Герои рассказа муму тургенева 5 класс

Рассказ «Муму», созданный И.С. Тургеневым в 1852 году, это рассказ, критикующий крепостнический строй. Это рассказ о позорном времени для России, когда господа распоряжались судьбами людей. Крепостничество уже изживало себя, оно тормозило экономическое развитие России.

Главные герои рассказа «Муму»:

Герои рассказа Муму Тургенева 5 классГерасим – крупный сильный мужчина, 12 вершков росту. Был он немым с рождения. Он был сильным, работящим мужиком, но барыня взяла его с собой в Москву, где он должен был работать дворником. С этой работой он управлялся быстро, почти играючи. Но он не понимал и недоумевал, зачем его привезли сюда. Ведь Герасим был крестьянином до мозга костей. Был Герасим нрава строгого и во всем любил порядок.

Он обратил внимание на запуганную прачку Татьяну. Сначала посмеивался над страхом женщины перед ним. Потом она стала ему нравиться. Он опекал Татьяну и никому не позволял обижать ее. И даже собирался просить у барыни разрешения жениться на ней. Он никого не боялся, кроме старой барыни. Он не любил пьяниц, с презрением отворачивался от них.

Собачку Герасим спас из реки, выходил и вырастил ее. Она была привязана только к нему. После того, как утопил Муму, он ушел их Москвы, вернулся в родную деревню. Он не общался с женщинами и не заводил собак. Работал за двоих.

Старая барыня придерживалась старых обычаев. Держала многочисленную прислугу. Был у нее собственный башмачник, домашний лекарь, прачки, швеи, столяры, повара и прочие. Капризная и своенравная женщина. Вскоре после случая с Муму он умерла.

Капитон Климов – башмачник. Он считал себя обиженным человеком, был горьким пьяницей. Он считал, что ему не место в «захолустной» Москве, и что он должен жить в столице. Женившись на Татьяне, он пить не бросил, и, в конце концов, барыня отправила его вместе с женой в дальнюю деревню.

Гаврила – дворецкий. Преданный своей барыне. Беспрекословно исполнял ее приказания.

Татьяна – одна из прачек барыни. Ей поручалось только тонкое белье. Ей было лет 28. Работала за двоих, была пуглива. Особенно она боялась старую барыню. А когда увидела Герасима, стала бояться и его. Когда ей сообщили, что барыня решила женить ее на пьянице-башмачнике, приняла эту весть со смирением и каким-то тупым безразличием.

Харитон – домашний лекарь. Он только и «умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями».

Рассказ заканчивается грустно. Герасим сдержал свое слово, и утопил Муму на середине реки. Он навсегда покинул Москву. Старая барыня умерла, а наследники распустили крестьян по оброку. Смерть старой барыни олицетворяет собой медленную агонию общественного строя, который должен был завершиться через 9 лет.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/mumu-glavnyie-geroi

Кто герои рассказа муму ?

  «Муму» — рассказ, написанный русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Рассказ можно считать протестом писателя против крепостного права, существовавшего в России до 1861 года. Тургенев осуждает сложившийся общественный уклад и безнравственность и безнаказанность дворянства.

  Персонажи рассказа:

  • барыня;
  • крепостной дворник Герасим;
  • Муму (собака);
  • прачка Татьяна;
  • дворецкий Гаврила;
  • башмачник Капитон.

Описание барыни

  Центральный персонаж рассказа Муму – барыня. Вдова, богатая дворянка, имеющая дом на одной из улиц Москвы и обладающая большим количеством слуг и крепостных.

Женщина преклонных лет, одинокая (дети ее давно разъехались), с отвратительным характером. «Мрачное, кислое расположение духа», «до самого вечера была не в духе» — так описывает ее Тургенев.

От скуки, ради развлечения, калечит жизнь своему дворнику Герасиму и тех, кто его окружает.

История Герасима

  Герасим глухонемой с самого рождения. Человек крупный, высокий, словно богатырь. Работящий, не терпит пьянства; волею барыни переброшен из деревни в город. В городе влюбляется в прачку Татьяну, тихую, скромную, послушную, безропотную и несчастную девушку.

Собравшись жениться, Герасим просит у барыни разрешения, но барыня, поддавшись своему нелепому и бессмысленному капризу, решает выдать Татьяну за пьяницу Капитона, объясняя свое решение тем, что только женитьба может спасти Капитона от пьянства. Устройство свадьбы барыня поручает Гавриле.

Горю Герасима нет конца.

  Вскоре он спасает упавшего в воду маленького щенка, дает собаке имя Муму (т.к. это то малое, что глухонемой Герасим может выговорить) и оставляет жить у себя. Герасим привязывается к Муму всей душой, она становится самым дорогим существом в его жизни.

Но в скором времени старой барыне и это приходится не по душе, и она заставляет Герасима избавиться от собаки. Не имея возможности отказать, Герасим топит Муму в реке. На этот раз герой не в силах справиться со своим горем, он отказывается подчиняться барыне и уезжает в деревню.

Барыня сначала злится, но затем успокаивается, говоря о том, что «такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен». Свою жизнь Герасим доживает в полном одиночестве.

  Барыня ломает жизнь Герасима из-за своих нелепых капризов, для нее Герасим как игрушка в ее скучном и одиноком мире. Тургенев осуждает барыню и ее ужасные поступки, а в целом, в ее лице, и полностью крепостное право. 

Источник: https://vashurok.ru/questions/kto-geroi-rasskaza-mumu

Литература 5 класс. Герои рассказа И.С.Тургенева "Муму"

ЛИТЕРАТУРА

5 КЛАСС

Тема урока: Герои рассказа И.С.Тургенева «Муму» (Работа над портретом.

Цель урока: Показать значение портрета в прозаическом произведении. Разобрать портреты героев рассказа «Муму». Продолжать обучению и формированию навыков работы со справочной литературой, учить нахождению нужной информации.

Оборудование: Проектор, экран, презентация с подборкой репродукций картин: Н.В.Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», В.Д.Поленов «Бабушкин сад», Г.Г.Мясоедов «Земство обедает», И.П.Богданов «За расчетом», В.М.Максимов «Все в прошлом»; школьный толковый словарь русского языка, портрет И.С.Тургенева.

Используемые технологии: традиционная, ИКТ, личностно ориентированное обучение, культуровоспитывающая.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы разберем портретные характеристики героев рассказа «Муму». Вы сами сделаете вывод о значении портрета в художественном произведении.

2. Работа со словарями.

Сегодня нам потребуются словари: «Школьный толковый словарь русского языка» и «Словарь русского языка» Ожегова. Читаем толкование слова «портрет». У этого слова два определения:

  • Изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии ( портрет кого-то). (Демонстрация портрета И.С.Тургенева).
  • Описание внешности персонажа в литературном произведении, а также характерные черты кого-чего-нибудь (портретная характеристика).

-Какое из двух определений подходит к уроку литературы, а какое к уроку изобразительного искусства? 1

— Прочитайте второе определение.

3. Работа с репродукцией картины В.Д.Поленова «Бабушкин сад».

Прежде чем говорить о героях рассказа Тургенева «Муму», давайте представим себе усадьбу, где жили эти герои, барыню, как бы войдем в быт 19 века. Посмотрите на репродукцию картины В.Д.Поленова «Бабушкин сад».

Конечно, эта картина была написана не к произведению Тургенева, но я обращаю ваше внимание на нее, потому что здесь изображен типичный дом 19 века. Возможно, также выглядел дом, в котором жила барыня. Обратите внимание на одежду женщин.

Так одевалось большинство женщин того времени. (Чтение первой строчки произведения).

4. Работа над портретными характеристиками.

Представьте, что мы вошли во двор этого дома и встретились со всеми его обитателями.

-Кого вы могли бы там встретить прежде всего? Перечислите.

(Герасима, Муму, Ерошку — садовника, Степана-лакея, , в доме – барыню, Гаврилу-дворецкого, Капитона-башмачника).

Герасим. Вы правильно сказали, что первым вы бы увидели Герасима.

-Почему вы так думаете? (Он был дворником).

Не случайно автор знакомит нас с Герасимом в самом начале рассказа. Давайте прочитаем, как автор описывает Герасима, его портрет. Богатырь, глухонемой от рождения, могучий. Автор представляет его «самым исправным тягловым мужиком», т.е. человеком, способным поднимать большие тяжести.

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматова сжала руки под темной вуалью…

-А каким вы представляете себе Герасима? Расскажите.

Автор описывает нам одежду Герасима, На лето-кафтан, на зиму-тулуп.

Толкование слов «кафтан» и «тулуп». Нахождение по словарю.

Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда. (Показ репродукции картины Г.Г.Мясоедова «Земство обедает» (кафтан).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. (Показ репродукции картины И.П.Богданова «За расчетом»). 2

Таким представляет нам Герасима Тургенев. А теперь давайте посмотрим, каким его видит художник – иллюстратор учебника.

-Как вы считаете, соответствует ли описанию автора данная репродукция? Обратите внимание на выражение лица Герасима, его взгляд, осанку. Какая фраза из рассказа соответствует взгляду Герасима? (Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе).

Татьяна. – Кого еще из героев рассказа вы видите на этой иллюстрации? (Татьяну).

-Как вы думаете, почему Герасим и Татьяна изображены на одной иллюстрации? (Судьбы их в рассказе связаны).

-Кто была Татьяна? Прочитайте ее описание в рассказе, ее портрет. Как вы представляете себе Татьяну? Разберем ее портрет, данный в учебнике.

— Что значит «держать в черном теле»? Как вы это понимаете? (В строгости, в услужении).

-Почему автор говорит, что ее красота быстро спала? Отчего это произошло? (От непосильной работы).

Работа над репродукцией картины Н.В.Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на эту репродукцию. Посмотрите на женщину, чья участь решается. Ее продают. Эта участь ждала многих крепостных в то время.

Люди не принадлежали сами себе: их могли продать, купить, наказать. Обратите внимание на взгляд этой женщины. Отрешенный, полный равнодушия, как будто ей все равно, какая судьба ее ждет.

У одного хозяина или у другого ее жизнь не будет принадлежать ей самой.

— Какие слова из текста можно было бы подписать под портретом этой женщины? («к самой себе она чувствовала полное равнодушие»).

Вот теперь вы можете представить себе Татьяну более полно, хотя внешность ее отличается от портрета этой женщины, но есть определенное сходство в их судьбах, хотя Татьяну и не продают. 3

На этой репродукции вы видите, как могла бы быть одета Татьяна, как вообще одевались крепостные женщины и мужчины того времени.

Итак, судьба Татьяны. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, как портрет соответствует судьбе. Где это видно в рассказе? (Полное равнодушие к своему замужеству). Пересказ или чтение соответствующего отрывка. (Обратить внимание на фразу: «Безответная ты душа!»)

Капитон. –Кто же оказал влияние на ее судьбу? (Капитон).

-Кто такой был этот Капитон? (Башмачник). Прочитайте его портрет в рассказе. Толкование понятия «сюртук» по словарю Ожегова.

Сюртук – мужская двубортная одежда в талию с длинными полами.

-Каким вы его себе представляете? (Неаккуратный, всегда пьяный, равнодушный, вечно обиженный).

Вы его представляете таким благодаря той характеристике (тому портрету), которую дает автор. Точность портрета создает правильное представление о человеке, имеется ввиду не только его внешность, но и характер. Мы видим Капитона таким, каким представляет его автор.

Муму. – Чье еще описание мы встречаем в рассказе? (Муму). Хотя это описание нельзя назвать портретом, ведь портрет – это описание человека, но Муму является персонажем данного рассказа, поэтому на ее внешность мы обратим внимание. Прочитайте, как выглядела Муму.

-Какой вы себе ее представляете? Какие чувства вызывает у вас ее описание? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли данная иллюстрация описанию в рассказе?

-А у кого из вас есть собаки, похожие на Муму? Опишите их.

Барыня. – А какого портрета нет в рассказе? (Барыни). Как вы себе ее представляете? Показ репродукции картины В.М.Максимова «Все в прошлом».

-Соответствует ли ваше представление о барыне с тем, которое дано на картине? (Скучная и скучающая старость).

5. Значение портрета в рассказе. 4

Итак, сегодня на уроке мы работали над портретными характеристиками героев рассказа Тургенева «Муму». Теперь давайте сделаем вывод о значении портрета в литературном произведении.

— Зачем нужен портрет в рассказе? (Для правильного представления внешности и характеров героев).

6. Итог урока.

Да, ребята. В литературном произведении портрет обязателен, т.к. автор хочет, чтобы мы, когда читаем его произведение, правильно представляли его героев.

А существует один из жанров литературы –драматургия (Построение литературного произведения в форме диалога на сцене), где портретов нет, их заменяют актеры.

Каждый актер видит представляемого им героя по-своему. (Чтение по школьному толковому словарю).

-И последний вопрос.

-Сколько у нас сегодня в классе было Герасимов? (28). Почему? (Каждый видит его по-своему).

7. Оценка ответов учащихся.

Источник: https://multiurok.ru/files/litieratura-5-klass-gieroi-rasskaza-i-s-turghienie.html

Конспект по литературе на тему "И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. (5 класс)

Конспект урока. Литература. 5 класс

12.12.2017 г.

Урок № 40

Тема. И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

  • Цели урока:
  • познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму»;
  • дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме;
  • продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста и составления обобщающих таблиц;
  • способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные:

познакомиться с биографией И. С. Тургенева;

  1. привить читательский интерес к его произведениям, дать представление стихотворениях в прозе
  2. Метапредметные:
  3. познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи
  4. выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить
  5. планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения
  6. соблюдать правила речевого поведения
  7. уметь высказывать свою точку зрения
  8. представлять результаты своего труда в форме презентации.
  9. Личностные:
  10. формировать эмоциональный настрой на роке
  11. формировать нравственно-эстетические ценности.
  12. Ход урока.

I. Выявление первичного впечатления учащихся от знакомства с рассказом Тургенева «Муму».

1) Кто из вас уже прочитал рассказ Тургенева «Муму»?

2) Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

3) Кто из героев рассказа понравился вам? А кто не понравился? Почему?

II. Вступительное слово учителя.

Автором этого рассказа является известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – человек удивительной судьбы и писательского дарования. Не случайно, что именно его произведения первыми получили мировую известность и были переведены на многие языки мира.

III. Сообщение о детстве, юности и молодости Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в усадьбе Спасское – Лутовиново. Мценского уезда Орловской губернии. Главным лицом в доме была Варвара Петровна – мать Ивана Сергеевича. Она была жестокой помещицей – крепостницей.

Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок.

Да и с Иваном Варвара Петровна была строга и непреклонна. О «прелестях» такого воспитания Тургенев рассказал в романе «Дворянское гнездо»: «Его будила в четыре часа утра, тотчас окатывала холодной водой и заставляла бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду, ездил верхом.

И каждый вечер вносила в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления».

Но, будучи человеком умным и образованным, Варвара Петровна понимала и важность образования.

Поэтому она наняла для сыновей гувернеров и учителей, создала в доме прекрасную библиотеку, организовала оркестр крепостных музыкантов и устроила в боковой галерее театр, в представлениях которого принимали участие и хозяева, и гости, и дети, и даже крепостные крестьяне.

Все это и позволило Тургеневу без труда в сентябре 1833 года поступить на словесный факультет Московского университета. А конкурс был нешуточным. Из 167 кандидатов было зачислено на 1-ый курс лишь 25 человек.

В 1837 году Тургенев завершил учебу в университете и решил продолжить научные знания в прославленном центре философской мысли — Берлинском университете.

На родину Иван Сергеевич вернулся в мае 1841 года, окрепшим и физически, и духовно человеком, знающим себе цену и обладающим своим видением окружающего мира. Впереди его ждала уже другая жизнь – жизнь, полная творческих успехов и открытий.

IV. Рассказ учителя о начале творческого пути Тургенева и истории создания рассказа «Муму».

Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества, дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом.

«Записки охотника» и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ «Муму», в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог.

Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками крепостных слуг.

Хлест розг, крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

V. Комплексная работа над 1-ой главой рассказ «Муму».

1) Лексический комментарий.

2) Чтение 1-го абзаца. Беседа.

1)Что мы узнали о барыне?

Живет в Москве, является вдовой, окружает себя многочисленной дворней.

2) Какие слова и выражения передают авторское отношение к ней? Каково это отношение?

Явно негативное.

Нет никакого чувства жалости.

3) Беседа с элементами чтения.

1) Другой герой, Герасим, глухонемой. Значит, о себе ничего сказать не может. Что же нам делать?

Обратить внимание на действия, поступки, внутреннее состояние героя и на авторские характеристики.

2) До своего переезда в город он жил и работал в деревне, как и другие крестьяне. Чем же он заслужил свой переезд из деревни в город?

Работой, отношением к ней.

— Найдите и прочитайте описание того, как трудился Герасим. Автор называет его работу

«неистомной». Какой смысл он вкладывает в это понятие?

Неистомная работа — работа без устали.

— Согласны ли вы с авторской оценкой труда Герасима? Почему?

Герасим с утра до вечера работает за четверых. Он пашет, косит, молотит, не зная усталости. И при этом, все, что он делает, он делает качественно.

— Что помогает Герасиму так работать?

Огромная физическая сила.

3) Настоящий богатырь Герасим. Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

Барыня взяла его из деревни.

— Значит, барыня сильнее богатыря?

Нет. Просто барыня – помещица, а Герасим – крепостной, который полностью находится в ее власти.

  • 4) Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?
  • Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.
  • — А чем был переезд в Москву для самого Герасима?
  • Чтобы помочь читателям понять это, автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений.

1) Сравнение указывает цену потери.

( Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь – деревенского быта, любимой работы.)

2)»… недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого… взяли с нивы и … мчит…а куда мчит – Бог весть!»

2)Сравнение указывает на наличие сил у Герасима и их качество. Силы есть, и они огромны. Но нужны ли они?

3) «… лежал … неподвижно, как пойманный зверь».

3) Сравнение указывает на состояние Герасима. ( Герасим испытывает страх, ужас от неизвестности, от близости чего-то страшного.)

Переезд в Москву для Герасима – это сильнейший стресс и потрясение.

— Чем вызвано подобное состояние?

Несколькими причинами. Во — первых, оторванностью от родной почвы, во-вторых, временной потерей ориентира в происходящем, непониманием своего места в новой жизни, в-третьих, ощущением того, что теперь его судьбой распоряжаются другие.

-Но есть в 1-ой главе и еще одно сравнение. Что это за сравнение?

Сравнение Герасима с гусаком.

— Как автор сам поясняет это сравнение?

«…Гусь…птица важная и рассудительная». Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

  1. -Какие слова в этом пояснении – сравнении являются самыми важными?
  2. Важный, рассудительный, степенный.
  3. — Как вы понимаете значение этих слов?
  4. Важный – гордый, рассудительный – благоразумный, степенный – серьезный.
  5. — О чем эти слова говорят?
  6. О том, что Герасим – человек гордый, рассудительный и серьезный.
  7. — Подтвердите это примерами из 1-ой главы рассказа.
  8. — А откуда у Герасима гордость, благородство и серьезность?
  9. От осознания своего места в жизни.
  10. -Какое же место определяет для себя Герасим?
  11. Место крепостного, не обсуждающего приказы и распоряжения барыни, но знающего себе цену и свои права, поэтому не позволяющего всей остальной челяди нарушать их.
  12. 3) Составление таблицы.

Герасим

  • 1) Вдова, окруженная многочисленной челядью и проживающая в Москве.
  • 1) Глухонемой одинокий богатырь, испытывающий стресс и потрясение от переезда в Москву.
  • 2) Человек трудолюбивый, исполнительный, гордый, рассудительный и серьезный, осознающий свое место в жизни.

VI. Подведение итогов.

1) О чем шла речь на уроке?

2) Что вы узнали на уроке о детстве и юности Тургенева, о начале его творческого пути и истории создания рассказа «Муму»?

3) С какими героями рассказа Тургенева вы познакомились на уроке? Что вы о них узнали?

  1. VII. Домашнее задание:
  2. 1) повторить материал по теме урока;
  3. 2) подготовиться к работе по группам ( 1-я группа — «Герасим и дворовые люди»; 2-я группа — «Герасим и Татьяна»; 3-я группа — «Герасим и Муму».)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-literature-na-temu-is-turgenev-rasskaz-mumu-znakomstvo-s-geroyami-klass-2371823.html

Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. (2 часа)

 — Итак, как выглядит дом барыни? (Подчеркните в тексте.) 
     — Что вы узнали о барыне в самом начале рассказа?

     — Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? 
    

     Обобщим наши наблюдения. Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

     — А кто же является главным героем? Конечно же, Герасим. 
     — Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме? 

     — Откройте учебник на стр. 225. Найдите 2 абзац.  Он начинается со слов: «Из числа всей её челяди…»  Ответьте на вопрос: «Каким вы представляете себе Герасима?»

 — Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел А.И. Кулешов. 
      Художник И. И. Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму». 

  •      — Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
  •      — Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?
  •      — Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

     Вывод: внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни» А.И. Кулешова.

     — Как Герасим попал в Москву? 

     — Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

     Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик…» 

     По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. 

     —Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?

     Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги.

Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда. 
     С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь.

Постепенно Герасим привык к городскому житью.

     «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…» 
   

     — Какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?

    Вспомним! Сравнение — это определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 

     То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком. 
     Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним. 

 Всмотримся в слово «степенный». Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый. 
    

     — Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими.

Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели».

А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

     Прочтите описание каморки Герасима.

     — Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие  детали  обращает внимание?

     И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа. 

     — Какой художественный приём использует Тургенев, рассказывая о Герасиме?

     Вспомним! Гипербола —  сильное преувеличение. 
    

     — Найдите примеры гиперболы в тексте и подчеркните.

     Подведём итоги!  Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело.

Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой.

Но это предмет разговора на следующих уроках.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Источник: http://lt.ucoz.net/publ/distancionnoe_obuchenie/5_klass/ivan_sergeevich_turgenev_istorija_sozdanija_rasskaza_mumu_znakomstvo_s_gerojami_2_chasa/39-1-0-106

Урок 23. и. с. тургенев. «муму». портреты героев. пейзажи — Литература — 5 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

Выберите правильный вариант .

Какая тема была отражена в рассказе «Муму» Ивана Тургенева? 

произвол дворян одиночество первая любовь особенности русской охоты

Подчеркните верные варианты.

Какие основные художественные приёмы использует Тургенев в «Муму»?

  • портрет
  • пейзаж
  • карикатура
  • ирония

Кем работала возлюбленная Герасима Татьяна?  

  1. садовницей – ухаживала за розами
  2. кастеляншей – следила за бельём
  3. прачкой – стирала вещи
  4. поварихой – готовила обеды

Нужно вставить пропущенные слова в отрывок о барыне

«В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного : эти волнения у неё всегда случались после слишком ».

Зачеркните неверные варианты.

Найдите верное определение художественного приёма «портрет» в произведении, остальные вычеркните.

  • слово или выражение, добавляемое к существительному для более яркого его описания
  • раскрытие характера героя и выражение отношения к нему через изображение его внешности
  • сравнение одного образа с другим сочетание в одном выражении несочетаемого

Вставьте подходящие слова  

Рассортируйте, какими качествами автор характеризует барыню-вдову, какими – Гаврилу, а какими – Герасима?

подлость трусость суетливость услужливость хитрость высокомерие нервозность лицемерие причудливость жестокость чуткость могучесть отзывчивость трудолюбие серьёзность

Установите соответствия

Какое описание соответствует этим персонажам? 

Восстановите последовательность действий

Барыня приказывает Гавриле избавиться от собаки

Барыня просит привести собаку в ее покои

Барыня плачет и говорит, что не приказывала убивать собаку

Гаврила жалуется барыне, что Муму вернулась

Герасим возвращается в родную деревню

Татьяна выходит замуж за Капитона

Выберите верный вариант 

В конце рассказа Тургенев очень ярко описывает природу, ночной пейзаж. Почему? 

  1. ночью природа особенно красива;
  2. так автор подчёркивает правильность решения Герасима, природа будто помогает ему;
  3. автор хочет показать, что ночь настанет всё равно, вне зависимости от поступка Герасима;
  4. автор сам любит ходить домой ночью и размышлять о смысле жизни
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/7153/train/

Ссылка на основную публикацию