Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста»
Литературной основой для оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого стала одноименная драма Л.А. Мея.
Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия, но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия.
Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году, и с тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих оперных театров.
Эта опера о любви — горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны — время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.
Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Василий Степанович Собакин | бас | купец |
Марфа | сопрано | дочь Василия Степановича Собакина |
Малюта Скуратов | бас | опричник |
Григорий Григорьевич Грязной | баритон | опричник |
Любаша | меццо-сопрано | любовница Григория Григорьевича Грязного |
Иван Сергеевич Лыков | тенор | боярин |
Домна Ивановна Сабурова | сопрано | жена купца |
Елисей Бомелий | тенор | царский врач |
Дуняша | контральто | дочь Домны Ивановны Сабуровой |
Краткое содержание «Царской невесты»
Действие происходит в 16 веке во время правления Ивана Грозного. Опричник Григорий Грязной мучается от своей влюбленности к Марфе, дочери купца Собакина, которая помолвлена с Иваном Лыковым.
Грязной организовывает пир, где приходит множество гостей, которых он знакомит со своей любовницей Любашей. На пиру был Бомелий, царский доктор, и Грязной спрашивает нет ли у того зелья приворотного, что бы приворожить девицу.
Лекарь дает положительный ответ, и после недлительных уговоров, согласен приготовить зелье. Всю их беседу подслушивала Любаша.
После церковной службы Марфа с Дуняшей ждали Ивана Лыкова, в это время мимо них проехал Иван Грозный, в виде всадника, осмотрев молодых красавиц. Вечером Любаша встречается с Бомелием и просит приготовить зелье, которое отравит соперницу Марфу. Лекарь согласен дать такое зелье, но взамен хочет любви. Любаша в безысходном состоянии соглашается на условия.
2000 молодых девушек были на царских смотринах, но из них только дюжина были отобраны, в том числе Марфа и Дуняша. В доме Собакина все переживают, что могут выбрать Марфу, тогда свадьбы не будет. Но сообщают благую весть, что скорее всего царь выберет Дуняшу.
Все выпивают за это радостное событие, а Григорий добавляет зелье в стакан Марфы, но Любаша заранее подменила «приворот» на свою «отраву».
Марфа выпивает зелье, начинается радостное пение по поводу женитьбы, но в этот момент появляются царские бояре с Малютой и вестью, что Иван Грозный берет в жены Марфу.
В царских покоях неизвестная болезнь убивает Марфу. Грязной приходит и рассказывает, что Лыкова будут казнить, т.к. он признался что отравил дочь Собакина. Помутненный разум Марфы воспринимает Григория за Лыкова.
Грязной осознает, что это он виноват, не выдерживает и выдает всю правду, что это он добавил зелье ей. Грязной хочет что бы его забрали, но и наказали Бомелия. Приходит Любаша и сознается во всем.
Грязной в бешенстве убивает свою любовницу.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | IV Акт |
55 мин. | 35 мин. | 30 мин. | 35 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- По словам Римского-Корсакова, «Царская невеста» должна была стать его ответом идеям Рихарда Вагнера.
- Главным художником декораций для московской премьеры выступал Михаил Врубель. Спустя два года в Мариинском театре прошла премьера, создателями декораций для которой выступали художники Иванов и Ламбин.
- В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
- Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
- Главные события, представленные в драме Мея, действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.
- Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
- В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
- Композитор сочинил оперу «Царская невеста» за 10 месяцев.
- Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы «Псковитянка» и «Сервилия».
- Римский-Корсаков, был одним из участников «Могучей кучки«. После премьеры «Царской невесты» члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
- В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
- Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.
- Популярные арии из оперы «Царская невеста»
- Ария Любаши «Вот, до чего я дожила» — слушать
- Ария Марфы — слушать
Ариозо Лыкова «Иное все — и люди, и земля…» — слушать
История создания «Царской невесты»
После ошеломляющего успеха оперы «Садко», Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу.
Композитор сделал ее «простой», не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве.
Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.
Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор.
Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев.
Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.
Постановки
3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы «Царская невеста» в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась «по вкусу» публики.
В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке.
«Царская невеста» ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др..
К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.
В заключении хочется сказать, что эта опера будет актуальна всегда. Такие сильные эмоциональные переживания, подобные ситуации часто встречаются и в нашей с вами жизни. Николай Андреевич смог добиться своей музыкой того, что прослушивая арии из данной оперы, невольно проникаешь в смысловую глубь, и уже будто вместо персонажа переживаешь его горе или радость.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Н.А. Римский-Корсаков«Царская невеста»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/tsarskaya-nevesta
Римский-Корсаков
Появление Русской частной оперы Саввы Мамонтова в Москве способствовало поддержанию рабочего ритма композитора, ставшего, после кончины П.И. Чайковского в 1893 году признанным главой русской музыкальной школы. Целый цикл опер Римского-Корсакова впервые был поставлен в этой свободной антрепризе: «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога» (шедшая как пролог к «Псковитянке»), «Сказка о царе Салтане»; кроме того у Мамонтова шли «Майская ночь», «Снегурочка», корсаковские редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины», «Каменного гостя» и «Князя Игоря». Для Саввы Мамонтова Частная опера являлась продолжением деятельности Абрамцевской усадьбы и ее мастерских: почти все художники этого объединения приняли участие в оформлении оперных спектаклей. Признавая достоинства театральных работ братьев Васнецовых, К. А. Коровина, М. А. Врубеля и других, Римский-Корсаков считал все же, что у Мамонтова живописная сторона спектаклей перевешивает музыкальную, а главное в опере — музыка.
Возможно, хор и оркестр Мариинского или Большого театров были сильнее, чем в частной антрепризе, хотя по части солистов Мамонтовская опера им вряд ли уступала.
Но особенно важен новый художественный контекст, в который попадали оперы Римского-Корсакова: «Снегурочка» в декорациях и костюмах Виктора Васнецова, «Садко» Константина Коровина, «Салтан» Михаила Врубеля становились крупными событиями не только музыкального порядка: в них осуществлялся настоящий синтез искусств.
Для дальнейшего творчества композитора, для развития его стиля подобные театральные впечатления были очень важны. Оперы Римского-Корсакова 1890-х годов разнообразны по формам и жанрам.
По определению самого композитора, «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Садко» образуют трилогию; после этого наступает, говоря опять-таки словами автора, «еще раз учение или переделка». Речь идет о «выработке мелодичности, певучести», что отразилось в романсах и камерных операх этого периода («Моцарт и Сальери», окончательная редакция пролога к «Псковитянке») и особенно ярко — в «Царской невесте».
На творческом подъеме после завершения гениального «Садко» композитору хотелось не оставаться при испытанном старом, а пробовать новое. Наступала другая эпоха – fin de siecle. Как писал Римский-Корсаков: «Много вещей у нас на глазах состарилось и выцвело, а многое, казавшееся устаревшим, по-видимому, впоследствии окажется свежим и крепким и даже вечным…
» Среди «вечных маяков» Римского-Корсакова — великие музыканты прошлого: Бах, Моцарт, Глинка (а также Чайковский: его «Пиковую даму» изучал Николай Андреевич в период работы над «Царской невестой»). И вечные темы — любовь и смерть.
История сочинения «Царской невесты» проста и коротка: задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной оперой.
Обращение к этой драме Льва Мея было «давнишним намерением» композитора — вероятно, еще с 1860-х годов, когда сам Римский-Корсаков сочинил по другой пьесе Мея свою «Псковитянку», а над сюжетом «Царской невесты» задумывались Балакирев и Бородин (последний сделал даже несколько эскизов хоров опричников, музыка которых была потом использована в «Князе Игоре»).
Сценарий новой оперы Римский-Корсаков спланировал самостоятельно, а «окончательную выработку либретто» поручил Илье Тюменеву литератору, театральному деятелю и своему бывшему ученику. (Кстати, написав несколько лет спустя «Сервилию» по пьесе Мея, Римский-Корсаков «охватил» всю драматургию этого, столь полюбившегося ему, автора.)
В основе пьесы Мея лежит типичный для романтической драмы любовный треугольник, вернее, два треугольника: Марфа — Любаша — Грязной и Марфа — Лыков — Грязной. Сюжет осложняется вмешательством роковой силы — царя Ивана Грозного, чей выбор на смотре невест падает на Марфу.
И пьеса, и опера, написанная по ней, принадлежат не к типу «исторических драм», как та же «Псковитянка» или «Борис Годунов», а к типу произведений, где историческая обстановка и персонажи — только исходное условие для развития действия.
Общий колорит сюжета «Царской невесты» напоминает оперы Чайковского «Опричник» и «Чародейка»; вероятно, возможность «посоревноваться» с ними имелась Римским-Корсаковым в виду, как и в его «Ночи перед Рождеством», написанной на тот же сюжет, что «Черевички» Чайковского.
Не выдвигая таких сложностей, какие возникали в предыдущих операх Римского-Корсакова (большие народные сцены, картины обрядов, фантастические миры), сюжет «Царской невесты» позволял сосредоточиться на чистой музыке, чистой лирике.
Некоторыми поклонниками искусства Римского-Корсакова появление «Царской невесты» было воспринято как измена прошлому, отход от идей Могучей кучки.
Критики другого направления приветствовали «опрощение» композитора, его «стремление к примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы». У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывавший даже триумф «Садко». Композитор отмечал: «…
Многие, которые или с чужих слов, или сами по себе были почему-либо против «Царской невесты», но прослушали ее раза два или три, начали к ней привязываться…»
Ныне «Царская невеста» вряд ли воспринимается, как произведение, порывающее с героическим прошлым Новой русской школы, скорее — как сочинение, объединяющее московскую и петербургскую линии русской школы, как звено цепи от «Псковитянки» к «Китежу».
И более всего в сфере мелодики — не архаической, не обрядовой, а чисто лирической, близкой современности. Еще одна существенная черта стиля этой оперы — ее глинкианство: как писал один тонкий и умный критик (Е. М.
Петровский), «реально ощутимы веяния глинкинского духа, которыми проникнута вся опера».
В «Царской невесте», в отличие от предшествующих опер, композитор, любовно рисуя русский быт, не пытается передать дух эпохи. Он почти устраняется также от своих любимых звуковых пейзажей. Все сосредоточено на людях, на душевных движениях героев драмы. Главный акцент ставится на двух женских образах, выступающих на фоне красиво прописанного старого русского быта.
В х к драме Лев Мей называет двух героинь «Царской невесты» «песенными типами» (два типа — «кроткий» и «страстный») и приводит для их характеристики соответствующие народные тексты. Первые наброски для оперы носили характер лирической протяжной песни, причем мелодии относились сразу к обеим героиням.
В партии Любаши склад протяжной песни был сохранен (ее песня без сопровождения в первом действии) и дополнен драматическими романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии). Центральный же в опере образ Марфы получил уникальное решение: по сути Марфа как «лицо с речами» появляется на сцене дважды с почти одинаковой музыкой (арии во втором и четвертом действиях).
Но если в первой арии — «счастье Марфы» — ударение поставлено на светлых песенных мотивах ее характеристики, а восторженная и таинственная тема «златых венцов» только экспонируется, то во второй арии — «на исход души», предваряемой и прерываемой «фатальными аккордами» и трагическими интонациями «сна», — «тема венцов» допевается и раскрывается ее значение как темы предчувствия иной жизни. Сцена Марфы в финале оперы не только скрепляет всю драматургию произведения, но и выводит его за пределы бытовой любовной драмы к высотам подлинной трагедии. Владимир Бельский, замечательный либреттист поздних опер композитора, писал о последнем действии «Царской невесты»: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм, что слушаешь как зачарованный, ничего не анализируя и не запоминая…»
В восприятии современников композитора образ Марфы Собакиной — как и Снегурочки, Волховы в «Садко», а потом Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане» — нерасторжимо связывался с утонченным образом Надежды Забелы, супруги художника Михаила Врубеля.
И Римский-Корсаков, обычно соблюдавший некую «дистанцию» по отношению к исполнителям своей музыки, относился к этой певице заботливо и нежно, как бы предчувствуя ее трагическую судьбу (смерть единственного сына, безумие мужа, ранняя кончина).
Надежда Забела оказалась идеальной выразительницей того возвышенного и, часто, не совсем земного женского образа, который проходит через все оперное творчество Римского-Корсакова — от Ольги в «Псковитянке» до Февронии в «Китеже»: достаточно посмотреть на картины Врубеля, запечатлевшего жену в корсаковских оперных партиях, чтобы понять, о чем тут идет речь. Партия Марфы, безусловно, сочинялась с мыслью о Надежде Забеле, которая и стала ее первой исполнительницей.
Марина Рахманова Источник: материалы (буклет к спектаклю) Большого театра России
Иллюстрация: К. Е. Маковский. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1887
- Любимица публики »
- Либретто оперы »
- ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Опера в четырёх действиях.
Исполнители: Собакин — Б. Гмыря, Марфа — Е. Чавдар, Грязной — М. Гришко, Малюта-Скуратов — В. Матвеев, Лыков — П. Белинник, Любаша — Л. Руденко, Бомелий — П. Иванов, Сабурова — В. Любимова, Дуняша — А. Сопова, Царский истопник — В. Бабенко, Сенная девушка — И. Трофимова, Молодой парень — И. Клякун.
Хор и оркестр Государственного театра оперы и балета им. Т. Шевченко УССР, дирижёр В. Пирадов.
Запись 1960 г.
1. Увертюра 06:332. Действие 1 47:413. Действие 2 41:594. Действие 3 28:415. Действие 4 27:07
Источник: https://www.rimskykorsakov.ru/nevesta.html
Царская невеста
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез оказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.
Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Светает. Все расходятся.
По просьбе хозяина остается только Бомелий. Грязной обращается к нему с просьбой достать снадобье, которым можно приворожить девушку. Он обещает его щедро вознаградить. Разговор лекаря и Грязного подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней, теперь Любашу охватили ревнивые подозрения.
Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.
Все помыслы Марфы посвящены любимому жениху, Ивану Лыкову. Рядом с ней ее подруга Дуняша. Ей она рассказывает о своих чувствах. В сумерках к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее, и Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным у Бомелия.
На стук Любаши выходит царский лекарь. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Вначале Любаша с возмущением отвергает его притязания, но радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки. И она уступает ненавистному ей Бомелию.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек.
Наконец Марфа возвращается и все поздравляют жениха и невесту. Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появившийся Малюта пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.
Собакин глубоко опечален тяжким недугом дочери, от которого ее никто не может излечить. Появляется Грязной. Опричник докладывает Марфе, что Лыков под пыткой сознался в намерении извести зельем царскую невесту и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает
тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Видя безумие Марфы, Грязной убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.
Не в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Появляется Любаша. Она признается, что подменила зелье. Охваченный яростью, Грязной убивает Любашу.
Источник: https://www.chelopera.ru/plays/about/nrimskij-korsakov-carskaya-nevesta/brief/
Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Царская невеста
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Опера в четырех актах
Либретто И. Ф. Тюменева
Действующие лица:
|
бас сопрано | ||
Григорий Грязной Малюта Скуратов | } | опричники | баритон бас |
|
|
- Два знатных вершника, всадники, опричники, песенники и
песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ. - Действие происходит в Александровской слободе (в
Москве) осенью 1572 года. - ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основу оперы «Царская невеста» положена одноименная
драма русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Еще в
1868 году по совету Балакирева Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу.
Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя.
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898
года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3
ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.
Действие «Царской невесты» Мея (пьеса написана в 1849
году) происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы
царской опричнины с боярством.
Эта борьба, способствовавшая объединению русского
государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и
произвола.
Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения,
жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея.
В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел
сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927),
вошли многие стихи драмы.
Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из
наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова.
Марфе
противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в
осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает
жертвой собственной страсти.
Реалистически убедительны образы покинутой
любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова,
расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие
Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором
действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).
СЮЖЕТ
Нерадостно на душе у молодого царского опричника
Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в
жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной
сватов к отцу полюбившейся ему Марфы.
Купец Собакин наотрез отказал ему,
сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться,
Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С
ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство
хозяина.
Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том,
что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана
IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной
развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается
только Бомелий.
У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за
услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы
приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша.
Она и
раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили
ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит
злодейке-разлучнице.
Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ
выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей
Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу
девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально
смотрит на Марфу.
Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые
одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет.
Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы
поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье,
выпрошенное Грязным.
На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее
просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его
притязания.
Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у
Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на
позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы
уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец
самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа
возвращается с царских смотрин.
Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту.
Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье.
Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе
в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.
Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина,
глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить,
прервано появлением Грязного.
Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался
в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа
не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не
Грязной, а любимый жених, Ваня.
Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя
безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах:
вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.
I1е в силах
снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в
совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу
ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный
яростью Грязной убивает Любашу.
МУЗЫКА
«Царская невеста» — реалистическая лирическая драма,
насыщенная острыми сценическими ситуациями. При этом отличительной ее чертой
является преобладание закругленных арий, ансамблей и хоров, в основе которых
лежат красивые, пластичные и проникновенно-выразительные мелодии.
Господствующее значение вокального начала подчеркивается прозрачным оркестровым
сопровождением.
Решительная и энергичная увертюра своими яркими
контрастами предвосхищает драматизм последующих событий.
В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария («Куда
ты, удаль прежняя, девалась?») Грязного служит завязкой драмы. Хор опричников «Слаще
меду» (фугетта) выдержан в духе величальных песен. В ариозо Лыкова «Иное все»
раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Хоровая пляска «Яр-хмель»
(«Как за реченькой») близка к русским плясовым песням.
Скорбные народные напевы
напоминает песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая», исполняемая без
сопровождения. В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства
скорбной взволнованности.
Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши «Ведь я одна
тебя люблю» и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание,
ведущее от печали к бурному смятению конца акта.
Музыка оркестрового вступления ко второму акту
имитирует светлый перезвон колоколов. Безмятежно звучит начальный хор,
прерываемый зловещим хором опричников. В девически нежной арии Марфы «Как
теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение.
Оттенок
настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед
появлением Любаши; оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. Сцена
с Бомелием — напряженный дуэт-поединок. Чувством глубокой печали проникнута
ария Любаши «Господь тебя осудит».
Бесшабашный разгул и молодецкая удаль
слышатся в лихой песне опричников «То не соколы», близкой по характеру к
русским разбойничьим песням.
Торжественным, спокойным оркестровым вступлением
открывается третий акт. Терцет Лыкова, Грязного и Собакина звучит неторопливо и
степенно. Беспечна, беззаботна ариетта Грязного «Пускай во всем».
Ариозо
Сабуровой — рассказ о царских смотринах, ария Лыкова «Туча ненастная мимо
промчалася», секстет с хором исполнены мирного покоя и радости.
С народными
свадебными песнями связана величальная «Как летал сокол по поднебесью».
Вступление к четвертому акту передает настроение
обреченности. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина «Не думал, не гадал».
Напряженным драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует
его кульминацию.
Мечтательно хрупкая и поэтичная ария Марфы «Иван Сергеич,
хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и
исступленным драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного
ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости».
Источник: https://vsekratko.ru/opera/090.html
Опера
Опера в двух действияхМузыка: Н.А. Римского-КорсаковаЛибретто: И. Тюменева (по драме Л. Мея)Возрастное ограничение: 12+Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минутПремьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 25 декабря 2014 года
В основу сюжета легла история, рассказывающая о трагической судьбе Марфы Собакиной – третьей жены Ивана Грозного. Прекрасную купеческую дочь монарх лично выбрал из тысяч самых красивых девушек России.
Роковое замужество не принесло счастья ни самой Марфе, ни ее семье. Разлученная со своим возлюбленным, боярином Иваном Лыковым, Марфа лишается рассудка, принимая за бывшего жениха тайно влюбленного в нее опричника Григория Грязного.
Причиной смерти царицы стало зелье знахаря Бомелия, добытое любовницей Грязного Любашей.
Несмотря на трагизм и накал страстей, это опера о любви – горячей, опаляющей и сжигающей все вокруг себя, о русской душе, в недрах которой всегда останется место для чистоты, жертвенности и милосердия.
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.
Действие первое:
«Пирушка»
Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина – красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе.
Собираются гости. Среди них – Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце.
Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного – Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит.
Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, – гневно восклицает она, – и от тебя ее отворожу!..»
«Приворотное зелье»
Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша.
Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них – Иван Грозный – долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе.
К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью».
В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется…
О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? – кричит она Бомелию. – Я согласна. Я… постараюсь полюбить тебя».
Действие второе:
«Дружно»
Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери – Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они.
Царь долго говорил с Дуняшей, – рассказывает Сабурова, – а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту – ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова.
Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены Марфу.
«Невеста»
Чахнет в царском тереме Марфа. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится.
Все случившееся представляется ей тяжелым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать свое преступление, Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя.
Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..– восклицает она. – Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднес!» Грязной убивает Любашу.
Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».
История создания:
В 1849 году драматург Лев Мей (1822–1862) написал «Царскую невесту», пьесу, основанную на реальных событиях эпохи царствования Ивана Грозного. Позже, в 1868 году друг и соратник Н. А. Римского-Корсакова – М. А.Балакирев обратил внимание композитора на произведение Мея.
Однако, к работе над одноименной оперой Римский-Корсаков приступил спустя лишь 30 лет, начав работу в феврале 1898 года, и завершив ее через десять месяц.
Первое исполнение оперы состоялось осенью 1899 года в Москве, в частном театре, принадлежавшем промышленнику и меценату Савве Мамонтову.
Выдающиеся музыкальные качества оперы «Царская невеста» сделали ее одним из самых любимых спектаклей, присутствующих в репертуаре практически каждого оперного театра.
Постановка спектакля в «Царицынской опере» – это второе обращение в истории театра к одному из самых известных и востребованных русских оперных шедевров. Реконструкцию «Царской невесты, появившегося в афише волгоградского театра еще в 2001 году, осуществил режиссер, заслуженный деятель искусств Иркин Габитов (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Над спектаклем работали:
- Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ И.А. Габитов
- Костюмы – лауреат Государственной премии Волгоградской области, член Союза художников России Е.М. Павловская
- Сценография – член Союза художников России Г.Г. Матевосян
Действующие лица:
- Василий Степанович Собакин, новгородский купец – Н. Лохов, И. Тормосин
- Марфа, его дочь – заслуженная артистка РФ А. Девяткина, Ю. Кучина, В. Смагина
- Григорий Григорьевич Грязной, опричник – М. Орел, Р. Сигбатулин
- Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник – А. Ратников, И. Тормосин, Р. Сигбатулин
- Боярин Иван Сергеевич Лыков – В. Ревякин, А. Шапошников
- Любаша, любовница Грязного – Ю. Почкалова, лауреат международного конкурса О. Сабирова
- Елисей Бомелий, царский лекарь – В. Дмитров
- Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена – лауреат международных конкурсов Е. Абламская, лауреат международного конкурса К. Ладыгина
- Дуняша, её дочь, подруга Марфы – К. Ладыгина, И. Тисленко
- Петровна – К. Ладыгина, В. Сироцкая
- Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ – артисты хора и балета
Источник: https://tzaropera.ru/repertoire/opera/3-tsarskaya-nevesta
Царская невеста
Действие I Опричник Григорий Грязной ждет гостей, которых он созвал с тайным умыслом войти в доверие к Ивану Лыкову и покороче свести знакомство с лекарем – немцем Бомелием. Иван Лыков – жених красавицы Марфы Собакиной, в которую влюблен Грязной.
Прошли те времена, когда Грязной силой получал наслаждение от любой приглянувшейся ему девушки. Теперь он полюбил по-настоящему, однако отец Марфы отказал ему наотрез: дочь просватана Ивану Лыкову, недавно вернувшемуся из-за границы.
Грязной еще не знает, что будет делать, но полон решимости не допустить этой свадьбы.
Собираются гости – опричники во главе со всемогущим Малютой Скуратовым, Лыков и Бомелий. Песенники развлекают гостей Григория песнями и плясками. Когда гости расходятся, по просьбе хозяина остается один Бомелий. Грязной просит у него приворотного зелья. Их разговор подслушивает Любаша, любовница Грязного. После ухода Бомелия она пытается удержать Грязного, вернуть былую любовь, но тщетно.
Действие II Осеннее утро. Люди, гуляющие в саду, с опаской сторонятся появившихся опричников и судачат о предстоящих царских смотринах, на которые привезены самые красивые девушки со всей Руси.
Наступает полдень. Марфа с подругой Дуняшей Сабуровой и нянькой Петровной возвращаются домой. Им встречаются на пути всадники, один из которых – Иван Грозный. Марфа не узнает царя, но ее пугает его пристальный взгляд.
Тайно за Марфой и Дуняшей следит Любаша. Она поражена красотой Марфы и понимает, что не сможет соперничать с ней. У Бомелия Любаша просит яд, чтобы отравить разлучницу. Бомелий в уплату за зелье хочет провести ночь с Любашей. Обезумевшая от горя, брошенная любовником, она соглашается.
Действие III Собакин принимает в своем доме гостей – Лыкова и Григория Грязного, который напросился в дружки к жениху. Ждут девушек, которые с матерью Дуняши Сабуровой вот-вот должны вернуться с царских смотрин.
Входит Домна Сабурова и начинает торопливо рассказывать, как долго государь беседовал с ее дочерью Дуняшей, а на Марфу лишь глянул зорко. Думая, что царев выбор пал на другую, Собакин решает отпраздновать помолвку дочери с Лыковым.
Григорий как дружка наполняет чарки жениха и невесты и незаметно в вино, предназначенное Марфе, подсыпает зелье, полученное от Бомелия. Он не знает, что порошок подменен Любашей. По обычаю чарки должны быть осушены до дна.
Но не успевает невеста поставить опустевшую чарку, как являются бояре и объявляют, что государь выбрал в жены Марфу Собакину.
Действие IV Василий Собакин в тяжких раздумьях: неожиданно и странно занемогла его дочь вскоре после объявления ее царской невестой. Появляется Грязной. От имени государя он сообщает, что Лыков под пыткой признался в отравлении Марфы и казнен. Услышав страшную весть Марфа теряет рассудок.
Ей кажется, что она в саду с любимым. Обращаясь к Грязному, она называет опричника Ваней, мечтает о свадьбе с ним и, как страшный сон, вспоминает свое избрание царской невестой.
Григорий не выдерживает душераздирающей сцены и публично кается в совершенном злодействе: это он дал Марфе зелье и оговорил соперника!
Появляется Любаша. Она с вызовом признается, что подменила приворотное зелье на яд. Грязной закалывает Любашу. Прощается с Марфой, и его уводят.
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/tsarsbride
3.7.3. «Царская невеста»
3.7.3. «Царская невеста»
Рекомендуемая литература
- Бакулин, В. Лейтмотивная и интонационная драматургия в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» / В. Бакулин // Вопросы оперной драматургии / В. Бакулин. – М., 1975.
- Соловцов, А.П. Жизнь и творчество Римского-Корсакова / А.П. Соловцов. – М., 1969.
- Гозенпуд, А.А. Н.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества / А. А. Гозенпуд. – М., 1957.
- Друскин, М. Вопросы музыкальной драматургии оперы / М. Друскин. – Л., 1962.
- Ярустовский, Б. Драматургия русской оперной классики: работа русских композиторов-классиков над оперой / Б. Ярустовский. – М., 1953.
«Царская невеста» завершила средний период оперного творчества Римского-Корсакова и одновременно эволюцию русской оперы – музыкально-психологической драмы в ее классическом виде, типичном для второй половины XIX века.
В этом произведении счастливым образом слились черты «номерной» композиции, характерной для Глинки, Бородина, для «Майской ночи» самого Римского-Корсакова, и оперы свободной драматизированной формы, широкого симфонического дыхания, достигшей наибольшего расцвета у Чайковского.
Опера написана по пьесе Мея: трагическая судьба 3-й жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. История взята у Карамзина, однако, не всё достоверно. Реален только сам факт женитьбы. В интригах все реальные герои: царь, опричники – Малюта Скуратов, Г. Грязной, лекарь Бомелий, жених Марфы Иван Лыков.
Единственный вымышленный персонаж – Любаша. Образ Ивана Грозного введен в оперу самим Римским-Корсаковым (в качестве «немого» персонажа). Бытовую пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму, сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены.
Римский-Корсаков углубил образы действующих лиц и психологическое содержание ряда сцен.
Он ввел в оперу арию Грязного, сделал монолог Любаши в арии II акта выражением преданной любви к Грязному (а не мстительного чувства), наполнил более глубокой психологичностью образ Марфы, освободив его от оттенка бытовизма и мелодраматичности, порой ощущаемых в пьесе.
«Царская невеста», подобно операм Чайковского и Рубинштейна, написанным на исторические сюжеты, относится к произведениям, в которых главное место уделено развитию страстей, а исторический элемент составляет бытовой фон к основному действию.
Иными словами, внимание автора сосредоточено на коллизиях личной драмы, а не на событиях исторической жизни Руси XVI века, хотя из всего хода действия становятся ясными объективные причины драматических судеб героев.
Таким образом, жанр – лирико-психологическая музыкальная драма + реальная историческая основа.
Драматургия «Царской невесты» многоплановая, событийно-действенная, построена на сложном переплетении нескольких конфликтов. Любаша и Грязной – герои, наделенные сильным характером и необузданно страстной натурой, – противостоят Марфе и Лыкову, не способным бороться за свое счастье.
В то же время различие стремлений Грязного и Любаши приводит к взаимному их столкновению и гибели. Во всех актах оперы создаются острые драматические лирико-психологические ситуации.
В обрисовке действующих лиц различного психологического склада Римский-Корсаков пользуется разными приемами музыкальной драматургии: для Любаши и Грязного – углублением и заострением основного, драматического содержания образа, активного, но постепенного развития интонационной сферы;для героев лирических (Марфа) или лирико-бытовых (Собакин) – резким обновлением и переосмыслением тематического материала, качественным его изменением.
Выразительность музыки в «Царской невесте» в очень большой степени определяется богатством ее мелодики. Почти не пользуясь народными мелодиями, Римский-Корсаков создал множество замечательных тем, восходящих к различным народнопесенным жанрам. Но и помимо этого композитор «говорит» языком народной музыки.
Русская песенная (и речевая) интонация слышна в партиях всех действующих лиц, кроме Бомелия (в его вокальной «речи» метко передан «акцент» иноземца).
Встречаются в «Царской невесте» и великолепные образцы общелирической мелодики Римского-Корсакова (в основном, у Марфы), но и они, в конечном счете, связаны с народной песенностью.
Музыкальные характеристики главных героев
Основой музыкального «портрета» Любаши служат два типа интонаций — песенный и речевой. Главный источник песенной стороны ее характеристики – мелодия «Снаряжай скорей» из I акта.
Мелодическая фраза из кульминации песни приобретает лейттематическое значение.
Варьируя эту тему, вплетая ее в музыкальную ткань различных сцен, композитор раскрывает душевные состояния героини: решимость бороться за свое счастье («Ох, отыщу»), чувства ревности и гнева, отчаяния («Ее не пощажу»), безудержную страстность ее натуры.
Интонации речевого типа – ладово острые обороты, с увеличенными и уменьшенными интервалами – постепенно возникают в вокальной партии, отражая тонкие нюансы душевной жизни. Они чаще появляются в речитативах, но входят и в мелодику развитых эпизодов. Оба вида интонаций сплавлены в мелодике арии Любаши из II акта.
Два тематические элемента использованы композитором и в музыкальной характеристике Грязного. Основной – это рельефная по рисунку лейттема, опирающаяся на гармонию уменьшенного септаккорда. Она создает образ мрачный, полный большой внутренней силы, скрытого драматизма.
Важную роль в лейттематизме Грязного играет и распевная мелодическая фраза, возникающая из инструментальной темы опричнины, – из главной партии увертюры. Этот тематический комплекс широко и многосторонне развернут в арии Грязного I акта.
Очень интересно и драматургически гибко трактует композитор лейттему в развитии действия.
Драматургия образа Марфы основана на резком сдвиге из светлой эмоциональной сферы в лирико-трагедийную, при сохранении особенностей характера этого действующего лица. Хрупкая, трогательная в своей незащищенности, девушка вырастает в фигуру трагическую, оставаясь и в момент постигшего ее несчастья самой собой.
Все это передано в музыке исключительно тонкими средствами, воссоздающими сложную коллизию душевной жизни. Ключевое значение в характеристике Марфы имеют две ее арии, в них сконцентрирован разноплановый интонационный материал, связанный с «двумя» обликами – счастливой и страдающей героини.
Не пользуясь лейтмотивами, Римский-Корсаков создал очень цельный музыкальный образ – в арии IV акта он в новом освещении использовал музыкальный материал арии II акта.
Музыкальные характеристики главных действующих лиц свидетельствуют об огромном значении принципов оперного симфонизма в произведении. Налицо конфликт и взаимодействие различных образно-интонационных сфер.
Одна из них сопутствует «миру» Марфы, другая – персонажам, в той или иной степени противостоящим главной героине. Отсюда – кристаллизация в партитуре двух лейттематических групп.
Лейтмотивы и лейтгармонии, темы-воспоминания, характерные фразы и интонации являются, условно говоря, выразителями сил «счастья» и «несчастья», действия и контрдействия.
Для лирических и бытовых сцен, связанных с образом Марфы, типичны светлые, безмятежные настроения, мажорная тональная сфера, песенный склад мелодики.
Музыкальным характеристикам Любаши и Грязного свойственны состояния лихорадочного беспокойства или скорбной самоуглубленности, глубокая, резкая контрастность музыки, а в связи с этим – интонационно-ладовая и ритмическая напряженность тематизма, «темные» минорные тональности.
Одна из черт симфонизированной драматургии «Царской невесты» – наличие в ней фатальных лейтмотивов и лейтгармоний, лишь отчасти характеризующих определенное лицо, а в основном имеющих более общее смысловое значение. Для тем такого рода типично инструментальное, гармоническое происхождение, более или менее явная принадлежность к сфере сложных ладов.
Римский-Корсаков избрал для «Царской невесты» в целом классический, номерной тип композиции. Но, сознательно следуя за Глинкой и Моцартом, он сочетал его принципы с новаторскими оперными формами второй половины XIX века.
Большое значение в «Царской невесте» имеют широко развитые сольные и ансамблевые номера, в которых сосредоточены важнейшие характеристики действующих лиц, передается психологическая атмосфера данного момента. Яркими примерами сквозных драматических сценслужат два дуэта — Любаши и Грязного (I акт), Любаши и Бомелия (II акт).
Еще более замечательным примером гибкого переплетения принципов номерного и сквозного строения и одновременно симфонизации целого акта служит последнее действие.
Контрольные вопросы:
- В чём состоит значение оперы «Царская невеста»?
- Каковы отличия оперы от первоисточника?
- Определите жанр оперы.
- Каковы особенности драматургии оперы?
- Раскройте музыкальные характеристики главных героев.
- В чём состоит симфонизм оперы?
Источник: https://ebooks.grsu.by/mojeiko/3-7-3-tsarskaya-nevesta.htm