Отзыв о романе отцы и дети тургенева

Отзывы о «Книга «Отцы и дети»»

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева Книга о внутренних противоречиях Иван Сергеевич Тургенев подарил миру прекраснейший роман, наполненный драматизмом и философией, интереснейшей историей молодого человека, который вел сложную бескомпромиссную войну с самим собой. Читая роман «Отцы и дети», я увидела в нем не столько повествование о довольно короткой и непростой жизни Базарова, сколько сложную проблему взаимодействия построенных идеалов и реальности. Созданные в своей голове принципы начинают рушиться, сталкиваясь с продумываемыми ситуациями, и возникает вопрос о том, кто ты и как жить дальше. Базаров, на мой взгляд, так и не нашел…

Читать полностью

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева Произведение на все времена Классика на то и классика, чтобы всегда быть актуальной. Роман Тургенева «Отцы и дети» будет актуален всегда, ведь конфликты «отцов и детей», разных поколений, всегда имели и имеют место быть. Герой романа — молодой нигилист Базаров, все и вся отрицающий, типичный представитель тогдашней молодежи. Ему противостоит представитель старшего поколения-Павел Петрович Кирсанов, являясь, собственно, его антиподом. И конфликт межу ними неизбежен. Прочитав это роман, невольно задаешься вопросом: «А возможно ли взаимопонимание между «отцами» и «детьми»? Да, оно возможно, но лишь при…

Читать полностью

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева «Отцы и дети» — книга без возраста Надо ли говорить о том, какой гений — Иван Сергеевич Тургенев? Думаю, нет в этом необходимости. Все, что я когда-либо читала у Тургенева, трогало меня за душу, цепляло мысль, врезалось в сознание и оставляло неизгладимый отпечаток на сердце. Его роман «Отцы и дети» не стал исключением. Совершенно не теряющий своей актуальности, он является отражением современного нам мира. Тогда, в далеком 62-м году, тема набравшего популярность среди молодежи нигилизма была очень актуальна. Но утратила ли она актуальность сегодня? Нет. Это бессмертный…

Читать полностью

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева Нигилизм Базарова, искусство Тургенева Мне довелось прочитать произведение «Отцы и дети» не один раз, так как И.С. Тургенев один из моих любимых русских писателей. Меня всегда удивляло то, как он четко умел изобразить особенности русского крестьянства, как точно подбирал эпитеты для описания молодежи того времени. Вместе с тем, Тургенев умело обличал тонкие черты человека, пытался раскрыть русскую душу. Все это есть и в романе «Отцы и дети». Признаюсь, что при первом прочтении я не проявила особого внимания к деталям – интерес меня охватил чуть…

Читать полностью

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева Одно из моих любимых произведений Я еще со школьных лет очень трепетно отношусь к произведениям Тургенева. Считаю, что он один из глубоких и интересных писателей. Роман «Отцы и дети» впервые прочла в школе, конечно, я не смогла понять всей глубины произведения в силу своего возраста, но и тогда роман заставил меня задуматься о многом. Считаю, что такие произведения нужно каждому человеку прочитать хотя бы раз в жизни. Это классика, которая воспитывает нас. И чем старше человек, который читает роман, тем больше он сможет прочувствовать то,…

Читать полностью

Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева Это один из самых любимых мною романов, написанных русским писателем в XIX веке и относящихся к отечественной классической литературе. В «Отцы и дети» Тургенев смог показать читателю проблемы определенной эпохи (классовое разделение, нигилизм и другое), но, по моему мнению, отразить и по-настоящему вечный конфликт поколений. Тургеневский Базаров – сложный и противоречивый персонаж, которого в процессе чтения то любишь, то ненавидишь. Меня роман захватил и оставил массу впечатлений после прочтения, а за 15 лет, прошедшие после окончания школы, я перечитывала «Отцы…

Читать полностью

Источник: https://www.kakprosto.ru/otzyvy/reviews-23972-kniga-laquootcy-i-detiraquo-

«ОТЦЫ И ДЕТИ» СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОТЦАХ И ДЕТЯХ

Ни одно из произведений Тургенева не вызывало таких противоречивых толков, таких долгих страстных споров, как роман «Отцы и дети».

Одни (например, издатель «Русского вестника» Катков) увидели в Базарове «апофеоз» и восхваление «нигилиста», «поставленного на очень высокий пьедестал», «подавляющего всё окружающее». Другие — и таких было очень много — поняли Базарова, как «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение.

Особенно резко выступил критик «Современника» М. Антонович, находя, что роман «Отцы и дети» крайне неудовлетворителен и в художественном отношении. На совершенно иных позициях в оценке романа стоял Писарев, который видел в Базарове нового героя эпохи.

«Базаров,- по словам Писарева,- представитель нашего молодого поколения: в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателей.

Тургенев вдумался в тип Базарова и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов».

Оценивая роман, Писарев, между прочим, писал: «Изучив характер Базарова… Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья… Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает… Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова…

Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайность, но и в самых увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную мысль, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности как великому художнику и честному гражданину России».

Писарев не учитывал того, что в образе Базарова не нашли отражения многие существенные черты подлинно нового и положительного героя — революционера-демократа, и, с другой стороны, того, что этому новому герою вовсе не свойственны некоторые проявления базаровского нигилизма (отношение к искусству, к любви, к красоте). Молодое поколение не хотело узнавать себя в образе Базарова. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению о борце-революционере, о том положительном герое, воплощение которого в литературе хотело бы видеть молодое поколение и которое оно нашло очень скоро в романе Чернышевского «Что делать?».

Тургенев был смущён бурной полемикой по поводу романа. Вспоминая позднее эти страстные и противоречивые толки, вызванные «Отцами и детьми», Тургенев писал: «Я испытал тогда впечатления хотя разнородные, но одинаково тягостные.

Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатичных людях; я получал поздравления, чуть не лобзания, от людей противного мне лагеря, от врагов».

Он получал письма, в которых одни обвиняли его «в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии», другие упрекали с негодованием «в низкопоклонстве» перед этим молодым поколением.

Сам Тургенев не упрекал себя в том, что, создав образ Базарова, он погрешил против «художественной правды», которой он дорожил более всего. «Более всего,- писал он однажды,- интересуюсь живою правдою человеческой физиономии».

Убеждённый противник всякой фальши в искусстве, он писал в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». И если Тургенев неверно понял «нового человека» Базарова, то он стремился и тут остаться прежде всего честным, взыскательным, объективным художником.

В частных письмах и в заметке «По поводу «Отцов и детей» Тургенев защищал своё «любимое детище» — Базарова, который был в его понимании честным, правдивым, демократом до мозга костей, «провозвестником, крупной фигурой, одарённой известным обаянием, не лишённой некоторого ореола». Салтыкову-Щедрину он писал: «Скажите по совести, разве кому-нибудь может быть обидно сравнение с Базаровым. Не сами ли вы замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур».

Цельность характера и нравственная сила, правдиво запечатлённые в образе Базарова, привели к тому, что многие современники подражали герою романа Тургенева. По свидетельству И. Е. Репина, «из литературы два героя -как образчики для подражания — преобладали в студенчестве: Рахметов и Базаров».

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/54-turgenev-is-russkaya-literatura/263-lotczy-i-detir-sovremenniki-ob-otczax-i-detyax.html

Рецензия на книгу Отцы и дети

Оценка автора: 9/10 Дата написания: 29.11.16

Для  не любителя русской классики, то есть меня, где великие русские писатели ведают нам о чём-то таком далёком, заставляя просто засыпать над книгой, очень непривычно настолько сильно проникнуться одной из таких русских классических книг как «Отцы и дети». Думаю, название само за себя говорит. Естественно, главной темой для раздумий в данном произведении являются отношения разных поколений, что, кстати говоря, актуально всегда, ну и, конечно же, появление разночинцев среди либералов и демократов. 

Читайте также:  Сочинение на тему студенческая жизнь

Самое интересное, что Тургенев описывает события примерно 1862 года, когда отменили крепостное право, хотя на это и не делается сильный акцент, отметить это всё же стоит. 

 Если уж говорить о самих героях, то выделяются в основном Базаров, Кирсановы, ну и куда же без Анны Сергеевны Одинцовой. Именно в диалогах с ними раскрывается смысл романа.

Пытаясь описать Базарова, мне не приходит в голову ничего путного. До него были такие же необычные личности, (как Чацкий, например) но никто из них не вызывал во мне такую бурю эмоций.

Базаров- нигилист (тот, кто ничего не признаёт), но я считаю, что нигилистом сложно его назвать. Невозможно ничего не признавать, а он всё же  некоторое признавал (он отрицал природу, но по утрам любовался и наслаждался её красотой).

В Базарове собралась уйма противоречий, которые сложно понять, не отбросив здравый смысл. Но и не восхищаться им невозможно.

По моему мнению, так вся сущность Базарова была раскрыта именно в последних главах, когда, так сказать, ему уже просто нечего было терять. 

Также, Базаров- революционер. Его девиз «вначале разрушить всё, а потом подумаем, что делать дальше». Для такого образованного и рассудительного человека, как Базаров, это было довольно странно и это привело меня в некий тупик. 

Тургенев пытался «разрушить» своего Базарова, показать, что такие люди, как Базаров, — опасная «болезнь», подхватывающие многие, но в итоге разрушает именно «отцов», а Базаров в итоге становится ключом для примирения двух разных поколений, а, возможно, что Тургенев таким образом пытался показать, что любой бунт сводится на нет и общество должно развиваться по своему течению. Насчёт этого я не уверена.

Стоит заметить, что в романе весьма удивительные описания женских образов.

Даже не учитывая того, что Одинцова мне не понравилась, сам Тургенев над описанием её особы постарался.Анна Сергеевна умна и горда, но при этом довольно не высокомерна.

Ненавидит скуку, но любит комфорт.

На самом деле по сравнению с ней Базаров действительно кажется романтиком, так как сама Одинцова под маской спокойствия скрывает холодность, эгоизм и не умение увлекаться чем-то по-настоящему.

Анна Сергеевна выбрала жизнь безэмоциональной куклы, дабы жить спокойно в богатстве до старости.

Если же говорить о других женский образах, то они были довольно типичны для русских классических романов. Например, та же Катя, которая хоть и являлась сестрой Одинцовой, была совершенная ей противоположность: светлая и добрая личность, которая смогла утешить разбитое сердце Аркадия.

Мужские же образы описывать довольно долго и муторно. О Кирсановых можно сказать кратко — два брата совершенно не похожи на друг друга.

Лично я смело могу сравнивать и находить общие черты между Павлом Кирсановым и самим Базаровым. Хоть они и кажутся совершенно разными, но в них обоих можно уловить нотки схожести в повседневной жизни.

Сам Тургенев называл Николая «живым мертвецом», который просто напросто прожигал жизнь в вечных мероприятиях.

А если говорить в целом, то роман «Отцы и Дети» учит довольно многому. Во-первых, это, конечно же, взаимоотношения отцов и детей. «Отцы» должны принимать то, что с поколением молодёжь меняется, но и «дети» должны принимать во внимание опыт «отцов».

Во-вторых, автор шаг за шагом, раскрывая нигилистские взгляды своего героя, учит нас нравственным ценностям, учит нас быть человеком и как рассмотреть то самое главное в жизни, чтобы позже не жалеть о совершенных ошибках, которые иногда исправить мы уже не в силах…

Источник: https://librebook.me/review/1642

Отзыв о романе «Отцы и дети»

Отзыв о романе «Отцы и дети»

Недавно я прочитал зам

Отзыв о романе «Отцы и дети» DOCX / 14.73 Кб

(Отзыв о романе «Отцы и дети») замечательную книгу «Отцы и дети», её автор Иван Сергеевич Тургенев. Этот роман впервые опубликовали в 1862 году. 

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Смысл произведения уже отражается в самом названии — взаимоотношение отцов и детей.

Действия в романе происходят летом 1859 годы, то есть накануне крестьянской реформы 1861 годы. Главным героем «Отцов и детей» является – Евгений Базаров. Это человек-противоречие. Студент медицинского факультета. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей.

А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.  Однако, за показной грубостью скрывается любовь, за безразличием — жалость, за развязностью — волнение. Следуя за ним, читая его мысли в монологах, постепенно читатель понимает, что роль нигилиста в обществе дается этому герою не так уж легко.

В конце концов, Базаров вынужден признать, что, вопреки следованию надуманным принципам, любовь или страсть, жалость или нежность терзают его сердце так же, как сердце любого другого человека, будь то горничная или высокородный дворянин. Противоположно ему другое – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина.

Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принципах» и не хочет развиваться, двигаться вперед. 

«Отцы и дети» — книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Базаров может лишь ломать старое, но сам ничего нового создать не может.

Однако за либералами он также не оставляет права на будущее. Такие люди, как Павел Петрович, не способны вести за собой страну, так как их убеждения не имеют прочной идейной основы. Символичным является и то, что ни тот, ни другой герой не оставляют после себя наследников.

Так, Тургенев показывает, что будущее страны не принадлежит ни разночинной интеллигенции, ни либеральному дворянству. 

Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/otziv_o_romane_ottci_i_deti_124440.html

Рецензии на книгу Отцы и дети

«Живем вместе, умираем поодиночке.

Тоскливое утро. Портфели бегут в школу, брюки встречают юбки. А я пью кофе и смотрю не на школьниц, а на стройные ноги их матерей. — Что это за введение в школьном сочинении? Не выходим за рамки детки (детки-рамки), пишем о книге, а не о своих кофеях. Я буду снижать оценку.

Снижайте, но в этом сочинении я хочу быть секундантом. К тому же, хороший секундант пригодился бы на этих страницах. Тургенев так сэкономил на персонажах, что некому было сопроводить дуэлянтов. В его роли был читатель…

«Вот и господин нигилист к нам жалует.

У меня остались непонятные чувства от чтения «Отцов и детей». Мне понравилась Анна Одинцова. В ее взгляде чувствуется неподдельное любопытство. Есть в ней что-то, что задерживает на себе мужской взгляд. Тургеневу отлично удается изобразить игривую женщину, она у него выходит живой, почти влюбляет.

Я был в предвкушении увидеть тяжелую авторскую мысль с объёмными персонажами… а получил емкий вариант художественного текста, с тургеневским стилем — выливать на читателя биографию персонажа в минуту его выхода на сцену.

После книг Толстого мне думалось – жаль, что Нюту Каренину и Маслову не написал Достоевский. Закрыв «Отцов и детей», мне хочется сказать иное – очень жаль, что Базарова не нарисовал Чехов. Есть в этой истории потенциал к большому юмору и стебу.

Наверное, я слишком люблю читать про надрывы душ у Достоевского и юмор Чехова, чтобы оценить вот это. Бесспорно, Арина Васильевна (мать Базарова) красиво вбирает в себя образ набожного поколения.

В ее вере заметна авторская ирония, ведь она верила во все приметы – в леших, в домовых и т.д. Забавно, как русский человек считает себя истинно верующим и боится примет, чертей и прочего темного. Мне в таком моменте вспомнился сорокинский стеб про стопку икон в 2028 году.

С таким народным мировоззрением мы туда и хромаем. Знал бы Тургенев, что спустя 150 лет, мы также верим в домовых.

Одинцова – свободомыслящая, умеющая заинтересовать мужской взгляд, любящая грустить у распахнутого окна. Анна Сергеевна склонна к увлечению и комфорту. В личных ощущениях, она мне напомнила Настасью Филипповну.

Но Анна не столь импульсивна и куда больше начитанна, она сдержанна, ее мысль направленна в сторону рационализма, а не к витиеватой тропинке чувственности. На мой взгляд, на ее примере, неплохо показан появляющийся прагматизм женщин того поколения – 1859 год.

Тургенев наверняка был против этого веяния, ведь Катя – сестра Анны, сам идеал. Именно с ее невинного рта вылетают слова о покорении мужу с одновременной свободой. Чуть-чуть веры в Бога, чуть-чуть книг и румяных щек – и вот он, тургеневский идеал женщины.

Мне кажется, она выступает на стороне природной гармонии, своего рода, чувство меры. Скромна, но с характером. Млеет, но знает себе цену. Читает, любит музыку и т.д.

Катя – симпатия Тургенева. Что я не могу сказать о Базарове. Для лучшего олицетворения молодых людей с его персонажем, он добавляет к его характеру – отрицание старой модели поведения, агрессивную беспринципность и прочие «крутые штуки.

При этом писатель пытается показать на сюжете его чувств, что эта идеология обречена в зачатке. Базаров меня не раздражает, не радует и не смешит. Он скорее вызвал равнодушие. Хотя его отрицание романтизма и слов поэтов (о которых он ничего не знает) вызывают улыбку умиления.

Ну какой тут вышел представитель нигилизма? Больше напоминает подросткового бунтаря. Он отрицает принципы, утверждая, что живет ощущениями. Но лично для меня, если ты не пробуешь кашу, а изначально говоришь, что все каши – дерьмовы на вкус…это не ощущение. Это и есть принципы.

Тургенев протроллил молодое поколение еще в одном моменте. Отказ от авторитетов в первом абзаце и сотворение себе других во втором. Выглядит забавно, но слишком просто.

В общем, Базаров сам со временем понимает, что он просто БАЗАРов.

Как ни странно, я углядел в этом назидание. Сначала мне рисуют молодого Аркадия, который лепит себе кумиров почти в каждой локации. Потом Базарова, чье поведение противоречит своей же болтовне. А что на обратной стороне? Тоже не без греха.

Что в итоге? Я не нашел здесь интересного персонажа, за исключение Анны Сергеевны Одинцовой. И как по мне, эта книга идеально гармонирует за школьной партой.

Какое мнение высказали бы персонажи, прочитав эту книгу? Анна – скучно. Катя – романтично… Аркадий – Катя, что скажешь?

Базаров – на что мне Тургенев? Я такое даже не листаю.

Источник: http://readly.ru/book/30524/reviews/

Смысл романа Отцы и дети Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев — непревзойдённый мастер слова, которому свойственны краткость, яркое отображение наболевших проблем общества, любовь к народу. «Отцы и дети» — роман, который пропитан идейной борьбой, психологическими драмами и своеобразием русского быта. В чем же смысл произведения? Что хотел сказать И.С. Тургенев своей книгой?

Смысл названия книги «Отцы и дети»

По одному заглавию читатель может определить, о чем будет роман. Но почему И.С. Тургенев выбрал именно «Отцы и дети»? Все просто. Семья — это общество в миниатюре. Все сложнейшие, противоречивые проблемы, назревающие в социуме, отражаются в ней как в зеркале.

Многосложность общечеловеческих отношений, борьба идейных течений, противостояние мнений различных поколений. Заглавие «Отцы и дети» метафорично.

Автор не только показывает противостояние поколений, но и указывает на то, что устоявшие взгляды — это не всегда истина, которой надо придерживаться. На смену старым мнениям приходят новые, которые также имеют право на существование.

Только как найти общие точки соприкосновения между разными поколениями? Как решить назревшие в обществе социальные проблемы? В своём произведении И.С. Тургенев попытался дать ответы на наболевшие вопросы.

Смысл произведения «Отцы и дети»

Книга «Отцы и дети» является самым любимым и важным детищем у И.С. Тургенева. Смысл романа заключён не только в отражении назревших в обществе проблем. Автор даёт собственную характеристику многогранности семейных, гражданских, межличностных отношений.

Однако И.С. Тургенев не делает акцента на своей точке зрения относительно наболевших вопросов. С помощью композиции романа, языка, мыслей героев, правдивых и точных образов читатель может рассмотреть позицию автора.

Смысл романа «Отцы и дети» заключается в раскрытии конфликта между разными поколениями. Противоположные взгляды на политику, ведение быта, культуру, науку, религию. Кроме того, автор не обошел стороной и конфликт внутри различных слоёв общества. Назревание социальных проблем, неравенство, классовая борьба откладывают отпечаток на жизни всех людей.

В романе можно выделить основные направления, на которые автор делает акцент:

  • Семейные отношения.
  • Старое и новое поколение.
  • Идеологическое противостояния.

Рассмотрим каждое из них более подробно.

Семейные отношения

Для всего творчества И.С. Тургенева характерна семейная тема. У самого автора были крайне натянутые, сложные отношения с матерью. Ивану Сергеевичу не хватало тепла домашнего очага, уютного и спокойного семейного гнезда. Именно по этому для автора эта тема была очень близка. Создание гармонии между старшими и младшими поколениями то, к чему стремился И.С. Тургенев.

Роман «Отцы и дети» именно то произведение, которые на первое место в жизни любого человека ставит семейные ценности, взаимоотношения между родственниками. Без этого не может развиваться нормально ни одно цивилизованное общество. С помощью семьи Кирсановых автор указывает на возникшие проблемы.

Аркадий зависит от мнения Базарова. Однако это не мешает представителю передового, молодого поколения находиться в тесном контакте со своими родственниками. Яркие пейзажи, которые использует И.С. Тургенев, говорят о том, что Аркадий глубоко любит свою малую Родину. Даже столица ему не мила.

Но не только Аркадий старается поддерживать тёплые и дружеские отношения в своей семье. Кирсанов-отец готов прислушиваться к мнению младшего поколения.

Противником всего старого, прошлого является нигилист Базаров. Он может себе позволить высмеять «старичков», грубо разговаривает со своими матерью и отцом. Однако даже ему не чужды семейные ценности и традиции. И.С. Тургенев делает акцент на том, что нельзя перечеркивать достижения прошлых поколений.

Старое и новое поколение

Новое, молодое поколение — максималисты. Они считают себя умнее, талантливее, перспективнее. Автор приветствует новое время. Ведь они способны совершать поступки, которые положительно скажутся на обществе в целом. Однако И.С. Тургенев является ярым сторонником того, что нельзя полностью отказываться от опыта прошлых лет. Нельзя закрывать глаза на достижения старого поколения.

Идеологическое противостояние

В чем же заключается проблематика произведения? Движения разночинцев. Появление нового феномена в обществе — нигилиста, который ставит под сомнение государственные устои.

Читайте также:  В тылу как в тылу - краткое содержание рассказа алексина

Автор соединил в романе и рассказ о жизни Базарова, который хотел посягнуть на всю систему, и конфликт между различными идеологическими течениями, и критику нового движения.

Смысл финала «Отцы и дети»

И.С. Тургенев осудил и дворянство, и бунтаря Базарова. Нельзя яро отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на другие мнения. Но кем остался нигилист Базаров в конце произведения: победителем или проигравшим?

«Разрушить до основания мир» у него не получилось. В душу героя закрались сомнения относительно правильности нового течения. Однако людей, с кем бы мог он разделить свои переживания, он так и не нашёл. В финале романа «Отцы и дети» Базаров вынужден бороться уже не со старшим поколением, а с самим собой.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-otcy-i-deti-turgeneva/

Отзыв «Отцы и дети» сочинение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862 году и отражает глубокие социальны» противоречия того времени.

Главный вопрос, который ставит писатель, — это вопрос о поло­жительном герое, о типе общественного деятеля, в котором нуж­дается Россия.

Все большую роль в социальной жизни того вре­мени играли разночинцы-демократы, отрицающие все основы госу­дарства, люди дела. Таким показан в романе Базаров. Что же он отрицает?

Прежде всего, герой отвергает все авторитеты, принятые в царс­кой России. Когда Павел Петрович Кирсанов с удивлением спра­шивает Базарова, неужели он действительно все отрицает, а не толь­ко искусство, тот с невыразимым спокойствием отвечает: «Все». Ясно, что здесь речь идет, прежде всего, о государственном устрой­стве, самодержавии, крепостном праве. Именно это делает Базаро­ва бунтарем.

Базаров также отрицает роль аристократии в жизни современ­ного общества. Он справедливо полагает, что аристократы свою роль уже сыграли, а теперь ни на какое полезное дело не способ­ны. Такие представители высшего класса, как Павел Петрович, умеют следить за своей внешностью, живя даже в деревне. Но на большее они не способны. А этого мало для самоуважения, как считает Базаров.

Главный герой романа отрицает и то отношение к простому на­роду, которое проповедуют либералы: преклонение, восхищение патриархальностью и невежеством. Гордясь своим происхождени­ем из народа («Мой дед землю пахал»), Базаров стоит за трезвое отношение к народу. Он считает, что у крестьян есть еще много предрассудков и таких черт, которые следует ненавидеть, чтобы бороться с ними.

Итак, Базаров отрицает все отжившее, тормозящее развитие России. Но нигилизм Базарова распространяется и на вечные цен­ности. Базаров отрицает красоту природы. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

С одной стороны, он утверждает деятельное, хозяйственное отношение к природе. Нов природе есть красота, а не только круговорот химических ве­ществ, какдумает Базаров. Отрицает герой и искусство, считая, что — порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта».

Лю­бовь и все человеческие чувства Базаров также считает «гнилью» и «Романтизмом».

Основа мировоззрения Базарова — принцип пользы, причем сугубо материальной. Все, в чем не усматривается этой пользы — отрицается. За всеми сложными проявлениями человеческого со­знания герой видит лишь физиологию и биологию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все во­просы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, ис­кусства, философии.

Порывая с «барчуками проклятыми», Базаров бросает вызов непреходящим жизненным ценностям, и тем самым ставит себя в трагическую ситуацию. Любовь к Одинцовой — трагическое воз­мездие заносчивому нигилисту: она раскалывает его душу на две половины.

В нем живут и действуют два человека: один — страстно любящий, другой — отрицающий эту любовь. Тургенев пишет: «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Перед героем открылисьдве бездны: одна — за­гадка его собственной души, которая оказалась глубже, чем он пред­полагал, другая — загадка мира, который его окружает.

Итак, Тургенев показал, к каким последствиям может привести сила гнева, презрения и разрушения, если она примет нигилисти­ческие формы. Создание образа революционера-нигилиста можно считать творческим открытием писателя.

II вариант

И. С. Тургенев объясняет в известном письме Случевскому, что слово «нигилист» следует понимать как «революционер». Базаров — решительный противник существующего общественного поряд­ка.

На полемическое напоминание о необходимости «строить» Ба­заров отвечает достаточно определенно: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Нужно целиком отвергнуть и полностью разрушить существующий порядок вещей.

Без этого новое устройство жизни не только невозможно, его и представить себе нельзя, о нем и рассуждать не стоит.

Бросается в глаза равнодушие Базарова к вопросам государствен­ного устройства, к борьбе вокруг проектов «крестьянской» рефор­мы, к революционной пропаганде, к журнальной публицистике, — ко всему тому, вокруг чего концентрировались политические инте­ресы и политическая жизнь русского общества в начале 1860-х го­дов. В равнодушии резкая специфичность позиции Базарова. Ше­стидесятников предполагаемая реформа не удовлетворяла, их воз­мущала ее половинчатость. Похоже на то, что Базаров вообще не придает никакого значения конкретным политическим и эконо­мическим преобразованиям.

Легко заметить, что Базаров настаивает на неограниченной ду­ховной свободе личности. «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои» — характернейшая из базаровских формул. «Нигилист» от­вергает любые общие теории, системы, доктрины, явно не желая связывать себя даже теми из них, которые близки ему по духу.

Он отрицает не просто те или иные верования и авторитеты, но авто­ритеты как таковые, веру вообще, т. е. принципиальную возмож­ность веровать во что бы то ни было. И это не просто принцип, а неотъемлемое свойство базаровского мышления. Его ум противит­ся любым заданным предпосылкам неличного порядка, любым окончательным решениям, всему, что может ограничить его крити­цизм.

Он свободен даже по отношению к собственным идеям: ни одна из них не догматична.

«Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий,- мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма».

По своему общему смыслу эта фраза не так уж существенно отли­чается от базаровского утверждения «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», и тем не менее, она явно не нравит­ся Базарову.

Отталкивают, как видно, те категории, в которые оформляется мысль, — «требует», «должны», «не имеем права», «личный эгоизм».

Напротив, фразой «мы ломаем, потому что мы сила» и рассуждениями о том, что сила никому не дает отчета, Базаров безоговорочно отбрасывает вопросы о долге перед людь­ми — будь то отдельные личности или целый народ — и о мораль­ном праве на вмешательство в их жизнь. Даже вопрос о пользе разрушения старого мира в известной мере оставлен открытым: «Коли раздавят, туда и дорога».

Это демократизм, доходящий до крайности в своих уравни­тельных тенденциях. Разговаривая с Одинцовой, Базаров вооб­ще отрицает всякие существенные различия между людьми — не только социальные, но и естественные.

Но подобное уравнива­ние всех и вся парадоксально оборачивается презрением к лю­дям, притом к самым разным — от аристократа Павла Петрови­ча Кирсанова до забитых и нищих мужиков, любой из которых, по мнению Базарова, «заслуживает презрения».

При этом за эталон принимается собственная личность: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например. » Достаточ­но уловить эту логику, и уже не вызовет удивления базаровское замечание о Ситникове, открывающее, что нигилист делит че­ловечество на богов и олухов. В каком-то смысле он стремится начать историю «заново».

Можно ли представить себе, к чему Эт° приведет? Базаров не дает никаких обещаний, не рисует Никаких перспектив. Он вообще не пытается связывать настоя­щее и будущее: в существующей общественной реальности он не видит ничего, кроме явной несостоятельности ныне действую­щих жизненных норм.

Вряд ли можно увидеть в Базарове воплощение обществен­ного типа, представляющего то или иное конкретное течение. В рамки любого из таких течений Базаров явно не вписывается.

Источник: https://schoolessay.ru/otzyv-otcy-i-deti-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию