Некрасов Виктор Платонович родился 17 июня 1911 года в Киеве, умер 3 сентября 1987 года в Париже. Известный советский писатель-фронтовик, обвиненный властями СССР
— в сионизме за поддержку идеи создания мемориала в «Бабьем яру» под Киевом;
— в «украинском национализме» и диссидентстве, за защиту молодого писателя Вячеслава Черновола. В 1974 г. уехал из СССР, а в 1979 г. лишен советского гражданства;
— лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947) за самую честную книгу о войне – «В окопах Сталинграда».
5 подвигов фронтовика Виктора Некрасова после окончания 2-й Мировой войны
Главной, хотя вынужденной ошибкой Сталина, было то, что в 1944-1945 гг. миллионы советских солдат увидели жизнь «за железным занавесом», где даже разрушенная и поруганная нацистской Германией Европа выглядела более привлекательно, нежели Советский Союз.
Это наложило неизгладимое впечатление на всех солдат и офицеров Советской армии, включая писателей, только одни молчали, получая награды, премии, места в Союзах писателей и журналистов, другие, как донкихоты, вступали в бой с системой, который выиграть в те годы никак не могли.
Одним из таких донкихотов и был фронтовик-орденоносец Виктор Некрасов, который
1. Осмелился выступить с критикой… КПСС, поставив свою подпись под петицией о нарушениях прав человека в УССР и в защиту запрещенной книги Вячеслава Чорновола «Горе от ума» (присланных в 1968 году в Международную Ассамблею ООН);
— затем Виктор Некрасов подписал письмо в защиту украинских диссидентов, которое было адресовано Брежневу, Подгорному и Косыгину;
— в 1966 году стал одним из 25-ти деятелей культуры и науки, открыто выступивших против реабилитации Сталина в своем обращении к генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу.
2. После окончания войны Виктор Некрасов продолжает помнить о ней и чтить память тех, кто не дожил до победы, включая невинно убиенных, прежде всего, в Бабьем яру, где было расстреляно более 100 тысяч евреев и советских военнопленных;
— в 1959 году Виктор Некрасов написал повесть «Кира Георгиевна», с которой выступает в «Литературной газете», вместе со своей статьей о необходимости увековечить память советских людей, расстрелянных фашистами в 1941 году в Бабьем Яру. В ответ Виктора Некрасова обвинили… в сионизме, что означало в Советском Союзе «запрет на профессию художника слова».
Почему СССР боялся устанавливать памятник жертвам фашизма в Бабьем Яру? Известный советский архитектор Анатолий Игнащенко (1930-2011) так объяснил позицию ЦК КПУ, когда также хотел принять участие в создание памятника: «Согласно тогда господствовавшей у нас идеологии, все жертвы Бабьего Яра не заслуживали народной памяти: украинцы – националисты, военнопленные – подлые трусы и предатели. По поводу евреев бытовало мнение, что это за нация, если не сопротивляясь фашистам, по первому зову оккупантов пришла, как стадо овец, в Бабий Яр на расстрел… О тысячах военнопленных умалчивали – разве могли солдаты, офицеры, генералы доблестной советской армии тысячами сдаваться в плен?!»
Виктор Некрасов не мог понять логики коммунистов о «выборочной» правде о прошедшей войне: Еще в октябре 1959 года в «Литературной газете» он напечатал статью «Почему это не сделано…» .»У меня тоже погиб здесь друг.
В Киеве нет человека, у которого бы здесь, в Бабьем Яру, не покоился бы (нет, тут другое слово нужно) отец или сын, родственник, знакомый…Когда человек умирает, его хоронят, а на могиле его ставят памятник.
Неужели же этой дани не заслужили 195 тысяч человек, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, в Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище?» — писал Некрасов.
Памятник в Бабьем Яру открыли в 1976 г., когда Виктор Некрасов уже выехал из СССР. «В Бабьем Яру были расстреляны не только евреи, но только евреи были расстреляны здесь лишь за то, что они были евреями», — написал об этой трагедии сам Некрасов.
3. За очерки об Европе и США, Виктора Некрасова обвинили… в «низкопоклонстве перед западным образом жизни». В 1960-х годах Некрасов побывал в Италии, США и Франции.
Свои впечатления о поездках он написал в нескольких очерках в которых не стал описывать «загнивающий капитализм», за что был… сначала получил партийное взыскание, а немногим позже и вовсе исключен из КПСС.
На этом советская власть не остановилась, и при обыске в доме Некрасова были изъяты все рукописи и нелегальная литература.
После этого, на протяжении 6 лет подряд, Виктор Платонович постоянно подвергался многочасовым допросам;
— а в 1971 году, после выхода в свет книги Некрасова «В жизни и в письмах», на его творчество был наложен запрет, а вышедшие ранее книги начали изыматься из библиотек;
— «Некрасов поднялся на трибуну не с покаянной речью. Он пытался объяснить, что не собирался кого-то хулить или хвалить, но если, например, в США на телевидении 17 каналов, то он указал этот факт… Из зала закричали: «Зачем нам ваша пропаганда! Вы говорите о том, что напечатали в журнале, чтобы дезориентировать народ», — вспоминает происходящее тогда писатель Евгений Сверстюк.
4. Литературным подвигом Виктора Некрасова критики называют его всемирно известную повесть «В окопах Сталинграда» (1946). Данное произведение было основано на реальных событиях, которые пережил сам автор, воевавший под Сталинградом в должности заместителя командира саперного батальона;
- — он ушел добровольцем на фронт, хотя имел бронь, прошел путь от Сталинграда до Польши, закончив войну капитаном.
- Его повесть «В окопах Сталинграда» стала первым произведением о войне, написанным правдиво, насколько это было возможно в то время.
— «Да, самое страшное на войне – это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное – это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели.
Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбежкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке.
Но в атаке – цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет», — одна из наиболее запоминающихся цитат из книги Некрасова «В окопах Сталинграда».
Интересное о Викторе Некрасове
— В 1967 году в издании «Новый мир» был опубликован очерк Некрасова «Дом Турбиных», люди потянулись к этому дому. Сейчас дом называют не по фамилии тут жившего автора романа «Белая гвардия» Михаила Булгакова, а по фамилии «живших» здесь его героев. Дом стал современной легендой Андреевского спуска в Киеве;
— всю премию (50 тыс. рублей), которую получил Виктор Некрасов в качестве Сталинской премии за свою повесть «В окопах Сталинграда», он отдал на приобретение колясок для инвалидов войны, не оставив себе ни копейки. Но от Некрасова ждали не этого. Власть хотела, чтоб он стал неким ручным лауреатом, который будет писать только то, что захочет власть, и не выходить за рамки;
— «В окопах Сталинграда» вышла отдельной книгой в СССР только один раз. Но переиздавалась общим тиражом более четырех миллионов экземпляров и была переведена на 36 языков мира;
— его выводила из себя казенная формулировка, сопровождавшая искалеченных солдат почти всю жизнь: «подлежит переосвидетельствованию через 6 месяцев». Безногие люди должны были каждые полгода приходить на переосвидетельствование, доказывая, что у них не отросла новая нога;
На фото слева направо: Владимир Максимов, Мстислав Ростропович, Виктор Некрасов, Париж, 1978.
— Виктор Некрасов никогда не признавал показухи. Он не писал за полированным столом, а просто подкладывал кусок дощечки под листочек и творил, буквально на коленях. Не признавал он и напыщенности в одежде, включая пиджаки и галстуки, поэтому верхняя пуговица рубашки у него всегда была расстегнута;
— в Швейцарии Виктор Некрасов встречался с Владимиром Набоковым. А в Париже, вначале у Марии Розановой и Андрея Синявского, затем на съемных квартирах. Везде пытался найти свой угол, но это так у него и не получалось;
— после того как Виктор Некрасов вместе с женой покинул территорию СССР, у него в Ростоке остался пасынок Виктор Кондырев со своей женой, поскольку эта семья не получила права на выезд.
Некрасов обратился за помощью к Луи Арагону, которого советское руководство собиралось наградить орденом Дружбы народов. Тот пришел в советское посольство и заявил, что публично откажется от ордена, если Кондырева не выпустят из СССР.
Эта угроза подействовала, и Кондыреву с его семьей в 1976 году дали разрешение уехать в Париж – к матери и отчиму;
- — книга под названием «Маленькая печальная повесть» стала последним произведением Виктора Некрасова;
- — поэт Владимир Корнилов написал стихотворение в память о Викторе Некрасове:
- Голос твой в заглушку встроясь,
- Лезет из тартарары.
- Вика, Вика, честь и совесть
Послелагерной поры…
Анатолий Гладилин, Булат Окуджава, Владимир Максимов, Виктор Некрасов, Париж, декабрь 1978.
— Виктор Некрасов очень любил Киев, хотя довольно часто с горечью в голосе замечал: «В Киеве флора это да! Зато фауна оставляет желать лучшего из-за начальствующих экземпляров…».
Тем не менее у писателя было действительно много нежных слов об этом прекрасном городе. Взять хотя бы слова из «В окопах Сталинграда»: «Милый, милый Киев!..
Как соскучился я по твоим широким улицам, по твоим каштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно-красным колоннам университета… Как я люблю твои откосы днепровские…».
На фото слева направо: Андрей Сахаров, Виктор Некрасов, Лев Копелев, Елена Боннэр, Москва, 1973
Награды Виктора Некрасова
— 9 мая 1944 года – орден Красной Звезды;
- — 24 ноября 1960 года – орден «Знак Почета»;
- — 19 февраля 1943 года – медаль «За отвагу»;
- — медаль «За оборону Сталинграда»;
- — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- — медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- — февраль 1986 года – кавалер ордена Искусств и литературы;
- — 1945 год – Сталинская премия второй степени (1946) за повесть «В окопах Сталинграда».
Виктор Некрасов и социальные сети
Источник: https://www.profi-forex.org/wiki/viktor-nekrasov.html
Виктор Некрасов — биография, информация, личная жизнь
Виктор Платонович Некрасов. Родился 4 (17) июня 1911 года в Киеве — умер 3 сентября 1987 года в Париже. Русский советский писатель, диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947).
Родился Виктор Некрасов 4 (17) июня 1911 год в Киеве, в семье врача.
Отец — Платон Федосеевич Некрасов, мать — Зинаида Николаевна Некрасова. Старший брат Коля Некрасов юношей был запорот до смерти (петлюровцами или красными).
В 1936 году Виктор Некрасов окончил архитектурный факультет Киевского строительного института (учился у Иосифа Каракиса, с которым долгие годы поддерживал близкие отношения), параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актёром и театральным художником (во Владивостоке, 1937-1938; в Кирове, 1938-1940; в Ростове-на-Дону, сентябрь 1940-1941).
В Ростове Некрасов служил в Театре Красной армии СКВО, выступавшем по военным гарнизонам и армейским лагерям.
Как вспоминала актриса Варвара Шурховецкая, служившая в том же театре, что и Виктор, после начала Великой Отечественной войны актёры — несмотря на полагавшуюся им бронь — стали проситься на фронт; однако из всей труппы удалось попасть на фронт только Некрасову (по военной специальности он был сапёром, а их не хватало).
В 1941-1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован. Член ВКП(б) с 1944 года (исключён из партии в 1973).
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» (1946, № 8-10), была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.
Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков.
За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля (в этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский).
По сценариям Виктора Некрасова поставлены кинофильмы «Город зажигает огни» (1958) и «Неизвестному солдату» (1961).
В 1959 году Некрасов пишет повесть «Кира Георгиевна» и выступает в «Литературной газете» с рядом статей о необходимости увековечить память советских людей, расстрелянных фашистами в 1941 году в Бабьем Яру. Некрасова стали обвинять в организации «массовых сионистских сборищ». И все-таки памятник в Бабьем Яру был установлен, и в этом немалая заслуга писателя.
После того, как в «Новом мире» (1967, № 8) был опубликован очерк В. П. Некрасова «Дом Турбиных», люди потянулись к этому дому. Дом называют не по фамилии тут жившего автора романа «Белая гвардия», Михаила Булгакова, а по фамилии «живших» здесь его героев. Дом стал современной легендой Андреевского спуска.
В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В 1960-е годы посетил Италию, США и Францию. Свои впечатления писатель описал в очерках, за которые в разгромной статье Мэлора Стуруа «Турист с тросточкой» был обвинён в «низкопоклонстве перед Западом».
Из-за либеральных высказываний в 1969 году заслужил партийное взыскание, а 21 мая 1973 года на заседании Киевского горкома КПУ исключён из КПСС.
При домашнем обыске у Некрасова 17 января 1974 года в Киеве КГБ были изъяты все рукописи и нелегальная литература, на протяжении последующих шести дней писатель подвергался многочасовым допросам.
Последняя в СССР книга Некрасова — «В жизни и в письмах» вышла в 1971 году. После этого на издание его новых книг был наложен негласный запрет, а затем из библиотек стали изыматься и все ранее вышедшие книги.
В течение марта-мая 1974 года в отношении Некрасова было проведено несколько провокаций: он задерживался милицией на улицах то Киева, то Москвы якобы для установления его личности, после чего его отпускали то с извинениями, то без них.
20 мая 1974 года Некрасов написал персональное письмо Брежневу, в котором, упомянув обо всех этих провокациях, констатировал: «Я стал неугоден. Кому — не знаю. Но терпеть больше оскорблений не могу. Я вынужден решиться на шаг, на который я никогда бы при иных условиях не решился бы. Я хочу получить разрешение на выезд из страны сроком на два года».
Не дождавшись ответа, 10 июля 1974 года Виктор Некрасов и его жена Галина Базий подали документы на выезд из СССР (для поездки к родственнику в Швейцарию на три месяца).
28 июля Некрасову сообщили, что просьба его будет удовлетворена, вслед за чем он получил разрешение на выезд за границу в Лозанну (Швейцария).
Вызов в Швейцарию Виктору Некрасову оформил Николай Ульянов (родной дядя).
12 сентября 1974 года, имея на руках советские загранпаспорта сроком на пять лет, Некрасов с женой вылетели из Киева в Цюрих.
В Швейцарии Виктор Некрасов встречался с Владимиром Набоковым. Далее жил в Париже, вначале у Марии Розановой и Андрея Синявского, затем на съёмных квартирах. Летом 1975 года был приглашён писателем Владимиром Максимовым на должность заместителя главного редактора журнала «Континент» (1975-1982), сотрудничал вместе с Анатолием Гладилиным в парижском бюро радиостанции «Свобода».
После отъезда Виктора Некрасова и Галины Базий за границу пасынок Некрасова (сын Базий от первого брака) Виктор Кондырев с женой и сыном остался в Ростове: ему права на выезд не давали.
Некрасов обратился за помощью к Луи Арагону, которого советское руководство собиралось наградить орденом Дружбы народов. Тот пришёл в советское посольство и заявил, что публично откажется от ордена, если Кондырева не выпустят из СССР.
Эта угроза подействовала, и Кондыреву с его семьёй в 1976 году дали разрешение уехать в Париж — к матери и отчиму.
В мае 1979 года Виктор Некрасов был лишён советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». В последние годы жил вместе с женой на площади Кеннеди в Ванве (пригород Парижа), в одном доме с Виктором Кондыревым. Начавшаяся в СССР горбачёвская перестройка его очень живо интересовала.
Последним произведением писателя стала «Маленькая печальная повесть».
Виктор Некрасов скончался от рака лёгких в Париже 3 сентября 1987 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Библиография Виктора Некрасова:
«В окопах Сталинграда». М., 1947 (не менее 26 прижизненных изданий) «В родном городе». Повесть. М., Молодая гвардия, 1955 «Первое знакомство». М., 1960 «Судак». М., 1960 «Кира Георгиевна». М., 1962 «Вася Конаков». Рассказы. М., Воениздат, 1961 Избранные произведения. М.
, Гослитиздат, 1962 «По обе стороны океана» М., 1962 «Вторая ночь». Рассказы. М., Советская Россия, 1965 «Вася Конаков». Рассказы. Киев, 1965 «Месяц во Франции». М., 1965 «Путешествия в разных измерениях». М., Советский писатель, 1967 «В жизни в письмах». М., Советский писатель,1971 «Записки зеваки».
— Frankfurt., Посев, 1976 «Взгляд и нечто». — Континент, № 12-13, 1977 «По обе стороны стены». — Там же, № 18-19, 1978-79 «Из дальних странствий возвратясь…» — «Время и мы», № 48-49, 61, 1979-81 «Сталинград».
Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1981 «Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы». Лондон, «OPI», 1983
«Маленькая печальная повесть». Лондон, «OPI», 1986.
Источник: https://stuki-druki.com/authors/NekrasovViktor.php
Некрасов Виктор Платонович
Виктор Платонович Некрасов (4 (17) июня 1911, Киев — 3 сентября 1987, Париж)
русский писатель.
Краткая биография
Из интеллигентной семьи: отец — банковский служащий, мать
— врач. Раннее детство провёл в Лозанне (там мать получала медицинское образование) и Париже, где она работала в военном госпитале.
После окончания школы в Киеве, где обосновалась семья, Некрасов учился на архитектурном факультете Киевского строительного института (закончил в 1936) и в студии при Театре русской драмы (закончил в 1937).
До начала войны недолго работал архитектором, потом актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону. К этому времени относятся первые литературные опыты Некрасова, носившие, однако, «домашний» характер.
С августа 1941 в армии, воевал в должности полкового инженера, заместителя командира
сапёрного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше. Дважды был ранен. Как инвалид войны был демобилизован. В 1945-1947 работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».
Литературный дебют
В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (журнальное название «Сталинград»). Повесть вызвала в литературных кругах неоднозначное отношение.
А.Т.
Твардовский во внутренней рецензии писал: «Первое очевидное достоинство книги
— то, что, лишённая внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом.
Большая достоверность свидетельства о
тяжёлых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и
отчётливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т. п.
— всё это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. О
её существенном содержании можно сказать примерно так.
Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого
опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот
— литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный…».
Высоко оценил повесть и А.П.Платонов: «Некрасов,
— писал он, — придаёт описанию войны, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную конкретность; читатель
всё время живёт в том потоке событий, в который
вовлёк его автор».
Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, нацеливавших печать на
её разгром. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия (1947),
присуждённая Некрасову по неожиданному прямому указанию
Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.
«Мнение, не совпадающее с линией партии»
Однако «охранная грамота» Сталинской премии на дальнейшее творчество Некрасова не распространялась. То, что он писал потом, как правило, подвергалось уничтожающей критике руководящих идеологических служб.
Так было с повестью «В родном городе» (1954), рассказывавшей о драматической судьбе фронтовиков, столкнувшихся при возвращении в долгожданную мирную жизнь, которая оказалась трудной,
разорённой, безрадостной, с непробиваемым партийно-бюрократическим бездушием.
Так было и с повестью «Кира Георгиевна» (1961), в которой причины конформизма, душевной
опустошённости, нравственных недугов части нашей интеллигенции автор объяснял разлагающей общество нехваткой воздуха свободы. Официозная критика встретила в штыки и эссеистские выступления писателя по вопросам искусства.
Некрасова прорабатывали за статью «Слова «великие» и простые» (1959), в которой он отвергал напыщенную героическую патетику, уводящую от правды, за заметки о современной архитектуре «О прошлом, настоящем и чуть-чуть о будущем» (1960), в которых он критиковал безвкусную монументальность и убогое однообразие тогдашнего советского градостроительства. Его эстетические взгляды квалифицировались как идейно порочные.
После того, как Хрущёв ополчился против зарубежных очерков Некрасова «По обе стороны океана» (1962), заявив, что их автору не место в партии, началась настоящая травля писателя. Его перестали печатать, клеймили позором на собраниях, завели на него персональное дело и вынесли ему строгий выговор.
После падения
Хрущёва писателя на время оставили в покое.
Но в 1969 за то, что Некрасов подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента Вячеслава Черновила и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру, на него опять было заведено персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором.
В 1972, как сказано было в решении, «за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», писателя исключили сначала из партии, а потом из Союза писателей.
Им занялось КГБ: слежка, прослушивающийся телефон, унизительный обыск с изъятием книг и рукописей, многочасовые допросы, на которых ему дали понять, что если он не «исправится» или не уедет на Запад, ему
придётся отправиться «в места не столь
отдалённые».
Так, Некрасова в 1974 вытолкнули в эмиграцию, а потом, в 1979, после того как он, выступая по радио, иронически отозвался о
«трилогии» Брежнева, главным образом о военной
её части — «Малой земле», его лишили советского гражданства.
Два с лишним десятилетия на родине его книги не издавались, циркуляром Главлита были изъяты из библиотек, его имя было запрещено упоминать в печати, оно
вычёркивалось даже из библиографических справок.
Главная книга
Главной книгой Некрасова стало его первое произведение
— повесть «В окопах Сталинграда», она оказалась самым высоким его художественным достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне, например «Судак» (1958) и «Вторая ночь» (1960), их можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней.
«В окопах Сталинграда»
— первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а
её участника, находившегося на переднем крае. Она словно бы возвращала «окопникам» незаживающее их прошлое,
перечёркнутое официально признанными и сверхобильно тиражируемыми парадными, фанфарными сочинениями.
«В окопах Сталинграда» стала книгой, определившей очень важное направление нашей военной прозы, хотя
её влияние не ограничивалось рамками этой литературы.
Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения или, как
её ещё называли, «лейтенантская литература» (хотя среди
её авторов были и солдаты), сразу же обнаружилось, что у истоков этой литературы повесть Некрасова была главным
её ориентиром, он был её признанным лидером.
Это засвидетельствовали многие прозаики того призыва
— Г.Я.Бакланов и В.В.Быков, В.О.Богомолов и А.М.Адамович, Б.Ш.Окуджава и В.Л.Кондратьев, В.Ф.Тендряков и В.Н.Сёмин, поддержанные и поэтами фронтового поколения
— С.С.Наровчатовым и К.Я.Ваншенкиным, Г.М.Поженяном и Ю.В.Друниной.
Б.А.Слуцкий справедливо заметил: «Повесть В.Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время». Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Исключительное значение этой книги признали и писатели старшего поколения
— Твардовский и И. Г. Эренбург.
К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А.П.Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Особенности творческого метода
Автобиографичность, близость к мемуарному жанру придают написанной от первого лица повести «В окопах Сталинграда» особого рода интимную достоверность, резко приближают к читателю события и персонажей, делают его сопереживания главному герою полнее, глубже.
Автобиографичность и лиризм, свободно льющееся повествование с то и дело возникающими отступлениями, воспоминаниями героя, его размышлениями, как выяснилось впоследствии, были не просто особенностями повести «В окопах Сталинграда», а органическим свойством художественной манеры и творческой личности Некрасова, отчетливо проступающим во всем, что он написал, в том числе и в тех вещах, что были созданы на чужбине, в эмиграции: путевых очерках «Записки зеваки» (1975), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены…» (1977), «Из дальних странствий возвратясь…» (1979-81), в повестях «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы…» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986), напоенных печальной любовью, сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям. И чем полнее и ярче эти свойства реализовались, тем выше был художественный уровень некрасовской прозы, тем значительнее достигнутый результат.
Две повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда»
— фильм «Солдаты» (1957, режиссёр А. Иванов) и «В родном городе»
— фильм «Город зажигает огни» (1958, режиссёр В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов.
Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник: https://encyklopedia.narod.ru/bios/lit/nekrasov/victor.html
Некрасов Виктор Платонович — Русский Писатель — Биография
Мемориальная доска на ул. Крещатик, 15 (где с 1950 по 1974 год, в квартире № 10 жил Виктор Некрасов). 18 октября 1990 г. у входа в подъезд № 2 (справа) была торжественно открыта мемориальная доска В. П. Некрасову. Скульптор — Валентин Евгеньевич Селибер, архитектор Валерий Александрович Романов.
Библиотека имени Виктора Платоновича Некрасова — 2 октября 1997 года библиотеке в Киеве по улице Ярославская было присвоено имя писателя Виктора Платоновича Некрасова.
В Киевском Музее Одной Улицы на отдельном стенде выставлены фотографии и автографы писателя. После его очерка «Дом Турбиных», опубликованного в «Новом мире», началась новая жизнь этой улицы.
В сентябре 2002 года на фасаде Дома офицеров Южного военного округа в Ростове-на-Дону (Буденновский проспект, 34) торжественно открыта памятная доска писателю-фронтовику Виктору Некрасову, который с 1940 по 1941 год работал в Театре Красной Армии, располагавшемся в здании Дома Офицеров.
Учреждена Премия русскоязычных писателей Израиля им. Виктора Платоновича Некрасова в связи со 100-летием писателя (2011).
Комиссия по вопросам переименований и памятных знаков приняла решение о присвоении бульвару Давыдова имени Виктора Некрасова.
«Укрпочта» выпустила почтовый конверт с портретом В. Некрасова. (художник — Георгий Варкач).
В июне 2011 года в Национальном музее литературы Украины (Киев, ул. Богдана Хмельницкого прошел Вечер памяти Виктора Некрасова «Вся жизнь в окопах» приуроченный к 100-летию писателя. Среди прочего, воспоминаниями о знаменитом писателе поделились Василий Скуратовский, Татьяна Рогозовская, Юрий Виленский, Илья Левитас, Дмитрий Червинский и др.
В июне 2011 года в библиотеке им. Н. А. Добролюбова в Нижнем Новгороде состоялся литературно-патриотический час «Он, защищавший Сталинград, похоронен в Париже».
В январе 2012 года в Национальном музее литературы Украины (Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 11) состоялся Вечер памяти писателя и правозащитника Виктора Некрасова. Организаторы — Украинский ПЕН-клуб и Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова.
Своими воспоминаниями и размышлениями поделились Владимир Крыжановский, Лесь Танюк, Семен Глузман, Евгений Сверстюк, Александр Парнис, Татьяна Рогозовская, Юрий Виленский.
Был показан документальный фильм «Вся жизнь в окопах» (режиссер — Елена Якович), посвященный жизни и правозащитной деятельности писателя.
Повесть «В окопах Сталинграда» единственный раз вышла отдельной книгой в СССР под названием «Сталинград» в издательстве «Московский рабочий» (М., 1946), была удостоена Сталинской премии 2-й степени за 1946 год. Она переиздавалась общим тиражом более четырех миллионов экземпляров и была переведена на 36 языков.
В мае 2009 года открыт монумент в мемориальном парке в г. Бней-Аиш (Израиль) с именами ныне уже покойных выдающихся людей-неевреев, боровшихся против антисемитизма, и имя В. П. Некрасова стоит на первом месте в списке.
В октябре 2015 года американский литературный критик Майкл Джонс на страницах The Wall Street Journal назвал пять лучших в мире книг о Второй мировой войне и на первом месте отметил книгу В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Источник: https://ruspekh.ru/people/nekrasov-viktor-platonovich
Некрасов Виктор Платонович
Русский советский прозаик.
В последней, написанной в эмиграции, за полтора года до смерти автобиографии рассказывал о себе: «Отец — Платон Федосеевич Некрасов — банковский служащий (1878-1917). Мать — Зинаида Николаевна Некрасова (до брака Мотовилова) — врач (1879-1970).
Детство провёл в Лозанне (мать окончила медицинский факультет Лозаннского университета) и в Париже (мать работала в военном госпитале). В 1915 году вернулись в Россию и обосновались в Киеве. После окончания школы учился в железнодорожно-строительной профшколе, в Киевском строительном институте (закончил архитектурный факультет в 1936 г.
) и в театральной студии при киевском Театре русской драмы (закончил в 1937 г.). До начала войны некоторое время работал архитектором, потом актёром и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова (бывш. Вятка) и Ростова-на-Дону. С августа 1941 года — в армии. Воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше.
После второго ранения в Люблине в 1944 г. демобилизовался в звании капитана. Награды — медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. С 1945 по 1947 работал журналистом в киевской газете “Советское искусство”».В 1946 Виктор Некрасов опубликовал в журнале «Знамя» (№ 8-10) повесть «В окопах Сталинграда».
В 1947 она была удостоена Сталинской (Государственной) премии; в последующие годы переиздана большинством советских издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков, в т. ч. на французский.
Основные произведения последующих лет: повести «В родном городе» и «Кира Георгиевна», сборник военных рассказов «Вася Конаков» (все три изданы во Франции). Кроме того, очерки о путешествиях: «Первое знакомство» (1960), «Месяц во Франции» (1965), «По обе стороны океана» (1962).
Последняя книга была раскритикована Н. С. Хрущёвым, заявившим, что автору не место в КПСС (Хрущёв Н. С. Речь на Пленуме ЦК КПСС 21 июня 1963 // «Правда», 1963, 29 июня).
Последовали «оргмеры»: Некрасова перестали печатать, стали клеймить позором на собраниях, в газетах, по партийной линии ему вынесли строгий выговор.
После падения Хрущёва писателя на время оставили в покое.
Но в 1969, после того как Некрасов подписал коллективное письмо в связи с процессом украинского литератора Черновола и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яре, на него было заведено новое персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором. В 1972 «…
за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», как было сказано в решении, Некрасова исключили из КПСС. Его снова перестали печатать, были остановлены съёмки к/ф по его сценарию, отменена публикация статей, посвящённых его творчеству.
В 1974 году после продолжавшегося почти двое суток обыска и серии многочасовых допросов в КГБ Некрасову пришлось эмигрировать. Его книги были изъяты из библиотек, имя было запрещено упоминать в печати, оно вычёркивалось даже в библиографических справочниках; писатель был лишён советского гражданства.
И даже в годы «перестройки» после его кончины в «Лит. газете» был снят написанный В. Быковым некролог.Некрасов не был, однако, случайной жертвой режима. С самого начала всё, что он писал, никак не вписывалось в рамки одобряемой советскими властями литературы.
Его первую повесть «В окопах Сталинграда» от запланированного руководством СП разгрома спас необъяснимый каприз И. Сталина, собственноручно внёсшего имя Некрасова в список лауреатов Сталинской (Гос.) премии. Однако эта «охранная грамота» на дальнейшее его творчество не распространялась.
Написанное позже, как правило, подвергалось инспирированной руководящими идеологическими службами резкой уничтожающей критике. Так было с повестью «В родном городе» (1954), рассказывающей о драматической судьбе фронтовиков, столкнувшихся по возвращении в мирную жизнь с непробиваемым партийно-бюрократическим бездушием.
Так было и с повестью «Кира Георгиевна» (1961), в которой причины конформизма, душевной опустошённости, нравственных недугов интеллигенции автор видит в разлагающей общество нехватке воздуха свободы (книга пролагала путь т.н. «городской» прозе). Официозная критика встречала в штыки не только художественные произведения Некрасова.
Громили и его заметки об искусстве: «Слова «великие» и простые» (Иск-во кино, 1959, № 5), в которых автор выступал против напыщенной героической риторики, котурнов, велеречивой патетики; «О прошлом, настоящем и чуть-чуть о будущем: Заметки об архитектуре» (Лит. газ., 1960, 20 февр.
), посвящённые безвкусной монументальности и убогому однообразию тогдашнего советского градостроительства. Его эстетические взгляды квалифицировались как идейно порочные, а потому подлежащие решительному искоренению.
В 1974 году писатель эмигрировал во Францию, гражданином которой стал в 1983. Во Франции написаны книги: «Записки зеваки», «Взгляд и нечто» (опубл. франц.
изд-ва), «По обе стороны стены», «Из дальних странствий возвратясь…», «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы…», «Маленькая печальная повесть» (опубл. рус. эмигрантские изд-ва).
Вёл регулярные передачи на радиостанции «Свобода».
В 1957 по повести «В окопах Сталинграда» на Ленинградской киностудии был поставлен фильм «Солдаты» (во франц. кинопрокате — «Четверо из Сталинграда»). Был членом французского Пен-клуба, Баварской Академии искусств.Умер 3 сентября 1987 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1614
Некрасов, Виктор Платонович — это… Что такое Некрасов, Виктор Платонович?
Ви́ктор Плато́нович Некра́сов (1911, Киев —1987, Париж) — русский советский писатель, затем диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947).
Биография
Дом в Киеве, Крещатик № 15, где в 1950—1974 годах жил Виктор Некрасов
Родился Виктор Некрасов 4 (17) июня 1911 года в Киеве, в семье врача. Отец — Платон Федосеевич Некрасов, мать — Зинаида Николаевна Некрасова, старший брат Коля Некрасов, юношей был запорот до смерти петлюровцами[1]. В 1936 году Виктор Некрасов окончил архитектурный факультет Киевского строительного института (учился у Иосифа Каракиса с которым долгие годы поддерживал близкие отношения[2]), параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актёром и театральным художником (в Вятке, Владивостоке и Ростове-на-Дону).
В 1941—1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945, в звании капитана был демобилизован. Член ВКП(б) с 1944 года (исключен из КПСС в 1973 г.)
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.
Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков.
За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля (в этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский).
По сценариям Виктора Некрасова поставлены кинофильмы «Город зажигает огни» (1958) и «Неизвестному солдату» (1961).
В 1959 Некрасов пишет повесть «Кира Георгиевна» и выступает в «Литературной газете» с рядом статей о необходимости увековечить память советских людей, расстрелянных фашистами в 1941 г. в Бабьем Яре. Некрасова стали обвинять в организации «массовых сионистских сборищ». И все-таки памятник в Бабьем Яре был установлен, и в этом немалая заслуга писателя.
После того, как в «Новом мире» (1967, № 8) был опубликован очерк В. П. Некрасова «Дом Турбиных», люди потянулись к этому дому. Дом называют не по фамилии тут жившего автора романа «Белая гвардия», Михаила Булгакова, а по фамилии «живших» здесь его героев. Дом стал современной легендой Андреевского спуска.
В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[3].
В 1960-е посетил Италию, США и Францию. Свои впечатления писатель описал в очерках, за которые в разгромной статье Мэлора Стуруа «Турист с тросточкой» был обвинён в «низкопоклонстве перед Западом».
Из-за либеральных высказываний в 1969 году заслужил партийное взыскание, а 21 мая 1973 года на заседании Киевского горкома КПУ исключён из КПСС.
При домашнем обыске у Некрасова 17 января 1974 года в Киеве КГБ были изъяты все рукописи и нелегальная литература.
10 июня 1974 года Виктор Некрасов подал документы на выезд из СССР (для поездки в Швейцарию на три месяца). В сентябре 1974 году получил разрешение на выезд за границу в Лозанну (Швейцария). Вызов в Швейцарию Виктору Некрасову оформил Николай Ульянов (родной дядя).
12 сентября 1974 года Виктор Платонович выехал из Киева в Цюрих. Далее жил в Париже, вначале у Марии Розановой и Андрея Синявского, затем на съёмных квартирах. В середине 70-х был приглашён писателем Владимиром Максимовым на должность зам. гл.
редактора журнала «Континент» (1975-82), сотрудничал вместе с Анатолием Гладилиным в парижском бюро радиостанции «Свобода».
В самом начале восьмидесятых лишен советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». В последние годы жил вместе с женой на площади Кеннеди в Ванве (пригород Парижа), в одном доме со своим пасынком Виктором Кондыревым. Начавшаяся в СССР горбачевская перестройка его очень живо интересовала.
Последним произведением писателя стала «Маленькая печальная повесть».
Виктор Некрасов скончался от рака лёгких в Париже 3 сентября 1987 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Семья
- Отец — Платон Федосеевич Некрасов (1878—1917) — банковский служащий[4].
- Мать — Зинаида Николаевна Некрасова (в девичестве Мотовилова; 24 июня 1879 года — 7 октября 1970 года, Киев) — врач-фтизиатр, дальняя родственница Анны Ахматовой[4]. Ей было посвящено стихотворение Леонида Киселёва «Осенний город»[5]
- Брат — Николай Платонович Некрасов (1902—1918)
- Бабушка — Алина Антоновна Мотовилова (1857—1943)
- Дед — Николай Иванович Мотовилов (1855—1888)
- Тётя — Софья Николаевна Мотовилова (1881—1966)
- Тётя — Вера Николаевна Ульянова (Мотовилова) (1885—1968)
- Дядя — Николай Алексеевич Ульянов (1881—1977)
- Жена — Галина Викторовна Базий (1914—2001)
- Пасынок — Виктор Леонидович Кондырев (род. 1939)
Сочинения
- «В родном городе». Повесть. М., 1954
- «Первое знакомство». М., 1958
- «Кира Георгиевна». М., 1961
- «Вася Конаков». Рассказы. М., 1961
- Избранные произведения. М., 1962
- «По обе стороны океана» М., 1962
- «Вторая ночь». Рассказы. М., 1965
- «Месяц во Франции». М., 1965
- «Путешествия в разных измерениях». М., 1967
- «В жизни в письмах». 1971.
- «Записки зеваки». — «Континент», № 4. 1975
- «Взгляд и нечто». — Там же, № 12-13, 1977
- «По обе стороны стены». — Там же, № 18-19, 1978-79
- «Из дальних странствий возвратясь…» — «Время и мы», № 48-49, 61, 1979-81
- «Сталинград». Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1981
- «Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы». Лондон, «OPI», 1983
- «Маленькая печальная повесть». Лондон, «OPI», 1986
Издания
- «В окопах Сталинграда». Повесть, рассказы. М., «Знамя», М. № 8-10, 1946, «Правда», 1989. То же. М., «Панорама», 2000
- «Маленькая печальная повесть». Проза разных лет. М., 1990 (послесловие Анны Берзер)
- «Написано карандашом». Повести, рассказы, путевые заметки. Киев, 1990
- «По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлиполет.» М., «ХЛ», 1991
- «Записки». Роман. Повесть. Эссе. М., 1991 (предисловие Ефима Эткинда)
- «В самых адских котлах побывал…». Сборник повестей, рассказов, воспоминаний и писем. М., 1991 (предисловие В. Потресова)
Очерки
- «Дом Турбиных», «Новый Мир» No 8, 1967
Выступления на радио
Экранизации
- «Солдаты»
- «Город зажигает огни»
- «Многоточие»
Награды и премии
Образ Некрасова
Литература
- Biographical Dictionary of Dissidents in the Soviet Union, 1956—1975. — Martinus Nijhoff publishers. — Hague/Boston/London, 1982.
- «Free voices in Russian Literature, 1950s — 1980s. A Bio-Bibliographical Guide.» — «Russica» Publishers, Inc. — New York, 1987.— С.298.
- Буковский В. И возвращается ветер.— С. 67.
- Вайль Б. Некрасов Виктор Платонович. БЭС.— С. 329.
- Гладилин А. «Пишу Вам как подписчик „Огонька“» // Огонек, 1989, 8-15 апр.— С.5 [6].
- Дзюба И. Не сдавшийся лжи // Радуга.— Киев.— 1990.— № 2.— С.106-116.
- Документы свидетельствуют… Из фондов ЦХСД (Публ. Л.Пушкаревой) // Вопросы литературы, 1993, № 1.— С. 225—228.
- Журахович С. Несгибаемый // Радуга.— Киев.— 1990.— № 2.— С.100-105.
- Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года.— Лондон: Overseas publication Interchange, 1988.— Москва, 1996 (2-е изд.).— С. 521—523.
- Кипнис Гр. Отменены несправедливые решения // Литературная газета.— 1988.— 9 нояб.— С.7 (постановление СП Украины).
- Конецкий В. Париж без праздника // Нева, 1989, № 1.— С.78-115; № 2.— С.65-88.
- Конецкий В. Последняя встреча // Огонек, 1988, № 35.- С.10-14; 28-31.
- Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева // Знамя, 1990, № 6.— С.66-121; № 7.— С.90-137.
- Литература русского зарубежья возвращается на родину. Вып.1. Часть.1.— М.: Рудомино, 1993.— С. 313—317 (выборочно).
- Петровский Л. П. Перестройка, верни им имена // Родина.— 1990.— № 4.— С.19.
- Плющ Л. На карнавале истории.— Лондон, 1979.— С.76,106,197, 225, 249, 251, 373, 573, 663—666, 670.
- Привалов К. «Это вам говорю из Парижа я» // Литературная газета.— 1988.— 31 авг.— С.5.
- Процесс четыр`х. — 206 (IV-28).
- Розанова М. 1 июня 1975 г. умирал русский писатель Виктор Некрасов // Синтаксис, 1987, № 19.- С.5-7 (с фото) .(// Знамя, 1990, № 5.- С.51). pdf
- Синявский А. («Некрасов…». Некролог). // Синтаксис, 1987, № 19.- С.3-5. (// Знамя, 1990, № 5.- С.49-50. pdf
- «С чистым сердцем приняла политику партии» // Источник, 1996, № 6.— С.141-150.
- Чернов А. Заначка на вечность у Фонтана Роз. Уроки русского в Париже // Новая газета.— 1996.— 23-29 сент.
- Шулепова Э. Русский некрополь под Парижем.- М.: 1993.— С. 96.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10650
Виктор Некрасов — биография, список книг, отзывы читателей
Виктор Платонович Некрасов дата рождения: 17 июня 1911 г. место рождения: Киев, Украина дата смерти: 3 сентября 1987 г. жанры: литература 20 века , рассказы
Родился Виктор Некрасов в 1911 году, 17 июня в семье врача Платона Федосеевича. В 1936 г.
окончил строительный институт в Киеве, где обучался на архитектора. В это же время учился в театральной студии. Затем работал в театрах во многих городах СССР художником — оформителем и декоратором. Принимал участие в выступлениях. Впервые дни ВОВ ушел на фронт.
Участвовал в Сталинградской битве. В 1945 году был ранен и демобилизован. Работал журналистом в газете, а в журнале «Знамя» было напечатано его первое произведение «В окопах Сталинграда». Написанные им книги реалистичны. Они точно передают атмосферу военных будней.
Некоторые из рассказов и повестей подвергались жесткой критике.
Виктор Некрасов много путешествовал. Он побывал в Америке, Италии и Франции. О впечатлениях, полученных во время путешествий, он рассказал в очерках. После издания этих очерков попал в немилость к Никите Хрущеву.
Дома у автора был проведен обыск, а на самого Виктора Платоновича завели дело и неоднократно допрашивали. После этих выпадов писатель уехал во Францию и был лишен гражданства. Виктор Некрасов умер в Париже 3. 09. 1987г.
В окопах Сталинграда •
Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее.
В окопах Сталинграда •
Нельзя на войне без доверия… мало одной храбрости. И знаний мало. Нужна еще и вера. Вера в людей, с которыми ты вместе воюешь. Без этого никак нельзя…
В.
Некрасов В окопах Сталинграда •
Просто как-то это все здесь, на фронте. Был вчера — сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на крышку твоего гроба. А может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом и будешь лежать, уткнувшись лицом в землю, пока война не кончится.
В.
Некрасов В окопах Сталинграда •
Трудно жить, если всё время думать о своих прошлых ошибках и ругать себя за это.
В.
Некрасов В окопах Сталинграда •
Ночной бой. Самый сложный вид боя. Бой одиночек. Боец здесь все. Инициатива, смелость, инстинкт, чутье, находчивость — вот что решает исход.
Здесь нет массового, самозабвенного азарта дневной атаки. Нет чувства локтя. Нет «ура», облегчающего, все закрывающего, возбуждающего «ура». Нет зеленых шинелей. Нет касок и пилоток с маленькими мишенями кокард на лбу.
Нет кругозора. И пути назад нет.
В.
Некрасов • Все цитаты Виктор Некрасов →
«Да, самое страшное на войне — это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное — это бездеятельность, неопределённость, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбёжкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке — цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадёт или не попадёт».
— война — это когда твоя жизнь делится на «до войны», «во время войны» и «после войны». Когда не важно, кем ты был раньше. Важно, кем ты являешься сейчас, в данный момент;- война — это когда единственная ошибка одного человека может стать роковой для десятков и сотен людей;
«И я лежу, уставившись в потолок, и размышляю о высоких материях, о том, что всё в мире относительно, что сейчас для меня идеал — вот эта землянка и котелок с лапшой, лишь бы вода горячая только была, а до войны мне какие-то костюмы были нужны и галстуки в полоску, и в булочной я ругался, если недостаточно поджаренный калач за два семьдесят давали. И неужели же после войны, после всех этих бомбёжек, мы опять… и так далее в том же духе».
Это великая книга. Я рекомендую её прочитать абсолютно всем.
Источник: https://readly.ru/author/16067/