Анализ стихотворения ветер бальмонта

Константин Бальмонт – блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ столетия.

Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

Такое модернистское течение как символизм требовало от художника сверхрациональной чуткости, тончайшего владения техникой поэтического намека.

Оно формировалось под влиянием различных философских учений, от античного платоновского до воззрений, созданных в двадцатом веке такими мыслителями как Владимир Соловьев и Фридрих Ницше.

Символисты видели ценность поэзии в недосказанности и в утаивании смысла. Они призвали символ в качестве основного средства для передачи тайного созерцаемого ими содержания.

Анализ стихотворения Бальмонта, как и любого другого поэта, подразумевает выделение главной темы. Это – бегство от настоящего, символизирующего для поэта что-то застывшее, скучное и унылое. Он предлагает своеобразный уход путем слияния мятущейся человеческой души с ветром. Каковы же качества «характера» этой стихии? Ветер – символ духа, живого дыхания всего сущего на Земле.

Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

Анализ стихотворения Бальмонта помогает определить его структуру. Оно построено как речь самого ветра, олицетворяющего живое существо, лирического героя, который рассказывает о себе.

Вместо того, чтобы тихо и спокойно, как все, жить «настоящим», он видит «беспокойные» видения, «внимает» намекам таинственной струны, тайнам природы: цветам, шуму деревьев и «легендам волны». У героя появляется ощущение мимолетности «настоящего».

Он не хочет жить в нем, стремясь в будущее, которое кажется ему более привлекательным и не таким краткосрочным, хотя и «неясным».

Ключевыми словами в противовес покою являются глаголы «внимаю», «вдыхаю», «плыву», «тревожу». Кроме слов, описывающих деятельность, в стихотворении выражены и сильные эмоции, для этого поэт использовал такие эпитеты, как «восторг нежданный», «ненасытная тревога».

Таким образом, анализ стихотворения Бальмонта позволил сформировать основную мысль, воплощенную автором в этом произведении: счастье в постоянном движении, в неустанном бегстве от покоя «настоящего» и в объединении с вечно переменчивой природой.

Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

Константин Бальмонт, анализ стихотворения «Ветер» тому доказательство, поэт, имеющий тонкий вкус, высокую требовательность к красоте поэтического текста. Музыкальность его стиха, стремление выразить тонкие оттенки чувств и глубокое понимание природы дают возможность говорить, что он — один из самых ярких мастеров поэтического слова начала ХХ века.

Источник: https://autogear.ru/article/612/42/analiz-stihotvoreniya-balmonta-veter-obraztsa-simvolicheskoy-liriki/

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта "Челн томленья" на уроке литературы в 11 классе

И.А. Меховская,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Челн томленья»

на уроке литературы в 11 классе

Ход анализа

  1. Вступительное слово учителя.

Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт-символист начала 20 века. По словам его жены Е.А. Андреевой-Бальмонт, он «жил мгновением и довольствовался им, не смущаясь пестрой сменой мигов, лишь бы только полнее и красивее выразить их».

Послушайте одно из его ранних стихотворений — «Челн томленья». Оно было написано в 1894 году и посвящено князю А.И. Урусову, выдающемуся юристу, адвокату, который одним из первых признал и оценил талант Бальмонта.

Прием словесного рисования – контроль первичного восприятия. Какие эмоции вы испытали при прослушивании? Каков ключевой образ стихотворения? Какая картина представилась вам?

Лексическая работа со словом. Как вы понимаете слово «томленье»? (Ощущение душевной тревоги, беспокойство, мучение, страдание, тоска).

Определение цели работы. Давайте проследим развитие авторской мысли и попытаемся определить, что же тревожит челн, что заставляет его томиться и страдать.

2. Анализ стихотворения (прием «Вслед за автором»)

Обратимся к первой строфе.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

  • Величавый возглас волн.
  • Близко буря. В берег бьется
  • Чуждый чарам черный челн.

— Каким предстает созданный поэтом пейзаж? Что помогает передать атмосферу происходящего? (Пейзаж создан с помощью односоставных предложений: они помогают создать общую картину, на фоне которой разворачивается борьба челна со стихией – вечер, вздохи ветра, возглас волн. Стихия нарастает – пока еще буря близко, но море уже неспокойно и волны провозглашают ее приближение.)

— Как вы думаете, почему поэт выбирает именно вечер? (С одной стороны, вечер – романтическое время, и перед нами предстает величественная картина природы: бушующее море, вздымающиеся волны, бьющиеся о берег. С другой стороны, темное время суток усиливает трагизм происходящего, ведь челн остается один на один с грозными силами природы.)

— Какие приемы использует поэт при создании пейзажа? (Прием олицетворения, помогающий зримо представить созданную им картину: ветер вздыхает, волны «гласят». Прием звукописи, передающий и звуки волн, и шум ветра, что помогает словно «услышать» все, что происходит вокруг челна.)

— Ключевой образ – челн. Каким вы его увидели? (Челн одинок, он отдан во власть стихии, что подчеркивается словами «в берег бьется», и возникает ощущение безысходности этой борьбы. Он черного цвета, что тоже настраивает на пессимистичный лад. «Чуждый чарам», то есть разочарованный, возможно, тем, что происходит в его жизни, в окружающем мире.)

  1. — Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете образ челна? (Ассоциации с одиноким, разочаровавшимся в жизни человеком)
  2. Обратимся ко второй строфе.
  3. Чуждый чистым чарам счастья,
  4. Челн томленья, челн тревог
  5. Бросил берег, бьется с бурей,
  6. Ищет светлых снов чертог.

— Что можем нового добавить к характеристике челна? (Он чужд счастью. Он оставил родную сторону – «бросил берег», который защищал его от разыгравшейся стихии. Он ринулся навстречу буре, вступил в борьбу с бурей. Он пытается найти свой идеал – «ищет светлых снов чертог».)

  • Прочитаем третью строфу.
  • Мчится взморьем, мчится морем,
  • Отдаваясь воле волн.
  • Месяц матовый взирает,
  • Месяц горькой грусти полн.

— Обратите внимание на лексический повтор. С какой целью он употреблен? (Дважды повторяется глагол «мчится». Челн активен, стремителен, но он уже сломлен — отдается на волю волн, бури.)

— Какой новый образ появляется в этой строфе? Как можете охарактеризовать его? (Появляется образ месяца. Он охарактеризован с помощью эпитета «матовый», то есть лишенный блеска, ведь ночь темна.)

— Как вы думаете, почему поэт использует слово «взирает», не смотрит, не наблюдает, а именно «взирает»? Какую помету это слово имеет в словаре? (Это слово устаревшее, используется в торжественной, высокой речи, одно из значений – «устремлять взор».

Скорее всего, поэт хотел подчеркнуть, что месяц пристально наблюдает за тем, как мчится по грозному морю одинокое суденышко.

Месяц не выпускает его из вида, при этом полон грусти, и грусть эта «горькая» — эпитет, подсказывающий нам, что борьба со стихией не закончится победой судна.)

Обратимся к четвертой, заключительной, строфе.

Умер вечер. Ночь чернеет.

Ропщет море. Мрак растет.

  1. Челн томленья тьмой охвачен.
  2. Буря воет в бездне вод.
  3. — Давайте проследим, какие изменения произошли в природе:
  4. — вечер сменился ночью, причем ночь его просто «поглотила»: вечер «умер» (прием олицетворения), осталась только чернота ночи; пока был вечер, была хоть и небольшая, но надежда на то, что трагедии не произойдет;
  5. — море «ропщет» (тоже прием олицетворения), оно словно недовольно растущим мраком, но в то же время боится бури;
  6. — буря «воет» (прием олицетворения), и кажется, что нет от нее спасения «в бездне вод».

— Что происходит с челном? (Он охвачен тьмой, можно сказать, что она поглотила его.)

3. Итоги анализа стихотворения

— Каков размер стихотворения? (Стихотворение состоит из 4 строф, написано четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге. Это придает стихотворению динамичность, выразительность, задает определенный темп.)

— Какие приемы стали ведущими в стихотворении? (Прием звукописи, олицетворения. Все это помогает усилить впечатление от состояния природы.)

— Какие же чувства испытывает лирический герой, наблюдая эту картину? (Томление по идеалу, томительность жизни, одиночество, понимание того, что челн, брошенный на волю судьбы, сломлен ею.)

— Обозначим «точки соприкосновения» между образами челна и бури, сделаем вывод о символизме образов.

Читайте также:  Не отпускай меня - краткое содержание романа исигуро

* Брюсов считал «вечное движение своим «богом». Буря как раз и символизирует это вечное движение, неуспокоенность души. Но, увы, челн, стремительно мчась, отдался на волю бури…

4. Вывод

Цель поэзии – помочь читателю познать мир, осознать свое место в нем. Бальмонт, поэт-символист, пытался показать нам, что порой борьба человека со стихией (то есть с миром) бывает неравной, что обстоятельства не всегда к нам благосклонны. Но нужно ли смиряться с тем, что посылает тебе жизнь?..

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-stikhotvoreniia-k-d-balmonta-cheln-tomlenia.html

«Ветер» К. Бальмонт

«Ветер» Константин Бальмонт

Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,
Я внимаю намекам струны,
Цветам и деревьям шумящим
И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным,
Я в неясном грядущем живу,
Вздыхаю в рассвете туманном
И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном
Поцелуем тревожу листву.
Я в бегстве живу неустанном,
В ненасытной тревоге живу.

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании.

Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста.

Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора.

Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв.

Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след.

Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания.

Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

Источник: https://pishi-stihi.ru/veter-balmont.html

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»

/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.

Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

    Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.     В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления.

Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.

    В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги ( «Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).

    Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:     Я жить не могу настоящим,     Я люблю беспокойные сны,     Под солнечным блеском палящим
    И под влажным мерцаньем Луны.
    Символизм К.Д.

Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).
    Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта.

Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.     Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».

    Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».
    Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.     Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

    Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00084301184864197924

Поэты серебрянного века К.Д.Бальмонт

Последние годы жизни 

К концу 1920-х годов 
жизнь К. Бальмонта и Е. Цветковской 
становилась всё труднее. Литературные гонорары были мизерными, финансовая поддержка, которая исходила в основном от Чехии 
и Югославии, создавшим фонды помощи русским писателям, стала нерегулярной, затем прекратилась.

Поэту приходилось заботиться и о трёх женщинах. «Константин Дмитриевич — в очень трудном положении, едва сводит концы с концами… Имейте в виду, что наш славный Поэт бьётся от нужды действительной, приходившая ему из Америки помощь — кончилась… Дела Поэта всё хуже, хуже», — писал И. С. Шмелёв  Зеелеру В.Ф.

, одному из немногих, кто регулярно оказывал Бальмонту помощь.

Положение сделалось 
критическим после того, как в 1932 году стало ясно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием. С августа 1932 по май 1935 года Бальмонты безвыездно жили под Парижем, в бедности. Весной 1935 года Бальмонт попал в клинику.

«Мы в беде великой и в нищете полной… И у Константина Дмитриевича нет ни ночной рубашки приличной, ни ночных туфель, ни пижамы. Гибнем, дорогой друг, если можете, помогите, посоветуйте…», — писала Цветковская Зеелеру 6 апреля 1935 года.

Невзирая на болезнь и бедственное положение, поэт сохранил прежнюю эксцентричность и чувство юмора. К. Д. Бальмонт — Е. А. Андреевой

В 1940—1942 годах Бальмонт не покидал Нуази-ле-Гран; здесь, в приюте «Русский дом», он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»)

Читайте также:  Тигр - доклад сообщение

С 1960-х гг. стихи 
Бальмонта в СССР стали печатать в антологиях. В 1984 г. издан большой 
сборник избранных произведений

Из всех мемуаристов 
наиболее тёплые воспоминания о К. Д. Бальмонте оставила М. И. Цветаева, которая 
была с поэтом очень дружна. Она 
писала: Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: «Поэт…

Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было ещё что-то кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но – ещё что-то.

В Бальмонте, кроме поэта в нём, нет ничего…»

«Бывают стихи хорошие, отличные стихи, но проходят мимо, умирают 
бесследно. И бывают стихи как 
будто банальные, но есть в них 
некая радиоактивность, особая магия. Эти стихи живут. Таковы были некоторые 
стихи Бальмонта», — писала Тэффи 
   

  • Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Ветер»
  •       Я жить не могу настоящим,
  •       Я 
    люблю беспокойные сны
  •       Под 
    солнечным блеском палящим
  •       И 
    од влажным мерцаньем луны.-
  •       Я 
    жить не хочу настоящим,
  •       Я 
    внимаю намекам струны,
  •       Цветам 
    и деревьям шумящим
  •       И 
    легендам приморской волны.
  •       Желаньем томясь несказанным,
  •       Я 
    в неясном грядущем живу,
  •       Вдыхаю 
    в рассвете туманном
  •       И 
    с вечернею тучкой плыву.
  •       И 
    часто в восторге нежданном
  •       Поцелуем 
    тревожу листву.
  •       Я 
    в бегстве живу неустанном,
  •       В 
    ненасытной тревоге живу. 

 Данное стихотворение было написано в 1895 году. Главной особенностью его является то, что оно написано от лица ветра. Ветер рассказывает о своей жизни, чувствах, желаниях.

Бальмонта всегда притягивала природа с её вечной изменчивостью, одухотворённостью, возвышением над земной суетой. Всё это в полной мере было присуще ветру.

Бальмонт описывает ветер не только как движение воздуха, он показывает и его душевную, человеческую сторону.

В стихотворении 
именно ветер является символом. Через 
этот символ Бальмонт передает основную тему стихотворения – осознание 
мимолетности всего на земле и 
в душе человека. Эта вечная идея мимолетности бытия является отражением литературы «Серебряного века» в 
творчестве Бальмонта.

 Поэт показывает слияние ветра и человеческой души. Им в равной мере присуще стремление к «неясному грядущему», возможно, лучшему будущему и отрицание существующей настоящей жизни. Бегство от реальности и постоянная тревога – это состояние русского человека того времени, абсолютно верно переданное с помощью символа — ветра в стихотворении.

 Я считаю, что 
от лица ветра поэт передаёт 
и свои чувства.

 Он не может 
и не хочет жить настоящим, 
поэтому томится в ожидании 
желаемого, но совершенно неясного, неизвестного и потаённого будущего.

Бальмонта привлекают лишь мимолётные 
мгновения настоящей жизни: палящий 
солнечный блеск, влажное мерцание 
луны, вздох «в рассвете туманном», — которые он и отобразил в 
стихотворении «Ветер».

Источник: https://www.stud24.ru/literature/pojety-serebryannogo-veka-kdbalmont/206938-605422-page3.html

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Ветер”

В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель “старшего” символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.

Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать “мгновение” жизни – все это позволяет сказать, что К. Д.

Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков.

Стихотворения К. Д. Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ. В стихотворении “Ветер” К. Д.

Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: “намек струны”, “приморская волна”, “поцелуем тревожу листву” и т. д.

Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К. Д. Бальмонта с импрессионистами.

В данном стихотворении присутствует

главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги .

Композицию стихотворения “Ветер” составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб: Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем Луны. Символизм К. Д.

Бальмонта выражается в ярких тропах: “блеском палящим, “влажным мерцаньем приморской волны”, “в восторге нежданном”. Они стилистически выдержаны . Синтаксис стихотворения “Ветер” своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения “Я”, чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта.

Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: “Я жить не могу настоящим” в первом четверостишии и “Я жить не хочу настоящим” во втором.

Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: “Я жить не могу настоящим”, “В ненасытной тревоге живу”. Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра.

В неустойчивом равновесии жизни и смерти К. Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, “ненасытно тревоги”, ему по нраву “беспокойные сны”.

Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств. Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями , что выражает нетерпение и противоречивость Ветра. Таким образом, стихотворение “Ветер” является образцом символистической лирики.

К. Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-k-d-balmonta-veter/

Московские символисты. Брюсов и Бальмонт

В одной из прошлых статей мы начали говорить о модернизме и символизме в частности русской литературы.

Символическая поэзия — это поэзия настроения. Её не легко понять. Часто поэты-символисты оправдывают аморальное поведение.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о московских символистах – Бальмонте и Брюсове – они более оптимистичны, у них меньше мистики.

Источник: https://ok.ru/group/54085865898196/topic/69411009091028

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) прославился музыкальностью, лёгкостью, яркостью своих стихов. Он был мастером звукописи – «Я вольный ветер» (1897).

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивыВ ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы.Явное сгущение звуков «в», «л», «н».Одно из лучших стихотворений «Будем как солнце!» (1902).Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведёт по пути золотому.Будем лишь помнить, что вечно к иному: К новому, сильному, доброму, злому,Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземномуВ нашем хотенье земном! Будем, как солнце всегда – молодое,Нежно ласкать огневые цветы,Воздух прозрачный и всё золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое,Дальше, ещё, до заветной черты, дальше нас манит число роковоеВ вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как солнце, оно молодое.В этом завет красоты!

Это призыв жить ярко, интенсивно, совершая и добро, и зло, но только не останавливаясь. Добро и зло для автора равны (в этом и проявилось декадентство). Бальмонт отстаивал свободу человека быть разным, человек должен соответствовать не принципам и вечным ценностям, а своему сегодняшнему настроению.

Сегодня ему хочется быть добрым, ласковым, завтра – злым, угрюмым.

Главное – свобода: нельзя быть всегда одним и тем же принуждённо, насильственно, даже от принудительной, неискренней доброты толку не будет. Кроме того, надо отметить, что Бальмонт был прекрасным переводчиком, лучшее его достижение перевод «Ворона» Эдгара По.

Источник: https://maxpark.com/community/5487/content/6583604

Валерий Брюсов (1873-1924) был вождём, организатором московского символизма. Был крайне самолюбив. Первые два его сборника назывались «Шедевры» (1895) и «Это — я» (1897).

Многие стихи его нарочито экзотические, вызывающие. Например, однострочное стихотворение: «О, закрой свои бледные ноги».

Источник: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2016/04/William-Oxer.html?m=1

Он один из самых ярких певцов тёмной, головокружительной, неуправляемой страсти, дающей и счастье, и муку, а иногда убивающей. «Предчувствие» (1894).

Моя любовь – палящий полдень Явы, Как сон разлит смертельный аромат,Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат, Здесь по стволам свиваются удавы.И ты вошла в неумолимый сад Для отдыха, для сладостной забавы?Цветы дрожат, сильнее дышат травы, Чарует всё, всё выдыхает яд.

Идём, я здесь! мы будем наслаждаться, — Играть, блуждать, в венках из орхидей,Тела сплетать, как пара жадных змей! День проскользнёт. Глаза твои смежатся.То будет смерть. – И саваном лиан Я обовью твой неподвижный стан.

Читайте также:  Пармская обитель - краткое содержание романа стендаля

Есть у Брюсова интересное стихотворение, описывающее беременную женщину «Хабет илла ин альво (она имеет во чреве – лат.)» (1902).

Другой значительный мотив поэзии Брюсова – «бессонная жажда знанья», стремление к совершенству, красоте, истине, желание разгадать загадки жизни.

Интересно стихотворение «К счастливым» (1905), где описано далёкое будущее человечества, в котором люди, наконец, будут по-настоящему счастливы, достигнут во всём предельного совершенства – в науке, искусстве и т.д.

А мы, живущие в несовершенном настоящем, должны работать для этого будущего, стать к нему ступенью и не роптать, что нам то будущее счастье не достанется.

Разоблачённых тайн святой родник Их упоит в бессонной жажде знанья.И Красоты осуществлённый лик Насытит их предельные желанья.И ляжем мы в веках, как перегной, Мы все, кто ищет, верит, страстно дышит.

И этот гимн в веках пропетый мной, Я знаю мир грядущий не услышит.Ну что ж.

Пусть так! Клони меня, Судьба! Дышать грядущим – гордая услада!И есть иль нет дороги сквозь гроба, Я был, я есмь! Мне вечности не надо!

Петербургские старшие символисты отличались большим пессимизмом и тягой к мистике.

Кто из писателей-символистов ближе всего лично Вам? Пишите в х!

Спасибо за просмотр. Ставьте «палец вверх», если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!

  • Онегину 26, а Татьяне лишь 13…
  • М.А.Булгаков: «Я никогда не пойду на это». Что сделал Сталин с великим писателем?
  • Адольф Гитлер: «Ленинград выжрет самого себя». Книга о блокаде, которую знают немногие.
  • Отношение И.А.Бунина к западной цивилизации. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
  • Что нового можно сказать о романе «Мы» Замятина?
  • «Полковнику никто не пишет». Латиноамериканский писатель об СССР.

Если Вы являетесь автором канала на Яндекс Дзен, то для Вас есть возможность размещения рекламы Вашего канала в моём блоге.

Ссылки для связи в шапке профиля.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb074ff7e049100b13d27e8/5d4531c24e057700acdbd255

«Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Ветер»»

В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни — все это позволяет сказать, что К. Д.

Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX — начала XX веков. Стихотворения К. Д. Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания — и рождается образ.

В стихотворении «Ветер» К. Д. Бальмонт использует любимый прием — перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т. д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К. Д. Бальмонта с импрессионистами.

В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта — образ Ветра — символа вечного движения, ненасытной тревоги («Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»). Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер — ямб: Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем Луны.

Символизм К. Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).

Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора — повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором. Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».

Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К. Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».

Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения — свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств. Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К. Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/270

К. Д. Бальмонт. Живая вода. Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

В стихотворении «Живая вода» обращение к «родным богатырям» выступает в роли поэтиче­ского приема, который определяет эмоциональ­ную атмосферу стихотворения и его построение. Проследите, как поэт, отдавший дань изяществу формы, чередованием обращений достигает ком­позиционной стройности стихотворения.

  • В строках стихотворения утверждается, что богатыри сопровождают детство, отро­чество, юность и молодость, что они — живая вода духовного мира человека:
  • Богатыри, вы — боги,
  • Вам жить и жить всегда.
  • Так в стихотворении развернута карти­на жизни человека и ее тесная связь с бо­гатырским миром фольклорных героев.

Как воспринимаются богатыри в разные пе­риоды человеческой жизни? Какими они предста­ют в детстве, отрочестве, юности, молодости? Как вы понимаете метафоры «в яркой зыби дней», «затон мечтанья», «мгновенья потонули»? Чего до­стигает поэт, используя эти образные выражения?

Богатыри былин, по мнению поэта, в каждый из периодов жизни человека иг­рают свою роль. В детстве — это зимние грезы, в отрочестве — отсвет былых свер­шений, важность которых уже начинает осознаваться, в юности они тесно связыва­ются с богатством и многообразием духов­ной жизни.

Молодость возвращается в на­шу жизнь вместе с этими образами героев былин. Неизменное вмешательство бы­линных образов в жизнь человека подчер­кивается метафорами, которые запечатле­вают движение времени и тесную связь всех мыслей и чувств человека с богатст­вом мира фольклорных героев.

Какие сравнения, щедро рассыпанные по всему стихотворению, вам показались неожидан­ными, необычными, яркими?

Роль богатырей в жизни человека раз­ного возраста сравнивается с зимней ме­телью, которая качает загрезившую ель, то с отсветом вечных сил, то со стеблем давней были, который пробивает тьму, то с подарком — жар-птицей.

Все сравнения необычны, этим они и интересны читате­лям. Те образы, которые возникают при чтении, расширяют роль этих фольклор­ных героев в жизни человека, помогают увидеть сказочное многообразие их отра­жения в поэтическом слове.

Эти образные выражения связаны со стремительным движением времени в нашей жизни.

Как подчеркнуто в стихотворении единство богатырей и природы?

Начиная с названия стихотворения, вся система образов, возникающих при чте­нии, демонстрирует тесную связь былин­ных героев и родной природы, которая пе­редана в художественных приемах.

«Жи­вая вода» былинных образов видна и в том, как автор использует их в своем сти­хотворении, и в том, как автор обозначает перемену их роли в различных возрастах.

«Живая вода» поэтической речи живет в эпитетах, метафорах, сравнениях.

  1. Эпитеты: водные, степные, лесные голоса; снежная даль; загрезившая ель; вечные силы; давняя быль…
  2. Метафоры: метель качает, вошла печаль…
  3. Сравнения: как зимняя метель, как отсвет вечных сил; как стебель давней были, как тень; как звезда…
  4. В каких словах стихотворения дается образ перепутья, распутья?

Образ перепутья, распутья завершает стихотворение. И на том месте, «где со­шлись дороги», богатыри являются «как звезда», наверное как путеводная звезда, поскольку поэт утверждает: «Вам жить и жить всегда».

Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

Слова живая вода утверждаю! роль образов былинных героев в жизни каждого человека. Насыщая человека «отсветом вечных сил», они помогают сохранять и даже возвращать молодость, юношеское восприятие окружающего мира.

На этой странице искали :

  • как вы понимаете смысл заглавия стихотворения живая вода
  • анализ стихотворения бальмонта живая вода
  • анализ стихотворения живая вода
  • как вы понимаете смысл заглавия стихотворения
  • анализ стихотворения живая вода бальмонт

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/k-d-balmont-zhivaya-voda-kak-vy-ponimaete-smysl-zaglaviya-stixotvoreniya.html

Ссылка на основную публикацию