Первый бал для Наташи, которая в момент описываемых событий является ещё совсем девочкой, весьма значимое и волнующее событие в её жизни. Ростова впервые выйдет свет, где будет представлена всем и где её смогут оценить как окружающие, так и потенциальный женихи. Ведь девушки из приличных и родовитых семей так зачастую и знакомились с молодыми людьми на приёмах да балах. Кроме всего прочего на этом балу должны были присутствовать чиновники высокого ранга и сам государь! Такая честь, увидеть его воочию.
Но не смотря на значимость события, Наташа Ростова в своих сборах на балл скорее тревожится за внешний вид своих близких. Она постоянно что-то кому-то поправляет, делает замечания, советует. В заботах проходит весь день и как положено дамам — они опаздывают к назначенному времени. Но все готовы полностью
И конечно же, образ заканчивала модная французская причёска
Попав на свой первый в жизни балл молоденькая девушка пытается держать себя величественно, хотя испытывала необыкновенное волнение
Только попав в сам зал, пока взрослые дамы принялись привычно судачить об окружающих, Наташа слегка успокоилась. Но тут же пришло и огорчение, при первом танце для неё не нашлось кавалера, а ей так хотелось танцевать, показать, как хорошо она умеет это делать. Её совсем не интересовал присутствующий здесь государь, Наташа так боялась остаться не замеченной:
Девушка была готова уже совсем расплакаться, так горестно она себя ощущала. Но о ней побеспокоился Пьер Безухов и попросил Андрея Болконского пригласить свою протеже на танец.
И вот, для этого полу ребёнка настал настоящий момент счастья. Она танцевала! Один партнёр менялся другим, лишние кавалеры передавались для танца с Сонечкой.
Наташу не волновали ни передвижения и действия первого человека в стране- её государя, ни того, как он покинул зал, ни разговоры и суждения окружающих её людей. Даже устав от постоянного танцевания, она не давала себе возможности отдохнуть.
Ведь не следовало же обижать того, кто её приглашает на танец, кроме того, она была горда тем, что её приглашают. Когда её отец, старый граф, спросил Наташу — счастлива ли она, ответ был такой:
Что же ещё надо молоденькой девушке. И ведь именно на этом, своём первом балу Ростова познакомилась с Болконским, который впоследствии стал её женихом.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3137388-vojna-i-mir-pervyj-bal-natashi-rostovoj-kak-napisat-sochinenie.html
Сочинение на тему Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого
Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях». Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица Петербурга, графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все это, «смешавшееся в одну блестящую процессию». Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это «первый бал Наташи Ростовой», на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути, которых не раз пересекутся. Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней «Борис перестал бывать у Ростовых». В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бориса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивает еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Толстой подчеркивает, что именно это состояние «более всего шло к ней». Именно такую Наташу, «с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке», полюбил князь Андрей. Автор дает нам возможность сравнить главную героиню «с царицей Петербурга» — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее «худыми руками и плечами», «неопределенной грудью», не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка». Но «девочкой» Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: только ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает «на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность несчастья, зла и горя». «Выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств» и помогало читателю проникать во внутренний мир главной героини. Автор мастерски изображает переживания Наташи, Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал, и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты, — психологический комментарий автора здесь очень выразителен». И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу. Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых». И «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели». «Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе» и вспомнила, «может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал». Толстой снова выделяет Наташу, чувства которой понятны другим людям. Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыгравших или игравших в будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и «всякий раз отворачивался». А когда «адъютант-распорядитель» и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует. Благодаря мастерству Толстого-писателя, мы видим фальшь светского общества во время бала. Автор отмечает, что при появлении государя воспитанные люди, принадлежавшие к высшему свету, забывают о правилах хорошего тона. «Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед». Эту картину можно сравнить со сценой на площади в Кремле, когда огромная толпа народа собралась посмотреть, как «царь-батюшка» проходит «из дворца в Успенский собор», ведь недаром Толстой говорит: «Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево, так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара». Необходимо обратить внимание на то, что на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выражает свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — «шут гороховый», а князь Андрей — грубиян, который «с дамами обращаться не умеет». В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об «очень хорошем». А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который «с Сперанским какие-то проекты пишет», но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в «трепещущей» Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу. Когда князь Андрей танцевал с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, их формальное знакомство, а на балу — их внутреннее сближение. «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем», — и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Мы помним, что в Отрадном Наташа говорила о своей несбыточной мечте — уметь летать. И может быть, именно это чувство полета отразилось в танцах Наташи во время бала, а позже в гостях у дядюшки. И тот человек, который подал ей руку, был князь Андрей. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин. Но необходимо обратить внимание, что князь Андрей подошел к Наташе, «потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попалась ему на глаза». Именно Пьер, а не князь Андрей, является «спасителем» Наташи. Он безукоризненно выбрал ей в кавалеры «невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире», который был необходим Наташе, чтобы показать себя, произвести впечатление. И только после этого танца происходит сближение князя Андрея и Наташи. А Пьер, выполнив обещанное: «быть на бале и представить ей кавалеров», погружается в свои невеселые мысли. «Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была глубокая морщина», резко контрастирующая с полной счастья улыбкой Наташи. На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?..» В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.
Сочинение на тему Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 1
Сочинение на тему Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 2
Сочинение на тему Первый бал Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171pervyj-bal-natashi-rostovoj-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir187
Сочинение: Первый бал Наташи Ростовой. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. II, ч. 3, гл
Толстой Л.Н.
Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».
Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица Петербурга графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все, «смешавшееся в одну блестящую процессию».
Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни.
Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.
Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.
В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный.
Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой».
Именно это состояние «более всего шло к ней», и именно такую Наташу, «с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке», полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню «с царицей Петербурга» — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее «худыми руками и плечами», «неопределенной грудью», не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что «не имело на себе общего светского отпечатка». Но «девочкой» Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает «на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя». «Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств» и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.
Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить.
«То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты», — психологический комментарий автора здесь очень выразителен.
И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых. И две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе и вспомнила, может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал».
Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыграющих в будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узна вая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и всякий раз отворачивался. А когда „адъютант-распорядитель“ и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует. Благодаря мастерству Толстого-писателя мы видим фальшь светского общества во время бала.
Итак, на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам.
Пьер для высшего света — „шут гороховый“, а князь Андрей — грубиян, который „с дамами обращаться не умеет“. В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об „очень хорошем“.
А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который „с Сперанским какие-то проекты пишет“, но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в „трепещущей“ Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.
Когда князь Андрей танцевал с Наташей „один из веселых котильонов перед ужином“, он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, формальное знакомство, а на балу — их внутреннее сближение.
»Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем», — и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин.
На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья.
В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?..
» В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.
Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/799491/
Сочинение на тему “Роль эпизода “Первый бал Наташи Ростовой” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
В этом романе Толстой затрагивает и раскрывает ряд важнейших проблем — проблемы нравственности, любви и дружбы, чести и благородства. Герои Толстого мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы.
Одни из них — люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве незнакомо. С помощью отдельных эпизодов автор знакомит нас с героями, раскрывает их характер и показывает духовный мир этих героев.
Они становятся близки и понятны читателю.
В своем сочинении я хочу рассмотреть эпизод первого бала Наташи Ростовой.
Первое знакомство с Наташей происходит на именинах в доме Ростовых. Здесь она предстает перед нами маленькой девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега…».
Этим описанием автор дает начальное представление о Наташе, из которого можно сделать вывод, что она очень умная и добрая девочка.
Но все же самый первый большой бал для Наташи был у екатерининского вельможи. Она к нему очень серьезно готовилась: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности».
Наташа хотела выглядеть лучше всех, и, как мне кажется, ей это удалось: «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе».
Хозяйка обратила внимание на нее, значит, Наташа была замечена и принята представителями светского общества.
Следующее событие, которое произошло на этом бале, — это встреча Наташи с Андреем. Она была довольна, когда увидела его: «Вот еще знакомый, Волконский, видите, мама?» — сказала Наташа, указывая на Андрея. Андрей же, как только он узнал Наташу, сразу «угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражение»! лица подошел к Ростовой».
Через мгновение она уже танцевала с Андреем. Выражение лица Наташи стало светлее и благороднее. Оно осветилось улыбкой и как бы говорило: «Давно я ждала тебя».
После того как Наташа и князь Андрей закончили танцевать, все оставшееся время на балу они провели вместе. И именно с этого момента между ними возникла симпатия, которая затем переросла в любовь.
Рассмотрев эпизод первого бала Наташи Ростовой, я хочу сделать вывод, что здесь присутствуют два главных момента: выход Наташи в светское общество и встреча с князем Андреем, которые изменили ее жизнь в дальнейшем. Также автор, по сравнению с другими эпизодами с участием Наташи, показывает ее скромной девушкой. Но в то же время он подчеркивает ее красоту и обаяние.
А в заключение своего сочинения я хочу сказать, что эпизод играет огромную роль в произведениях русской литературы. Описывая героя в Конкретном эпизоде, автор показывает читателю его мысли, чувства и настроение. Он дает понять, каким является этот герой: положительным или отрицательным. И поэтому нам интересно читать то или иное произведение.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-rol-epizoda-pervyj-bal-natashi-rostovoj-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Первый бал Наташи Ростовой. Война и мир. Том 2, часть 3, главы XIV—XVII
Роман-эпопея
Том 2. Часть 3. Глава XIV
31-го декабря, накануне нового 1810 года, le réveillon,[1] был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда. Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шёпот и снимались шапки. — Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… — говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени. Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина[2] старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей.
На графине должно было быть масака[3] бархатное платье, на них двух белые дымковые[4] платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque.[5]
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту. — Не так, не так, Соня, — сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. — Не так бант, поди сюда. — Соня присела. Наташа переколола ленту иначе. — Позвольте, барышня, нельзя так, — говорила горничная, державшая волоса Наташи. — Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня. — Скоро ли вы? — послышался голос графини, — уж десять сейчас.
— Сейчас, сейчас. — А вы готовы, мама?
— Только току[6] приколоть.
— Не делайте без меня, — крикнула Наташа: — вы не сумеете! — Да уж десять. На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду. Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку. Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко-поднятой руке всё дымковое платье. — Мавруша, скорее, голубушка! — Дайте наперсток оттуда, барышня. — Скоро ли, наконец? — сказал граф, входя из-за двери. — Вот вам духи. Перонская уж заждалась. — Готово, барышня, — говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала. Наташа стала надевать платье. — Сейчас, сейчас, не ходи, папа, — крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный. — Ах, папа, ты как хорош, прелесть! — сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки. — Позвольте, барышня, позвольте, — говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки. — Воля твоя! — с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, — воля твоя, опять длинно! Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно. — Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, — сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней. — Ну длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, — сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу. В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. — Уу! моя красавица! — закричал граф, — лучше вас всех!… — Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться. — Мама, больше на бок току, — проговорила Наташа. — Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки. — Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата… — Ничего, заметаю, не видно будет, — говорила Дуняша. — Красавица, краля-то моя! — сказала из-за двери вошедшая няня. — А Сонюшка-то, ну красавицы!… В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду. Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых. Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.
Глава XV
Источник: https://literatura5.narod.ru/tolstoy_w-i-mir-bal_nataschi-rostovoy_t2-ch3.html
Роль эпизода “Первый бал Наташи Ростовой” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Первый бал Наташи Ростовой – самые запоминающиеся страницы романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Ведь здесь мы можем разглядеть многое из того, что было или будет, а также рассмотреть характеры главных героев.
Бал происходит 31 декабря, накануне нового 1810 года, но это не только наступление нового года по календарю: бал приносит новое и в судьбы, мысли, чувства главных героев.
Л. Н. Толстой подробно описывает последние приготовления к балу в семье Ростовых, их переживания, что “не устроится все так, как было нужно”, хлопоты и беспокойство Наташи – ведь это ее первый бал! И ей хочется, чтобы все было “как нельзя лучше”: она поправляет ленту Соне и прикалывает току матери. И это лишь малая часть тех забот, которые она на себя возложила.
Юбка Наташи оказывается длинна. Мне кажется, что она еще не повзрослела, что в душе она еще совершеннейший ребенок, не так давно говоривший первому “поклоннику” Борису “целуй куклу!” или не давеча, как вчера, матери: “Не замуж, а так.” Она такая же “чистая и воздушная”, как и ее платье.
Рядом с приготовлениями у Ростовых мы видим краткое описание приготовлений Перонской, но, несмотря на то, что Толстой говорит “точно то же, что у Ростовых”, сразу бросается в глаза повторенное несколько раз слово “старая”, то есть для абсолютного большинства этот бал стоит в ряду таких же балов.
“В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты” едет Наташа на бал и представляет то, что ее там ожидает: музыку, цветы, танцы, общество блестящей молодежи Петербурга.
В таком же полумраке, предшествующем свету, она увидит раненого князя Андрея и попросит у него прощения.
Казалось бы, в похожем полумраке театральной ложи она встретит и Анатоля Курагина, но это станет ее переходом не к свету, а к тьме страдания, мукам совести, к душевной боли.
Таким образом, перемена состояния окружающего мира сопутствует Наташе в переломные моменты ее жизни.
Пройдя по освещенной лестнице, Наташа вспоминает,”как ей надо было себя держать на бале”, но манера эта ей не идет, она “не могла принять того, что сделало бы ее смешной”, не зная этого, но чувствуя.
Кровь, которая “стала стучать у ее сердца”, помогла остаться Наташей – очаровательной девочкой-подростком, тоненькой, но бесконечно тихой: “… ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой…”
В этом коротеньком отрывке видна вся Элен – надменная, фальшивая, порочная женщина, у которой нет сердца. Она не смогла оценить такого человека, как Пьер.
Пьер, как и в салоне Анны Павловны Шерер, не вписывается в светское общество. “Шут гороховый”, по словам Перонской, просит Андрея пригласить Наташу, тем самым положив начало их любви.
Здесь же, на балу, он впервые чувствует себя оскорбленным “тем положением, которое занимала его жена в высших сферах”, и, мне кажется, это не только недовольство ею, это недовольство, неудовлетворенность прежде всего собой: тем, что не разглядел змею под красивой шкуркой , что не видит смысла жизни для себя сейчас , ищет цель и не может найти. Он смотрит в окно, на улицу, и с помощью этой детали Толстой показывает, что цель Пьер найдет не в обществе, а за его пределами, извне .
Князь Андрей Болконский, как и его единственный друг Пьер Безухов, получает нелестную характеристику из уст Перонской, основная мысль которой формулируется коротко: “Терпеть его не могу”.
Это мнение бытует среди многих, так как князь Андрей не принадлежит светскому обществу, но не внешне, нет, внешне его даже можно назвать блестящим молодым человеком, а внутренне, духовно.
Он одет в белый мундир, что является символом нового и светлого , предвестником его военного под-вига и очищения от наносного, ненужного . Князь Андрей выделяет Наташу как “то, что не имело на себе общего светского отпечатка”.
Он любуется радостным блеском ее глаз, беседует о самых простых и ничтожных предметах, но его сущность все – таки проявляется: “Ежели она подойдет прежде к своей кузине…, то она будет моей женой”. Он ставит свою будущую жизнь в зависимость от случая, то есть слушает прежде всего голос разума, а не сердца.
Я думаю, что роль эпизода “Первый бал” очень велика, потому что иначе нельзя было бы до конца понять характеры героев и их путь к счастью.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/rol-epizoda-pervyj-bal-natashi-rostovoj-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/