- Еще томлюсь тоской желаний,
- Еще стремлюсь к тебе душой —
- И в сумраке воспоминаний
- Еще ловлю я образ твой…
- Твой милый образ, незабвенный,
- Он предо мной везде, всегда,
- Недостижимый, неизменный,
- Как ночью на небе звезда…
- КОММЕНТАРИИ:
Автографы (2) — Мураново. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 1; Альбом Тютч. — Бирилевой. С. 75.
Первая публикация — Москв. 1850. № 8. Кн. 2. С. 288, под общим заголовком «Осемь стихотворений, обещанных в 7 книге «Москвитянина», вместо подписи: «***». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 27–28; Изд. 1854. С. 54; Изд. 1868. С. 118; Изд. СПб., 1886. С. 137; Изд. 1900. С. 147.
Печатается по автографу Альбома Тютч. — Бирилевой.
Первый автограф — на обратной стороне листа, на котором фрагмент труда «Россия и Запад» на фр., датированный 27 декабря 1848/8 января 1849 г. Во втором автографе карандашом в конце стихотворения проставлено — «1848». К.В. Пигарев полагал, что год поставлен рукой Э.Ф. Тютчевой (Лирика I. С. 379).
Печатные издания, по существу, не отличаются, но в первой публикации выделены две строфы-четверостишия. В Изд. 1900 стихотворение оформлено в виде одного сложного предложения, тютчевские многоточия превращены в запятые. В Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 в конце указана дата — «1848».
Посвящено памяти первой жены поэта Элеоноры Федоровны (6/18 октября 1800 — 28 авг./9 сентября 1838). Такого мнения придерживался И.С. Аксаков, комментируя стихотворение (Биогр. С. 24–25) (В.К.).
Эмилия Элеонора Тютчева — происходила из графского рода Ботмеров, а по матери из рода Ганштейн. Особенности этой семьи состояли, по словам Брюсова, в «постоянной жажде приключений, в беспокойном стремлении к перемене мест, в какой-то неустойчивости всего душевного склада» (БЛ. С. 491).
От первого брака с Александром Петерсоном (ум. 1825) у нее было четверо сыновей: Карл, Оттон, Александр и Альфред. Знакомство Элеоноры и Федора Тютчева состоялось вскоре после возвращения поэта в Мюнхен в первой половине января 1826 г.
Брак был поначалу гражданский, ибо они были разного вероисповедания (он православного, она лютеранского), и надо было еще получить разрешение церкви помимо родительского благословения. Их юридический брак состоялся 27 января/8 февраля 1829 г. В своих письмах родителям Тютчев пишет о большой любви жены к нему и о своей благодарности ей.
«…Скромная гостиная Тютчева в Мюнхене, при общительном характере прелестной хозяйки, стала вскоре сборным местом всех даровитых и вообще замечательных людей в городе», — рассказывает Аксаков (Биогр. С. 24). Этот салон посещал Гейне и оставил светлые поэтические воспоминания о жене Тютчева и ее сестре Клотильде.
Однако финал семейной жизни поэта был омрачен. Примерно в 1834 г. Элеонора узнала о тайных встречах своего мужа с Эрнестиной Дернберг, что явилось причиной ее нервной болезни и попытки самоубийства весной 1836 г. В 1837 г. она с мужем и дочерьми приехала в Россию. На обратном пути (она возвращалась без мужа) ночью 19 мая 1838 г.
на пароходе «Николай I» случился пожар. Мужественная женщина спасла детей, но это стоило ей окончательной потери здоровья. Она скончалась в Турине 27 августа/9 сентября 1838 г.
Тютчев мучительно переживал ее кончину, стих. «Еще томлюсь тоской желаний…» свидетельствует о сохраняющемся в поэте светлом чувстве любви к покойной жене. Ей же посвящено стих. «В часы, когда бывает…» (1858). Горе от утраты жены Тютчев выразил и в письме В.А. Жуковскому 6/18 октября 1838 г. (Г.Ч.).
Источник: https://ftutchev.ru/stihi0146.html
Анализ стихотворения Еще томлюсь тоской желаний Тютчева
Лирическое произведение поэта посвящено его первой жене Элеоноре Петерсон. Оно написано поэтом спустя 10 лет после смерти супруги и говорит о его не угаснувших чувствах к ней. Элеонора Петерсон была прекрасно образованной, знатной красавицей, успевшей овдоветь к 26 годам, оставшись с малолетними детьми на руках.
При первой встрече Тютчев и Петерсон почувствовали родство душ и вскоре тайно обвенчались, официально оформив брак спустя три года. Первая жена поэта была старше его на несколько лет. Она была умелой хозяйкой, прекрасной хранительницей скромного домашнего очага.
Первые годы супружества поэта были очень счастливыми, но роман с женщиной моложе и свободнее был лишь вопросом времени. Поэт, как и любая творческая натура, увлекся молодой женщиной и роман закрутился. Вскоре его жена узнала об этом.
Нервные срывы на фоне этой и других неприятностей подкосили ее здоровье и в 40 лет она умерла на руках у мужа.
Тютчев провел последнюю ночь с ней, и виня себя в ее смерти, резко поседел. То, каким вниманием, заботой и теплотой окутывала его супруга, оставило неизгладимое воспоминание на всю жизнь. Уже в зрелом возрасте поэт пишет ей свое посвящение «Еще томлюсь тоской желаний». Рождается трагично-лиричное произведение, усыпанное ласкательными эпитетами и пропитанное ностальгическим настроением.
Анализ стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…» Тютчева
(1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения — тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное:
- Твой милый образ, незабвенный,
- Он предо мной везде, всегда,
- Как ночыо на небе звезда…
Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: «милый образ, незабвенный», «недостижимый, неизменный». Образ любимой сопоставляется с небесной звездой, которая также недостижима для лирического героя.
Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний»
В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей — Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками — французским и немецким, отличалась хрупкой красотой. В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году.
Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми.
Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа.
В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг — известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой.
В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.
В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается. Как и во многих
других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще». Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше.
Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти. Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.
срочно нужен анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний»
Несмотря на горячую любовь к Амалии фон Лерхенфельд, Тютчев, к удивлению своих друзей, 21 февраля 1826 года, обвенчался с Эмилией Элеонорой Петерсон, урожденной Ботмер. Венчание с представительницей одного из самых знатных баварских родов было тайным. Элеонора была старше Тютчева на 4 года, и уже побывала в браке (муж ее, русский дипломат Александр Петерсон, скончался годом раньше).
У Элеоноры уже было четыре сына. О состоявшемся венчании мюнхенское общество не было осведомлено в течение нескольких лет, а первые сведения о заключенном союзе стали известными только после юридического оформления брака, которое состоялось 27 января 1829 года.
Многие полагали, что Тютчев не испытывал к Элеоноре особых чувств, а его поспешная женитьба была связана со стремлением забыть Амалию.
Однако с годами Тютчев смог оценить глубину чувств, которые испытывала к нему жена, и даже ответить на них. Элеонора стала для поэта не только лучшим другом, но еще и источником вдохновения. Элеонора Федоровна Тютчева была очень хороша собой. Родители и родственники Тютчева приняли ее очень тепло.
В течение многих лет на Элеоноре лежали все финансовые и хозяйственные заботы, от которых она тщательно оберегала мужа.
Сам Тютчев, очень ценивший подобную заботу, писал в одном из своих писем родителям, что нельзя быть любимым другим человеком сильнее, чем от любим своей супругой и это после 11 лет брака! Первые прожитые с Элеонорой годы Тютчев вспоминал потом как лучшие годы своей жизни.
Последующие годы брака были несколько омрачены связью Тютчева с Эрнестиной Дрнберг, однако в 1837 году он вернулся на родину, и встречи с Эрнестиной практически прекратились. Вскоре Тютчев получил назначение в Турин, куда и выехал в октябре 1837 года.
Семья его должна была приехать к нему в мае следующего года, однако во время их путешествия на пароходе Николай I начался пожар. Элеонора Тютчева во время этого страшного испытания проявила удивительное присутствие духа, и ей удалось спасти всех детей.
Но в пожаре погибли все вещи и документы, что усугубило тяжелое материальное положение семьи. Налаживание быта целиком и полностью легло на плечи Элеоноры, и нервное потрясение, которое ей пришлось пережить, а также внезапная простуда, подорвали ее силы. 27 августа 1838 года Тютчев овдовел.
По свидетельству очевидцев, у гроба жены поэт поседел за одну ночь так велико было его страдание.
Как передать глубокую грусть, слышавшуюся в его голосе, когда он одно за другим перебирал столько далеких воспоминаний.
Никогда раньше я не слыхала, чтобы он так выражал свои сожаления, будучи натурой скрытной и ненавидящей все, что носит хотя бы малейший оттенок чувствительности, он очень редко говорит о том, что испытывает.
Вероятно, потому его скорбь, прорываясь наружу, бывает особенно выразительна… (Из дневника А. Ф. Тютчевой. Петербург. 14 26 мая 1846 года) Скорбь Тютчева вырвалась наружу и еще один раз. Поэтическими строками:
- …Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой. Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный,
- Как ночью на небе звезда…
Звезда милого, беспечного, сущего ребенка, истинного поэта, все еще дарила ему свой нежный, заботливый, теплый свет. Оберегала, окутывала теплом воспоминаний. О себе же беспокоиться не позволяла. Ничем не отягощала ароматный сумрак воспоминаний обожаемого некогда существа.
Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний»
Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Какие фразы и словосочетания характеризуют внутренний мир поэта, его переживания?
Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний.
Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адресата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»?
Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатление создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату стихотворения.
С одной стороны, «милый образ» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, недоступен, недостижим.
Для выражения этого, казалось бы, противоречивого образа (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда».
В чем вы видите эмоциональный смысл стихотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по — вашему, поэт использует сравнение взгляда на письма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Какие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и почему?
В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и радости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зримую картину общения ее с дорогими письмами, очень сильное.
Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глубокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени».
В сравнении писем с золой символизируется прощание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно).
Однако еще более яркое сравнение находит Тютчев для показа, как в возвращении к старым письмам нахлынули одновременно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и горестные чувства. Это строки:
- Брала знакомые листы
- И чудно так на них глядела,
- Как души смотрят с высоты
- На ими брошенное тело.
Текст «Еще томлюсь тоской желаний…» Ф.Тютчев
- Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой — И в сумраке воспоминаний
- Еще ловлю я образ твой…
- Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда,
- Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда…
Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…»
В феврале 1826 года Тютчев, пребывая на службе в Мюнхене, познакомился с молодой вдовой, матерью четырех сыновей – Элеонорой Петерсон. По свидетельствам современников, 26-летняя графиня была «бесконечно очаровательна», хорошо владела двумя языками – французским и немецким, отличалась хрупкой красотой.
В русского поэта она влюбилась буквально с первого взгляда. Спустя несколько месяцев после знакомства пара тайно обвенчалась. На протяжении двух лет многие представители высшего света в Мюнхене ничего не знали об этой свадьбе. Официально Тютчев женился на Петерсон только в 1829 году.
Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа.
В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг – известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания.
На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.
В 1848 году, по прошествии десяти лет со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…». В нем лирический герой тоскует по покинувшей его возлюбленной. В тексте напрямую о смерти не говорится, хотя между строк этот мотив достаточно легко считывается.
Как и во многих других интимных стихотворениях Федора Ивановича, любовь здесь напрямую связана со страданиями. В рассматриваемом тексте четырежды повторяется слово «еще».
Благодаря использованной поэтом анафоре читатель понимает, что с момента потери возлюбленной прошло некоторое время, но боль в душе героя так и не утихла, горе его не стало меньше. Ее образ, охарактеризованный эпитетами «милый», «незабвенный», «недостижимый», «неизменный», остался навсегда запечатленным в памяти.
Он сравнивается со звездой на небе, до которой лирическому герою никогда не суждено добраться, как не суждено ему в этом мире еще хотя бы раз встретиться с возлюбленной, забранной безжалостной смертью.
Послушайте стихотворение Тютчева Еще томлюсь тоской желаний
Темы соседних сочинений
← Еще земли печален вид↑ ТютчевЕще шумел веселый день →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/eshhe-tomlyus-toskoj-zhelanij
Еще томлюсь тоской желаний… (сборник)Текст
Я встретил вас – и все былоеВ отжившем сердце ожило…
Один взгляд на эти строки – и в голове сразу звучит мотив романса. Легко, по памяти, продолжаем:
Я вспомнил время золотое —И сердцу стало так тепло…
Кажется, мы всю жизнь знали эти стихи, и рассказанная в них история представляется совсем простой: когда-то поэт любил женщину, и вдруг встречает ее, скорее всего, случайно, после долгой разлуки.
История действительно простая. Юношеская влюбленность, расставание, случайная встреча. И разлука действительно долгая – без малого четверть века, и встреча случайная.
А все воскресает: и очарование, и любовь, и «душевная полнота», и сама жизнь наполняется смыслом. И трудно представить, что поэту уже 67 лет, а его любимой – 61.
И остается только восхищаться такой силой и чистотой чувств, такой способностью любить, таким преклонением перед женщиной.
Это была Клотильда Ботмер – младшая сестра Элеоноры, первой жены Федора Ивановича Тютчева; ее инициалы и вынесены в заглавие стихотворения. Между двумя встречами с этой женщиной поэт пережил и юношескую влюбленность, и семейное счастье мужа и отца, и роковую страсть, и горькие потери любимых.
История любви Федора Ивановича Тютчева полна драматизма, безумной страсти, роковых ошибок, душевных мук, разочарований и раскаяния.
Поэт в своих стихах не называет имен любимых женщин, они становятся для него центром бытия, осью, на которой держится весь мир; и каждый раз любовное увлечение оборачивается не только слиянием родственных душ, но и поединком роковым:
Любовь, любовь – гласит преданье —Союз души с душой родной —Их съединенье, сочетанье,И роковое их слиянье,И… поединок роковой… (Предопределенье)
Первая любовь пришла к Федору Тютчеву в Мюнхене, где он служил внештатным чиновником при русской дипломатической миссии. «Младой фее» – Амалии Максимилиановне Лерхенфельд (позднее в замужестве – баронесса Крюденер) – было всего 14 лет, а поэту 18.
Они гуляли по городу, совершали поездки по его древним предместьям, к Дунаю, обменялись цепочками для нательных крестиков («Я помню время золотое…»). Однако «золотое время» романтических прогулок и по-детски чистых отношений длилось недолго.
Предложение о браке было отклонено родственниками юной возлюбленной: нетитулованному русскому дипломату, находящемуся в Германии на внештатной службе, небогатому и еще слишком молодому, предпочли более удачную партию.
Переживания Тютчева – обида, горечь, разочарование – отражены в грустном, щемящем сердце, послании:
Твой милый взор, невинной страсти полный,Златой рассвет небесных чувств твоихНе мог – увы! – умилостивить их —Он служит им укорою безмолвной.Сии сердца, в которых правды нет,Они, о друг, бегут, как приговора,Твоей любви младенческого взора.Он страшен им, как память детских лет.Но для меня сей взор благодеянье;Как жизни ключ, в душевной глубинеТвой взор живет и будет жить во мне:Он нужен ей, как небо и дыханье.Таков горе духов блаженный свет;Лишь в небесах сияет он, небесный;В ночи греха, на дне ужасной бездны,Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет. («Твой милый взор, невинной страсти полный»)
Но была еще одна встреча спустя многие годы. Амалия, уже не останавливаясь перед нормами приличия, без приглашения пришла к умирающему Тютчеву и вернула обещанный при обмене шейными крестильными цепочками поцелуй.
В Мюнхене же Тютчев встретил свою новую любовь – Элеонору Петерсон (урожденную фон Ботмер). Она была вдовой русского дипломата, старше Тютчева на три года и имела от первого брака четырех сыновей.
Необыкновенно красивая, женственная, чуткая, она боготворила мужа и подарила ему несколько счастливых лет и трех дочерей: Анну (1829), Дарью (1834) и Екатерину (1835).
В январе 1833 года в жизнь Тютчева, словно камень, сброшенный с горы, – кем сброшенный – всесильным Роком или слепым Случаем? – ворвалась новая большая любовь, повлекшая за собой испытания и проблемы…
С горы скатившись, камень лег в долине.Как он упал? Никто не знает ныне —Сорвался ль он с вершины сам собой,Иль был низринут волею чужой?Столетье за столетьем пронеслося:Никто еще не разрешил вопроса. (Probleme)
Всепоглощающая безумная страсть к молодой и прелестной Эрнестине фон Дёрнберг (урожденной фон Пфеффель) в сочетании со служебными обязанностями и чувством семейного долга вызывают у поэта томление, раздражение, отчаянную тоску.
Однако этим испытаниям и проблемам суждено было закончиться настоящей трагедией: в результате несчастного случая в жесточайших мучениях Элеонора умерла.
Нежную память о ней поэт сохранил на всю жизнь, а на 10-ю годовщину смерти Элеоноры написал:
Еще томлюсь тоской желаний.Еще стремлюсь к тебе душой —И в сумраке воспоминанийЕще ловлю я образ твой…Твой милый образ, незабвенный,Он предо мной везде, всегда,Недостижимый, неизменный,Как ночью на небе звезда… («Еще томлюсь тоской желаний…»)
Так спустя шесть лет после знакомства и безумной страсти Эрнестина стала второй женой поэта.
Люблю глаза твои, мой друг,С игрой их пламенно-чудесной,Когда их приподымешь вдругИ, словно молнией небесной,Окинешь бегло целый круг…Но есть сильней очарованья:Глаза потупленные ниц,В минуты страстного лобзанья,И сквозь опущенных ресницУгрюмый, тусклый огнь желанья. («Люблю глаза твои, мой друг…»)
Эта женщина вдохновила Тютчева на создание таких шедевров любовной лирики, как «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Вчера, в мечтах обвороженных», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «1 декабря 1837», «Она сидела на полу…».
Она родила ему трех детей: Марию (1840), Дмитрия (1841) и Ивана (1846). В сентябре 1844 года под влиянием жизненных обстоятельств Тютчев принял решение вернуться в Петербург. Начиналась вторая, русская, жизнь Федора Ивановича.
Тютчеву – 41 год.
Жизнь в России для семьи оказалась сложной: постоянные денежные затруднения, непривычный климат, неустроенный, по сравнению с европейским, быт; а главное – дети, свои, крошечные, с детскими болезнями и почти взрослые падчерицы с новыми взрослыми проблемами.
К Петербургу Эрнестина Федоровна так и не привыкла, не увлекали ее и успехи в «модном свете»; охотно отпуская супруга блистать в аристократических гостиных, она с удовольствием занималась детьми, домом, много и серьезно читала, а позже подолгу жила в родовом имении Тютчевых в Орловской губернии.
Федор Иванович начал томиться, скучать, рваться из дому… Ему стало тесно внутри семейного круга.
Как дымный столпсветлеет в вышине! —Как тень внизу скользит,неуловима!..«Вот наша жизнь,—промолвила ты мне,—Не светлый дым,блестящий при луне,А эта тень, бегущая от дыма…» («Как дымный столп…»)
В таком состоянии души и сердца застало Тютчева знакомство с Еленой Денисьевой. Елена Александровна была женщиной красивой, смелой, темпераментной; роман с нею развивался бурно и страстно. Последовали скандал и общественное осуждение.
Чему молилась ты с любовью,Что, как святыню берегла,Судьба людскому суесловьюНа поруганье предала.Толпа вошла, толпа вломиласьВ святилище души твоей,И ты невольно постыдиласьИ тайн и жертв, доступных ей.Ах, если бы живые крыльяДуши, парящей над толпой,Ее спасали от насильяБессмертной пошлости людской! («Чему молилась ты с любовью»)
Гордая молодая женщина, бросившая вызов светскому обществу, совершившая подвиг во имя любви и погибшая в отчаянной борьбе за свое счастье – такова героиня денисьевского цикла стихотворений. Тютчев понимал, насколько роковой оказалась для нее их любовь.
О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!…..Судьбы ужасным приговоромТвоя любовь для ней была,И незаслуженным позоромНа жизнь ее она легла! («О, как убийственно мы любим…»)
Душа поэта разрывалась между двумя любимыми женщинами. И Эрнестина, и Елена были как бы центрами двух его разных жизней, двух одновременно существующих миров. Испытывая глубокое благодарное чувство к жене, он тем не менее не мог положить конец своим отношениям с Еленой, которые в одном из стихотворений 1859 года, обращенном к Эрнестине Федоровне, назвал «духовным обмороком»:
Не знаю я, коснется ль благодатьМоей души болезненно-греховной,Удастся ль ей воскреснуть и восстать,Пройдет ли обморок духовный?Но если бы душа моглаЗдесь, на земле, найти успокоенье,Мне благодатью ты б была —Ты, ты, мое земное провиденье!.. («Не знаю я, коснется ль благодать»)
Однако привязанность, чувство долга и благодарности к жене не могли вытеснить из души поэта такую драматичную, но нежную любовь к Елене Денисьевой.
О, как на склоне наших летНежней мы любим и суеверней…Сияй, сияй, прощальный светЛюбви последней, зари вечерней!Полнеба обхватила тень,Лишь там, на западе, бродит сиянье,—Помедли, помедли, вечерний день,Продлись, продлись очарованье.Пускай скудеет в жилах кровь,Но в сердце не скудеет нежность…О ты, последняя любовь!Ты и блаженство и безнадежность. (Последняя любовь)
Развязка этой накаленной драматичной ситуации была трагической. Отчаянно отстаивая свое право на счастье с любимым, Елена Александровна уже в зрелом возрасте решилась на третьего ребенка, но умерла при родах. За год до этого Тютчев написал стихотворение, в котором впервые за четырнадцать лет своего рокового романа признает его греховность:
Когда на то нет Божьего согласья,Как ни страдай она, любя,—Душа, увы, не выстрадает счастья,Но может выстрадать себя… («Когда на то нет Божьего согласья…»)
Смерть любимой глубоко потрясла поэта, собственная жизнь будто потеряла смысл; им охватило отчаяние, он даже был близок к помешательству.
О, этот Юг, о, эта Ницца!..О, как их блеск меня тревожит!Жизнь, как подстреленная птица,Подняться хочет – и не может…Нет ни полета, ни размаху —Висят поломанные крылья,И вся она, прижавшись к праху,Дрожит от боли и бессилья… («О, этот Юг, о, эта Ницца!..»)
Чувство страдания и вины усугубилось трагедией в семье: один за одним умерли четверо детей, а вскоре и брат.
Последние слова любви Федор Иванович, уже смертельно больной, адресовал своей жене Эрнестине:
Всё отнял у меня казнящий Бог:Здоровье, силу воли, воздух, сон,Одну тебя при мне оставил он,Чтоб я ему еще молиться мог.
День смерти поэта пришелся на 15 июля 1873 года. За двадцать три года до этого, день в день, 15 июля, последний романтический поэт встретил свою последнюю любовь – Елену Денисьеву…
1820-еТвой милый взор, невинной страсти полный…
«Не дай нам духу празднословья!»
«Не дай нам духу празднословья!»Итак, от нынешнего дняТы в силу нашего условьяМолитв не требуй от меня.
Начало 1820-х годов
Весеннее приветствие стихотворцам
Любовь земли и прелесть года,Весна благоухает нам!—Творенью пир дает природа,Свиданья пир дает сынам!..Дух силы, жизни и свободыВозносит, обвевает нас!..И радость в сердце пролилась,Как отзыв торжества природы,Как бога животворный глас!..Где вы, Гармонии сыны?..Сюда!..
и смелыми перстамиКоснитесь дремлющей струны,Нагретой яркими лучамиЛюбви, восторга и весны!..0 вы, чей взор столь часто освященБлагоговения слезами,Природы храм отверст, певцы, пред вами!Вам ключ к нему поэзией вручен!В парении своем высокомНе изменяйтесь никогда!..
И вечная природы красотаНе будет вам ни тайной, ни упреком!..
Как полным, пламенным расцветом,Омытые Авроры светом,Блистают розы и горят—И Зефир – радостным полетомИх разливает аромат,—Так разливайся жизни сладость,Певцы, за вами по следам!Так порхай ваша, други, младостьПо светлым счастия цветам!..
Слезы
O lacrimarum fons…
Gray[1] Люблю, друзья, ласкать очамиИль пурпур искрометных вин,Или плодов между листамиБлагоухающий рубин.Люблю смотреть, когда созданьеКак бы погружено в весне,И мир заснул в благоуханьеИ улыбается во сне!..Люблю, когда лицо прекраснойЗефир лобзаньем пламенит,То кудрей шелк взвевает сладострастный,То в ямочки впивается ланит!Но что все прелести пафосския царицы,И гроздий сок, и запах розПеред тобой, святой источник слез,Роса божественной денницы!..Небесный луч играет в нихИ, преломясь о капли огневые,Рисует радуги живыеНа тучах жизни громовых.И только смертного зеницТы, ангел слез, дотронешься крылами —Туман рассеется слезамиИ небо серафимских лицВдруг разовьется пред очами.
21 июля 1823
Противникам вина
(Яко и вино веселит сердце человека)
О, суд людей неправый,Что пьянствовать грешно!Велит рассудок здравыйЛюбить и пить вино.Проклятие и гореНа спорщиков главу!Я помощь в важном спореСвятую призову.Наш прадед, обольщенныйЖеною и змием,Плод скушал запрещенныйИ прогнан поделом.Ну как не согласиться,Что дед был виноват:Чем яблоком прельститься,Имея виноград?Но честь и слава Ною,—Он вел себя умно,Рассорился с водоюИ взялся за вино.Ни ссоры, ни упрекуНе нажил за бокал.И часто гроздий сокуВ него он подливал.Благие покушеньяСам бог благословил —И в знак благоволеньяЗавет с ним заключил.Вдруг с кубком не слюбилсяОдин из сыновей.О, изверг! Ной вступился,И в ад попал злодей.Так станемте ж запоемИз набожности пить,Чтоб в божье вместе с НоемСвятилище вступить.
Начало 1820-х годов
Источник: https://www.litres.ru/fedor-tutchev/esche-tomlus-toskoy-zhelaniy/chitat-onlayn/
Анализ стихотворения Тютчева Еще томлюсь тоской желаний
Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости. Овдовевшая к двадцати шести годам женщина, с четырьмя сыновьями на руках, произвела на поэта неизгладимое впечатление.
Она была умной, тонкой, образованной красавицей и вскоре они тайно поженились. Элеонора смогла окутать Тютчева таким вниманием и заботой, которое он не смог забыть до конца своих дней. Но, к сожалению, при ее жизни поэт не смог это оценить и завел роман на стороне.
Жена поэта была не в силах вынести потрясений и скоропостижно скончалась.
Стих-посвящение был издан спустя десять лет после ее смерти. Преждевременный уход близкого человека настолько ранил поэта, что он не смог смириться с этим никогда. Современники поэта говорили, что за ночь, проведенную у гроба жены, он поседел.
Использование анафоры в виде четырехкратного повторения слова “еще” подсказывает читателю, что с момента разлуки прошел уже немалый период. Но, тем не менее, герой тоскует и страдает. Не удивительно, ведь Элеонора смогла стать не только другом и соратником, но и вдохновителем поэта. Больше никто не смог так бескорыстно заботиться о нем.
Даже после одиннадцати лет их совместной жизни супруга любила его так, что это нельзя было не заметить. Ее образ, “милый”, “незабвенный”, живет в его душе до сих пор. Он недоступен для героя, но в то же время близок сердцу.
Для того чтобы передать это читателю, поэт использует сравнение со звездой, яркой и недостижимой. Здесь явно ощущается чувство вины Тютчева, он противопоставляет супругу себе.
И делает вывод, что не достоин возвышенного чувства с ее стороны.
Метафорические образы “тоской желаний”, ” в сумраке воспоминаний” ясно дают понять, насколько глубоко и неисчерпаемо горе поэта. Но, все же, искренность его душевных переживаний дает понять любому высоту его чувств. Тютчев умело смог выразить это при помощи пера и бумаги.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://rusochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-eshhe-tomlyus-toskoj-zhelanij/
Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний”
Стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…” посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Какие фразы и словосочетания характеризуют внутренний мир поэта, его переживания?
Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, – томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний.
Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адресата этих стихов? Как выражено отношение автора к “милому образу”?
Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатление создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату стихотворения. С одной стороны, “милый образ” незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, недоступен, недостижим.
Для выражения этого, казалось бы, противоречивого образа найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, “как ночью на небе звезда”.
В чем вы видите эмоциональный смысл стихотворения “Она сидела на полу…”? Почему, по – вашему, поэт использует сравнение взгляда на письма со взглядом душ “на ими брошенное тело”? Какие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и почему?
В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но “любви и радости убитой”. Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зримую картину общения ее с дорогими письмами, очень сильное.
Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глубокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового “пасть… на колени”.
В сравнении писем с золой символизируется прощание с любовью и надеждами.
Однако еще более яркое сравнение находит Тютчев для показа, как в возвращении к старым письмам нахлынули одновременно и радостные и горестные чувства. Это строки:
Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/voprosy-i-otvety-k-stixotvoreniyu-f-i-tyutcheva-eshhe-tomlyus-toskoj-zhela-nij/