В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей, и воспитание чувства ответственности и трудолюбия.
Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.
Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем.
И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям.
Мама, которая целыми днями сидит в социальных сетях, повернувшись к ребенку в лучшем случае боком, очень скоро обнаружит, что и ребенок не горит желанием убирать за собой игрушки, или аккуратно сложить книги на полку после прочтения.
Подайте пример ребенку, возьмите за правило держать дом в чистоте. Возможно, полезной для вас окажется система флай-леди. Или любой другой удобный подход к наведению порядка в доме.
Очень легко каждый день по 10-15 минут уделять наведению чистоты в одной выбранной вами комнате. Например, сегодня мы чистим сантехнику и убираем вещи на полочке в ванной, меняем там полотенца и протираем зеркало.
А завтра, при первой возможности, беремся за кухню.
Включите музыку, а после отблагодарите себя чашечкой чаю и словесной похвалой.
А если вдруг полы вы мыли с маленьким помощником, скажите себе и ему/ей двойное спасибо!
А теперь не спешите.. Заслуженная чашка чаю и бутерброд в два раза вкуснее 🙂
При этом, я всегда говорю сыну: “я люблю тебя, даже когда ты ленишься, но я очень благодарна тебе за помощь!”
Это нормально – отнести тарелки в мойку, протереть со стола, вынести мусор, сложить чистое белье в комод и так далее (по возрасту ребенка). Домашний труд и наведение порядка это не героизм, а обычное дело. Хорошо бы, чтоб для каждого члена семьи поддержание порядка стало привычкой. не важно, о мальчике мы говорим, или о девочке.
Но и не нужно бурно порицать “лентяя”, устроившегося с книжкой в кресле, вместо того, чтобы вытирать тарелки, которые моет мама. Возможно, он действительно занят важным делом, или просто устал и решил немного полениться. Можно невинно поинтересоваться: “Где мой любимый помощник? Ты сегодня устал? Идем чайку попьем вместе?” То есть, я еще об одном простом правиле, к которому пришла не сразу. Усталого после долгой прогулки малыша можно и нужно раздеть, накормить с ложки и покачать перед дневным сном.) Если, конечно, ему это нужно. Подростка, который готовится к экзамену вполне можно освободить от мытья полов и посуды, даже если сегодня его очередь.
Усталому мужу можно и нужно подать ужин прямо в кабинет и милосердно погладить свежую рубашку на завтра.
Давайте будем бережно относиться к душевному и физическому состоянию наших домашних, и тогда у вас гораздо больше шансов в выходной увидеть, как вся мужская часть семьи несет вам завтрак в постель. Или уходит “на цыпочках” погулять, чтоб мама выспалась. Круто, да?)
Мария Монтессори говорит о нескольких сенситивных периодах в развитии ребенка, в каждый из которых он наилучшим образом способен освоить тот или иной навык. Так вот, именно в период с года до двух лет дети лучше всего учатся простейшим правилам порядка. Порисовал – вымой кисточку, вылей воду из стаканчика и сложи рисунок сохнуть на столик. Полепил – положи на место ножик и пластилин, вытри доску для лепки, сполосни тряпочку. Уумничка!)) У этой замечательной системы приучения ребенка к труду и порядку с раннего возраста есть только один минус – так же быстро, как малыш усвоил полезный ритуал, он его и забудет. Если в его жизни исчезнет системность и порядок, поддерживаемые взрослыми. Например, мой аккуратнейший от природы старший сын, оказавшись в два года под присмотром “лояльной” бабушки, буквально за месяц не только утратил с трудом приобретенные навыки самостоятельного дневного засыпания, но и полностью “разучился” всем полезным бытовым привычкам. Разбрасывать игрушки и “не уметь” снимать обувь и шапочку после прогулки и вдруг разучиться есть самому оказалось намного приятнее.)
Поэтому логичен и следующий совет.
Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности.
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу. Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький.
Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием”. видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.
) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)
Многие интернет-источники советуют “дайте ребенку денег за выполненную домашнюю работу”. Объясните ему, что он их заработал честным трудом. Пусть у него будет стимул помогать вам еще.
Вот с этим тезисом о финансовом вознаграждении за простейшие домашние дела, я категорически не согласна.)
Домашние обязанности, на мой взгляд, это норма. Дома каждый делает то, что ему по силам.
Увидел одинокий носок на кресле? Найди ему пару, или хотя бы убери в стирку или комод! На полу лужа? Вытри! За что тут друг-другу платить?) Помощь ребенка по дому бывает удачной и прискорбной.)) И это тоже норма.
Дети могут разбить чашку в процессе мытья, слишком “мокро” вымыть пол, перепутать одежду близких в процессе сортировки и так далее. Но ведь малыш старался. И следующий раз обязательно будет лучше.
Если вы хотите, чтоб этот следующий раз вообще состоялся, подчеркните то, что удалось маленькому помощнику.
Поведайте мужу за ужином: “Мы сегодня всю посуду после завтрака перемыли за пять минут, и быстрее пошли в парк”. Скорее всего, о разбитой кружке малыш вспомнит и сам еще не раз. И, возможно, даже горестно расскажет папе. Тут вполне уместна парочка реальных историй из папиного детства о том, что такого стеклянного он разбил.
) С демонстрацией того, как ловко отец семьи нынче моет тарелки. А потом просто дружно продолжайте друг-другу помогать.
Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства. Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.
Источник: https://www.UfaMama.ru/Posts/View/4076
Как приучить ребёнка к труду: советы педагога-психолога — Телеканал «О!»
Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.
Елена Дейнего, педагог-психолог, мама троих детей, ведущая группы поддержки для мам «Точка опоры», основатель психологического центра «Запасной рай»
Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках.
Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой.
По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.
Главное — системность
Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого.
Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи.
Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.
Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?
Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.
Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.
С 1 года до 3 лет
Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.
Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.
4 года
В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных.
Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев.
Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.
5 лет
В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними.
Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину.
А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.
6 лет
В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных.
Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится.
В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.
7 лет
В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать.
Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать.
Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.
8 лет
Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь.
Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели.
Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.
Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми.
В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется.
Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.
Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.
- Анастасия Куратова
- Africa Studio, Oksana Kuzmina / Shutterstock.com
- Чтобы вырастить детей счастливыми, балуйте их почаще
- Сказки на ночь для юных бунтарок: 3 вдохновляющие истории о сильных женщинах
- 12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской
- 7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом
психологияразвитиевоспитаниеполезные советы
Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11841
Приучаем ребенка к труду: зачем и для чего?
- Здравствуйте, мамы и папы!
- Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.
- Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?
Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.
Зачем и для чего?
Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.
Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.
- Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
- Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
- Ценить и уважать свой труд и окружающих.
Советы для родителей
Небольшие рекомендации для родителей, приучающих маленьких детей к помощи:
- Работа для ребенка должна быть посильной. Не перегружайте его и не переоценивайте его силы. Сначала давайте легкие и простые задания, далее понемногу усложняйте и добавляйте.
- Не заставляйте делать насильно, ее приказывайте, не кричите. Все должно быть в спокойном ключе. Стремитесь договариваться. Тогда у ребенка будут формироваться положительные эмоции от работы, он не будет ее бояться.
- Имейте терпение. Особенно маленькие дети выполняя поручения взрослого, могут его понимать по-своему. Сделают не так как вам хотелось бы. Или как чаще всего бывает напакостят больше, чем помогут. Сдерживайте свои эмоции. Он старался, как мог!Оценивайте старания ребенка.
- Не переделывайте результат. Доверяйте и цените труд своего ребенка, никогда не исправляйте его. Если уж что-то вас категорически не устраивает, то аккуратно попросите и согласуйте с ним доработку.
- Не наказывайте трудом, так вы только вырабатываете у ребенка нежелание и отвращение вам помогать. В последствии он будет воспринимать труд и помощь вам, как наказание и каторгу. А еще и того хуже, будет стремиться всячески избегать трудового воспитания.
- Объясняйте ребенку, что важен не только процесс работы, а доведение этого процесса до конечной точки и получение желанного результата. Научите ребенка с малых лет радоваться поставленной задаче даже повседневного характера.
- Правильно формулируйте свои просьбы и задания. Не думайте, что ребенок прочитает ваши мысли и сам обо всем догадается. Говорите то, о чем хотите сказать.
Разделение труда
Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.
Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.
Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.
Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.
Какая награда и мотивация за труд?
Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.
Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.
Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.
Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.
Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.
Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.
С какого возраста?
Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.
Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?
Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.
В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.
- Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.
- Ответственных вам помощников, дорогие родители!
- С уважением, Юлия Полонская
Источник: https://polonskaya-blog.ru/kak-priuchit-rebenka-k-trudu/
Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?
Работа, труд, обязанности — казалось бы, какое отношение эти «взрослые понятия» имеют к детям?Оказывается, самое прямое. Раннее развитие детей будет неполным, если в него не заложить программу трудолюбия, которая важна для формирования личности.
Умения и навыки со временем приобретутся, важно, чтобы они «упали на благодатную почву». Не стоит забывать — все, что заложено в детстве, остается на всю жизнь.
А первые навыки труда дети получают в семье, и домашний труд — тот самый исходный момент, от которого будут зависеть дальнейший жизненный путь: карьерные успехи и комфорт личного существования.
Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение.
Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому не существует.
С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова.
С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Так что можно сказать, что развитие ребенка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.
Раннее развитие детей: от полутора до трех лет
В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.
Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать.
Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку.
И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.
Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий.
Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить».
Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.
Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.
Дети: от 3-х до 5-ти лет
Что может делать по дому ребенок в таком возрасте?
Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.
А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку.
Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения. Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».
Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки. Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.
Детское развитие ребенка: 4-5 лет
Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера.
Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину. Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.
В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов. К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.
Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.
Таким образом работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.
Итоги трудового детства
С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребенок может стать полноценным помощником в доме. К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.
Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребенка. Можно, например, ходить за покупками вместе с ребенком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.
Третий постулат развития ребенка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.
Средства развития детей: серия советов
Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Несколько ключевых советов могут помочь в приобщении ребенка к труду по дому.
Итак, что должно присутствовать в приобщении детей к домашнему труду, а чего быть не должно:
- У каждого действия, которому вы обучаете ребенка, должна быть мотивация. Ее следует проговаривать, обыгрывать, обсуждать.
- Ребенок должен трудиться по дому регулярно — иначе результата не будет.
- Любой момент обучения не должен быть навязчивым, так же как нельзя делать из работы по дому наказания, иначе она перейдет из разряда обязанностей в разряд повинности.
- Не подгоняйте ребенка, если он делает все «вдумчиво и с расстановкой», а поначалу еще и неумело. У каждого свой темперамент. Более спокойным подойдет неспешный труд на одном месте, а более подвижные предпочтут носиться по квартире, передвигать и переставлять предметы, подносить и убирать их.
- Не забывайте хвалить детей за проделанную работу.
- Можно в качестве мотивации ввести систему вознаграждений, но ни в коем случае не приучать к ней ребенка, иначе у него сложится стереотип материальной выгоды от собственных поступков и действий, что вряд ли поможет в воспитании.
- Ошибки в любой работе неизбежны. Не спешите тут же исправлять допущенные ребенком недочеты. Лучше объяснить, что сделано не так, и попросить переделать это его самого.
- Сразу приучайте делать все добросовестно и качественно, но не сопровождайте действия ребенка нотациями и поучениями. Лучше сочините сказочку вроде «Федорино горе» Корнея Чуковского, которая даст понятие и чистоте и порядке.
- Приучайте ребенка не бросать одно дело и приниматься за другое. Каждая работа должна быть сделана от начала до конца.
- Самый лучший способ показать, что всякий труд важен и необходим — это подключить ребенка к процессу. Устроили уборку кухни — выделите ему небольшой участок с фронтом работ. Вместе и трудиться веселее, и обучать легче.
- Помощь в уборке по дому должна быть к месту и ко времени. Не стоит отрывать малыша от важных занятий, лучше выделить для работ по дому отдельное время, предупредив ребенка его об этом заранее.
- Сегодня «детский график» весьма насыщен. Помимо подготовительных и школьных занятий в учебных заведениях, в него входит посещение кружков, секций и т. д. Не исключайте из расписания ребенка под видом перегруженности домашний труд. Просто продумайте график работ ребенка и распределите в нем все виды его деятельности равномерно.
Занятия для детей в перспективе
Трудовая деятельность в раннем развитии детей достаточно разнообразная, условно можно выделить отдельные виды домашнего труда. Есть бытовой труд, направленный на поддержание хозяйства, есть уход за собой и за другими членами семьи, отдельный вид труда — уход за растениями и домашними питомцами. У каждого вида свои особенности, но все они служат одной цели — чистоте и порядку.
Начиная с самого малого, с азов ухода за собой, можно проследить за результатом тех навыков, которые были заложены в детстве. Оказывается, что такие понятия как чистоплотность, представительность, способность эффектно выглядеть напрямую связаны с тривиальным завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц, с подбором одежды и обуви.
Уборка по дому, последовательность и порядок действий могут стать в дальнейшем предпосылкой хороших организаторских способностей. Ребенок, приученный к порядку, в итоге приобретет такое ценное качество, как пунктуальность.
Навыки хозяйственно-бытового труда помогут обрести самостоятельность и независимость не только в самообслуживании, но и во взглядах и суждениях.
У ребенка не будет бытовых проблем и он станет мастером на все руки, если в детстве его приучили ко всем видам трудовой деятельности и не разделяли домашнюю работу на «женскую» и «мужскую».
Кстати, такие простые действия как «принести», «подать», «приготовить», вполне способны выразить заботу о родителях и младших, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.
Домашний труд ценен, и дает для развития ребенка тот багаж умений, без которого будет трудно прожить жизнь.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_s_kakogo_vozrasta_nado_priuchat_k_trudu/
Уроки труда на грядке. Как приучить ребенка к труду
Содержание:
- Очень полезные навыки
- Трудимся, играя
- Терпение и внимание
Рано или поздно вы, начнете задумываться над тем, как научить малыша трудиться и пробудить в нем желание делать что-то не только для себя, но и для других. Возможно, стоит воспользоваться любопытством ребенка, изучающего природу, и однажды просто попросить его помочь вам полить цветы, нарвать зелени к обеду или выдернуть «лишнюю» морковку.
Очень полезные навыки
Почему нужно приучать малыша трудиться? Во-первых, полезный и посильный труд побуждает к самостоятельности, инициативе и ответственности.
Во-вторых, эти несложные занятия требуют от малыша физического напряжения, повышают выносливость, развивают воображение и мышление.
Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда использовать, знакомится со свойствами предметов, познает окружающий мир, учится сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Обычно трех-четырехлетние дети с удовольствием принимают участие в настоящих взрослых делах. Делая что-то реальное и получая результаты труда, малыш проникается особым чувством собственной значимости.
Воспользуйтесь его любопытством и уступите часть своей работы или предложите выполнить какое-нибудь поручение.
Перед этим не забудьте объяснить, как правильно осуществить то или иное действие, расскажите что-то новое, интересное, познавательное.
Трудимся, играя
|
Конечно, не каждая деятельность сама по себе может вызвать у малыша желание участвовать в ней.
Чтобы побудить его к действию, вы можете использовать специальные приемы.
- На глазах у малыша начните подготовку к предстоящей работе. Этим вы заинтересуете его, он начнет наблюдать за вами, рассматривать то, что вы приготовили, задавать вопросы.
- Через некоторое время обратитесь к ребенку за помощью. Скажите, что в одиночку с этой работой вам не справиться. Малыш наверняка не устоит перед соблазном продемонстрировать свои неоценимые умения.
- Предлагайте ребенку выполнять посильные задания: пусть он что-нибудь принесет, польет, подержит.
- Не забывайте показывать и объяснять малышу, как нужно выполнять поручения. Аккуратно контролируйте его действия и не забывайте почаще подбадривать.
- Заканчивая работу, обратите внимание на то, сколько вы успели сделать и каких результатов добились. Не слишком строго оценивайте качество.
- Выучите с малышом пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Объясните их значение.
- Во время работы старайтесь разговаривать с ребенком, выражайте радость по поводу его успехов, не нервничайте и не раздражайтесь, если у него что-то не получается или если он делает что-то не так, как вам бы того хотелось. Помните, что похвалы заслуживает прежде всего старание малыша, его стремление сделать работу хорошо.
Терпение и внимание
|
Если ребенок всерьез увлекся «огородными работами», сделайте специально для него отдельную детскую грядку.
Сначала сходите вместе в магазин: пусть он выберет себе лопату, грабли, ведерко, лейку (не забывайте, что инвентарь должен соответствовать его росту и силам). Затем приступайте к огородным делам.
Если вашему малышу еще нет четырех лет, поручите ему собирать выполотые корешки в ведерко, детям постарше предложите перекопать кусочек грядки. Перед посадкой семян поиграйте в «магазин»: пусть ребенок научится различать семена гороха, кабачков, огурцов, моркови.
После того как вы закончите поливать посаженные ростки или семена, расскажите ребенку, что успех работы будет зависеть от того, насколько заботливо он станет ухаживать за посадками. Время от времени напоминайте ему, что нужно наблюдать, какие изменения происходят на грядках, не пересохла ли земля.
Осенью, когда вы будете заниматься посадкой деревьев, предложите малышу посадить саженец: «Давай посадим деревце, которое будет расти вместе с тобой. Ты будешь за ним ухаживать, оно станет выше, а ты — взрослее».
Чтобы работа шла веселее, выучите какие-нибудь новые стишки или придумайте веселые загадки.
- Погляди-ка, погляди-ка,Что за красный огонек?Это дикая гвоздикаНовый празднует денек!
- Подставив солнышку бочок, Лежит на грядке кабачок.
- Лоскуток на лоскутке Зеленые заплатки.Целый день на животеНежится на грядке (капуста).
- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице (морковь).
- Без окон без дверей полна горница людей (огурец).
Не забывайте, что дети внимательно наблюдают за вашим поведением и копируют почти все действия взрослых. Будьте для них достойным примером. Не забывайте, что одобрение и похвала могут вдохновить их сделать еще что-нибудь полезное. Чтобы малыш мог оценить результаты своего труда сам, задавайте ему вопросы, например: «Расскажи, как дела на твоем огороде?»
Лидия Демина, методист дошкольного образования Статья из июльского номера журнала.
Лидия Демина
Спасибо большое за ценную информацию (уроки труда…), советы. Обязательно воспользуюсь, жаль что нет дачи, но по аналогии возможно применять эти советы везде, т.ч. будем воспитывать маленькую труженицу, думаю труд учит многому и прежде всего не быть эгоистом и ценить труд других.
2001-07-3131.07.2001 12:27:35, Ритка
esli mozno, prisilaite bolshe materialea o tom, kak razvivati rebenka, kakie igri polezni v tom ili drugom vozraste
2001-07-3030.07.2001 18:26:36, ola
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник: https://www.7ya.ru/article/Uroki-truda-na-gryadke/
Как приучить ребёнка к труду?
Приучаем к труду – когда?
Пожалуй, многие родители чаще всего ругают ребёнка именно за лень, но при этом большинство мам и пап не понимают, что трудолюбие надо взращивать в малыше как можно раньше. Порой взрослые сами препятствуют формированию у чада такого качества. И логично предположить, что если родители не любят трудиться, не уважают свой и чужой труд, то и ребёнок пойдёт по их стопам.
Специалисты рекомендуют вовлекать малыша в трудовой процесс уже в двухлетнем возрасте. В этот период дети начинают активно копировать поведение взрослых. Самое главное здесь – слышать и поддерживать ребёнка. Не запрещайте отпрыску помогать вам.
Ведь иногда дети сами просятся помочь, но родители отказываются от такой помощи, считая, что уж они-то сделают всё быстрее и лучше ребёнка. Первое время можно просить малыша выполнять какие-то простые и привычные действия, например, убирать игрушки. Поначалу желательно это делать сообща.
Ребёнок должен привыкать к порядку и знать, что всему – своё место.
Как именно воспитывать у ребёнка трудолюбие?
Наберитесь терпения и не ждите, что ребёнок будет сразу делать всё быстро и качественно. Не забывайте хвалить его даже за незначительные усилия.
И если результат оказался совсем не таким, каким вы его ожидали, старайтесь не наказывать ребёнка и вообще не заставлять его криком что-либо делать или переделывать.
Спокойно объясните чаду, в чём плюсы и минусы его труда. И в следующий раз ребёнок порадует вас уже больше.
Труд как игра
Если трудовой процесс представить в виде игры, то малышу будет значительно проще и интереснее выполнять какую-либо работу. И к более старшему возрасту уже будет сформирована полезная привычка трудиться.
Составляйте список дел, и объясняйте ребёнку, какие конкретно у него обязанности. Так он научится принимать на себя ответственность и отвечать за результат своего труда. Обязанности должны быть под силу ребёнку, чтобы он мог совмещать их с учёбой, дополнительными занятиями, отдыхом и увлечениями.
Очень важно выработать у ребёнка положительное восприятие труда. Малыш должен понимать, что труд – пусть и нелёгкое, и не всегда интересное занятие, но, тем не менее, это благое и нужное дело.
Похвала и поддержка – наше всё
Всегда хвалите своё чадо даже за маленькие успехи и крошечные усилия. Если часто говорить ребёнку, что он «неловкий и неумелый», то он потеряет веру в свои силы и желание вообще что-либо делать.
Не стоит поощрять ребёнка деньгами и подарками за проделанный труд, иначе впоследствии он научится делать всё ради выгоды.
Приучая малыша к труду, родители не только формируют у него такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, но и способствуют развитию у него положительной самооценки.
Источник: https://kindbi.com/article/kak-priuchit-rebyonka-k-trudu/
Как приучить ребёнка к труду
Проблема помощи детей своим родителям часто встаёт на различных форумах и собраниях взрослых. И мнения по этому вопросу разделились. Часть родителей считает что у детей есть право на детство, на игры, труд они успеют ещё познать. Их оппоненты утверждают обратное, что только приученные с малых лет дети потом становятся добросовестными тружениками и честными гражданами общества.
Зачем приобщать малыша к труду?
Если родители захотели приобщить ребёнка к совместному труду – они прежде всего должны задать себе вопрос: «Зачем это надо»? Они должны для себя уяснить какую цель они при этом ставят в конечном итоге.
Или они хотят чтобы ребёнок привык к труду и не боялся трудностей. Чтобы он был готов к нелёгкой порой жизни во взрослом возрасте.
Или может они хотят иметь помощников по семейному труду, дети их освободят от части нагрузок.
Если ребёнок почувствует что нет никакой цели у родителей, что приучают к труду только ради приучения – у такого замысла нет перспектив. Ребёнок рано или поздно почувствует неискренность в их словах и будет только создавать вид прилежного труженика, смотреть на труд как неизбежную повинность. В таком случае у ребёнка не воспитается любви к труду и он не сможет ценить правильно труд.
А если малышу скажут что он член семьи, что у него как и у других есть обязанности – малыш поймёт что предложенное ему дело реально, оно полезно для всех. Достаточно вспомнить с какой прилежностью дети выполняют часть домашней работы когда кто – то из взрослых заболеет – они себя чувствуют членами маленького коллектива и рады приносить пользу близким.
Надо напоминать о работе. А платить за труд надо?
Естественно что раз сказанное родителями малыш может легко забыть. В таком случае родителям надо тактично, вежливо и без крика напомнить о задании, о планах всей семьи после выполнения работы. Нет ничего плохого в том что малыш забудет выполнить работу, с возрастом это пройдёт.
Иногда родители стимулируют своих детей на выполнение работ по дому деньгами. При этом гордо хвастаются как умеют их дети «зарабатывать». Психологи и педагоги критически рассматривают такой подход к воспитанию трудолюбия – в конечном итоге человек воспитанный таким образом вырастет корыстным и не в состоянии совершать благородные дела. Это искажение в воспитании, такое недопустимо.
Лучше делать ребенку подарки, которые ему интересны, например, черепашки ниндзя и больше уделять ему внимания.
Какую работу и как поручить ребёнку
В отношении с ребёнком который выполнил часть работ неправильно родители должны вести себя тактично. Малыш выполняет работу первый или второй раз в жизни. У него нет опыта, для него в новинку движения которые он ещё усвоит в будущем. Нельзя переделывать работу сделанную с ошибками или недоделанную.
В любом случае ребёнок должен услышать слова благодарности. А переделать работу можно в его отсутствие. Главное не качество сделанной им работы а его отношение к самому процессу труда.
И если ребёнка ещё и мотивировать – например, пообещать после работы поход в зоопарк, совместные игры – ребёнок с большим желанием выполнит работу.
Работа на первых порах не должна быть сложной для малыша. Он в три или четыре года уже в состоянии сделать элементарную работу Например, собрать игрушки, расставить помытую посуду. Навести порядок с обувью в прихожей – это тоже под силу малышу. С возрастом задания усложняются.
Девочки привыкают к утюгу, мытью посуды. Сначала можно поиграть с игрушечными, потом перейти к настоящим. Мальчик учится держать в руке молоток, простые инструменты. В возрасте 6 – 7 лет не уметь мальчику вбить гвоздь – значит, родители многое пропустили в его воспитании.
Порученная работа должна соответствовать возрасту ребёнка.
Светлана, www.vitamarg.com
Изображения взяты на shutterstock.com
Источник: https://www.vitamarg.com/deti/article/6048-kak-priuchit-rebjonka-k-trudu
Приучение детей к домашнему труду
Приучать детей к домашнему труду не бывает слишком поздно или слишком рано. И редко бывает легко.
Порою кажется, что помощи и дисциплины, особенно от подростка, практически невозможно добиться. Поэтому важно напоминать себе, что верно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.
Домашний труд – это важная часть детства.
Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелы и самостоятельны.
У каждой мамы и у каждого папы существуют свои приемы приучения к труду. И скорее всего, они достались им по наследству от родителей. Возможно, что вы узнаете их в этом рекомендательном списке:
- Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте – в каких пунктах они могут принять участие.
- Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, особенно если малышу еще нет 7 лет, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
- Для детей от 1 до 3 лет сделайте картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
- Для детей постарше используйте кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
- К 15-17 годам дети уже имеют твердые навыки решения бытовых проблем. Поэтому старшие подростки могут самостоятельно корректировать свой личный план и находить время для работы.
- По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
- Оценивайте сам вклад выполненной работы. Про качество работы сделайте комментарий, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
- Не жалейте детей и не выполняйте за них работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
- Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.
Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Самое трудное – это привлечь их к работе по дому. Если вы отсылаете их поиграть, пока сами занимаетесь домашней работой, то приучаете своих детей к мысли, что их помощь не обязательна и совершенно не нужна. Позднее вы будете напрасно жаловаться, что вам приходится выполнять всю работу самим.
При этом стоит продумать поручения так, чтобы они не стали бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Игра, как известно, отличается от реальной помощи тем, что за нее не благодарят. Поэтому игровые приемы в приучении к труду допустимы, но сама работа должна быть объективно полезной и необходимой.
Если качественно помыть тарелки трехлетний ребенок не может, то протереть посуду бумажными салфетками и разложить столовые приборы в ящичек ему вполне по силам.
Если во всех комнатах убирает домработница, то неразумно и унизительно заставлять ребенка убирать в своей комнате.
Дайте ему поручение навести порядок в книгах, разложить диски перед ее приходом – это будет существенным вкладом в семейный миропорядок, а не имитацией.
Для подсказки приведем список домашних работ соответственно разным детским возрастам.
2-3 года:
- Собрать игрушки и положить их на место.
- Сложить книги и журналы на полку.
- Подмести пол.
- Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
- Собрать то, что ребенок уронил во время еды.
- Принести свою тарелку к мойке.
- Вытереть свое место за столом и поставить тарелки в мойку после того, как с них убраны остатки еды.
- Сложить постиранную одежду и носки.
- Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться.
4 года:
- Накрыть на стол.
- Разобрать покупки.
- Помочь составить список покупок, помочь с покупками.
- Вытереть пыль с мебели.
- Кормить животных.
- Помочь выполнять работу во дворе.
- Помочь заправить постели и пропылесосить.
- Намазать масло на бутерброды.
- Помочь приготовить тарелки с едой.
- Приготовить простой десерт, простое тесто.
- Держать ручной миксер, чтобы сделать пюре или крем для торта.
- Помочь с посудой, загрузить тарелки в посудомоющую машину.
5 лет:
- Помочь составить меню и список покупок.
- Сделать себе бутерброд или простой завтрак, убрать за собой.
- Налить себе чай или другой напиток.
- Нарвать овощей для салата, нарезать зелень.
- Приготовить определенные ингредиенты по рецепту блюда.
- Застелить постель и прибрать вещи в комнате.
- Почистить раковину и ванну.
- Помыть зеркала и окна.
- Разложить белое и цветное белье.
- Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.
- Ответить на телефонный звонок и набрать номер телефона.
- Делать работу во дворе.
- Делать небольшие покупки.
- Помочь помыть машину.
- Вынести мусор.
6-8 лет:
- Вытрясти коврики.
- Полить цветы.
- Почистить овощи.
- Приготовить простую еду (вареные яйца, тост, бутерброд, растворимые каши).
- Помочь собрать сумку для пикника.
- Повесить свою одежду в гардеробной.
- Сгрести листья и траву.
- Вывести животное на прогулку.
- Следить за порядком в ящике для столовых приборов (как постоянная обязанность).
9-10 лет:
- Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.
- Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.
- Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.
- Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).
- Испечь печенье и пироги.
- Готовить еду для семьи.
- Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).
- Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.
- Шить, вязать, делать поделки.
- Мыть семейный автомобиль.
10-11 лет:
- Оставаться дома один.
- Распределять небольшие суммы денег на бытовые нужды.
- Ездить на городском транспорте или вызывать такси.
- Ухаживать за младшими детьми, если родители отсутствуют.
- Упаковывать свою чемодан в поездку.
- Нести ответственность за свои увлечения (не пропускать тренировки и другие занятия).
11-12 лет:
- Укладывать спать младших детей и читать им на ночь.
- Выполнять свои поручения без лишних напоминаний.
- Помочь выполнять семейные поручения.
- Помогать родителям в стройке или ремонте.
- Мыть кастрюли, чистить противни и плиту.
- Выбирать маршрут, организовывать семейные мероприятия.
Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе – один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.
Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем (или даже раньше) вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд.
Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/3222
Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?
Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?
- Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
- Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
- Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
- Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
- Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.
Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.
Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.
Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.
Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А.
Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».
Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов
Источник: https://uchutrudu.ru/pochemu-nuzhno-priuchat-rebyonka-k-trudu-s-rannih-let/