«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране, так и в душе человека, тема любви, тема сострадания. Одной из главных мыслей является «мысль народная».
Её Толстой любил больше всего и поэтому считал произведение хорошим. В произведении автор ищет ответ на вопрос: «Какая же сила движет народами?».
С целью раскрыть эту мысль, Лев Николаевич изображает не столько весь народ, его быт, а сколько влияние каждого героя романа на судьбу страны и народа, как личность связана с ними.
Мысль народная в личности
Истинным выражением мысли народной стали Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Платон Каратаев был «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Именно он помог Пьеру Безухову в трудной жизненной ситуации: вернул герою веру в людей, справедливость, любовь и правду. Его открытая душа противопоставлена холодному эгоизму и высокомерию петербургского света.
Его речь полнится поговорками, что подчёркивает его народность.
Тихон Щербатый – иной тип русского мужика. Этот герой был частью отряда Денисова, он был смелым, отважным, постоянно приносил добычу из тыла противника. Вскоре он стал самым полезным человеком в отряде.
Ещё одним героем, в котором отражена мысль народная, является Наташа Ростова. Отъезжая из Москвы, Наташа выкладывает с подвод семейное добро, чтобы разместить раненых солдат. Она приняла это решение без колебаний, она не отделяет себя от простого народа несмотря на происхождение.
В сражениях
В сценах сражений особенно проявляется мысль народная. Чего стоит одна батарея Тушина, которая держалась до последнего вопреки приказу и смогла приблизить русский народ к победе. Сам Тушин воевал бодро, не унывал, лицо его было оживлено.
В сцене, когда Андрей Болконский поднял знамя и позвал солдат за собой в наступление, отряд не раздумывая последовал за ним. «Ребята, вперёд!» – эти слова стали решающими, пусть даже битва под Аустерлицем была позорно проиграна. Эта сцена показывает единство и неотвратимость народа.
В стране
Толстой говорит о народе в романе как о целом духовном единстве. Весь народ в большой стране объединился для победы над Наполеоном, автор пишет: «Всем народом навалиться хотят».
В этом и заключается мысль народная – люди объединяются ради общей цели, каждый человек влияет на судьбу страны. Это ярко показано на примере жизни главных героев, в сценах военных сражений. Л.Н.Толстой славит «дубину народной войны».
Эта метафора как нельзя лучше выражает главную мысль произведения.
2 вариант
Пожалуй, главное творение Льва Николаевича Толстого было задумано как реалистичная картина возвращения из заключения декабриста, которого отпустили после реформы тысяча восемьсот двадцать пятого года.
Когда автор работал в архиве над сведениями для своего романа, он понял, что должен рассказать об истории войны двенадцатого года для того, чтобы показать весь ужас событий того времени.
И ему приходится изменить свою изначальную задумку, больше ставя акцент на военные годы и героев, которым приходится существовать в столь непростой период.
В данном произведении полным образом отображена идея «народности» и близости к простому читателю.
Ведь основной целью автора была демонстрация того, как простой человек адаптировался в столь сложный для него период, как он находил в себе силы и смелость, которые не позволяли ему пасть духом.
Картина действительно патриотична, ведь то, как описывает Родину автор, показывает его трепетные и глубокие чувства к родной земле.
Он рассказывает о мире людей, в котором правят люди «высшего звена», и они принимают решения, от коих зависит судьба целых регионов в масштабе страны. И эти люди не наделены положительными качествами.
В целом они представлены собирательным образом корыстных и подлых людей, которых заботит лишь собственное благополучие. Для всех персонажей, которых можно назвать неотрицательными, война становится ключевым моментом в их жизни.
Так, Болконский чувствует то, как ему хочется побывать на поле боя, уничтожая врагов во благо отечества. К нему приходит уверенность в собственных силах и успехе в целом. Для Безухова является приоритетной целью убить лидера французских воинов.
Наталья действует, принимая справедливые решения в действиях и поступках. А для Пети Ростова данная война становится последним событием в его жизни – он погибает вместе с партизанским отрядом, браво сражаясь за свою землю.
Здесь Лев Николаевич показывает то, как война изменяет отношение простого человека к происходящей жизни, и каким он должен быть в такое непростое время.
Все персонажи переплетены в данном повествовании, и автор хочет показать то, как перед лицом смерти все становятся равными и одинаковыми. Многие люди, которые вели привычную жизнь, наблюдают смену идеалов.
Так, например, для некоторых главных героев произведения Наполеон считался лидером и кумиром зарубежного мира, который олицетворял демократию и справедливость.
Однако, оказавшись рядом с ним на рубеже огневой линии фронта, герои узнавали о нем, как о жестоком человеке, который преследовал цель угнетения и издевательства над людьми, чьей вины на плечах не было совершенно. Автору удалось показать это просто и в то же время гениально.
Сочинение 3
Поистине «энциклопедией русской жизни в прозе» можно назвать роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Каждую сторону жизни осветил Лев Николаевич на страницах эпопеи.
И одна из тем романа – тема, скажем прямо, не самая популярная у писателей того времени – мысль народная.
Задумывая произведение, Толстой ставил себе одной из задач представить высшему обществу образ простого русского труженика, деревенского землепашца, крепостного крестьянина. Образ со всеми его разногласиями, глубиной, мощью, широтой, величием и порой даже двуличием.
И не только показал Лев Николаевич простого русского человека в романе, но и важность для людей знатных связь душевную с простым русским «мужиком». Не спроста же каждый из положительных героев так или иначе в конце романа связывает свою жизнь с судьбой всей русской нации.
Одни из самых ярких описаний простых крестьян — в борьбе против захватчиков. Здесь для Толстого важно показать единение армии и ополчения.
У смекалистых крестьян и городских обывателей есть и свои безоружные методы борьбы с врагом: поджечь сено, чтобы врагу не досталось, уйти из города, чтобы Наполеону не смог ощутить полную радость от захвата не только города, но и горожан. Весь, абсолютно весь народ сплотился, чтобы не допустить победы французов.
Призрев обиды и разногласия, крестьянские мужики, одетые в военные шинели, идут в бой вместе с ненавистными «господами» за веру и Отечество свое, общее для всех. Тогда-то и открылись Волконскому героизм, простота и правда всеобъемлющей русской души.
Сцены сдачи Смоленска, когда купец Ферапонтов, понимая, что не вывезет все свое добро, велит раздать солдатам нужные им вещи, а все остальное сжечь, показывает единство и щедрость достойную самого царя.
Говоря о «мысли народной» в романе нельзя не сказать о «дубине народной войны». Партизанскому движению отведено большое место. Неоднократно Толстой подчёркивает роль партизанских отрядов в победе над врагом.
Но есть в романе и лжепатриоты. Один из самых ярких – Распопчин, занимающийся не поставленной перед ним задачей, а самолюбованием. Ведь вместо того, чтобы обеспечить вывоз ценного имущества, занимается тем, что раздает афиши и оружие, мечтая о «героическом эффекте».
И все же финальную подготовку к Бородинской битве – совет в Филях – мы видим именно в крестьянском доме, видим глазами маленькой девочки, внимательно с интересом, восторгом и трепетом, наблюдавшей за Кутузовым. Возможно, именно в образе этого крестьянского ребенка, Лев Николаевич Толстой и показал нам образ России, вечно возрождающейся, молодой и немного наивной.
10 класс
← Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе Война и мир
← Анализ рассказа Кавказский пленник↑ Толстой ЛевШенграбенское сражение в произведении Война и мир →
Семьи в произведении Война и мир →
- Образ и характеристика Евгении Гранде (Бальзак) сочинение
Героиня романтического произведения Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» — это молодая, полная жизни девушка, которую зовут – Евгения Гранде - Главные герои романа 451 градус по Фаренгейту Брэдбери (Характеристика персонажей)
Главным героем является именно пожарный. Он зовется Гаем Монтэгом. Его обязанностью и работой является сжигание литературы, которую нельзя читать. В начале произведения герой предстает - План повести Собачье сердце Булгакова
Пес бродит по подворотням и мерзнет, его бок болит из-за того, что какой-то повар со злости плеснул на бедного пса кипятком. Животное описывает свои будни, быт Москвы и типы людей, больше всего он не любит швейцаров и дворников, - Сочинение Челябинск — мой любимый город
Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно - План рассказа Весенняя ночь Белова
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/mysl-narodnaya-v-romane-vojna-i-mir
Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого
Лев Николаевич, понимает слово народ, совершенно по другому, нежели его читатели. Он говорил о том, что именно народ является неотъемлемой частью истории человечества. История народа в романе «Война и мир», говорит именно о том что историю вещают именно люди. Именно народная мысль является одной из главных тем в этом произведении.
Поэт подразумевает под словом народ, не только крестьян, солдат и простых людей, но и людей которые занимали высокие чины и являлись частью дворянского общества. Каждый герой его уникального произведения стали неотъемлемой частью народа и всех их объединяло общее предназначение.
Так же можно сказать что и судьба каждого персонажа романа, каким-то образом была связанна с народом, это было лавной задумкой писателя. Так к примеру взяв Пьера Безухова, читатель видит, как через его жизнь, проходит мысль народная.
Именно благодаря этому Пьер смог осознать истину жизни, это пришло к нему, когда он находился в плену. Помог открыть ему его истину, простой мужик крестьянин. Он открыл для него совершенно иные грани, теперь Пьер понимал, что человек, создан для того чтобы быть счастливым.
И счастье, является неотъемлемой частью его самого, его внутреннего состояния, и что несчастья приходят именно от избытка, а не наоборот.
Французы, пытались уговорить Пьера перейти в офицерский состав, но он отказался, он был верен тем, с кем настигла его участь. Воспоминания после плена, его долго еще не покидали. Он думал об этом как о душевном спокойствии, именно в то время он испытывал внутреннею свободу.
Болконскому так же как и Пьеру удалось почувствовать народ. Это произошло в битве под Аустерлицем. Кинувшись вперед в бой, Болконский даже не предполагал, что солдаты потянутся за ним. А они услышав слова своего предводителя, не задумываясь пошли за ним в бой. Это было еще одним подтверждением того, что народ объединяет ни чины и подразделения, а нечто совершенно иное.
Ростова, покидавшая Москву, бросает свои земли, и отдает свои запасы раненым солдатам. Этим Лев Толстой, хотел показать, что Наташа не отделяла себя от простого народа. Это был именно тот эпизод романа, в котором поэт показал истинный русский дух героини.
Еще одним героем произведения был Тушин, который готов был пожертвовать собственной жизнью, ради своей Родины. В этом произведении поэт смог создать собирательные образы, и образ народа был непобедим и един. Он дал понять, что русский народ силен, и его удастся сломать врагу.
Вариант 2
Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н.
Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир», а его «зерном», по мнению писателя, стали стихи Лермонтова «Бородино». Основная идея произведения также показывает силу народного мужества.
Автор был согласен с тем, что в «Войне и мире» ему нравилась «мысль народная». Таким образом, Толстой передал «роевую жизнь», показав, как историю пишут люди, все вместе, а не один человек.
По Толстому, бессмысленно сопротивляться настоящей судьбе, бессмысленно стремиться выступать в роли правителя всех людей. Иначе, ты будешь проигрывать, как это было с Андреем Болконским, который стремился контролировать все и захватить «Тулон». Или же жизненный путь выведет к одиночеству, как это случилось с Наполеоном, который безмерно влюбился в самодержавие.
В ходе Бородинского сражения, от итога которой практически все стояло на кону для русской стороны, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему».
В такой, казалось бы, ситуации вырисовываются серьезная рассудительность и башковитость командующего. Любовь Кутузова к людям была непобедимой стороной его натуры, любовь сделала его распространителем «народной мысли».
Тихон Щербатый — это тоже прообраз простого народа в любовном произведении и герой войны с французами, правда он был обыкновенным крестьянином, не знающим военной службы.
Он сам попросил взять его в ополчение Василия Денисова, что доказывает его доблесть и согласие на жертвы ради Отечества. Тихон оказывает сопротивление четырем французам одним лишь тесаком — по представлению Толстого, это и стало представлением «дубины народной войны».
Однако автор продолжает развивать образы мужества независимо от чина командира, он продолжает и с размахом, показывает единение всех людей нависшей перед угрозой 1812 года. В преддверии гибели в народе исчезают все сословные, общественные, государственные рубежи. Как будто все сговорились: все страшатся убить и не хотят погибать.
Петю Ростова тревожит участь подростка-француза, которого пленили. И по большому счёту, это недруг нашим солдатам, но в то же время, даже в боевых условиях необходимо по-людски относится к врагам. Француз или русский — мы все равны, всем нужны сострадание и доброе отношение. В сражения 1812 года подобная мысль, звучит по-особенному.
Ей следовали почти все действующие лица «Войны и мира» и, прежде всего, лично Л.Н. Толстой.
Стало быть, Отечественная война 1812 года оказало большое влияние на нашу страну, на культуру и письменность, она стала важным событием для истории в целом.
В людях обнаружилась настоящая преданность к своей родине, любовь к Отечеству, появился русский дух, который ни под чем не прогнулся, а лишь стал сильнее, создал трамплин к невероятной победе, важность которой мы до сих пор ощущаем в наших душах.
- Сочинение на тему Компьютер в моей жизни 7 класс
Компьютер в жизни каждого человека играет огромную роль. Сейчас мы не мыслим себе и дня без выхода в сеть и других развлекательных развлечений, которые нам предоставляют компьютерные технологии. - Описание Муму — собаки из рассказа Муму (5 класс)
Не только люди, но и животные, могут быть героями литературных произведений. Как, например, собачка Муму из одноимённого рассказа И.С. Тургенева. Дворник Герасим увидел её трёхнедельным щенком - Сочинение Стражи и форпосты России
Слава о русских воинах издавна шла по миру. Неудивительно, ведь такой отваги не было и нет ни у французов, ни у немцев, ни у иных народов. Естественно, военачальники государства уделяли достаточное внимание и оборонным сооружениям - Анализ Мещанин во дворянстве Мольера
Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию. - Сочинение на тему Родная природа
Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/mysl-narodnaya-v-romane-ehpopee-vojna-i-mir
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир».
Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.
Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой.
Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением.
Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.
Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни.
Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».
Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним.
А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем.
Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.
Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа.
Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.
Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.
Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы.
Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе.
Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.
В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.
Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.
Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов.
«Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью.
На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.
Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.
В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы.
В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».
Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.
Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/mysl-narodnaya-v-romane.html
Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир» | Литерагуру
Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»
Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л.
Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную».
Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.
По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.
Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».
Тихон Щербатый – это тоже народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом.
Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны.
Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».
Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать.
Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение.
Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.
Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.
Надежда Волкова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/mysl-narodnaya-v-romane-epopee-vojna-i-mir/
«Мысль народная» в романе Война и Мир
Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века.
Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени.
«Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.
Что подразумевал Толстой под словом народ
Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества.
Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях.
Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.
Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.
Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.
Мысль народная в образе Кутузова
Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.
Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем.
Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты.
У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.
В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения.
Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый.
Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.
Мысль народная в образах вельмож
Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.
Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.
Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.
Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.
Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.
Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.
Патриотизм есть русское начало
Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.
Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.
История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1377-mysl-narodnaya-v-romane-voyna-i-mir.html
«Мысль народная» в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
Л.Н.Толстой как-то признался: «Я старался писать историю народа». Автор поставил перед собой непростую задачу, но ему оказалось под силу ее выполнить. В своем произведении «Война и мир» он пытается проникнуть в сущность русского национального характера, понять причины победы в Отечественной войне 1812 года.
«Мысль народная» лежит в основе всего произведения и каждого тома в отдельности. В разных частях романа она проявляется по-своему. Именно народ является главным действующим лицом романа, движущей силой истории. Эта тема разрабатывалась и в других произведениях писателя: в «Севастопольских рассказах», повести «Казаки» и др. Но наиболее полно и ярко она раскрылась в «Войне и мире».
У Л.Н. Толстого несколько способов раскрытия образа народа. Автор создает собирательный, обобщенный образ. Чаще всего это можно наблюдать в батальных сценах. Л.Н.Толстой подчеркивает, что для всех русских людей основными чертами характера являются «скрытая теплота патриотизма» и «чистота нравственного чувства». Эти качества проявляются во множестве сцен.
Все события даются с народной точки зрения. Именно поэтому кампания 1805 года в целом оказалась проигранной. Ее интересы были чужды народу. В армии царило засилье немецких солдат и военачальников. Стоит только вспомнить повторяющийся диалог накануне и после Аустерлицкого сражения. Князь Андрей слышит его на военном совете: «Тит, а Тит, кончай молотить!». В этих словах брейтора дана народная оценка предстоящей битвы. В итоге, союзные войска обратились в бегство, а сам бой был проигран.
Характер войны 1812 года иной. Это священное, освободительное движение. С нравственной точки зрения оно целиком оправдано.
Все положительные герои романа (Кутузов, капитан Тимохин, Тушин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) сближаются с народом, вместе защищают родину.
Все отрицательные персонажи (князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен, Борис Друбецкой, Пфуль, Вейротер) далеки от народа и озабочены только своими личными интересами.
Главную роль собирательный образ народа играет во время Бородинского сражения. В нем принимают участие не только регулярные войска, но и ополченцы. «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят»,- говорит Пьеру ополченец, встреченный им под Можайском.
Герой видел «мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали…» Глядя на них, Пьер уже не сомневался, что враг будет остановлен. Когда Кутузову говорят, что мужики надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти», он восклицает: «Чудесный, бесподобный народ».
С такой же серьезностью к Бородинской битве готовились солдаты и офицеры, такие, как Тимохин. Он так говорит о настроении своих солдат: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Решающую роль в сражении сыграла батарея Раевского. Она приняла на себя основной удар противника. Мужество капитана Тимохина и каждого рядового солдата («краснорожего солдата» и юного офицера) определило итог сражения.
«Мысль народная» — это и композиционная основа романа. В первом томе мы встречаемся с капитаном Тушиным. Еще в палатке маркитанта князь Андрей заметил этого скромного, несуразного военного. Он стоял разувшись, немного стесняясь своего неловкого положения. Князь Андрей услышал его тонкий, тихий голос.
Это был мирный, добрый человек. Но он совершенно меняется по ходу сражения. Вместе со своим фельдфебелем Захарченко капитан Тушин проявляет чудеса храбрости. При этом он даже не догадывается о том, что ежеминутно совершает подвиг. Тушин ласково называет свою пушку «Матвеевной», разговаривает с ней, как с живым существом. Положение батареи капитана Тушина самое невыгодное. Он находится на холме, на незащищенной местности. Несмотря на это, создается впечатление, что силы капитана увеличиваются с нарастанием опасности. Но его подвиг не оценен по достоинству. Багратион ругает Тушина за то, что тот оставил на поле орудие, посмел выступить без разрешения командования. Князь Андрей говорит справедливые слова о том, что исходом сражения все обязаны этому скромному капитану. Князю Андрею стало горько и обидно. Он понял, что настоящие подвиги могут быть никем не замечены. А истинными героями войны являются не штабные офицеры, а скромные, неприметные воины.
Один из героев Бородинского сражения – капитан Тимохин — бросается на врага с одной «шпажкой» в то время, как два полковых командира ссорятся по вопросам субординации. Тимохин не отличается привлекательной внешностью.
Автор постоянно упоминает одну и ту же деталь его облика – красный нос.
Именно князь Андрей указал на Тимохина как на командира, очень хорошо понимающего мысли и чувства солдат: «Считаю, что от нас, действительно, будет зависеть завтрашний день…от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом из нас».
Когда французы пришли в Москву, город был похож на покинутый пчелами улей. Мужики Карп, Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сено в Москву за большие деньги, а жгли его.
Впервые в своем романе Толстой описывает действия партизанских отрядов. Столкнувшись с народной войной, Наполеон не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война «велась противно всем правилам».
Толстой добавляет к этому: «Как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».
Одним из важных народных образов, связанных с партизанским движением, является образ Тихона Щербатова. Это ловкий, активный крестьянин, беспощадный к французам. Его отличает дух непокорности, свободолюбия, бунтарства.
Он является гордостью партизанского отряда Денисова. Противоположен ему по характеру Платон Каратаев. У этого крестьянина своя житейская мудрость. Он помогает Пьеру пережить французский плен.
Каратаев успокаивает героя, утверждает, что рано или поздно эти ужасы закончатся, надо только подождать.
Речь Платона наполнена пословицами и поговорками. Это настоящий источник народной мудрости. Пьер понимает, как мало надо человеку для счастья. В этом убеждает его жизнь Каратаева. По мысли автора, Платон Каратаев воплощает психологию патриархального крестьянства. В конце романа Наташа спрашивает своего мужа, одобрил бы его действия Платон. Пьер не сомневается в его поддержке, потому что встреча с этим крестьянином помогла ему найти свою дорогу в этом мире.
Символическим становится эпизод охоты в имении Ростовых. Волка удалось поймать простому крестьянину. Этот волк – олицетворение наполеоновского нашествия. Именно народу принадлежит победа в Отечественной войне 1812 года.
Каждый герой из народа воплощает определенные черты, свойственные национальному характеру. Кутузов был близок простым солдатам, поэтому он точно угадывал итоги многих сражений. Наполеон не принял всерьез широкое народное движение и проиграл.
Толстой всем сердцем верил в великое будущее русского народа, потому что в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда».
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8329-mysl-narodnaya-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir
Сочинение: Народная война в романе-эпопее «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон
(608 слов) В романе-эпопее раскрывается любимая идея Толстого: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль, — говорил Толстой. — В “Войне и мире” я любил мысль народную» — писал он. «Мысль народная» пронизывает все произведение и играет главную роль в историческом повествовании.
Например, рисуя сражения 1805-1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатам не был ясен смысл этой войны, чужды ее цели. Совсем по-иному ведет себя армия в войне 1812 года. Цели ее ясны каждому солдату, каждому крестьянину. Именно поэтому она и завершается победой. Толстой показывает, что русские вели честную, оборонительную, а не захватническую войну.
Главный герой эпопеи — русский народ. Он предстает перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Именно в пору всенародного бедствия проявляются лучшие черты русского человека: отзывчивость, сила духа, любовь к отечеству.
Наполеон столкнулся в войне не с волей правительства, а с волей народа, решившей исход войны.
Чувство национальной гордости и независимости пробудились в народе, люди разных сословий в едином патриотическом порыве объединились, встали на защиту Родины, и никто не мог победить эту силу.
Толстой поднимает вопрос о роли народа в войне 1812 года. По мнению автора, он — главная сила, определившая победу России. Народ не понимает и не признает игры в войну. Она ставит перед ним вопрос жизни и смерти.
Поэтому Толстой очень уважает партизанское движение во времена Отечественной войны и уделяет ему большое внимание в своем произведении. Автор рассказывает о дерзкой смелости русских мужиков-партизан, которые были шпионами (подсадными) у французов. Например, в партизанском отряде Денисова самым храбрым был крестьянин Тихон Щербатый.
В его образе воплотился дух народного мстителя. “Ну ловок, экая бестия! ” — говорили о нем товарищи. Эта своеобразная ласка, подтверждающая восхищение. Движения его ловки, быстры и четки. Рассказывая, он весь находится в движении. У него неистребимое чувство юмора и способность шутить при любых обстоятельствах.
Топор был самым лучшим его оружием, он им владел, как волк владеет зубами. Именно такие люди в решающий момент завершили войну победой.
Образ народа-мстителя мы можем наблюдать на примере других персонажей.
«Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов»
Мужики Карп и Влас, приехавшие в Москву, чтобы грабить город с подводами, не везли туда сено даже за хорошие деньги, потому что платили французы. Они жгли это сено. Купец Ферапонтов сам подпалил свою лавку, чтобы ничего не осталось французам, а ведь сначала он не хотел расставаться со своим добром.
Патриотизм Ферапонтова — это стихийное чувство, прорвавшее толстую кору купеческой жадности. Пожар Смоленска оказал сильное влияние и на душу дворянина Андрея Болконского. Новое чувство ожесточения, озлобления против врага заставляет его забыть свое горе.
Так Толстой утверждает мысль о том, что патриотизм — это чувство, не зависящее от социальной принадлежности человека. Оно зависит от его духовного и нравственного уровня развития.
Но не только народ-мститель, его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость показал Толстой. В его романе есть место гуманизму. Олицетворением духа простоты в произведении является пленный солдат Платон Каратаев. Он — полная противоположность Тихону Щербатому.
Платон любит всех людей. «Все у него было круглое»: и голос его, и манера говорить с нежной певучей лаской, и характер его речи, и раздумье о жизни, о людях. В Платоне живет дух правдоискательства. Для Пьера он стал воплощением «всего русского, доброго и круглого».
В Платоне выражены чувствительность, терпеливость, покорность и незлобливость. Но, рисуя борющийся народ, Толстой как писатель-реалист не мог изобразить его как народ Каратаевых.
Писатель прославляет активный народ, который сбросил многовековые оковы рабства, чтобы найти свободу в любви к родине.
Таким образом, Россию спасли не офицеры, не ухищрения дипломатов, а русский народ, сила духа каждого человека, его любовь к родной земле. Россия не испугалась Наполеона, перед которым стремительно склонилась вся Европа. Она отстояла свою независимость, выдвинула из своей среды простых, незаметных героев, которые навалились на захватчика всей своей тяжестью и сломили его дух.
София Ловцова
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/narodnaya-vojna-v-romane-epopee-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Русский народ в «Войне и мире» можно было бы сравнить с «живым шаром» во сне Пьера. Как Пьер видит движение каждой капельки, ее слияние с другими, исчезновение, так мы видим в этом романе и жизнь одной личности, и состоящую из множества таких жизней жизнь всеобщности людей.
Рисуя дворян, Толстой не забывает и о разноликом мире крестьянства. Читая «Войну и мир», ощущаешь глубокое единство народа – особенно в третьем и четвертом томах.
Роман начинается с изображения придворного салона, весьма далекого от народа. Но постепенно, в ходе развития сюжета, Толстой вводит в повествование народ, рисует крестьянский мир, создает портреты солдат, крепостных, дворовых. Особенно зримо это в сценах охоты Ростовых и их поездки к дядюшке.
Пьер Безухов попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на многие серьезные мысли, на понимание своего равенства с ними, а в чем-то и их превосходства. Чем глубже герой познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа — в его простоте, естественности, утверждает Толстой.
Люди из народа глубоко впитали в себя, совершенно неосознанно, мудрость творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней все прекрасно и все на своем месте. Толстой воспевает простую, естественную жизнь, истинно праведную и счастливую, так как, по мнению самого Толстого, «блага нет человеку большего, как есть, пить и делать благое в жизни!».
Через весь роман Толстой проводит мысль о праведности того народа, в душе которого – Бог. Таковы русские люди, истинные христиане. Вовсе недаром Платон Каратаев говорит про свою общину — «христиане настоящие». Толстой показывает гармонию внутренней жизни народа, которая создается безграничной верой в Бога, в его мудрую волю на все происходящее на земле.
Толстой словами Каратаева передает это удивительное чувство самопожертвования русского народа, страдания за свои и чужие грехи, превращающееся в средство создания в себе нового человека, новой жизни, нового счастья.
Именно народ, «с данной Христом мерой хорошего и дурного», является как бы индикатором личности и ее действия. Пьер на батарее быстро становится «нашим барином», Андрей в полку – «нашим князем». Наташа спрашивает Пьера: «Одобрил бы Платон Каратаев тебя сейчас?».
Говорят, подобная чуткость есть у детей и животных. А у народа проявляется и детское, и животное. В сцене привала русских войск в зимнем лесу автор как бы еще раз подчеркивает, что народ – дитя по натуре, а не зверь.
На словах он очень жесток: «Изловивши его , в землю бы закопал – да осиновым колом». Из уст простого солдата мы слышим: «А за то, что народу загубил». А на деле же врагов-французов русские с сердечной добротой кормят, обогревают, даже поют вместе песни.
И в таких страшных условиях они живут по-человечески, по-божески.
Толстой воспел победителя войны – русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир – русский мир и всеземной.
Источник: https://students-library.com/library/read/46781-mysl-narodnaa-v-romane-ln-tolstogo-vojna-i-mir
Сочинения, реферат. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
ВСЕ СОЧИНЕНИЯ
Л. Н. Толстой
«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Примерный текст сочинения
Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» повествует о славных событиях прошлого, воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века.
В центре изображения находится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России в едином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного и случайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческие ценности.
Отечественная война 1812 года помогла Андрею Болконскому и Пьеру Безухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах и переживаниях.
Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд.
Теперь, когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага.
Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе «простоты, добра и правды» видит Толстой «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой за свободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.
Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом.
Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги.
Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного.
Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки
вон. Нельзя не бояться», — сказал он смеясь».
Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.
«Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет.
Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение.
Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.
Огромную роль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскую
армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью.
Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов во французском плену.
Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма. Эти качества резко контрастировали с высокомерием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургского света.
Платон Каратаев так и остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты.
Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленных сапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись на призывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобы защищать древнюю столицу.
Истинному чувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвы все ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства».
В то время, когда решалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий.
Все эти люди «ловили рубли, кресты, чины», используя для своих корыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице.
Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.
Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей.
Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменные инстинкты.
Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие из тех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны и смерть.
Таким образом, роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Значит, мы видим здесь соединение гуманистических взглядов писателя с мыслью о национальном достоинстве русского народа, его мощи, силе, нравственной красоте.
Источник: https://www.kostyor.ru/student/school69.html