Лермонтов
«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества
Краткое содержание романа
Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией.
Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон.
При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое
— В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
— В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели.
«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
— «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина.
В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское.
Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб….
Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»
— «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
— «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…
«Герой нашего времени». Распределение по главам
Одно из изданий романа
Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Тамань» — первая часть
- «Княжна Мэри»
- «Фаталист» вторая
Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее
- По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
- После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
- За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
- Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
- Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
- На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)
История создания романа «Герой нашего времени». Кратко
- 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
- 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
- 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
- 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
- 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
- 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
- 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144—154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245—246), подписанные «М. Лермонтов».
- 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
- 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
- 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров — извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
- 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
- 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»
«Печорин — Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»
- 1840, 12 июня — Отрицательный отзыв Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к императрице
«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер.
Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений.
Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»
- 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
- 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
- 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста , литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…
Другие статьи
Источник: https://ChtoOznachaet.ru/geroj-nashego-vremeni-kratko.html
Лермонтов «Герой нашего времени» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Первые две показывают главного персонажа – офицера Печорина (см. Характеристика Печорина с цитатами, Образ Печорина, Внешность Печорина) – «извне», глазами чужих людей.
Три остальных основаны на его дневниках, представляя взгляд на самого себя «изнутри».
Этот краткий пересказ «Героя нашего времени» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст «Героя нашего времени», краткий и подробный его анализ, а также статью об истории создания романа.
Неназванный по имени русский путешественник едет по Кавказу. В пути по горам он встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча (см. Образ Максима Максимыча, Печорин и Максим Максимыч), прежде начальника одной крепости в Чечне. Рассказ Максим Максимыча про странный случай из тамошней своей жизни и составляет сюжет Бэлы.
В крепость приезжает служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин, человек странного замкнутого, но твёрдого и сильного характера. Он часто отдаётся бездеятельной скуке, но иногда загорается большой энергией и волей.
Однажды на свадьбе у одного из окрестных горских князей младшая дочь хозяина, Бэла, поёт Печорину нечто вроде комплимента. Печорину нравится эта красавица. Вскоре он узнаёт, что её беспутный брат Азамат жаждет заполучить прекрасную лошадь джигита Казбича (см. Характеристика Казбича с цитатами). За этого коня Азамат готов похитить из отцовского дома и отдать Бэлу.
Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм
Печорин входит в сделку с Азаматом. Он помогает угнать лошадь Казбича, когда тот пригоняет в русскую крепость баранов для продажи. Взамен Азамат привозит Печорину украденную собственными руками сестру.
Бэла вначале дичится Печорина, однако потом ему удаётся внушить горянке любовь к себе. Некоторое время их страсть очень горяча, но вскоре Печорин начинает охладевать к Бэле. Девушка в отчаянии жалуется на это Максим Максимычу.
Тот пытается пристыдить Печорина, но в ответ слышит от него рассказ о его прежней жизни. Человек богатый, Печорин раньше предавался отчаянным кутежам, имел немало светских успехов, но потом и то, и другое ему надоело.
Думая оживить утомлённую душу опасностью, он приехал воевать на Кавказ, однако и здесь вскоре привык к «жужжанию пуль». Рухнули и упования Печорина на сильное чувство с Бэлой.
Ему стало ясно, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». (См. также статью Печорин и женщины.)
Тем временем, Казбич из мести выслеживает Бэлу, вышедшую из крепости за водой, и пробует увезти её на лошади. Офицеры гонятся за ним. Казбич пронзает Бэлу кинжалом и бросает, а сам скрывается в горах. (См. полный текст отрывка «Смерть Бэлы» и статью Почему Казбич убил Бэлу?)
Над телом Бэлы Печорин вначале пытается сохранить спокойствие, но потом не выдерживает и заходится в отчаянном смехе, от которого мороз пробирает по коже.
Подробнее – см. в статье Лермонтов «Бэла» – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочесть полный текст и анализ этой повести.
«Максим Максимыч»
Максим Максимыч и его спутник останавливаются на одной дорожной станции. Вскоре к ней приезжает богатая коляска. Узнаётся, что она принадлежит тому самому Григорию Печорину, который сейчас отправился ночевать к одному полковнику.
Обрадованный Максим Максимыч посылает лакея Печорина передать своему хозяину: здесь находится служивший с ним в Чечне капитан. Старик ждёт, что бывший друг тут же придёт к нему, однако к большому разочарованию Максим Максимыча Печорин так и не появляется до ночи.
Утром Максим Максимыч уходит по служебному делу, а его спутник вскоре видит, как на станции появляется Печорин. Этот человек небрежных манер, явно пережил много душевных бурь. Его глаза не смеются, когда улыбается лицо. (См. Внешность Печорина, Описание Печорина.)
Печорин собирается уезжать, и не вспоминая про Максим Максимыча. Однако тот вдруг возвращается и бежит, что есть мочи, обнять старого товарища. Печорин в ответ лишь подаёт капитану руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, он садится в коляску.
Максим Максимыч потрясён таким равнодушием. Он старается задержать Печорина, но тот даёт кучеру знак отправляться. Старик напоминает: «Да у меня ваши записки. Что с ними делать?». Бросив: «Да что хотите» – Печорин уезжает.
Заинтересовавшийся Печориным спутник Максим Максимыча просит, чтобы старик отдал ему записки этого непонятного человека. Узнав вскоре, что Печорин умер во время путешествия в Персию, он решает опубликовать их.
Из дневников Печорина и составляются последние три части «Героя нашего времени».
Публикатор говорит, что его особенно поразило, «с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки».
Подробнее – см. в статье Лермонтов «Максим Максимым» – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочесть полный текст и анализ этой повести.
«Тамань»
Печорин приезжает по служебным делам в захудалый городишко Тамань. По неимению свободных помещений для постоя казачий десятник поселяет его в хате на морском обрыве, чьи хозяева слывут людьми подозрительными. Придя в хату, Печорин застаёт там лишь 14-летнего слепого сироту, который живёт здесь из милости.
Ночью, не успев заснуть, Печорин вдруг видит, как слепец наощупь идёт с каким-то свёртком по дороге к пристани.
Из любопытства он следует за ним и видит: мальчик вместе с невесть откуда взявшейся девушкой встречают у берега лодку гребца по имени Янко. Все вместе они вытаскивают из неё большие узлы.
Печорин понимает, что это – контрабандисты. (См. Печорин и контрабандисты, Роль пейзажа в повести «Тамань».)
Утром приходит старая хозяйка хаты. Печорин со смехом расспрашивает слепого мальчика, «куда это он таскался ночью»? Вскоре появляется и девушка, виденная им у пристани. Эта похожая на русалку красавица начинает шаловливо заигрывать с Печориным.
Пытаясь заинтриговать прекрасную незнакомку, Печорин намекает ей, что может донести коменданту о происходившем ночью на берегу. Девушка в ответ лишь смеётся. Чуть позже она приходит в комнату к Печорину, неожиданно целует его, приглашает на берег, когда стемнеет, и быстро ускользает.
С наступлением темноты Печорин встречается с «русалкой» у моря. Та увлекает его прогуляться на лодке. Выплыв в море, девушка вначале манит Печорина ласками, а потом пытается сбросить за борт и утопить – думая так избавиться от доносчика.
После отчаянной борьбы Печорин сам сталкивает её с лодки в воду. Он догребает до пристани и через некоторое время видит издали на берегу спасшуюся «русалку». Вновь появляется лодка с Янко, приходит и слепой. Боясь ареста, Янко и девушка решают уплывать отсюда. Слепой просится плыть с ними, но они прогоняют его.
Этот случай вызывает у Печорина тягостные раздумья. Сам того не желая, он разрушил чужое существование. Неизвестно, какая участь ждёт теперь старуху и мальчика. «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» Подобную роль Печорину придётся играть ещё не раз.
Подробнее – см. в статье Лермонтов «Тамань» – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочесть и полный текст этой повести.
«Княжна Мери»
[См. также: Печорин и Вера (с цитатами), Отношения Веры и Печорина, Первая встреча Печорина и Веры, Письмо Веры к Печорину, Печорин и Вернер – сравнение с цитатами, Грушницкий и Вернер – сравнение.]
Печорин приезжает на отдых в Пятигорск. Тут знакомый юнкер Грушницкий рассказывает ему о гостьях из Москвы – княгине Лиговской и её дочери, молодой красавице Мери.
Недалёкий, склонный к наигранным, театральным жестам и чувствам Грушницкий начинает пылко ухаживать за Мери.
Частью от скуки, частью в пику Грушницкому, а частью и от действительной симпатии к очаровательной княжне в такую же игру втягивается и Печорин.
Зная по опыту все тайные струны женской души, он обольщает Мери весьма умело. Поначалу Печорин вызывает в ней раздражение рядом вызывающих, насмешливых выходок.
Однако порождённая ими неприязнь заставляет княжну обратить на дерзкого кавалера пристальное внимание.
Распалив интерес Мери до страстности, Печорин постепенно выставляет себя в её глазах несчастной жертвой людской злобы и зависти, которые извратили добрые задатки его души. Мери проникается состраданием к нему. Оно переходит в горячую любовь.
Поначалу Мери выказывает благосклонность к Грушницкому, но потом отвергает этого пустоватого франта ради волевого и умного Печорина. Грушницкий решает мстить. Ряд мелких стычек в конце концов завершается дуэлью между Печориным и Грушницким.
По совету одного коварного драгунского капитана Грушницкий даёт согласие на низкую подлость: во время поединка будет заряжен только его пистолет, а оружие противника останется без пули. Печорин узнаёт об этом замысле, срывает его и на дуэли убивает Грушницкого. (См.
полный текст отрывка «Дуэль Печорина и Грушницкого», Монолог Печорина перед дуэлью.)
Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955
Мери признаётся Печорину в своей любви. Он и сам уже чувствует сильную привязанность к незаурядной девушке, но это растущее чувство лишь подталкивает его расстаться с ней. Печорин слишком любит свободную, бурную и опасную жизнь.
Тихие радости брака его не манят, призрак возможной женитьбы всегда побуждает бросить очередную пассию. Мери потрясена словами Печорина, что он не любит её и прежде лишь смеялся над ней.
При финальном объяснении Печорин едва удерживается, чтобы не броситься к ногам княжны, но гордая, свободолюбивая натура берёт в нём верх над сердечным порывом. (См. Последний разговор Печорина и княжны Мери.)
Подробнее – см. в статье Лермонтов «Княжна Мери» – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочесть и полный текст этой повести.
«Фаталист»
На офицерской вечеринке заходит разговор о фатализме – убеждении, что судьба человека написана на небесах и от рока невозможно уйти. Присутствующий поручик Вулич предлагает пари на деньги с целью проверить эту теорию. Пари заключает с ним Печорин, которому по странному выражению лица поручика кажется, что тот сегодня непременно умрёт.
Сняв со стены пистолет и не зная, заряжен ли он, Вулич приставляет его себе к виску и спускает курок. Пистолет даёт осечку. Чтобы проверить, если ли всё же в нём пуля, Вулич делает второй выстрел, в висящую фуражку – и пробивает её насквозь. (См. статьи: Характеристика Вулича, Вулич и Печорин – их отношение к судьбе и предопределённости.
)
Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков
Печорин проигрывает пари, но не может избавиться от убеждения, что на лице поручика виден знак смерти. Офицеры расходятся. По пути домой Печорина нагоняют два казака, рассказывая: один их буйный товарищ сильно напился и только что выбежал куда-то на улицу, махая шашкой.
Едва Печорин приходит домой, как к нему прибегают с рассказом, что Вулич убит. Тот самый пьяный казак наткнулся на него по улице и зарубил шашкой. Перед смертью поручик успел произнести: «Он прав!», явно имея в виду предсказание о скорой гибели, услышанное от Печорина.
Преступника окружают в пустой хате. Он не хочет сдаваться и грозит убить всякого, кто попытается к нему войти. Печорин тоже решает испытать свою судьбу. Выбив окно, он запрыгивает в хату к убийце. Тот стреляет в него, сбив эполет, но не ранив. Печорин хватает казака за руки, а через дверь врываются другие и вяжут преступника.
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» Однако сухой скептический ум Печорина всё же не склонен слепо верить в рок, ибо «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»
Подробнее – см. в статье Лермонтов «Фаталист» – краткое содержание. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст и анализ этой повести.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3838-lermontov-geroj-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie
Тамань («Герой нашего времени») – краткое содержание
Печорин прибыл в Тамань поздно вечером. Усталого и измученного, его, наконец, поселили в доме, пользовавшемся в Тамани дурной славой. В этом доме его встретил слепой, который очевидно, помогал хозяйке и ночевал в нем. Денщик, как только лег, заснул сразу, а вот Печорину на новом месте не спалось. Перед глазами стоял слепой, и что-то вызывало у офицера тревогу.
Заметив в окне какую-то тень, он вышел на улицу, где увидел слепого. Мальчик уверенно спустился к пристани. Печорин осторожно и бесшумно последовал за ним. Здесь он стал свидетелем встречи какой-то девушки, слепого с контрабандистом.
Море штормило, и девушка переживала о том, что некий Янко не приплывет. Однако слепой обостренным слухом услышал приближающуюся лодку. Печорин в темноте лодку увидел не сразу. Тем более, не мог ничего слышать.
Он увидел, что слепой, женщина и прибывший на лодке вытащили из нее какие-то узлы и пошли с ними вдоль берега.
Утром, увидев слепого мальчика в доме, Печорин попытался выпытать у того куда он ходил, и что это были за узлы. Но слепой прикинулся ничего не понимающим. Старуха тоже притворялась глухой. Она готовила еду, но гостю обед не предложила.
Печорин должен был следовать морем в Геленджик, но судов, не было. Комендант крепости Фанагория, с которым наш герой встретился на следующее утро, заметил, что почтовое судно будет дня через три.
Вскоре в доме появилась девушка. Она была энергичной, подвижной, имела довольно привлекательную наружность. Могло показаться, что она безумная, но взгляд был вполне осмысленным. Говорила загадками. Она пригласила вечером Печорина на свидание, пригласила кататься на лодке, и во время катания попыталась его утопить.
Печорина спасло от утопления то, что он вовремя разгадал план девушки, и то, что он, как все мужчины, оказался физически сильнее ее. Одной рукой он схватил ундину за шею, другой за волосы, и когда она, ослабила хватку, Печорин скинул ундину в воду, а сам сломанным веслом догреб до берега, где увидел, что девушка отжимала волосы.
Как большинство жителей побережья ундина хорошо плавала.
Из ее слов, еще находясь в лодке, Печорин узнал, что она и его сообщники боялись, что раскрыв их тайну, Печорин донесет властям.
Возвращаясь после «свидания» в хату, Печорин снова стал свидетелем встречи контрабандиста Янко со слепым. Янко сообщил слепому о том, что уходит от своего прежнего хозяина, который платил ему мало.
Он всегда найдет себе дело. Он также попросил передать старухе, что забирает девушку с собой.
Глядя на удаляющуюся лодку и плачущего слепого, Печорин пожалел о том, что своим любопытством растревожил бизнес «честных контрабандистов».
Вернувшись домой, Печорин обнаружил, что из его вещей исчезли «шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал».
Выместив досаду на спящем казаке, исполнявшем роль денщика, Печорин понял, что глупо жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой, а какая-то девчонка едва не утопила.
На следующее утро появилась возможность выехать из Тамани, чем наш герой тут же воспользовался. Что стало с героями рассказа, он не знает, и никогда этим не интересовался.
Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/taman-geroj-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie
Герой нашего времени — очень краткое содержание
Минимальное содержание романа, всего 350 слов.
Автор на Кавказе встречает Максима Максимыча, и тот рассказывает ему о случае с Печориным. Печорину понравилась местная девушка Бэла, и он, сговорившись с ее братом, крадет ее в обмен угон лошади Казбича. Не сразу, но Бэла влюбляется в Печорина, которому она уже успевает надоесть.
Вскоре Казбич из-за мести похищает и ранит Бэлу, и она умирает, а Печорин уезжает.
Происходит встреча автора, Печорина и Максима Максимыча. Печорин не обрадовался встрече, чем обидел старика. А автору достались дневники Печорина.
Автор узнает, что Печорин погибает в Персии.
Печорин ночует в Тамани и прослеживает за контрабандистами: слепым мальчиком, девушкой и Янко.
Утром он встречает девушку и грозится раскрыть их. В ответ Ундина зовет Печорина на пляж и неудачно пытается утопить.
Вскоре Печорин узнает, что из-за него Янко с девушкой уплывают, а слепой остается один.
Печорин встречает Грушницкого в Пятигорске и сближается с Вернером. Грушницкий общается с княжной Мери, строя из себя жертву, но вскоре надоедает ей, а Печорин, наоборот, ради встреч с Верой, сближается с княжной, спасая ее на балу от пьяного. Печорин понимает, что княжна безответно влюбилась в него, но не спешит прекращать игру с ней.
Грушницкий и несколько офицеров готовят заговор против Печорина — планируется шуточная дуэль, чтобы напугать его.
Вскоре Печорин целует и тут же признается княжне, что не любит ее. Позже его чуть не ловит Грушницкий после тайной встречи с Верой. В ответ на обвинение в этом Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Вернер становится секундантом Печорина, а заговорщики решают зарядить только пистолет Грушницкого. Печорин узнает об этом, но не раскрывает заговор.
На дуэли первым стреляет Грушницкий, но не может выстрелить насмерть и только царапает Печорину ногу. В ответ Печорин заряжает свой пистолет и убивает противника.
После Печорин получает прощальную записку от Веры и бросается за ней, но не догоняет. Печорина высылают из-за дуэли.
Зашел спор о судьбе. Вулич на спор стреляет в себя, но вышла осечка, хотя Печорин видел печать смерти на его лице. И в тот же вечер Вулича убивает пьяный казак. Печорин также проверяет судьбу и чуть не погибает при попытке поймать убийцу.
Другие версии для прочтения:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Источник: https://geroy-nashego-vremeni.ru/issledovaniya-romana/geroj-nashego-vremeni-ochen-kratkoe-soderzhanie/
«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Более 180 лет назад вышел в свет лирико-психологический роман «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения поможет понять сюжетные коллизии и раскрыть образ ключевого персонажа. Анализ раскроет авторский замысел, тему и основной конфликт произведения. Расскажем о романе подробнее.
ru.wikipedia.org
«Герой нашего времени»: краткое содержание
Роман «Герой нашего времени», читать который рекомендуют школьникам на уроках литературы, — произведение многоплановое. Оно продолжает тему так называемых лишних людей, характерную для русской литературы 40–50-х годов XIX века.
Роман имеет нелинейную структуру повествования. Понять произведение можно, изучив его краткое содержание:
«Бэла»
Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бэла». В ней рассказчик знакомится со штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.
Этот персонаж, в свою очередь, повествует о главном герое романа — прапорщике Печорине, с которым ему довелось служить в одной из крепостей на Кавказе. Максим Максимыч характеризует Печорина как «славного малого», которого сослали на Кавказ после какой-то неприятной истории.
Однажды Максим Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Бэлу — младшую дочь-красавицу хозяина. Среди приглашенных был Казбич — черкес, которого сын хозяина уговаривал продать коня за любые деньги. Даже предлагал помощь в краже сестры.
Казбич наотрез отказался расставаться с конем. Тогда Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик мог выкрасть коня. Взамен на свои услуги потребовал Бэлу.
Мальчик привез сестру в крепость, украл коня и исчез навсегда, опасаясь мести Казбича. Печорин держал девушку взаперти, пытался добиться ее внимания подарками и приятными словами.
Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.
Однажды Казбич похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и убежал. Бэла умерла на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.
«Максим Максимыч»
Описывая краткое содержание романа, следует упомянуть главу, которая самостоятельного значения не имеет, но помогает автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет узнать историю еще одного персонажа.
Действие происходит в придорожной гостинице, где рассказчик вновь встречает Максима Максимыча. Они узнают, что здесь же по пути в Персию остановился Печорин. Максим Максимыч с радостью ожидает встречи со старым приятелем, но тот не приходит ни вечером, ни ночью.
Когда же Печорин появился, он вел себя холодно:
- Вначале сказал, что торопится уезжать.
- На предложение Максима Максимыча остаться подольше ответил отказом.
- На вопрос, что делать с дневником, который тот хранил много лет, Печорин ответил, что ему все равно.
Огорченный таким поведением героя, Максим Максимыч отдал дневник рассказчику.
«Тамань»
Глава повествует о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался во время служебной поездки. Он остановился на берегу в доме, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, как мальчик отправляется на берег, и последовал за ним.
Он увидел, как мальчик и незнакомая девушка помогают выгрузить груз с лодки на берег. Утром Печорин познакомился с девушкой и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она вечером пригласила его на свидание и попыталась столкнуть с лодки в море. Герой удержался и столкнул девушку.
Позже он вернулся на место, где встретил контрабандистов впервые, и увидел, как девушка с мужчиной отплывают на лодке, оставив на берегу слепого мальчика. Печорин впоследствии жалел, что нарушил привычный уклад контрабандистов.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»
«Княжна Мери»
Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения продолжает глава, написанная в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.
Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также в Пятигорске находится юнкер Грушницкий — старый знакомый героя. Последний старается добиться внимания Мери. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, чем вызывает интерес у семейства.
Далее события развиваются быстро:
- Однажды Печорин узнает, что у Лиговских гостит дальняя родственница. Ею оказывается Вера — его бывшая возлюбленная.
- После встречи между ними вновь пробегает искра.
- По предложению Веры Печорин чаще бывает у Лиговских, ухаживая для отвода глаз за Мери. Этим он вызывает ревность Грушницкого.
Последний начал распускать слухи о Печорине и Мери, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого в пистолете Печорина не должно было быть патронов. Но герой узнал о задумке и изменил правила дуэли, предложив стреляться на краю пропасти, чтобы не осталось шансов выжить.
Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Начальство, получив информацию о происшествии, перевело его на Кавказ в крепость, где герой познакомился с Максимом Максимычем.
«Фаталист»
Действие главы происходит в одной из казачьих станиц, куда судьба забросила Печорина. Во время одного из вечеров зашел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел у него маску смерти на лице. Вулич взял первый попавшийся пистолет и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии курка пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.
Офицеры разошлись, а на утро Печорин узнал, что одного из офицеров зарубил пьяный казак. Покойным оказался Вулич. Казак заперся в хате и угрожал. Только Печорину хватило смелости проникнуть в дом. Он хотел, как и Вулич, испытать судьбу. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.
Этот случай заставил Печорина долго размышлять, является ли он фаталистом.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»
«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения
«Герой нашего времени»: анализ произведения
Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение традиций Пушкина, а Белинский окрестил главного героя романа Лермонтова «Онегиным нашего времени».
Вот какие особенности произведения выделяют литературоведы:
Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»
Исследователи творчества Лермонтова полагают, что замысел у писателя родился еще в 1836 году при жизни Пушкина.
Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного тому, что изобразил Пушкин. Не удивительно, что фамилию персонажу он выбрал по названию бурной реки Печоры.
Этим он хотел подчеркнуть и преемственность, и отличие персонажа от пушкинского Онегина. Онега — спокойная равнинная река, которая географически южнее, чем Печора.
После смерти Пушкина Лермонтов поехал служить на Кавказ, где определился с образами и локациями, которые описаны в произведении.
К написанию текста писатель приступил в 1838 году, издавая отдельные повести. Первой увидела свет «Бэла» (1839), а за ней — «Фаталист» (1839). Хронологически их содержание — это середина повествования. «Тамань» — первая по хронологии повествования глава романа — была издана в 1840 году.
«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения
Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого типа литературных героев, которые сформировались в 40–50-х годах XIX века. Это люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали.
Так, Печорин без зазрения совести разрушает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя сбежал, а младшую дочь Бэлу обесчестил Печорин, а затем убил Казбич.
В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая к тому времени замужняя женщина, и нарушает устоявшиеся социальные нормы светского общества по отношению к Мери. При этом он не сожалеет о том, как поступил с Мери или Бэлой, но ему жаль, что потревожил «честных контрабандистов».
«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр
Повествование романа построено так, что читатель узнает героя как из рассказов людей, которые с ним знакомы, так и по материалам его записей. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Поэтому читатель вначале узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Бэлы, а затем о том, в результате каких перипетий судьбы он оказался на Кавказе.
Критики называют роман лирико-психологическим. Он сочетает в себе тему лишнего человека, характерную для русской литературы, с элементами западноевропейского романтизма.
Главный герой романа «Герой нашего времени»
После публикации романа критики разошлись во мнениях. Те, кто придерживался славянофильской ориентации, заявляли, что герои нашего времени, подобные Печорину, не характерны для русского общества. Они лишь порождение вредных влияний Запада.
Другие считали, что совершенно иную идею закладывал Лермонтов. «Герой нашего времени», по мнению Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:
- Молодые люди выросли в эпоху серьезных ограничений.
- Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали общественные нормы и вели себя вызывающе.
Печорин — спорная личность. Ему не нравятся общественные устои и своим вызывающим поведением он всячески показывает это. Он не в состоянии построить нормальные отношения. Холоден с Максимом Максимычем, Мери и Бэлой, которые проявляли к нему теплые чувства. Вызывает ревность Грушницкого, точно зная, что тот влюблен в Мери.
Интересно, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он, не задумываясь, участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Герой также легко нарушает социальные нормы, принятые на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, который ради коня вынужден скрываться, чувства отца, который лишился сына и дочери, и Казбича, который остался без верного друга.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. С ним стоит познакомиться, чтобы узнать больше об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.
«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы
Источник: https://www.nur.kz/1848407-geroj-nasego-vremeni-kratkoe-soderzanie-i-analiz.html
Краткое содержание романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Бэла
Автор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается разговор. Штабс-капитан рассказывает автору о своем знакомом — Печорине.
Печорин прибыл в крепость за Тереком служить. Характер у молодого человека загадочный и противоречивый: «А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…».
Недалеко
от военной крепости жил местный князь. Его пятнадцатилетний сын Азамат стал часто ездить в крепость. Несмотря на столь юный возраст, Азамат обладал горячим нравом, и многие его специально поддразнивали. Когда князь выдавал замуж старшую дочь, он пригласил Печорина и Максима Максимыча на свадьбу.
На свадьбе молодой человек увидел Бэлу — младшую дочь старого князя. Девушка ему очень понравилась. Среди гостей присутствовал и Казбич, у которого был необычайно красивый конь Карагез. Из-за коня многие ему завидовали и даже пытались украсть Карагеза.
Ходили слухи, что этот мужчина крал скот, ходил
с абреками за Терек и занимался другими подозрительными делами.
На улице Максим Максимыч случайно слышит разговор Азамата и Казбича. Казбич рассказывает, как Карагез однажды спас ему жизнь, когда он убегал от казаков.
Парень хвалит коня и обещает сделать за него все что угодно, даже украсть свою сестру Бэлу. Казбич отказывается и подшучивает над Азаматом. Сын князя злится, и возникает стычка.
Парень кричит, что Казбич хочет его зарезать. Поднимается шум, и мужчина скрывается верхом на своем коне.
Штабс-капитан рассказывает Печорину об услышанном разговоре. Во время визитов в крепость герой начинает дразнить Азамата конем, доводит его до исступления. Затем он договаривается обменять коня Карагеза на Бэлу.
Вечером парень уже привозит свою сестру. На следующий день Казбич привозит на продажу десять баранов. Пока он находится в доме, Азамат похищает его коня. Убитый горем мужчина пролежал на дороге около суток.
Узнав имя похитителя, он отправился в аул с целью отомстить.
Максим Максимыч взывает к совести Печорина, но тщетно: «Что я могу с собой поделать, коли она мне нравится?». Молодой человек делает Бэле каждый день подарки, говорит о своей любви, но ухаживания его напрасны.
Штабс-капитан посмеивается над героем, но он предлагает заключить пари, что через неделю девушка будет его. Новые подарки не помогли, и молодой человек говорит Бэле, что совсем скоро уезжает навсегда. Девушка бросается на шею Печорину и говорит, что любит его.
Казбич, ослепленный жаждой мести, убивает отца Бэлы.
Утром автор с Максимом Максимовичем едут дальше. Описывается вольная, дикая и буйная кавказская природа. Штабс-капитан трагически заканчивает свой рассказ. От Бэлы долго скрывали смерть отца, но потом все же сказали. Она поплакала два дня и успокоилась.
Печорин все чаще надолго отлучается из крепости на охоту. Бэла страдает из-за этого. Когда Максим Максимыч с девушкой гуляют вдоль крепостной стены, они видят Казбича. Печорин просит их быть осторожней и запрещает любимой покидать крепость.
Штабс-капитан упрекает героя в холодности к Бэле. Печорин отвечает, что он несчастен и приносит несчастья другим. Он пользовался успехом у женщин, но его сердце при этом оставалось свободным. К наукам он охладел так же быстро, как и к свисту пуль на Кавказе.
Ему казалось, что Бэла растопит его сердце, однако этого не случилось.
Когда Печорин и Максим Максимыч возвращаются с охоты, они слышат выстрел. Казбич обманом проник в крепость, похитил Бэлу и ранил ее кинжалом. Через два дня девушка умерла. После похорон Бэлы Печорин долго болеет, и вскоре его переводят в Грузию.
Максим Максимыч
После недолгого расставания автор снова встречается с Максимом Максимычем на постоялом дворе. Подъезжает еще одна коляска. От лакея Максим Максимыч узнает, что коляска принадлежит Печорину и что тот останется ужинать у полковника.
Штабс-капитан просит лакея предать хозяину, что здесь Максим Максимыч. Он ждет Печорина у ворот, но тот не появляется. Печорин приходит к Максиму Максимычу в его отсутствие, и автор посылает за ним.
Автор замечает, что Печорин стройный, средне го роста, с худыми пальцами, его походка ленива и небрежна, а в улыбке есть что-то детское. Глаза остаются холодными, даже когда молодой человек смеется.
Прибегает запыхавшийся штабс-капитан и хочет кинуться товарищу на шею, но Печорин лишь холодно протягивает ему руку. Он говорит, что скучал все это время, а сейчас едет в Персию,
Максим Максимыч спрашивает, что делать с оставшимися у него дневниками. Печорин отвечает: «Что хотите» и уезжает. Автор отправляется в дорогу и просит бумаги Печорина. Штабс-капитан отдает, и они сухо прощаются.
Журнал Печорина
Тамань
Повествование ведется от лица Печорина. Он приезжает в Тамань поздно ночью на перекладных. Из-за отсутствия казенной квартиры молодого человека селят в хате у берега моря. Там живет сирота, слепой мальчик. Ночью Печорин замечает, как слепой с каким-то узлом крадется к берегу моря, начинает за ним следить. На берегу к мальчику подходит девушка и говорит, что Янко сегодня не будет.
Однако слепой надеется, что Янко все же приплывет, ведь он смелый. Спустя некоторое время приплывает лодка, чем-то нагруженная. В ней сидит человек в бараньей шапке. Печорин возвращается назад. Вскоре он видит девушку, которая была с мальчиком на берегу. Молодой человек спрашивает, как ее зовут, но она ему не говорит.
Тогда герой угрожает сообщить коменданту, что видел ее ночью у берега.
Однажды девушка приходит к Печорину, целует его и назначает свидание ближайшей ночью на берегу. Молодой человек берет с собой пистолет и отправляется на свидание. Ожидавшая Печорина девушка ведет его к лодке. Когда они отплывают от берега, девушка бросает пистолет в воду и пытается утопить Печорина. Во время схватки он кидает девушку за борт.
Она доплывает до берега, а скоро прибывают слепой с мешком и Янко. Янко вместе с девушкой уплывают и бросают мальчика. Он начинает плакать. Печорин понимает, что встретился с компанией контрабандистов. Вернувшись в хату, он обнаруживает в мешке, который нес слепой, свой кинжал, шашку с серебряной оправой, шкатулку.
Наутро Печорин отправляется в Геленджик.
Княжна Мери
Печорин приезжает в Пятигорск и видит множество скучающих людей: барышень, отцов семейства и других персон.
У источника он встречает своего знакомого — франта Грушницкого. Этот человек занят только собой и слывет знатным храбрецом.
Молодые люди когда-то познакомились в действующем отряде, и теперь Грушницкий рассказывает о «водяном обществе». Составляют его в основном прескучные люди, и единственные интересные персоны — княгиня Лиговская с дочерью Мери.
В момент разговора они как раз проходят мимо, и Печорин замечает, что Грушницкому нравится Мери.
У девушки длинные ресницы и «бархатные глаза», она хороша собой и одевается со вкусом. Печорина посещает русский доктор Вернер — материалист, но в душе поэт. У него одна нога короче другой, большая голова, он невысокого роста.
Печорин с доктором понимают друг друга с полуслова. Вернер говорит, что княжна уверена, что Грушницкий разжалован в солдаты за дуэль и очень им интересуется. К Лиговским приехала родственница, по описанию которой Печорин узнает Веру.
Когда-то он очень сильно любил эту женщину.
После обеда Печорин видит Лиговских, окруженных толпой молодежи. Он начинает рассказывать знакомым офицерам анекдоты, и постепенно всю публику переманивает к себе. Княжна, лишенная общества кавалеров, обижается на Печорина. Все последующие дни Печорин продолжает вести себя подобным образом, например покупает персидский ковер, который хотела приобрести Мери.
Грушницкий пытается познакомиться с княжной и понравиться ей, но Печорин уверяет его, что девушка долго будет морочить ему голову, а потом выйдет замуж за какого-нибудь богатого человека. Молодой человек влюблен и даже выгравировал на купленном кольце имя своей возлюбленной.
«Явно, что он влюблен, потому что стал еще доверчивее прежнего; у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы…»
Вскоре у источника Печорин встречает Веру. «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она осмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек». Вера замужем второй раз за богатым старичком, который приходится Лиговским дальним родственником.
Печорин решает ухаживать за Мери, чтобы у него была возможность в доме Лиговских встречаться с Верой. Любовь он называет «жалкой привычкой сердца» и считает для себя достаточным просто быть кем-то любимым. По дороге в горы молодому человеку встречаются Грушницкий и Мери. Печорин решает влюбить в себя Мери, когда романтик Грушницкий ей наскучит.
На балу в ресторации Печорин танцует с Мери, спасает ее от пьяного господина и просит прощения за свое поведение. Неприязнь девушки сменяется благосклонностью. В гостях у Лиговских молодой человек общается только с Верой, что очень обижает Мери. Она любезничает с Грушницким, который ей уже надоел, чтобы досадить Печорину.
Печорин понимает, что совсем скоро девушка в него влюбится. Он завоевывает сердце Мери, чтобы почувствовать над ней свою власть.
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, дышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
Грушницкого произвели в офицеры, и он рассчитывает удивить Мери новыми эполетами. На прогулке Печорин говорит Мери, что ему всегда приписывали наклонности, которых у него нет. Мери говорит Вере, что влюблена в Печорина, ту мучает ревность. Печорин обещает Вере уехать за ней в Кисловодск, куда она собирается с мужем.
Грушницкий надевает новый мундир и идет к Мери, но девушка отвергает его. Во главе с Грушницким образуется «шайка», которая распускает слух о том, что Печорин женится на Мери. Герой уезжает в Кисловодск, чтобы чаще видеться с Верой. Туда же отправляются и Лиговские.
При переезде через горную речку Мери становится плохо, Печорин ее поддерживает, обнимает и целует. Девушка признается герою в своих чувствах, но он реагирует как-то холодно и безразлично. Печорин раздражает мужчин «водяного общества» своей высокомерностью, и они решают его проучить.
Грушницкий планирует вызвать его на дуэль, а драгунский капитан не зарядит пистолеты.
Мери снова признается Печорину в любви, но он говорит, что не может ответить взаимностью и никогда не женится, так как гадалка предсказала ему смерть от злой жены. Когда в Кисловодск приезжает фокусник и все отправляются на представление, Печорин проводит ночь у Веры. Драгунский капитан и Грушницкий его видели и наутро прилюдно обвинили в том, что он ночью был у Лиговских.
Герой вызывает Грушницкого на дуэль. Секундантом Печорина становится Вернер. Доктор подозревает, что заряжен будет только один пистолет — пистолет Грушницкого. Накануне дуэли Печорин размышляет о смерти: «Что ж? Умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно… И, может быть, я завтра умру!..
И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… После этого стоит ли труда жить? А все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!» Утром он уверяет Вернера, что готов к смерти и не страшится ее, так как ему скучно жить.
Герой предлагает Грушницкому в качестве места для дуэли скалу: раненый упадет вниз и причина его смерти не вызовет ни у кого подозрений. Жребий указывает на первый выстрел Грушницкого. Печорин надеется, что его противник еще одумается и не будет совершать подлость. Грушницкий легко ранит героя, после чего тот просит Вернера перезарядить свой пистолет.
Печорин предлагает офицеру отказаться от своей клеветы и готов простить его, но Грушницкий кричит, что ненавидит соперника. Своим выстрелом Печорин убивает офицера.
От Веры молодой человек получает записку, в которой она сообщает, что призналась мужу в своей любви к Печорину, и теперь они уезжают навсегда.
Печорин пытается догнать Веру, но только до смерти загоняет коня и возвращается в Кисловодск. На следующий день он получает новое назначение и заходит к Лиговским, чтобы проститься.
Печорин говорит Мери, что просто смеялся над вей, она же отвечает, что ненавидит молодого человека. Он, благодаря ее, уходит.
Фаталист
В станице офицеры после карточной игры рассуждают о предопределенности судьбы человеческой. Храбрый и скрытный поручик Вулич предлагает узнать, может ли человек заранее знать о своей смерти. Печорин заключает с ним пари, утверждая, что никакого предопределения нет. Вулич пытается застрелиться, но происходит осечка.
Выстрелив в воздух, молодой человек обнаруживает, что пистолет все-таки был заряжен. Печорин говорит, что Вулич скоро умрет, и уходит домой. По дороге домой он видит разрубленную казаком свинью. Этого пьяного казака уже ловят товарищи. Ночью герою сообщают, что казак убил Вулича и заперся в пустом доме на окраине. Вызволить его оттуда никто не может.
Молодой человек решает испытать судьбу, подобно Вуличу, и взять преступника живым. Пока есаул отвлекает казака, Печорин пробирается в дом через окно. Преступник стреляет, но не попадает в героя. Молодой человек хватает казака за руки, и вскоре тот оказывается связанным.
Печорин рассуждает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» Вернувшись в крепость, герой рассказывает Максиму Максимычу о произошедшем. Штабс-капитан жалеет Вулича и говорит, что, видимо, так у него на роду написано было.
(No Ratings Yet) Краткое содержание романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-romana-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova/