Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов. Первоначальное противостояние («партия Карташева» — «партия Корнева») двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры «решительно обо всем». При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства. С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твердость в суждениях и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь. Только после прочтения всех необходимых «прогрессивному молодому человеку» книг в отношения Карташева и Корнева «вкралось равенство». Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых. Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов. Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями. Причем каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу. Например, Бе-рендя взялся «доказать исторически, что русская раса идет общечеловеческим путем в деле прогресса». Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов. Тема ставит более «утилитарную» задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования. После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии — страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой. Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди — о Карташеве молчали. Тем не менее уязвленное самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем. Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, «которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям». Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о «правде кабака». Мать говорит ему об умении отличать «бред опустившегося пьяницы от истины», бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них. Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности — независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом. Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью «в приятном ничегонеделаньи». Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян. Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины. Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижется в Иерусалиме в монахини. Но тогда время, проведенное в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева (он хорошо поет и обладает несомненным артистическим даром). Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с «пропойцами», особенно (до этого и вся компания не прочь была иногда выпить) пристрастился к водке. Кроме того, в гимназии произошел следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнесший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования. Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику. Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвиненный в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии «потрясающее впечатление». На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского. Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева (в тайну этой «помолвки» был посвящен только Карташев, сам в то время влюбленный в Наташу), навсегда уезжает за границу. «Пропойцы», имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы. Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами — был введен дополнительный (восьмой) год обучения. Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году. Вся компания «со страхом и трепетом» готовилась к экзаменам, твердо решив во что бы то ни стало закончить гимназию. Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.
Краткое содержание «Гимназисты» Гарин-МихайловскийГарин-Михайловский Н.Г.Стр. 1
Краткое содержание «Гимназисты» Гарин-МихайловскийГарин-Михайловский Н.Г.Стр. 2
Краткое содержание «Гимназисты» Гарин-МихайловскийГарин-Михайловский Н.Г.Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-gimnazisty-garinmixajlovskij
Краткое содержание Гимназисты Гарин-Михайловский
Это повесть, — вторая часть из четырех, повествующих о жизни Тёмы Карташева. Дело происходит на шестом году обучения в гимназии. Два противоположных лагеря, Корнева и Карташева, постепенно сближаются, а со временем все ребята начинают по-настоящему дружить.
Для того чтобы соответствовать начитанности Корнева, Тёма решает прочесть те книги, которых ему недоставало. Теперь Корнев не может оказывать на Тёму интеллектуального давления.
Тема часто приходит к Корневу в гости и даже начинает испытывать симпатию к его младшей сестре.
Во время одной из домашних посиделок ребята решают издавать свой журнал, в который будут входить научные исследования и изыскания ребят, а также их взгляд на систему современного образования.
Журнал получился не хуже серьезных периодических изданий. Все обсуждали статьи ребят, особенно хвалили тексты Корнева, Беренди и Долбы, — вообще обсуждали почти все темы кроме тех, что писал Тёма.
Это задевало главного героя, но не настолько, чтобы оставить развернувшуюся общественную деятельность.
Летом Тёма пригласи Корнева провести с ним в деревне, родители Корнева были не против этого, а посему двое молодых гимназистов не только вместе отдыхают, но и изучают жизнь и обычаи местных крестьян, общаясь со священником и помещиком, с которым Карташевы будут связаны впоследствии семейными узами. Старшая сестра Тёмы выйдет за него замуж, но брак окажется несчастным. Корнев производит неизгладимое впечатление на всю семью Тёмы своей образованностью и многими своими талантами.
Новый учебный год в гимназии начался с передряг, — уволен был по доносу любимый преподаватель истории, исключены Берендя и Рыльский, которые пытались заступиться за своего учителя.
Впоследствии Берендя начинает много пить, попадает в неприятную любовную историю, а затем его несправедливо обвиняют в убийстве. Все эти события приводят парня к самоубийству, которое стало шоком для многих гимназистов.
Все продолжают учиться и готовиться к выпускным экзаменам, которые пройдут успешно.
Эта повесть рассказывает о том, как главный герой начинает постепенно взрослеть, — он объединяется со своими товарищами, находит единомышленников, впервые влюбляется.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гарин-Михайловский. Все произведения
Гимназисты. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Харпер Ли Убить пересмешника
В произведении описываются события, происходившие в середине прошлого века в небольшом американском городке. В небогатом доме жили отец Аттикус (юрист по образованию) и двое его детей: десятилетний Джим и шестилетняя Джин Луиза - Краткое содержание Деревенский пожар Салтыков-Щедрин
Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо - Краткое содержание Шаффер Амадей
В пьесе «Амадей», написанной британским драматургом Питером Шаффером, рассказывается о взаимоотношениях великого композитора и его завистника. - Краткое содержание Стоппард Розенкранц и Гильденстерн мертвы
В книге рассказывается о приключениях двух друзей по фамилии Гильденстерн и Розенкранц. Стоя на поляне, они играли в орлянку. При орлянке Гильденстерн проиграл все деньги. Несмотря на проигрыш - Краткое содержание Одоевский Городок в табакерке
Сказку «Городок в табакерке» написал Одоевский — русский писатель, творивший в середине XIX века. Мишеньке папа показал расписную табакерку. Это была небольшая коробочка сделанная из панциря черепахи с закрывающейся крышкой
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/garin-mihajlovskij/gimnazisty-pereskaz
Гимназисты
Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и Дарсье) и общих с ними интересов.
Первоначальное противостояние («партия Карташева» — «партия Корнева») двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры «решительно обо всем». При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства.
С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твёрдость в суждениях и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь.
Только после прочтения всех необходимых «прогрессивному молодому человеку» книг в отношения Карташева и Корнева «вкралось равенство».
Продолжение после рекламы:
Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых.
Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов.
Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями. Причём каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу.
Например, Бе-рендя взялся «доказать исторически, что русская раса идёт общечеловеческим путём в деле прогресса». Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов. Тема ставит более «утилитарную» задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования.
Брифли существует благодаря рекламе:
После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии — страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой.
Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди — о Карташеве молчали.
Тем не менее уязвлённое самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем.
Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, «которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям». Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о «правде кабака». Мать говорит ему об умении отличать «бред опустившегося пьяницы от истины», бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них.
Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности — независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом.
Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью «в приятном ничегонеделаньи». Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян.
Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины. Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижётся в Иерусалиме в монахини.
Но тогда время, проведённое в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева (он хорошо поёт и обладает несомненным артистическим даром).
Продолжение после рекламы:
Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с «пропойцами», особенно (до этого и вся компания не прочь была иногда выпить) пристрастился к водке.
Кроме того, в гимназии произошёл следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнёсший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования. Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику.
Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвинённый в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии «потрясающее впечатление».
На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского.
Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева (в тайну этой «помолвки» был посвящён только Карташев, сам в то время влюблённый в Наташу), навсегда уезжает за границу. «Пропойцы», имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы.
Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами — был введён дополнительный (восьмой) год обучения.
Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году. Вся компания «со страхом и трепетом» готовилась к экзаменам, твёрдо решив во что бы то ни стало закончить гимназию.
Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.
Автор пересказа: Т. М. Маргулис. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/garin-mihajlovskij/gimnazisty/
Краткое содержание Гимназисты Гарина-Михайловского для читательского дневника
Это произведение является одной из нескольких книг, посвященных жизни Темы Карташева.
В гимназии у Темы образовывается дружеская компания, состоящая из нескольких мальчишек. Самым авторитетным в ней становится Василий Корнев, весьма начитанный, образованный и всесторонне развитый юноша.
Карташев стремится не отставать от интеллектуального уровня Корнева и начинает изучать литературу, которую предпочитает его друг. В этом списке труды и произведения великих мыслителей и философов.
Постепенно Тема становится ничуть не хуже, чем его друг.
Во время частых встреч и посиделок ребята постоянно обсуждают насущные проблемы общества, придумывают пути их решения и, конечно, же спорят. В один из вечеров мальчишки вступают в жаркую дискуссию о человеческом счастье, о заблуждении простых людей и отсутствии у них жизненного идеала.
Для того, чтобы активно участвовать в общественной жизни, решают однажды друзья создать свой журнал, в котором будут публиковать собственные статьи на злободневные темы.
Журнал имеет большой успех не только у гимназистов, но их и домочадцев, а особенно из авторов читатели выделяют и хвалят Васю Корнева, умеющего гениально доводить до логического конца любую свою мысль.
Карташев, впрочем, не завидует успеху друга, а продолжает и дальше свое самообразование.
На летние каникулы семья Темы приглашает Корнева отдохнуть с ними вместе в деревенском поместье и немного отвлечься от учебного процесса. Однако и в деревне ребята продолжают свои социологические исследования.
Они много общаются с местными жителями, расспрашивая их о премудростях жизни, а также со священнослужителем и даже с богатым барином, который спустя несколько лет обвенчается со старшей сестрой Темы.
Брак их окажется неудачным и сестра, оставив детей у матери, уйдет в монастырь.
Семья Карташевых, мама и сестры, сердечно принимают Васю Корнева, поскольку юноша не только образован и воспитан, но еще и прекрасно владеет голосом и артистическим талантом. Каникулы, проведенные за городом, проходят для друзей очень весело и занимательно.
Вернувшись из деревни, ребята узнают неприятную новость. По ложному доносу из школы увольняют их любимого преподавателя по истории, а мальчиков, справедливо вступившихся за учителя, Берендя и Рыльского, отчисляют из учебного заведения.
Рыльский, красавец, тайно помолвленный с сестрой Корнева, чтобы избежать позора, уезжает на постоянное местожительство за рубеж. Берендя же не в силах смириться с исключением из гимназии, связывается с неприглядной компанией и начинает сильно выпивать.
В это время юношу настигает и несчастная любовь, и несправедливое обвинение в совершении убийства. Молодой человек, оказавшись на грани отчаяния, решает покончить жизнь самоубийством.
Друзья тяжело переживают смерть верного товарища. При последнем прощании с ним один из юношей выступает с пламенную речь о жизненной несправедливости.
Руководство учебного заведения его поступок расценивает как преступный акт, от учителей поступает предложение и о его отчислении.
Тема, не раздумывая, бросается на помощь Долбе и обращается к дальнему родственнику, занимавшему высокий пост в городе. Только благодаря вмешательству чиновника Долба остается учиться в гимназии.
- Поредевшая компания принимает твердое решение не сгибаться под гнетом тяжелых проблем в их жизни, отлично сдать экзамены и с успехом окончить гимназию.
- Книга повествует о крепкой юношеской дружбе, стремлении подрастающего поколения изменить устои общественной жизни и вере в земное счастье.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/gimnazisty-garina-mihajlovskogo
Краткое содержание: Гимназисты
Во второй повести тетралогии повествуется о компании одноклассников: Карташев, Корнев, Долба, Берендя, Ларио и Дарсье. Друзей связывают общие интересы. Сначала компания делится на две «партии», группирующиеся вокруг авторитетных лидеров Карташева и Корнева. Первоначальная конфронтация переходит в сближение, а затем и в тесную дружбу. Друзья ведут споры по всевозможным вопросам.
Корнев умён, начитан и принципиален. Он знаком с произведениями Белинского, Писарева, Бокля. Тёма очень уважает друга, но в то же время, стремится ограничить влияние Корнева и сохранить собственное мнение. Он штудирует философскую литературу, чтобы быть на одном уровне с Корневым.
Карташев часто посещает семью Корнева и влюбляется в его младшую сестру. Корнев и остальные друзья Тёмы часто бывают в доме Карташевых. Мать Тёмы, Аглаида Васи¬льевна, радушно принимает товарищей сына, беседует с ними, узнавая об их мыслях и интересах. Компанию привлекают её радушное отношение к каждому и её проницательный ум.
Друзья задумали выпускать гимназический рукописный журнал. Каждый из них ставит перед собой определённую творческую задачу. Берендя берётся доказать, что развитие русского народа общечеловеческим путём прогресса. Долба хочет заняться популярным изложением идей немецких философов. Замысел Тёмы прагматичен. Он сочиняет статью о вреде классического образования.Журнал вышел в свет. Его читают в гимназии. Статьи Корнева, Долбы и Беренди находят отклик, а статья Карташева не вызывает интереса. Аделаиде Васильевне тоже больше нравятся сочинения товарищей Тёмы. Тёма несколько уязвлён, но продолжает участвовать в дискуссиях своих друзей.
Берендя знакомит компанию с двумя спившимися людьми: техником и учителем. Их горькая судьба вызывает у гимназистов жаркие споры о человеческом счастье, о жизненных идеалах. Тёма беседует с матерью.
Но у неё он не находит сочувствия своим рассуждениям, оправдывающим поведение новых знакомых.
Аделаида Васильевна объясняет Тёме, что бред пьяного человека отличается от истины, что нужно бороться с людскими пороками и заблуждениями.
В семье Корневых взаимоотношения отцов и детей иные. Отец следит лишь за соблюдением внешней благопристойности. Сыну вменяется в обязанность посещение церкви, атеистические взгляды не принимаются во внимание.
Тёма приглашает Корнева провести после экзаменов летние каникулы вместе в деревне. Там друзья не только приятно проводят время.
Они изучают крестьянский быт, знакомятся с сельским священником и с помещиком Неручевым. Впоследствии Неручев женится на старшей сестре Тёмы Зине. Но этот брак окажется несчастливым.
Зина уходит в иерусалимский монастырь, оставляя своих детей на попечение своей матери.
Молодые люди сохранили светлые воспоминания о гимназических годах. Карташевых очаровывает умный и талантливый Корнев (он хорошо поёт и обладает артистическими способностями).
В новом учебном году происходят печальные события. За лето Берендя пристрастился к выпивке. На литературном вечере учитель истории, которого очень любят гимназисты, произнёс речь о необходимости реформ в сфере образования. Преподаватель латыни пишет на него донос. Историк вынужден подать в отставку. Гимназисты устраивают доносчику обструкцию.
Берендю и Рыльского, как главных зачинщиков обструкции, исключают из гимназии. Для Беренди исключение привело к трагическому исходу. Несправедливо обвинённый в убийстве он кончает с собой. Гимназисты потрясены. На похоронах Долба произносит речь, за которую ему тоже грозит исключение.
Благодаря заступничеству Карташева, который является родственником генерал-губернатора, Долба остаётся в гимназии.
Самый красивый парень Рыльский, жених сестры Корнева Наташи, навсегда уезжает из России. Пьяницы, с которыми ранее сблизился Берендя, были замешаны в деле об убийстве. Их изгоняют из Одессы.
В системе образования происходят изменения. Введен дополнительный восьмой год обучения. Но для Карташева и его друзей имеется возможность сдать выпускные экзамены после семи лет обучения. Они используют это возможность и заканчивают гимназию.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Гимназисты». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/garin/gimnazisty/
Пересказ повести «Гимназисты» Гарина-Михайловского
Тема, как и его друзья, учится уже в шестом классе гимназии, прежний робкий мальчик постепенно превращается в юношу, у него складываются собственные взгляды на жизнь и на свое будущее место в ней, что во многом определяет компания товарищей, с которой подросток постоянно проводит не только часы учебных занятий, но и фактически все свободное время.
В эту группу входят Долба, Корнев, Берендя, Дарсье, Ларио, и ребятам всегда интересно общаться между собой, хотя чаще всего их беседы перерастают в жаркие споры на самые разнообразные темы. Тема испытывает к приятелям достаточно сложные и противоречивые чувства.
С одной стороны, ему импонирует интеллект и немалая начитанность Корнева, увлекающегося Белинским, Писаревым и иными передовыми писателями. В то же время Карташев пытается мыслить самостоятельно, не позволяя другу оказывать на него слишком серьезного влияния.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Тема начинает понимать, что равен с Корневым и ни в чем ему не уступает, только после прочтения огромного количества книг, которые товарищи полагают необходимыми для любого человека, стремящегося к прогрессу и изменению к лучшему всей окружающей жизни. Карташев охотно бывает у друга в гостях, он даже замечает, что неравнодушен к его младшей сестре.
В то же время именно благодаря регулярному общению с Корневым у Темы возникают значительные сомнения в религиозных и нравственных устоях, существующих в его собственной семье и прививаемых детям их матерью Аглаидой Васильевной с самого рождения.
В то же время Карташева-старшая старается приглашать товарищей сына в дом и беседовать с ними, чтобы понять, какого образа мыслей придерживаются юноши и какие идеи черпает в их компании Тема.
Ребятам нравится интеллигентная и умная женщина, которая всегда держится с ними приветливо и проявляет искреннее внимание и радушие, они с радостью посещают дом Карташевых. В кругу приятелей рождается предложение об издании гимназического журнала, при этом каждый из друзей желает реализовать собственные планы и намерения.
Старшеклассники действительно выполняют поставленную задачу, Тема даже приносит домой статью Корнева, которая вызывает у Аглаиды Васильевны искренний интерес, тогда как творчество собственного сына ее лишь огорчает, оно абсолютно не кажется ей интересным и оригинальным.
К тому же в гимназии говорят лишь о статьях товарищей Карташева, работа Темы оставляет всех равнодушными. Но подросток вовсе не желает по этой причине прекращать общение с друзьями, они по-прежнему не перестают дискутировать и даже находят новых знакомых, опустившихся, спившихся людей, которые раньше являлись преподавателем и инженером.
Однако мать Темы не выражает никакого сочувствия, слушая рассуждения сына о печальной судьбе этих лиц, ранее являвшихся вполне достойными членами общества.
Женщина обращает внимание парня на то, что отнюдь не следует считать истиной бред алкоголика, уже утратившего всякое представление о реальности и о себе самом, а бороться, по мнению Аглаиды Васильевны, необходимо не с людьми, а с тем злом, которое находится внутри каждого из них, с их ошибками и заблуждениями.
В то же время в семействе товарища Карташева Корнева отношения складываются совершенно иначе, там не ведется никаких доверительных и теплых разговоров. Отец жестко требует, чтобы сын соблюдал все внешние приличия, предписываемые обществом, в частности, настаивает на том, чтобы юноша регулярно посещал церковь вне зависимости от его собственных воззрений на религию.
Корнев с радостью принимает предложение Темы отправиться на каникулы к ним в деревню, где ребята и отдыхают на лоне природы, и стараются как можно лучше узнать жизнь и быт местных крестьян.
Друзья начинают общаться и со здешним помещиком по фамилии Неручев, которому в дальнейшем предстоит стать супругом Зинаиды, старшей сестры Карташева. Брак окажется не слишком удачным, и наступит момент, когда Зина, уже имеющая троих детей, оставит их с матерью, приняв решение поступить в один из монастырей в Иерусалиме.
Но в течение этого лета и мать, и сестры Темы искренне очарованы умом Корнева, его способностями к пению и актерским талантом, в семье Карташева юноша чувствует себя вполне комфортно.
С началом нового учебного года ребят снова ожидают перемены, причем не только к лучшему. Один из членов их компании, Берендя, проведя каникулы исключительно в обществе законченных пьяниц, также серьезно пристрастился к выпивке.
Учитель истории, горячо любимый и уважаемый гимназистами человек новых, прогрессивных взглядов, оказывается уволенным с работы по доносу преподавателя латинского языка. Берендя организовывает акцию протеста против этого человека, в результате чего парня безжалостно выгоняют из гимназии.
Юноша, чувствуя себя полностью запутавшимся в жизни и не зная, что же ему дальше делать, совершает самоубийство. Друзья и остальные учащиеся глубоко потрясены случившейся трагедией, на похоронах Долба произносит пылкую речь, обвиняя тех, кто, по его мнению, довел Берендю до столь печального исхода.
Карташев, приходящийся родственником генерал-губернатору, недавно получившему назначение в их город, просит пощадить товарища, которому после его выступления также угрожает исключение. Только благодаря его заступничеству Долба все же остается в числе учеников гимназии.
В то же время ребята узнают о том, что образовательная система подверглась реформе, что теперь период их школьного обучения будет составлять не семь, как они ожидали, а восемь лет.
Однако в случае успешной сдачи итоговых экзаменов гимназисты все же могут быть выпущены из учебного заведения и после седьмого класса, поэтому Тема и вся его компания принимают решение непременно получить аттестаты уже завершении начавшегося учебного года.
Друзья усиленно готовятся к предстоящим испытаниям, ни один из них не желает задерживаться в гимназии, юноши всем сердцем стремятся к взрослой, самостоятельной, свободной жизни, которая, по их глубокому убеждению, предстоит им в университетах Петербурга или Москвы. Карташеву и его приятелям действительно удается блестяще сдать выпускные экзамены, отныне их ожидает новая, студенческая пора, и каждый из них смотрит в будущее с огромными надеждами и оптимизмом.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/08/pereskaz-povesti-gimnazisty-garina-mihajlovskogo.html
Краткое содержание “Гимназисты” Гарин-Михайловский
Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя и общих с ними интересов.
Первоначальное противостояние двух самых авторитетных и уважаемых учеников в классе перерастает в сближение между ними, а затем и в настоящую дружбу, несмотря на непрекращающиеся споры “решительно обо всем”. При этом Карташевым владеют самые противоречивые чувства.
С одной стороны, у него не могут не вызывать уважение начитанность Корнева, в послужном читательском списке которого Писарев, Бокль, Белинский, и твердость в суждениях
и оценках, но, с другой стороны, желая сохранить собственную точку зрения, Тема пытается ограничить влияние Корнева на свою умственную жизнь.
Только после прочтения всех необходимых “прогрессивному молодому человеку” книг в отношения Карташева и Корнева “вкралось равенство”.
Вскоре Карташев станет частым гостем в доме Корневых и даже влюбится в младшую сестру своего друга. Однако гимназические увлечения Писаревым, религиозные сомнения, которые возникают у Темы вследствие общения с Корневым, приходят в противоречие с ценностями семьи Карташевых. Аглаида Васильевна пытается привечать товарищей
сына, в особенности Корнева, чтобы иметь непосредственную возможность знать о направлении их мыслей и интересов.
Ее ум, внимательное отношение к каждому из друзей Карташева, а также радушие, с которым принимаются гости, оказывается привлекательным для всей компании, собирающейся издавать гимназический журнал по аналогии с существовавшими в то время периодический изданиями.
Причем каждый из участников будущего журнала ставил индивидуальную творческую задачу. Например, Бе-рендя взялся “доказать исторически, что русская раса идет общечеловеческим путем в деле прогресса”.
Долба решает заняться популяризацией идей Фохта, Молешотта и Бюхнера в писаревском переложении за отсутствием переводов с оригиналов.
Тема ставит более “утилитарную” задачу. Он решает написать статью о вреде классического образования.
После выхода журнала с ним знакомятся не только в гимназии – страницы, переписанные ровным, аккуратным почерком, были принесены Карташевым домой.
Однако у матери Темы восхищение вызвала логически развивающаяся мысль в статье Корнева, а опус собственного сына только огорчил Аглаиду Васильевну, да и в гимназии говорили исключительно о статьях Корнева, Долбы и Беренди – о Карташеве молчали.
Тем не менее уязвленное самолюбие не мешает Теме по-прежнему принимать участие в общетоварищеских спорах. Через Берендю компания знакомится со спившимися техником и учителем.
Дискуссия о судьбе этих людей перерастает в жаркий диспут о земном счастье, об альтруистическом идеале жизни, “которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям”.
Но в лице Аглаиды Васильевны Тема не находит сочувствия рассуждениям о “правде кабака”.
Мать говорит ему об умении отличать “бред опустившегося пьяницы от истины”, бороться не с людьми, а с их заблуждениями, со злом в них.
Иначе строятся взаимоотношения в семье Корневых. В отличие от Темы родительское влияние на Корнева ограничивается соблюдением внешней благопристойности – независимо от религиозных взглядов сына отец требует посещения церкви. В семье Карташевых к Корневу относятся несколько настороженно, но с неизменным интересом.
Поэтому с готовностью подтверждают приглашение, сделанное Темой Корневу, после сданных экзаменов провести каникулы в их деревне, где друзья могут наслаждаться жизнью “в приятном ничегонеделаньи”.
Однако Тема и Корнев не только отдыхают, но и пытаются знакомиться с жизнью крестьян.
Для этого друзья много общаются с сельским священником и преуспевающим, на первый взгляд, помещиком Неручевым, который впоследствии станет мужем старшей сестры Карташева Зины.
Их семейная жизнь сложится несчастливо, и тогда Зина, уже мать троих детей, оставит их на попечение Аглаиды Васильевны, а сама пострижется в Иерусалиме в монахини. Но тогда время, проведенное в гимназии, оказывается одним из самых светлых эпизодов в жизни каждого из молодых людей: мать и сестры Карташевы очарованы умом и талантами Корнева .
Возвращение в город и начало нового учебного года стало и началом последующих печальных событий в судьбе некоторых героев повести. За лето Берендя, живя отшельником и встречаясь только с “пропойцами”, особенно пристрастился к водке.
Кроме того, в гимназии произошел следующий инцидент: по доносу латиниста после литературного вечера был вынужден подать прошение об отставке любимый гимназистами преподаватель истории, произнесший на этом вечере речь о необходимости перемен в системе образования.
Берендя и Рыльский оказались главными зачинщиками обструкции, устроенной гимназистами доносчику. Последовало их исключение из гимназии, ставшее для Беренди роковым. Окончательно запутавшись в денежных и любовных отношениях, несправедливо обвиненный в убийстве, Берендя кончает жизнь самоубийством. Его смерть производит в гимназии “потрясающее впечатление”.
На похоронах Долба произносит речь, которая едва не становится причиной и его исключения, и только заступничество Карташева, приходившегося родственником назначенному в город новому генерал-губернатору, спасает его от печальной участи Беренди и Рыльского.
Кстати, последний, считавшийся в компании самым красивым и являвшийся женихом Наташи Корневой, сестры Васи Корнева , навсегда уезжает за границу.
“Пропойцы”, имена которых наряду с именем Беренди фигурировали в деле об убийстве, произошедшем в городе, были выдворены за пределы Одессы.
Кроме того, начавшаяся образовательная реформа повлекла изменения в жизни каждого из гимназистов. Классическое образование теперь не ограничивалось семью годами – был введен дополнительный год обучения. Но для тех, кто выдерживал выпускные экзамены, гимназическая пора заканчивалась уже в текущем году.
Вся компания “со страхом и трепетом” готовилась к экзаменам, твердо решив во что бы то ни стало закончить гимназию.
Экзаменационные испытания счастливо завершаются как для Темы, так и для всех его товарищей.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-gimnazisty-garin-mixajlovskij/
«Детство Темы» краткое содержание рассказа Гарина-Михайловского – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.
Другие персонажи
- Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.
- Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.
- Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.
- Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.
- Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.
Краткое содержание
Глава 1. Неудачный день
Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел «любимый папин цветок, над которым он столько возился».
«Маленькое сердце Темы» затрепетало от счастья – он представлял, как обрадуется папа, и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.
От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, «чтобы все вдруг остановилось» и беда прошла стороной.
Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.
Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика не чиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в «какую-то противную слюнявку».
Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.
Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!
Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.
Глава 2. Наказание
Выявив «полную несостоятельность системы воспитания сына», отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет, и остановила порку.
Глава 3. Прощение
Мать заметила «маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить, и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – «вот задача правильного воспитания».
Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.
Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.
Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, «закрывая руками лицо». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильева объяснила сыну, что «трусить, бояться правды – стыдно», и нужно было сразу признаться в содеянном – тогда бы и наказания никакого не было.
Глава 4. Старый колодезь
От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку «в старый колодезь бросил какой-то ирод». Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал «какую-то болезненную истому».
Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки «сердце Темы мучительно сжалось». С большим трудом он спустился на дно колодца, и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.
Тема очнулся, «лежа на своей кроватке» и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.
Глава 5. Наемный двор
Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени «организм ребенка взял верх». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему «бегать и играть на наемном дворе».
Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной.
Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям.
На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба «отдавал внаем всякой городской голытьбе». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые «целый день бегали по двору».
Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек «неисчерпаемые источники богатств и наслаждений». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно «вырос, окреп и развернулся».
Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он «на прощанье надрал ему уши». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.
Глава 6. Поступление в гимназию
Тема поступил в гимназию и «в первый раз надел форму» – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.
Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.
Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.
Карташевы «поехали объясняться к директору». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.
Глава 7. Будни
В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.
Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшего от «тяжелой, неизлечимой» болезни.
Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать «чувство собственного достоинства ребенка».
Зина и Тема вместе делали уроки, «всегда под непосредственным наблюдением матери». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.
После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спасть, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда «скучных, тоскливых дней»…
Глава 8. Иванов
Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема «сошелся с своим новым соседом, Ивановым». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему – благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.
Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.
Глава 9. Ябеда
Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это «гнусная гадость».
Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему, и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог «сделать подлость». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.
Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога «твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности».
Глава 10. В Америку
Тема сдружился с Касицким и Даниловым – только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.
Данилов, как истинный сын капитана порта, «спал и грезил морем». Он «давно уже умел и грести, и управлять рулем», и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре «прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.
Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги, и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились – на носу были важные экзамены.
Глава 11. Экзамены
Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону, и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что «он срезался по трем предметам», и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.
Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил – «отчего бы ему не умереть?!». Тема представил, как бы огорчились родители, и «злое, недоброе чувство» шевельнулось в его сердце.
Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы, и его удалось спасти.
Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю «не мог оторваться от книг». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог «бы быть украшением гимназии».
Глава 12. Отец
Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. «Он стал мягче, ласковее», и вся чаще искал общества родных людей.
Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.
Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала «щемила сердце и вызывала невольные слезы».
Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…
Заключение
В своей книге автор выразил мысль, что детство – это не только радостная, безмятежная пора. Дети, наравне со взрослыми, учатся быть сильными, честными, благородными.
После краткого пересказа «Детство Темы» рекомендуем прочесть рассказ Гарина-Михайловского в полной версии.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/18896-detstvo-temy-kratkoe-soderjanie-rasskaza-garina-mihailovskogo-chitat-pereskaz-onlain.html