Анализ стихотворения тютчева не то, что мните вы, природа…

Ф. И. Тютчев в большинстве своих стихотворений воспевал красоту окружающего мира.

Его творение «Не то, что мните вы, природа», анализ которого представлен ниже, относится к направлению гражданской обличительной поэзии.

В нем поэт обращается к обществу, которое перестало ценить красоту природы и относится к ней без уважения. Это был поэтический ответ Тютчева материалистам, чье влияние было значительным в 19-м веке.

Влияние цензуры

В анализе «Не то, что мните вы, природа» нужно отметить, что в стихотворении имеются пропущенные строки. Во время первой публикации произведения цензурой были изъяты вторая и четвертая строфа.

По распространенному мнению, это произошло из-за того, что эти строки были неприемлемы с религиозной точки зрения. Позже Н. Сушков просил поэта, чтобы он восстановил недостающие строки. Но к сожалению, Ф. И.

Тютчев уже не помнил те строфы.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Главная тема стихотворения

Обязательно в анализе «Не то, что мните вы, природа» нужно выделить основную мысль этого стихотворения. Федора Ивановича возмущало потребительское и равнодушное отношение к природе. В своем творении поэт воспевал не просто ее красоту, но и отстаивал ее независимость. Природа — это особый мир со своим языком, порядками. Ее нужно чувствовать, а не подходить с рациональной точки зрения.

В своем стихотворении поэт обращался сразу к нескольким группам людей. Одна из них — это материалисты, которые считали, что человек имеет право вторгаться в мир природы, изменять его по своему усмотрению. Другая — это служители церкви, считающие, что она является лишь «слепком». Для влюбленного в природу Тютчева такое отношение было неприемлемым. И свое отношение он выразил в стихотворении.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Образ природы

В анализе «Не то, что мните вы, природа» стоит отметить, что вся композиция построена вокруг образа природы. Поэт представляет ее как мать, которая заботится о своих детях. Она является лучом света в жизни человека, она вдохновляет его на создание прекрасных вещей. По мнению Тютчева, красота природы созвучна с внутренним миром человека.

Поэт стремился донести до людей, что они и окружающий мир неотделимы друг от друга. Федор Иванович всегда стремился к достижению гармонии.

А материалисты, отказываясь видеть в ней красоту, тем самым отрицали возможность единения человека и окружающего мира. Умение видеть в природе любовь, стремление понять ее язык — все это было свойственно русской культуре.

Умение видеть прекрасное, созидать — все это возможно лишь при уважении окружающего мира. На его защиту и встал в своем творении Ф. И. Тютчев.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Ритмическая сторона стихотворения

«Не то, что мните вы, природа» Тютчев написал четырехстопным ямбом — этот размер характерен для стихотворений Федора Ивановича. Но в некоторых строках поэт отходит от этого размера, добавляя безударные слоги. Они придают дополнительную ритмическую выразительность.

В своем стихотворении «Не то, что мните вы, природа» Тютчев не стремился удивить читателей необычностью слога или вычурными метафорами. Простые и понятные слова подчеркивают смысл его творения. По своей мелодике стихотворение получилось плавным, и это соответствовало замыслу поэта.

Литературные тропы

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» поэт использует риторические вопросы, потому что он не ставил себе целью получить ответ на них. Скорее, он хотел побудить своих оппонентов к размышлениям о правильности своих суждений. Федор Иванович использует инверсию, которая подчеркивает величие природы.

Поэт не прибегает к ярким и вычурным эпитетам. Он стремился подчеркнуть «живость» природы. Поэтому в стихотворении имеется большое количество глагольной лексики. Так у стихотворения появляется динамичность. Это подчеркивает мысль Тютчева о том, что природа живая и одухотворенная.

Интересным является и употребление существительных в качестве прилагательных. Поэт говорит, что у нее есть душа, свобода и свой особый язык. В синтаксическом плане это сочетание простых и сложных предложений. Использованные художественные средства не отвлекают на себя внимание читателя, а служат обрамлением для смысла стихотворения.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Основная тема в «Не то, что мните вы, природа» — это стремление поэта показать всем, что природа — не «бездушный слепок». Это особый мир, в котором есть место любви и свободе. Подобные мысли высказывались и другими поэтами, например, К. Батюшковым. Тютчев подчеркивает, что понять язык природы может не каждый. Лишь только тот человек, который способен откликнуться на прекрасное.

В своем обращении поэт не обвиняет в непонимании этого языка своих оппонентов. Он их искренне жалеет, так как люди, равнодушные к величию природы, равнодушны и к своему внутреннему миру. Они не обогащают его новыми впечатлениями, они не создают ничего прекрасного, они не восторгаются красотой.

Тютчев сравнивает природу с органом: поэт призывает человека услышать песни окружающего мира, чтобы обрести с ним гармонию. Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» — это одна из жемчужин творчества Ф. И. Тютчева.

Источник: https://www.syl.ru/article/362306/f-i-tyutchev-ne-to-chto-mnite-vyi-priroda-analiz-stihotvoreniya

«Не то, что мните вы, природа»: экологическая проблематика лирики Тютчева

Меню статьи:

Федора Тютчева знают по повышенному интересу этого автора к противоречивости природы. Произведение под названием «Не то, что мните вы, природа» – пример как раз такой лирики. Впрочем, писателя привлекала амбивалентность не только природы, но и жизни в целом. Тютчев – поэт, для которого характерно довольно трагическое мировосприятие.

Поэзия – творчество, рождающееся из страданий или неудовлетворенности. Это, конечно, не правило, но известная закономерность. Тютчев для этой закономерности – не исключение. Мир поэтом мыслился как катастрофа.

Для начала, перед тем как проанализировать обозначенный в заглавии стих, предлагаем вам немного поговорить о творчестве Тютчева в целом.

Тютчевская лирика как выражение распада пространства и времени

Тютчев воспринимал мир в контексте гибели вселенной. Читая произведения русского классика, вы, безусловно, заметили, что поэт увлечен образами кризисных, радикально крайних ситуаций. Например, Тютчев часто обращается к мотивам грома, бури, борьбы стихий в целом.

Экологическая тематика характерна не для одного этого стиха, но для многих произведений писателя. В центре всех них – почтение к Природе как Матери.

Одухотворение природы Тютчевым критики расценивают с точки зрения психологизации этой сущности, демонстрации самодостаточности, наполненности, целостности, органичности и гармоничности природы.

Тютчев – в качестве поэта – поклонник пессимистичного умонастроения. Несмотря на то, что по части поэтического языка литератор довольно архаичен, мотив катастрофичности делает Тютчева новатором. Страсти стихий, однако, бурлят не только в природе, но и в жизни человека. Это, к примеру, любовь.

Образ любви в поэзии Тютчева

Любовь занимает одно из главных мест в лирике русского литератора. Это чувство представлено наивысшим счастьем, однако постоянно сопровождается борьбой двух уникальных личностей, индивидуальностей. Любовную лирику поэта отличает роковая предопределенность, выступающая центральным мотивом таких произведений.

На одной чаше весов находится любовь и счастье, а на другой стороне – смерть и отчаянье. Любовь, хоть и способна подарить человеку удовлетворенность, все же часто приводит и к расколу личности. Среди жертв любви чаще всего оказываются женщины – наиболее чувственные создания.

Этот драматизм и отражают стихотворения русского классика.

Для любовной лирики писателя характерен мотив осмысления любви в контексте трагичности, фатальности этого чувства. Тютчев считает, что любовь нередко опустошает человека и приводит его к гибели. Стихи поэта носят исповедальный характер, а чувства, которые описывает Тютчев, всегда отдают болезненностью.

Философский характер тютчевских произведений

По мнению Юрия Тынянова – русского лингвиста и исследователя литературы – творчество Тютчева далеко не ограничивается философским характером.

Философский элемент находится на самой поверхности тютчевских произведений, однако проанализировать их недостаточно для полного понимания специфики текстов русского поэта. Как считает Тынянов, Тютчев изобрел собственный поэтический язык.

Стоит также отметить, что на Тютчева сильно повлияла философия Шеллинга, с которым литератору удалось лично встретиться в Германии.

Какие же основные философские темы предстают в тютчевской лирике? Во-первых, это размышления о гармоничности и противоречивости человека. Во-вторых, это мотив борьбы в природы, а также внутри самого человека. Наконец, в-третьих, это тема любви, о которой мы уже сказали выше.

Тынянов делает акцент на том, что лирику поэта отличает сложность исторического положения, когда час забвений сменяется периодом воскрешений. Кроме того, расцвет тютчевской лирики принадлежит периоду экспериментов с жанровыми формами и стилями в литературе.

Тютчев утверждает, что природа спокойнее и гармоничнее, чем человеческая жизнь.

Для писателя путь, который суждено из поколения в поколение проходить людям, представляется сотканным из мучительной необходимости найти себя и свое предназначение, из размышлений и сомнений, наконец, из постоянных противоречий.

С такой же противоречивостью сопряжена и любовь, которая одновременно является и блаженством, и безнадежностью. Философски Тютчев близок к экзистенциалистам, которые тоже рассматривали человеческую жизнь в свете катастрофичности и безысходности.

Тютчев – поэт на стыке эпох

Поэтические эпохи не обязательно совпадают с эпохами историческими. Так, Тютчев принадлежит – исторически – девятнадцатому веку, однако творчество писателя – это плод переходного периода в лирике. Центральная особенность тютчевских текстов – эксперименты с литературной формой и поиск новых стилей. Вот, что по этому поводу говорит Тынянов:

Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизирован Гейне Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаический.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиливает все стилистические ее особенности. И, прежде всего, словарный, лексический колорит…

Тынянов также вспоминает отзывы о стихах Тютчева. Например, Некрасов говорил, что произведения писателя очень короткие, однако эти тексты нельзя удлинить, потому что здесь всего хватает. Тургенев считал, что наиболее удачными как раз являются самые малые тютчевские произведения.

То, что Тютчев сознательно придерживается некой архаичности в своем творчестве, делает из поэта наследника другого русского классика – Державина. Здесь, как считает Тынянов, вырабатывается своеобразная монументальная малая форма, как бы это парадоксально ни звучало.

Краткость и мастерскую, содержательно емкую фрагментарность произведений русского писателя подчеркивал и Мережковский. Литератор писал, что толковать тютчевское творчество – все равно что «превращать алмаз в уголь», потому что Тютчев «солнечные системы, туманные пятна… сжимает… в один алмаз».

Поэтому лирика писателя фрагментарна и масштабна одновременно, философична, потому что Тютчев склонен использовать глубокие обобщения (отличительная черта философии в целом), созерцательна и трагична.

Несколько слов о периодах и мотивах творчества писателя

Традиционно, творческую жизнь Тютчева делят на несколько периодов, среди которых мы можем назвать следующие:

  • 1810–1820-е годы: к этому времени принадлежат первые, еще юношеские и незрелые, пробы пера; тексты юного поэта наследуют архаичный стиль предшественников в литературе;
  • 1820–1840-е годы: в этот период формируется оригинальный тютчевский стиль; поэт заимствует элементы одической лирики эпохи Просвещения, совмещая эти компоненты с традициями романтизма – стиля, набирающего популярность на Западе и в Российской империи;
  • 1840-е годы считаются отдельным периодом творчества писателя, потому что в это время Тютчев почти не занимается литературой;
  • 1850 –1870-е годы: время создания знаменитого и трагического «Денисьевского цикла»; в этот период Тютчев занят написанием произведением на политическую тематику, а также так называемыми стихами «на случай».

Подводя итоги, скажем, что среди главных мотивов творчества русского гения наличествуют, прежде всего, темы:

  • человека, стоящего на краю пропасти, зависшего над бездной существования;
  • тайны и интуиции;
  • ночи и дня, смены периодов времени и эпох;
  • одиночества;
  • природы (экологическая проблематика, которую мы и проанализируем дальше);
  • земли и неба;
  • воспоминаний и ностальгии;
  • а также, конечно, любви.
Читайте также:  Пармская обитель - краткое содержание романа стендаля

Природные мотивы в тютчевском творчестве

Итак, мы уже говорили, что писатель обращается к уподоблению человеческого внутреннего мира и материального природного космоса. Человек – часть природного мира и связан со вселенной, с мирозданием родственными узами. В этой логике искусство предстает формой интуитивного познания мира.

Конечно, катастрофичность, характерная для творчества Тютчева в целом, сказывается и на экологической тематике текстов писателя. Мир всегда предстает окрашенным в темные цвета, трагичным, противоречивым. Человеческое восприятие также оказывается амбивалентным, подобно миру.

Образы и символы в лирике Тютчева тоже отличаются противоречивым характером.

Из истории написания «Не то, что мните вы, природа»

Произведение относится к периоду рождения оригинального тютчевского стиля. Это 1836 год. В печати стих выходит сразу же после написания, в том же году. Текст опубликовали в «Современнике». Биографы Тютчева и литературоведы пришли к выводу, что писатель вдохновился произведением российского лирика Константина Батюшкова, который писал: Есть наслажденье в дикости лесов…

В стихе Тютчев поднимает характерные для литератора проблемы. Например, писатель пишет о природе как о великой силе, которая обладает собственной сущности. Но вот какая это сущность, какая у природы душа? Это Тютчев и желает выяснить. По крайней мере, над такого рода безответным вопросом писатель размышляет в анализируемом нами стихе.

Федор Иванович Тютчев как поэт и лирик посвятил огромную часть творческого наследия великолепию природных богатств. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием произведения “Есть в осени первоначальной”

Таким образом, идея стиха – художественными средствами выразить неподвластность природы никаким другим силам. В том числе человеку и Богу. Последнее положено очень смутило цензуру, поэтому мысли, выраженные Тютчевым в стихе, сочли неприемлемыми.

Церковная позиция оказалась сильнее свободы художественного выражения. Так, в стихе осталась только первая, третья строфы и части после четвертой строфы, а другие две цензура исключила из финальной – опубликованной – версии произведения.

Попытка восстановить целостность стиха, в частности, была предпринята Николаем Сушковым – русским журналистом и драматургом. Сушков попросил у автора недостающие части стиха, однако тот ответил, что уже не помнит их.

Между тем, недостающие части стиха пометили точками – на этом настоял другой великий русский литератор – Александр Пушкин.

Тематика стихотворения

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Не то, что вы мните, природа:

Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стоит акцентировать внимание также на полемичности тютчевского стиха. Лириком подчеркиваются взаимоотношения людей и природы, ставя ударение на моменте своеобразного отступничества людей от природной сущности.

Современное писателю отношение людей к природе отличалось поверхностностью, прагматичностью и корыстностью. Однако такое отношение – это не свидетельство недостаточности природы. Наоборот – это знак, показывающий, во что превратились люди.

Тютчев, судя по всему, придерживается пантеистических взглядов. Не удивительно, что церковная цензура не пропустила некоторые фрагменты произведения, ведь пантеизм – это все-таки (несмотря на наличие остатков этого мировоззрения в христианстве) явление языческой культуры.

В результате, литератор подчеркивает, что утрата связи с природой для человека чревата потерей собственной души.

Герои произведения Тютчева

В тезисе об одухотворенности природы мы приблизились к характеристике героев произведения Тютчева. Писатель выводит на поэтическую сцену несколько персонажей:

  • природу;
  • явления природы;
  • рассказчика;
  • а также людей.

Люди представлены в более негативном свете, чем природа, ведь люди не способны слушать и – главное – слышать язык Матери Природы. Эту мысль и хочет донести до читателя рассказчик – автор.

Первые строки произведения представляют собой попытку переубедить человечество, убедить людей в ложности восприятия природы. Традиционно люди видят в природе либо врага, либо нескончаемый источник ресурсов.

В первом случае, природа наделена душой, однако является злой, потому что регулярно приносит разрушения миру, который пытаются выстроить люди. Во втором случае, человек радуется обретенной власти над природой.

Люди уверены в этой власти, потому что в состоянии совершать насилие над природой, истощать ее ресурсы. В обоих случаях, природа вызывает страх. Поэтому человек и пытается покорить ее. Тютчев детализирует эти размышления в третьей строфе:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Отношения человека и природы: детали

Поговорим еще раз о третьем катрене. Итак, со слов лирического героя становится понятно, что бал в мире правит именно Природа – с заглавной буквы. Далее рассказчик говорит, что существование людей, испытывающих к природе безразличие, скорее похожа на тьму.

В образе тьмы просматривается глубокий философский подтекст, ведь темнота – обскурантизм – это то мракобесие, с которым сражается Просвещением.

С другой стороны, Просвещение порождает и рациоцентризм, отвращающий человека от природы, потому что поклонение рациональности, разуму одновременно возвышает человека над миром, порождая настроения экспансионизма. Давайте посмотрим на этот катрен:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах…

Но есть и лирический, чувственный смысл слов о тьме. Безусловно, любой поэт воспринимает мир образно, а природа издавна служила богатейшим источником вдохновения. Тютчев подтверждает это правило.

Для писателя жизнь людей, в жизни которых нет связи с природой, существует лишь тьма еще и потому, что без осознания и ощущения своих корней человек не позволяет проникать лучам света в свой мир. Существование таких людей наполнено вечной зимой, потому что весна не может дать волю своим творческим, созидательным силам на бесплодной почве.

Природа, кроме прочего, мыслится матерью всего живого, в том числе и людей. Однако человек склонен преступать законы мироздания в попытках покорить свою Мать:

Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! Не встревожит

И голос матери самой!..

Но природный космос в тютчевском стихе подобен человеку: у природы есть душа, в морских волнах тоже есть жизнь. Но это не единственная причина этого подобия. Природе, как и человеку, свойственна легкая ранимость и обидчивость. Когда человек враждебен и неприветлив в отношениях с природой, та тоже отказывается от разговора с людьми:

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса ни говорили,

И ночь в звездах нема была!..

Композиционные и жанровые особенности стиха

Мы уже говорили, что в финальном, опубликованном варианте стиха отсутствуют две строфы. Что ж, в целом композиция тютчевского стиха проста – здесь поэт не изменил своему характерному лаконизму.

Конечно, исключение из текста Тютчева двух фрагментов привело к незначительному искажению смысла произведения, поэтому о некоторых смыслах читатель может только догадываться.

В произведении наличествуют несколько частей, а именно:

  • повествование о сущности природе, одухотворенности матери всего живого;
  • размышления о том, как живут люди, не умеющие распознавать и слышать послания природы.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Роль поэзии и экологическая проблематика в творчестве Тютчева

Простой на первый взгляд стих оказывается нагруженным сложным и глубоким философским смыслом. Так, в утверждении писателем всесилия природы кроются несколько дополнительных идей:

  • вечное созвучие жизни человека и бытия природы;
  • природа – это активное, постоянно движущееся, динамическое начало, в котором нет начала и конца;
  • природа выступает участницей всех событий жизни людей;
  • кроме того, природа демонстрирует высшую Божественную мудрость, воплощающуюся на земле;
  • экологическая проблематика совмещается с размышлениями Тютчева о роли поэзии, ведь, согласно мысли писателя, лирика утверждает красоту со всех ее проявлениях как реальность, а не как художественный вымысел.

Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

Исходя из последнего тезиса, мы говорим о всеединстве и гармонической согласованности мира. Тютчевское мировоззрение противостоит материалистическому миропониманию, ведь материалисты считали природу зависимой. Вспомним хотя бы известный тезис о том, материя – это то, что вынуждено постоянно покоряться.

Материя мыслилась несамостоятельной и безвольной, тогда как тютчевская природа – это самостоятельная сущность, способная чувствовать. Природный космос наделен не только душой, но и судьбой. Человек, пораженный ядом материалистического миропонимания, вторгается во владения Природы, нарушая суверенность этой сущности.

У природы – своя территория, логика, чувства, душа, рок и язык:

И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!..

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-tjutchev/ne-to-chto-mnite-vy-priroda.html

«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
  • История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
  • Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы.

Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

  1. Жанр – элегия.
  2. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  3. Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
  4. Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
  5. Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении.

Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков.

Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Тема

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев.

В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир.

Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Читайте также:  Анализ стихотворения запели тесаные дроги есенина

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична.

Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь.

Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления.

Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38900-ne-to-chto-mnite-vy-priroda-analiz-stihotvoreniia-tutcheva-po-plany-kratko-glavnyi-geroi-kompoziciia.html

Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа…"

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.

«Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах.

В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта.

Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение.

В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи.

В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице — «они»? Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы — вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения.

Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В.

Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.

И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»: Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах, Для них и солнцы знать не дышат И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! И языками не земными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности.

Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а», и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил») Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», » не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сём мире, как впотьмах»).

Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Источник: https://mirznanii.com/a/352675/analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva-ne-to-chto-mnite-vy-priroda

Анализ одного из стихотворений ф. и. тютчева (“не то, что мните вы, природа…”)

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия.

Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

  • Не то, что мните вы, природа:
  • Не слепок, не бездушный лик –
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм.

Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным.

Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

  1. Вы зрите лист и цвет на древе:
  2. Иль их садовник приклеил?
  3. Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сем мире, как впотьмах”).

Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.

Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”.

Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-odnogo-iz-stixotvorenij-f-i-tyutcheva-ne-to-chto-mnite-vy-priroda/

Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа"

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

  • Не то, что мните вы, природа:
  • Не слепок, не бездушный лик-
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.

Они не видят и не слышат,

Читайте также:  Блеск и нищета куртизанок - краткое содержание рассказа бальзака

Живут в сём мире, как впотьмах…

В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм.

Ассонанс на “и”, “а”, и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным.

Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”) Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:

  1. Вы зрите лист и цвет на древе:
  2. Иль их садовник приклеил?
  3. Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “ не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сём мире, как впотьмах”).

Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия. Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.

И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Дата добавления: 07.08.2001

Источник: https://www.km.ru/referats/9A1756D53D314BD48D51633B71C3405B

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия.

Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм.

Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным.

Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»).

Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа.

В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы.

Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой».

Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

  1. Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: «Тютчев поднимает любовную лирику…
  2. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  3. Пример сочинения: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, «втиснутый» в весьма ограниченную…
  4. Анализ стихотворения «Silentium» («Молчание») В 1830 году Тютчев пишет стихотворение «Silentium» («Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне…
  5. Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи» Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий….
  6. Пример сочинения: Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая Пример сочинения для Тютчева — хаос, заключенный в…
  7. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те…
  8. Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Тютчев Ф. И Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина….
  9. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и…
  10. Поэтический мир поэта (на примере лирики Тютчева) Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий…
  11. Мотив мимолетности жизни в лирике Тютчева В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: «Фонтан» и…
  12. Анализ стихотворения «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить…
  13. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие…
  14. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» Школьное сочинение по литературе. Рекомендовано для 9 класса. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен…
  15. Изображение природы в стихотворениях Фета и Тютчева Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы…
  16. Единство природы и внутреннего мира человека в поэзии Ф. И. Тютчева Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, «судьба последнего русского романтика,…
  17. Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!») Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и…
  18. Анализ стихотворения Некрасова «Генерал Топтыгин» В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,…
  19. Анализ стихотворения Заболоцкого «Лесное озеро» Стихотворение «Лесное озеро» (I, 198) — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает…
  20. Анализ стихотворения Некрасова «Пчелы» и «Соловьи» В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья —…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-ne-to-chto-mnite-vy-priroda/

Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”

Это стихотворение написано в форме обращения. Автор выступает против людей, которые недооценивают природу, говорит о их глухоте, очерствении души человеческой из-за отдаления от природы.

Нам становится понятным и то, что в строках стихотворения прослеживается поэт философского склад. Ведь у Тютчева был не только талант пейзажиста, но и собственная философия природы. И все в той природе представляется ему живым, полным глубокого смысла, все говорит с поэтом “понятным сердцу языком”.

Начинается стихотворение со слова “не”, чтобы оградить читателя от неправильного понимания природы. Поэт стремился понять “душу” и жизнь природы, запечатлеть ее во всех проявлениях, поэтому мы замечаем те образы, из которых складывалась природа для самого Тютчева.

Написано стихотворение четырехстопным ямбом, а перекрестный принцип рифмовки сочетается с чередованием мужских и женских рифм. Ассонанс на “о”,“а”, “и” придает строфам возвышенный тон, изобилие сонорных согласных так же делает его более музыкальным и мелодичным. Торжественно звучит оно и благодаря использованию устаревших слов (“древо”, “чрево”, “лик”) и ударения (“приклеил”).

Автор применяет такие художественные выразительные средства, как олицетворения: (“в беседе дружеской гроза не совещалась”, “солнцы не дышат”, метафоры (“ночь нема была”, “весна не цвела”), сравнения (“живут в мире сем, как впотьмах”).

Это придает стихотворению красочность и выразительность, при этом полностью раскрывается художественный образ. Здесь встречаются и типичные для поэзии Тютчева сложные предложения, Как правило, в их конце ставятся восклицательные знаки, что делает художественную речь более насыщенной.

На мой взгляд, главная идея этого стихотворения – взаимоотношение человека и природы. Неоднократно в произведении автор указывает на то, что люди “глухие” и не умеют чувствовать, любить, не умеют жить. Для них природа безлика, но для поэта – “голос самой матери”. Ее образами Тютчев выражает свои чувства, сомнения, сокровенные мысли и мучительные вопросы.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/tyutchev-analiz-stixotvoreniya-ne-to-chto-mnite-vy-priroda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]