Образ красного татарина в рассказе кавказский пленник

Презентация на тему: Сравнительная характеристика героев рассказа –были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» — Жилина и Костылина Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Сравнительная характеристика героев рассказа –были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» — Жилина и Костылина Волкова Елизавета Ураловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Долгодеревенская СОШ» Сосновского района Челябинской области

№ слайда 2
№ слайда 3

Описание слайда:

Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль.Почему? БЫЛЬ — то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии Большой толковый словарь

№ слайда 4

Описание слайда:

Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении»

№ слайда 5

Описание слайда:

Где происходят описываемые автором события?

№ слайда 6

Описание слайда:

Узнайте героя по описанию Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников.

№ слайда 7

Описание слайда:

Какому герою принадлежат слова?- Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить.

№ слайда 8

Описание слайда:

Чей это портрет?…С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.Кази — Мугамед

№ слайда 9

Описание слайда:

Кто из героев рассказа…….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?АБДУЛА

№ слайда 10

Описание слайда:

Кто из окружающих так относился к Жилину?…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает.Красный татарин

№ слайда 11

Описание слайда:

Кто из героев рассказа …по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит?Костылин

№ слайда 12

Описание слайда:

Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин — может называться кавказским пленником?Задачи для решения проблемыСоставить алгоритм сравнительной характеристики главных героев: Жилина и КостылинаВыявить авторскую позицию в произведении

№ слайда 13

Описание слайда:

Пленение Жилина и КостылинаСловесное рисование

№ слайда 14

Описание слайда:

Алгоритм сравнительной характеристики героев1. Портрет.2. Поведение героев.3. Речь. Монолог.4. Отношение к окружающим.5. Взаимоотношения героев.6. Отношение к природе.7. Отношение автора к герою.Авторская позиция.

№ слайда 15

Описание слайда:

Интернет-источники:1. Заставка — /magnetida.ru/magneto/topic.php?type=show&code=6184 2.Обложка книги — https://www.rus-kniga.biz/categ42104_50.html3.Обложка книги — www.zone-x.ru/showtov.asp%3FCat_…3D506203 3.Горы Кавказ а- https://www.mywebs.su/tag/Кавказ/ 5.Старик – горец — s007.radikal.ru/i302/ 1101/4d/623520f7ee25.jpg 6. Дина -https://ladylara.ru/ 7. Кази-Мугамед -https://region.rc-mir.com/printMessage119909282.html8.Абдула — https://www.aif.ru/society/article/29129 10. портрет Л.Н.Толстого -https://www.raznoslov.ru/panteon/pisateli/tolstoy/11.Портрет Толстого . И.Е.Репин — — img0.liveinternet.ru/ images/attach/c/0/41/47/…12.Костылин — videotvru.com

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/sravnitelnaja-kharakteristika-geroev-rasskaza-byli-lntolstogo-kavkazskijj-plennik-zhilina-i-kostylina.html

Характеристика и образ дины в рассказе кавказский пленник толстого сочинение. Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник

/ / / Образ Дины в рассказе Толстого «Кавказский пленник»

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» удивляет яркостью образов и красотой пейзажей. Он был много раз переиздан, что говорит о популярности произведения. — это поучительный и увлекательный рассказ об отваге и верности.

Дина – не главный, но очень важный персонаж. Она словно женский вариант главного героя Жилина. Девочка такая же добрая, преданная, любящая помогать другим людям.

Дина является дочерью татарина, который держал в плену русских офицеров – Жилина и . Ей 13 лет, она еще юна и пуглива. Из одежды на ней была синяя длинная рубаха, отороченная красным по краям, штаны и башмаки.

Внимание привлекали ее длинные темные волосы, заплетенные в косу. А в косе — лента с серебряным рублем. Ее глаза блестящие, как звезды, а ночью они светятся, как у кошки.

Девочка была очень похожа на отца Абдул-Мурата, — такая же красивая.

Дина и – люди из разных «миров». Он – русский офицер, она – дочь татарина. Их народы воюют, однако даже это не помешало двум родственным душам сблизиться. Правда, произошло это не сразу.

Первая их встреча состоялась, когда Дина принесла Жилину воды. Он был для нее диковинным чужаком, и поэтому она отпрянула от него в испуге. Да так что даже ее отец улыбнулся.

Жилин умел делать разные поделки. Как-то слепил он из глины красивую куклу, нарядил ее татарскую одежду, и оставил на крыше. Дина увидела игрушку и, улучив подходящий момент, забрала ее себе. Девочка очень радовалась кукле, ведь раньше ей не доводилось с ними играть.

К сожалению, куклу разбили — и Дина очень огорчилась. Тогда главный герой решил сделать для нее еще одну куклу. Девочка была рада и в знак благодарности стала носить Жилину тайком еду. Дина по-детски щедро отплачивала Жилину за его доброту.

Однажды она даже смогла пронести ему кусочек баранины.

Когда Жилин задумался о побеге, то попросил Дину помочь ему. Девочка поначалу испугалась, но ночью пробралась к пленным и сбросила длинную палку, по которой можно было выбраться наверх.

Дина понимала, что, дав Жилину сбежать, она его больше не увидит. А значит, некому будет больше делать для нее милые игрушки. Но она смогла побороть свой детский эгоизм и совершила добрый поступок.

Расставаясь с другом, Дина плачет, но даже тогда проявляет заботу, приготовив ему немного еды в дорогу.

Дина не просто добрая, но и смелая девочка. Помогая пленным, она рисковала навлечь на себя гнев отца. Но уже в своем юном возрасте она смогла сделать моральный выбор. Дина не могла допустить, чтобы ее другу причинили вред.

Женский образ Дины в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» удивительно светлый и очень привлекательный.

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника».

Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять.

Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому — вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить.

В пути он встречается с другим офицером — Костылиным — и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села.

Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала.

Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата.

Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать.

Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму.

Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Читайте также:  Краткое содержание критики чистого разума канта

Главные герои

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин — герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Костылин — состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать.

Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости.

В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого — отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин — толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег — это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу.

Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует — он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю.

В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Иван Жилин является одним из ключевых персонажей произведения Льва Николаевича Толстого « ». Образ Жилина – это образ смелого и отважного русского офицера. Родом он из небогатой семьи. Иван не привык просить о помощи, он всегда добивается поставленных целей самостоятельно. Офицер уважает себя и окружающих. Он не привык сидеть без дела. Мужчина постоянно в трудах.

Образ Жилина в рассказе

Оказавшись в плену у горцев, офицер не пал духом. Он продолжает работать, вынашивая план побега. Благодаря своей искренности, и непокорному характеру, Жилин завоевывает уважение со стороны пленивших его кавказцев. Иван занимается изготовлением игрушек, ремонтом часов, ожидая нужного момента для побега.

У Жилина доброе сердце, он быстро с дочкой своего хозяина, Диной. Девочка прониклась всей душой к русскому военнопленному, мастерившим для нее забавные куклы. Дина тайком приносила Ивану еду, а потом и вовсе, помогла сбежать.

Отличительной чертой характера Жилина является строптивость, и в то же время справедливость ко всем окружающим. Выносливость и крутой нрав Ивана, представляет собой образ настоящего русского офицера. Честь и достоинство которого, в наше время присущи, увы, не каждому.

  • литературы гимназии № 000
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;
  • Решить вопрос о роли Дины в произведении.
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.
  • ХОД УРОКА:

1.
Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

2.
Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

портрет

поступки

2). Теперь давайте обратимся к тексту.
Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали»
до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

  1. /Дина показана глазами Жилина/
  2. О чем рассказывает ее одежда?
  3. Как характеризуют ее движения?
  4. Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
  5. Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был»
до слов «бросит и убежит»
.

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/


Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем — Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять.

Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе.

Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

  • О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?
  • Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.
  • 4). А теперь давайте обратимся к 6 главе
  • / побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/


Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

  1. / «Вдруг
    прямо ему на коленки…»/
  2. О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?
  3. /она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/
  4. Почему она убежит, но потом вернется?
  5. /узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/
Читайте также:  Доклад на тему животные тундры (4 класс окружающий мир сообщение)

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

  • Что нового узнаем о Дине?
  • /Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./
  • «глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»
  • «отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Источник: https://mode-house.ru/harakteristika-i-obraz-diny-v-rasskaze-kavkazskii-plennik-tolstogo/

Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой. Их образы и описание

­Главная>Характеристики героев

Характеристики главных героев

­ Жилин

Главный герой рассказа, русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи. Он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Подробнее>>>

­ Костылин

Один из героев рассказа, русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и Жилин он отправился в отпуск, а во время Кавказской войны дороги были не безопасны. Подробнее>>>

­ Дина

Дочь татарина из аула, помощница пленного Жилина. Это девчушка лет тринадцати, тоненькая, худенькая с блестящими и «дикими» глазами. Она бегала «как козочка», исправно выполняя просьбы отца. Подробнее>>>

Татарин с красной бородой

Кази-Мугамед, один из татар, тот, кто взял Жилина в плен, но потом за долг отдал его Абдул-Мурату. Отец девочки Дины.

Черноватый татарин

Абдул-Мурат, один из татар, тот, кто купил Жилина у красного татарина за 200 рублей и взял в плен Костылина. Планировал получить за обоих пленников выкуп, но сумел получить только Костылина.

Старик

Старый татарин, который жил на горе. Русские убили у него 7 сыновей, поэтому он сильно не любил Жилина и однажды даже стрелял в него, но промахнулся. После их побега требовал пленников убить.

Работник

Ногаец, работает у татар, выполняет различные их поручения. Заковал Жилина в колодки.

  • ­
  • см. также:Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой
  • Сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой
  • Краткая биография Льва Толстого
  • Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: https://www.sdamna5.ru/kavkazsky_plennik_harakteristiki

Урок 26. л. н. толстой. «кавказский пленник». жилин и костылин — Литература — 5 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

В пропуски впишите фамилии героев рассказа.

Припустил под кручь во все лошадиные ноги, кричит :

— Вынимай ружье! – а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнешься – пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А , заместо того чтобы подождать, только увидал татар, – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. видит – дело плохо. «Ну, – думает , – знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

В рассказе дан портрет Дины. Художественные средства помогают передать авторское отношение. Какой троп в данных фразах использовал автор?

  • «…Глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл. 2)
  • «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл. 6)
  • « Как она прыгнет прочь, как коза дикая» (гл. 2)
  • «…Побежала на гору, как козочка прыгает» (гл. 6)
  • «…Присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл. 6)
  • «…Да ручонки тонкие, как прутики» (гл. 6)

Соотнесите понятия и определения из списка

Подчеркните верное.

Ответьте на вопрос: из-за какого события герой решил покинуть место службы и съездить домой?

  1. Получение письма от матери-старушки
  2. Ранение в бою
  3. Дуэль с однополчанином

Распределите глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина (эти глаголы – антитеза действий героев, они помогают понять характер героев).

Рассмотрите картинки. Выберите правильные определения и добавьте их в качестве подписи к картинкам.

Выделите цветом тезис, если вы считаете его верным.

  1. События происходили осенью.
  2. Жилин был невелик ростом, да удал.
  3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.
  4. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать.
  5. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.
  6. Костылин во время первого побега показал себя слабым человеком.
  7. Во второй раз Жилин бежал один.
  8. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.
  9. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.

Выберите фразы, соответствующие персонажу рассказа.

Зачеркните неверное утверждение.

Офицеры оказались одни, потому что

  • других всех убили
  • обоз шёл медленно, они не хотели ждать
  • торопились на свадьбу
  • лошади были ранены

Впишите фамилии героев в строку, соответствующую их характеристике.

Фамилия персонажа Характеристика персонажа №1 Характеристика персонажа №2 Характеристика персонажа №3
«…Невелик ростом, а удал был». Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Ходит по аулу, выпытывает информацию, рукодельничает.
«…Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Нарушил уговор не разъезжаться; ведёт себя как трус и предатель. Скучает, спит, считает дни, ждёт ответа на письмо.

Назовите автора, имеющего произведения с таким же названием, как у Толстого.

Н. А. Некрасов В. А. Жуковский А.С. Пушкин М. Ю. Лермонтов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/train/

"Антитеза в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Тема «Антитеза в повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели урока:

Образовательная: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

  • Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас.
  • Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.
  • Коррекционная: соблюдение норм зрительной нагрузки, развитие зрительного восприятия
  •                                               Сам погибай, а товарища выручай.
  •                                                                             Пословицы.
  •                                               Ход урока
Читайте также:  Сид - краткое содержание пьесы корнель

      2) Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

     3). Устная работа по вопросам.

— Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

— укажите идею этого произведения

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

  1. Анализ рассказа
  2. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
  3. -Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
  4. Главные герои- Жилин и Костылин.
  5. Татары и русские (Жилин и татары)
  6. Дина и другие жители аула.
  7. Война и мирная жизнь.

4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. — Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

                              План:

      1.Военное звание.

  •       2.Внешняя характеристика:
  •       3.Плен:
  •            а) место жительства в плену;
  •            б) питание пленных;
  •            в) занятия;
  •         г) подготовка к побегу;

       4.Первый побег.

       5. Второй побег.

  1.    — Что общее у героев и что их различает?
  2.   —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?        
  3. ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?    

Одинаково трудно, но

  • Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.  
  • Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
  • — найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  
  •                   Жилин                                 Костылин
  • ходит по аулу                                           спит
  • всматривается                                          скучает
  • выпытывает информацию                       считает дни
  • рукодельничает                                 ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитезадействий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

  1. — Как завоевывает Жилин симпатию горцев?    
  2. (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
  3.             — Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;
  4.             — однажды выступил в качестве врача. ( Подтвердите цитатами)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?  

  • ( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг
  •  — Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    
  • — Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
  • —  А Костылин?
  • (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
  • — Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

5) Работа в группах. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

  1. — Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
  2. Что обозначает:
  3. Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
  4. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
  5. Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
  6. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
  7. Выписать черты характера Жилина и Костылина.
Жилин Костылин
добрый (думает о матери, жалеет ее) слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери
надеется на себя, обдумывает побег способен на предательство
деятельный человек раскис, упал духом
сумел прижиться в ауле не принимает других людей
работящий, не может сидеть без дела, мастер
всем помогает, даже своим врагам – татарам
ему интересны другие люди, любит детей великодушный

— В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами.

Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе.

Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости)

6). Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7) Домашнее зедание. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/antitieza-v-rasskazie-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]