Анализ стихотворения небесный барабанщик есенина

1

Гей вы, рабы, рабы!
Брюхом к земле прилипли вы.
Нынче луну с воды

Лошади выпили.

  • Листьями звезды льются
    В реки на наших полях.
    Да здравствует революция
  • На земле и на небесах!
  • Души бросаем бомбами,
    Сеем пурговый свист.
    Что нам слюна иконная
  • В наши ворота в высь?
  • Нам ли страшны полководцы
    Белого стада горилл?
    Взвихренной конницей рвется
  • К новому берегу мир.
  • 2
  • Если это солнце
    В заговоре с ними,—
    Мы его всей ратью
  • На штыках подымем.
  • Если этот месяц
    Друг их черной силы,—
    Мы его с лазури
  • Камнями в затылок.
  • Разметем все тучи,
    Все дороги взмесим.
    Бубенцом мы землю
  • К радуге привесим.
  • Ты звени, звени нам,
    Мать земля сырая,
    О полях и рощах
  • Голубого края.
  • 3
  • Солдаты, солдаты, солдаты —
    Сверкающий бич над смерчом.
    Кто хочет свободы и братства,
  • Тому умирать нипочем.
  • Смыкайтесь же тесной стеною,
    Кому ненавистен туман,
    Тот солнце корявой рукою
  • Сорвет на златой барабан.
  • Сорвет и пойдет по дорогам
    Лить зов над озерами сил —
    На тени церквей и острогов,
  • На белое стадо горилл.
  • В том зове калмык и татарин
    Почуют свой чаемый град,
    И черное небо хвостами,
  • Хвостами коров вспламенят.
  • 4

Верьте, победа за нами!
Новый берег недалек.
Волны белыми когтями

  1. Золотой скребут песок.
  2. Скоро, скоро вал последний
    Миллионом брызнет лун.
    Сердце — свечка за обедней
  3. Пасхе массы и коммун.
  4. Ратью смуглой, ратью дружной
    Мы идем сплотить весь мир.
    Мы идем, и пылью вьюжной
  5. Тает облако горилл.
  6. Мы идем, а там, за чащей,
    Сквозь белесость и туман
    Наш небесный барабанщик
  7. Лупит в солнце-барабан.

Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина

Обратите внимание на эти стихи

Пускай я порою от спирта вымок, Пусть сердце слабеет

Месяц рогом облако бодает, В голубой купается пыли.

Луна хохотала, как клоун. И в сердце хоть прежнего

Берег снежен, берег крут Беломорский берег крут Где

Отрывок из поэмы При луне хороша одна, При солнце зовет другая.

Осень! Небо тучно, Ветер шумит. Природа скучно Всюду глядит.

Стухнут звезды, стухнет месяц, Стихнет песня соловья

I. ПОЯВЛЕНИЕ ПУГАЧЕВА В ЯИЦКОМ ГОРОДКЕ Пугачев Ох

Источник: https://libstih.ru/sergej-esenin/sergej-esenin-nebesnij-barabanshik-sergej-esenin/

Читать

Сергей Александрович ЕсенинПолное собрание стихотворенийЮношеские стихотворения, не опубликованные при жизни Сергея ЕсенинаПОЭТОн бледен. Мыслит страшный путь.

  • В его душе живут виденья.
  • Ударом жизни вбита грудь,
  • А щеки выпили сомненья.
  1. Клоками сбиты волоса,
  2. Чело высокое в морщинах,
  3. Но ясных грез его краса
  4. Горит в продуманных картинах.
  • Сидит он в тесном чердаке,
  • Огарок свечки режет взоры,
  • А карандаш в его руке
  • Ведет с ним тайно разговоры.
  1. Он пишет песню грустных дум,
  2. Он ловит сердцем тень былого.
  3. И этот шум… душевный шум…
  4. Снесет он завтра за целковый.

НОЧЬ

  • Усталый день склонился к ночи,
  • Затихла шумная волна,
  • Погасло солнце, и над миром
  • Плывет задумчиво луна.
  • Долина тихая внимает
  • Журчанью мирного ручья.
  • И темный лес, склоняся, дремлет
  • Под звуки песен соловья.
  • Внимая песням, с берегами,
  • Ласкаясь, шепчется река.
  • И тихо слышится над нею
  • Веселый шелест тростника.

ЗВЕЗДЫ

  1. Звездочки ясные, звезды высокие!
  2. Что вы храните в себе, что скрываете?
  3. Звезды, таящие мысли глубокие,
  4. Силой какою вы душу пленяете?
  • Частые звездочки, звездочки тесные!
  • Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
  • Чем увлекаете, звезды небесные,
  • Силу великую знания жгучего?
  1. И почему так, когда вы сияете,
  2. Маните в небо, в объятья широкие?
  3. Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
  4. Звезды небесные, звезды далекие!

И. Д. РУДИНСКОМУ

  • Солнца луч золотой
  • Бросил искру свою
  • И своей теплотой
  • Согрел душу мою.
  1. И надежда в груди
  2. Затаилась моей;
  3. Что-то жду впереди
  4. От грядущих я дней.
  • Оживило тепло,
  • Озарил меня свет.
  • Я забыл, что прошло
  • И чего во мне нет.
  1. Загорелася кровь
  2. Жарче дня и огня.
  3. И светло и тепло
  4. На душе у меня.
  • Чувства полны добра,
  • Сердце бьется сильней.
  • Оживил меня луч
  • Теплотою своей.
  1. Я с любовью иду
  2. На указанный путь,
  3. И от мук и тревог
  4. Не волнуется грудь.

ВОСПОМИНАНИЕ

  • За окном, у ворот
  • Вьюга завывает,
  • А на печке старик
  • Юность вспоминает.
  1. «Эх, была-де пора,
  2. Жил, тоски не зная,
  3. Лишь кутил да гулял,
  4. Песни распевая.
  • А теперь что за жизнь?
  • В тоске изнываю
  • И порой о тех днях
  • С грустью вспоминаю.
  1. Погулял на веку,
  2. Говорят, довольно.
  3. Размахнуть старину
  4. Не дают раздолья.
  • Полно, дескать, старик,
  • Не дури ты много,
  • Твой конец не велик,
  • Жизнь твоя у гроба.
  1. Ну и что ж, покорюсь,—
  2. Видно, моя доля.
  3. Придет им тоже час
  4. Старческого горя».
  • За окном, у ворот
  • Вьюга завывает,
  • А на печке старик
  • С грустью засыпает.

МОЯ ЖИЗНЬ

  1. Будто жизнь на страданья моя обречёна;
  2. Горе вместе с тоской заградили мне путь;
  3. Будто с радостью жизнь навсегда разлучёна,
  4. От тоски и от ран истомилася грудь.
  • Будто в жизни мне выпал страданья удел;
  • Незавидная мне в жизни выпала доля.
  • Уж и так в жизни много всего я терпел,
  • Изнывает душа от тоски и от горя.
  1. Даль туманная радость и счастье сулит,
  2. А дойду – только слышатся вздохи да слезы.
  3. Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит
  4. И разрушит волшебные, сладкие грезы.
  • Догадался и понял я жизни обман,
  • Не ропщу на свою незавидную долю.
  • Не страдает душа от тоски и от ран,
  • Не поможет никто ни страданьям, ни горю.

ЧТО ПРОШЛО – НЕ ВЕРНУТЬ

  1. Не вернуть мне ту ночку прохладную,
  2. Не видать мне подруги своей,
  3. Не слыхать мне ту песню отрадную,
  4. Что в саду распевал соловей!
  • Унеслася та ночка весенняя,
  • Ей не скажешь: «Вернись, подожди».
  • Наступила погода осенняя,
  • Бесконечные льются дожди.
  1. Крепким сном спит в могиле подруга,
  2. Схороня в своем сердце любовь.
  3. Не разбудит осенняя вьюга
  4. Крепкий сон, не взволнует и кровь.
  • И замолкла та песнь соловьиная,
  • За моря соловей улетел,
  • Не звучит уже более, сильная,
  • Что он ночкой прохладною пел.
  1. Пролетели и радости милые,
  2. Что испытывал в жизни тогда.
  3. На душе уже чувства остылые.
  4. Что прошло – не вернуть никогда.
Читайте также:  Сочинение экология русского языка

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=114324&p=39

Маленькие поэмы » Марфа Посадница

  • 1
  • Письменище черное из дулейки1 вынула.
  • «Ой ли, внуки Васькины2, правнуки Микулы3!

Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,—
Ой, как выходила Марфа за ворота,Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.
Возгово́рит Марфа голосом серебряно:
Грамотой московскою извольно4 повелено
Выгомонить вольницы бражные загулы!»
Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:

«Что нам Московия — как поставник5 блинный!

Там бояр-те жены хлыстают загозно!»
Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
«Быть так,— кротко молвила, черны брови сдвинула,—

Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым…»

2

Не чернец беседует с Господом в затворе —
Царь московский антихриста вызывает:
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!»
Вынул он бумаги — облака клок,
Дал ему перо — от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Зарычит антихрист зёмным гудом:
«А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»
«А откуль гроза, когда ветер шумит?» —
Задает ему царь хитро́й спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:

«Этот ответ с собой ветер унес…»

3

На соборах  Кремля  колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальных слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали,—

Кто-то воротится  невредим в дом?

Пошли стрельцы, запылили по́ полю:
«Берегись ты теперь, гордый Новоград!»
Пики тенькали, кони топали,—
Никто не пожалел и не обернулся назад.
Возгово́рит  царь жене своей:
«А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов расстелю в овраге».
«Государь ты мой,— шомонит жена,—
Моему ль уму судить суд тебе!..
Тебе власть дана, тебе воля дана,

Ты челом  лишь бьешь одноей  судьбе…»

4

В  зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе:
«Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе

Продал душу свою антихристу…»

  1. 5
  2. Отошлем дикомытя6 с потребою царю:
  3. Тут я, ребята, и покончу.

Источник: https://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=8&sub=12

Небесный барабанщик

                                                      Л.Н.Старку

          1

          Гей вы, рабы, рабы!
          Брюхом к земле прилипли вы.
          Нынче луну с воды

  •           Лошади выпили.
  •           Листьями звезды льются
              В реки на наших полях.
              Да здравствует революция
  •           На земле и на небесах!
  •           Души бросаем бомбами,
              Сеем пурговый свист.
              Что нам слюна иконная
  •           В наши ворота в высь?
  •           Нам ли страшны полководцы
              Белого стада горилл?
              Взвихренной конницей рвется
  •           К новому берегу мир.
  •           2
  •           Если это солнце
              В заговоре с ними, —
              Мы его всей ратью
  •           На штыках подымем.
  •           Если этот месяц
              Друг их черной силы, —
              Мы его с лазури
  •           Камнями в затылок.
  •           Разметем все тучи,
              Все дороги взмесим,
              Бубенцом мы землю
  •           К радуге привесим.
  •           Ты звени, звени нам,
              Мать-земля сырая,
              О полях и рощах
  •           Голубого края.
  •           3
  •           Солдаты, солдаты, солдаты —
              Сверкающий бич над смерчом.
              Кто хочет свободы и братства,
  •           Тому умирать нипочем.
  •           Смыкайтесь же тесной стеною!
              Кому ненавистен туман,
              Тот солнце корявой рукою
  •           Сорвет на златой барабан.
  •           Сорвет и пойдет по дорогам
              Лить зов над озерами сил —
              На тени церквей и острогов,
  •           На белое стадо горилл.
  •           В том зове калмык и татарин
              Почуют свой чаемый град,
              И черное небо хвостами,
  •           Хвостами коров вспламенят.
  •           4

          Верьте, победа за нами!
          Новый берег недалек.
          Волны белыми когтями

  1.           Золотой скребут песок.
  2.           Скоро, скоро вал последний
              Миллионом брызнет лун.
              Сердце — свечка за обедней
  3.           Пасхе массы и коммун.
  4.           Ратью смуглой, ратью дружной
              Мы идем сплотить весь мир.
              Мы идем, и пылью вьюжной
  5.           Тает облако горилл.
  6.           Мы идем, а там, за чащей,
              Сквозь белесость и туман
              Наш небесный барабанщик
  7.           Лупит в солнце-барабан.
  8. —————————————————————————
  9. Примечания
  10. Сборник «Конница бурь», Москва, 1920.

Старк Л.Н.(1885-1937) — поэт и журналист, один из редакторов газеты
«Советская страна» (1919).

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/esenin-sergey/nebesnyy-barabanshchik

Анализ стихотворения Есенина "Небесный барабанщик"

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном.

Читайте также:  Конь с розовой гривой - краткое содержание рассказа астафьева

Поэт искренне полагал — революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности. Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий. Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись для большинства крестьян разорением.

Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса. В 1920 году он написал «Сорокоуст», в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации.

Квинтэссенция стихотворения — четыре строки из третьей части:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда гонится?
Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя «в Советской стороне самым яростным попутчиком». Впрочем, долго восторг не продлился.

В стихотворении 1924 года » Русь советская» Есенин подвел итог первых послереволюционных лет. С грустью он констатировал:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен.

Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей:
…Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания «Небесного барабанщика» неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку — литератору, партийному журналисту, соредактору газеты «Советская страна», в которой печатался Есенин. Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями.

В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос. Лирический герой открыто призывает к борьбе против «белого стада горилл» — интервентов и приверженцев царского режима.

Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: «Верьте, победа за нами!».

По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи:
В том зове калмык и татарин
Почуют свой чаемый град…

В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти. По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина. Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить «петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами».

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием «Небесного барабанщика» Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов — хороший друг Сергея Александровича.

Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему «резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины», не место в партии.

Только после того, как член редколлегии газеты «Правда» Мещеряков назвал «Небесного барабанщика» нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.

Источник: https://goldsoch.com/analizy-stixotvorenij/21836-analiz-stixotvoreniya-esenina-nebesnyj-barabanshhik.html

«Небесный барабанщик» С.Есенин

  • «Небесный барабанщик» Сергей Есенин
  • Гей вы, рабы, рабы!
  • Брюхом к земле прилипли вы.
  • Нынче луну с воды
  • Листьями звёзды льются
  • В реки на наших полях.
  • Да здравствует революция
  • На земле и на небесах!
  • Души бросаем бомбами,
  • Сеем пурговый свист.
  • Что нам слюна иконная
  • В наши ворота в высь?
  • Нам ли страшны полководцы
  • Белого стада горилл?
  • Взвихренной конницей рвётся
  • К новому берегу мир.
  • Если это солнце
  • В заговоре с ними, —
  • Мы его всей ратью
  • На штыках подымем.
  • Если этот месяц
  • Друг их чёрной силы, —
  • Мы его с лазури
  • Камнями в затылок.
  • Разметём все тучи,
  • Все дороги взмесим.
  • Бубенцом мы землю
  • К радуге привесим.
  • Ты звени, звени нам,
  • Мать земля сырая,
  • О полях и рощах
  • Солдаты, солдаты, солдаты —
  • Сверкающий бич над смерчом.
  • Кто хочет свободы и братства,
  • Тому умирать нипочём.
  • Смыкайтесь же тесной стеною,
  • Кому ненавистен туман,
  • Тот солнце корявой рукою
  • Сорвёт на златой барабан.
  • Сорвёт и пойдёт по дорогам
  • Лить зов над озёрами сил —
  • На тени церквей и острогов,
  • На белое стадо горилл.
  • В том зове калмык и татарин
  • Почуют свой чаемый град,
  • И чёрное небо хвостами,
  • Хвостами коров вспламенят.
  • Верьте, победа за нами!
  • Новый берег недалёк.
  • Волны белыми когтями
  • Золотой скребут песок.
  • Скоро, скоро вал последний
  • Миллионом брызнет лун.
  • Сердце — свечка за обедней
  • Пасхе массы и коммун.
  • Ратью смуглой, ратью дружной
  • Мы идём сплотить весь мир.
  • Мы идём, и пылью вьюжной
  • Тает облако горилл.
  • Мы идём, а там, за чащей,
  • Сквозь белесость и туман
  • Наш небесный барабанщик
  • Лупит в солнце-барабан.

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик»

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном.

Поэт искренне полагал – революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности. Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий.

Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись для большинства крестьян разорением. Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса.

В 1920 году он написал «Сорокоуст», в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации. Квинтэссенция стихотворения – четыре строки из третьей части:

  1. Милый, милый, смешной дуралей,
  2. Ну куда он, куда гонится?
  3. Неужель он не знает, что живых коней
  4. Победила стальная конница?
Читайте также:  Волчья стая - краткое содержание рассказа быкова

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя «в Советской стороне самым яростным попутчиком». Впрочем, долго восторг не продлился. В стихотворении 1924 года «Русь советская» Есенин подвел итог первых послереволюционных лет. С грустью он констатировал:

  • Моя поэзия здесь больше не нужна,
  • Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен.
  • Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей:
  • …Отдам всю душу октябрю и маю,
  • Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания «Небесного барабанщика» неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку – литератору, партийному журналисту, соредактору газеты «Советская страна», в которой печатался Есенин.

Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями. В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос.

Лирический герой открыто призывает к борьбе против «белого стада горилл» — интервентов и приверженцев царского режима. Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: «Верьте, победа за нами!».

По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи:

В том зове калмык и татарин

Почуют свой чаемый град…

В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти. По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина. Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить «петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами».

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием «Небесного барабанщика» Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов – хороший друг Сергея Александровича.

Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему «резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины», не место в партии.

Только после того, как член редколлегии газеты «Правда» Мещеряков назвал «Небесного барабанщика» нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.

Источник: https://esenin-s.ru/nebesnyj-barabanshhik-n/

Анализ стихотворения сергея есенина "небесный барабанщик"

Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события по-своему, с крестьянским уклоном.

Поэт искренне полагал – революция принесет освобождение из-под гнета богатеев простым деревенским жителям, приведет их к изобилию, счастью, финансовой состоятельности. Несколько лет пребывал Есенин в плену иллюзий. Затем он осознал, что глобальные изменения в жизни России обернулись для большинства крестьян разорением.

Сергею Александровичу было больно смотреть, как дорогая его сердцу деревня по всем статьям проигрывает городу и наступлению технического прогресса. В 1920 году он написал «Сорокоуст», в котором с горечью рассказал о трагедии индустриализации.

Квинтэссенция стихотворения – четыре строки из третьей части: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

После поездки заграницу с супругой Айседорой Дункан Есенин вновь поменял взгляд на власть большевиков, объявив себя «в Советской стороне самым яростным попутчиком». Впрочем, долго восторг не продлился.

В стихотворении 1924 года «Русь советская» Есенин подвел итог первых послереволюционных лет. С грустью он констатировал: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да, и, пожалуй, сам я здесь не нужен.

Затем следуют строки о принятии большевистской власти и обещание ей: …Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Точная дата написания «Небесного барабанщика» неизвестна. Как правило, литературоведы называют 1918 или 1919 год. Стихотворение посвящено Старку – литератору, партийному журналисту, соредактору газеты «Советская страна», в которой печатался Есенин. Небольшая поэма проникнута бунтарскими настроениями.

В ней чувствуется искреннее волнение автора за дальнейшую судьбу Родины. Этим объясняется и использование гиперболических образов, и ораторски-маршевый ритм, и жизнеутверждающий романтический пафос. Лирический герой открыто призывает к борьбе против «белого стада горилл» — интервентов и приверженцев царского режима.

Он прекрасно понимает, что война потребует максимального напряжения сил и обернется множеством жертв, но при этом убежден в положительном исходе: «Верьте, победа за нами!».

По его мнению, революция принесет свободу всем народам, проживающим на территории бывшей Российской империи: В том зове калмык и татарин Почуют свой чаемый град… В стихотворении констатируется братская солидарность восставших против царской власти. По тексту видно, как сильно изменился стиль Есенина.

Поэт осознавал, что для описания жизни новой страны не подходят старые литературные приемы. В 1920 году в письме к Ширяевцу он советовал бросить «петь стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами».

Согласно воспоминаниям современников, перед созданием «Небесного барабанщика» Есенин несколько раз озвучивал свое желание вступить в ряды коммунистической партии. Поэт даже успел подать заявление, в течение нескольких недель остававшееся без ответа. Рассматривал его Устинов – хороший друг Сергея Александровича.

Он прекрасно понимал, что поэту, обладающему «резкой индивидуальностью, чуждой какой бы то ни было дисциплины», не место в партии.

Только после того, как член редколлегии газеты «Правда» Мещеряков назвал «Небесного барабанщика» нескладной чепухой, неподходящей для публикации, Есенин окончательно расхотел официально становиться коммунистом.

   

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/922/esenin-s-a

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]