Анализ поэмы ахматовой реквием стихотворения 11 класс сочинение

На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой.

Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, которых постигло это горе. Звучат в «Реквиеме» и отголоски страданий всего русского народа и родной страны в целом.

Поэма создавалась на протяжении нескольких лет. Каждая ее часть датирована. Эпиграф к произведению написан был несколько позже его самого.

В нем Ахматова, как бы возвращаясь к тем событиям и переживая их заново, подчеркивает связь свою с родиной, которая не была ей оставлена в те тяжелые годы. После эпиграфа идет «Посвящение» и «Вступление».

Сама поэма состоит из десяти частей, последняя из которых называется «Распятие» и эпилога в двух частях.

«Вместо предисловия» поэмы описывает обстановку, царящую в тюремных очередях, то оцепенение, в котором были люди, находящиеся там. Все они ожидали решений об участи близких людей.

В этой толпе одна женщина, узнав Ахматову, спросила ее, сможет ли она описать и это. Когда услышан был положительный ответ, какое-то подобие улыбки скользнуло по измученному лицу женщины.

Этот образ, запечатленный поэтессой, хорошо передает и подчеркивает состояние несчастных жен и матерей, выражает их горе.

Первые несколько частей поэмы описывают ситуацию, которую пережили многие. Хоть поэтесса и пишет эти строки от первого лица, но относятся они ко всем, кого это коснулось. И дальше, на протяжении всего произведения, личные переживания неразрывно и тесно переплетены с общей судьбой русского народа. Ахматова подчеркивает это словами о том, что это не она, а кто-то страдает.

Смятение, граничащее с умопомрачением, томительное ожидание того, что будет дальше, неизмеримое горе, – все это звучит еще с самого вступления и продолжается на протяжении всей поэмы. Произведение можно подразделить на две смысловые части – ожидание приговора и его вынесение, то, что стало после.

Приговор характеризует поэтесса как каменное слово, упавшее на грудь, которая была еще жива, жива надеждой. А после этого удара – потеря смысла жизни.

После звучит призыв смерти. И, как пишет Ахматова, ей все равно, какой она будет, лишь бы пришла она быстрее. Такая участь была свойственна тогда многим матерям, чьи дети пострадали от репрессий. Лично им всем посвящает Ахматова строки эпилога.

Все произведение пропитано страданием. А образ матери, убитой этим страданием, является ключевым в поэме.

Вариант 2

Над «Реквиемом» Анна Ахматова трудилась восемь лет. И что самое обидное, поэма не могла быть издана во времена Сталина. Из-за этого родные и близкие Ахматовой учили поэму наизусть, а рукописи сжигались лично Ахматовой, потому что даже хранение их было опасным. Впервые «Реквием» был напечатан в Мюнхене в 1963 году, и только лишь через четырнадцать лет его опубликовали в России.

Поэма написана отдельными стихотворениями, которые различаются по своей тематике, структуре написания и звучанием. Его структура позволяет прочувствовать эффект взволнованности, напряжения в эмоциональном плане, которое прослеживается у главной героини поэмы, ведь она переживает не только драму в своей жизни, но и драму в жизни общественной.

Ахматова очень переживает за будущее родины, она переживает события той эпохи, как свою личную трагедию, мучаясь в противоречиях. Однако, она не изменила своей позиции, являясь преданной всем сердцем родной стране. Ахматова проживала жизнь вместе с народом, разделяя все горести и заботы.

Основой произведения явилась личная трагедия Анны Ахматовой. Ее сын и муж были приговорены к тюремному заключению за участие в антисоветской террористической группе. Это было абсурдное обвинение, но именно это событие подтолкнуло поэтессу на написание поэмы.

На протяжении всего произведения можно прочувствовать огромную душевную боль всех матерей, жен и невест, которые испытывали эти муки не только во время «ежовщины», но и во все тягостные для России времена.

Пишет Анна Ахматова о трагичных событиях тридцатых годов, о расправах над декабристами, о стрелецких казнях, и страдания и горе русских женщин – неотъемлемая составляющая этих событий.

В «Эпилоге» произведения Ахматова поднимает проблему человеческой памяти, только помня об этих страшных событиях, можно избежать в будущем повторения такого. А еще она обращается к богу, прося за всех тех, кто был с ней рядом у красной стены, пока она ожидала приговора для сына. Именно там прошли самые страшные дни ее жизни, как и тысяч людей того поколения.

Во второй части «Эпилога» Ахматова пытается определить свое место на земле и подвести итоги своей творческой деятельности. Эта часть перекликается с Пушкинским «Памятником», только Ахматова желает, чтобы памятник ей стоял не в Царском Селе, где прошло ее детство, а у стен Крестов, где она пережила страшные душевные муки с другими женщинами.

«Реквием» — это четырнадцать молитв, как сказала сама Ахматова. И не только по собственному сыну, но и по многим людям, которые были уничтожены без вины, и не только физически, но и духовно. Это поэма – вызов, обвинение тем, кто создал тоталитарный режим.

Сочинение по поэме Реквием Ахматовой анализ

Странный факт, но люди являются основным источником страдания друг друга. Наверное, так кем-то заведено, чтобы одни притесняли других. Поэтому существуют тюрьмы и, самое главное, невинно осужденные, существует несправедливость.

Анна Ахматова испытала на себе суровость власти ее поэма Реквием во многом основана на собственных страданиях поэтессы, которые она пережила из-за сына Льва Гумилева, проведшего в заключении около десяти лет.

Возможно он был неудобен власти, но востоковед, переводчик и философ навряд ли был вредным обществу и таким элементом, который заслуживал этого заключения.

Тем не менее, он имел судьбу жить в СССР в период, в том числе и 1937 года и последующие года, когда сажали многих и порой без разбору.

Ахматова через собственные страдания стала частью всего страдающего народа:

«И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ».

Предисловие как раз рассказывает о том, как созданию Реквиема предшествовало общение с другими близкими заключенных, такими же безутешными и запуганными. Именно для них поэтесса «..соткала широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов».

Примечательность этого произведения заключается в постепенном написании. Оно собрано из отрывков разных лет, каждый – запечатлел текущее положение дел, переживания Ахматовой о сыне. Через личную трагедию автора мы видим трагедию целой страны: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.»

С удивительной точностью Ахматова в самом начале поэмы называет город «привеском» своих тюрем. Далее описывается картина ареста и одиночество: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.» Образ перемалывающей всех государственной махины представляется как «огромная звезда», которая, вероятно, смотрела с тюрьмы Кресты на Ахматову и всех других, кто простаивал там длительные очереди.

Поэтесса называет собственное страдание чужим, ведь она бы не смогла такое вынести, пишет о собственном безумии и коротких тюремных свиданиях, про приговор, к которому «была готова». И далее: «Надо память до конца убить».

Тем не менее, в завершение Ахматова просит если и ставить ей памятник, то только у Крестов, как ни странно, чтобы сохранить память об этом времени. Чтобы с бронзовых век как слезы струился снег. Возможно эти «слезы» памятника помогут искупить страдания оставшихся людей и уберегут народ снова от этих ошибок.

Вариант 4

Поэма «Реквием» Анны Ахматовой написана в очень тяжелые годы, в годы репрессий. Хоть поэма и написана в 1935 по 1940, Ахматова не спешила ее записывать.

Она много лет хранила ее в своей памяти, потому что не хотела попасть под гнет репрессий. Когда же умер Сталин, Анна Ахматова все же решилась ее записать на бумагу, хотя это и было очень рискованно.

Та информация, которая была в этой поэме, очень опасна для поэтессы. В ней рассказывается вся правда о тех тяжелых временах.

В поэме Анны Ахматовой собрана боль многих тысяч женщин, это поэма правдива от начала до конца. Прошло двадцать два года после смерти Анны Ахматовой, когда напечатали поэму «Реквием» в 1988 году.

Трагическая судьба Анны Ахматовой подтолкнула ее на написание этой поэмы. Во времена репрессий ее мужа Николая Гумилева, который был очень талантливым русским поэтом, арестовали и расстреляли в 1921 году.

Сказали, что Николай Гумилев был в сговоре против новой власти большевиков. Сталинские палачи, как правило, преследовали всю семью и в итоге сына Гумилева и Ахматовой тоже арестовывают в тридцатые годы.

Арестовать могли любого человека, все боялись быть арестованными и расстрелянными.

В «Реквием» Ахматова описывает, что тогда ей пришлось долгих семнадцать месяцев провести в очереди перед тюрьмой. Ене сына Льва приговорили к расстрелу, но потом его заменили на пребывание в лагерях.

Ахматова была настолько подавлена, что проведенное такое количество месяцев с другими людьми, которые не понимали, за что обвинили их родственников.

Люди пытались добиться от власти хоть какой-нибудь информации о родственниках, но остались неуслышанными.

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова хотела передать всю ту боль и разочарование, которое испытывали многочисленное тысяч людей. Народ был напуган и не мог ничего сделать против власти, люди были бессильны в этом.

Ахматова умела в небольшое количество строк вложить столько смысла и описать человеческую душу. Анна Ахматова в поэме старается посмотреть на себя со стороны, ведь ее душевная боль настолько велика, что поэтесса боится лишиться разума.

Поэтессе не пришлось даже преувеличивать, настолько проблема была велика и приносила народу одни неприятности. Весь тот ужас, что пришлось пережить миллионам граждан, оставил огромный отпечаток в судьбах людей. Заканчивается поэма радостным стихотворением о том, что наконец-то все закончилось и можно вздохнуть свободно. Анна Ахматова совершила огромный подвиг, создав поэму «Реквием».

11 класс

Анализ стихотворения Реквием по плану

Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

  • Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина
    Одним из последних сочинений, написанных И. А. Буниным перед отъездом из своей страны навсегда, стало стихотворение «И цветы, и шмели…». Уже на момент его написания автор размышляет о том
  • Анализ стихотворения Сумерки Брюсова
    Если и не читать стихов Брюсова, то и самостоятельно не столь трудно понять некоторое волшебство и удивительность, которыми обладают сумерки в городе. Действительно, именно городские сумерки
  • Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс
    Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет
  • Анализ стихотворения Мой путь Есенина
    Это длинное стихотворение состоит из трёх частей, в каждой из которых рассказывается об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано оно перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла
  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова
    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/rekviem

Сочинение Анализ поэмы Ахматовой Реквием

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это боль и слезы матерей, пострадавших от гнета сталинских репрессий. Поэма создана на основе личных переживаний и воспоминаний поэтессы, на собственном опыте пережившей страх и ужас тех лет.

Когда был арестован сын Ахматовой, поэтесса написала вступление и первую часть поэмы. Ахматова испытывала тяжелое потрясение, и Михаил Булгаков помог ей составить письмо лично вождю народов, это принесло успех, и сына освободили.

Но зоркое око НКВД не бездействовало, и вскоре Лев был арестован вторично, и приговорен к каторге в Сибирь. Ахматова и на этот раз обратилась к Сталину, но просьба ее не была услышана. Сын Ахматовой отбывал наказание, а переживания и страдания матери выливались в строки поэмы, которую даже нельзя было записывать.

Ахматова держала сложившиеся стихи в голове, доверяя их только самым надежным и близким людям.

Около двух лет Анна Ахматова провела в тюремных очередях, рядом с такими же женами и матерями, носящих клеймо изгоев за несуществующие преступления своих мужей и сыновей. И это унизительное ожидание в тюремных очередях легло в основу сюжета поэмы.

Читайте также:  Сказка царевна-лягушка - краткое содержание

Анна Ахматова вспоминает, что однажды в очереди к ней обратилась женщина, и попросила описать весь ужас происходящего, что поэтесса и пообещала сделать. Общее людское горе, тяжелым камнем придавившее судьбы народа, нашло свое выражение в горьких строках трагичной поэмы.

Поэма создавалась долго и трудно, отдельными эпизодами без хронологической последовательности, но в целом являет собой грандиозное произведение, выражающее трагедию всего народа.

В своем произведении поэтесса касается и религии, проводя параллель между горем Богородицы и горем всех матерей, одинаково страдающих и терпеливых, мужественно выносящих на своих плечах боль и горе.

 В эпилоге поэмы Ахматова обращается к тысячам женщин, стоявших с ней рядом, что поэтесса помнит всех и не забудет, что уже написана поэма, которая навсегда увековечит это тяжелое время.

Она обращается ко всем, чтобы не забыли и ее, а если когда-нибудь решат поставить ей памятник, то лучшим признанием ее таланта послужит памятник, который должен стоят у тюрьмы, где «стояла я триста часов И где для меня не открыли засов».

Памятник, который всем живущим будет напоминать о том жестоком и безжалостном времени всенародного горя.

Поэма «Реквием» и есть тот памятник, нерукотворный и вечный.

Вариант 2

Произведение Анны Ахматовой «Реквием» было начато в начале тридцатых годов двадцатого столетия как цикл лирических стихотворений, но вскоре переименовано в поэму. Закончена поэма была лишь через тридцать лет, в шестидесятых годах.

Уже само название поэмы предполагает, что это будет трагедия, плач безысходности и щемящей тоски. Произведение создано по событиям времен правления Ежова и Берии, которое называли «красный террор». В поэму вложены все силы души матери и человека.

В тридцатых годах сына Анны Ахматовой – Льва Гумилева арестовывали три раза. Два раза его отпускали через несколько дней без предъявления ему обвинения.

В третий раз осудили на пять лет лагерей «за контрреволюционную агитацию».

Все время, пока сын был арестован и находился в следственном изоляторе вместе с другими студентами, Ахматова стояла у ворот тюрьмы в ожидании хоть каких – то известий о сыне.

Вместе с ней стояли другие женщины – жены, сестры, матери – пытающиеся узнать дальнейшую судьбу своих мужчин. Стояли сутками, ждали. Одна женщина, обессиленная, с обескровленными синими губами от холода и переживаний, узнав, что Ахматова – поэтесса, попросила ее описать происходящее. И Анна Ахматова ей пообещала, а в ее лице – всему «стомильонному» народу страны.

В произведении она описывает ситуацию в государстве как горе, перед которым «гнутся горы».  Время остановилось, пространство сжалось до очереди в Ленинградскую тюрьму. Образ очереди, перешептывания в ней, общий страх и неопределенность показывают состояние всего народа в стране.

Жизнь тысяч людей разделилась на этапы: «до ареста» и «после». Все те, кто «подымались как к обедне ранней, по столице одичалой шли» к воротам Крестов, ждут одного – что бы приговор был как можно мягче.

Их жизнь никогда уже не будет прежней, как до ареста, за ними всегда будет тянуться шлейф арестантов, политически ненадежных людей. Рухнут семьи, карьеры, здоровье, многие – многие не смогут этого пережить.

Поэт и сама не могла предполагать, что в ее судьбе произойдет такое суровое событие, как арест и мужа, и сына. «Показать бы тебе, насмешнице…», что случится с ней и ее любимыми, что будет она семнадцать месяцев под Крестами стоять с передачей для мужа и для сына.

Все когда – то заканчивается…Вынесен приговор, «упало каменное слово на мою еще живую грудь», но легче не стало. Ахматова прекрасно понимает, какие муки в тюремных застенках принял ее сын за эти долгие месяцы заключения.

И снова обезумевшей матери «…много дела, надо память до конца убить…».

Поэма «Реквием» — это стихотворный памятник несправедливо и жестоко осужденным людям, их семьям, их напрасно загубленным жизням.

Анализ поэмы Реквием Анны Ахматовой

Есть люди, которые не слышали имя великой поэтессы Анны Ахматовой, но таких людей очень мало. Много женщин читали в захлеб ее стихи и рыдали над ними. Но больше вспоминается поэма «реквием» о ней мы и поговорим.

Прежде чем начать хочется сказать сведущие, что вся поэма реквием — это жизнь всей страны и одного человека в целом. Реквием создавался как личная трагедия самой А.А. Ахматовой. Многие прочитавшие ее специалисты утверждают, что поэма написана при душевных страданиях и в разное время.

Арест ее собственного сына был ударом для нее. Сана звали лев Гумилев. Многочасовые очереди она выстаивала лишь бы узнать, что с ним жив ли он и здоров. Из биографии поэтессы он неоднократно был задержан и арестован властями во время репрессий.

Идея создания  поэмы было положено примерно в 1935году. Долгое время поэтесса не решалась рассказать о поэме. Но терпение ее лопнуло, и она решилась, его отдать в печать  в 1950 году, но по неизвестным причинам под печать попало, лишь в1988году.

Почему так случилась не известно до сих пор, и эта тайна не раскроется не когда.

Поэтесса задумывала по жанру как лирическое произведения, но критики назвали реквием поэмой. Это произведение очень сложное и состоит из десяти глав и частей. Здесь было задействовано зеркальное отражение самого автора и героя поэмы.

Главная идея произведения — выражение масштабов трагедии героя и всего населения того времени.   Все происходящие в 30 годы запечалилась в строках ее поэмы. Страдание любовь аресты и репрессии. Все кто был, недоволен властью того времени был, наказан или отправлен, в тюрьму не возвращался оттуда.

Горечь Жен, матерей, сестер и всего населения того времени. Жернова, машины репрессий набирали обороты с такой скорость, что безжалостная машина поглощала всех без разбору. Это стало одно из самых главных тем. Репрессии 30 годов остались в памяти всех жителей современной России и бывшего СССР.

Сочинение 11 класс

← Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина
← Лирика Пушкина и Лермонтова↑ ДругиеОсобенности, своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина →
Анализ романа Что делать? Чернышевского →

Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-poehmy-ahmatovoj-rekviem-11-klass

Анализ «Реквием» Ахматова

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду.

Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев.

Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы.

Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована.

Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии.

Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей.

Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Читайте также:  Анализ стихотворения есенина вот уж вечер. роса…

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 186.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/rekviem/analiz-poemy-ahmatovoy.html

Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова) | Литрекон

Самый Зелёный · 30.06.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами».

Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственного  народа. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей.

Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

История создания 

Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг. 

История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма.

Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году.

В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти. 
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм.

Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности.

Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение,  состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох. 

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики. 

Смысл названия

Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви).

Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера. 
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором. 
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына. 

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына. 

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять. 

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла  героиня и тысячи таких, как она.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

образ характеристика
лирическая героиня мать, сына которой осудили на ссылку. переживая свое горе совершенно одна, она остается сильной и самоотверженной ради своего сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, чьи семьи пострадали в годы репрессий. конечно, прототипом лирической героини стала сама анна ахматова. однако лирическая героиня в горе настолько отстраняется от самой себя, что невозможно представить «реквием» как одноголосие.
сын образ сына обозначен лишь вскользь, несколькими фразами. тем не менее, эти редкие строки рисуют образ, который бьет в самое сердце. «страшные глаза» на встрече с матерью и образ другого обреченного на муку сына — христа. его словами говорит сын героини: «о, не рыдай мене…».
народ невозможно исключить из действующих лиц поэмы и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и ссылки сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов. горе матери – это наиболее сильное выражение той «смертельной тоски», которую испытала вся «безвинная русь».
«безвинная русь» сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

Темы

Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

  1. Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
  2. Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
  3. Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
  4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
  5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
  6. Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда.

Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой.

Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

Читайте также:  Жених-призрак - краткое содержание рассказа ирвинга

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением.

Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении.

Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

Писатель и критик Ю. Карякин писал: 

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой: 

«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

Екатерина Озаровская

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/rekviem-ahmatova/

Анализ стихотворения Ахматовой «Реквием» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям.

Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но «рукописи не горят», вечное искусство остается жить.

Поэма Ахматовой «Реквием», вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора уже 22 года не было на свете.

Анна Ахматова вместе со своим народом прошла через страшное время «всеобщей немоты», когда муки переполняют, становятся невыносимыми, а кричать нельзя. Судьба ее трагична. Мужа Ахматовой, замечательного русского поэта Николая Гумилева, расстреляли в 1921 году по ложному обвинению в заговоре против новой власти большевиков.

Талант и ум преследовались сталинскими палачами до десятого колена. Обычно вслед за арестованным отправлялись в лагеря его жена, бывшая жена, их дети и родственники. Сына Гумилева и Ахматовой Льва арестовали в тридцатые годы и снова по ложному обвинению. Был арестован и муж Ахматовой – Н. Н. Пунин.

В стране царил произвол, нагнеталась атмосфера невыносимого страха, ареста ждал каждый.

Название «Реквием», что означает «заупокойная месса», очень точно соответствует чувствам поэтессы, которая вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В поэме Ахматова говорит от лица миллионов людей, которые не понимали, в чем обвинялись их родственники, пытались добиться от властей хоть каких-то сведений об их судьбе.

«Каменным словом» прозвучал для матери смертный приговор сыну, позже замененный на заключение в лагерях. Двадцать лет Ахматова ждала сына. Но и этого властям показалось мало. В 1946 году началась травля писателей.

Ахматову и Зощенко подвергли резкой критике, их произведения перестали печатать. Сильная духом поэтесса выдержала все удары судьбы.

В поэме «Реквием» выражено безмерное народное горе, беззащитность людей, потеря нравственных ориентиров:

  • Все перепуталось навек,
  • И мне не разобрать
  • Теперь, кто зверь, кто человек,
  • И долго ль казни ждать.
  1. Ахматова, как никто другой, умела в емких, коротких строчках своих стихов выразить экстремальное душевное состояние человека. Ситуация безвыходности, обреченности и абсурда происходящего заставляет автора сомневаться в собственном душевном здоровье:
  • Уже безумие крылом
  • Души накрыло половину,
  • И поит огненным вином,
  • И манит в черную долину.
  • И поняла я, что ему
  • Должна я уступить победу,
  • Прислушиваясь к своему,
  • Уже как бы чужому бреду.

В поэме Ахматовой нет гипербол. Горе, которое испытывает «стомильонный народ», уже невозможно преувеличить. Боясь сойти с ума, героиня внутренне отстраняется от событий, смотрит на себя со стороны:

  1. Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
  2. Я бы так не могла, а то, что случилось,
  3. Пусть черные сукна покроют
  4. И пусть унесут фонари…
  5. Ночь.
  • Эпитеты в поэме усиливают отвращение перед террором против собственного народа, вызывают чувство ужаса, описывают запустение в стране: «смертельная тоска», «безвинная» Русь, «тяжелые» шаги солдат, «окаменелое» страдание. Автор создает образ «красной ослепшей» стены власти, у которой бьется народ в надежде на справедливость:
  1. И я молюсь не о себе одной,
  2. А обо всех, кто там стоял со мною
  3. И в лютый голод, и в июльский зной
  4. Под красною ослепшею стеною.
  • В поэме Ахматова использует религиозную символику, например, образ матери Христа, Богородицы, тоже страдавшей за своего сына.
  • Пережив такое горе, Ахматова не может молчать, она свидетельствует. В поэме создается эффект многоголосья, как будто говорят разные люди, а реплики повисают в воздухе:
  1. Эта женщина больна,
  2. Эта женщина одна,
  3. Муж в могиле, сын в тюрьме,
  4. Помолитесь обо мне.

В поэме множество метафор, которые поражают мастерством и силой чувств и не забудутся никогда: «перед этим горем гнутся горы», «звезды смерти стояли над нами», «…и своей слезою горячей новогодний лед прожигать». В поэме есть и такие художественные средства, как аллегории, символы, олицетворения. Все они создают трагический реквием по всем невинно убиенным, оклеветанным, пропавшим навсегда в «черных каторжных норах».

Поэма «Реквием» завершается торжественным стихотворением, в котором чувствуется радость победы над ужасом и оцепенением долгих лет, сохранение памяти и здравого смысла. Создание такой поэмы – это настоящий гражданский подвиг Ахматовой.

Источник: https://resoch.ru/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-rekviem/

Краткий анализ поэмы Реквием | Инфошкола

«Реквием» Ахматовой — это модернистская поэма, выражающая масштабы народного горя и посвящённая всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал. 

  • В «Реквиеме» поднимаются проблемы ужасов сталинской эпохи, вечного повторения (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы); проблема памяти (реализуется в образе памятника автору, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а поставленным у стен тюрьмы, символизирующим непрерывные оскорбления и муки).
  • Трагедия одинокой женщины, матери, которая никак не дождётся домой арестованного без вины сына, её жажда смерти как избавления от страданий по ходу поэмы становится трагедией тысяч матерей, чьи дети стали «врагами народа».
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.

⦁ С 1935 г. — написание поэмы в разные периоды. Долгое время А. А. Ахматова только читала её друзьям по памяти, а в 1950 г. решилась записать. ⦁ 1963 г. — первая публикация в Мюнхене.

⦁ 1987 г. — первая публикация в СССР, спустя 11 лет после смерти поэтессы, в журналах «Нева» и «Октябрь».

  1. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
  2. Проблематика: беспомощность и бесправие невинно осуждённых, боязнь, что горе людей будет забыто новыми поколениями.
  3. Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых несёт определённую идею.

Эпиграф Строки из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали … », написанное позже, чем поэма, — в 1961 г.

«Вместо предисловия» Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов, репрессии и произвол властей стали всеобщей трагедией.

«Посвящение» Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.

«Вступление» Переданы боль и горе, которые испытывает автор при мысли о трагических судьбах невинных людей. Предстаёт образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это скорее призрак, убитый горем до крайней степени: «Эта женщина больна, // Эта женщина одна … »

10 глав-стихотворений Третье, четвёртое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. А. А. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях

и чувствах.

«Приговор»Это седьмая часть, которая несёт идею человеческой стойкости. Для того чтобы выжить, мать должна научиться не чувствовать боли: «Надо, чтоб душа окаменела». Однако всё это вынести трудно, поэтому

  • восьмая часть названа «К смерти».
  • «К смерти»В восьмой главе героиня ожидает свою смерть, просит её ускорить свой приход, потому что жизнь утратила всякий смысл: «Ты всё равно придёшь, — зачем же не теперь?»
  • «Распятие»В десятой части «Распятие» показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.

«Эпилог» Состоит из двух частей. В первой — обращение к тем, кто стоял вместе с А. А. Ахматовой в тюремной очереди, мольба о помощи, но не о себе одной, а обо всех убитых горем людях, стоявших «под красною

ослепшей стеною».

Во второй части А. А. Ахматова развивает тему назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

       1. Реальная женщина

⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына); ⦁ женщина с достоинством и силой воли; ⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса;

  1. ⦁ то охваченная безумием, призывающая смерть, то отстранённая и окаменелая от горя.
  2.        2. Собирательный образ русской женщины
  3. ⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора; ⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких; ⦁ все подруги по несчастью;
  4. ⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку
  5.       3. Обобщающий образ Богоматери
  6. ⦁ образ-символ, обращение к библейским мотивам; ⦁ наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие»;
  7. ⦁ образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына
  8. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: память, родина, страдания матери и всего народа. ⦁ Идея: память о том, что было сделано с народом во время сталинского террора, должна жить всегда; в поэме звучит призыв к будущим поколениям построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Реквием» отличается как от стандартных поэм, так и от остальных поэм А. А. Ахматовой. Это лирический цикл, в него вошли написанные в разное время стихотворения, каждое со своим законченным сюжетом. ⦁ Поэма написана от 1-го лица — поэтессы и лирической героини; идея, лирическое начало соединяют стихи в одно целое.

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
  • ⦁ Метафоры: лица опадают, летят недели, перед этим горем гнутся горы.
  • ⦁ Антитеза: зверь — человек, каменное слово — живая грудь, горячая слеза — новогодний лёд.
  • ⦁ Сравнения: выла старуха, как раненый зверь; подкрадись, как опытный бандит.
  • ⦁ Оксюморон: звёзды смерти.
  • ⦁ Гипербола: «Перед этим горем гнутся горы, // Не течёт великая река»
  • • Образы-символы: звезда, крест.

Источник: https://info-shkola.ru/kratkij-analiz-poemy-rekviem/

Ссылка на основную публикацию