Анализ поэмы за далью — даль твардовского

«За далью — даль» Твардовского, краткое содержание которой приведено в этой статье, известная послевоенная поэма знаменитого советского литератора. В этом произведении автор осуждает Сталина.

Создание поэмы

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Поэма «За далью — даль» Твардовского — краткое содержание позволяет получить полноценное представление о сюжете — была написана в разгар хрущевской оттепели. В ней автор размышляет о ходе времени, долге и ответственности художника, жизни и смерти.

Глава «Так это было» практически целиком посвящена культу личности Сталина. А также тем последствиям, к которым привела такая государственная политика. В главе «Друг детства» рассказывается о реабилитации людей, которые были незаконно осуждены в годы репрессий в Советском Союзе.

Твардовский в этой поэме наиболее ярко представил свою идею державности. В то время идея была весьма популярной, но многие придерживались культа сильного государства. Твардовский же не связывает этот культ с каким-либо конкретным государственным деятелем или конкретной формой правления. Такая точка зрения помогла ему стать своим в среде поклонников Российской империи.

Краткое содержание

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Твардовский «За далью — даль» (содержание кратко пересказывается в этой статье) писал в период с 1950 по 1960 годы. Само произведение относится к лирическому жанру, при этом имеет очевидный эпический уклон.

Основной сюжет поэмы вращается вокруг темы дороги. Лирический персонаж отправляется в путь на поезде в путешествие по всей стране. Уже в начале повествования читатель узнает, что первоначально этот путь пролегает через Урал и Сибирь. Об этом путешествии он мечтал уже давно.

В пути лирический герой предается воспоминаниям, на память приходят тяжелые военные будни, разруха и голод, которые в одночасье поглотили всю страну.

Одно из развлечений в пути — вагонные споры. А также сменяющиеся пейзажи за окном. Они служат дополнительным фоном этого произведения. Параллельно автор размышляет на страницах поэмы о карьерном росте, активно призывает молодое поколение ехать осваивать далекие и необжитые сибирские земли.

В поэме «За далью — даль» Твардовского, краткое содержание которой передается в этой статье, отдельно упоминаются грандиозные планы по освоению сибирских просторов. Поэт описывает процесс возведения гидроэлектростанции на реке Ангара.

Завершается лирическая поэма прибытием поезда в самую восточную точку страны — во Владивосток.

15 глав

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Всего 15 глав в поэме «За далью — даль» Твардовского. Краткое содержание начинается с вступления. В нем и в самой первой главе рассказывается о мотивах, которые побудили лирического героя отправиться в это путешествие.

Автор подробно описывает свои впечатления от увиденного за окном во время путешествия. Он пространно рассуждает о далях в предвкушении предстоящих радостных событий. Изначально, уезжая из Москвы, лирический герой ожидает чего-то важного и значимого от этой поездки.

В главе «В дороге» описывается настроение автора и его огромное желание получить новые ощущения в неизведанных местах необъятной родины. В поэме Твардовского «За далью — даль» (краткое содержание по главам позволяет подробно познакомиться с произведением) лирический герой искренне радуется каждой встрече, любому новому попутчику.

В этом произведении автор скрупулезно описывает порядок поездок в разные уголки страны, каждому посвящая отдельную главу.

Необъятная Волга

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Лирический герой Твардовского особенно поражается и восхищается необъятной Волгой, которую видит из окна своего поезда.

Он пишет о Волге, как о вездесущей реке, в которой увидеть себя смогло пол-России. Реку рассматривает с нескрываемым восторгом, сразу забывая обо всем, чем занимался только что.

В главе «Две кузницы» автор обращается к своей юности, которая прошла в Загорье на Смоленщине. Он вырос в кузнице отца. А после был вынужден приехать на Урал. Две кузницы, с которыми он столкнулся, являются наглядным отражением образа отца и Урала-добытчика, который называли кузницей всей державы.

Называя Волгу матушкой, Урал поэт называет батюшкой.

Привет, Сибирь

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Важную роль в этом произведении играет глава «Две дали», в которой лирический герой прощается с Уралом и приветствует Сибирь. Он описывает ее пейзажи и все, что оказывается в поле его зрения.

По сути, у Твардовского в «За далью — даль» главными героями становятся не конкретные люди, а исторические эпохи и места, которые лирический герой поэмы проезжает на поезде.

Автор приходит в восторг от того, что видит за окном вагона. В эту главу поэт вложил глубокий смысл. Он размышляет о настоящем и прошлом своей страны. За последние годы ему и его народу пришлось перенести немало испытаний. Это и горести войны, и трагические потери на фронтах, и радость от новостроек, всеобщее воодушевление от восстановления городов.

Но все же печальных воспоминаний намного больше.

Диалог с читателем

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Отличительной особенностью этой поэмы является диалог с читателем, который автор ведет практически в каждой главе. Это придает дополнительную живость и необычность всему тексту.

В главе «Литературный разговор» он рассказывает о попутчиках главного героя. Он с ними проводит в одном вагоне уже третьи сутки. Это офицер Советской Армии в звании майора, молодая романтическая пара и дама в пижаме. Поэт внимательно описывает особенности каждого из персонажей, добавляет собственные домыслы и предположения об их дальнейшей судьбе.

Встречает в поездке лирический герой и своего старого друга. Они вспоминают прошлое, как вместе играли в детстве, пасли скот и жгли костры. Они не виделись целых семнадцать лет, а встретились внезапно и невзначай. На все про все у них всего пять минут на станции Тайшет.

Отдельное место в поэме занимают воспоминания о войне. За десять дней, которые длится поездка, автору удается охватить огромный географический и исторический пласт.

Поэт много сил потратил, работая над этим произведением. В поэме Твардовского «За далью — даль» — содержание по главам изложено в этой статье — выражены самые сокровенные мысли и идеи автора.

Анализ поэмы «За далью — даль»

Глубокий смысл вложил в понятие далей Александр Твардовский. «За далью — даль» — анализ произведения приведен в этой статье — с невероятным мастерством передает описания долин, рек и озер, воспоминания автора и его рассуждения о настоящей и предстоящей жизни.

Одни из самых проникновенных — фронтовые эпизоды, которые поэт брал из собственной памяти. Пожалуй, самое важное в этой поэме — сопоставление времен, радости и печали обитателей эпохи, их осознание грядущего нового времени.

Твардовский как будто сквозь всю свою жизнь проносит эти воспоминания, гармонично вписывая их в эту поэму, которую он считал одним из своих ключевых произведений.

Это настоящий литературный шедевр XX века.

Источник: https://www.syl.ru/article/345068/tvardovskiy-za-dalyu—dal-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-analiz

Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского

Поэму Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. Творчество Александра Трифоновича понятное, простое и вместе с тем богатое и разнообразное. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960 годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.

  • Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.
  • Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых пафосом путешествия.
  • Жанр – эпическая поэма, благодаря своей содержательной масштабности считается лирико-философской эпопеей.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
  • Метафоры – “залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”.
  • Эпитеты – “жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”.
  • Олицетворение – “батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “земля дрожала”.

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году.

Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции “Нового мира” он совершил долгожданную поездку.

Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания: много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью -даль”.

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания.

Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме.

Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя.

Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика.

Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно.

Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях.

Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.

Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи.

Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера.

Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту.

Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 25.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskiy/za-dalyu-dal.html

Анализ поэмы За далью даль Твардовского сочинение

История

Твардовский является одним из лучших поэтов своего времени, написавший немало интереснейших и запоминающихся произведений, в числе которых и поэма «За далью даль».

Твардовский писал поэму на протяжении 10 лет, в период с 1950 года по 1960 год. Полностью поэма была опубликована в 1967 году.

На протяжении всего времени, пока создавалась поэма, она много раз переписывалась, изменялась, редактировалась и лишь к концу 1967 года обрела свой полноценный вид.

Жанр произведения

Жанр произведения Твардовского «За далью даль» – это эпическая поэма.  Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Так как поэма была написана в большом объеме, разнообразие и тематическое содержание произведения позволяет отнести её к лирико-философской эпопее. Стихи поэта легки и понятны любому читателю, так как написаны четырехстолбным ямбом.

  • Герои поэмы
  • Главный герой поэмы Твардовского «За далью даль» – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины, ее природу и исторические эпохи.
  • Сюжет поэмы

Александр Твардовский включил в свою поэму 15 глав, в каждой из которых он описывал многочисленные памятные места, красоту русской природы и воспоминания своего детства. Проезжая на поезде мимо памятных для себя мест, лирический герой описывает великую Волгу-матушку, природу Сибири, Урала и Забайкалья.

Глава «Две кузницы» переносит автора воспоминаниями в детство, где он вспоминает своего отца-кузнеца и кузницу, в которой он проводил все свое свободное время. Позже ему пришлось из Забайкалья уехать на Урал.

Он не забывает рассказать и о попутчиках, ехавших с ним в одном вагоне несколько суток – это дама в пижаме, молодая пара и военный офицер. Автор в подробностях описывает их внешний вид и манеры, а затем сам додумывает их дальнейшую судьбу. Поэт с восторгом и трепетом описывает богатство природы, величественные горы и тайгу.

Вспоминает автор и своего друга детства, которого так же встречает во время путешествия. Они погружаются воспоминаниями в далекое прошлое, когда еще были совсем детьми. Узнав о том, что его друг был осужден несправедливо, главный герой не может смириться с этой несправедливостью.

Есть в поэме и глава под названием «Фронт тыла», где поэт рассуждает о том, где сложнее – в тылу или на фронте? Лучше, же конечно без войны. Автор восхищается своей страной. Называя ее моя родная, моя, моя!

Читайте также:  Безотцовщина - краткое содержание рассказа абрамова

Главная мысль произведения

Главная мысль поэмы Твардовского – передать в полной мере свою любовь к родной земле, к народу и всему, что его окружает.

Он искренне переживает за свою родину, за все злоключения и беды, которые постигли и ее и людей в военные и послевоенные годы. Для него очень важны воспоминания детства, юности, настоящего и будущего.

Ведь именно в конце произведения автор пишет, что он стремится к чему-то новому и неизведанному.

2 вариант

Поэма Твардовского «За далью – даль» входит в число лучших работ поэта. Автор написал ее в интересном стиле, как будто данную историю рассказывает читателю пассажир, который путешествует по стране.

Начинается произведение с того, что автор рассказывает о человеке, которому предстоит проехать многие километры. За это время он столкнется с многими людьми, у которых своя судьба, причем многих их них объединяют военные события.

Автор и сам переживает войну и с особым трепетом рассказывает об этом большом горе, которое пришло к народу.

Автор передает свой опыт и знания потомкам, ведь ему известно о всех бедах войны не понаслышке. Автор прошел страшный путь солдата. На этом пути много опасности, но это придавало силы. Все эти тяготы поэт переносил вместе со всем народом, и эти воспоминания входят в данную поэму. Это является неким посланием для потомков о том, что нельзя допустить повторения такого горя.

Отдельное место в поэме занимает глава о Волге и ее красоте. Автор прям восторженно высказывает свои положительные впечатления об этой замечательной реке. Так как в Волгу входят и другие реки, то Волгу можно сравнить с неким единством народа. Для Твардовского данная река является символом России, за эту реку воевали многие люди.

Так же не оставил поэт без внимания и свою родину – Урал. Автор переносит читателя в некое путешествие по его детству. Вспоминает автор своего отца, который работал на кузнице, которая была словно академия наук. Много вещей создавалось в ее стенах. Твардовский и теперь слышит звуки, которые раздаются с кузницы.

Это останется навсегда, такие воспоминания никогда не пропадут никуда. Автор дает понять то, что человеку не нужно стыдиться своих корней, а еще хуже забывать них. Далее автор погружает читателя в невероятную красоту своей родины.

Поэт не просто описывает красоту, он дает понять, что даже если б его родина была б не красивой, он все равно бы гордился б ней.

Заканчивается поэма на том, что Твардовский обращается к молодой части народа страны. Он хочет, чтоб молодежь посвящала себя труду и новым землям. Автор подчеркивает, что нельзя жить только одной столицей, в стране достаточно хороших мест, которые нужно развивать.

Далее следует огромный привет от автора всем уголкам нашей необъятной родины. Твардовский любит свою родину и открыто признается в этом читателю.  После этого автор заканчивает свое произведение и прощается с читателем, вернее говорит до скорой встречи.

Поэт выполнил главную задачу – передать эпоху читателю и показать красоту родной земли.

Литературный анализ

Произведение, создаваемое на протяжение многих лет, относится к жанру лирико-эпической поэмы, поскольку имеет масштабное философское содержание.

Композиционная структура поэмы состоит из пятнадцати глав, имеющих размытую сюжетную линию, объединенную основной тематикой произведения в виде лейтмотива дороги, выраженного в философских размышлениях автора во время путешествия о жизненных ценностях, творческих воспоминаниях, путевых заметках, о судьбе родной отчизны.  Каждая из глав представляет собой отдельную остановку в путешествии, некоего островка.

Повествование в поэме ведется от имени лирического героя, осуществляющего поездку по бескрайним российским просторам, наполненную особым романтизмом дорожных путешествий.

В качестве стихотворного размера в поэме используется форма четырехстопного ямба, применяемая в простом и легком виде.

Среди средств художественной выразительности, подчеркивающих яркость и сочность языкового звучания произведения, применяются многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, а также народные поговорки, пословицы, суффиксы в уменьшительно-ласкательной форме, разнообразные фразеологизмы и устоявшиеся в народе выражения, акцентирующие безграничность русской души, а также ее широту и радушие. Кроме того, в поэме присутствуют синекдоха, метонимия, антитеза, гипербола, литота, ирония, позволяющие автору создать впечатляющие, захватывающие дух красоты русской земли в виде описаний сибирской и уральской природы, дальневосточных видов, необыкновенного впечатления от вездесущей Волги, которая отражает родимую землю.

Восхищаясь восхитительными пейзажами, в душе лирического героя всплывают воспоминания о его малой родине, Загорья, скудном, негромком, небогатом крае, символизирующемся у поэта с невыносимым, но честным людским трудом в образе кузницы, ставшим для автора своеобразным жизненным опытом, пройденным в этой академии наук. Не обходится в поэме и без упоминаний о прошедшей войне, которую пережила родная земля, а также о годах советских репрессий и последующей реабилитации осужденных невинно земляков.

  1. Поэма в полной мере отражает авторский замысел, представленный в обобщенной картине о родной стране, выражающей настроение периода оттепели, а также масштаб государственных планов и тепло настоящей русской души.
  2. 8 класс
  3. ← История создания рассказа Солженицына Матренин двор
    ← История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова↑ ДругиеАнализ романа Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина →
    Анализ произведения Лето Господне Шмелева →

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

  • Сочинение День защитника отечества 23 февраля
    Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников.
  • Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание
    Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики.
  • Обед в честь Багратиона (Война и Мир) анализ эпизода
    Сцена обеда в Английском клубе предшествует дуэли, которая состоится между Долоховым и Безуховым. Обед в Английском клубе происходит уже после Аустерлицкого сражения в честь героя войны Багратиона.
  • Сочинение Приметы золотой осени 4 класс
    Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа.
  • Милон и Софья в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой манере обличает пороки дворянства восемнадцатого века. Такие персонажи произведения, как господа Простаковы, Скотинин, Митрофанушка и его учителя, к сожалению

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-poehmy-za-dalyu-dal-tvardovskogo

Анализ поэмы За далью — даль Твардовского

Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» — это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

В начале поэмы автор повествует о чувствах человека, которому предстоит долгий путь. Впереди многочисленные станции и меняющиеся попутчики, с такими разными судьбами.

Их судьбы, на небольшой миг путешествия, соприкоснулись с его, И у каждой судьбы своя память, тесно переплетенная с будущим  существованием каждой личности на Земле. Большую часть памяти этих людей занимает война.

Поэт, сам переживший тяготы войны, с болью в сердце рассказывает о беде, постигшей народ.

Твардовский передает в своей поэме героизм народа, его подвиг, его непреклонность перед трагедией. Но рана постоянно свежа, и тяжелые воспоминания будут всплывать постоянно.

Поэт делится своей жизненной мудростью с потомками. Он не понаслышке знает обо всех тяготах войны, и хочет донести до сердец читателей ужасы той действительности. Поэт прошел свой солдатский путь.

Дорога была страшна, но придала мужества и сил. И нынешний его путь труден, но и радостен. Поэт проходил этот путь со всей страной в то время, с каждым человеком. Для последующих поколений эти строки о пути войны будут напоминанием и заветом.

Не нужно допускать повторения таких событий.

Твардовский делится своей радостью с читателем. Он любит свои путешествия, куда бы ни забрасывала его судьба. Все эти пейзажи за окном, красоты природы. Ото всюду веет чем-то родным и знакомым. И писатель с открытым сердцем воспринимает эти чувства.

Он сравнивает два вида путешествий, один поездка вдаль, а второй – предаваться воспоминаниям, листая календарь. Поэт уверен, что в жизни нужно совмещать эти два пути, что бы быть счастливым человеком. Ведь для воспоминаний нужны события, но если сидеть на месте не о чем будет вспоминать.

Отдельная глава поэмы посвящена Волге и ее красотам. С восторгом передает Твардовский свое отношение к этой реке. Эта величавая река течет неспешно с древних времен. В ней сошлись семь тысяч рек.

Волга олицетворяет в поэме сплоченность народа. Твардовский ласково называет эту реку Матушка Россия. И вроде мощнее есть реки, но Волга единственная для поэта родина.

В нее смотрелось пол России, и воевал каждый за нее, за матушку.

Несколько глав поэмы Твардовский посвящает своей родине — Уралу.  Поэт вовлекает читателей еще в одно путешествия его памяти – детство и отрочество. С нежностью писатель вспоминает кузницу, где трудился его отец. Кузница – это «академия наук», где вещи создавались с душевной теплотой, для повседневной работы. И до сих пор писателю слышны: и скрип мехов, и шум огня.

Эти воспоминания теперь навсегда останутся с поэтом, потому что он начал свой жизненный путь с этой кузницы. Человек не должен забывать своих корней. И дальше Твардовский описывает красоты своей родины, Урала. Он сравнивает его с батюшкой в кузнице. Для всех живущих там людей Урал – это отец родной.

Писатель с радостью рассказывает о красотах своего родного края, и гордится им.

Потом Твардовский переносит читателя в свою обыденную реальность. Он ведет разговор — рассуждение с самим собой о том, как труден его путь писателя, когда редактор заставляет его писать по заказу. Поэту претит такое писательство. Он свободен в своем выборе и трудах.

Во время этого путешествия Твардовский повстречал на одной из станций своего друга. Это была радостная встреча, но кратковременная. И вот опять они разъедутся по разным городам России, и когда будет новая встреча неизвестно.

В конце поэмы автор обращается к молодежи. Он призывает молодежь трудится и осваивать новые земли. Ведь не только Москвой одной живет человек. Родина огромна, и везде нужны рабочие руки.

В финале поэмы Твардовский передает привет Владивостоку от Москвы, и от каждого уголка родины, которые он проехал в своем путешествие.

Поэт говорит, что за эти десять суток пути он прожил, как будто, десять лет, так была наполнена событиями дорога. Писатель признается в любви к своей, такой необъятной, Родине.

Он ведет разговор с читателем и прощается, но надеется, что будут еще скорые встречи.

Этой поэмой А.Т.Твардовский воплотил свой грандиозный план в действие. Он показал обобщенный портрет родной земли и передал дух той эпохи.

Вариант 2

Поэма «За далью — даль» написана в стиле записей путешественника едущего в поезде.

В первой части поэмы автор рассказывает, что испытывает человек, который собирается отправиться в дальний путь. Впереди его ждет череда сменяющихся станций и знакомство с разными попутчиками, каждый из которых имеет свою судьбу. Судьбам на недолгое время совместного пути суждено соприкоснуться.

Каждая судьба наделена своей памятью, которая вплетается в будущее героя. Основная часть памяти отводится войне. Автор лично испытав зло военных действий, рассказывает об этой беде. Так же автор разделяет с читателями и радостные моменты. Путешествие, со всеми испытаниями — это часть жизни героя.

Идёт сравнение двух видов путешествий, один — это сама поездка, а другой — воспоминания. В душе поэта существует уверенность в том, что только совместив оба пути можно обрести счастье. Чтобы было что вспомнить, нужно постоянно насыщать свою память событиями, а если никуда не выезжать, то и вспоминать будет нечего.

Целая глава отводится реке Волге, к которой поэт испытывает несравненное чувство восторга. Эта река соединила в себе тысячи рек и стала символом народного сплочения.

Отдельные главы посвящены родной земле поэта — Уралу. Детские воспоминания добавляет кузница, где трудился отец.

Затем идёт перенос в реальное время. Писатель повествует о трудностях, которые испытывает будучи писателем. Писатель должен иметь свободу, но заказы редактора ограничивают волю.

В одном из путешествий автор встречает друга. Недолгая встреча была полна неподдельной радости, после которой делается вывод, что каждое расставание влечет за собой новую встречу, но когда именно она произойдёт никто не знает.

В заключительной части поэмы писатель делает обращение к молодому поколению. Он побуждает молодежь к труду и освоению новых пространств. Ведь, кроме Москвы существует огромная территория, где ждут своих героев.

Читайте также:  Бэла - краткое содержание главы из героя нашего времени лермонтова

В финальной части Твардовский шлет привет Владивостоку от столицы и от каждой отдельной местности, которую он успел посетить. Дорога была так насыщена событиями, что поэт сравнивает десять суток путешествия с десятью годами жизни. Чувствуется безмерная любовь к необъятной Родине.

Завершая разговор с читателем, автор прощается, веря в то, что новая встреча не заставит себя долго ждать.

Своим произведением Твардовскому удалось воплотить замысел в реальность. Он сумел показать портрет родной земли в жанре коллажа.

Анализ стихотворения За далью — даль по плану

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskij/stih-za-dalyu-dal

Твардовский А.Т., "За далью – даль", краткий анализ

«За далью – даль» — произведение послевоенного творчества Твардовского, когда его индивидуально-авторский стиль уже сформировался, а само творчество стало инструментом репрезентации авторского миропонимания. Произведение воплотило в себе идеи, размышления уже зрелого человека. В 1961 году за поэму автор был награжден ленинской премией.

Хотелось бы отметить, что и в начале XXI столетия поэма Твардовского привлекает внимание исследователей, которые рассматривают ее в различных аспектах:

  • особенности поэтики;
  • особенности композиции.

Композиционные особенности произведения

В поэме четко прослеживаются три смысловых доминанты:

  • время
  • пространство
  • движение, стремление.

Все указанные концепты выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. Причем семантика движения в новом свете актуализирует важную для художественного мира Твардовского тему жизни: жизни как постоянного стремления, постоянного движения к цели, стремления к осуществлению мечты. Это стремление к постоянному движению заложено уже в самом названии поэмы.

Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семантическая доминанта движения, стремления реализуется в тексте:

  • во-первых, за счет перечисления очередность объектов окружающей действительности;
  • во-вторых, за счет обыгрывания семантики лексемы «даль».

По своей сути, поэма представляет собой путевой дневник, в котором каждая глава отражает движение героя, его передвижение из Москвы все дальше и дальше на Восток, его впечатления от увиденного за окном вагона, его размышления по поводу увиденного, а также навеянные дорогой размышления о жизни героя, неразрывно связанной с жизнью миллионов людей, переживших военные годы. Перемещение в пространстве, таким образом, органично синтезируется с перемещением в прошлое и будущее, с перемещениями в пространстве.

Всего в поэме 15 глав, и каждая глава – это не просто перемещение, но и определенные выводы, к которым приходит автор, вехи его духовно-нравственного постижения жизни. Каждое воспоминание приводит к формулировке нового вывода. Настоящее органично соединяет в себе прошлое и будущее, выходит в вечность.

Память становится ведущей категорией образной системы Твардовского, трансформируясь от конкретных деталей, прямых воспоминаний до сложных ассоциативных воспоминаний, умозаключений, характерных для мировоззрения автора.

Чередование прошлого, настоящего и будущего приводит Твардовского к собственному ощущению вечности бытия.

Жанр лирического размышления требует такой организации времени в произведении, при котором его течение подчиняется потоку сознания личности – с возвратом в прошлое, неожиданными скачками в будущее, с выходом в вечность. Время в произведении не распадается, но, наоборот, сливается в единое мгновение настоящего, которое превращается в вечное.

Память превращается не просто в инструмент воссоздания прошлого, но в нравственную категорию, которая восстанавливает в сознании лирического героя события прожитой жизни, образы погибших воинов-братьев, исторического прошлого России в свете трагических военных событий.

Весь длительный исторический путь страны естественно трансформируется в сознании героя в настоящий момент, дыхание сегодняшнего дня.

Само пространство в поэме масштабно, глобально, максимально реалистично: Подмосковье, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток – каждый регион заставляет автора задуматься над смыслом жизни.

Дорога помогает лирическому герою осмыслить прошлое и настоящее, становится символом его движения к истине, знанию, правде, совершенству.

Само произведение начинает звучать трагически и оптимистично одновременно.

Замечание 1

Время и пространство в поэме подчиняются идейному замыслу Твардовского, они по воле автора сжимаются или расширяются.

Мотив скоротечности в поэме

Как уже отмечалось, поэма стала своеобразным итогом размышлений автора, носит автобиографический характер, отражает жизненный путь поэта, то время, когда

«Когда он некий перевал

Преодолел, взошел на гору

И отовсюду виден стал.

Когда он был всеми дружно встречен.»

Оглядываясь на прошлое и анализируя настоящее, поэт понимает, что большая часть жизни уже пройдена, он взывает к времени:

«Повремени, крутое время,

Дай осмотреться, что к чему.»

Однако время неумолимо, чем старше становится поэт, тем быстрее и быстрее течет время. Важно добавить, что появление мотива скоротечности в поэзии Твардовского относится к концу 50-х годов, ознаменовав новый этап становления индивидуально-авторского стиля, который утрачивает прежний оптимистический строй.

Произведению присуща многоликость авторского сознания, мировоззрения, в нем отразился тот горький, неподъемно-тяжелый жизненный путь, который пришлось пережить поэту. Твардовский упорно отстаивает право писателя, поэта на собственное видение целям века, поднимает мотив самоопределения.

В качестве главных особенностей стиля Твардовского называют его простоту, интеллигентность, явственное влияние народной поэзии. Являясь «плотью от плоти» своего народа, поэт отшлифовал свои мировоззренческие идеи так, что они возвысились до философского осмысления глубин бытия.

Замечание 2

В позднем творчестве Твардовского явственно ощущается влияние Некрасова, поэма приобретает эпический характер, в ней объединяются и завершаются поиски жанровых форм в лирике автора, до высокой степени доходит развитие лирического героя.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает итогом зрелого творчества поэта, отражением его размышлений о смысле человеческой жизни.

Центральным мотивом произведения является мотив дороги, вечного движения человека к истине, идеалу, совершенству.

Поэма является не просто отображением личного пути поэта, но величайшим народным опытом, в котором сливается временное и непреходящее.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tvardovskiy_a_t_za_dalyu_dal_kratkiy_analiz/

Анализ Вступления поэмы А Твардовского «За далью – даль»

Анализ Вступления поэмы А Твардовского «За далью – даль»

Основным сюжетом поэмы А.Т.Твардовского «За далью — даль» является тема дороги. Лирический герой отправился на поезде в давно планируемое путешествие по всей стране. В самом начале произведения читатель узнаёт, что этот путь пролегает через Сибирь и Урал. В пути он вспоминает военные будни, голод и разруху. Он хочет увидеть новую, возродившуюся за мирное время страну.

Тему дороги во Вступлении к поэме помогают раскрыть разные образы и разнообразные средства их изображения: «малый дом» (метонимия), который герой берёт с собою в путь, «лестница из шпал» (метафора), которая в его мечтах проведёт этот поезд через всю страну, «день войны, нещадный день» (эпитет), не дающий покоя в воспоминаниях под стук колёс, «окрестный мир страны обширной» (инверсия), мелькающий за окном вагона.

Композиция и сюжет главы определяют дальнейшее содержание всей «книги», как называл А.Твардовский свою поэму «За далью — даль».

С первых строк Вступления мы чувствуем возбуждённо приятное состояние поэта от того, что его мечте суждено сбыться: он отправляется в дальнюю дорогу по всей стране.

Вместе с ним мы ощущаем постепенное расставание с Москвой, с которой он чувствует сильную и глубокую связь:  

 Еще мне хватит этой полки,   Еще московских суток жаль. 

Затем он мысленно рисует свою дорожную карту: Москва — Волга – Заволжье — Предуралье — Урал – Зауралье – Байкал – Забайкалье – Дальний Восток.

Воспоминаниями окунается в военное прошлое, пережитое горе, гордость за Победу, за подвиг своего народа.

Гордиться мирным настоящим временем, которое принесло родной стране великие изменения, тем, «что на века мы строим дом, Свой мир живой и рукотворный».

Эти воспоминая (литературный прием лирического отступления) ещё больше подчёркивают желание героя увидеть, как изменилась к лучшему страна, как она расцвела и преобразилась.

Язык поэмы прост, красив и понятен любому читателю. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия.

Система изобразительных средств помогает прочувствовать нетерпение героя увидеть нашу необъятную страну, как знакомство с желанной книгой, что поэт «прочесть до срока Все собирался и не мог» (сравнение). А далее он листает эту книгу, и мы вместе с ним читаем её.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб – помогает читателю проникнуться широтой замысла лирического героя проехать всю страну до Дальнего Востока и почувствовать неохватность просторов родины, проникнуться неспешностью мыслей поэта, его воспоминаниями и настроиться на долгое путешествие, где за одной далью открывается новая даль. Почувствовать ощущение счастья, которым переполнен поэт и которым он делится с нами: 

  • Люди, счастье наше в том, 
  • Что счастья мы хотим упорно, 
  • Что на века мы строим дом,
  • Свой мир живой и рукотворный.

Источник: https://infourok.ru/analiz-vstupleniya-poemi-a-tvardovskogo-za-dalyu-dal-1848062.html

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «За далью — даль»

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь… И все-таки поэма полна драматизма.

Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений.

Лиро-эпический характер поэмы дает воз­можность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

… А там еще другая даль,

  • Что обернется далью новой.
  • И, наконец, конечная цель поездки:
  • Не просто край иной, далекий,
  • А Дальний именно Восток.

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регио­ны — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драма­тичны.

События самого узкого, частного, личного характе­ра соотнесены с историческим прошлым, полным траге­дийного накала.

Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессиро­ванным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

  1. И вспомнил я тебя, друг детства,
  2. И тех годов глухую боль.
  3. В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, лите­ратурой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:
  4. Как мне тебя недоставало,

Мой друг, ушедший навсегда!..

  • Кто так, как ты, еще на свете
  • До слез порадоваться мог
  • Речам, глазам и людям этим!
  • Зачем же голос твой умолк ?
  • Личные воспоминания преобразуются в яркие карти­ны минувшего, связанные с драматическими обстоятельст­вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:
  • Так это было. Четверть века
  • Призывом к бою и труду
  • Звучало имя человека
  • Со словом Родина в ряду.
  • Мы звали — станем ли лукавить? —
  • Его отцом в стране — семье.
  • Тут ни убавить,
  • Ни прибавить, —
  • Так это было на земле.
  • Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свер­шениям:
  • Да, все, что с нами было, —
  • Было!
  • А то, что есть, —
  • То с нами здесь.

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание.  На душе лирического героя дополнительное 

  1. бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответ­ственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:
  2. Кому другому, но поэту
  3. Молчать потомки не дадут.
  4. Его к суровому ответу
  5. Особый востребует суд.
  6. Я не страшусь суда такого
  7. И, может, жду его давно,
  8. Пускай не мне еще то слово,
  9. Что емче всех, сказать дано.
  10. Мое — от сердца — не на ветер,
  11. Оно в готовности любой;
  12. Я жил, я был — за все на свете
  13. Я отвечаю головой.

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», опреде­лили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ори­ентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий.

Разговоры с ним насыщены кон­трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезны­ми интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения.

Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

  • На высокой ноте расставания с другом-читателем за­вершается поэма:
  • Конца пути мы вместе ждали,
  • Но прохлаждаться недосуг.

Итак, прощай. До новой дали.

  1. До скорой встречи,
  2. Старый друг!
  3. Завершая произведение, автор полушутливо, полуиро­нично, но весьма сурово оценивает свой труд:
Читайте также:  Сочинение на тему каждый имеет право на ошибку

… не ярки краски

  • И не заманчив общий тон,
  • Что ни завязки,
  • Ни развязки —

Ни поначалу, ни потом…

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые компози­ционные сюжеты и возможности для выражения уже со­вершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/395-poema-at-tvardovskogo-za-dalyu-dal.html

Анализ поэмы А.Твардовского «За далью — даль»

Поэма «За далью — даль», за которую А.Т. Твардовскому в
1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных
произведений зрелого творчества А.Т. Твар­довского. Она состоит из 15 небольших
глав.

Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический ге­рой
отправляется на поезде в путь по просторам родной стра­ны. В самом начале
произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.
Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, от­строившуюся
за мирные годы страну.

Путешествие дает возможность лирическому герою по­смотреть
новые места, ощутить чувство сопричастности с дру­гими людьми, пробуждает
творческое вдохновение. Характер­ной особенностью поэмы является присутствие
иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал.

Когда
он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отме­чен, Пшеном в избытке обеспечен,
Друзьями в классики наме­чен, Почти уже увековечен», — так пишет А.Т.
Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен
оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы
признается, что край, где нет его, ощуща­ет как потерю.

Он торопится жить,
стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом
для воспоминаний — путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с
Волгой: « — Она! — И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её
широкий В разрыве поля на пути». Волгу рус­ский человек воспринимает не только
как реку. Это одновремен­но и символ всей России, ее природных богатств и
просторов.

А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное
волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу
издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кре­сты соборов и обычные
деревеньки.

Даже растворившись в оке­анских водах, Волга несет в себе «земли
родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в па­мятные
военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под
Сталинградом.

Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не
только природными красота­ми русской земли, но и мужеством ее защитников.

Воспоминания переносят лирического героя на его малую
родину — в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную,
негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в
поэме стано­вится образ кузницы, которая стала для молодого человека
своеобразной «академией наук».

В кузнице «рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и
рубят дом». Здесь же велись интересные разговоры, из кото­рых складывались первые
представления героя о мире. Через много лет он видит «кувалду главную Урала» в
работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузни­цу.

При помощи
сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с
разговорами о судьбе всей державы. Композиционное пространство главы «Две куз­ницы»
при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта
художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется.

Ярче воспринимается
роль этого региона в индустриализации страны: «Урал! Опорный край державы, Её
добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей сла­вы И славы нынешней творец».

Галерею областей и регионов родной земли продолжает
Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспомина­ния о войне, о
детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков.

Отдельные строки
поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть
событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной
сюжетной схеме: «Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед».

Твардовский выступает
против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение
подлинной действительности дежурными схема­ми и шаблонами. И вдруг монолог
лирического героя преры­вается неожиданным возгласом.

Оказывается вместе с
поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: «И в свет ты выйдешь,
как картинка, Какой задумал я тебя». Этот коми­ческий сюжетный ход помогает
автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А.Т.

Твардовский, как
известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших
советских журналов — «Новый мир». На проблему взаимоотношений автора и
редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон. В итоге выясняется,
что редактор только привиделся поэту, словно «сон дурной».

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем,
овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань
вековечная». Глядя на огни Сибири, ли­рический герой рассуждает о том, как
«издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда…».

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает
старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их 190 мимолетная
встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени
и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и
разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в по­эме
необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы
эпохи. Он рассуждает о карье­ризме и призывает молодежь осваивать необжитую
землю.

Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары,
которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь.

Далее, подчеркивая
масштабность и гран­диозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказы­вает
о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон
Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от ба­тюшки Урала, от
Байкала, от Ангары и от всей Сибири. По­вторы и уменьшительно-ласкательные
суффиксы придают строфе фольклорное звучание.

Поэт признается в любви к ро­дине,
к народу и прощается с читателем до новой встречи.

Ав­тору удалось воплотить в
поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и
передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриаль­ных планов и
широту души русского человека.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/tvardovskij/analiz_poehmy_a_tvardovskogo_za_dalju_dal/43-1-0-2870

Анализ поэмы “За далью – даль” Твардовского А. Т

“За далью – даль” Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Основной мотив поэмы – мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.

Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся

за мирные годы страну. Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. “Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен”, – так пишет А. Т. Твардовский о своем лирическом герое.

Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть.

Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний – путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: ” – Она! – И справа, недалеко, Моста не видя впереди, Мы видим плес ее широкий В разрыве поля на пути”. Волгу русский человек воспринимает не только как реку.

Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А. Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек.

В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе “земли родимой отраженье”. Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом.

Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников. Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину – в Загорье.

Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую.

Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной “академией наук”.

В кузнице “рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом”. Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит “кувалду главную Урала” в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу.

При помощи сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Композиционное пространство главы “Две кузницы” при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: “Урал!

Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец”. Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков.

Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: “Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед”.

Твардовский выступает против упрощений в литературном труде.

Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом. Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: “И н свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя”.

Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А. Т. Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов – “Новый мир”. Па проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон.

В итоге выясняется, что редактор только привиделся поэту, словно “сон дурной”. Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным “дремучестью суровой”. Это “недоброй славы край глухой”, “глухомань вековечная”. Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как “издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда…”.

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой.

Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю.

Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь.

Далее, подчеркивая масштабность и грандиозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири.

Повторы и уменьшительно-ласкательные суффиксы придают строфе фольклорное звучание. Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи.

Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи “оттепели”, размах индустриальных планов и широту души русского человека.

(No Ratings Yet) Loading… Анализ поэмы “За далью – даль” Твардовского А. ТПроблема русского национального характера в прозе XIX века »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-poemy-za-dalyu-dal-tvardovskogo-a-t/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]