Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа.

Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет.

Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни.

Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя.

В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой.

Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье.

И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др.

Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию.

Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Источник: https://spadilo.ru/problema-otcov-i-detej-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Сочинение на тему: Отношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети»

­Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Отношение Базарова к родителям

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым.

Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением.

Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова — Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь.

В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна — настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя.

Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью.

Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет.

Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне, которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства.

Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ.

Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними.

Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

  • см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
  • Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/otnoshenie_bazarova

Сочинение на тему «Базаров и родители»

Главная тема произведения «Отцы и дети», написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым, вынесена в название романа. Автор рассмотрел взаимоотношения между детьми и родителями в семьях Кирсанова и Базарова.

В семье Аркадий и Николай Петрович относятся друг к другу с пониманием. Отец прислушивается к советам сына, а наследник считается с мнением родителя, недопонимания почти нет. В семействе Базаровых ситуация складывается иначе.

Евгений нечасто радует своих стариков проживанием в отчем доме. После трёх лет разлуки Базаров не торопится к любящим Василию Ивановичу и Арине Власьевне. Когда сын всё-таки навещает родителей, Базаров остаётся дома лишь на три дня.

Отец и мать желают проводить с единственным ребёнком больше времени, поэтому часто отвлекают Евгения от работы. Эта, по мнению Базарова, чрезмерная заботы отталкивает молодого человека. Базаров уезжает, но обещает скоро вернуться.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Во время визита сына в отчий доме, герой сухо относился к родителям, пренебрегал их лаской и даже отталкивал их. Однако если приглядеться, то можно заметить и ответную любовь героя к отцу и матери. Прежде всего она выражается в словах Базарова. Он с нежностью говорит о родителях:

«Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный».

На самом деле, Базаров — не бесчувственный молодой человек, думающий лишь о прогрессивных демократических идеях, а любящий сын, который по-своему заботится о родителях.

Но если герой понимает, что единственный ребёнок — последнее утешение постаревших родителей, почему Базаров не выражает своих чувств открыто? В этом виноваты убеждения Евгения. На протяжении всего романа он не верит в существование чувств.

Поэтому герой пытается скрыть настоящее отношение Евгения к Василию Ивановичу и Арине Власьевне, опровергающее убеждения нигилиста. Однако в речи героя о родителях часто можно заметить ласковые нотки. Например, Базаров называет отца «презабавным и добрейшим старикашкой».

Читайте также:  Цветик-семицветик - краткое содержание сказки катаева

Даже умирая, он говорит про своих стариков:

«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Базаров любит родителей, но пытается скрыть это.

Отношения между родителями и детьми — нелёгкая тема, т.к. в каждой семье свои порядки. Но понимание и недопонимание детей в любом случае присутствует в каждом родительском гнезде. Но в одном все семьи похожи друг на друга: приближение смерти мирит отцов и матерей с детьми.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/sochinenie-na-temu-bazarov-i-roditeli.html

Родители Базарова | Инфошкола

Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко.

Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени.

Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем.

Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии.

 И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.

Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях.

Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией.

Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке.

 Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам.

Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия.

В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына.

Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».

Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью.

 Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

Источник: https://info-shkola.ru/roditeli-bazarova/

Взаимоотношения базарова и его отца. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

«Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением.

Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова — Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы.

Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь.

В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна — настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя.

Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью.

Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет.

Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства.

Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ.

Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними.

Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

В романе
Тургенева «Отцы и дети» к представителям старшего поколения относятся родители
Базарова: Василий Иванович и Арина Васильевна.

Отец главного героя Василий Иванович предстает перед читателем человеком
строгих правил, можно сказать, консерватором.

Лекарь по профессии он испытывает
глубокую веру в Бога, однако всячески пытается не показывать этого перед
супругой.

Стремление Василия Ивановича казаться современным человеком умиляет,
ведь хорошо заметны его старая закалка и традиционность мышления при обсуждении
любых вопросов.

Арина Васильевна – мать Евгения Базарова. Черты ее характера просты и понятны,
благодаря немалому вниманию, которое уделил этой героине Тургенев.

Суетливая
старушка в чепце кажется старомодной даже для того далекого времени. Сам автор
отмечал, что ей стоило родиться лет двести назад.

Читайте также:  Алиса в зазеркалье - краткое содержание книги кэрролла

Тихая добродушная женщина,
набожная и, вместе с тем, суеверная Арина Васильевна с первой минуты вызывает у
читателя приятное впечатление.

Эти персонажи – два любящих сердца, смысл жизни которых заключен в единственном
и горячо любимом сыне Евгении. И не важно, находится предмет обожания рядом или
нет, их мысли и разговоры все равно сосредоточены на ненаглядном ребенке.
Нежностью и заботой пропитаны слова стариков о сыне. Видно, с каким трепетом они
относятся к родному человеку. Чего не сразу скажешь о Евгении Базарове.

Евгений видится черствым молодым человеком, не ценящим заботу и родительское
тепло. Да, Базаров не привык обнажать свои чувства, однако говорить о его
внутреннем равнодушии к семье не стоит. Он замечает родительскую любовь и сам
испытывает к ним нежные чувства (как сам признавался Аркадию).

Но выставлять напоказ
свое отношение к отцу и матери не считает нужным. К тому же, Евгений пресекает
и с их стороны любые попытки проявления радости от его присутствия. Родители
знают эту черту сына, поэтому стараются не раздражать его излишним проявлением
внимания.

Но холодность и показное равнодушие рассеиваются перед читателем,
когда Базаров оказывается на смертном одре. Прося Анну Сергеевну Одинцову
позаботиться о его родителях, он произнес важные слова: «Таких людей, как они,
в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эта фраза из уст Евгения сродни
горячему признанию в любви от более эмоционального человека.

Однако вечная проблема отцов и детей заключается не в отсутствии любви или ее
чрезмерном проявлении. Это вечный вопрос о взаимопонимании людей разных
поколений. Так и Евгений хотел быть понятым родителями, чтобы его мысли и
взгляды разделяли самые близкие люди.

Но родители Базарова, хотя и пытались
понять сына, оставались приверженцами традиционных взглядов. Кажется странным,
как у людей с патриархальными воззрениями мог вырасти сын-нигилист.

Сам Базаров
говорил об этом так: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть
как я, например…». Действительно, в формировании его личности огромную роль сыграло
самовоспитание.

И, когда плоды многолетнего родительского воспитания
перекрывает собственное восприятие жизненных принципов, вот тогда и возникает
актуальная во все времена тема отцов и детей.

Кульминационный момент романа
— не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе… то, что в вас теперь происходит».

На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит».

«Происходит, — возмущается уязвленный Базаров, — точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина напоминает мне мое детство…

я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует».

Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество.

Великая цель противопоставила его остальным людям — простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной.

Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — размышляет он, обращаясь к Аркадию, — …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа
) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика , для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть — страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» — добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе.

Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью.

«Тащи ее (муху
), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся».

Но Базаров как раз и хочет ссоры — «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.

., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах.

Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал.

Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Читайте также:  Сочинение пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни.

И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне.

Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть.

Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение.

Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам.

Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт».

Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына.

Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями.

Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам».

Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво.

Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать».

В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Источник: https://thestrip.ru/dlya-golubyh-glaz/vzaimootnosheniya-bazarova-i-ego-otca-sochinenie-bazarov-i-roditeli-v/

Сочинения на тему Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по литературе

Базаров является центральным персонажем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он выступает представителем нового поколения. Себя же он называет нигилистом – человеком, который не верит ни во что. Для него никто не является авторитетом. Да и стереотипы и принципы ему ни к чему. Герой ярый противник «уездного дворянства», которое он считал «самолюбивым и пустым». Базаров уверен, что такие как он, призваны сломать нормы и порядок вещей, чтобы изменить буржуазное общество. Природа для Евгения является не предметом восхищения, она дня него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В любовь герой также не верит и называет ее белибердой, непростительной дурью.

Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. После встречи с Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него является представителем млекопитающих, и смотрит он на нее весьма скептически.

Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, ломается при первой встрече с настоящей жизнью.

Но, неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» – говорит он Одинцовой.

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Базарову не удается скрыть привязанности и нежного отношения к своей семье.

И в тот момент, когда смерть приближалась все ближе, он попросил Одинцову не забывать о его стариках, потому что «таких людей, как они, в большом свете днем с огнем не сыскать…».

Чувство любви для героя стало очень болезненным и тяжелым. Однако эти ощущения и открытия Евгения обогащают и делают его более близким и понятным для нас, читателей.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/341

Ссылка на основную публикацию