Анализ стихотворения запели тесаные дроги есенина

Лекция: С.А.Есенин. Стихотворения: «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

«Русь Советская» (1924)

Стихотворение имеет посвящение, оно обращено к другу, А. Сахарову; написано под впечатлением от совместной поездки Есенина и Сахарова на родину поэта, в село Константиново.

  • Жанр: поэма небольшого размера.
  • Композиция рамочная.
  • Текст разделяется на 4 смысловые части:
  • 1 строфа передает пессимизм, одиночество героя;
  • 2 строфа описывает Русь советскую на родине героя;
  • 3 строфа – отношение поэта к революции;
  • 4 строфа декларирует жизненное кредо поэта.

Поначалу представляется, что Есенин написал произведение политического звучания, однако истина открывается по ходу прочтения: выясняется, что герой утратил прошлое, и не приобрел будущее. Он возвращается домой, в родное село, видит перемены, которые принесла Советская власть. Поэта ждет неприятное открытие: его поэзия здесь никому не нужна, популярны у народа «агитки Бедного Демьяна».

Герой чувствует себя лишним в родной стране, он раздосадован и разочарован, он признается, что не может подчинить свой дар новым темам и идеям. Однако потом, в дальнейшем, когда «пройдет вражда племен» поэт будет воспевать «Всем существом …/Шестую часть земли /С названьем кратким «Русь».

  1. Стихотворение написано 3стопным «фирменным» есенинским анапестом, в тексте много богатых рифм, чередуются мужская и дактилическая рифмы.
  2. Эмоциональный фон поддерживают риторические вопросы и восклицания.
  3. «Запели тесаные дроги…» (1916) 
  4. Тема: образ Родины.
  5. Жанр: патриотическая, пейзажная лирика.
  6. Произведение написано в традиционной для ранней лирики манере: поэт обращается к Родине, любуясь ее великолепными пейзажами, богатейшей природой.
  7. В начале стихотворения – классический для русской поэзии образ дороги, символизирующий историческое развитие России.

Другой ведущий мотив, часто проявляющийся в ранней лирике Есенина – религиозный. Поэт уверен, что христианство – не убеждение русского народа, а привычный уклад повседневной жизни.

I, II строфы – русский пейзаж в деталях (поминальные кресты, колокольни, «равнины и кусты»);

III строфа – единый образ России; описание дано в излюбленных поэтом цветах – синем и малиновом («О Русь – малиновое поле/И синь, упавшая в реку»);

В IV строфе  говорится о том, что Россия бесконечно дорога лирическому герою, он готов разделить ее трудную судьбу («Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу»). В словах звучит переживание о дальнейшей судьбе родной страны («Ты на туманном берегу»).

Похожий мотив готовности перенести любые испытания звучит в заключительной строфе стихотворения («И не отдам я эти цепи/И не расстанусь с долгим сном…»).

Стихотворный размер: 4стопный ямб, рифма перекрестная.

Стихотворение наполнено словами, передающими настроение лирического героя: «озёрная тоска», «тёплая грусть», и др. Для создания лирического настроения и усиления эмоционального восприятия использованы эпитеты, анафора, метафора.

  • «Русь» (1914)
  • Стихотворение из 5 частей, иногда определяется как небольшая поэма. Поэт опирается на русское народное творчество
  • Композиция: рамочная (III, IV части – есть вступление и заключение).

Время действия – допетровская Русь и более ранний период. Ощущению пространства способствуют лексические средства — архаизмы и диалектизмы.

Сюжет: женщины провожают своих мужчин на войну, с волнением ожидают известий от них, получая письма, радуются хорошим новостям.

В обрамляющих частях – пространные размышления о родной стороне, природе. Рассуждения поэт вкладывает в уста своего лирического героя через метафору, олицетворение, сравнение.

В последней строфе (текст содержит  практически законченное строфическое кольцо с начальной строфой 2 главки) – завершение лейтмотива, ответ на вопрос, начинающий душевное признание Есенина в своей единственной большой любви  – любви к Родине(«Ой ты, Русь, моя родина кроткая/Лишь к тебе я любовь берегу.»).

Стихотворение написано 3стопным анапестом, чередуются дактилическая и мужская рифмы, текст наполнен точными, богатыми рифмами.

«Пушкину» (26.05.1924)

Есенин написал стихотворение к 125 – летию А.С. Пушкина.

Произведение пропитано личным отношением поэта к великому предшественнику, он беседует с памятником Пушкину, как с живым человеком.

«Пушкину» стоит особняком среди других произведений Есенина. Лирический герой пытается общаться с гением русской литературы как с равным, называя того повесой и представляясь «Как я сегодня хулиган». Но вместе с тем, поэт понимает, что Пушкин для отечественной литературы – «могучий дар».

Есенина заботит собственная судьба, он тревожится, переживает, надеется на свою славу в будущем.

Стихотворение написано 4стопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.

Произведение написано непривычным для Есенина простым языком. Присутствует только метафоричные  «…в бронзе выкованной славы» (подчеркивает величие и значительность Пушкина), «Сумело бронзой прозвенеть» (обозначает высоту будущей славы Есенина, если он станет так же знаменит, как Пушкин).

«Я иду долиной. На затылке кепи…» (18.07.1925)

Произведение сложено композиционно четко: есть вступление, развитие сюжета, финальные строчки, совершенно переиначивающие тему.

В стихотворении есть сюжет: после продолжительного отсутствия поэт возвращается в родные места, одетый по заграничной моде (этакий европейский щеголь!).

Но земляков чудной внешний вид поэта не впечатляет, они хотят посмотреть, как он помнит привычный крестьянский труд («Размахнись косою, покажи свой пыл»).

Настоящий, глубокий смысл жизни он видит в исконно русском труде, тогда как занятие поэзией приносит горькое разочарование.

Есенин описывает родной ему крестьянский мир, наделяет его свободой, внутренней красотой. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, в тексте четко ощущаются пессимистические нотки, свидетельствующие о пессимизме и разочаровании.

  1. В стихотворении 8 строф, написано 6стопным хорем, двухсложной стопой с ударением на 1 слоге, рифма перекрестная.
  2. Изобразительные средства: эпитеты («легкая прохлада»), метафоры («шепчут грабли», «синеет река»).
  3. «Низкий дом с голубыми ставнями…» (1924)
  4. Стихотворение отражает лирические раздумья поэта о родной стороне, которую он однажды покинул.

Основная идея произведения содержится уже в начальной строфе. Это своеобразная исповедь поэта, признание в вечной любви к родному дому.

Юные годы поэт описывает с чувством светлой грусти, строчки полны глубокого лиризма.

Идейная кульминация – в III строфе. Внутренний мир поэта сильно изменился – он не собирается пропасть в глубинке, но мысли о покинутом родном доме бередят душу.

В картине природы – мелодически грустная интонация. Образ  улетающих журавлей ассоциируется с образом поэта, улетевшего из родного гнезда.

Заключительная строфа «окольцовывает» композицию, повторяя слова из первой строфы, тем самым придавая стихотворению законченность, смысловую завершенность. Последние строки посвящены образу дома.

Большой смысл заключен в цвете: Есенин полагал, что в звучании «Россия» слышится «синее что-то». В стихотворении цвет несколько смягчен на голубой тон.

Произведение написано 3стопным анапестом, трехсложной стопой с ударением на 3 слог, рифма, за исключением 5 и 6 строф, — перекрестная (5, 6 строфы — АВСА).

Онлайн-библиотека:

​С. А. Есенин. Русь советская («Тот ураган прошел. Нас мало уцелело…»)​​​​С. А. Есенин. «Запели тесаные дроги…»​​​​С. А. Есенин. «Русь»​​​​С. А. Есенин. Пушкину («Мечтая о могучем даре…»)​​​​С. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи…»​​​​С. А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…»​​​

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/517-78-saesenin-stihotvoreniya-urok-2.html

«Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в «Свободной газете» в Чикаго в 1923 г.

Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.

Литературное направление и жанр

Стихотворение Есенина «Запели тесаные дроги» нельзя отнести к определенному литературному направлению, но в нем видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало Имажинизму, связь человека с природой, ее оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматовой родная земля 6 класс

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели — признаться родине в любви. При этом в нем звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли , потом собственное настроение , затем обращается к родине Руси . Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение , опасение и признание в любви и верности .

В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.

https://www.youtube.com/watch?v=j2Hxl8hm94U

Есенин использует традиционный для русской литературы эпический прием, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.

Тема стихотворения — любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, — чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством .

Тропы и образы

Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тесаные дроги сопровождают лирического героя. Олицетворение «Запели тесаные дроги» обозначает начало пути.

С песней ассоциируется скрип осей в колесах повозки.

Скорость движения Есенин передает тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя .

Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог , сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.

Современник Есенина мог уловить Мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Известке колоколен противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп — метафора неба, то первый — не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль . Причина грусти — в объекте любви.

Русь в сознании лирического героя связана с озерной тоской .

Из пары радость-боль в четвертой строфе остается только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но «на туманном берегу».

Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины. В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.

И все-таки для поэта Россия остается Русью, о которой его боль и скорбь. Русь — это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвертой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств , а потом действий, выраженных метафорами .

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была — живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна помогает вернуться к мотиву народного ее понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля , которым звенят степи .

Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа — часть жизни крестьянской Руси.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями . Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

«Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина

  1. Стихотворение С. А. Есенина Запели тесаные дроги Сочинения по литературе: Стихотворение С. А. Есенина Запели тесаные дроги.. Россия — страна бескрайняя… И характер русский широкий, раздольный, но…
  2. «Я покинул родимый дом…» анализ стихотворения Есенина Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве…
  3. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» анализ стихотворения Есенина, сочинение Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» открывает перед читателями мир лирических произведений Сергея Есенина. Оно написано легко и воздушно, сразу привлекает…
  4. Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних…
  5. Анализ стихотворения «Русь» С. А. Есенина Из ранних произведений «Русь» — наиболее зрелое идейно и художественно. Этим стихотворением Есенин приобрел себе известность. Оно стало своего рода…
  6. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Береза» Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю…
  7. «Гой ты, Русь, моя родная…» анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» — стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного…
  8. «Вот уж вечер…» анализ стихотворения Сергея Есенина Стихотворение состоит из 4 строф . Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа ….
  9. Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ,…
  10. Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом Сергей Есенин — необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент,…
  11. Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Мое любимое стихотворение Сергея Есенина — «Не жалею, не зову, не плачу…», где поэт затронул вечную, самую тяжелую для человека…
  12. Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным…
  13. «Письмо к сестре» анализ стихотворения Есенина, сочинение В стихотворении Сергея Есенина «Письмо к сестре» в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит…
  14. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая» Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью,…
  15. Анализ стихотворения Есенина Корова Стихотворение Есенина «Корова» относится к раннему периоду творчества поэта. В этот период произведения Есенина еще несут на себе следы незрелости…
  16. «В хате» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор…
  17. «Песнь о собаке» анализ стихотворения Есенина Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце,…
  18. «Черемуха» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед…
  19. Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк…
  20. «Заметался пожар голубой…» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам,…

Источник: https://ege-russian.ru/zapeli-tesanye-drogi-analiz-stixotvoreniya-esenina/

В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился ти­пичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой.

В основе данного произ­ведения лежит традиционный для русской классической по­эзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой истори­ческого пути России.

Отсюда столь динамичное начало, во­площающее семантику движения:

  • Запели тесаные дроги,
  • Бегут равнины и кусты.
  • Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле.
Читайте также:  Джон локк - доклад сообщение

В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы.

Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот опреде­ление «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает сред­ством создания возвышенного поэтического стиля. С.А.

Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а по­тому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».

В стихотворении необычайно много слов с семантикой на­строения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озер­ная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмо­циональную насыщенность его переживаний.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопря­жения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возно­сится на небо, а тело уходит в землю.

Примечателен также пей­заж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «ма­линовое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке.

А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цве­тастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность.

Малиновый цвет прив­носит праздничный оттенок. Известно, что он широко использо­вался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны.

Цветастость, живописность — характерная особенно есе­нинского творчества. Технику его словесного рисования, цве­тописи исследователи часто сравнивают с лубочной бытовой народной живописью.

Лубочные картинки отличались красоч­ностью, гармонично подобранными цветовыми сочетаниями, орнаментальностью и особым воздушным характером. Испол­нялись они обычно жидкой темперой, которая подобна акваре­ли.

Примечательно, что возникновение и распространение ри­сованного лубка связано с деятельностью старообрядчества, а С.А. Есенин был выходцем из старообрядческой семьи.

  1. В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России:
  2. Холодной скорби не измерить,
  3. Ты на туманном берегу.
  4. В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стра­не уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неве­дением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.
  5. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу, — восклицает он.

Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, ши­роты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковы­лем». «Звон» — характерный звуковой образ для есенинской поэтики.

В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с те­мой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики.

Не есть ли в этих образах свое­образная отсылка к церковному колокольному звону, пригла­шающему на службу всех христиан и воплощающему в ко­нечном итоге идею соборности, духовного единения?

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/6962-s-a-esenin-zapeli-tesanye-drogi-analiz-stikhotvoreniya

Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья. — презентация

1 Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья

2 Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным.

Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа. В 1916 году С.Есениным создано стихотворение «Запели тесаные дроги…».

В стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

3 Александр Блок стихотворение «РОССИЯ» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

4 стихотворение «Запели тесаные дроги…» Сергей Есенин Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

5 Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом. Анализ стихотворения А.Блока «Россия»

6 В начале стихотворения возникает литературная аналогия: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Это гоголевская Русь, птица-тройка, но теперь она не мчится, бойко звеня колокольчиками.

В иных исторических условиях иное движение. Но и «нищая Россия» дорога поэту, пусть она убога и невзрачна, у нее трудная судьба и много лишений в прошлом.

Поэт верит в ее лучшее достойное будущее: Пускай заманит и обманет, – Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

7 В основе «Запели тесаные дроги» также лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России.

Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей.

Анализ стихотворения С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

8 Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.

9 Россия предстает в образе женщины, матери, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности.

Женский образ дан буквально одной чертой: Ну что ж? Одной заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей… Платок – это черта женщины из народа, а рядом – «лес, да поле» – неброская красота родной природы. Образы в стихотворении А.Блока «Россия»

10 В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы.

Часовни и колокольни неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля.

«Звон» характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Образы в стихотворении С.Есенина «Запели тесаные дроги…»

11 Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы расписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются оксюмороны: «И невозможное возможно. Дорога долгая легка».

Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных.

Читайте также:  Хронологическая таблица блока (жизнь и творчество)

Средства художественной выразительности в стихотворении А.Блока «Россия»

12 В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.

Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Средства художественной выразительности в стихотворении С.

Есенина «Запели тесаные дроги…»

13 Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке.

А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок.

Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме.

14 Стихотворения А.Блока и С.Есенина объединяет тема Родины. Они проникнуты духом патриотизма. Эти стихотворения являются признанием в любви России. Оба поэта верят в светлое будущее своей Родины.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1065394

Анализ стихотворения Есенина “Запели тесаные дроги

Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново.

Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а узкие московские улочки вызывали у него чувство досады и раздражения. Неудивительно, что в этот период он писал стихи, посвященные родной природе, по которой очень сильно скучал.

Даже тот факт, что “сельского поэта” столичные критики не воспринимали всерьез, не мог изменить мировоззрения Есенина, который свое творчество неизменно связывал с воспеванием красоты лугов, лесов и озер.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали.

Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность.

Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

В 1916 году Есенин написал стихотворение “Запели тесаные дроги…” , навеянное воспоминаниями о родном крае.

Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью.

Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что “на известку колоколен невольно крестится рука”.

Однако на фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается еще одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: “Люблю до радости и боли твою озерную тоску”.

Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течет совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще.

Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что “не любить тебя, не верить – я научиться не могу”.

Для него нет ничего дороже, чем слышать, как “звенят родные степи молитвословным ковылем”, и как “малиновое поле” Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует “овсяным”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-zapeli-tesanye-drogi/

Стихотворение С. Есенина «Запели тесаные дроги…» – Анализ стихотворения

Сергей Есенин… Синь… Осень… В самом звуке его имени уже звучит прохладная музыка спокойного российского раздолья…

И строчки его стихов наполнены музыкой русской речи.

В них порой слышится «дальний плач тальянки», подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь камыши», «звенят колосья» и «вызванивают ивы», «тенькает синица», а «на бору со звонами плачут глухари», смеётся «роща зыками с переливом голосов», и под «карусельный пересвист» «плачет смехом бубенец»… У Есенина всегда так: на первый взгляд – радость, многозвучность, ликование, смех, но в них таится грусть, чуть сквозит печаль, где-то глубоко внутри прячется боль. Запели тёсаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

«Запели тёсаные дроги», значит можно чуть передохнуть от тяжёлой крестьянской работы, проехаться, взглянуть на Божий мир; сидишь, свесив ноги, покусываешь травинку; покачиваются, поют «тёсаные дроги», «бредёт мой конь, как тихая судьба», вокруг тебя «бегут равнины и кусты», высоко-высоко в небе заливается невидимый жаворонок, «солнца струганые дранки загораживают синь», и тёплый ветерок с «запахом мёда и роз» ласкает руки и лицо… Господи, хорошо-то как… Но тут же напоминанием о краткости человеческой жизни и хрупкости счастья встают за часовнями «поминальные кресты» на погостах. Но ты-то ещё жив, хотя помнишь, что «пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть», потому что «каждый в мире странник – пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом». Опять я тёплой грустью болен От овсяного ветерка. И на извёстку колоколен Невольно крестится рука. «Спаси, Господи, люди твоя»…

Теплая грусть… Тихие, сладкие слёзы… «На душе светло…» И всю твою сущность переполняет «любовь к родному краю», которая «томила, мучила и жгла»: О, Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску.

Днём поле изумрудно-зелёное, и река переливается под ярким солнцем ослепительным серебряным блеском — всё привычно и понятно.

А вот на заре… Поле вдруг становится малиновым… И вся синь неба, отразившись в зеркале воды, падает в реку… Это буйство и волшебство чистых и нежных красок длится недолго, но такие вот минуты переворачивают всю душу, отравляя её сказочной красотой, наполняя тишиной и взрывая восторгом!..

Синь… Есенин… Россия… Россия никогда не жила легко. Боль и скорбь, глад и хлад, тоска и неволя, сиротская доля, — всё это её понятия.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И всей этой юдоли плача и печали именно в России – не меряно. И оттого любишь и жалеешь её (и себя) ещё больше, ещё глубже, ещё преданнее. И невозможно настоящему русскому человеку отказаться от своей Родины, как бы тяжело она ни жила.

Да, «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём.

Бог с ними, с цепями, приковавшими русскую душу к родной стороне; но даже ковыль, трава степная, не просто бездумно и бездарно шумит, но — звенит, и не абы как, а — молитвой! Чтобы не видеть, не слышать, не верить, чтобы отринуть всё это, нужно просто не иметь души. Чувствующей.

Живой. Тоскующей. Русской.

Россия… Осень… Синь…

Есенин… Слова одного порядка: патриотического, духовного, душевного. За минувший век страна неузнаваемо менялась много раз, реалии жизни стали другими, нынешние образованные люди во многом уже и по-другому смотрят на мир, но Есенин неизменно близок истинно русскому человеку: поющему, читающему, помнящему его строки, сотканные из света, добра и любви. Время над его поэзией не властно.

Есенин – вечный певец России. Он — один из лучших, родной, понятный, любимый. Есть на свете места, где теплей и сытней, где спокойнее, мягче и тише, но России моей нет на свете милей. Здесь – живёшь.

Здесь – Есенин. Здесь – дышишь.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/stixotvorenie-s-esenina-zapeli-tesanye-drogi-analiz-stixotvoreniya/

Ссылка на основную публикацию