Французский писатель, эссеист и драматург Альбер Камю был литературным представителем своего поколения. Одержимость философскими проблемами смысла жизни и поиск истинных ценностей обеспечили писателю культовый статус среди читателей и принесли Нобелевскую премию по литературе в 44 года.
Детство и юность
Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.
Альбер Камю в детстве
Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.
В алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства.
Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью.
Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.
Альбер Камю в молодости
Его первыми опубликованными работами были «Изнанка и лицо» в 1937 году и «Брачный пир» в 1939-м — собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.
Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ.
Абсурд — это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален.
Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.
Книги
Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.
Писатель Альбер Камю
Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба.
Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в мире и обеспечивает обвинительный приговор.
Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.
Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни.
Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз.
Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.
В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе «Сопротивления» и занимался подпольной журналистикой до «Освобождения» в 1944-го, когда стал редактором газеты «Бой» на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: «Недоразумение» в 1944-м и «Калигула» в 1945-м.
Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.
Альбер Камю и Мария Казарес
В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман «Чума». В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.
Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал «честности» — это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.
Альбер Камю
На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. «Чума» получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями — главными моральными проблемами человечества.
Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю — это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.
Личная жизнь
16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хи, которая ранее была помолвлена с другом писателя Макс-Полем Фуше. Однако счастливая личная жизнь молодоженов продлилась недолго — пара рассталась к июлю 1936-го, а развод был завершен в сентябре 1940-го.
Альбер Камю и Франсина Форе с детьми
3 декабря 1940-го Камю женился на Франсине Форе, пианистке и учительнице математики, с которой познакомился в 1937 году. Хотя Альбер любил свою жену, он не верил в институт брак. Несмотря на это, у пары были дочери-близнецы Кэтрин и Жан, родившиеся 5 сентября 1945 года.
Смерть
В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. В том же году Альбер начал работать над четвертым важным романом, а также собирался стать директором крупного парижского театра.
4 января 1960 года он погиб в автомобильной катастрофе в небольшом городке Вильблевен. Писателю было 46 лет. Хотя многие предположили, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, нет никаких доказательств этого. Камю пережили его жена и дети.
Могила Альбера Камю
Две его работы были опубликованы посмертно: «Счастливая смерть», написанная в конце 1930-х годов, а опубликованная в 1971-м, и «Первый человек» (1994), которого Камю писал на период своей смерти. Кончина писателя стала трагической потерей для литературы, так как ему еще предстояло написать произведения в более зрелом и осознанном возрасте и расширить свою творческую биографию.
После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы экранизировать их. Вышли уже 6 фильмов, основанных на книгах философа, и одна художественная биография, в которой приводятся оригинальные цитаты писателя и показываются его настоящие фото.
Цитаты
«Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»»Я не хочу быть гением, мне хватает тех проблем, с которыми я сталкиваюсь, пытаясь быть просто человеком»»Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку»»Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя»
Библиография
- 1937 — «Изнанка и лицо»
- 1942 — «Посторонний»
- 1942 — «Миф о Сизифе»
- 1947 — «Чума»
- 1951 — «Бунтующий человек»
- 1956 — «Падение»
- 1957 — «Гостеприимство»
- 1971 — «Счастливая смерть»
- 1978 — «Дневник путешествия»
- 1994 — «Первый человек»
Источник: https://24smi.org/celebrity/24586-alber-kamiu.html
Камю Альбер
Другие биографии известных писателей
Альбер Камю — французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года.
Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой.
Семья Камю переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой.
Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в душе Камю – человека и художника.
Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г.
Камю заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. Камю женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г.
развелись официально.
После завершения работ о Блаженном Августине и греческом философе Плотине Камю в 1936 г. получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешает очередная вспышка туберкулеза, и Камю в аспирантуре не остается.
Уйдя из университета, К. в лечебных целях предпринимает путешествие во французские Альпы и впервые оказывается в Европе.
Впечатления от путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» («L`Envers et 1`endroit», 1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о его матери, бабушке, дяде. В 1936 г.
Камю приступает к работе над своим первым романом «Счастливая смерть» («La Mort heureuse»), который увидел свет только в 1971 г.
Тем временем в Алжире Камю уже считался ведущим писателем и интеллектуалом.
Театральную деятельность (Камю был актером, драматургом, режиссером) он сочетает в эти годы с работой в газете «Республиканский Алжир» («Alger Republicain») в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора. Спустя год после выхода в свет второй книги писателя «Бракосочетание» («Noces», 1938) Камю навсегда переезжает во Францию.
А. Камю во время Нобелевского банкета 10 декабря 1957 года
Во время немецкой оккупации Франции Камю принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва» («Le Comat»), издававшейся в Париже.
Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью Камю работает над завершением повести «Посторонний» («L`Etranger», 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. Повесть представляет собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования.
Герой повести – некий Мерсо, которому суждено было стать символом экзистенциального антигероя, отказывается придерживаться условностей буржуазной морали. За совершенное им «абсурдное», то есть лишенное каких-либо мотивов, убийство Мерсо приговаривается к смерти – герой Камю умирает, ибо не разделяет общепринятых норм поведения.
Сухой, отстраненный стиль повествования (который, по мнению некоторых критиков, роднит Камю с Хемингуэем) еще больше подчеркивает ужас происходящего.
За «Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сизифову труду» человека, Камю парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по мнению Камю, заключается в повседневной работе, смысл жизни – в деятельности.
История жизни Альбера Камю
После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г.
покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла.
Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя.
«Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.
Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг.
в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр.
В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека.
Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром.
Памятник Камю в городе Вильблевен
В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой.
В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти».
В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».
Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.
Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования.
Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит.
В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».
Могила Камю на кладбище Лурмарена.
По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, «проза Камю посвящена не столько его героям, сколько проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия».
Полагая, что творчество Камю не «отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли», Зонтаг заявляет, что «его произведения отличаются красотой совершенно иного рода, красотой нравственной». Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К.
«моралистом, сумевшим поднять этические проблемы до философских».
Источник: https://tunnel.ru/post-kamyu-alber
Альбер Камю. Подробная биография
Альбер Камю – французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму; лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года – родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови.
Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете.
Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки.
Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.
В 1918 Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923.
Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь.
В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d'Alger», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу.
В 1930 у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932-1937 Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше.
Его другом стал преподаватель Жан Гренье – писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю.
Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте.
В 1934 женился на Симоне Ийе (развод в 1939), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой.
В 1935 получил степень бакалавра и в мае 1936 степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть».
В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.
На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
В 1936 создал самодеятельный «Театр труда» (Théâtre du Travail), переименованный в 1937 в «Театр команды» (Théâtre de l'Equipe).
Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы.
В 1937 вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен».
На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы.
В 1938 издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
В Париже Альбер Камю – технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 закончен «Миф о Сизифе».
Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.
В 1942 был издан «Посторонний», в 1943 – «Миф о Сизифе». С 1943 начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором.
С конца 1943 начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием).
В 1943 познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад – это другие»).
В 1944 был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947). В семье Камю родились двойняшки Жан и Катрин.
После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром.
Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом – пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».
В 1951 в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского).
Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там.
Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на, как он считал, преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.
Его всё больше увлекает театр, с 1954 он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
В 1957 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно.
Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.
- Произведения:
- Романы:Чума (La Peste) (1947)Первый человек (Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)
- Повести:Посторонний (L’Étranger) (1942)Падение (La Chute) (1956)Счастливая смерть (La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)
- Рассказы:Изгнание и царство (L'Exil et le royaume) (1957)Неверная жена (La Femme adultère)Ренегат, или Смятенный дух (Le Renégat ou un esprit confus)Молчание (Les Muets)Гостеприимство (L'Hôte)Иона, или Художник за работой (Jonas ou l’artiste au travail)
- Растущий камень (La Pierre qui pousse)
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20181225-biografiya-albera-kamyu
Биография и творчество Альбера Камю
Из современных писателей у Камю, пожалуй, самая поразительная судьба. Совсем молодым он стал живым зеркалом целого поколения. Его приняли столь благосклонно, что он получил Нобелевскую премию в возрасте, когда другие еще мечтают о Гонкуровской.
В чем же причина столь редчайшей популярности? Видимо, в том, что Камю сумел выразить смутные догадки читателей военных и послевоенных лет. Он поставил множество вопросов, важных для всех.
Сам Камю постоянно пребывал в мучительных исканиях общих и частных истин человеческого существования, и в своих романах, повестях, драмах и эссе ему удалось передать беспокойное биение собственной мысли.
Написанные сдержанно, простым языком, они волнуют остротой и глубиной проблематики, своеобразием персонажей, изощренностью психологических анализов.
Альбер Камю родился на севере Алжира в предместье городка Мондови и был вторым сыном сельскохозяйственного рабочего-поденщика. По материнской линии он вел происхождение от выходцев из Испании. Ребенку исполнился год, когда раненный на фронте отец умер в госпитале.
Семье пришлось перебиваться на скромную пенсию за погибшего отца и на гроши, которые приносила мать, работавшая поденщицей-уборщицей в богатых домах.
И образование вряд ли удалось бы завершить, если бы школьный учитель не выхлопотал мальчику стипендию в респектабельном Алжирском лицее.
За год до окончания лицея Альбер простудился во время футбольного матча, заболел туберкулезом и почти год провел в больнице, на грани жизни и смерти. Это оказало сильное влияние на его образ мыслей. Что касается здоровья, то последствия болезни сказывались всю жизнь.
Потом была учеба в Алжирском университете, где юноша занимался по преимуществу философией (темой выпускного сочинения было перерастание эллинистического мистицизма Плотина в христианское богословие блаженного Августина). Круг его чтения был широк и разнообразен, среди любимых писателей были Франс, Жид и Мартен дю Гар. Чтобы прокормиться, Камю приходилось постоянно заниматься приработками.
Но несмотря на безденежье, занятость и болезнь, молодой Камю был далек от угрюмо замкнувшегося в трудах и заботах подвижника. Он напорист, изобретателен, раскован.
Знавшие его вспоминают о выносливости юноши в путешествиях, страстной привязанности к спорту, остроумии в озорных розыгрышах, о его энергии инициатора разных затей.
Уже тогда высветилась одна из самых привлекательных черт Камю — стоическое жизнелюбие.
В 1935 году Камю организует передвижной Театр Труда, где пробует силы как режиссер, драматург и актер, а подчас и выполняет обязанности суфлера.
Среди его постановок пьесы Эсхила, «Каменный гость» Пушкина, сценическая переделка «Братьев Карамазовых» Достоевского, «На дне» Горького. Он входит в Комитет содействия Международному движению культуры против фашизма и возглавляет Алжирский народный дом культуры.
В те же годы Камю вступает в коммунистическую партию, но, не удовлетворившись теорией и практикой движения, в 1937 году выходит из нее.
Тогда же начинается литературная деятельность Камю. Первой книгой стал сборник коротких философско-литературных эссе «Изнанка и лицо» (1937).
Автор вспоминает детские годы, когда он «находился на полпути между солнцем и нищетой», описывает студенческие поездки в Чехословакию, Австрию и Италию.
Большая часть книги пессимистична, что связано с личными неприятностями во время путешествия: обострением болезни и ссорой, а затем разрывом с женой.
Когда в 1938 году в Алжире была основана газета левого толка «Альже репюбликсн», Камю становится ее везде поспевающим сотрудником. Но в дни «странной войны» газету закрыли, и Камю перебрался в Париж, где устроился секретарем редакции в газете «Пари-суар». Свободные часы он упорно использует для работы над несколькими рукописями одновременно.
Первой из задуманной серии была завершена (в мае 1940 года) повесть «Посторонний», написанная в форме записок человека, ждущего казни. Как и во всех произведениях Камю, центральной темой здесь является поиск смысла жизни, постижение краеугольной истины мира и своего в нем предназначения. Однако публикация повести задержалась — в июне 1940 года «странная война» завершилась разгромом Франции.
Вместе с редакцией газеты Камю попал сначала на юг страны, затем его уволили из редакции за слишком радикальные взгляды, и он оказался в родных краях, где его ждала новая жена — Франсина Фор. Несколько месяцев он учительствовал в Оране, втором по величине городе Алжира. Осенью 1941 года писатель снова в южной зоне Франции, где он вскоре был отрезан войной от жены и близких, оставшихся в Алжире.
Тогда же Камю включился в работу тайной боевой организации «Комба» («Сражение»). Он вел разведывательную деятельность для партизан, а также сотрудничал в нелегальной печати, где в 1943—1944 годах вышли его «Письма к немецкому другу» — философско-публицистическая отповедь попыткам оправдать фашизм.
«Миф о Сизифе» имеет подзаголовок «Рассуждения об абсурде» — речь идет об абсурдности человеческой жизни. Человек — это Сизиф, говорит Камю, он навечно осужден богами вкатывать на вершину горы камень, откуда тот снова срывается вниз.
Древний миф под пером Камю насыщается философскими и литературными экскурсами, прежде всего в творчество Достоевского, становится развернутым эссе о сути бытия.
Жизнь абсурдна, но Сизиф сознает свой удел, и в этой ясности — залог его победы.
Освобождение Парижа в августе 1944 года поставило Камю во главе газеты «Комба». Некоторое время он питается выношенными в подполье надеждами на перемены, занимается политической публицистикой, но реальность отрезвляет его, и Камю не находит опоры ни в одной из доктрин того периода.
Между тем его писательская слава растет. Редкий успех имела пьеса «Калигула» (1945), чему немало способствовал дебютировавший в ней Жерар Филип. В понимании Камю римский император Калигула — это человек, ставший кровавым деспотом не под влиянием страстей и интересов, а влекомый идеями. «Невозможно разрушать все, не разрушая себя», — так уточнял позже автор центральную мысль драмы.
Следующим крупным произведением явился роман «Чума» (1947). В нем писательским воображением созданы особые, не существовавшие в действительности обстоятельства: эпидемия чумы в Оране.
На языке иносказаний, в блестящей литературной форме Камю вновь ставит коренные проблемы времени. Кризис, обнажающий суть всех отношений. Человек в момент тягчайшего испытания. Человек и смерть.
Разлука, проверяющая силу привязанностей.
Далее последовала пьеса «Справедливые» (1950) о русских террористах-эсерах. Одним из ее центральных эпизодов является встреча Ивана Каляева с женой убитого им великого князя Сергея Александровича. Может ли быть оправдано право на насилие? — спрашивает себя и зрителей Камю.
Затем вышел трактат «Бунтующий человек» 1951), задуманный, по свидетельствам критиков, как сопоставительный анализ бунтарского сознания за последние 2 века. Волею Камю в ряду бунтующих Сен-Жюст и маркиз де Сад оказываются предтечами Гегеля, Маркс шествует в паре с Ницше, а Нечаев прокладывает дорогу Ленину.
Постепенно Камю отходит от общественно-политической жизни.
Его все сильнее притягивают глубинные проблемы человеческих отношений, и это находит отражение в новых произведениях: публицистике, собранной в 3-х книгах «Злободневных заметок» (1950, 1953, 1958), а также лирических эссе книги «Лето» (1954) о днях молодости, повести «Падение» (1954) и сборнике рассказов «Изгнание и царство» (1957). Он возвращается к режиссуре, ставит спектакли по сценическим переработкам Фолкнера («Реквием по монахине») и Достоевского («Бесы»), подумывает о собственном театре.
Автомобильная катастрофа оборвала жизнь Камю в самом расцвете. Из портфеля, который он вез с собой, извлекли незавершенную рукопись романа «Первый человек». Эту книгу Камю называл «романом своей зрелости», своей «Войной и миром».
В начале пути Камю занес в записную книжку четыре условия счастья: быть любимым, жить на природе, творить, отказаться от честолюбивых замыслов. Он старался следовать этой программе и своими произведениями сумел выразить смятенные чувства современного человека.
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/kamju_a/biografija_i_tvorchestvo_albera_kamju/50-1-0-99
Особенности мировоззрения и творчества Альбера Камю
Альбер Камю( 1913—1960) — фр.писатель, философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957г. Для мировоззрения и творчества А. Камю характерны многочисленные противоречия.
Его пессимизм особого свойства: замешан на безумной жажде жизни, любви к обжигающему солнцу, неутомимой тяге к действию, хотя и без надежды на успех. С юности Камю зачитывался Достоевским, Ницше, Мальро.
Мысли об абсурде, о всевластии смерти, ощущения одиночества и отчуждения от омерзительного внешнего мира постоянны и неизменны в эссе, прозе и драматургии Камю. Анализируя идеи, образы, художественные манеры писателей и философов к.
30-х гг, Камю разрабатывает собственное художественное мировоззрение, собственную позицию, определяет принципы и установки своего творческого метода. Сознанием писателя целиком овладевает тема абсурдности человеческого существования, которая и находит отражение в таких произведениях Камю, как «Посторонний», «Калигула», «Миф о Сизифе» и др.
Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью).
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Первые публикации, открывшие первый период творчества, две небольшие книги коротких лирических эссе “Изнанка и лицо”(37) и “Бракосочетания”(39) были изданы в Алжире. В 38 г. Камю написал пьесу “Калигула”.
Во время 2ой мировой войны он был активным участником сопротивления. В те годы были опубликованы эссе “Миф о Сизифе” и повесть “Посторонний” (42), заканчивающие 1ый период творчества.
Появившиеся в 43-44 гг. “Письма немецкому другу” открывают 2ой период творчества, продолжавшийся до конца жизни.
Наиболее значительными произведениями этого периода являются: р“Чума”(47); театрализованная мистерия “Осадное положение” (48); пьеса “Праведные”(49); эссе “Бунтующий человек”(51); повесть “Падение”(56); сб-к рассказов “Изгнание и царство”(57) и др. Камю также выпустил в этот период три книги “Злободневных заметок” (50,53,58).
Составить представление о философии Альбера Камю непросто, так как взгляды, изложенные в его литературных и философских произведениях, “предоставляют возможность для самых разнообразных трактовок”.
При всем том характер этой философии, ее проблематика и направленность позволили историкам философии единодушно оценить ее как разновидность экзистенциализма. В мировоззрении А.
Камю и в его творчестве нашли отражение особенности развития европейской философской традиции.
В повести «Посторонний» Камю вкладывает в уста главного героя мысль о том, что все люди приговорены, только одни умрут раньше, другие несколько позже, стоит ли пытаться ценой унижений продлить себе жизнь чуть-чуть. Сюжет «Постороннего» Камю видел в «недоверии к формальной нравственности».
Столкновение «просто человека» с обществом, которое принудительно «каталогизирует» каждого, помещает в рамки «правил», установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым во второй части романа. Мерсо вышел за эти рамки — его судят и осуждают.
Не столько за то, что он убил человека, сколько потому, что ведет себя «не по правилам», с удовольствием выпил кофе во время похорон матери и т.п.
Мерсо «не от мира сего» потому, что он принадлежит иному миру — миру природы. В момент убийства он ощутил себя частью космического пейзажа, его движения направляло солнце.
Но и до этого мгновения Мерсо предстает естественным человеком, который может подолгу и без всякой как будто причины смотреть на небо. Мерсо — пришелец, инопланетянин; его планета — море и солнце.
Мерсо — романтик, запоздалый язычник.
В том же 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» — «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа.
Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает — а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу.
Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание — бесконечное умножение существования.
Так в творчестве Камю обозначился еще один источник романтического оптимизма — искусство. Высоко ценимый им французский роман предстает силой, которая способна одолеть судьбу, навязывая ей «форму», «правила искусства», качество столь бесспорное, что оно само по себе нетленно. Камю в себе самом пестовал такое качество, такую верность классическим традициям.
Роман «Чума» (1947) написан в жанре хроники. Следовательно, реальность внешняя стала поучительной, в ней появилось нечто такое, о чем должно рассказать языком летописи. Появилась история — история чумы.
Абсурд перестает быть неуловимым, он обрел образ, который может и должен быть точно воссоздан, изучен ученым, историком. Чума — образ аллегорический, но самое очевидное его значение расшифровывается без всякого труда: «коричневая чума», фашизм, война, оккупация.
Точность доминирует, она являет собой обязательный атрибут рассказчика — врача и новое качество метода Камю, овладевающего историзмом, конкретно-историческим знанием.
Чума — не только аллегорический образ фашизма. Камю сохраняет, наряду с социальным, метафизический смысл метафоры. Герои романа — практики, «врачи» еще и потому, что болезнь неизлечима, болезнь поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно.
Врачи не справились с болезнью, она ушла сама — чтобы вернуться. Вот почему в облике Риэ нетрудно рассмотреть черты Сизифа.
Как и Сизифа, Риэ не ожидает победа, ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство, свою человечность в безнадежном сражении со смертью.
Источник: https://students-library.com/library/read/44579-osobennosti-mirovozzrenia-i-tvorcestva-albera-kamu
Камю Альбер
«Сначала смертный, а затем уже гражданин…»
Альбер Камю
Французский публицист и писатель. Лауреат Нобедевской премии по литературе. Страдал от туберкулёза. Его последователи часто относили его к философам-экзистенциалистам, хотя он сам не разделял основных положений этого направления философии…
Творчество Альбера Камю, по его собственному определению, имеет три главные темы: абсурд (ставящий под сомнение европейские ценности), бунт против абсурда и любовь.
«Бесконечные жалобы на несовпадение философии и образа жизни у мыслителей нового времени с этой точки зрения вполне понятны. И совершенно прав был Альбер Камю, обвинявший Фридриха Ницше в том, что тот, воспевая «сверхчеловека», сам при этом мучился комплексами неполноценности, а Артура Шопенгауэра — в том, что последний, призывая к аскетизму, сам был сладкоежкой и бонвиваном. Да и с Карлом Густавом Юнгом, заметившим однажды, что даже основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, страдая припадками, не был в состоянии сам себя вылечить от невроза, как-то сложно не согласиться».
Стародубцева Л.В., Башня науки или «падшая премудрость», в Сб.: Наука в культуре, М., «Эдиториал УРСС» / Под ред. В.Н. Поруса, 1998 г., с. 338.
«… Альбер Камю называет поворотным пунктом современной истории суд над королём Людовиком XVI, который явился началом «развоплощения христианского бога» — процесса, растянувшегося на целое столетие. Если Бог являл свою волю через короля, а короля казнят, то Бог как бы развоплощается и превращается в непостижимую для человека Высшую Субстанцию, не имеющую никакого своего «наместника» в человеческом, земном мире».
Буличенко М.М., Советский оккультизм: тайны НКВД и КГБ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г., с. 11.
«Как известно, в цикле своих философско-публицистических работ Апьбер Камю пытался обосновать идею, что смысл человеческой деятельности, в конечном счёте, сводится к служению абсурду, подобному деятельности античного мифического героя Сизифа.
Такое нигилистическое отношение к проблеме «смысла жизни» всегда становилось популярным в годы тяжёлых социальных испытаний (сопровождаемых острым кризисом философского знания). Неудивительно, что пессимистическая концепция Камю получила столь широкую известность и популярность именно после окончания Второй мировой войны.
Как известно, в 1957 году ей была присуждена даже Нобелевская премия по литературе».
Бранский В.П., Микайлова И.Г., Зобова М.Р., Проблема «смысла жизни»: общефилософские и общенаучное значение, СПб, Изд-во СПбГЭУ, 2017 г., с. 21.
«У Камю в «Чуме» есть персонаж, который всё собирается написать книгу, но никак не начнёт. Не может начать, потому что всё ищет фразу, от которой все, абсолютно все разведут руками… и… chapeaux a bas! — шапки долой! Вот это и есть формула дилетантизма. Мастерами так не становятся».
Юрский С.Ю., Игра в жизнь, М., «Вагриус», 2002 г., с. 84-85.
Нобелевская премия по литературе была присуждена Альберу Камю в 1957 году «за важность литературных произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьёзностью проблемы наших дней».
В своей Нобелевской речи писатель говорил о месте и отвественности писателя в общественной жизни.
В Нобелевской речи Альбер Камю сказал: «В моих глазах искусство — не уединённое наслаждение. Оно является средством приводить в волнение наибольшее количество людей, предлагая им исключительные образы страдания и радости, свойственные всем. Значит, оно обязывает художника не отстраняться от мира, оно подчиняет его правде — самой скромной и самой всеобщей».
Цитируется по книге: Чаковский А.Б., Блаженны нищие духом?, М., «Молодая гвардия», 1970 г., с. 99.
Источник: https://vikent.ru/author/744/
Читать
- Краткая хронология (основные даты) жизни
- и творчества Альбера Камю
- 1913, /7 ноября/ — В Мондови (Алжир) родился Альбер Камю.
- 1914 — смерть отца, Люсьена Камю, после ранения в битве на Марне.
- 1918 — отдан в начальную школу в Белькуре (Алжир).
- 1924 — закончил начальную школу и получил стипендию в Алжирском лицее.
- 1930 — оставляет учебу из-за открывшегося туберкулеза.
1931, /осень/ — вернулся в последний класс лицея. Знакомство с Жаном Гренье (1898—1972), философом и эссеистом, в те годы преподававшим философию и литературу. Занятия философией под его руководством.
С его сборником эссе «Острова» (1933) Камю связывал свое «второе рождение».
1932, /осень/ — зачислен в Алжирский университет. Занятия философией. По совету Гренье Камю начинает писать (дневниковые записи, записные книжки, эссе). Первые публикации в лицейском журнале «Юг». Влияние Жида, Достоевского, Ницше.
- 1934 — участник комитета Содействия международному движению «Амстердам—Плейель» в защиту культуры против фашизма.
- 1934, /лето/ — зарегистрирован брак с Симоной Гиэ, но вскоре произошел разрыв.
- 1935 — знакомство с экзистенциалистскими мыслителями (Кьеркегор, Шестов, Хайдеггер, Ясперс).
1935, /осень/ — По совету Гренье вступает в алжирскую секцию французской коммунистической партии. Ведет пропагандистскую работу среди мусульман.
1936—1937 — знакомство с идеями «бесполезного служения» Монтерлана и «абсурдности жизни» Мальро. Поездки по Франции, Центральной Европе и Италии.
1936 — приход к власти Народного Фронта. Возглавляет Театр Труда. Играет Ивана Карамазова в пьесе «Братья Карамазовы».
1937 — окончание университета. Дипломная работа по философии «Христианская метафизика и неоплатонизм». Собирается продолжить изучение философии Плотина, но не допущен по состоянию здоровья к конкурсным экзаменам на получение ученой степени по философии. Академическая карьера становится невозможной. Возглавляет столичный Дом Культуры. Выходит из компартии. Сборник эссе «Изнанка и лицо».
1936—1938 — работает над первым романом «Счастливая смерть», но не публикует его. Он вышел в свет в 1971 году, уже после смерти Камю, благодаря вдове Камю Франсин.
- 1937—1938 — написаны эссе, составившие «Брачный пир».
- 1938—1939 — рождение идеи Бунта как положительного выражения идеи Абсурда.
- 1938 — осуществляет литературное руководство первым алжирским журналом «Побережье».
1938, /сентябрь/ — знакомство с парижским журналистом Паскалем Пиа, основавшим в Алжире независимую левую газету «Альже репюбликен». Обращение к публицистике.
1939, /январь/ — пьеса «Калигула». Новая редакция выйдет в 1944 году.
1939, /15 января/ — Паскаль Пиа организовывает газету «Суар репюбликен», Камю возглавляет редакцию.
1939, /28 сентября/ — военная цензура закрыла газету «Альже репюбликен».
1939, /3 сентября/ — начало войны во Франции. Не призван в армию по состоянию здоровья.
1940, /10 января/ — газета «Суар репюбликен» запрещена. Камю становится в Алжире персоной нон-грата.
- 1940, /февраль/ — Камю перебирается в Оран и вместе со своей будущей женой Франсин Фор дает частные уроки.
- 1940, /март/ — работает техническим редактором газеты «Пари-суар» в Париже.
- 1940, /май/ — закончен роман «Посторонний».
- 1940, /сентябрь/ — редакция «Пари-суар» переезжает в Лион.
1940, /декабрь/ — женитьба на Франсин Фор. Уволен из редакции «Пари-суар».
1941, /январь/ — преподает французский язык в частной школе в Оране.
1941, /21 февраля/ — закончен «Миф о Сизифе».
1941 — включается в ряды Сопротивления. Работает в подпольной организации «Комба». Работа над романом «Чума».
1942, /лето/ — в оккупированном Париже выходит в свет «Посторонний».
1943 — выходит в свет «Миф о Сизифе». Печатается в левой газете «Комба». Закончена пьеса «Недоразумение». Ее окончательный и сильно измененный вариант выйдет в 1958 году.
1943, /ноябрь/ — поступил на работу в издательство «Галлимар».
1944, /август/ — восстание в Париже. Руководит газетой «Комба».
1945 — выходят в свет «Письма к немецкому другу», публиковавшиеся во время войны (1943—1944).
1947 — уход из «Комба». Выходит в свет «Чума».
- 1948 — пьеса «Осадное положение».
- 1949 — пьеса «Праведники».
- 1950 — первая книга «Злободневных заметок».
- 1951 — выход в свет «Человека бунтующего».
- 1953 — вторая книга «Злободневных заметок».
- 1954 — книга лирических эссе «Лето».
- 1956 — повесть «Падение».
1957 — сборник рассказов «Изгнание и царство». Нобелевская премия по литературе — «за важность литературных произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших дней». «Шведские речи». «Размышления о гильотине».
1958 — третья книга «Злободневных заметок».
1960, /4 января/ — погиб в автомобильной катастрофе вместе с Мишелем Галлимаром, сыном парижского издателя Гастона Галлимара. В дорожной сумке найдена черновая рукопись романа «Первый человек», который после подготовки к публикации дочерью Камю Катрин вышел в 1994 году.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=57989