очень силён физически. Вакула при всей своей «кузнечной» силе невероятно простодушен. А главное, он самый набожный из всех жителей села.

Вакула влюблен в капризную дочь богатого козака Корния Чуба, черноокую семнадцатилетнюю Оксану. Та в насмешку требует добыть для нее черевички (туфельки) , какие весят сама царица, — иначе не выйдет замуж за Вакулу.

Подробнее…

Краткое содержание “Друг познается в беде”

Димка, Петр и Сережка дружили втроем. Лидером в этой тройке был Петя. Он учился уже в седьмом классе, а Димка с Сережкой – в пятом. “Малявкам”, как иногда называл друзей Петр, старший друг казался самым умным и сильным. Между Димой и Сережей постоянно происходило негласное соревнование, кто ближе и дороже для Пети.

Однажды школьный автобус, который развозил ребят по окрестным селам, не пришел вовремя. Мальчишки решили не ждать, а идти пешком три километра до своего села. Они “срезали” дорогу и пошли через старые, заросшие камышом, заболоченные поля и перелески.

Все шли уверенно, однако с осторожностью: с краю дорога плавно переходила в болото.

Подробнее…

Краткое содержание “Белый бушлат”

В одной из гаваней Тихого океана матрос – герой романа “Тайпи” поступает на службу на американский фрегат “Неверсинк”.

Для нового матроса на корабле не нашлось куртки, поэтому он был вынужден смастерить себе новый бушлат из белой материи. За куртку оригинального фасона матрос получил прозвище “Белый Бушлат”.

Во время плавания бушлат становится причиной многих бед, онвыделяла своего хозяина из одетых в темные куртки матросов.

Подробнее…

Краткое содержание “Басни Жан де Лафонтен”

Жан де Лафонтен – французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии – родился в провинции Шампань, в Шато-Тьерри 8 июля 1621 г.

Отец его был государственным лесничим, поэтому детство будущей знаменитости прошло на природе. Жан получил первоначальное образование в деревенской школе, затем в реймском коллеже. Позднее изучал в парижской ораторианской семинарии право, т. к.

отец видел его в будущем священником, однако поэзия и философия увлекали Лафонтена гораздо больше.

Подробнее…

Краткое содержание “Белое облако Чингисхана”

Чингиз Торекулович Айтматов – современный писатель-классик, всемирно признанный художник слова. Мастер, умеющий заинтересовать, даже заворожить читателя самобытными легендами и сказами, яркими метафорами и сравнениями, незабываемыми образами людей и животных.

Общение с большим художником вносит в мою жизнь радость познания мира, иногда смятение чувств, заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, над своим предназначением в жизни.Литература всегда будоражила умы, заставляла души проснуться для лучшей жизни, окунуться в водоворот событий. Чтение лучших произведений Ч. Айтматова является для меня подобным стимулом.

Его последняя повесть к роману “Буранный полустанок” имеет загадочное, привлекающее внимание, интересное заглавие “Белое облако Чингисхана”. На мой взгляд, противоречие заключено в самом сочетании: белое облако и Чингисхан. Хотя противостояние не явное, но скрытое, завуалированное, с богатым подтекстом, как часто бывает у Айтматова.

Чингисхан – жестокий, властный “повелитель четырех сторон света”.

Он не останавливается ни перед чем в достижении своей цели: “Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь – предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, которые ослушались великого хагана, и поставили свою любовь выше его завоевательских целей”.

Белая тучка же в религиях многих народов является символом чистого, Божественного начала. Чем же связаны они: тиран и небесное покровительство? Пока Чингисхан творит дела земные, небеса к нему благоволят. Но как только он начинает решать, кому жить, а кому умереть, небесная защита – тучка, летевшая над головой великого хагана, закрывающая его от палящих лучей солнца,- исчезает.

Параллельно с этой сказкой-притчей мы узнаем и развязку истории Абуталипа Куттыбаева, ставшего жертвой людской зависти и злобы. Его, настоящего героя страны, прошедшего дорогами войны, партизанскими тропами, а потом ад плена, оклеветали с единственной целью – добиться похвалы у бога-Сталина за усердное служение и исполнение всех его прихотей.

Как и в легенде о Чингисхане, этот “держатель власти, волей которого, как пишут в газетах, вершится эпоха на планете. “, вообразил себя Богом, имеющим право решать судьбы других людей. Против земного божка восстают отдельные сильные личности, воспитывающие своих детей не по указке властителя, а исходя из здравого смысла, народных традиций, своих взглядов и принципов.

Но даже такой робкий протест воспринимается тираном и его окружением как крамола, способная пошатнуть основы власти. Абуталип же до конца остается верен себе. Чтобы не оказаться невольным: предателем, под пытками не оклеветать невинных друзей, он бросается под поезд.

Боги небесные перед этим трагическим шагом внимают его мольбам и позволяют Абуталипу “проститься” с родными, любимыми им людьми, хотя это мгновение скорее похоже на мираж, промелькнувший за окнами поезда и растаявший в голубой дали сарозеков.Мучители все время терзали Абуталипа, лишали его сна, разума, но не смогли ничего добиться.

“Заключенный под номером девяносто семь” предпочел смерть предательству. Вместе с Куттыбаевым погибли и их эфемерные надежды на получение наград, званий, почестей за поимку “опасного Преступника”, чуть ли не резидента вражеской разведки.Неоднократно в своих произведениях Ч. Айтматов поднимает тему столкновения личности и власти.

В повестях “После сказки”, “Ранние журавли”, “Прощай, Гульсары!” и “Белое облако Чингисхана” автор исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приводит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей. Айтматов это хорошо знает, так как столкнулся с несправедливостью еще в детстве. В 1937 году отец Ч.

Айтматова, крупный партийный деятель Киргизии, был незаконно репрессирован, но мальчик верил в его невиновность, продолжал любить отца. Эта любовь не прошла бесследно. Одну из своих лучших повестей “Материнское поле” он посвятил родителям.Своеобразие произведений Ч.

Айтматова состоит в том, что автор поднимает в них непростые вопросы, не пытаясь однозначно ответить на них, это право он предоставляет нам, своим читателям.

Вслед за Пушкиным и Толстым, Достоевским и Чеховым писатель пытается ответить на вечные вопросы: что есть человек, зачем он пришел на эту землю, что есть любовь и ненависть, где искать истину, и есть ли она вообще?Размышляя над этими сложными, философскими проблемами, писатель вводит в свои произведения сказки, притчи, элементы устного народного творчества, облегчая нам понимание своих замыслов, ненавязчиво, поэтично давая толкование той или иной проблемы. Ч. Айтматов – не только гениальный творец-пересказчик легенд, но и создатель нового жанра – повести к роману. Что это? Существенное дополнение к уже написанному ранее или попытка выйти за рамки, ограничивающие художника? Скорее всего это сделано мастером для лучшего, полного раскрытия замысла произведения, для того, чтобы читатели оценили глубину проблемы, поставленной художником,- пагубного влияния неограниченной власти на личность.Повесть изобилует яркими сюжетными зарисовками. Особенно большое впечатление производит сцена казни Догуланг и Эрдене. Догуланг готова погибнуть, но не выдать любимого. Ее проводят перед рядами войск, откуда летят оскорбления, попреки, унижающие ее человеческое достоинство. Но и Эрдене готов защитить любовь, он кричит: “Это я – отец ребенка! Да, это я, если хотите знать. ”“. Дойдя до своей возлюбленной, приготовленной к казни, сотник Эрдене упал перед ней на колени и обнял ее, а она положила руки на его голову, и они замерли, вновь соединившись перед лицом смерти. а затем с боков двугорбого верблюда повисли в одной связке, в смертельных конвульсиях, те двое, которые любили друг друга поистине до гроба”. Разве можно остаться безучастным или забыть, прочитав такое? Подобные находки, как драгоценные камни, есть в каждом произведении Ч. Айтматова, надо лишь внимательно читать их, вслушиваясь в мелодику и смысл написанного.Если говорить о языке произведений Айтматова, то он ясен и доступен, богат красками, звуками, запоминающимися героями, ищущими свое место в жизни, счастье, правду и справедливость. Писатель – большой мастер детали. Надолго запоминается мышкующая лисица из романа “Буранный полустанок” или огнедышащий дракон на знаменах Чингисхана, сравниваемый с воином-сотником из повести “Белое облако Чингисхана”. Неоднократное повторение той или иной детали не просто украшает текст, а является важной частью повествования, связующим звеном от одной части к другой.Портреты Догуланг и Эрдене, Зарипы и Абуталипа, нарисованные нашим воображением, почти совпадают с иллюстрациями к повести. Простые, сделанные обычным карандашом, они не стремятся приукрасить действительность, а показывают суровые реалии жизни. Благодаря кольцевой композиции повесть органически связана с романом “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”). Эта связь позволяет сосуществовать двум, казалось бы, разным сюжетам, разделенным веками, но связанным общей темой – власти и личности.

Эта повесть впервые была напечатана московским издательством “Планета” в 1991 году и сразу же привлекла к себе внимание широкого круга читателей актуальным и современным звучанием. К чему бы ни обращался писатель, он все видит сквозь призму времени.

А разве не актуальна сегодня проблема взаимоотношения власти и личности? Власть слишком удалена от масс, чтобы жить чаяниями и проблемами народа. Так было всегда, так есть, к сожалению, и сейчас. Но Ч. Айтматов относится к писателям, которые верят в светлое будущее, призывая нас бороться за него.

А для этого мы должны забыть все разногласия и объединиться ради решения главной задачи мира на Земле, счастья людей.

Краткое содержание “Потоп”

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, или великий потоп (в христианском толковании “греховный потоп”), – катастрофическое наводнение, истребившее почти все человечество.

Символически сильный мифологический мотив, известный из Библии и описанный уже в шуме ровавилонском эпосе о Гильгаме ше, где герой встречает на острове Тильмун (см.

Читайте также:  Жизнь и творчество эсхила

Острова блаженных) оставшегося в живых после потопа Зиусудру или Утнапишти, который сообщает ему о случившемся.

Подробнее…

«Сон Обломова» краткое содержание главы

Сначала Обломов видит себя в  Обломовке, деревне, где он родился, в довольно тихом и спокойном месте, где жизнь течет скучно и однообразно.

Он видит свою семью, добрых, спокойных людей, не утруждающих себя работой, ибо его родители не видят никакой пользы от труда.

Жители родной деревни Обломова всегда веселые и здоровые, не грустят, не плачутся, не жалуются на свои беды и несчастья, они просто о них не думают.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/kratkoe-soderzhanie/8447-kratkoe-soderzhanie-malchik-u-morya-dubova.html

О трех повестях и о человеке, их написавшем. «мальчик у моря» | дубов николай иванович

Перевернута последняя страница книги, прочтены все три повести, которые в ней напечатаны. Теперь можно перевести дух и попробовать разобраться во множестве историй о самых разных ребятах, ставших героями этой книги. Они совсем не похожи друг на друга.

Сашук из повести «Мальчик у моря» еще маленький, даже еще не школьник. Он только-только начал знакомиться с миром: узнавать людей, горы, море.

Костя из «Огней на реке» считает себя почти опытным моряком: он умеет отлично плавать, он уже способен чему-то учить других мальчиков и девочек, а когда это пришлось, сумел оказать помощь в трудном и важном деле.

Антон же из повести «Небо с овчинку» и вовсе считает себя человеком самостоятельным, сердится на тетю за то, что она этого не понимает, и готов немедленно влезть в борьбу со злой несправедливостью.

И места, где живут, радуются и огорчаются эти такие разные ребята, не похожи одно на другое. У бескрайнего моря, среди суровых рыбаков живет маленький Сашук.

Антон — городской житель, впервые попавший в деревню, увидевший лес не на прогулке около дачи, а настоящий, большой, в котором можно заблудиться.

И запомнившиеся на всю жизнь Косте первые серьезные события происходят на широкой, большой реке, которую он раньше видел только издали.

Да и взрослые люди, среди которых живут эти ребята, те, с кем они дружат или враждуют, которыми они восхищаются или которых ненавидят, тоже самые разные.

Ну, чего общего, казалось бы, между неулыбчивым бакенщиком Ефимом Кондратьевичем и всегда веселым Федором Михайловичем — хозяином огромной, славной собаки Бой? Или же между врагом Сашука — малограмотным рыбаком Игнатом — и солидным, образованным Степаном Степановичем, с которым решился воевать за правду Антон?

И все-таки если разобраться, то чем-то очень схожи друг с другом и Сашук, и Антон, и Костя. И есть что-то общее у простого бакенщика и образованного Федора Михайловича.

И чем-то похожи друг на друга вчерашний уголовник, проходимец и браконьер Митька Казенный и солидный, имеющий персональную машину Степан Степанович.

Все они похожи или не похожи друг на друга тем, как они относятся к жизни, к людям.

Ведь не только «почти самостоятельный» Антон, но и вовсе маленький Сашук уже умеет отличать доброе от злого, правду от неправды. Они живут в мире, где их учат, что человек должен быть добрым, правдивым, делающим свое, очень нужное всем людям дело.

Когда городским ребятам — Косте и Антону — пришлось провести свой летний отдых не на даче, не в веселых и продуманных прогулках в пионерском лагере, а среди взрослых, работающих людей, они сразу же находят свое место среди них. Потому, что они уже знают, что такое хорошо и что такое — плохо.

Нельзя себе представить, чтобы Костя отказался помочь своему дяде в трудном и опасном деле, мог отнестись равнодушно к тому, что может очутиться в беде большой пароход с сотнями людей. И нельзя себе представить Антона, дружащего с бездельником и тунеядцем Митькой Казенным.

А крошечного Сашука и вовсе не надо учить, что человек должен не только гулять, а прежде всего трудиться. Он родился и растет в рыбачьей семье, для которой нелегкий и опасный труд — необходимое условие, чтобы жить, быть сытыми и одетыми.

Когда Сашуку приходится заменить заболевшую мать и самому варить ушедшим в море рыбакам еду, то это для него не игра, не редкое, выпавшее ему развлечение, а работа, которую надо делать. Рыбаки приедут голодные, усталые, и надо, чтобы кто-то им сварил горячее, чтобы они могли поесть…

Герои книги — советские ребята. Они растут в таком сообществе людей, где каждого меряют по тому, что он сделал хорошего для всех. Не для себя одного, а именно для всех. Сколько наловил рыбы, вырастил хлеба, сберег леса, как сделал свою, пусть маленькую или большую, работу. Этому отношению к людям, к миру, к делу нельзя научиться только в школе, только на школьном уроке.

Ведь нет такого предмета: «Как стать хорошим, настоящим советским человеком»… И нет такого специального учителя — этих учителей множество: они живут рядом, они трудятся на заводах, пашут землю, ловят рыбу, ищут в горах металлы, а в болотах нефть… Надо только дружить с людьми, присматриваться к ним, уметь среди них отличать хороших от плохих.

Потому, что и взрослые — они тоже разные…

Бакенщик Ефим Кондратьевич, с искалеченной, раненой рукой плывущий по бурной реке, чтобы всю ночь, в дождь и бурю, ждать, когда пройдет пароход мимо места, где разбило бакен, и Степан Степанович, которому безразлично все, кроме того, что идет на пользу только ему самому, — они равно были детьми, веселыми, радующимися жизни, никому еще не успевшими сделать ни плохого, ни хорошего. Как же они выросли такими разными? Когда, на каком году их детской жизни каждый из них сделал какой-то первый, никому еще не заметный шаг, который одного привел к жизни честной, открытой, красивой, а другого сделал равнодушным, черствым, лежащим, как колода, на пути у людей, у дела?

Это очень важный вопрос, такой важный, что нет почти ни одного большого писателя, который бы не писал о детстве.

Толстой, Чехов, Короленко, Горький — да их и не перечислишь! — каждый из них на опыте своего детства и детства других людей внимательно рассматривал, как в ребенке создаются характер и нравственные понятия человека.

Николай Дубов пишет о детях и для детей, потому что считает происходящее сейчас с вами — самым значительным во всей вашей жизни. Ничего нельзя откладывать на будущее! Нельзя себе прощать ничего злого, нечестного, нужно помнить, что ты проходишь сейчас самые главные уроки жизни.

Все три повести в этой книге и написаны о том постоянном уроке жизни, уроке, на котором надобно следить за каждым своим шагом, чтобы он тебя не увел от людей настоящих к тем, которые только притворяются людьми.

И нет ничего удивительного в том, что все три разные повести о разных людях объединены вот этой одной главной мыслью. Ведь их написал один и тот же человек — писатель Николай Иванович Дубов.

И, как всякий человек, он, кроме той школы, в которой учатся писать, читать, считать, узнавать многие и сложные науки, — он еще прошел большую и трудную школу жизни.

Николай Иванович Дубов родился 22 октября 1910 года в Сибири, в Омске, жил на Украине, в Ленинграде, Москве, на Алтае, в Ташкенте. Сейчас он живет в Киеве. Отец Николая Дубова был рабочий, и сам он после школы стал рабочим на паровозоремонтном заводе.

Литературные способности, как и всякие способности, начинают проявляться рано. Совсем еще молодым человеком Дубов стал писать: в стенгазете, в заводской многотиражке, в городской газете. Писать ему не только хотелось, писать ему было о чем.

Он успел и поработать, и людей повидать, пожить среди них. А чем дальше, тем школа жизни для будущего писателя становилась все сложнее. Он учился на историческом факультете в Ленинградском университете, работал педагогом, заведовал библиотекой и клубом.

Во время войны работал на оборонном заводе, а потом опять стал журналистом.

Николаю Дубову было уже почти 35 лет, когда он окончательно стал тем, кем мы его сейчас знаем, — писателем. Он писал (да и сейчас продолжает писать) пьесы. В 1951 году вышла его книга «На краю земли», а потом и другие повести и рассказы.

Кроме своей первой повести «На краю земли» и тех, что напечатаны в этой книге, Николай Дубов написал повести «Сирота» и «Жесткая проба». Может быть, вы, читатели этой книги, их уже прочитали, а если не читали еще, то прочтете.

По двум книгам Николая Дубова — «Огни на реке» и «Мальчик у моря» — сделаны кинофильмы.

Теперь, когда мы уже немного знаем о жизненной школе писателя Дубова, мы понимаем, почему он пишет для детей, откуда он так хорошо их знает, почему он любит писать о заводских ребятах, почему каждая его книга наполнена любовью к людям труда, утверждением необходимости для каждого настоящего человека трудиться для всех.

В книгах Дубова много веселого и грустного, много больших и маленьких событий. Но в них нет, не бывает незначительного, пустяшного, написанного, чтобы читатель просто посмеялся, просто пустил слезу от жалости. Все, что происходит с его героями, очень важно. И не только для них, а для всех, кто читает книги Дубова.

В этих книгах, как и в жизни, добро и зло не могут мирно жить рядом, не ссорясь, не мешая друг другу. Нельзя стать хорошим и настоящим человеком, только соблюдая правила хорошего поведения: вот это можно делать, а вот этого нельзя… Надо ненавидеть недоброе, нечестное, показное, неправдивое.

Надо не обходить эту мерзость, а драться с ней, драться, не раздумывая, выгодно ли это тебе, будет ли тебе от этого хорошо.

Герой повести «Жесткая проба» заводской парнишка Лешка Горбачев на плакате, объявляющем о «производственном подвиге» своего приятеля, написал кратко и выразительно: «Липа!» Сделал он это потому, что на плакате была написана неправда.

Нельзя допустить, чтобы неправда торжествовала, — с этим невозможно жить! Казалось бы, непосильные горести обрушиваются на молодого честного рабочего.

Его поступок посчитали хулиганским, Лешу выгоняют с завода, из общежития, с ним порывает самый близкий друг… А так было бы легко, так просто обойти злополучный этот плакат, сделать вид, что не заметил его, или же, увидев, усмехнуться, слегка посмеяться… Или отступить, «признаться в ошибке», заплатить кусочком своей совести за любимую работу, за кров над головой, за дружбу. Но Леша Горбачев не может сделать этот шаг, не может продать ни кусочка своей совести, потому что совесть не делится на части, ею нельзя торговать. Он об этом узнал не сегодня, он об этом узнал из своей еще короткой, но тяжкой сиротской жизни. Об этой жизни Леши Горбачева Николай Дубов рассказал в повести «Сирота», повести о том, что никакие испытания не могут сломить хоть и маленького еще человека, если он растет человеком с чистой совестью.

Да, люди никогда не получают мир готовеньким, чистеньким, уютно устроенным для легкой и беспечальной жизни. Его надо делать хорошим, делать самим, не рассчитывая на готовое, делать всем — и молодым, и старым, делать на протяжении всей человеческой жизни.

Всех героев книг Николая Дубова — всех, о ком он пишет с таким знанием и такой любовью, — роднит стремление самим вмешаться в жизнь, самим сделать ее красивой и доброй, самим убрать с нашей дороги все, что этому мешает. Только тогда они получат во владение такую жизнь, в которой легко и свободно дышится, живется, дружится.

Только тогда перед ними раскроется счастье: стать тем, кем он хочет, суметь приложить свои способности, силу, умение. И тогда только каждый сможет познать радость постоянного общения с родной природой.

Ведь и это — тоже большая радость! Нельзя прожить настоящую, радостную жизнь, не научившись видеть красоту родной природы, не защищая эту красоту.

В книгах Дубова с такой большой любовью рассказывается о красоте весенней степи, об омытом утренней волной морском береге, о могучем лесе, о небольшой чистенькой речушке, вьющейся между лугами… Без всего этого, без этой красоты родной земли очень трудно жить.

И ее нельзя оставлять на растерзание злым бездельникам и тупым людям, готовым ради дешевого удовольствия, ради грошовой выгоды загадить реки, растоптать луга, вырубить лес…

Очень беспокойный характер у героев книг Николая Дубова. Наверное, такой же, как у писателя, их создавшего. Но это хорошее беспокойство, очень нужное беспокойство. И если читатели книг Николая Дубова поймут это, значит, писатель сделал свое дело.

Лев Разгон

СОДЕРЖАНИЕ

МАЛЬЧИК У МОРЯ. Рисунки В. Высоцкого

НЕБО С ОВЧИНКУ. Рисунки В. Трубковича

ОГНИ НА РЕКЕ. Рисунки В. Богаткина

  • Лев Разгон.
  • О трех повестях и о человеке, их написавшем
  • ДЛЯ ВОСЬМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
  • ДУБОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
  • МАЛЬЧИК У МОРЯ
  • Повести

Ответственный редактор И. И. Кротова.

Художественный редактор А. В. Пацина.

Технический редактор И. П. Данилова.

Корректоры Н. М. Кожемякина и Т. Ф. Юдичева.

OCR Андрей из Архангельска

Издательство „Детская литература». Москва, М. Черкасский пер., 1.

  1. Фабрика „Детская книга» № 1 Росглавполиграфпрома
  2. Государственного комитета Совета Министров РСФСР по печати.
  3. Москва, Сущевский вал, 49.

Источник: http://litra.pro/maljchik-u-morya/dubov-nikolaj-ivanovich/read/5

Ссылка на основную публикацию