Женские образы в романе отцы и дети тургенева 10 класс сочинение

Сатирические образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)

Пояснительная записка

Задачи:

  • создание условий для развития логического мышления учащихся;
  • формирование умения чётко формулировать вопросы и ответы;
  • активизирование деятельности учащихся по реализации творческого потенциала
  • воспитание интереса к предмету

Формат файла — документ Word

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

Ресурс разработан с целью создания условий для активизации мыслительной деятельности учащихся. Тренажер позволит учащимся проводить комплексный анализ текста произведения, экономить время.

Данный ресурс может использоваться при изучении темы (фронтальная и индивидуальная работа с учащимися), на обобщающих уроках, на уроках по развитию речи, при дистанционном обучении.

Электронная версия позволяет самостоятельно работать с учебным материалом, работать в удобном для учащихся режиме.

Сатирические образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Ежели Пушкин имел полное основание сказать

  1. Вам известны основные способы проявления комического в искусстве. Найдите соответствия между понятием и его определением:

  1. Вспомните основные сатирические приемы. Подберите к понятию определение:

  • Ирония
  • предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия
  • Аллегория
  • чрезмерное преувеличение.
  • Пародия
  • неудачное, чисто внешнее подражание кому-либо, чему-либо
  • Карикатура
  • сатирическое или комическое изображение; неудачное подражание, смешное искажённое подобие чего-либо, кого-либо.
  • Каких героев романа автор изображает, используя сатирические приемы и каких героев критик Писарев ДИ называет «безмозглым прогрессистом» и «по-русски эмансипированной женщиной»?_________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Кому из героев принадлежит следующее описание: «тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно…»?_______________ _________________________
  • Как называется такое описание?__________________________________

Какое описание выбирает автор? (Психологическое, парадное, сатирическое, описание-впечатление, описание-очерк, описание-зарисовка и т.д.) Почему его описание автор доверяет Аркадию?_____________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Ч

Victor –(лат.) – «Да здравствует победитель!»

то Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров знают об этом герое до нашего знакомства с ним?_________________________________________________________ ______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________

Как раскрывается характер этого героя при первом его появлении в романе? Ответить на вопрос поможет следующая работа. Выпиши из текста (гл.12) характеристику героя по плану:

Поведение

  1. Жестикуляция
  2. Мимика
  3. Манера говорить

Что герой говорит сам о себе? Как это его характеризует? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите, используя речевые особенности этого героя, что его слово расходится с делом, что он фальшивый человек.______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что говорят о нем другие персонажи (гл.12,13, 19)(Аркадий, Кукшина, Базаров)?

_

Сибарит -1. житель древнегреч. колонии Сибарис, 2. бездельник, проводящий жизнь в роскоши и праздности.

____________________________________________________________

  • _____________________________________________________________
  • _____________________________________________________________
  • _____________________________________________________________
  • Согласны ли вы с мнением критиков, считающих литературным прототипом этого героя Репетилова из комедии Грибоедова АС «Горе от ума»? _______________________________

Как вы думаете, кого мог так изобразить художник? Ответ аргументируйте. (гл.13)

  1. ________________________________________________
  2. ________________________________________________
  3. ________________________________________________
  4. ________________________________________________

Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение

Кого один из героев называет «замечательной натурой, emancipee в истинном смысле слова, передовой женщиной»?________________________________ _____________________________________________________________________________

Как вы понимаете значение слова «emancipee»? Подберите синонимы.

  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ч
  • Вам в помощь: беспорядок, развязность, вульгарность, пошлость, глупость, несамостоятельность, бессмысленность, чувство собственного достоинства

его не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему она для поддержания внимания и уважения к себе не делает ровным счетом ничего? Как это ее характеризует?______________________________________________

  1. ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________

Перечитайте описание героини (гл.13) Какое чувство она у вас вызывает? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как «великий охотник до женщин», понимающий в женской красоте, Базаров, относится к ней?___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какие приемы использует автор при создании образа героини (растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, небрежно натягивает шубку на пожелтелом горностаевом меху, свернула папироску побуревшими от табаку пальцами, явилась на бал в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах)?
  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Надеюсь, что вы узнали этих героев романа. Что произошло с героями после смерти Базарова?

Какую роль играют эти персонажи в повести?

  • Противопоставляются главному герою, чтобы выделить его положительные черты
  • Помогают приблизиться к идейному замыслу произведения
  • Помогают раскрыть истинную сущность нигилизма

Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение

Источник: https://infourok.ru/satiricheskie-obrazi-v-romane-i-s-turgeneva-otci-i-deti-klass-3475581.html

Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»

«Идеальный мужчина должен говорить с женщинами как с богинями, а обращаться с ними — как с детьми»

(О. Уайльд)

«Отцы и дети» — это произведение, которое является самым пронзительным и самым интересным романом Тургенева. Дело в том, что этот роман отличается множеством интереснейших персонажей и разнообразием острых вопросов, которые встают перед героями.

Считается, что это произведение повествует о проблемах во взглядах поколений: отцов и детей.

Не опровергая это утверждение,  автор сочинения заявляет, что это произведение Ивана Тургенева, в первую очередь, о жизни и воле, о любви и невинности человеческой души, которую уже многие годы никто из нас не ощущал на себе, и никто не помнит о такой философской категории.

Самыми выдающимися фигурами и персонажами романа «Отцы и дети» являются женские образы: Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти женщины не похожи, но в то же время их объединяет одно: эпоха и ощущение внутренней безысходности, также попытка поменять в корне свою жизнь. Даже в том случае, если их стремление не явное, оно таится в глубине подсознания.

Наверное, читатель знает, как Тургенев относится к женщинам. Если читатель уже ознакомился с его иными произведениями, то очевиден, что Тургенев почти боготворит женщину.

Он наделяет ее мужеством и кротостью, пытливым умом и невинностью. Самую значительную роль в романе «Отцы и дети» сыграла Одинцова. Именно благодаря ей, привычный уклад Базарова, циника и нигилиста, был преобразован.

Именно внутренний конфликт Базарова начинается с момента встречи с Одинцовой.

Разумеется, что своей неординарностью Базаров, привлек Одинцову. Ее натура яркая и пламенная поневоле восхитилась образом мыслей Базарова, хотя она старалась ни признаваться себе в этом. Взаимная симпатия двух людей основана на их взаимопроникновении друг к другу. Но она и отталкивала их друг от друга.

Базарова, безусловно, трудно любить. Даже сцена его признания Одинцовой отличается именно тем, что Анна, по-прежнему, осталась величественной и почти невозмутимой. Ее женское начало велело ей молчать, быть спокойной или соблюдать внешние приличия.

Но, оказывается, Одинцова сама была не способна на пылкость, она не могла идти на поводу своих инстинктов. Ей нужна была свобода, но в спокойном и отрешенном понимании этого смысла. А Базаров, в свою очередь, пугает своей любовью. Ведь он одновременно и ненавидит. Они расстаются, не познав истинного накала страсти! Но.

Именно Одинцова оказалась тем человеком, которого он хотел увидеть перед смертью.

Образ Кукшиной несколько иной. Она глубоко несчастна, хотя и придерживается передовых взглядов. Ее несчастье, прежде всего, основано на трагизме и одиночестве женщины. Ее бросил муж, но она за маской борьбы скрывает свое одиночество и недовольство жизнью. Наигранное поведение и развязные манеры – все это характеризует несчастную Кукшину.

Фенечка по Тургеневу является настоящей русской женщины. В ней нет той толики неискренности, что присутствует в Одинцове, и той фальши, что есть в Кукшиной. Но она отвергает любовь Базарова. Она прекрасно понимает, что Базаров ее не любит. Это обижает Фенечку, потому что слова Евгения лживы. Кроме того, оскорблены нравственность Фенечки и духовная чистота.

Нельзя сказать о том, что эти три женщины сыграли роковую роль в жизни Евгения Базарова. Исключая, наверное, Одинцову. Евгений сам, своими руками исковеркал свою молодую жизнь. Будучи умным человеком, довольно порядочным в условиях дворянского беззакония, он погиб. Но не как мученик, а как-то глупо. Глупо до безысходности.

«Отцы и дети» — это произведение, которое является самым пронзительным и самым интересным романом Тургенева. Дело в том, что этот роман отличается множеством интереснейших персонажей и разнообразием острых вопросов, которые встают перед героями.

Считается, что это произведение повествует о проблемах во взглядах поколений: отцов и детей.

Не опровергая это утверждение, автор сочинения заявляет, что это произведение Ивана Тургенева, в первую очередь, о жизни и воле, о любви и невинности человеческой души, которую уже многие годы никто из нас не ощущал на себе, и никто не помнит о такой философской категории.

Самыми выдающимися фигурами и персонажами романа «Отцы и дети» являются женские образы: Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти женщины не похожи, но в то же время их объединяет одно: эпоха и ощущение внутренней безысходности, также попытка поменять в корне свою жизнь. Даже в том случае, если их стремление не явное, оно таится в глубине подсознания.

Наверное, читатель знает, как Тургенев относится к женщинам. Если читатель уже ознакомился с его иными произведениями, то очевиден, что Тургенев почти боготворит женщину.

Он наделяет ее мужеством и кротостью, пытливым умом и невинностью. Самую значительную роль в романе «Отцы и дети» сыграла Одинцова. Именно благодаря ей, привычный уклад Базарова, циника и нигилиста, был преобразован.

Именно внутренний конфликт Базарова начинается с момента встречи с Одинцовой.

Читайте также:  Анализ стихотворения бродского не выходи из комнаты, не совершай ошибку

Разумеется, что своей неординарностью Базаров, привлек Одинцову. Ее натура яркая и пламенная поневоле восхитилась образом мыслей Базарова, хотя она старалась ни признаваться себе в этом. Взаимная симпатия двух людей основана на их взаимопроникновении друг к другу. Но она и отталкивала их друг от друга.

Базарова, безусловно, трудно любить. Даже сцена его признания Одинцовой отличается именно тем, что Анна, по-прежнему, осталась величественной и почти невозмутимой. Ее женское начало велело ей молчать, быть спокойной или соблюдать внешние приличия.

Но, оказывается, Одинцова сама была не способна на пылкость, она не могла идти на поводу своих инстинктов. Ей нужна была свобода, но в спокойном и отрешенном понимании этого смысла. А Базаров, в свою очередь, пугает своей любовью. Ведь он одновременно и ненавидит. Они расстаются, не познав истинного накала страсти! Но.

Именно Одинцова оказалась тем человеком, которого он хотел увидеть перед смертью.

Образ Кукшиной несколько иной. Она глубоко несчастна, хотя и придерживается передовых взглядов. Ее несчастье, прежде всего, основано на трагизме и одиночестве женщины. Ее бросил муж, но она за маской борьбы скрывает свое одиночество и недовольство жизнью. Наигранное поведение и развязные манеры – все это характеризует несчастную Кукшину.

Фенечка по Тургеневу является настоящей русской женщины. В ней нет той толики неискренности, что присутствует в Одинцове, и той фальши, что есть в Кукшиной. Но она отвергает любовь Базарова. Она прекрасно понимает, что Базаров ее не любит. Это обижает Фенечку, потому что слова Евгения лживы. Кроме того, оскорблены нравственность Фенечки и духовная чистота.

Нельзя сказать о том, что эти три женщины сыграли роковую роль в жизни Евгения Базарова. Исключая, наверное, Одинцову. Евгений сам, своими руками исковеркал свою молодую жизнь. Будучи умным человеком, довольно порядочным в условиях дворянского беззакония, он погиб. Но не как мученик, а как-то глупо. Глупо до безысходности.

Источник: https://online-urok.ru/zhenskie-obrazyi-v-romane-turgeneva-ottsyi-i-deti/

Сочинение: Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы.

“Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.

Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.

Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.

В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке.

Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.

Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”

Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал.

Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”.

Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.

Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.

Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.

Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам.

Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”.

В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами.

И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “… что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.

На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”.

Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце.

Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.

Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами.

Читайте также:  Жизнь и творчество джейн остин

От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей.

Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.

Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”.

Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.

Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает — ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.

Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.

У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.

Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма.

Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.

Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.

“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин.

Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека.

Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.

Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/132843/

Отношение к женщинам героев романа «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – одно из самых известных произведений русской классической литературы 19 века.

Писатель написал роман, в тексте которого поднимаются важнейшие и навсегда актуальные для человечества проблемы.

Среди них, такие как дружба, взаимоотношениями между старшим и младшим поколением, борьба старых и новых взглядов, и, конечно же, такое грандиозное произведение не могло бы обойтись без темы любви.

Любовь, описанная Тургеневым, проходит через весь сюжет романа и через жизнь каждого из его персонажей. Так, читателям раскрываются любовные линии Базарова, младшего Кирсанова и старших братьев Кирсановых. У каждого из мужчин-героев романа была своя любовная история. У каждого из них была своя женщина. Следует разобраться, каково было отношение мужчин к каждой из них.

Самой трагичной в романе выступает любовная история Павла Петровича Кирсанова. В настоящем это уже пожилой аристократ с трудным характером. Однако в молодости своей он был страстно влюблен в одну женщину. Любовь наполнила его сердце, не оставив в нем свободного места.

Но, к сожалению, Павел Петрович был предан своей возлюбленной, после чего навсегда закрыл свою душу. Герою так и не удалось построить счастливую семейную жизнь: он обрек себя на одиночество. Вероятнее всего, Кирсанов все еще с тоской и болью вспоминает о любимой женщине и днях, проведенных с нею.

Любовь Павла Петровича оставила в его душе большой шрам. Автор пишет о герое и его трагедии следующим образом:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

«…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…»

Николай Петрович Кирсанов – примерный семьянин и мужчина, умеющий глубоко и преданно любить. Про брак Кирсанова с его любимой женщиной автор пишет следующее:

«…Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…»

Он любил свою жену и продолжал любить даже после ее смерти. Но в душе героя начало расти новое светлое чувство – любовь к Фенечке. Несмотря на то, что порывы Николая Петровича были чисты и искренни, он испытывал некоторое стыдливое чувство перед семейством за свою любовь.

В молодой девушке мужчина привлекали, прежде всего, ее красота и свежесть. Сам же Кирсанов относился к возлюбленной нежно и тепло, без фанатической страсти, спокойно и уверенно создавая с ней общий союз.

Конечно, Фенечка в его глазах выглядит неопытной, несколько глупой девушкой, но вполне возможно, что именно с такой Кирсанову легче всего ужиться и стать счастливым.

Что-то похожее прослеживается и в любовной линии Аркадия Кирсанова. Поначалу молодой человек чуть было не увлекся Одинцовой, однако вовремя осознал, что эта девушка совсем ему не подходит. И тогда герой начал испытывать влюбленность к Катерине, с которой поддерживал тесную дружественную связь.

Отношения Кати и Аркадия сложились наилучшим образом: их любовь переросла из состояния дружбы, и они смогли построить светлые и спокойные гармоничные взаимоотношения. Именно вместе с этой девушкой Аркадий раскрывается как личность духовная, нежная, романтичная. Герой вновь обретает себя самого.

«…Ты придаешь еще значение браку…»

– говорил об Аркадии Евгений Базаров. И действительно, немалую роль в жизни Аркадия играют любовь и брак.

Совсем иначе показана история любви Базарова и Одинцовой. Читатель знакомится с личностью Базарова и открывает для себя то, что этот герой практически не способен на серьезную и зрелую любовь. Базаров считается нигилистом, а потому всячески отрицает любое проявление любви:

«любовь… называл белибердой, непростительной дурью…»

О женщинах же Базаров отзывался тоже весьма не лестно:

«лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Именно поэтому, когда в нем начинают зреть чувства к Одинцовой, герой чуть не сходит с ума. Он ее сторонится, пытается сам себе доказать, что эта девушка обыкновенная, как и все прочие, ведет себя с ней неестественно.

Кроме того, он пытается убедить себя и в том, что никакой любви на самом деле нет, а желание видеть девушку сводится к простому физическому желанию страсти и любви. Однако любовные чувства Базарова продолжают зреть в нем и полностью захватывают его разум и сердце.

Читайте также:  Восстание декабристов кратко причины, ход, итоги

Но, несмотря на это, отношения между Одинцовой и Базаровым не сложились. Девушка понимала, что с таким человеком вряд ли будет счастлива, к тому же ей не хотелось менять свой привычный уклад жизни ради союза с Евгением Базаровым. Сам же Евгений не сумел пройти испытание любовью.

Он не тот человек, с кем брачный или любовный союз принесет истинное счастье и радость.

Таким образом, мы видим, что в романе Тургенева показаны различные любовные взаимоотношения. Здесь есть место и для страсти, риска, и для гармоничных спокойных взаимоотношений, и для трагичного любовного финала. Каждый из героев проживает свою уникальную жизнь, судьба каждого из них различна, потому как различны и их отношение к любви и женщинам.

Если Павел Петрович Кирсанов любил всего лишь раз, а после предательства закрыл свою душу от других женщин, то Николай Петрович смог влюбится заново, после смерти своей жены. И более того, смог построить счастливый союз.

Аркадий Кирсанов раскрылся благодаря своей любви и отношениям с Катей, а Базаров, напротив, чуть не сошел с ума от нового, неизведанного ему чувства и так и не смог построить любовные отношения.

Источник: https://sochinyalka.ru/2019/05/otnoshenie-k-zhenshhinam-geroev-romana-ottsy-i-deti.html

Сочинение на тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»

Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Женские образы

Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих образах автор рисовал некий идеал, обладающий не только внешней, но и внутренней красотой.

Особенно интересна галерея образов в романе «Отцы и дети». В нём автор показал несколько противоположных персонажей.

Например, простая крестьянская девушка Фенечка и эмансипированная городская особа Евдоксия, или великосветская дама Одинцова, неспособная на любовь и её сестра Катерина – натура естественная и простая.

Из всех героинь особенно красочно и с любовью описана Фенечка. Она ассоциируется с чем-то белым, мягким и воздушным, ведь в ней столько естественности и теплоты. Фенечка простая крестьянская девушка, живущая у Николая Петровича и родившая ему сына Митю.

Она появляется в романе не сразу, так как стесняется своего двойственного положения. Несмотря на то, что Николай Петрович приютил её у себя и признал ребенка, он ведет себя так, что Фенечка чувствует себя немного скованно и справляется с этим положением лишь благодаря своей природной естественности.

Когда она все же появилась перед гостями, она вела себя стеснено, но при этом чувствовалось, что она имела право прийти. Отношение автора в этой героине более чем положительное.

Он не только сочувствует ей как сироте, но и любуется ею, говоря, что нет на свете ничего пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках. Хорошо относится к Фенечке даже Базаров. Несмотря на свою угрюмость, с ней он всегда рад общаться.

Полной противоположностью Фенечке показана городская дама, особа эмансипированная Авдотья Никитишна Кукшина. Она также называет себя Евдоксией. Этот персонаж в романе скорее карикатурный, но вовсе не случайный. По всей видимости в середине XIX века появлялось все больше эмансипированных женщин, которые не вызывали у автора симпатию.

Эту неприязнь он показал через описание Кукшиной. Мало того, что она была непривлекательная внешне, её также отличали неопрятность, скудоумие и развязность. Увидев её, Базаров лишь поморщился, а услышав околесицу, которую она несла, сделал вывод, что она соответствует её внешности. Однако был одна польза от общения с ней.

Именно от Кукшиной Базаров впервые услышал про Одинцову, которой впоследствии сильно увлекся.

Анна Сергеевна Одинцова появляется в романе на балу у губернатора. Будучи фигурой неординарной и отличной от других женщин, она произвела неизгладимое впечатление на Базарова и Аркадия Кирсанова.

Каждый штрих в портрете этой женщины указывал на то, что она была дамой из высшего общества с соответствующими манерами: едва заметная улыбка, спокойный взгляд, достойная осанка. Когда молодые люди по её приглашению приехали погостить, они увидели, как размеренна и однообразна её жизнь. Одинцова рано овдовела, унаследовав богатое наследство супруга.

Несмотря на то, что она могла позволить себе многое, она предпочитала не нарушать своего безмятежного существования. В её жизни не было мест сильным чувствам, тем более любви.

В противовес ей, её младшая сестра Катя предстает девушкой простой и лишенной высокомерности. Если сначала складывается ощущение, что она находится в тени сестры и полностью под её влиянием, позже это мнение рассеивается.

У Катерины есть внутренняя сила характера и индивидуальность. Возможно, именно это привлекает в ней молодого Кирсанова.

Поддавшись вначале чарам Анны Сергеевны, впоследствии он выбирает Катю, так как она более близка к природе, естественная и способна любить.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
  • Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/zhenskie_obrazy_otzy

Женские образы в романе «Отцы и дети» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.

Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения.

Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему.

Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.

Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает.

Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что‑то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной.

Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии.

Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.

Образ Кукшиной совершенно иной. Эта «нигилистка» глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией.

Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной.

Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.

Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова.

Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота.

Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота.

Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.

Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ «тургеневской девушки». В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

Источник: https://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-otcy-i-deti-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию