Краткое содержание рассказов астафьева

Этот рассказ рассчитан на детскую и юношескую аудиторию и раскрывает на «живом» примере тему взросления ребёнка и его знакомство с ответственностью за свои проступки. Представленная ниже статья познакомит читателей с кратким пересказом, историей создания и характеристиками основных героев произведения.

Краткий пересказ сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Список персонажей рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

  •  Сирота Витя
  •  Катерина Петровна — бабушка Вити
  •  Дедушка Вити
  •  Сосед-пьяница Левонтий
  •  Жена Левонтия
  •  Санька — сын Левонтия и приятель Вити
  •  «Боевые орлы» — братья Саньки

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану

Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.

I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия

После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.

Краткое содержание рассказов Астафьева

По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.

II. Поход за ягодой

Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.

III. Обман и шантаж

Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.

Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач.

Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса.

Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.

IV. Муки совести

Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.

Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.

V. Раскаяние и прощение

Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.

Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.

Герои рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.

Краткая характеристика главных героев:

Витя

Главный персонаж рассказа осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству.

Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом».

Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.

Катерина Петровна

Один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его.

Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом».

Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду.

Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает.

Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Краткая характеристика второстепенных героев:

Сосед Левонтий

В списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек.

Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает.

Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.

Санька — сына Левонтия

Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный.

Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает.

Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.

Дедушка Вити

Дедушка Вити работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.

Краткие выводы и история создания рассказа

Рассказ «Конь с розовой гривой» написан для детей. Но в нём заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ вышел в свет в астафьевском сборнике в 1972 году. Он автобиографичен. Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной.

События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным. Эта история-исповедь о том, как автор впервые понял как на самом деле плохо подводить и обманывать своих близких.

Голосом главного героя-мальчишки Виктор Астафьев делится со своими юными читателями бесценным опытом, собственными переживаниями и выводами о взрослой жизни, о важности каждого поступка, о тяжести бремени за ошибки. Вместе с тем это ещё и история о настоящей, безграничной любви бабушки и внука.

Любви, которая может многое простить и помочь пережить даже очень тяжелые времена.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/kon-s-rozovoj-grivoj

Виктор Астафьев: Лучшие рассказы для детей

Виктор Петрович Астафьев

Лучшие рассказы для детей

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал.

Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название.

Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина – Васюткиного отца – совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину.

Холодная изморозь и темные волны на реке нагоняли тоску. Не хотелось даже выходить на улицу, не то что выплывать на реку. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья, даже шутить перестали. Но вот подул с юга теплый ветер и точно разгладил лица людей. Заскользили по реке лодки с упругими парусами. Ниже и ниже по Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы.

Читайте также:  Анализ стихотворения снегирь барто

– Нету нам нынче фарту, – ворчал Васюткин дедушка Афанасий. – Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

  • Спорить с дедушкой – дело бесполезное, потому никто с ним не связывался.
  • Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея и наконец остановились.
  • Лодки вытащили на берег, багаж унесли в избушку, построенную несколько лет назад ученой экспедицией.
  • Григорий Афанасьевич, в высоких резиновых сапогах с отвернутыми голенищами и в сером дождевике, ходил по берегу и отдавал распоряжения.
  • Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал.

– Шабаш, ребята! – сказал Григорий Афанасьевич, когда разгрузка закончилась. – Больше кочевать не будем. Так, без толку, можно и до Карского моря дойти.

Он обошел вокруг избушки, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак, подправил съехавшие в сторону пластушины корья на крыше.

Спустившись по дряхлой лестнице, он тщательно отряхнул штаны, высморкался и разъяснил рыбакам, что избушка подходящая, что в ней можно спокойно ждать осеннюю путину, а пока вести промысел паромами и переметами.

Лодки же, невода, плавные сети и всю прочую снасть надобно как следует подготовить к большому ходу рыбы.

Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.

Раз в сутки они проверяли переметы и спаренные сети – паромы, которые ставили вдали от берега.

Рыба в эти ловушки попадала ценная: осетр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов. Нет в нем азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвется наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров.

Совсем скучное житье началось у Васютки. Поиграть не с кем – нет товарищей, сходить некуда. Одно утешало: скоро начнется учебный год и мать с отцом отправят его в деревню. Дядя Коляда, старшина рыбосборочного бота, уже учебники новые из города привез. Днем Васютка нет-нет да и заглянет в них от скуки.

Вечерами в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы. К ночи на полу лежал толстый слой ореховой скорлупы. Трещала она под ногами, как осенний ледок на лужах.

Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днем приходилось забираться все дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней.

Мать недовольно сказала:

– К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

– Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.

– «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Читать дальшеКОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКАКраткое содержание рассказов АстафьеваВы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/102503-viktor-astafev-luchshie-rasskazy-dlya-detej.html

Астафьев Виктор рассказ

  • Астафьев, Виктор Петрович
  • Название произведения: «Капалуха»
  • Число страниц: 4
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: автор, ребята, капалуха, учитель.

Характеристика главных героев:

  1. Рассказчик — добрый и рассудительный.
  2. Милосердный.
  3. Любит природу.
  4. Ребята — озорные.
  5. Хотели позабавиться, но поняли, что не правы.

Краткое содержание рассказа «Капалуха» для читательского дневника

  • Ребята, и автор вместе с ними, гонят скот к колхозным полям через редеющую тайгу.
  • Автор любуется черничным кустом, на котором еще совсем зеленые ягодки.
  • Вдруг автор слышит ребячьи голоса и видит как от бугорка черники убегает капалуха, размахивая крыльями.
  • Ребята говорят ему про гнездо, но автор долго не может его найти в зарослях черники.
  • Наконец он видит гнездо и в нем обнаруживаются совсем теплые яйца.
  • Ребята предлагают забрать яйца.
  • Автор спрашивает у них, что же будет тогда с капалухой?
  • А капалуха бьется, тревожится, ее крылья почти не сгибаются от долгого сидения, а живот птицы весь голый.
  • Учитель объясняете, что капалуха сама выщипала у себя весь пух на животе, чтобы лучше греть яйца.
  • Тут мальчики растрогались, один даже вспомнил свою мать, которая тоже все отдавала детям.
  • Притихшие дети отошли от гнезда и птица сразу вернулась к яйцам.

План произведения для пересказа:

  1. 1. Неизвестный шум
  2. 2. Гнездо капалухи
  3. 3. Бесстрашие птицы
  4. 4. Дети оставили гнездо

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Капалуха»

Синквейн:

  • Капалуха.
  • Заботливая, любящая.
  • Любит, защищает, волнуется.
  • Готова к самопожертвованию.
  • Материнство.

Главная мысль рассказа «Капалуха»:

Никогда нельзя разорять птичьи гнезда в лесу или на лугах.

Потому что это не просто баловство, а настоящее вредительство.

Чему учит произведение:

Рассказ учит нас по-новому взглянуть на природу, позволяет понять, что может чувствовать птица, когда люди разоряют ее гнездо.

Он заставляет нас задуматься о своем отношении к природе.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

  1. Рассказ мне очень понравился.
  2. Автор с трепетом описывает глухарку и её отношение к маленьким птенцам.
  3. Она заботливая и верная.
  4. Капалуха очень переживала за своих птенцов, но не осмелилась приблизиться к ребятам.
  5. Я рад, что ребята поступили мудро и не стали брать птенцов из гнезда.

  6. Это урок для каждого из нас, как важно уважать жизнь любого живого существа на планете.
  7. Рассказ мне также понравился тем, что в нем мы встречаем описание действительно интересного случая, который произошел с обычными ребятами.
  8. И еще важно то, что случай этот, встреча с капалухой, изменил мировоззрение детей.

  9. Они поняли, что природа очень ранима и ее нужно беречь.

Отрывок из рассказа «Капалуха», поразивший меня больше всего:

  • И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.
  • Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
  • — А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Пословицы к произведению «Капалуха»:

Гнездо разорять — себя убивать.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.

Неизвестные ранее слова и их значение

Капалухи — самки глухарей

Еще читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Рассказ «Стрижонок Скрип»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/astafev-viktor-rasskaz-kapaluha

Виктор Астафьев «Короткие рассказы»

Описание: Монолог. Текст читает Евгений Весник.
Качество: 256 кБ/с; 44,0 кГц; Стерео
Носитель: 1 CD; Объём 331,4 мБ.
Содержание:

  1. Виктор Астафьев. Поход по метам (рассказ, время звучания 00:20:15)
  2. Виктор Астафьев. Хлебозары (рассказ, время звучания 00:14:57)
  3. Виктор Астафьев. Родные берёзы (рассказ, время звучания 00:12:21)
  4. Виктор Астафьев. И прахом своим… (рассказ, время звучания 00:05:00)
  5. Виктор Астафьев. Сильный колос (рассказ, время звучания 00:04:29)
  6. Виктор Астафьев. Лунный блик (рассказ, время звучания 00:01:58)
  7. Виктор Астафьев. Хрустальный звон (рассказ, время звучания 00:02:41)
  8. Виктор Астафьев. Серёжки (рассказ, время звучания 00:06:41)
  9. Виктор Астафьев. Дождик (рассказ, время звучания 00:01:19)
  10. Виктор Астафьев. Предчувствие осени (рассказ, время звучания 00:04:45)
  11. Виктор Астафьев. Весенний остров (рассказ, время звучания 00:07:06)
  12. Виктор Астафьев. Марьины коренья (рассказ, время звучания 00:10:58)
  13. Виктор Астафьев. Герань на снегу (рассказ, время звучания 00:05:16)
  14. Виктор Астафьев. Хвостик (рассказ, время звучания 00:09:01)
  15. Виктор Астафьев. Костёр возле речки (рассказ, время звучания 00:03:16)
  16. Виктор Астафьев. Ах ты, ноченька (рассказ, время звучания 00:10:53)
  17. Виктор Астафьев. Земля просыпается (рассказ, время звучания 00:08:23)
  18. Виктор Астафьев. Летняя гроза (рассказ, время звучания 00:03:43)
  19. Виктор Астафьев. Зелёные звёзды (рассказ, время звучания 00:04:23)
  20. Виктор Астафьев. Падение листа (рассказ, время звучания 00:22:26)
  21. Виктор Астафьев. Паутина (рассказ, время звучания 00:01:39)
  22. Виктор Астафьев. Первовестник (рассказ, время звучания 00:01:03)
  23. Виктор Астафьев. Синий свет (рассказ, время звучания 00:00:58)
  24. Виктор Астафьев. Синичка (рассказ, время звучания 00:01:42)
  25. Виктор Астафьев. Знак милости (рассказ, время звучания 00:05:08)
  26. Виктор Астафьев. Вкус талого снега (рассказ, время звучания 00:06:08)
  27. Виктор Астафьев. Мелодия (рассказ, время звучания 00:01:00)
  28. Виктор Астафьев. Строка (рассказ, время звучания 00:00:22)
  29. Виктор Астафьев. Приветное слово (рассказ, время звучания 00:02:41)

Примечание: Размещенная на диске аннотация взята с нашего сайта.
«Затеси» — последняя актерская работа Евгения Весника.
Режиссёр-постановщик — Виктор Трухан. Композитор — Шандор Каллош. Звукорежиссёр — Галина Засимова.
Записано на студии «Вокс рекордс» некоммерческим учреждением культуры «Слово» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Запись 2009 г.
В 2014 году запись переиздана в видоизмененной обложке.
В 2015 году запись переиздана в другой обложке. Информация об издании предоставлена: Ank

Источник: https://fantlab.ru/edition59879

Очень краткое содержание книги "Конь с розовой гривой" Астафьева

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Но у ребёнка доброе сердце, он искренне переживает о содеянном.

«Конь с розовой гривой» – очень краткое содержание

Мальчик, от чьего имени ведется повествование, с ранних лет остался сиротой. Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.

Мы узнаём про жившего рядом Левонтия, у которого много детей. Когда он возвращался с заработков, его жена бегала по соседям, чтобы отдать денежный долг. Затем в семье было застолье, после которого Левонтий начинал буянить, бить стёкла в своём доме. Наутро он устранял содеянное, а вскоре жена опять бегала по соседям, но уже, чтобы взять в долг денег и овощей.

Однажды бабушка сказала нашему герою, чтобы он сходил в лес за земляникой. Она продаст ягоды, купит мальчику белого пряничного коня с розовой гривой. Такое угощение было пределом мечтаний ребёнка. Ведь можно долго носить эту съедобную игрушку с собой за пазухой, давать соседским ребятишкам лишь немного откусить, чтобы пользоваться их уважением.

Главный герой собрался в лес вместе с левонтьевскими ребятишками. По дороге все весело общались, иногда происходили стычки. Дети залезли в чей-то огород, набрали и наелись лука-батуна.

Когда ребятня пришла на лесную поляну, главный герой быстро набрал два или три стакана земляники и прикрыл дно своего туеска ягодами. Потом он услышал крики. Старший из левонтьевских ребятишек раздавал тумаки своей младшей сестре Тане, а затем и Сане, которые начали есть собранную землянику.

Эта потасовка закончилась тем, что старшой высыпал свои ягоды на траву и тоже быстро их съел.

Зачем эти ребята решили пробежать на речку. Нашему герою тоже хотелось охладиться в воде, но надо было собирать ягоды.

Тогда леонтьевский Санька начал подначивать героя Астафьева тем, что он боится свою бабушку. Мальчик расхрабрился, высыпал свою землянику на траву, сказал, чтобы все тоже еле его ягоды. Таким образом он доказывал то, что не боится бабушку.

Затем все ребята побежали к речке, резвились здесь целый день. Когда пришла пора идти домой, Санька посоветовал главному герою набить в туесок травы, лишь немного присыпать её сверху земляникой, как будто ёмкость полна ягод.

Главный герой так и поступил. Бабушка не заметила подлога, похвалила ребёнка, а наутро отвезла продавать его ягоды вместе со своими.

Ребёнок очень боялся, что обман скоро откроется. На следующий день он пошёл с левонтьевскими ребятишками на рыбалку. Был неплохой улов. Дети жарили рыбу прямо на костре, вдоволь наелись. Главный герой рассказа всё побаивался, что приедет бабушка и накажет его.

Когда он увидел, что по Енисею плывет лодка, а в ней сидит Екатерина Петровна, то припустился со всех ног на другую сторону деревни. Здесь жила его тетя Феня. Она накормила ребёнка и отвела его домой. Мальчик спрятался в кладовую, затаился там, боясь наказания.

Когда он лежал, то вспомнил, как утонула его мама. А бабушка потом 6 дней просидела на берегу сама не своя. Мальчик незаметно уснул. Когда он проснулся, то услышал, что приехал дедушка. Ребенок обрадовался, но долго не выходил из своего укрытия. Он слушал, как бабушка рассказывала приходящим соседям о поездке в город, о том, что удумал её внук.

Через некоторое время мальчик всё-таки вышел из своего укрытия. Бабушка ещё немного поругала его, но сказала, чтобы он шёл есть. Когда ребёнок сидел за столом, он поднял голову и увидел, что Екатерина Петровна протягивает ему того пряничного коня с розовой гривой. Оказывается, бабушка всё-таки купила для мальчика этот желанный подарок.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-knigi-kon-s-rozovoj-grivoj-astafeva/

Краткое содержание рассказа «Людочка» по главам (В.П. Астафьев) | Литрекон

В своем кратком пересказе Многомудрый Литрекон постарался передать эмоции и атмосферу произведения, что не так легко осуществить при сокращении многих деталей. Основные события повествуют о том, как сложилась судьба деревенской девушки в городе. Сюжет наполнен трагизмом и депрессивным колоритом эпохи брежневского застоя.

Глава 1

Родилась Люда в старой увядающей деревне Вычуган. Родители были колхозниками. Отец был пьяницей, а мать, боясь что ребенок родится дураком, постаралась зачать его в редкое время от пьянств мужа. Но девочка родилась вялой, нездоровой и плаксивой. Вскоре отец умер, и словно дышать им обеим стало свободней.

У матери потом были мужики, которые пили, пели, ночевали да уходили. И лишь один тракторист из леспромхоза, пообедав, вспахав огород, переночевав – остался жить. Маме Люды он помогал по хозяйству, даже приумножил его. Девочка боялась его, хоть оснований и не было.

Когда Людочка закончила 10-й класс, мать сказала отправляться ей в город, так как в деревне делать нечего. Приехала она туда на электричке, первую ночь провела на вокзале. Утром пошла в парикмахерскую, привела себя в порядок: накрасила ногти, сделала завивку.

Хотела покраситься, но парикмахерша отказалась портить её мягкие волосы. Так и провела она там весь день на побегушках: кому мыло разведет, салфетку подаст, волосы подметет. А к вечеру напросилась в ученицы к старухе Гавриловне, что отсоветовала краситься.

Она согласилась и даже взяла Людочку к себе, пока та не научится стричь, а там и в общежитие пойдет. Старуха имела горький опыт в общении с жильцами и сделала для новой знакомой редкое исключение.

Героиня не была испорчена городом, была послушной, а Гавриловне на старость нужен был кто-то, кто принесет водички и поможет по хозяйству.

Учение давалось девушке непросто, и Людочка смогла стать лишь уборщицей. Но она не сдавалась и продолжала осваивать дело: делала дома фасонные стрижки девушкам с дискотек и не брала за это платы. Прочуяв слабину характера постоялицы, Гавриловна припрягла делать её всю домашнюю работу. Даже мазать свои ноги. За это старуха обещала Людочке прописку, а потом и вовсе переписать на нее свой дом.

Глава 2

Люда постоянно проходила мимо изуродованного парка, через которых проходила труба, разрушающая своим влиянием местную экологию. Из нее вытекала и заполняла парк мутная горячая жижа. Росли там больные и чахлые тополя, а другие деревья и вовсе сникли.

После того, как паровозы заменили тепловозами, труба засорилась, а вокруг все поросло дурнолесьем. Парк стал выглядеть так, словно его бомбили. Там и водилась, и бесчинствовала местная шпана во главе с Артемкой (прозвище – Мыло).

Он приходил к Люде на стрижку: только её руки займут ножницы, он начинал везде трогать девушку, пока не получил машинкой по голове до крови. Сам домогательства прекратил, а товарищам сказал девку не трогать.

Теперь Люда могла ходить через парк в любое время, отвечая на приветствие шпаны свойской улыбкой. Спустя время Артемка пригласил её на танцы в загон, что стоял в парке. Девушка сразу забилась в угол, в загоне царило безумие. Своего кавалера Людочка так и не нашла, а потом и вовсе убежала, кое-как отбившись от какого-то наглеца.

Гавриловна сказала, что не надо торопиться с этим, ведь у девушки хорошее будущее, и кавалер нужен достойный. Танцы же – звериная утеха, и там много девок перепортили, поэтому не стоит больше туда наведываться. Ученица соглашалась.

Гавриловна за это время прониклась к ней уважением, ведь постоялица постоянно держала дом в чистоте, и, несмотря на сильную слабость, думала лишь о том, что коль замуж выйдет – все будет уметь.

Глава 3

В то время вернулся из тюрьмы человек по прозвищу Стрекач. У него и вправду было внешнее и внутреннее сходство с насекомым: улыбался он оскалом, зубы имел порченные, а вместо усов красовалась на его лице «грязная нашлепка».

Был он преступником с детства: ходил с ножом, насилием вынуждал местных детей отдавать ему все, что есть. Уже подростком получил первый срок за многочисленные проступки: поджоги, грабеж, угрозы и т.д.

С тех пор из лагерей приезжал «как в отпуск».

Вернувшись домой, он сидел со шпаной в парке и требовал у них найти ему женщину. Но первой, кого он увидел, оказалась Людочка. Артемка-мыло попытался отвадить главаря от девушки, но Стрекач не слушал. Он изнасиловал жертву и остановился лишь, когда ее вырвало на него.

Чтобы не быть одним виновником, остальных он тоже заставил «испачкаться». Добежав до дома, она упала на ступени и потеряла сознание. Очнулась девушка уже на кровати и выпросилась съездить к матери.

Гавриловна попыталась убедить ее, что произошедшее – норма, и все женщины рождаются для этого.

Бабе сердце беречь надо, остальное все у нее износу не знает…

Глава 4

Приехав в деревню Вычуган, Людочка увидела, что осталось лишь два дома, где есть жизнь. Дом ее матери, и старухи Вычуганихи. Остальные дома были давно заброшены, о чем свидетельствовали растущие прямо посреди изб тополь и черемуха и заколоченные досками окна.

Когда Людочка только закончила школу, старая яблоня дала большой урожай краснющих яблок, что насторожило Вычуганиху. Она запретила трогать эти яблоки, предчувствуя недоброе. В одну из ночей ветка не выдержала тяжесть плодов и обломилась. Голый и плоский ствол, словно крест, так и остался стоять позади домов, олицетворяя собой смерть еще одной русской деревни.

Вскоре умерла старуха, мужики-трактористы отвезли ее на кладбище, а Людочкина мать собрала на стол, что есть, чтоб помянуть.

Уже беременная от отчима мать героини женским чутьем сразу поняла, что случилось с дочерью, но не утешала ее, ведь

Но через ту беду не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой совладать обязана, потому как от первого ветру береза клонится, да не ломается.

За годы жизни с пьяницей-мужем она ожесточилась и думала, что каждый должен сам со своим несчастьем справляться. Она холодно и отстраненно общалась с дочерью, все время переводя тему на их планы с новым мужем.

Пока отчим Людочки не вернулся с работы, мать отправила ее доить корову и принести дров, а сама пошла готовить похлебку. Она предложила выпить, но дочь сказала, что так и не научилась ни пить, ни стричь. Но, не Боги горшки обжигают, — лишь ответила мать.

На дойке Люда вспомнила, как нелепо отчим купался. Придя, рассказала она об этом матери, и тут она узнала, что мужчина всю жизнь сидел в лагерях, но мать горячо оправдывала свой выбор, ведь отчим был «порядочным человеком».

Вспоминая об этом, девушка подумала, что он мог бы утешить ее, но так и не смогла побороть смущение и рассказать мужчине о своей беде. Кроме того, он был очень замкнут.

В итоге она решила уехать ранним утром, на что мать никак не возразила.

Глава 5

Но Гавриловна так рано её не ждала. Девушка объяснила, что и без нее родители заняты хлопотами переезда. В душе она оправдывала мать, ведь помнила, как тяжело давалась ей жизнь с пьяницей и в нищете. Она продевала ногу в петлю и качала люльку, пока делала домашние дела. Вспоминая об этом, героиня плакала – жалела мать. А старуха жаловалась, что ее пожалеть некому.

Гавриловна рассказала, что Артемку-мыло забрали в милицию и велели ему молчать о сообщниках, иначе убьют. От Стрекача ей передали, если Людочка лишнего скажет, её гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. А это ее последний угол. Гавриловна предложила Людочке пожить некоторое время в общежитии, а как Стрекача снова посадят в тюрьму, она девушку позовет обратно.

Старуха рассказала, что тяжкой работой добыла избу, врала, по тюрьмам ездила, часоткой и лишаем переболела, и теперь ей жаль своего угла.

Глава 6

Вспомнила тогда Люда, как лежала в больнице с воспалением легких. Там она увидела парня, который умирал по вине врачей один в коридоре. Медики не признали в его случае беды, а между тем на его голове созрел фурункул, и гной прорвался в мозг.

Тогда она сама утешала парня в последние минуты жизни. Всю ночь она ему читала стихи и молитвы. Он же наутро отвернулся, понимая, что ей – жить, а ему уже нет. Плакал он, понимая, что все хотят его смерти, чтобы самим не мучиться.

Теперь, когда она была безутешна и в горе, особо остро чувствовалась вся отверженность умирающего человека.

Ей выпало горе самой узнать лукавое человеческое сочувствие. Но не понимала она, зачем тогда притворялась, что ей жаль его, чувство стыда охватило ее. Ведь если бы она была готова остаться с ним, забрать всю его боль и муки, как раньше, может появились бы в нем неистовые силы, что могут поднять с колен человека при смерти.

Но, даже если бы этого чуда не случилось, осознание того, что она «готова отдать ему всю себя, до последнего вдоха», дало бы ей новые силы. Она предала не только молодого лесоруба, но и себя. Людочка подумала про отчима, наверняка он из таких, сильных.

Потом задумалась, может ли вообще судить людей за равнодушие к себе? В беде и одиночестве все равны, и нечего кого-то стыдить или презирать.

Глава 7

В общежитии мест до сих пор не было, поэтому Людочка жила у Гавриловны. Старуха пыталась научить девушку возвращаться домой иными путями, чтобы никто из шпаны не узнал о ее проживании в поселке. Вопреки уговорам Гавриловны – она ходила через парк, где ее и схватили парни.

Героиня поняла, что среди них нет ее обидчика. Ей было жаль, ведь она носила в кармане бритву на случай встречи. Хотела отрезать орудие его преступления. Чтобы выиграть время, она сказала, что пойдет переодеться, а то ей жаль платья, которое уже испортили насильники в тот раз.

Парни поверили и насмешками проводили ее в путь.

Дома она переоделась старое деревенское платье, взяла веревку, написала прощальное письмо, вышла и пошла к давно примеченному тополю. По пути увидела объявление о найме в лесное хозяйство, думала уехать, но вспомнила:

Там, в лесу-то, стрекач на стрекаче, и все с усами.

Дойдя до места, ловко снарядила петлю. Многое все-таки умела эта тихая девушка. Последние мысли ее были о прощении: она просила бога и родных простить ее. Потом про Бога подумала:

Если ты есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла, никто и не спрашивал про значок. Никто и ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела…

Глава 8

Парни рассердились на нее за опоздание, послали гонца, а он, увидев труп на тополе, прибежал обратно. Ребята разбежались и решили предупредить Стрекача.

Напоследок они выпили по одной и все недоумевали, зачем она так поступила?

Глава 9

Похоронили Людочку на городском кладбище. Мать то сдерживала себя, обслуживая пришедших, глотая соленые слезы, то голосила. Гавриловна абсолютно не сдерживалась. Плакала так, словно потеряла родную дочь, не скрывая, как привыкла к Людочке. Выпив стакан водки, мужчина «пошел покурить» и ушел в парк. Там наткнулся на разросшуюся компанию Стрекача.

Он увидел его, сначала говорил спокойно, потом нахамил на тюремном жаргоне, и, конечно, Стрекач полез за ножиком. Но отчим выбил финку вместе с куском ткани. В итоге сильный, закаленный работой мужчина быстро одолел уголовника и выбросил его в кипящее месиво реки под трубой. Преступник взвыл и обварился.

Его шпана стала подбирать иностранные пуговицы, выпавшие из кармана главаря. Заслонив отчиму дорогу, они вдруг обмякли и пропустили его, почувствовав в нем настоящего «пахана». Он-то не гнул спины перед начальниками, был настоящим авторитетом и в его сдержанном гневе чувствовалась настоящая дикая мощь.

Он ушел и по пути скрошил тот сучок, где повесилась Люда. Придя домой к Гавриловне, он выпил немного водки, но сдержал себя и не стал пить еще. Они с женой пошли к электричке.

Она еле поспевала за ним, но он делал все, чтобы ей было комфортно: нес сумку, потом нашел место в электричке, а затем еще и сел так, чтобы ей было удобно опереться.

По пути мать молилась и просила у Бога прощения за то, что не уберегла Люду. Также просила, чтобы ребенок живым родился.

Глава 10

Артем не признался в содеянном, и его отпустили. От испуга он взялся за ум, пошел учиться, женился. У него родился ребенок.

Местная милиция составила отчет о нравах в городе, но инцидент с Людой и Стрекачом не попал в него, потому что начальник отделения не хотел портить статистику перед выходом на пенсию. Эти и заканчивается рассказ «Людочка» в сокращении.

Алёна Ласькова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/lyudochka-po-glavam-astafev/

Краткая биография Астафьева Виктора Петровича – Школьные сочинения

В.П. Астафьев родился в с. Овсянка Красноярского края. Рано потеряв мать и не найдя понимания в новой семье отца, он оказался в детском доме-интернате. По его собственным словам, самостоятельную жизнь он «начал сразу без всякой подготовки».

В интернате жизнь столкнула мальчика с поэтом Игнатием Дмитриевичем Рождественским, который, заметив его склонность к литературе, старался всячески развивать творческие способности Виктора. В школьном журнале печатается его сочинение о любимом озере, которое впоследствии получит продолжение в рассказе «Васюткино озеро».

После окончания школы-интерната юноша в Красноярске поступил в ФЗО, по окончании учебы работал составителем поездов на станции под Красноярском.

Осенью 1942 г. Астафьев добровольцем ушел в армию. За боевые заслуги Астафьев был отмечен орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши», был несколько раз тяжело ранен.

Демобилизовавшись в 1945 г., вместе с женой приехал на ее родину — Западный Урал в г. Чусовой. Здоровье не позволило Астафьеву вернуться к довоенной профессии, он работает чернорабочим, слесарем, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

Переломным становится 1951 г., когда, попав на занятие литературного кружка, созданного при газете «Чусовской рабочий», Астафьев за одну ночь пишет рассказ «Гражданский человек», который затем был назван «Сибиряк».

На протяжении последующих пяти лет он является сотрудником литературной газеты «Чусовской рабочий».

Первая книга рассказов для детей «До будущей весны» появляется в печати в 1953 г., вторая, также для детей, — «Огоньки» — в 1955 г. Во второй половине 50-х гг. написаны еще две книги для детей («Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»), роман «Тают снега».

Астафьев активно печатается в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Приметы времени» и «Охотничьи были». С 1957 г. Астафьев становится спецкором Пермского областного радио, а в 1958 г. его принимают в Союз писателей РСФСР. С 1959 по 1961 гг.

писатель учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького.

В 1960-е гг. созданы многие известные произведения: повесть в рассказах «Последний поклон», пьесы «Черемуха», «Прости меня», повесть «Пастух и пастушка» — «любимое детище» Астафьева, рассказы «Старая лошадь», «Яшка-лось» и др.

В 1972 г. отдельной книгой были опубликованы «Затеей» — лирические миниатюры, заметки для себя, раздумья о жизни. В 1975 г. приходит заслуженная награда: за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастухи пастушка» В.П.

Астафьеву присуждается Государственная премия РСФСР им. А.М. Горького. В 1973 г.

в журнале «Наш современник» были опубликованы рассказы, составившие затем повествование «Царь-рыба», однако потери в тексте были настолько значительными, что писатель попадает в больницу и больше уже не возвращается к тексту и не корректирует его.

«Царь-рыба» была напечатана в книге «Мальчик в белой рубахе» в 1977 г., за что автор в 1978 г. получил Государственную премию СССР. В 1978—1982 гг. создается повесть «Зрячий посох», но опубликована она была лишь в 1988 г., а в 1991 Астафьев был удостоен за нее Государственной премии СССР.

В 1980 г. Астафьев возвращается в родные края — в Красноярск, пишет роман «Печальный детектив» (1985), многочисленные рассказы, главную книгу о войне — роман «Прокляты и убиты» (часть I «Чертоваяма» (1990—1992), часть II «Плацдарм» (1992—1994)), за которую в 1995 г.

писатель был удостоен Государственной премии России. В 1989 г. В.П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1994 г.

«за выдающийся вклад в отечественную литературу» уже в обновленной России писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф».

Во второй половине 1990-х гг. писатель работает в основном над военной тематикой: повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат». В 1996 г. Астафьев был награжден Государственной премией России, а в 1997 г. получил Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Источник: https://sochynenie.ru/kratkaya-biografiya-astafeva-viktora-petrovicha/

Ссылка на основную публикацию