В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям.
Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения. Причем цель видится не в достижении некой цели, а в движении как таковом. Используя такое определение как счастье, которое в принципе нельзя измерить в количественных категориях, он призывает его удваивать.
Бальмонт подчеркивает необходимость вечного движения и, когда он перечисляет цели, ставя рядом доброе и злое, призывая двигаться к тому и к тому одновременно. Стремиться, по его мнению, следует к иному, главное, чтобы оно было сильным.
Это похоже на желание оставаться вечно молодым, каким он видит солнце, которое в глазах человека не меняется.
Бальмонт вводит и другое противопоставление: молиться неземному, находясь, пребывая в земных желаниях. Это призыв не растворяться в повседневности, не дать затянуть себя обычными делами в рутину.
Противопоставления, введенные поэтом, рождают ощущение борьбы, которая невозможна без движения.
Образ солнца многозначен. Оно издревле воспринималось в качестве высшего начала и обожествлялось. В данном случае поэт использует его как символ цели, подчеркивая, что она должна быть столь же великой, как и выбранный им символ вечного дневного светила. Солнце часто отождествлялось с золотом, и поэт называет путь, по которому он призывает идти золотым.
Свет, исходящий от солнца, может указывать на восприятие Бальмонтом свое творчества. Солнце не только разгоняет мраке, но и оживотворяет природу. В таком ключе автор видел и предназначение поэта. По его мнению, именно словом, человек творит мир. Природа создает лишь заготовки, которые поэт призван наполнить истинной красотой, давая им проявить себя.
В стихотворении звучит также бунт против то силы, которая ведет человека в жизни.
Она не дает ей определения, не ясно даже одушевлена ли она или это обстоятельства или что-либо вроде них, так как Бальмонт в своих стихотворениях часто изображал неживые природные объекты обладающими волей.
Он не бунтует против того, кто ведет его, не имея возможности или желания освободиться, но хочет почувствовать себя полностью свободным, просто игнорирую все, что мешает абсолютной свободе.
Стихотворение проникнуто жаждой движения, которое не должно останавливаться, так как направлено в Вечность. Только оставаясь молодым и активным можно идти к красоте.
Анализ стихотворения Будем как солнце по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/balmont/stih-budem-kak-solnce
Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце
Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости.
И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие эмоции, когда весь мир кажется открытым, а любая цель – достижимой.
С возрастом люди становятся более сдержанны и осторожны, более спокойны, но из их жизни навсегда уходит безмятежность юности и ощущение полного счастья.
Образ Солнца нередко встречается в стихах Бальмонта, для него это не просто светило, это воплощение вечной молодости и красоты.
Понимая, что его юность осталась позади, поэт хочет вернуть те чувства, что испытывал раньше, и призывает к этому своих читателей.
Он хочет забыть о том, что человек в жизни своей ограничен разными правилами и условностями, о которых мало кто вспоминает в молодости. И тогда мир наполнится красками, светом и радостью, а счастье будет безграничным.
Всю свою жизнь человек находится в движении, он куда-то стремится, чего-то ищет. Юноша вкладывает в это движение весь свой пыл, всю энергию, но с годами этот процесс замедляется, а кто-то и вовсе останавливается, не имея уже никаких желаний и никаких стремлений.
Это состояние для поэта хуже смерти, и он призывает всех никогда не останавливаться, как никогда не останавливается Солнце в своем вечном движении. И поэтому Солнце всегда молодое и прекрасное, ведь молодость – это и есть красота.
В юности человек не боится смерти, для него вечность – это не безмолвный покой, а нечто новое и яркое, подобное вспыхнувшим цветам.
Сам поэт так и не смог сохранить в себе юношескую пылкость и ту особенную внутреннюю свободу, которая свойственна лишь молодым. И это гнетет его, он хочет остановить время и изменить вечный порядок вещей.
Но это никому еще не удавалось, безрассудная и восторженная юность проходит, на смену ей приходят опыт и мудрость.
Но у каждого остаются воспоминания о тех временах, когда они были молоды, красивы, были как Солнце, а вся жизнь их была подобна прекрасному золотому сну.
По плану
- Анализ стихотворения Фета Летний вечер тих и ясен
В этом прекрасном произведении, которое по своей сути носит чисто лирический характер, который очень тесно граничит с пейзажной лирикой, лирический герой показывает всю прелесть русской природы, которая готовится подвести итоги прожитого дня. - Анализ стихотворения Лермонтова Нет я не байрон я другой
Увлечение Михаила Юрьевича Лермонтова английской литературой и поэзией началось в период его обучения в Московском университетском благородном пансионе, где его преподаватель, англичанин Виндсон, открыл юноше этот новый, доселе - Анализ стихотворения Некрасова Где твое личико смуглое
Некрасов написал различного жанра стихи, трагические и задорные, о страданиях и о надеждах. Его произведение «Где твое личико смуглое» относится к любовно-романтической поэзии, так как говорит о чувствах, расставании, одиночестве. - Анализ стихотворения Тургенева Порог
Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали - Анализ стихотворения Маяковского Себе любимому
В 1916 году Владимир Маяковский пишет стихотворение под названием «Себе любимому». Данным произведением писатель словно отображает поиски своего места и призвания в этом мире. Автор пишет свое стихотворение, обращаясь к Библии,
Источник: https://analiz-stihov.ru/balmont/budem-kak-solncze
Будем как солнце! Забудем о том · Бальмонт · анализ стихотворения
- Будем как солнце! Забудем о том,Кто нас ведет по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,
- №4 К новому, к сильному, к доброму, к злому,
- В нашем хотенье земном!
Ярко стремимся мы в сне золотом.Будем молиться всегда неземному
№8 Будем, как солнце всегда — молодое,Нежно ласкать огневые цветы,Воздух прозрачный и все золотое.Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
- №12 Будь воплощеньем внезапной мечты!
- №16 В вечность, где новые вспыхнут цветы.
- В этом завет красоты!
Только не медлить в недвижном покое,Дальше, еще, до заветной черты,Дальше, нас манит число роковоеБудем как солнце, оно — молодое.
Budem kak solntse! Zabudem o tom,Kto nas vedet po puti zolotomu,Budem lish pomnit, chto vechno k inomu,K novomu, k silnomu, k dobromu, k zlomu,Yarko stremimsya my v sne zolotom.Budem molitsya vsegda nezemnomu
V nashem khotenye zemnom!
Budem, kak solntse vsegda — molodoye,Nezhno laskat ognevye tsvety,Vozdukh prozrachny i vse zolotoye.Schastliv ty? Bud zhe schastliveye vdvoye,Bud voploshchenyem vnezapnoy mechty!Tolko ne medlit v nedvizhnom pokoye,Dalshe, yeshche, do zavetnoy cherty,Dalshe, nas manit chislo rokovoyeV vechnost, gde novye vspykhnut tsvety.Budem kak solntse, ono — molodoye.
V etom zavet krasoty!
- ,eltv rfr cjkywt! Pf,eltv j njv,Rnj yfc dtltn gj genb pjkjnjve,,eltv kbim gjvybnm, xnj dtxyj r byjve,R yjdjve, r cbkmyjve, r lj,hjve, r pkjve,Zhrj cnhtvbvcz vs d cyt pjkjnjv/,eltv vjkbnmcz dctulf ytptvyjve
- D yfitv [jntymt ptvyjv!
,eltv, rfr cjkywt dctulf — vjkjljt,Yt;yj kfcrfnm juytdst wdtns,Djple[ ghjphfxysq b dct pjkjnjt/Cxfcnkbd ns? ,elm ;t cxfcnkbdtt dldjt,,elm djgkjotymtv dytpfgyjq vtxns!Njkmrj yt vtlkbnm d ytldb;yjv gjrjt,Lfkmit, tot, lj pfdtnyjq xthns,Lfkmit, yfc vfybn xbckj hjrjdjtD dtxyjcnm, ult yjdst dcgs[yen wdtns/,eltv rfr cjkywt, jyj — vjkjljt/
D 'njv pfdtn rhfcjns!
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
601 |
502 |
96 |
70 |
18 |
38 |
18 |
2 |
81,2 % |
1,73 |
9,9 % |
Размер: четырёхстопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге
7 строк, семистишие | том-золотому-иному-злому-золотом-неземному-земном | ABBBABA |
11 строк, многоостишие | молодое-цветы-золотое-вдвое | ABAA BABA BAB |
Семантическое ядро
солнце | 3 | 3,12 % |
всегда | 2 | 2,08 % |
далекий | 2 | 2,08 % |
золотой | 2 | 2,08 % |
молодой | 2 | 2,08 % |
счастливый | 2 | 2,08 % |
цветок | 2 | 2,08 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/balmont/zabudem
«Будем как Солнце! Забудем о том…» К. Бальмонт
«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!
Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти.
Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости.
Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.
Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным.
Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни.
И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.
«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы.
Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью.
Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!».
Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.
«Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей.
Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли.
Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.
Источник: https://pishi-stihi.ru/budem-kak-solnce-zabudem-o-tom-balmont.html
Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» появилось в 1902 году, на рубеже XIX и XX веков. В литературоведении этот период принято именовать «серебряным веком». Серебряный век породил существенные изменения в структуре литературного искусства: именно в это время появляются новые течения, в том числе и символизм.
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, которое сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений [7]. В рамках этого направления, будучи старшим символистом, развивался и творил К. Д. Бальмонт. Одной из составляющих художественной картины мира К. Бальмонта является обращение к природным стихиям, стремление передавать их в символах.
Многие поэты обращались к литературной критике К. Бальмонта: В. Брюсов, М. Цветаева, И. Анненский, З. Гиппиус. Такие литературоведы, как Н. Банников, Л. Озеров занимались изучением его творчества ещё при жизни.
Однако, и сегодня, спустя более ста лет, исследования творчества поэта актуальны для литературоведения. Одной из современных тем исследования творчества К.
Бальмонта является изучение образа солнца как центрального в его поэзии.
В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как основная созидательная сила и как центр, сердце, средоточие интуитивного знания, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти.
Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть.
В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения [5].
Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др.
Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» [8, с. 9]. Для К.
Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей.
Его произведения — это, буквально, богатейшая копилка переменчивых чувств, настроений, «радужная игра» красок мира, поэтому неудивительно, что они настраивают читателя на волну сопереживания, восприятия всей красоты мира.
Как было отмечено ранее, идеалом красоты мира для поэта является солнце, ему посвящено немало возвышенных строк.
Бальмонт писал: «Ход вещей этого мира предопределён Солнцем, и ещё в младенческие свои дни я доверчиво предал свой дух этому Высокому Светильнику…» [1, с. 459].
Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа. Изборник» (1890–1918), «Светослужение» (1937).
В цикле «Будем как солнце…» 26 стихотворений, в восьми из которых встречается образ солнца: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Будем как солнце! Забудем о том», «Воздушный храм», «Голос заката», «Рассвет», «Гимн огню», «Двойная жизнь», «С морского дна», «Завет бытия». Но центральным, неслучайно поставленным первым, стихотворением этого сборника, своеобразным дифирамбом солнцу и поэтическим манифестом творчества поэта является стихотворение «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» [6].
Эпиграфом к данному стихотворению служат слова древнегреческого философа Анаксагора [2, с. 10]. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Перед Анаксагором открылось величество Вселенной, вобравшей в себя все закономерности жизни, где малое и великое равноценны. У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.
В многозвучной поэзии К. Бальмонта заключается торжество впечатлений, наслаждение от созерцания природных богатств, многоцветье тонких ощущений, сменявшихся зыблющимися душевными состояниями. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир.
Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце.
Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему:
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин. [3, с.125]
Солнце в христианской символике является воплощением бессмертия и возрождения. Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни, один из лейтмотивов в творчестве Бальмонта [6].
Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия.
Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина:
- Я победил холодное забвенье,
- Создав мечту свою.
- Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою. [3, с.125]
Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве.
В статье «Солнечная сила» Бальмонт писал: «Солнце — гений превращения. И самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других» [1, с.460]. Как высшая сила, Солнце является источником поэтического вдохновения.
Разгадав великий замысел бытия, герой словно перерождается — он посланец солнца в земной мир. Теперь, когда певец свободен от страданий, он осознает мощь и значимость своего слова. Герой рад своему возрождению.
Он не желает останавливаться на пути к большему самопознанию, идет все выше и выше и ему нет равных в «певучей силе»:
- Мою мечту страданья пробудили,
- Но я любим за то.
- Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто. [3, с.125]
Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час». Он знает, что настанет новый день и возникнет новая жизнь. «Всякое разрушение ведёт лишь к новому творчеству» [1, с.
460], — писал Бальмонт. Лирический герой понимает, что человек часть безграничного мироздания, в нём сокрыта солнечная сила: из её сочетаний добра и зла он извлекает свою мысль и мечту, создаёт гармонию из хаоса [1, с. 456].
И даже если символ жизни погаснет, и Вселенная в привычном образе перестанет существовать, Певец сможет возродить мир собственным творчеством, полным энергии, чистоты и света.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час! [3, с.125]
Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной частью которого является поиск человеческого предназначения, его места во Вселенной и, главное, смысла жизни.
К. Бальмонту удавалось угадывать истинную сущность каждого мгновения, он понимал, что от «самого ничтожного есть переход к самому великому» [4]. В данном стихотворении образ солнца как символ жизни и истинного знания помогает осуществить лирическому герою этот переход. Эти мгновения присутствуют в жизни каждого человека. Именно на это поэт хотел обратить внимание читателей.
Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому символическому пониманию солнца, в первую очередь, как источника разума, цикла человеческой жизни и возрождения. Солнечная сила представляется как прозрение и вдохновение, что является важным для автора.
Образ, созданный Бальмонтом, ориентирован не столько на земное восприятие дневного светила, сколько на понимание высшей созидательной силы. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек.
Литература:
- Бальмонт, К. Д. Автобиографическая проза [Текст] / К. Д. Бальмонт. — М.: Алгоритм, 2001.- 608 с.
- Бальмонт, К. Д. Солнечная пряжа: Стихи, очерки [Текст] / К. Д. Бальмонт. — М.: Детская литература, 1989.- 229 с.
- Бальмонт, К. Д. Стихотворения [Текст] / К. Д. Бальмонт. — М.: Художественная литература, 1990.- 397 с.
- Брюсов, В. Я. [Электронный ресурс]: К. Д. Бальмонт. Статья первая. Будем как солнце / Режим доступа: https://bryusov.lit-info.ru/bryusov/kritika-bryusova/balmont-statya-pervaya-budem-kak-solnce.htm, (Дата обращения — 11. 10. 15 г.)
- Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]: Солнце / Режим доступа: https://www.symbolarium.ru/index.php/Солнце, (Дата обращения — 11. 10. 15 г.)
- Пиши хорошие стихи [Электронный ресурс]: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» К. Бальмонт / Режим доступа: https://pishi-stihi.ru/ya-v-etot-mir-prishel-chtob-videt-solnce-balmont.html, (Дата обращения — 11. 10. 15 г.)
- Словопедия [Электронный ресурс]: Большой энциклопедический словарь / Режим доступа: https://www.slovopedia.com/2/209/261833.html, (Дата обращения — 11. 10. 15 г.)
- Сологуб, Ф. Звезда Маир [Текст] / Ф. Сологуб. — М.: Летопись, 1998. — 304 с.
Источник: https://moluch.ru/archive/100/22621/
Будем как солнце забудем о том. Анализ стихотворения будем как солнце бальмонта
/ / / Анализ поэтического сборника Бальмонта «Будем как солнце. Книга символов»
Сборник «Будем как Солнце. Книга символов» издан в 1902 году и пополнил общее собрание сочинений поэта-символиста ХХ века Константина Бальмонта.
Любопытно, что в самом названии поэтического сборника перед союзом «как» автор не оставил запятой. Это может означать лишь одно: он уподобляет себя и своего лирического героя мировому светилу.
Их стремление к свету и теплу отнюдь не просто желание тепла и света, это и желание власти над философией жизни, желание слиться с одной из стихий мира, чтобы проникнуть в её вечную тайну.
Ведь счастье – не в бренном, не во временном, счастье – в свободе, какая есть у солнца, огня, воды, ветра. О такой свободе мечтает человечество, а счастье – в её достижении.
Сборник стихов «Будем как Солнце» написан по весне, и сам собой символизирует молодость и просветление природное и духовное.
Свобода четырёх стихий – вот чего всю жизнь не доставало Бальмонту: его творческие тексты преследовала цензура, его революционные увлечения пресекала власть, его свободолюбивые призывы приходились не ко двору в России 1900-х годов. Задыхаясь в такой «тюрьме», поэт выплёскивает свою любовь к свободе в лирические тексты.
Автора книги не оставляет философский вопрос о быстротечности человеческого существования, а сам поэт страдает от своей избранности на фоне несовершенного мира. Люди жестоки, пошлы, поверхностны, а, значит, глупы.
Да и мудрость с молодостью редко кому удавалось в себе совмещать, автору и его герою это знакомо. Истинная мудрость – в любви и свободе.
Сборник назван Книгой символов, и каждый из них посвящён одной из грандиозных природных стихий: у солнца лирический герой учится мудрости и любви, у огня черпает страсть, у воды заимствует холодный разум и источник жизненных сил, у ветра – независимость.
Человек всегда стремился если не остановить, то хотя бы задержать неумолимое движение во времени, которое превращает это стремление в несбыточную мечту.
И чем яснее это становится бальмонтовскому герою, тем более он осознаёт, что время незаметно разменивает молодость и силу на бесценный опыт. Он благодарен Вселенной за это. Будучи почти божеством среди людей, он рад оставаться на коленях перед силами природы.
За это – ещё один нелестный отзыв современников Бальмонта, увидевших в этом порыве шаг к идолопоклонству.
Но Бальмонт убеждён в том, что полностью слиться со стихиями природы невозможно. Хотя ощущать себя неотъемлемой частицей всего сущего – ещё одно счастье для человека.
Именно состояние счастья, в понимании поэта, является знамением молодости, когда человек готов стать истинным воплощением внезапной мечты.
К этому он призывает и остальное человечество, будучи уверенным в том, что недвижный покой губителен для героя-романтика, ведь он притупляет чувства, смиряет желания, притягивает пугающую вечность: «Будем как Солнце, оно – молодое. В этом завет Красоты!».
И бальмонтовский призыв услышат читатели с юной романтической душой, но вряд ли разделят ценители поэзии более зрелого возраста.
Поэтому-то многие критики бросали камень в стихотворный стиль Бальмонта, упрекая его в тяготении к юношескому максимализму.
Другие, напротив, видели между строк свежую, неожиданную, не похожую ни на что струю нового поэтического направления, преклоняясь перед Бальмонтом как перед мудрым философом «не по годам».
Так или иначе, но творческий век Бальмонта всё же сродни веку его величества Солнца: подобно природному светилу, эта смелая лирика озарила поэтический небосвод России, долгое время удивляла своей яркостью и даже ослепительностью, а затем явила миру свой достойный закат, обещая свой не менее триумфальный восход после победы над всеми невзгодами.
В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям.
Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения. Причем цель видится не в достижении некой цели, а в движении как таковом. Используя такое определение как счастье, которое в принципе нельзя измерить в количественных категориях, он призывает его удваивать.
Бальмонт подчеркивает необходимость вечного движения и, когда он перечисляет цели, ставя рядом доброе и злое, призывая двигаться к тому и к тому одновременно. Стремиться, по его мнению, следует к иному, главное, чтобы оно было сильным.
Это похоже на желание оставаться вечно молодым, каким он видит солнце, которое в глазах человека не меняется.
Бальмонт вводит и другое противопоставление: молиться неземному, находясь, пребывая в земных желаниях. Это призыв не растворяться в повседневности, не дать затянуть себя обычными делами в рутину.
Противопоставления, введенные поэтом, рождают ощущение борьбы, которая невозможна без движения.
Образ солнца многозначен. Оно издревле воспринималось в качестве высшего начала и обожествлялось. В данном случае поэт использует его как символ цели, подчеркивая, что она должна быть столь же великой, как и выбранный им символ вечного дневного светила. Солнце часто отождествлялось с золотом, и поэт называет путь, по которому он призывает идти золотым.
Свет, исходящий от солнца, может указывать на восприятие Бальмонтом свое творчества. Солнце не только разгоняет мраке, но и оживотворяет природу. В таком ключе автор видел и предназначение поэта. По его мнению, именно словом, человек творит мир. Природа создает лишь заготовки, которые поэт призван наполнить истинной красотой, давая им проявить себя.
В стихотворении звучит также бунт против то силы, которая ведет человека в жизни.
Она не дает ей определения, не ясно даже одушевлена ли она или это обстоятельства или что-либо вроде них, так как Бальмонт в своих стихотворениях часто изображал неживые природные объекты обладающими волей.
Он не бунтует против того, кто ведет его, не имея возможности или желания освободиться, но хочет почувствовать себя полностью свободным, просто игнорирую все, что мешает абсолютной свободе.
Стихотворение проникнуто жаждой движения, которое не должно останавливаться, так как направлено в Вечность. Только оставаясь молодым и активным можно идти к красоте.
Анализ стихотворения Будем как солнце по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Иней Бунина
Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций. - Анализ стихотворения Заря прощается с землёю Фета
Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора - Анализ стихотворения Бродского Письма к стене
Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход. Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением - Анализ стихотворения Деревня Фета
Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания. - Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига
Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта
«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!
Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»
Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти.
Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости.
Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.
Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания
. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным.
Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни.
И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.
«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы.
Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью.
Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!».
Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.
«Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей.
Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли.
Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.
Источник: https://petryashin.ru/budem-kak-solnce-zabudem-o-tom-analiz-stihotvoreniya-budem-kak-solnce-balmonta/
«Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
Стихотворение было написано в 1900 г.
и впервые опубликовано в журнале «Ежемесячные сочинения» (№ 10) вместе с двумя другими стихотворениями («Из рода королей» и «В моём саду») под общим заглавием «Три стихотворения» и таким образом формально было объединено с ними в цикл. В 1903 г., при включении этого цикла в авторский сборник «Будем как Солнце», вышедший в издательстве «Скорпион», он получает название «Трилистник».
Интересно, что жанровая форма «трилистника» обрела концептуальность и широкую известность лишь в 1910 г., когда впервые увидел свет поэтический сборник Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец», где представлено более 20 «трилистников».
Видимо, эта жанровая форма была позаимствована Анненским именно у Бальмонта , у которого она, впрочем, выглядит капризно-случайной и ничем (в том числе какой-либо сюжетно-тематической связью между тремя стихотворениями) не обусловленной, в то время как у Анненского наблюдаем концептуальное использование формы трилистника как важнейшего жанрово-композиционного элемента книги стихов. Пожалуй, единственное, что объединяет все три стихотворения бальмонтовского «Трилистника», – это использование именно тех символических образов, которые в 1900 г. были ещё достаточно новыми или даже неожиданными для русской поэзии, а к 1903 г. стали «визитной карточкой» не только Бальмонта, но и русского символизма в целом.
Тема, основная мысль и композиция
Рубеж XIX и ХХ столетий (1899 – 1900) стал переломным моментом в поэтическом творчестве Бальмонта и в эволюции его лирического героя.
На смену вечно усталому декаденту приходит сверхчеловек-солнцепоклонник. Даже вечное одиночество, отсутствие «родного угла» теперь не тяготит лирического героя поэзии Бальмонта.
Да и кто достоин составить ему компанию? Только Солнце! С этого заявления и начинается стихотворение:
Солнце удалилось. Я опять один.
Тему стихотворения можно было бы обозначить вопросом: без чего по-настоящему невозможна жизнь настоящего Человека, Человека вообще? В эпоху, когда в центр внимания всего так называемого цивилизованного общества выдвигается проблема социального устройства жизни людей – справедливого и человечного, лирический герой Бальмонта заявляет о ценностях более высокого порядка. Основная мысль стихотворения состоит в отрицании мещанской мелочности житейских проблем во имя вечного идеала, высокой мечты, подлинно достойной Человека:
— Где ж твой тихий угол?- Нет его нигде.Он лишь там, где взор твой устремлен к звезде.Он лишь там, где светит луч твоей мечты.
Только там, где Солнце. Только там, где ты.
Таков финал лирического сюжета, который, однако, не складывается даже в некое подобие сюжета эпического – в отличие от того, как это было в лирике XIX в.
Взяв за сюжетную основу традиционную историю одинокого путника, которому негде укрыться с наступлением ночи, среди заснеженных горных вершин, Бальмонт как бы подчёркивает это отличие, намекая на объект поэтической полемики не только выбором темы и сюжета, но и самим ритмическим складом стихотворения.
Размер и рифмовка
Ритм стихотворения (трёхстопный ямб) и смежная рифмовка даже читателю, не весьма искушённому в истории литературы, не могут сразу не напомнить о знаменитой «Ночной песне странника» И.-В. Гёте, вошедшей в русские хрестоматии в переводе М. Ю. Лермонтова («Из Гёте. (Горные вершины…)»).
А чтобы окончательно укрепить ощущение «чего-то знакомого», возникшее у читателя с первых двух строк, поэт уже в третьей даёт отсылку к знаменитому стихотворению в не менее знаменитом переводе: «Снежные вершины…»
Жанр и литературное направление
В жанровом отношении стихотворение «Солнце удалилось» – такая же классическая элегия, как и «Ночная песня странника». И, однако, это особая – символистическая – элегия.
Смысл прямого сопоставления с элегией Гёте – Лермонтова (как в отношении жанра, так и в отношениях ритма, рифмовки, лексического наполнения, пейзажного обрамления и композиции) вне всякого сомнения состоит именно в противопоставлении. Гётевский странник мечтает об отдыхе, о тихом приюте в ночи.
Бальмонтовский вечный странник – прообраз того идеального героя русского символизма, которому «уюта – нет, покоя – нет» (А.Блок, «Земное сердце стынет вновь…»). Бальмонтовский путник никуда не придёт: ему некуда прийти, его «тихого угла» – «нет нигде».
Тропы и образы
Третья книга Бальмонта «Будем как Солнце», где данное стихотворение отвечает за концептуальный художественный образ всего сборника, имеет подзаголовок «Книга Символов».
Это прямое указание читателю: тропы и образы стихотворений в книге, независимо от их так называемой свежести (а часто и прямо – благодаря её отсутствию) он должен толковать именно в качестве символов.
Таковыми являются не только общепринятые символические антитезы (вершины и долины), но и общеязыковые метафоры-олицетворения:
Солнце посылает свой последний взгляд.Воздух цепенеет, властно скован мглой.
Он лишь там, где светит луч твоей мечты.
Не менее символичны и эпитеты: волны меркнущих морей, тихий угол.
Наконец, для поддержания диалога лирического героя и Вселенной введён образ Того, Кто, наклоняясь, дышит над землёй, т.е. несомненно наделён божественной природой, но при этом полон нежного сочувствия к лирическому герою и страха за него. А может быть это зеркальное отражение самого лирического героя, его «второе я», которое недаром же сливается с «ты»:
- Он лишь там, где светит луч твоей мечты.
- … Только там, где ты.
- «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
- «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
- «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
- «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
- «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
- «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
- «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
- «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
- «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
- Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
- По произведению: «Солнце удалилось»
- По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
Источник: https://goldlit.ru/balmont/1301-solntse-udalilos-analiz
Конспект урока + презентация по литературе Будем как солнце…" Вечер поэзии с К.Бальмонтом. (11класс)
«Будем как солнце…»
Вечер поэзии с К.Бальмонтом.
- Урок литературы в 11 классе.
- Цели: помочь учащимся проникнуть в мир поэзии Бальмонта и увидеть ее особенность;
- развивать умение анализировать лирическое произведение.
- Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация, подготовленная в Microsoft Office PowerPoint;
- тексты стихотворений К.Бальмонта;
- карточки-задания, информационные карточки
- Отличительные особенности урока
- Это занятие рассчитано на 2урока, можно сопроводить музыкой, желательно
- показать иллюстративный материал в виде презентации. Кроме того, подготовленный
- учителем печатный материал, позволит организовать урок по алгоритму творческих
- мастерских.
- Ход занятия
1.Организационный этап. Слайды 1,2
Учитель объявляет тему, эпиграфы, задачи урока. Ребята ведут записи в тетрадях.
2.Индуктор (первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность)
- Напишите большими буквами слово СОЛНЦЕ.
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите рядом со словом СОЛНЦЕ.
- Прочтите вслух.
Комментарий учителя.
Солнце – создатель всего сущего, источник жизни и плодородия. Человечество издавна почитало светило, согревающее Землю, дающее свет и радость. У каждого народа был свой аутентичный символ Солнца, которому поклонялись и приносили дары.
Слайды 3- 8. Приложение 1.
О солнце существует немало пословиц. Слайды 9 – 10.
В мировой культуре Солнце занимает особое место. Приложение 2.
Многие поэты обращались к этому светилу, среди которых и Константин Бальмонт.
Солнце является основным символом и идеалом красоты мира в творчестве зрелого Бальмонта.
3.Создание творческого продукта сначала в парах, а затем в группах.
(Для анализа берем стихотворения Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце», «Будем как солнце!», «Аромат Солнца», «Завет бытия») Приложение 3.
Работа в парах. Приложение 4.
Работа в группах. Приложение 5.
4.Социализация: предъявление полученных результатов в виде текста-анализа стихотворений.
5.Промежуточная рефлексия.
- — На что похожи стихотворения Бальмонта? (Каждое стихотворение Бальмонта похоже на
- картину)
- -Давайте посмотрим на картины художников, в которых так или иначе присутствует Солнце.
- -Каким предстает Солнце на картинах?
- -Какая картина передает чувства, выраженные в стихотворении, которое вы анализировали? Слайды 11 — 17
- 6.Учитель: В наши дни Солнцу тоже поклоняются, даже открывают музеи, посвященные
этому светилу. Валерий Липенков – хранитель солнечной традиции, создатель музея «Солнца» в Новосибирске написал гимн Солнцу.
- -Вспомните, что такое гимн.
- Учитель читает гимн. Слайд 18
- Известны и музыкальные произведения, посвященные Солнцу.
- Слушаем песню «Солнце над городом…» Слайд 19
7.Рефлексия.
Запишите свои впечатления, наблюдения. Что открыли сегодня для себя? Слайды 20 — 21
Домашнее задание: создать свой гимн Солнцу или нарисовать картину, можно объединиться в пары.
Приложение 1
- В Древнем Египте Ра – бог Солнца, создатель всего сущего, отец богов и фараонов.
Ра ежедневно проплывал по небесному Нилу в священной ладье и, спустившись до
горизонта, как бы умирал. Но утром он вновь рождался и выплывал на востоке.
- В Древней Греции бог Солнца – Гелиос, который появлялся каждое утро на небе в солнечной колеснице, запряженной четырьмя крылатыми конями.
- У славян Солнце выступает в четырех ипостасях:
-
Солнце-младенец Коляда (Хорс). Зимнее светило, слабое и беззащитное.
Рождалось ранним утром после ночного декабрьского солнцестояния.
Время Коляды с 22 декабря – по 21 марта.
-
Солнце-юноша Ярило, окрепшее, набравшее силу, жгучее, яркое.
Появляется в день весеннего равноденствия с 21 марта – по 22 июня.
-
Солнце-муж Купайла ( Даждьбог ). Могучее светило, выкатывается
на небосклон в день летнего солнцестояния (22июня – 23 сентября).
-
Солнце-старик Световит (Сварог). Стареющее и мудрое светило,
- знаменующее собой день осеннего равноденствия с 23 сентября – по
- 22 декабря.
- Приложение 2.
В мировой культуре солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. Солнце – символ света, солнечный свет является непосредственным познанием. Солнечный свет – это каскад красок, жизни, движения. Солнце как животворящая сила. Но солнце может быть и враждебным человеку. Солнце как наказующая сила. Солнечный свет может палить, сжигать.
- Приложение 3.
- «ЗАВЕТ БЫТИЯ»
- Я спросил у свободного Ветра,
- Что мне сделать, чтоб быть молодым.
- Мне ответил играющий Ветер:
- «Будь воздушным, как ветер, как дым!»
- Я спросил у могучего Моря,
- В чём великий завет бытия.
- Мне ответило звучное Море:
- «Будь всегда полнозвучным, как я!»
- Я спросил у высокого Солнца,
- Как мне вспыхнуть светлее зари.
- Ничего не ответило Солнце,
Но душа услыхала: «Гори!».
Аромат солнца.
Запах солнца? Что за вздор!Нет, не вздор.В солнце звуки и мечты,Ароматы и цветыВсе слились в согласный хор,
- Все сплелись в один узор.
- Солнце пахнет травами,Свежими купавами,Пробужденною весной,
- И смолистою сосной.
- Нежно-светлоткаными,Ландышами пьяными,Что победно расцвели
- В остром запахе земли.
- Солнце светит звонами,Листьями зелеными,Дышит вешним пеньем птиц,
- Дышит смехом юных лиц.
- Так и молви всем слепцам:Будет вам!Не узреть вам райских врат,Есть у солнца аромат,Сладко внятный только нам,
- Зримый птицам и цветам!
…
- Будем как Солнце! Забудем о том,
- Кто нас ведет по пути золотому,
- Будем лишь помнить, что вечно к иному,
- К новому, к сильному, к доброму, к злому,
- Ярко стремимся мы в сне золотом.
- Будем молиться всегда неземному,
- В нашем хотенье земном!
- Будем, как Солнце всегда молодое,
- Нежно ласкать огневые цветы,
- Воздух прозрачный и все золотое.
- Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
- Будь воплощеньем внезапной мечты!
- Только не медлить в недвижном покое,
- Дальше, еще, до заветной черты,
- Дальше, нас манит число роковое
- В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
- Будем как Солнце, оно — молодое.
- В этом завет красоты!
- «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
- И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин.Я заключил миры в едином взоре.
- Я властелин.
- Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.Я каждый миг исполнен откровенья,
- Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.Кто равен мне в моей певучей силе?
- Никто, никто.
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас,Я буду петь… Я буду петь о Солнце
- В предсмертный час!
- Приложение 4.
1.Выделите в стихотворении художественные детали и образы.
2. Основные мотивы (мотив) стихотворения.
3. Какие чувства, переживания заложены в стихотворение.
Приложение 5.
1.Определите выразительные средства языка, их роль.
2. Какое Солнце изображено в стихотворении, его функция.
3. Дайте название процессу, описанному в стихотворении.
- 4. Объедините все наблюдения в единое целое (текст) и приготовьтесь
- выступить, выбрав от своей группы спикера.
- Дополнительный материал для учителя.
В многозвучной поэзии К. Бальмонта заключается торжество впечатлений, наслаждение от созерцания природных богатств, многоцветье тонких ощущений, сменявшихся зыблющимися душевными состояниями. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин».
У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему: Я заключил миры в едином взоре. Я властелин. Солнце в христианской символике является воплощением бессмертия и возрождения.
Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни, один из лейтмотивов в творчестве Бальмонта . Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания.
Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина: Я победил холодное забвенье, Создав мечту свою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя.
Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве. В статье «Солнечная сила» Бальмонт писал: «Солнце — гений превращения. И самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других». Как высшая сила, Солнце является источником поэтического вдохновения.
Разгадав великий замысел бытия, герой словно перерождается — он посланец солнца в земной мир. Теперь, когда певец свободен от страданий, он осознает мощь и значимость своего слова. Герой рад своему возрождению. Он не желает останавливаться на пути к большему самопознанию, идет все выше и выше и ему нет равных в «певучей силе»: Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час». Он знает, что настанет новый день и возникнет новая жизнь.
«Всякое разрушение ведёт лишь к новому творчеству» — писал Бальмонт. Лирический герой понимает, что человек часть безграничного мироздания, в нём сокрыта солнечная сила: из её сочетаний добра и зла он извлекает свою мысль и мечту, создаёт гармонию из хаоса.
И даже если символ жизни погаснет, и Вселенная в привычном образе перестанет существовать, Певец сможет возродить мир собственным творчеством, полным энергии, чистоты и света. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час! Стихотворение К. Д.
Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной частью которого является поиск человеческого предназначения, его места во Вселенной и, главное, смысла жизни. К. Бальмонту удавалось угадывать истинную сущность каждого мгновения, он понимал, что от «самого ничтожного есть переход к самому великому».
В данном стихотворении образ солнца как символ жизни и истинного знания помогает осуществить лирическому герою этот переход. Эти мгновения присутствуют в жизни каждого человека. Именно на это поэт хотел обратить внимание читателей. Солнце является главным символом многих стихотворений поэта.
Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому символическому пониманию солнца, в первую очередь, как источника разума, цикла человеческой жизни и возрождения. Солнечная сила представляется как прозрение и вдохновение, что является важным для автора. Образ, созданный Бальмонтом, ориентирован не столько на земное восприятие дневного светила, сколько на понимание высшей созидательной силы. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-prezentaciya-po-literature-budem-kak-solnce-vecher-poezii-s-kbalmontom-klass-3198766.html