Дуэль базарова и кирсанова анализ сочинение

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинениеДуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Дуэль Базарова и Павла Петровича является кульминационным моментом в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Именно во время этого сражения встречаются представители двух поклонений из двух разных кругов. 

Эта дуэль не только побуждает Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова пересмотреть все свои жизненные приоритеты, а также заставляет понять друг друга.

Идейные споры Базарова и Кирсанова

Два человека возненавидели друг друга с первых минут знакомства не из-за своих возрастных различий, а из-за жизненных приоритетов. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Павел Петрович – богатый представитель дворянства, верующий человек, старается не совершать грехи и каждые выходные ходит в церковь. Он считает, что аристократия стоит на первом месте, и что самым важным на свете предметом является искусство. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Его яркой противоположностью является Евгений Базаров. Молодой человек 25-ти лет является ярым нигилистом, не верит в любовь и в Бога, считает, что вечеринки и балы — это бесполезная трата времени, а при помощи науки человечество будет развиваться, а не стоять на месте. 

Именно эти различия в мышлении главных героев и привели их к дуэли.

Причина и анализ дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька. 

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Несмотря на то, что два героя выглядели спокойными и уверенными в себе, внутри их сковывал самый настоящий страх. Базаров боялся смерти, он считал, что если погибнет, то мир может потерять выдающегося ученого, не подверженного вере и старым традициям. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Чем закончилась дуэль

В главе XXIV начинается долгожданное событие, которое автору удалось ярко и незабываемо описать. Сценой для сражения писатель выбрал безлюдное поле. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Правда, в противовес всем ожидания и страхам, дуэль между Базаровым и Кирсановым прошла довольно быстро и без особых жертв. Нигилист после команды стрелять успел сделать первый выстрел, тем самым принеся незначительное ранение Павлу — попал противнику в ногу. 

И в тот момент, казалось бы, серьезный и крепкий мужчина показывает все свои эмоции и от страха падает в обморок. А Базаров, позабыв о высокомерии, бежит помогать бывшему противнику, уже не как дуэлист, а как врач. 

Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

Евгений послал для раненого за дрожками, и ожидая их, противники сидели молча на траве.

В результате Евгений покидает усадьбу Кирсановых. Павел Петрович в числе прочих вышел провожать гостя и хотел пожать тому руку, но Базаров остался холоден как лед, поняв, что таким образом его бывший противник хотел «повеликодушничать». 

Уже миновав четыре версты, когда вся усадьба предстала перед глазами Евгения, он лишь сплюнул, пробормотав: «Барчуки проклятые», и ещё плотнее завернулся в шинель. Это ещё сильнее показывает хладнокровное отношение Евгения к «барчукам».

Сцена дуэли — интересная и центральная в романе. Хотя никто не погиб, а один из противников получил несильное ранение, оба дуэлянта вынесли для себя пользу: Кирсанов добился того, чтобы Базаров покинул дворянское поместье, а Евгений вышел победителем в борьбе с представителем консервативных идей.

Источник: https://nauka.club/literatura/duel-bazarova-i-pavla-petrovicha.html

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению.

Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою.

И если Базарову откровенно наплевать на все эти церемонии, то Павлу Кирсанову-то нет! Оппонент Базарова в общей философии и взглядах на жизнь, Кирсанов здесь выступает, как человек лишенный снобизма и принимающий демократию всей душой.

Да, да, это он, надушенный и напомаженный, с маникюром и идеально подобранным туалетом, проявляет себя, как истинный демократ, относясь к Базарову, как к человеку равному, уважаемому. Вызывая его на дуэль, он ставит себя с нигилистом на одну сословную ступень и даже не задумывается над этим.

А ведь как все хорошо начиналось! В этот приезд Аркадия с другом в Марьино, жизнь в усадьбе течет размеренно. Аркадий наслаждается летним отдыхом и чувствами к Кате. Фенечка занимается малышом, Николай Петрович домом и хозяйством. Павел и Николай утратили горячность в спорах. Если и вступают в разногласия, то вяло, без пафоса и присущей, ранее, горячности.

Базаров увлечен работой. Точнее, он работает с остервенением. Работает так, как будто что-то не успеет сделать? Предчувствует скорый конец? Да нет. Скорее пытается забыться, избавиться от душевной муки, которую нанесла ему неразделенная любовь к Одинцовой.

Его одержимость и работоспособность не могут не вызывать уважения у окружающих. Братья Кирсановы с интересом относятся к его опытам. Николай Петрович заходит частенько «поучиться» и сидит тихонько, не мешает, наблюдает. Павлу тоже интересно. Он даже решается заглянуть в микроскоп и понаблюдать за инфузорией.

И важно здесь не только то, что старшее поколение – «отцы» проявляют интерес к занятиям «детей». А то, что «дети», в частности, Базаров готов поделиться знаниями, потратить время на демонстрацию и комментарии. Кажется мосты между поколениями потихоньку наводятся.

Жара, солнце, летняя истома никак не предвещают беды.

Но, мы забыли про Фенечку. Все войны мира совершаются из-за женщин. Фенечка занимается Митенькой и домом. Она молода, свежа и прекрасна. Она естественна и мила. И все присутствующие в доме мужчины не могут этого не замечать. И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия, разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает происходящее.

А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он общается с удовольствием. Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая Павловича.

Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно.

 Он просто не смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным. Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка, собачку) от избытка чувств.

Ведь он не хватал молодую женщину за руки, не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за его поступок. Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену.

И воспринял ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата, Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только помыслить, но и осуществить.

Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря, только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы расцветающей красотой молодой крестьянки.

Итак, дуэль. Базаров обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются от своих принципов. Их мировоззрение меняется. Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью.

 Дуэли уже отходили в разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену ранения Павла Петровича «в ляжку».

Здесь оба, и либерал и демократ проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга.

Ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. С уважением относящимися друг к другу.

Павел, поднявшийся над сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто отвлечься.

Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.

Источник: https://resoch.ru/duel-bazarova-i-pavla-petrovicha-kirsanova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Анализ эпизода "Дуэль"

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Анализ эпизода «Дуэль»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Кирсоновым описывается в середине 24 главы. Данный эпизод является заключением конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, и , конечно, кульминацией всего произведения.

Поводом для дуэли послужила сцена между Бзааровым и Фенечкой, случаным свидетелей которой стал Кирсанов-старший. Эпизод дуэли — это эпизод-повествование, в котором присутствует завязка.
    Действие дуэли происходит утром, на фоне просыпающейся природы, которая противопоставляется дуэли Кирсанова и базарова.

Комердинер Петр сильно взволнован, Базаров же не чувствует грозящей ему опасности, не воспринимает дуэль всерьез и считает это пустой тратой времени, но решается на нее, дабы отдать дань Павлу Петровичу, который относится к дуэли очень серьезно, что показывает поведение, дуэль — способ Кирсанова, в силу его аристократичности, сохранить чувство собственного достоинства, которое, по его мнению, было ущемлено Базаровым.
     Эпизод играет важную роль в произведении, помогает раскрыть характеры героев. Оба дуэлянта уверенные в себе и могут постоять за себя, но имеют разные взгляды на жизнь, что показывает эпизод их подготовки к дуэли и действия во время самой дуэли. Перед дуэлью Кирсанов и Базаров обмениваются репликами, используя слова на разных языках, дабы еще больше противопоставить себя друг другу. Автор использует тропы и лексические фигуры для характеристики героев: сравнения («белые, как снег панаталоны»), перифраз(«разбойник»), эвфемизм(«необычаен»), эмфаза(«драться серьезно»,» истреблять друг друга»). Всем действиям и словам в этом эпизоде присуща ирония.

Читайте также:  Животноводство - доклад сообщение (3, 4, 9 класс окружающий мир)

    Я считаю, что авторская позиция выражается антитезой. Дуэль противопоставляется всему их окружению(фону), и на их фоне выглядит бессмысленно, глупо и неестественно. Данный эпизод очень важен в контексте всего произведения и является кульминацией, а также завершением конфликта «отцов» и «детей».

Добавил: milkol

12744 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00505731422263240590/woid/00853081268312819654/

Какие качества Базарова и Кирсанова раскрываются в сцене дуэли? Ваше личное мнение?

Базаровым неотступно владеет мысль о нелепости, абсурдности того, что скоро произойдет: «Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют».

Он саркастически роняет «соблаговоляю» в ответ на велеречивую реплику соперника: «Соблаговолите выбрать».

Но Кирсанов серьёзен, о чём он и говорит: «Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьёзно». 

У Тургенева — странная, в самом деле, нелепая дуэль: один из соперников, вопреки дуэльному кодексу, не равен другому. Базаров хоть и дворянин (его отец должен был выслужить потомственное дворянство, о чём обычно забывают комментаторы тургеневского романа), но самосознание у него отнюдь не дворянское. А ведь отстаивание чести на дуэли свойственно именно дворянину. 

Кирсанов презирает «плебея» Базарова, но вызывает его на поединок, словно равного себе. 

Нигилист Базаров видит в дуэли нелепость, а участвует в этом ритуале. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный» , но перетрусил до крайности.

А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, в «белые панталоны» . Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил» , как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее.

Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения.

Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта» . Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».

Павел Петрович, как мы помним из неожиданного тургеневского вмешательства в собственный текст, «был мертвец» при жизни; решение драться с Базаровым, с одной стороны, попытка гальванизировать собственное существование и хоть как-то утвердить свою правоту под натиском пугающей и отвратительной новизны, с другой, неловкая попытка вступиться за честь любимой женщины, своего рода сублимированное рыцарство (ведь добиться сердца Фенечки Павел Петрович не может: оно уже отдано его брату). Два этих мотива накладываются один на другой и заставляют Павла Петровича принять решение о дуэли. Это решение в любом случае довольно спорное: Базаров — гость в доме его брата. 

Часто думают, что дуэль между Базаровым и Кирсановым была невозможна, поскольку Базаров не дворянин, но это не так, Базаров — дворянин во втором поколении, дворянство было пожаловано за заслуги его отцу.

Это не мешает Кирсанову его презирать — парадоксально, что вызов на дуэль как раз и означает, что Павел Петрович согласился признать в Базарове равного соперника.

Сам Базаров, которому эта дуэль даром не нужна, ведет себя почти безукоризненно: принимает вызов, отказывается продолжать дуэль после ранения Павла Петровича и ухаживает за ним как врач (впрочем, Владимир Набоков замечает, что еще благороднее со стороны Базарова было бы вовсе не стрелять в Павла Петровича).

В любом случае, с Базарова тут взятки гладки, и дуэль только укрепляет его репутацию человека, в своем роде, честного. Для Павла Петровича же этот поединок — точка, на которой прежняя жизнь заканчивается, дальше будет доживание. Это событие, которое устраняет старшего Кирсанова со сцены.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/342812/answer-anchor/answer/481300

Анализ эпизода дуэли Базарова и Кирсанова — по русскому языку и литературе

Эпизод дуэли играет одну из ключевых ролей в произведении. Он включает в себя кульминацию и развязку конфликта, возникнувшего между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Этот конфликт – противоборство не только двух людей, но также и двух поколений и их взглядов – «отцов и детей».

Причиной данной дуэли становится ненависть Кирсанова по отношению к Базарову.

Сначала Павел Петрович презирает Базарова за его нигилистические взгляды. Также, Павла Петровича раздражает и возмущает поведение Базарова.

Евгений Васильевич не считает своим долгом уважать Кирсанова только за то, что тот является представителем аристократии, и его это оскорбляет и шокирует.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Кирсанова, становится поцелуй Базарова и Фенечки в беседке. Павел Петрович наконец получает достойный повод для вызова своего противника на дуэль.

Кирсанов приходит в комнату к Базарову и предлагает ему дуэль. Во время их разговора Базаров, как обычно, расслабленно и иронично шутит и не показывает совершенно никакого страха или неуверенности. Но каким бы равнодушным он ни казался, чувства в его душе живы.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Базаров даже начинает письмо к своему отцу, и оно является его своеобразным прощанием перед возможной смертью. И это значит, что несмотря на маску безразличия, главный героя очень любит своих родителей. Но все же разум берет верх над его чувствами, и он разрывает это письмо.

Базаров уверенно и равнодушно говорит сам себе, что еще долго на свете маячить будет. Он выбирает именно слово «маячить», а не «жить», ведь мы и не можем утверждать, что Базаров по-настоящему жил – испытывал эмоции, любил, радовался, боялся, как обычный человек со своими слабостями.

Он все время отказывался от простой человеческой жизни ради своих нигилистических взглядов.

Наконец, настает следующий день – день дуэли. По пути в лес, в котором и будет происходить столкновение двух противоборствующих сторон, Базаров немного нервничает и даже два раза вздрагивает, что опять же свидетельствует об эмоциях героя. Он волнуется, но при встрече с противником по дуэли не выдает этого и все так же продолжает шутить.

Кирсанов по-прежнему остается серьезным и не выдает чувств. Во время дуэли Базаров ранит Кирсанова и после совершает благородный поступок — и сразу же как врач бросается на помощь раненому. Но даже в такой ситуации гордость берет верх над Кирсановым, и он поначалу отказывается от врачебной помощи Базарова.

Через мгновение он теряет сознание, и это странно, ведь, по словам Базарова, его рана совершенно несерьезна и не может стать причиной обморока. Скорее всего, это испуг и слабость нервов и характера. После прихода в себя, Кирсанов не желает примирения с Базаровым, хоть и стыдится своей заносчивости, а после возвращения домой, непривычно много шутит, особенно с Базаровым.

При прощании перед отъездом главного героя они холодно пожимают друг другу руки, и на этом и заканчивается их противоборство.

Анализируя данный эпизод, мы видим, что Базаров на самом деле – такой же человек как и все, хоть он и носит маску неуязвимого и насмешливого нигилиста. А Кирсанов перестает препираться с Базаровым. Пусть он и продолжает презирать Базарова, но в то же время у него появляется уважение к своему противнику.

Данный эпизод неразрывно связан с другими в произведении. Он является логическим продолжением десятой главы, в которой происходит завязка конфликта между Кирсановым и Базаровым.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данный эпизод является одним из самых важных и ключевых в произведении. Он отражает не только межличностный конфликт, но и конфликт двух поколений. В столкновении абсолютно противоположных взглядов и заключается идейный смысл данного произведения.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-epizoda-dueli-bazarova-i-kirsanova

Дуэль Базарова и Кирсанова сочинение

Иван Сергеевич Тургенев один из талантливейших писателей 19 века. За свою жизнь он написал немало произведений, одним из которых является «Отцы и дети».

Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году и был посвящен В. Г. Белинскому. Жанр романа — социально-психологический. События в романе происходят с 20 мая 1859 и до зимы 1860 года.

В нем показана борьба революционеров-демократов и либералов. Так, в роли демократа выступает Евгений Базаров, а в роли либерала Павел Кирсанов.

Между ними возникают постоянные ссоры и конфликты, которые в конечном итоге привели к дуэли. Рассмотрим поведение Базарова.

После того как дуэль была назначена, Базаров изрядно нервничал, так как лицо побледнело, сердце расшевелилось, а спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. Всю ночь Евгения мучили беспорядочные сны.

Утром он отправился в лесок, где должна была состояться дуэль. Конечно, он нервничал, так как понимал, что может быть серьезно ранен или даже умереть. Чтобы показать его поведение, достаточно привести цитату из текста:

«Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В итоге дуэли Базаров ранил Кирсанова и уже не как дуэлист, а как врач бросился к побледневшему Павлу Петровичу. Базаров послал Петра за дрожками, а противники сидели на земле и молчали.

Все же Базаров уезжает из усадьбы Кирсановых. Павел Петрович хотел с ним попрощаться, но Евгений остался холоден как лед, так как он понимал, что Кирсанову хотелось повеликодушничать.

Окончательным доказательством хладнокровия Евгения Базарова является то, что когда усадьба предстала перед его глазами уже на четвертой версте дороги, он лишь сплюнул и пробормотал: «Барчуки проклятые», а затем плотнее завернулся в свою шинель.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуэль Павла Кирсанова и Евгения Базарова является одной из самых интересных сцен в романе.

Хотя дуэль и повлекла ранение, оба героя получили пользу: Павел Петрович добился уезда Базарова, а Евгений вступил в борьбу со сторонником консервативных идей и вышел победителем.

Что касается меня, то мне было любопытно узнать, что произойдет в конце, а также увидеть детальное поведение Базарова до, вовремя и после дуэли.

Вы сейчас читаете сочинение Дуэль Базарова и Кирсанова сочинение« Сочинение по повести «Выстрел»Сочинение на тему любимый человек »

Источник: https://schoolessay.ru/duel-bazarova-i-kirsanova-sochinenie/

Решу егэ

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖИ
  • A) Евгений Базаров
  • Б) Павел Петрович
  • B) Николай Петрович
  1. 1) мягкость, поэтичность,
  2. 2) гордость, вспыльчивость
  3. 3) неуверенность, тщеславие
  4. 4) «самоломанность», цинизм
Читайте также:  Освоение людьми планеты земля - сообщение доклад (5 класс география)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.

Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К.

были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства.

Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К.

, должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы.

В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.

В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими.

Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П.

обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»).

Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П.

и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.

Ответ: 421.

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=790

Описание дуэли базарова и павла петровича. Дуэль базарова и кирсанова анализ сочинение. Знакомство Евгения с Одинцовой

На вопрос Отцы и дети.

Помогите написать анализ дуэли Базарова и Кирсанова в романе «Отцы и дети» заданный автором Fantasy
лучший ответ это Дуэль как композиционный приём использовалась многими авторами в их произведениях: «Гамлет» Шекспира, «Выстрел» , «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова… Дуэль – кульминация конфликта героев, разрешение их внутреннего разногласия и недовольства друг другом. Дуэль вносит напряжённость и драматизм в сюжет, и чаще всего она прерывает какую-то сюжетную линию или открывает новые стороны характера героя, помогает лучше понять его. Споры Базарова и Павла Петровича перешли во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить этот конфликт, но уже не на словах, а на «деле» . Этим поводом стала Фенечка. Павел Петрович стал случайным свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки, и его ненависть к нигилисту Базарову дополняется раздражением и даже злостью к человеку, посмевшему тронуть женщину, в которую тайно влюблён сам. Итак, Павел Петрович вызывает Евгения Базарова на дуэль. Эпизод от начала до конца пронизан иронией автора. Комичны уже переговоры врагов о правилах дуэли: они будто обсуждают предстоящий обед или бал. Несмотря на неожиданность вызова, Базаров невозмутимо спокоен и вежлив; Павел Петрович хотя и взволнован, но старается быть любезным. Базаров принимает вызов, он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну, а с практической точки зрения – это дело другое» . Тогда почему же он принимает вызов? Ведь следуя аристократическому обычаю, он нарушает принципы нигилизма. Оказывается, Базаров не мог отказать, ведь у Кирсанова в руках была тяжёлая трость, и даже при мысли о возможном оскорблении «вся его гордость поднялась на дыбы»: «Отказать было невозможно, ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда… Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка» . И тем не менее дыхание смерти коснулось Базарова, он пришёл в волнение, даже пытается написать письмо отцу, но нигилист в его душе побеждает, мелькает мысль: «Нет, я ещё долго на свете маячить буду» . «Маячить» , т. е. скитаться без какой-то цели смысла. Это слово отражает душевное состояние героя – ведь только недавно он был отвергнут женщиной, которую полюбил, но не смел признаться в этом самому себе. Несерьёзность, нелепость, придающие дуэли облик игры, заключаются в отступлении от правил: у героев нет секундантов. Утро дуэли «было славное, свежее» . И. С. Тургенев, рисуя чудесный пейзаж, подчёркивает, что природа не подчиняется событиям человеческой жизни: интриги, неурядицы преходящи, природа же вечна. По пути к месту поединка Базаров со «свидетелем» Петром встречают мужика, гнавшего «двух степенных лошадей перед собою» . В этой сцене явно прослеживается контраст между народом и аристократией, представленной в образе Павла Петровича, и между народом и демократией, представленной в образе Базарова. Базаров и сам осознаёт эту разницу: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за делом, а мы? » Павел Петрович попытался предусмотреть все формальности дуэли, Базаров же относится к поединку иронично: «Я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее» . Кульминация дуэли – ранение Кирсанова. Писатель подчёркивает его слабость тем, что он теряет сознание, хотя рана несерьёзная. Базаров же поступает благородно: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор» . Но и в этот драматический момент автор иронизирует: смешно, например, состояние перепуганного Петра. Как видим, дуэль не смогла разрешить конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров уезжает из имения Кирсановых. Перед отъездом главного героя «Павел Петрович пожал ему руку» , но Базаров остался «холоден, как лёд» , т. к понимает, что Кирсанову хочется «повеликодушничать» .

Между героями есть много общего: оба самолюбивы, категоричны, горды, но и по-своему привлекательны: умны, порядочны и искренни, каждый переживает свою жизненную драму. И всё же это герои-антиподы, что и подтверждает эпизод дуэли.

Первый «поединок» — словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича.

Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично).

Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком.

Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой.

Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

  • Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:
  • · по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);
  • · по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;
  • · по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);
  • · по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами».

Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо.

Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри.

Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

  1. Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ХХIV)
  2. Между идеологической дуэлью в Х главе и преддуэльным объяснением происходит целый ряд событий в жизни Базарова, существенно смягчающих жёсткий образ начала романа. Этому способствует следующее:
  3. · спор с Аркадием в стоге сена, где Базаров, может быть, впервые остро почувствовал своё одиночество и признал свою самоломанность;
  4. · посещение родителей, которое высветило новые, мягкие грани души героя, его бережное отношение к родителям, привычно скрытое под грубовато-ироничной маской;
  5. · встреча с Одинцовой и нелепая сцена объяснения в любви, впервые показавшая Базарова до беспомощно страстным и не совсем понятым;
  6. · сцена в беседке с Фенечкой, отразившая процесс усиления борьбы героя со своей натурой.
Читайте также:  Венерин башмачок - сообщение доклад

Что отличает именно эту сцену? Она интересно построена композиционно: герои несколько раз словно перехватывают друг у друга инициативу.

Кроме того, именно здесь после долгого перерыва схлёстываются с ещё большей остротой «отцы» и «дети». Более ярко, чем прежде, в этом эпизоде проявляются характеры двух героев.

Не так, как раньше, заканчивается этот последний из психологических поединков, и герои неожиданно оказываются на грани настоящего, физического кровопролития.

Перед этим поединком герои чувствуют себя по-разному. Базаров находится в непривычном для него состоянии смятения, обычная работа не ладится.

Он испытывает досаду на самого себя после двух подряд неуклюжих действий по отношению к двум женщинам – к Одинцовой в сцене признания в любви и к Фенечке в сцене с поцелуем в беседке.

Однако, как и прежде, он вполне равнодушен к Павлу Петровичу и дальнейших ссор с ним не ищет. В то же время негодование Павла Петровича против Базарова достигло высшей точки, и последней каплей стал поцелуй в беседке.

Впрочем, в отличие от прошлых споров, возникших стихийно, к этому поединку Кирсанов готовится, и в этом его исходное преимущество.

В начале сцены Базаров непривычно неуверен в себе. После первой же реплики Базарова идут слова автора: «…ответил Базаров, у которого что-то пробежало по лицу, как только Павел Петрович переступил порог двери». Раньше неопределёнными местоимениями состояние Базарова (по законам «тайной психологии») Тургенев не характеризовал.

И далее – когда Павел Петрович сказал о дуэли, автор пишет: «Базаров, который встал было навстречу Павлу Петровичу, присел на край стола и скрестил руки». Полужесты «встал было», «присел» также не характерны для Евгения. Сразу после вызова на дуэль: «Базаров вытаращил глаза».

Смятение Базарова в этот момент отражается и на его речи. Обычно он говорил грубовато, резко, отрывисто. А здесь привычные обороты типа «да уж куда ни шло!» сопровождаются более присущими Кирсанову фразами: «Очень хорошо-с», «Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух».

В свою очередь Павел Петрович пытается сдержать своё волнение, во-первых, излишней подчёркнутой вежливостью и официальностью тона.

Во-вторых, не сбросить эту маску и выдержать заданный тон ему помогает специально взятая для такого случая «красивая трость» — символ аристократического превосходства.

Трость, как символическая деталь, прошла через весь эпизод. Базаров назвал её «палкой» — инструментом возможного насилия.

После признания Кирсанова «Я вас презираю» ссора достигла кульминации: «Глаза Павла Петровича засверкали… Они вспыхнули и у Базарова». Именно в этот момент Базаров овладевает собой и пускает в ход привычное оружие иронии, начиная словно передразнивать соперника, почти дословно повторяя окончания каждой реплики Кирсанова.

Это не проходит незамеченным. Кирсанов говорит: «Вы продолжаете шутить…» Но на этот раз Павел Петрович не выйдет из себя, как это бывало прежде. Почему? Базаров, хоть и шутил, но не переходил границы дозволенного.

Кроме того, помогла присутствовавшая рядом трость – своего рода напоминание об аристократизме, символ терпеливости, опора.

Каждый из героев на протяжении сцены старательно скрывает от другого свои подлинные чувства. Кирсанов за ширмой вежливости скрывает обиду, ревность, негодование, а Базаров за ширмой иронии – растерянность и раздражение на самого себя.

Похоже, что этот психологический поединок выигрывает Павел Петрович, добившийся своего практически по всем пунктам. А Базаров после его ухода ещё более потерял присущее ему внутреннее спокойствие, недоволен собой, испытывает не присущие ему угрызения совести и нравственные переживания, открыв для себя тайную влюблённость Павла Петровича в Фенечку.

Во время самой дуэли, после выстрелов, оба соперника ведут себя достойно. Базаров исполняет свой врачебный и человеческий долг, проявляя ещё недавно ненавистное им благородство, а Павел Петрович мужественно и даже с юмором переносит боль и теряет всякое негодование по отношению к Базарову.

На вопрос Что послужило поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? заданный автором Марина Лоскутова
лучший ответ это Базаров — нигилист, разночинец, выражающий самую современную для того времени мысль об утилитарно-материалистическом устройстве общества. “Нигилист.

Это от латинского Nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает”, — так охарактеризовал Евгения Николай Петрович.Противник Базарова, Павел Петрович, представляет “век минувший» век николаевского правления.

Даже в деревне он носит модный галстук, лаковые полусапожки, что, казалось бы, непрактично в таком месте. Вся его жизнь соткана из различных “принсипов”, которые в корне расходятся с мировоззренческими взглядами Базарова.Принципиальным в споре был вопрос о русском народе.

Базаров презирает мужика из-за его невежества, но ни в коей мере не желает признать своего отхода от земли, от народа; с гордостью говорит, что дед его “землю пахал”. состояние имения Николая Петровича дает повод полагать, что Павел Петрович, как и его брат, был очень далек от понимания истинных потребностей народа.

Между тем в конце романа Тургенев говорит, что и Базарова мужики считали гороховым шутом, не способным понять их жизнь. Таким образом писатель показывает, что мнения обоих героев далеки от истинного понимания народной жизни…. мирным путем разрешить противоречия не удается-дуэль…

Хотя Кирсанов чувствует долю истины в утверждениях противника, но аристократические привычки мешают ему с ним согласиться.Финал романа подчеркивает утопичность идей обоих героев. Базаров умирает, признав несостоятельность и безжизненность своих взглядов, а Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время.

Ответ от Амазонка
[гуру]да, Павел Петрович Кирсанов не любил Базарова, но поводом к дуэли послужили НЕ разногласия между ними, А то, что Базаров поцеловал Фенечку.

вот отрывок из краткого содержания романа «Отцы и дети»:»От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого» .

Он особенно негодует еще и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*. Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. «

(краткое содержание)

Источник: https://petronas-shop.ru/obschestvo/opisanie-dueli-bazarova-i-pavla-petrovicha-duel-bazarova-i.html

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым.

Павел Петрович — аристократ до мозга костей. Даже поселившись в деревне, он не желает расставаться со своими аристократическими привычками, со своими изысканными манерами и лоском, которые мало вписываются в простую сельскую обстановку Базаров совсем другой.

Некоторым читателям даже не нравилось, что 1ургенев наделил своего героя не очень привлекательной внешностью. Он волосатый, с красными руками, лицо длинное и худое, с широким лбом.

Однако это лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»

Итак, они встретились — аристократ Кирсанов и демократ-разночинец Базаров. Надо отметить, что они не понравились друг другу с первого взгляда. По короткому вопросу, который Павел Петрович задал брату: «Кто сей?», можно судить о том, что он сразу учуял в Базарове нечто инородное и неприятное, внешний лоск Павла Петровича Базарову не по душе.

А Павел Петрович, когда Аркадий сообщил ему что Базаров нигилист, то есть человек, который ко всему относится с критической точки зрения, воспринял Базарова как человека, который «ничего не уважает». И вот начался поединок не просто двух разных людей, а двух совершенно различных жизненных позиций, двух поколений и целых эпох.

Интересно, что в то время как Павел Петрович выхолил из себя, Базаров оставался совершенно спокоен. Павла Петровича раздражало в Базарове все: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже говорил отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Базаров же нисколько не стеснялся своего происхождения, а даже гордился им. «Мой дед землю пахал», — сказал он, явно чувствуя превосходство над дворянами-белоручками. Постепенно у Павла Петровича сложилось активное чувство вражды и ненависти к этому плебею. без роду, без племени.

Кроме того, нигилист Базаров самоуверенно отрицал все те принципы, на которых основывалось само существование старшего Кирсанова. Павел Петрович увидел в Базарове классового врага, которого ему страстно захотелось уничтожить. Базаров же, со своей стороны, проникался все большим презрением по отношению к либеральному «аристократишке».

Труженику Базарову глубоко неприятно пустое существование Павла Петровича, напрочь лишенное какой бы то ни было деятельности. Начался двусторонний идейно-психологический процесс нарастания сначала неприязни, а затем вражды. Зачинщиком столкновений всегда был Павел Петрович. Базаров же отвечал ему мгновенно и уверенно.

Он высмеивал взгляды Павла Петровича, представлявшие собой смесь англофильства и славянофильства. Высказывания Базарова о красоте, природе, любви, искусстве не могут не раздражать Павла Петровича. Суждения Базарова оскорбляют его эстетические чувства, а определенная доля издевки, присутствующая в этих суждениях, унижает его человеческое достоинство.

Дуэль, состоявшаяся между Кирсановым и Базаровым, неслучайна. Повод был найден (именно повод, а не причина), и вот по одну сторону барьера «отцы», а по другую – «дети». Дуэль эта началась раньше, как только они увидели друг друга, и пистолеты появились тогда, когда слов стало недостаточно.

Сам факт согласия Базарова участвовать в дуэли и то, с каким достоинством он в ней участвовал, опять-таки выдают присутствие в нём природного аристократизма и даже романтизма.

Боролся ли Базаров с Павлом Петровичем или с чем-то, что было в нем самом и что он обязательно хотел искоренить? Ведь «дети появились не сами по себе, их воспитали «отцы», а потому когда они начинают бороться с «отцами», то невольно (или сознательно) убивают часть самих себя.

Поединки эти не утихают и в наши дни. Дети», вырастая, становятся «отцами», и все повторяется сначала. Борьба могла бы быть не такой острой, если бы люди умели слушать и слышать других людей.

Базаров и Кирсанов, например, могли оценить друг в друге благородство и порядочность, но нашлась масса разъединяющих и раздражающих моментов, на которых они сконцентрировали свое внимание.

Хотелось бы, чтобы проблема разных поколений постепенно потеряла свою остроту и чтобы «дети» и «отцы» жили в мире и согласии.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/sushhnost-konflikta-bazarova-s-pavlom-petrovichem-po-romanu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию