Анализ романа рудин тургенева

Анализ романа Рудин ТургеневаАнализ романа Рудин Тургенева
Анализ романа Рудин Тургенева

История написания

Летом 1855 года Тургенев сообщил критику Боткину, что планирует создать новый роман, для которого уже готовы все основные герои. Их первоначальные имена отличались от тех, что вошли в окончательный вариант произведения. Другим было и рабочее название — «Гениальная натура».

История создания «Рудина» была закончена в конце того же года, когда цензура дала добро на его публикацию. Все главы романа были опубликованы в первых двух номерах журнала «Современник» в 1856 году.

В 1860-м появился и заключительный эпизод, где Рудина убивают на парижских баррикадах. В 1862-м роман был переведён на французский и издан вместе с другими произведениями Тургенева — «Три встречи» и «Дневник лишнего человека».

Критики высоко оценили «Рудина», хвалили автора в личной переписке и своих заметках.

Главные персонажи

Образы в романе «Рудин» получились яркими и самобытными. Основные из них:

  • Дмитрий Рудин — молодой мужчина, обладающий ораторским мастерством, способный заставить публику слушать только его.
  • Дарья Ласунская — знатная и обеспеченная помещица, эгоистичная и самолюбивая женщина.
  • Наталья Ласунская — старшая дочь Ласунской, глубокая и серьёзная 17-летняя девушка.
  • Сергей Волынцев — молодой человек, сильно влюблённый в Наталью.

В произведении есть несколько второстепенных персонажей. Они также играют важную роль в романе:

Анализ романа Рудин Тургенева

  • Михаил Лежнев — молодой обеспеченный помещик, замкнут и немногословен, влюблён в Липину.
  • Басистов — 22-летний преподаватель, некрасивый внешне, но хорошо образованный, обучающий сыновей Ласунской, поклонник Рудина.
  • Александра Липина — молодая женщина, вдова.
  • Пандалевский — услужливый, но подлый льстец, живущий иждивенцем в поместье Ласунских.
  • Африкан Пегасов — сосед Дарьи Ласунской, желчный и язвительный старик, которого все окружающие воспринимают как шута.

Начало романа

Анализ романа Рудин Тургенева

Летним тихим утром, когда ярко светило солнце, по просёлочной дорожке мимо лугов и долин в сторону деревни направлялась Александра Павловна Липина. Это была красивая молодая женщина. Она уже успела побывать в браке и остаться вдовой. С покойным мужем они не нажили детей. После его смерти у неё осталось большое богатство. Она проживала вместе со своим братом Сергеем Павловичем Волынцевым. Он не имел жены и был управляющим над её имуществом.

За свои деньги Липина содержала небольшую больничку для бедных. У неё серьёзно заболела немощная старая крестьянка, и женщина направлялась проведать её.

Когда она возвращалась домой, то случайно поравнялась с Константином Пандалевским. Этот человек жил в качестве нахлебника у очень обеспеченной помещицы Дарьи Михайловны Ласунской.

Он передал Александре сообщение с приглашением на обед, написанное рукой его покровительницы.

Они договорились о визите, и Константин направился домой. По дороге он встретил сыновей Дарьи Михайловны и их учителя — хорошо образованного молодого человека Басистова.

Он был в напряжённых отношениях с Пандалевским, который по своей натуре являлся подхалимом и льстецом, не пропускавшим ни одной юбки. В этот раз опять не обошлось без ругани.

Злой Пандалевский вернулся домой и занялся музыкой.

Анализ романа Рудин Тургенева

Ласунская в своё время считалась главной московской невестой. Она приезжала к себе в деревню каждое лето вместе с двумя сыновьями и Наташей, 17-летней дочкой, и недавно вернулась вновь. Местные не слишком жаловали помещицу, считая её высокомерной и беспринципной.

Приезд Рудина

Наступил обед. Кроме Дарьи Михайловны и её детей, там присутствовали:

  • Липина с братом;
  • престарелая гувернантка;
  • Басистов;
  • Африкан Семёнович Пигасов.

Последний был вредным и неприятным стариком, который не любил ничего и никого на свете, а больше всего — женщин. Его поведение очень забавляло Ласунскую. Все ожидали, что приедет ещё один гость — барон из Санкт-Петербурга, но вместо него прибыл его друг, Дмитрий Николаевич Рудин. Он попросил прощения за своего товарища, неожиданно вызванного в столицу.

Анализ романа Рудин Тургенева

Гость понравился всем за столом. Он был одет скромно и в то же время элегантно. У него был ясный проницательный взгляд, выразительное лицо, острый ум. Рудину удалось в два счёта победить Пигасова в словесной дуэли, и наглый старик отправился восвояси.

По завершении обеда Ласунская предложила Дмитрию заночевать у неё. По дороге к себе Липина и Волынцев долго обсуждали Рудина, который сразу всем понравился. Наталья находится под впечатлением от гостя и долго не может заснуть. Басистов начинает писать своим друзьям письма, в которых говорит о хороших качествах нового знакомого.

На следующее утро Дарья у себя в кабинете начала рассказывать гостю о себе и своей биографии. Затем она перешла на соседей. Наиболее хорошо помещица отозвалась о Михаиле Михайловиче Лежневе. Вскоре он и сам пришёл, чтобы обсудить с Ласунской их земельный спор.

Это был мужчина лет 30, с белёсыми усами и невыразительным широким лицом. Спор решается очень быстро, после чего Михаил уезжает домой, отказавшись от предложения вместе позавтракать.

Стало известно, что Рудин и Лежнев дружили в университете, но потом их пути разошлись.

Отношения с Натальей

Анализ романа Рудин Тургенева

Дмитрий отправился прогуляться по террасе и встретил там Наташу. Он присоединился к ней и завёл беседу о её делах и отношении к деревне. Рудин сказал, что не знает, чем заняться, и может пробыть здесь очень долго. Это показалось странным Ласунской-младшей, так как она думала, что столь умный интересный человек не может бездельничать.

К Дарье Михайловне приехал Волынцев. Узнав, что Наташа интересуется новым гостем, Сергей опечалился. Он сам давно полюбил девушку, планировал сделать предложение, и его тревожило появление конкурента.

Лежнев, в свою очередь, приехал к Липиной и рассказал ей о Рудине. Он родился в небогатой семье. Отец рано умер, и матери пришлось отказать себе во всём, чтобы сын получил достойное образование. Отучившись в университете, тот уехал за границу.

Он почти не писал матери писем, и та вскоре скончалась, сжимая в руках портрет любимого Мити. Будучи за рубежом, Дмитрий завёл непродолжительные отношения с некоей барышней. Примерно в это же время и Лежнев прекратил поддерживать с ним связь.

Прошло ещё чуть больше двух месяцев, в течение которых Рудин жил у Ласунской. Она старалась удовлетворять его прихоти, выполнять любой приказ. Дмитрий вмешивается во все дела в её хозяйстве, постоянно даёт ей советы и рекомендации. Дарья Михайловна вежливо выслушивает своего гостя, но при этом всё равно поступает по-своему. Она выдаёт ему на проживание 500 рублей.

Он при любой возможности хвалил Волынцева, говорил, что тот — рыцарь. Сергей же продолжал испытывать на Дмитрия досаду.

Анализ романа Рудин Тургенева

Рудин своим присутствием очень напрягал Пигасова, и старик почти перестал бывать у них дома. Пандалевский опасался Дмитрия, а Басистов смотрел на него с вожделением (при этом гость практически всегда игнорировал его).

Лежнев относился к нему холодно и общался только по необходимости, а Наталья обожала его, считала своим вождём и наставником. Он давал ей различные статьи и книги. Девушка почти ничего в них не понимала, но Рудину это и не требовалось.

Ему доставляло удовольствие быть её учителем, ментором.

Михаила Михайловича тревожило возрастающее влияние Рудина на Ласунскую-младшую. Ему не нравилось, что столь открытая и честная натура спуталась с Дмитрием, которого он называл «кокеткой и актёром».

Однажды Лежнев поведал Липиной, как по молодости влюбился в девушку. В этот период он вместе с Дмитрием посещал один кружок и испытывал сильное влияние своего друга. Рудин узнал про это и так ловко всё вывернул, что молодые были вынуждены расстаться.

Он добился этого тем, что начал руководить их отношениями. Дмитрий назначал им место и время свиданий, указывал, что писать друг другу в любовных письмах.

Рудин вынудил Лежнева признаться отцу возлюбленной в своих чувствах к его дочери, хотя тот этого не хотел. В результате встречи с родителем девушки случился скандал, закончившийся расставанием.

Михаил Михайлович не простил это бывшему товарищу.

Анализ романа Рудин Тургенева

Дмитрий и Наталья объяснились друг другу в саду. Девушка была вынуждена признаться Рудину в любви и настолько поразилась своим поступком, что убежала домой. Случайным свидетелем этой сцены оказался Волынцев. Оба мужчины встретились и поняли, что эта ситуация не закончится добром.

Через несколько дней и Дмитрий признался Ласунской-младшей в любви. Об этом стало известно Пандалевскому, который решил рассказать всё её матери.

Кульминационная часть

На другой день Рудин приехал к Волынцеву домой. Он поведал про свои чувства к Наталье, попросил не считать его коварным подлецом и предложил сохранить дружбу. Сергей отказался пожать руку соперника.

Когда тот уехал, Волынцев ещё долго был ошарашен поступком Дмитрия, считая это верхом наглости и беспардонности. Липина, взволнованная состоянием брата, попросила прийти Лежнева, который сумел успокоить его.

Когда Рудин вернулся домой, он почувствовал, что что-то неуловимо изменилось. Дарья Михайловна вела себя отстранённо и холодно, её дочь была бледна и печальна. К вечеру он получил записку от Натальи, в которой та просила о встрече на берегу пруда с утра пораньше.

На свидании она рассказала, что её мать всё знает благодаря Пандалевскому, который постоянно следил за ними. Ласунская-старшая не сердилась на дочь, но только предупредила её, что Рудин просто от скуки завёл с ней отношения, а жениться не планирует. Услышав такое, Дмитрий предложил девушке покориться судьбе и оскорбил её этим. Она поняла, что влюбилась в малодушного человека.

Волынцев опять начал волноваться и сказал Лежневу, что готов к дуэли с Дмитрием. Михаил Михайлович предложил ему вместо этого уехать на время в Малороссию или на Кавказ.

Затем прибыл подручный питерского гостя с запиской. Там он указал, что скоро уезжает. Сергей слегка воспрял духом и отправился осматривать свои угодья.

Лежнев рассказал Липиной о письме, а затем сделал предложение руки и сердца.

Ласунская обрадовалась отъезду Рудина и простилась довольно холодно, хотя и вежливо. Для Натальи он приготовил прощальное письмо, в котором пожелал ей быть счастливой и расписывал собственные чувства.

Прочтя это послание, дочь помещицы поняла, что Рудин не любил её. Она сожгла письмо и сказала матери, что никогда более не назовёт имя питерского гостя.

После того как Дмитрий уехал, всё опять пошло прежним порядком, и только Наталья иногда была грустной, поскольку она стыдилась своей любви.

Завершение произведения

Два года спустя Липина вышла замуж за Лежнева и стала счастливой женой, родила ребёнка. Волынцев сделал Наталье предложение, и она согласилась. Её мать также дала благословение. Рудин все эти годы бесцельно катался по стране. Он подурнел, стал худым, сгорбатился, одежду носил старую и изношенную. Было ясно, что период его «цветения» завершился навсегда.

Спустя ещё несколько лет Лежнев, уже слегка располнев, поехал по делам в другую губернию и случайно увидел там Рудина. Тот уже сильно сгорбился и поседел. Бывшие друзья решили пообедать вдвоём, вспомнить молодость и старых друзей. От Михаила Михайловича Дмитрий узнал, что Пигасов женился, а Пандалевский по протекции Ласунской получил очень выгодную работу.

Рудин же рассказал, что за всё это время не обзавёлся семьёй и не нажил богатства. Он стал вечным скитальцем, бесцельно бродившим по всему миру. Прошло какое-то время, и тот погиб в Париже на баррикадах. Пуля пробила ему сердце.

Смысл произведения

Анализ произведения «Рудин» говорит о том, что автор рисует читателям срез дворянского общества 1830−1840 гг., подчёркивает его положительные и отрицательные стороны.

Главный герой сочетает в себе самоотверженность и бескорыстие с дилетантским подходом к жизни в обществе. Многие критики, давая характеристику Рудина, полагали, что его прототипом был сам Тургенев.

Также в нём угадывались черты Тимофея Грановского и Михаила Бакунина.

Дмитрий проявляет несостоятельность и слабость в любви. Это может быть связано не только с его внутренними качествами, но и с силой характера Натальи, которую тот не ожидал обнаружить в хрупкой на вид 17-летней девушке. Рудин не предполагал, что она может ради него порвать с матерью и бросить все свои богатства.

Также Тургенев раскрывает типичную для отечественной классической литературы тему «лишнего человека» — идеалиста, чье представление о жизни расходится с реальностью и пребывает в конфликте с ней. Главный герой имеет такие взгляды, к которым не было ещё готово современное ему общество.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rudin.html

Роман Ивана Тургенева "Рудин": краткое содержание, анализ произведения :

Публикация романа Тургенева в «Современнике» в 1856 году, переломную эпоху российской истории, стала значительным событием в литературной жизни. Писателя, давшего литературе выражение «лишний человек», всегда волновала эта тема. Не стал исключением и «Рудин».

Анализ романа Рудин Тургенева

История написания

В первой половине пятидесятых годов Тургенев работает над несколькими произведениями, в том числе и над романом «Рудин». Изначально произведение планировалось как повесть. Но автор стремился к более полному охвату социальной действительности, по сравнению с предыдущими сочинениями. Судя по переписке писателя, первый вариант романа не удовлетворил его.

После ознакомления с первой частью произведения корреспонденты Ивана Сергеевича указали ему на растянутость повествования, ненужные подробности, недостаточную выпуклость главных героев, которых заслоняют второстепенные персонажи. Для Тургенева это был своего рода экзамен на звание писателя. Он писал Боткину, что хотел бы оправдать надежды, которые тот на него возлагает и сообщил, что составил подробный план произведения, продумал до мелочей все лица.

«Посмотрим, — пишет Тургенев, — что даст последняя попытка?» Первый вариант «Рудина» Тургенев закончил за семь недель.

Такое быстрое завершение произведения свидетельствовало о больших предварительных размышлениях автора и опыте работы над более ранними сочинениями.

Таким образом, «Рудин» стал тем произведением, где автор изобразил принципы действительности, которые войдут в литературу как принципы «тургеневского романа».

Анализ романа Рудин Тургенева

Художественные средства

В первых двух главах автор в общих чертах обрисовывает среду, в которой раскрывается образ главного персонажа. Тургенев, при помощи контраста, эмоционально подготавливает его появление. В салоне Ласунской ожидают приезд барона и философа, но вместо него приезжает никому неизвестный Рудин. Одет он «посредственно», — общество разочаровано.

Читайте также:  Доклад на тему гжель

Барон в романе так и не появился. Его образ был необходим для сопоставления: автор принизил героя, чтобы подчеркнуть необыкновенную личность. Увидев вначале незначительного человека, общество видит затем человека одухотворенного, чувствующего прекрасное.

Такое впечатление создается не только реакцией общества.

Характеристику Рудина Тургенев также передает через детали портрета – лицо неправильное, но умное; глаза быстрые; «прекрасное выражение» лица, когда он слушает Шуберта; чудная летняя ночь воодушевляет его.

Через речевую характеристику автор передает представление о передовом человеке, погруженному в мир философских идей и ищущему в них смысл существования.

Для того чтобы полнее раскрыть этот образ, автор уделяет внимание не столько содержанию его речей, сколько тому, как герой владеет «музыкой красноречия».

В романе Тургенева «Рудин», в кратком содержании также можно заметить, что автор показывает главного героя, как вдохновенного оратора, с тихим и сосредоточенным голосом, «самый звук» которого увеличивает обаяние.

Обед в поместье Ласунской

Краткое содержание «Рудина» начинается с описания тихого летнего утра. Молодая вдова Александра Липина живет в собственном имении, которым управляет ее брат Сергей Волынцев.

Александра Павловна славится не только своей красотой, но и добротой. Однажды утром она едет в соседнюю деревню к больной крестьянке, которой носит лекарства.

Возвращаясь обратно, встречает брата и Константина Пандалевского, который приехал пригласить их к обеду. Он хорош собой, обаятелен и умеет ладить с дамами.

Договорившись с Липиной о визите, Константин возвращается в поместье Ласунской, где живет в приживалах. По пути ему встречается учитель Басистов. Мимолетная встреча не обошлась без ссоры. Некрасивый молодой человек, но с прекрасным образованием, он занимается воспитанием сыновей Ласунской, и терпеть не может пустышку и приживалу Пандалевского.

Дарья Ласунская, женщина умная, но недобрая, четверть века назад слыла первой красавицей Москвы. Лето проводит с детьми в деревне. Ласунскую в светском обществе недолюбливают за высокомерность.

К обеду в ее доме собираются домочадцы и гости, в числе их и сосед Африкан Семенович, старый ворчун. С появлением Липиной и ее брата все собираются в саду, так как ждут важного гостя из столицы.

Но вместо него приехал Дмитрий Рудин, который извиняется за барона и объясняет его отсутствие срочным вызовом в Петербург.

Анализ романа Рудин Тургенева

Знакомство с Рудиным

Никто из присутствующих с Рудиным знаком не был. Одетый весьма скромно, он производил впечатление человека посредственного.

Продолжая краткое содержание «Рудина», необходимо отметить, что хозяйке сразу понравились ум и сдержанность красивого молодого человека. Дмитрий поставил на место наглого старика Африкана Пигасова.

Гость рассуждал так умно, что учитель слушал гостя с открытым ртом, а семнадцатилетняя дочь хозяйки Наталья смотрела на него и восхищенно вздыхала.

Утром хозяйка дома пригласила гостя к себе в кабинет, где рассказала ему о здешнем обществе. Она уважительно отзывалась о Михаиле Лежневе, человеке умном и интересном. К великому ее сожалению, сторонящемуся людей. Но Рудин, как оказалось, был с ним знаком. Вскоре лакей доложил Ласунской о визите Лежнева, который приехал решить межевой вопрос.

Лежнев, небрежно одетый, тридцатипятилетний мужчина с невыразительным лицом, решив спор по поводу межи, холодно раскланялся и уехал.

Гостя Дарьи Михайловны Лежнев узнал, но радости от встречи с Рудиным не проявил. Дмитрий пояснил, что учился с Михаилом Михайловичем в университете, но после учебы их пути разошлись.

Ласунская занимается делами, а Дмитрий выходит на террасу, где встречает дочь хозяйки.

Подробности жизни Дмитрия

Наталья вышла прогуляться по саду, и Рудин присоединяется к ней. Они оживленно беседуют, Дмитрий признается, что ему нечем заняться в городе, и он планирует провести в деревне лето и осень.

К обеду приезжает Волынский, который давно влюблен в Наталью. Сергею Павловичу не понравилось, как смотрит девушка на Рудина.

С тяжелым сердцем он возвращается домой, где застает Лежнева, беседующего с его сестрой.

Краткое содержание «Рудина» продолжается историей жизни главного героя. По просьбе Липиной, Михаил Михайлович рассказывает о Рудине. Родился Дмитрий в небогатой дворянской семье. Матери с трудом удалось его выучить, так как отец Дмитрия рано умер.

После университета Рудин уехал за границу. Матери писал редко и практически не навещал. Так она и умерла, держа в руке портрет единственного сына. За границей Дмитрий жил с какой-то барыней, которую потом бросил.

Именно тогда между Рудиным и Лежневым произошла ссора, после которой они перестали общаться.

Анализ романа Рудин Тургенева

Рассказ Лежнева

Прошло два месяца. Рудин живет у Ласунской в доме, где становится значимой фигурой и дает советы по ведению хозяйства. Дарья Михайловна его выслушивает, но поступает по-своему.

Басистов перед Рудиным преклоняется, но тот не обращает на него никакого внимания. С Натальей ведет долгие беседы, дает книги и статьи, в которых она ничего не понимает.

Но это не важно, потому как Рудину нравится быть наставником наивной особы.

Александра Павловна восхищается Дмитрием, хоть и не понимает его. Ее брата, Сергея Михайловича, Рудин нахваливает и называет рыцарем. С Лежневым у гостя по-прежнему натянутые отношения.

Однажды, когда Александра Павловна в очередной раз нахваливает гостя, Лежнев не выдерживает и называет Дмитрия «пустым человеком».

Собственно, этим заявлением он раскрывает тему романа Тургенева «Рудин», автора которого всегда интересовала проблема «лишнего человека».

В подтверждение Лежнев рассказывает об их давней ссоре. Будучи студентами, они дружили. Михаил влюбился в одну особу и рассказал об этом Дмитрию. Тот взял в оборот обоих возлюбленных и стал руководить практически каждым их шагом.

Он советовал, что делать, как и что писать, назначал место свиданий и, в конце концов, заставил Лежнева рассказать о своих чувствах отцу девушки. Это вылилось в большой скандал, после которого встречаться влюбленным запретили.

Лежнев об этом не жалеет, так как барышня вышла замуж и счастлива. Но простить Рудина, который «живет чужими чувствами», а сам «холоден, как лед», Лежнев не в силах. И, кроме того, в данный момент Михаила тревожит судьба Натальи, увлеченной Дмитрием.

Анализ романа Рудин Тургенева

Признание Рудина

Между Натальей и Дмитрием происходит разговор, в котором Рудин хвалит ее избранника, имея в виду Сергея Волынцева. Но Наталья все отрицает и признается Рудину в любви.

Волынцев оказался случайным свидетелем этой сцены. После обеда Дмитрий шепчет Наталье, что хочет с ней встретиться вечером. Во время свидания он раскрывает ей свои чувства.

Свидетелем их разговора становится Пандалевский.

Сергей Павлович грустит дома за книгой и Липина сильно встревожена, так как для его деятельной натуры это не характерно. Неожиданно приезжает Дмитрий и объявляет Сергею, что их с Натальей чувства взаимны, и протягивает в знак дружбы Волынцеву руку. Сергей отказывается ее пожать, он негодует и считает этот поступок верхом наглости.

После отъезда Рудина, Александра Павловна посылает за Лежневым, которому с трудом удается успокоить Сергея. В доме Ласунской также тревожно, хозяйка холодна с гостем. Наталья подавлена и бледна, вечером она посылает Рудину записку с просьбой о встрече.

Неожиданный совет

Рудин ждет девушку у пруда, где Наталья назначила встречу. Она приходит и рассказывает, что Ласунской все известно о них, так как Пандалевский слышал их разговор. Дарья Михайловна уверяла дочь, что Рудин просто развлекается, но серьезных намерений у него нет. Скорее мать согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за этим никчемным человеком.

Дмитрий советует Наталье смириться с обстоятельствами. От его слов девушка приходит в ужас – она скорее согласиться жить с ним невенчанной, чем откажется от него.

Вне себя от гнева, Наталья бежит в свою комнату, где падает без чувств. Рудин осознает, что его чувства вряд ли так же сильны, и он не стоит этой девушки.

Он стоит в задумчивости у пруда, в это время его замечает Лежнев, и тотчас едет к Волынцеву.

Сергей Павлович сообщает Михаилу, что намерен стреляться с обидчиком. Но тут входит лакей с письмом от Рудина, в котором тот сообщает об отъезде и желает Волынцеву счастья. Лежнев отправляется на половину Липиной, рассказывает о своих чувствах и делает ей предложение. Александра Павловна его принимает.

Анализ романа Рудин Тургенева

Отъезд Дмитрия

Тургенев подчеркнул благородство героя, принявшего решение об отъезде. Рудин написал всем письма и объявил, что уезжает. С ним холодно прощаются. Учитель вызвался проводить Дмитрия до станции и в момент прощания разрыдался. Рудин тоже всплакнул, но не от горечи разлуки, а о своей неудачной судьбе.

Наталья в это время читает письмо Рудина, в котором тот признается, что не оценил глубину ее чувства, желает ей счастья и прощается навсегда. Девушка окончательно убеждается, что Рудин ее не любит, и обещает матери не упоминать впредь его имя.

Письмо из Москвы

Прошло два года. Липина вышла замуж за Михаила, у них растет сын. Вечер, в ожидании мужа, она коротает со стариком Пигасовым. Приезжает Лежнев с учителем, который привез Липиной письмо из Москвы от брата. Сергей Павлович сообщает, что сделал Наталье предложение, которое она приняла.

Речь заходит о Рудине. Лежнев, к удивлению многих, отзывается о нем тепло и говорит, что отдает должное уму Дмитрия и берет свои слова, о бесполезности его существования, обратно. Называть его бесполезным несправедливо, так как Рудин зажигает сердца молодых людей стремлением к совершенствованию и знаниям.

Тем временем Дмитрий появляется на станции одной южной губернии и спрашивает лошадей до Пензы. Ему отвечают, что только до Тамбова. И постаревший, осунувшийся Рудин, говорит, что ему все равно, — поедет в Тамбов.

Эпилог

Лежнев и Рудин, герои романа Тургенева, встречаются случайно через несколько лет в городе, куда Михаил приехал по делам.

Они вместе обедают, Лежнев рассказывает об общих знакомых: старик Пигасов женился; Пандалевский, при содействии Дарьи Михайловны, пристроился на высокую должность. Поседевший Рудин интересуется Натальей.

Но Лежнев ничего не рассказывает о ней, просто говорит, что у нее все хорошо.

Рудин, в свою очередь, рассказывает о себе. За эти годы он брался за всякие дела, но нигде не имел успеха. Работал секретарем, занимался сельским хозяйством, был преподавателем в гимназии. Но ни дома, ни семьи так и не завел, — остался вечным скитальцем. Лежнев пишет вечером жене письмо, в котором рассказывает о Рудине, называя его «беднягой».

26 июня 1848 года в Париже, на одной из баррикад, когда перед наступающими войсками разбегаются последние защитники, Дмитрий Рудин поднимается во весь рост с красным знаменем в руках. Пуля поразила его в самое сердце.

Анализ романа Рудин Тургенева

Ненужный человек

Роман «Рудин» занимает особое место в работе Тургенева над проблемой «лишнего человека». В лице героя автор обобщил свои размышления и наблюдения над типом человека, который в последние годы стал объектом внимания многих писателей. С одной стороны, автор подчеркивает положительные черты людей, внесших вклад в освободительное движение, с другой – Тургенев подчеркивает их слабости.

В лице этого героя «лишний человек» выступил в социально значимой разновидности, в этом и заключалась идея Тургенева. Рудин — не скучающий аристократ, который задыхается в светском обществе.

Но он и не рвет с ним окончательно. Дмитрий не принадлежит к обеспеченной дворянской семье. Он пробует свои силы и в преподавании, и в науке, но нигде не находит удовлетворения.

В конце концов, умный и образованный человек, считает себя ненужным.

Жизнь Рудина подчинена идее, ради которой Дмитрий пренебрегает благами и которую горячо пропагандирует. Однако, все попытки осуществить ее, хотя бы частично, заканчиваются полной неудачей, так как не имеют под собой твердой, объективной почвы. Жизнь бьет Дмитрия, он падает духом, но не в силах смириться с реальностью. И в нем вновь вспыхивает любовь к истине.

Значимость романа

Краткий обзор романа Тургенева «Рудин» показал, что устами Лежнева автор дает оценку своему герою, называя его «инвалидом мысли». Вероятно, это самое верное определение.

Так как ограничение общественных связей только дворянским кружком, жизнь вне практической деятельности, а постоянная привычка заменять дело словом, — все это накладывало отпечаток на духовный облик дворянской интеллигенции.

Тургенев отобразил все мелочное и позерское, что проступало в главном герое, в откровенно-ироничном тоне. Это сделало Рудина слабым и жалким.

Дав многогранное изображение человека 40-х, автор так и не смог ответить на вопрос, который его волновал: где кроются причины слабости и противоречий прогрессивного дворянства? Лежнев в романе дает оценку Рудину, утверждая, что нет в нем «натуры, крови нет». По мнению автора, это не вина героя, — причины следует искать в обществе.

В конце произведения Лежнев призывает дворянскую интеллигенцию духовно объединиться перед лицом новых поколений. Его призыв звучит, как выпад против революционной демократии.

Анализ произведения Тургенева «Рудин» показал, что истинным героем романа является не либерал-помещик Лежнев, а мечтатель Рудин.

Основным идейным содержанием роман Тургенева был принят прогрессивно настроенной общественностью как произведение, которое помогает в борьбе за преобразование России.

Источник: https://syl.ru/article/359238/roman-ivana-turgeneva-rudin-kratkoe-soderjanie-analiz-proizvedeniya

Тургенев «Рудин» — анализ романа

Роман «Рудин» написан в 1855 году, когда остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. После позорного поражения в Крымской войне стало очевидно, что стране необходимы реформы.

Тургенев всегда чутко реагировал на вопросы, витающие в воздухе. Главное было понять, где в России умные, прогрессивные, образованные люди, способные осуществить перемены.

Читайте также:  Сочинение на тему каждый имеет право на ошибку

Эти и другие мысли станут более явными после того как мы проведем анализ романа «Рудин».

Образ главного героя романа

Анализ романа Рудин Тургенева

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа «Рудин».

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать.

Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость.

Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа «Рудин»? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года.

Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя.

Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения.

В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее.

Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа «Рудин». Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями.

Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа «Рудин» Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем литературном блоге. Еще читайте по теме:

  • Краткое содержание романа «Рудин»
  • Биография Ивана Тургенева

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/turgenev-rudin-analiz-romana

Тургенев И.С., «Рудин», краткий анализ

Роман «Рудин» — это первый роман И.С. Тургенева, впервые он был опубликован в 1956 году, в журнале «Современник».

И.С. Тургенев написал это произведение в 1855 году.

Изначально жанр «Рудина» был определён как повесть, но на тот момент Тургенев находился в поиске нового творческого почерка, ему хотелось перейти от рассказов к более крупным литературным произведениям.

Изначально произведение имело название «Гениальная натура». Сам писатель признавался своим товарищам, что интенсивно работает над этим произведением.

Замечание 1

Первыми слушателями этого романа стали Мария Николаевна (сестра Льва Толстого) и ее муж Валериан Петрович. Тургенев учел их замечания по тексту произведения, так же по их совету он изменил сцену последней встречи главного героя со своей матерью.

Изначально произведение было опубликовано как повесть. Через четыре года Тургенев написал эпилог к этому произведению. В 1862 году роман перевели на французский язык.

Характеристика героев

  • Дмитрий Николаевич Рудин — мужчина лет тридцати пяти, гость в доме Ласунской. Своим красноречием производит впечатление на окружающих, находится в поиске истины, делает попытки разбудить общественную мысль в дворянских усадьбах, выступает за свободу людей в рабовладельческой стране.
  • Наталья Алексеевна Ласунская — 17-летняя девушка, серьезная, вдумчивая, умная. Внешне она кажется всегда спокойной, но на самом деле имеет чуткую и впечатлительную душу. Она влюбляется в Рудина, поближе узнав его она сильно разочаровывается, первое неудачное увлечение оставило серьёзные следы в ее душе. Затем она выходит замуж за Волынцева.
  • Дарья Михайловна Ласунская —богатая дама, вдова, мать троих детей, в том числе Натальи Ласунской. Он умная, но чопорная, самовлюблена, тщеславна женщина, имеет влияние в знатных кругах.
  • Михайло Михайлович Лежнёв — ему около лет тридцати, помещик, сосед Ласунской, знаком с Рудиным со студенчества. Ему чужд лоск высшего общества, он умен, проницателен, но не выставляет все свои положительные качества на показ.
  • Басистов — 22-летний учитель, воспитывающий сыновей Ласунской, прямой и честный человек, ненавидит подхалимство, подвержен влиянию Рудина.
  • Африкан Семёнович Пигасов — частый гость в доме Ласунской, озлоблен, скептичен, эгоистичен, однако умен и образован, в жизни ему часто не везло, критикует Рудина. Несмотря на то, что является женоненавистником, в конце женится на мещанке.
  • Александра Павловна Липина — молодая бездетная вдова, живет с братом — Сергеем Волынцевым.
  • Сергей Павлович Волынцев — отставной штаб-ротмистр, брат Липиной. Наталья Ласунская сначала предпочла ему Рудина, отчего Волынский впал в депрессию, но в последствии Наталья все-таки выходит за муж за него.

Анализ романа Рудин Тургенева

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сюжет романа

Барыня Дарья Михайловна Ласунская летом выезжает со своей семьей в деревню. В ее доме царит атмосфера светского салона, она стремится к привлечению различных образованных светских людей.

В ее доме появляется Рудин. Молодой человек сразу же поражает всех своим красноречием, его мысли относительно просвещения и науки приходятся по вкусу хозяйке, и она предлагает пожить ему некоторое время у них в доме. Вскоре он становится любимым собеседником хозяйки. Дочь Ласунской Наталья находится под впечатлением от Рудина, так же, как и Басистев, учитель сыновей Дарьи Михайловны.

Однако о том, что Рудин живет в имени Ласунской доходит до помещика Лежнева. В студенчестве Руднев И Лежнев были знакомы. Они вместе посещали кружок, на собраниях которого вели дискуссии о литературе, философии, науке. Лужнев был влюблен в одну девушку и дело активно шло к свадьбе, однако Рудин стал активно вмешиваться в эти отношения, и женитьба так и не состоялась.

Между Рудиным и Наталье вспыхивает любовное чувство. Однако это пришлось не по душе матери Натальи, она была категорически против этих отношений.

Рудин в этой ситуации повел себя как человек нерешительный, он решил повиноваться судьбе, поэтому возлюбленные вскоре расстаются. Такое равнодушие поражает Наталью. Сам же Рудин понимает, что в той ситуации повел себя как ничтожество.

Он решает уехать из имения, когда Бассистов провожал его, на глазах Рудина выступили слезы, однако это были слезы самолюбия.

О дальнейшей жизни Рудина известно мало. Однажды он встречается в губернской гостинице Лужнева. Руднев рассказывает, что сменил много мест и переменил множество различных видов деятельности, однако практически везде претерпел неудачу.

В конце жизни Рудин становится участником восстания в Париже, там на баррикадах он и погибает.

Идея, тема и проблема произведения

В своем романе «Рудин» И.С. Тургенев желает показать недостатки дворянской молодежи. Они умели красноречиво выражаться, испытывали стремление в возвышенным идеалам, однако воплотить в жизнь свои принципы не могли.

По этой причине молодые представители дворянской интеллигенции были крайне несчастны. Характер Рудина показан в романе неоднозначно. В первой части романа он показан как герой отрицательный, однако во второй Тургенев описывает его как искреннего человека, которому не везет в жизни.

По этим причинам критики по-разному относились к образу этого персонажа и роману в целом.

Замечание 2

Главная проблема этого произведения – это проблема человека и среды. Эта проблема была центральной для натуральной школы. Мыслящая и независимая личность вступает в конфликт с консервативной средой, однако герой терпит одну неудачу за другой.

Герой романа Тургенева, так же, как и герой Пушкина в «Евгении Онегине» и герой Лермонтова в «Герое нашего времени» представляет собой «лишнего человека». Однако по сравнению с Онегиным и Печориным Рудин имеет несколько другой типаж.

Рудин имеет желание изменить окружающую среду, однако никаких реальных поступков он не предпринимает и изменения ему не удаются.

На протяжении всего романа хорошо показано, что неудачи Рудина в его попытках полезной общественной деятельности связаны не только с его романтичной непрактичностью, но и с косностью среды, она сопротивляется любым попыткам изменить себя.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_rudin_kratkiy_analiz/

Анализ романа "Рудин" | Инфошкола

Роман «Рудин» занимает центральное, вершинное место в тургеневской разработке темы «лишнего человека». Обратившись к созданию образа Рудина в середине 50-х годов, Тургенев во многом обобщил, и свои собственные наблюдения и размышления над типом передового человека недавнего прошлого, и опыт его воспроизведения другими писателями на протяжении ряда лет.

С одной стороны, Тургеневым было подчеркнуто то положительное, что внесли эти люди своей деятельностью в развитие русского освободительного движения, с другой — сказано о том, что делало их слабыми. Образ Рудина приобрел трагическую и комическую окраску одновременно.

В лице Рудина «лишний человек» выступил в своей наиболее социально значимой разновидности.

Это не скучающий аристократ, задыхающийся в светском обществе, но не рвущий окончательно с ним отношений; это не юноша из обеспеченной дворянской семьи, пытающийся применить свои силы то в чиновничьей практике, то в науке и искусстве, то в службе по дворянским выборам, нигде не находящий удовлетворения, нигде не умеющий последовательно добиваться поставленных целей, в конце концов во всем разочаровывающийся и превращающийся в «умную ненужность».

Это не человек, который, будучи богат при родными силами и не укладываясь в общепринятые рамки, растрачивает себя на пустяки, прожигает жизнь в кутежах. В лице Рудина дано художественное обобщение той части дворянской интеллигенции 30- 40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.

Печать трагизма лежит и на образе Рудина.

Вся жизнь этого человека подчинена большой идее, которую он страстно пропагандирует и ради которой пренебрегает всеми личными благами, и, однако, все его практические начинания, все попытки ее хотя бы частичного осуществления неизбежно кончаются полной неудачей, так как все проекты Рудина не имеют под собой объективной почвы, случайны, не опираются на реальное изучение действительности.

Жизнь бьет Рудина, он временно падает духом, но до конца не может смириться и вновь загорается в нем «огонь любви к истине». Положение Рудиных, в основном обусловленное противоречиями русской действительности 3G-40-x годов, безвыходно; они России не знают, они не смогут увидеть осуществления своей мечты.

Но исторически их деятельность необходима, плодотворна и заслуживает уважения. «Инвалидом мысли» называет Тургенев Рудина устами Лежнева, и такая оценка, такое определение является верным и глубоким.

Но постоянная погруженность в абстракцию, жизнь вне ежедневной практической деятельности, ограничение общественных связей узкодворянским кружком, постепенно укрепляющаяся привычка дело заменять словом — все это накладывало свой отпечаток на духовный облик этой части дворянской интеллигенции: воля ее парализовалась, появлялась поверхностность и мелочность в характере, в поступках. В этом источник комического начала в образе Рудина.

Трагическое и комическое в образе Рудина сливается, часто выступает одновременно. Глубоким сочувствием и задушевным лиризмом дышат те места, где говорится о лучших сторонах натуры Рудина, о его благотворном влиянии на окружающих, о горестной личной судьбе.

И в откровенно- ироническом тоне описывается все мелочное, позерское, что постоянно проступало в Рудине, что делало его слабым и жалким и от чего сам Рудин, под влиянием приобретаемого жизненного опыта и в процессе самоанализа, стремился освободиться и не мог освободиться до конца.

Дав многогранное, типически глубокое изображение «человека 40-х годов», Тургенев не смог с той же силой художественной проницательности ответить на вопрос, почему он таков, где кроются главные причины его противоречий и слабости.

Тургенев не сумел подняться до анализа этих вопросов в последовательно социальном плане.

Главная беда Рудина, по словам Лежнева, с которыми солидаризуется Тургенев, в том, «что в нем нет натуры, крови нет», т. е. нет страсти, воли, силы деятельности, умения добиваться поставленных целей.

Но почему же в нем натуры нет? В эпилоге Лежнев говорит: «Каждый остается тем, чем сделала его при рода, и больше требовать от него нельзя! Ты назвал себя Вечным Жидом … А почему ты знаешь, может быть, тебе и следует так вечно странствовать, может быть, ты исполняешь этим высшее, для тебя самого неизвестное назначение».

Читайте также:  Граф монте-кристо - краткое содержание романа дюма

 Рудин не виноват во всем том, что в нем есть слабого и отрицательного; причины этому объективные, это его беда, а не вина, и искать их следует, по мнению Тургенева, в общих закономерностях развития природы и общества.

Неоднократно в тексте романа проступают симпатии Тургенева к культурному слою среднепоместной среды, нашедшие свое особенно яркое выражение при создании образа Лежнева.

В конце романа в уста Лежневу вкладывается призыв к дворянской интеллигенции духовно объединиться перед лицом новых поколений, которые идут к чуждым целям; этот призыв звучал как выпад против революционной демократии.

Однако основным своим идейным содержанием роман был ближе к революционерам-демократам, чем к дворянским либералам.

Истинным его героем оказался не либеральный «помещик-практик» Лежнев, а «мечтатель» Рудин, авторская оценка которого совпадала с оценкой революционерами-демократами «лишнего человека». Роман был принят революционно-демократической критикой как произведение, помогающее в борьбе за преобразование России.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rudin/

Анализ романа И.С. Тургенева "Рудин"

В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается ос­мыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказы­вается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности ок­ружены идеи и сами человеческие качества героя. Броса­ется в глаза облагораживающее воздействие речей Рудина на окружающих людей. Но очень скоро становится замет­но, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство.

Потом будет прямо сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а затем сразу же зазвучит тема человеческой ущербности героя. Выясняется, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к настойчивым уси­лиям, к повседневному труду, к творческим радостям и свершениям.

И чем дальше, тем отчетливее вырисовывает­ся взаимная внутренняя связь этих различных свойств. Очевидно, что пророческий пафос Рудина и вообще все качества, составляющие его исключительность, неотдели­мы от его слабостей и недостатков.

Характер Рудина пред­стает своеобразной  загадкой  русской  общественной жизни — явлением удивительным и странным, ускользаю­щим от любых окончательных суждений о нем.

Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображе­ния героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, это мистическое в Рудине отходит на второй план, как нечто несущественное.

Открывается глубинная — подвижничес­кая — сущность его жизненной позиции: перед читате­лем — трагический герой, который стремится служить ис­тине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современ­ной ему России.

Герой вновь и вновь терпит неизбежные в его положении неудачи, но не хочет и не может приспо­собиться или отступить.

В эпилоге удостоверено общенациональное, а в конце концов и общечеловеческое значение рудинских исканий и рудинской судьбы. В образе Рудина соединяются приме­ты общественно-психологических типов, ранее Тургене­вым противопоставлявшихся.

Узнаваемые черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца, и, наконец, все это сложное сочетание вклю­чает в себя ассоциации, ведущие к образам народных правдоискателей — странников и юродивых из «Записок охотника».

По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и все определеннее ут­верждается мысль о высшем назначении лучших ее пред­ставителей.

Тургенев понимает и признает, что их воздей­ствие на основную массу людей, на окружающие обстоятельства несоразмерно их высокой цели. С узко­практической точки зрения их жизнь может считаться даже бесплодной.

Но значение русской интеллигенции Тургенев видит в другом: для него важна ее способность выдвинуть высокие, общезначимые идеалы, способность утвердить эти идеалы ценой героического самопожертвования.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/494-roman-is-turgeneva-rudin.html

Тургенев «Рудин» – анализ — Русская историческая библиотека

Замысел романа. В 1855 году появилось первое крупное произведение Тургенева, – роман «Рудин». Замысел писателя навеян ему современной жизнью.

Войдя в юности в непосредственное общение с идеалистами 1830-х годов и много раз беседуя и споря с друзьями об отличительных чертах людей этого типа и об их отношениях к жизни, Тургенев вздумал изобразить подобный тип в беллетристическом произведении. Роман «Рудин» и явился попыткой такого рода.

Роман имел успех и вследствие того, что он служил откликом на переживаемую жизнь, и вследствие своих художественных достоинств.

Так как центр тяжести романа лежит в его герое, Рудине, характер которого исключительно сказывается в словах и рассуждениях, а не в действии, то в романе мало движения, а наоборот, внем персонажи предаются почти сплошь, рефлектированию и рассуждениям.

Изображая Рудина, Тургенев хотел вывести в нем не какого-либо чудака, редкое явление современной ему действительности, а, наоборот, лицо типическое, воплощающее в себе характерные черты молодого поколения. В самом Тургеневе были многие из этих черт, кроме того он видел их в большинстве приятелей кружка Станкевича. Общественно-психологический тип этот был в то время весьма у нас распространен и изображая его, Тургенев делал первую попытку отразить момент общественной жизни в её характерных проявлениях.

Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева

Общие черты Рудина. Человек 1830-х и 1840-х годов, Дмитрий Рудин воплощает собою типические черты этого поколения.

Отличительные особенности этого, типа людей заключаются в том, что в их жизни на первом плане стоят интересы отвлеченные, умственные, имеющие очень мало связи с действительною жизнью.

Погруженные в поэзию и философию, пребывая на высотах отвлеченных умозрений, они вырабатывают высокие жизненные идеалы, о которых много и восторженно говорят. Но эти идеалы остаются таковыми в их словах и дружеских письмах и не имеют никакого влияния на их же собственную жизнь.

Восторженно веруя в добро и проповедуя свои нравственные идеалы, эти мечтатели не видят, какой грустный разлад обнаруживается между их проповедью и жизнью, и их личной, и окружающей. Все эти черты отличают натуру Рудина, являющегося как бы зеркалом распространенного в то время типа. В истории его жизни есть черты биографии самого автора романа.

Детство. Избалованный сынок, любимец матери, Рудин с детства привык к обожанию и неусыпной заботливости о нем, Мать души не чаяла в своем единственном сынке, предупреждала все его желания. Самолюбивый мальчик привык смотреть на себя, как на предмет обожания, принимая его как естественную дань своей исключительной натуре.

В кружке идеалистов. Поступивши в Московский университет, Рудин, как и Тургенев в юности, попал в литературно-философский студенческий кружок, увлеченный учениями Шеллинга и Гегеля. В центре кружка стоял юноша Покорский, имевший на всех большое влияние и оставивший в памяти друзей воспоминание о своем обаятельном облики.

Читая о Покорском, невольно вспоминаешь о Станкевиче. В этом кружке Рудин занял видное место, так как занятие философией облегчали ему способность и любовь к отвлеченному мышлению, склонность к рефлексии, к чисто-головной жизни.

Своим даром быстро схватывать основные черты философской концепции, ясно усвоить их и стройно передать слушателям в красноречивой и увлекательной речи – Рудин напоминал одного из членов кружка Станкевича – М. Бакунина. В литературе высказывались взгляды, что Рудин списан автором именно с Бакунина.

Горячо отдавшись философии и поэзии, вечно занятый идеями и образами литературы, Рудин в увлекательных речах, в блестящих импровизациях высказывал перед товарищеским кружком свои новые взгляды и убеждения. Его дар красноречия снискал ему большой успех в кругах молодежи.

Как-то невольно сам для себя Рудин становится каким-то проповедником, оратором кружковых и случайных вечеров и сборищ, становится человеком слова, всегда готовым на увлекательную речь, на потоки высоких слов о Боге, о правде, о будущности человечества и т. д.

Личные черты Рудина. В конце концов, вся жизнь его сводится к тому, что он, ничем по настоящему не занятый, скитается по чужим углам, не имея своего, и произносит свои тирады и проповеди.

Это дает повод в первой части романа трезвому и деловому Лежневу сделать очень не лестную характеристику Рудина, относясь к нему с довольно язвительной иронией. Красноречие и увлечение Рудина действуют по преимуществу на юношей, на молодежь, свято верящих каждому произнесенному с увлечением слову.

Но Лежневу ясно, что за словами Рудина нет дела, что они остаются только хорошими словами, не имеющими никакого влияния на жизнь, Лежнев подчеркивает, что Рудину интересны слова ради самых слов, что он любит самый процесс речи, любит производить эффект, победить в споре противника, увлечь красноречием и блеснуть им перед молодежью.

Но для самого Лежнева потом становится ясно, что мечтатель и энтузиаст Рудин не мог найти приложения своих сил не только по причине своих личных черт, но и вследствие современных ему условий общественной жизни, и оказался в той роли «лишнего человека», в которой перебывало столько героев русской литературы и между прочим Бельтов в романе Герцена. Рудин вечно находится во взволнованном и беспокойном состоянии, он всегда кипит и увлекается, он – вечный юноша до самой старости, и когда он отдается потоку своего красноречия, то всей душой верит сам каждому своему слову, и в этой искренности его заключается секрет обаятельного действия его речей на молодежь. Натура страстная и внутренне деятельная, Рудин давал почувствовать эту энергию своей внутренней жизни в своих речах. Но между интенсивной внутренней жизнью и жизнью внешней у Рудина непримиримый разлад.

Разлад между словом и жизнью. Будучи деятельным во внутренней своей жизни, Рудин по некоторым свойствам своей натуры и по условиям современной ему жизни обречен был на полную пассивность, на бездействие. Пристрастие к миру отвлеченных интересов делало его человеком идеи и слова, но не практического дела.

Между выработкой идеалов и проведением их в жизнь для Рудина была бездна. Он был беспомощен и слаб в практической жизни, и становился ясен резкий разлад между его словом и жизнью. Способный на увлеченье, на вспышки, на мужественный и благородный акт в минуту аффекта, Рудин совершенно не пригоден для систематического жизненного труда, осуществляющего положенные себе цели.

Он задает себе задачи, которых не разрешает, он составляет проекты сочинений, которых не пишет. Одной из существенных причин его практической бездеятельности служит полное его незнание окружающей жизни, условий её, в которых можно было бы работать.

Погруженный в свою умственную, личную жизнь, Рудин не делает попыток познакомиться с особенностями той жизни, которая протекает вокруг него. Он знает все отвлеченно, теоретически, ибо он не живет подлинной жизнью, а только рассуждает о жизни.

Оттого-то малейшие попытки его приняться за что-либо кончаются полнейшей неудачей, и Рудин вынужден сознаться, что у него нет почвы под ногами». Лежнев в своей характеристик подчеркивает, что Рудин не знает России, не знает русской жизни и потому оказывается как бы выброшенным за её борт, чуждым жизни и неприспособленным к ней.

Слабость воли. Этот чисто головной характер жизни, перевес умственных, отвлеченных интересов над всем остальным в жизни служит объяснением проявленной Рудиным слабости воли.

Рудин избегает практических шагов инепосредственных действий, избегает активней внешней жизни, ибо ему легче и удобнее в сфере отвлеченных рассуждений и общих фраз. Это – родная душе его стихия.

Он волнует душу молодой девушки, Натальи, призывами к полноте непосредственной жизни, но в начинающемся романе обнаруживает стремление избежать решительных действий и остаться в области только слов и рассуждений. Он решителен на словах, но он слаб и беспомощен в жизни.

Большую роль играет здесь также то обстоятельство, что склонный к рефлексии и вечному самоанализу, Рудин живет не чувством, а мыслью; он неспособен на захват сильным увлечением и быстро: гаснет в своих порывах, делая и себя и свои чувства предметом мелочного и детального анализа.

Общественное значение типа Рудина. В результате, жизнь Рудина складывается грустно, он называет себя «перекати поле», ибо вечно скитается без угла и пристанища, без любимой работы, вечно волнуясь высокими целями и не имея и не зная, как осуществлять их.

Впрочем, теплый угол вряд ли пришелся бы по душе этого беспокойного и вечно ищущего душевно человека. Рудин сам горько раздумывает о своей жизни и подводит ей печальные итоги, называя свою жизнь бесполезной. Но Лежнев правильно объясняет большое жизненное значение таких типов, как Рудин.

В противоположность скептику, как в том же романе Пигасов, скептицизм которого мертвит и отравляет все живое и увлекающееся в жизни, в противоположность практицизму и трезвости самого Лежнева, в котором есть некоторая тяжеловатость и сухость и в котором бьет в глаза отсутствие иного начала – энтузиазма, юности, душевного пафоса, – Рудин в избытке наделен именно этим юношеским жаром души и драгоценной способностью самому увлекаться высоким и идеальным и увлекать других. Рудины – это бродильное начало в мире, вносящее в него пафос, одушевление, юношеский подъем жизни. Будучи сам бездейственен и пассивен, Рудин своим увлекательным словом сеет в молодые души добрые семена, которые могут дать хорошие всходы. Возбудитель энтузиазма, душевных порывов, Рудин вносит в молодую жизнь то, что важнее скептицизма и не менее ценно, чем трезвая деловитость: идеализм, ту веру в жизнь, которая сливается с чувством поэзии, красоты и высокой правды жизни. В этом жизненное значение таких типов, как Рудин; они внесли свой вклад в дело развития и просвещения родной страны, подготовив своим нравственным влиянием будущих деятелей литературы и общественной жизни.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4884-turgenev-rudin-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]