Монахиня — краткое содержание романа дидро

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Повесть написана в форме записок героини, обращенных к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий. Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестер красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней. Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остается, кроме как принять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу. После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передает для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи. Сюзанне удается во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поет в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей. Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удается защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула. Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздается стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своем отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит свое положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза. Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удается поступить в услужение к прачке. Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живет в постоянной тревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Краткое содержание «Монахиня» ДидроДидро Д.Стр. 1

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Краткое содержание «Монахиня» ДидроДидро Д.Стр. 2

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Краткое содержание «Монахиня» ДидроДидро Д.Стр. 3

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Краткое содержание «Монахиня» ДидроДидро Д.Стр. 4

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-monaxinya-didro

Пересказ романа «Монахиня» Дени Дидро

Вся история рассказывается от лица центральной героини, девушки по имени Сюзанна Симонен, она просит о помощи некоего влиятельного аристократа, маркиза де Круамар, и подробно рассказывает ему всю историю своих злоключений, начиная с самого юного возраста.

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Когда наступает день, назначенный для произнесения Сюзанной монашеского обета, она твердо отказывается это сделать перед лицом всех, кто присутствует на пострижении. Разъяренные родители отвозят ее домой и запирают в комнате, не желая с нею общаться.

Через некоторое время появляется духовник Сюзанны, именно он объясняет ей, что она действительно родилась не от господина Симонена, который об этом давно догадывается, и мать не намерена приравнивать ее к другим дочерям.

Часть наследства Сюзанны будет минимальной, ее хватит только на внесение соответствующего вклада в монастырь.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Затем мать все же решается откровенно побеседовать с младшей дочерью, говоря о том, что ее настоящий отец поступил когда-то с ней подло и бесчестно, и один вид Сюзанны уже напоминает ее матери о тех печальных событиях.

По словам женщины, теперь девушке уже не приходится рассчитывать на замужество даже без приданого, учитывая ее поступок в монастыре.

Когда мать начинает почти умолять дочку стать монахиней, Сюзанна все же сдается и обещает действительно принести обет, хотя это решение повергает ее в полнейшее отчаяние.

В монастыре Лоншана, куда привозят затем Сюзанну, настоятельница оказывается умной и доброжелательной женщиной, она всячески опекает девушку, и Сюзанна по-настоящему к ней привязывается.

Но во время пострига она фактически не осознает, что происходит, впоследствии она вообще не может вспомнить этого дня.

Вскоре после того как Сюзанна оказывается среди лоншанских монахинь, уходят из жизни и ее родители, и любимая ее настоятельница.

Сестра Христина, принявшая на себя руководство монастырем после смерти предыдущей настоятельницы, сразу же устанавливает там крайне жесткие порядки. Она вынуждает монахинь изнурять свою плоть, не проявляя к ним никакой доброты и внимания.

Сюзанна не может забыть умершую матушку и не в силах скрыть неприязни к сестре Христине. Ей категорически не нравится сектантство, насаждаемое новой настоятельницей, девушка старается наизусть запомнить устав монастыря, чтобы делать лишь то, что предписывается в нем.

Вскоре сестра Сюзанна начинает считаться среди товарок настоящей бунтовщицей. По наущению настоятельницы с ней не желают разговаривать, не позволяют нормально спать и читать молитвы, сознательно портят ту работу, которую она выполняет.

Сюзанне не хочется жить, но в то же время она понимает, что в монастыре только обрадуются, если она покончит с собой, и решает попытаться вырваться на свободу.

Одна из монахинь, сестра Урсула, которая неплохо относится к Сюзанне, соглашается передать ее записи и просьбу о расторжении обета, принесенного насильственно, какому-нибудь опытному адвокату.

Читайте также:  Верблюд - сообщение доклад

Когда во время праздников в Лоншан приезжает множество мирских людей для того чтобы послушать церковный хор, Сюзанна, обладающая прекрасным голосом, производит на собравшихся самое приятное впечатление.

Именно тогда девушка знакомится со стряпчим, который соглашается вести ее дело.

Когда в монастыре узнают о том, что она намерена сложить с себя монашеское звание, к Сюзанне проникаются еще более глубокой ненавистью.

Девушку морят голодом, ставят на колени на битое стекло, изводят ее непрекращающимся шумом в ночное время, не давая хотя бы немного отдохнуть.

Однако викарий объявляет, что сестра Сюзанна вовсе не одержима дьяволом, и к ней следует относиться так же, как к остальным монахиням. Суд по расторжению обета проигрывается, но адвокат девушки добивается ее перевода в другой монастырь.

В следующей обители настоятельница с первого же дня ведет себя весьма ласково и заботливо по отношению к Сюзанне. В то же время одна из сестер, некая Тереза, явно испытывает при этом чувство ревности, Сюзанна догадывается о том, что прежде именно эта девушка была любимицей настоятельницы.

Здесь Сюзанну никто не обижает, напротив, ей достаются различные лакомства, и ее даже освобождают от участия во многих службах.

Но девушку удивляют манеры настоятельницы, та постоянно обнимает ее и целует, а однажды ночью даже приходит к Сюзанне в келью и просит разрешения улечься с нею в одну кровать, поскольку она замерзает от холода.

Во время исповеди Сюзанна рассказывает священнику о случившемся, хотя и не вполне понимает, почему настоятельница так себя ведет.

Он приходит в ужас от ее слов и требует, чтобы девушка никогда более не допускала ничего подобного, что в настоятельнице находится сам сатана. Сюзанна действительно старается отдалиться от матушки, и та приходит в полное отчаяние.

Через некоторое время настоятельница, едва не потеряв рассудок, расстается с жизнью, а Сюзанна снова становится врагом в глазах других сестер.

Новый духовник монастыря, которому девушка откровенно говорит о том, что всей душой ненавидит монашество, признается ей в том, что и его крайне тяготит принятое им звание, и он мечтает о другой, свободной, жизни. Вместе с ним Сюзанна решается на побег из монастыря, считая, что ей уже нечего терять. По дороге священник пытается подвернуть девушку насилию, однако ей удается отстоять свою честь.

После этого девушка под чужим именем устраивается работать к прачке, ее не пугает ни тяжелый труд, ни полуголодное существование.

Но Сюзанна знает, что сбежавшую монахиню усиленно разыскивают, и постоянно боится выдать себя.

Она умоляет маркиза де Круамар найти для нее хотя бы самое скромное место служанки в глубокой провинции, говоря о том, что неминуемо покончит с собой, если ей когда-нибудь снова придется вернуться в монастырь.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/pereskaz-romana-monahinja-deni-didro.html

"Монахиня" кратко

Главная героиня романа «Монахиня» Сюзанна (полное имя – Мария-Сюзанна Симонен) – незаконнорожденная дочь адвоката, насильно запертая в монастыре. Родная мать ненавидит ее и требует, чтобы она, исчезнув из мирской жизни, искупила грех своего появления на свет.

У нее есть две сестры, которых мать выдает замуж, обеспечив их приданным. Первая сестра вышла замуж за нотариуса в Корбейле (тот раньше ухаживал за Сюзанной). Поэтому с этой сестрой она не ладит. Вторая сестра вышла замуж за некого господина Бошона, торговца шелками в Париже. Живет с ним довольно хорошо.

О сестре из монастыря даже не вспоминает.

Монахиня - краткое содержание романа Дидро

Оказавшись в застенках монастыря, Сюзанна мечтает лишь о том, чтобы вырваться на свободу…

Сюзанна в долю наследства не включена и чтобы даже не претендовала на него ее заточили в монастырь. Она не чувствует призвания монахини и не желает давать обет, но в конце концов, ее принудили это сделать.

Ее жизненный путь – это путь мытарств. Дени Дидро изобличает в романе двуличность человеческой натуры, показывая, что вполне благовоспитанный и уважаемый обществом человек может скрывать в душе настоящие пороки, которые этим же обществом и осуждаются.

Такова, например, мать главной героини, которая заставляет платить собственную дочь за ошибки своей молодости. Такова же и сестра Христина, настоятельница монастыря, куда заточили Сюзанну.

Словом, оторванная от мирской жизни, вместо покоя и умиротворения, героиня сталкивается с жестокостью и низменными наклонностями старших сестер и настоятельниц монастырей.

Сначала Сюзанна попадает в Лоншанский монастырь, где настоятельницей является г-жа де Мони. Героиня становится послушницей. Сюзанне нравится настоятельница, у нее она находит утешение своему горю. Во время пострига Сюзанна пребывает в прострации и едва ли понимает, что происходит.

Вскоре героиня узнает о смерти г-на Симонена, которого считала своим отцом, а затем умирает и ее мать, а также сама настоятельница. Перед смертью мать пишет ей письмо, где признается, что Сюзанна является плодом ее греха и просит своими добрыми делами искупить ее вину. На место г-жи де Мони заступает ограниченная сестра Христина.

Став новой настоятельницей, она пробует ввести новые порядки. Заставляет сестер участвовать в странных обрядах, применяет способы покаяния через изнурение плоти. Сюзанна восстает против такого обращения и увлекает остальных сестер, за что подвергается строгим наказаниям и репрессиям.

Особой жестокостью поражает сцена, когда ее положили в гроб и окропляли со словами: «Да почит с миром»! Находясь на грани самоубийства, Сюзанна решается действовать, и тайно передает через сестру Урсулу записки адвокату из мирян.

Прочие действующие лица «Монахини»

  • Каждый из персонажей описан в порядке появления в книге, с кратким описанием их влияния на судьбу юной монахини.
  • Господин Манури – адвокат Сюзанны.
  • Дело проиграно, но ее переводят в другой монастырь.

Сестра Урсула – помогала выдержать героине все издевательства сестер и настоятельницы.

Однажды даже спасла жизнь Сюзанне, но сама подорвала здоровье и умерла.

Господин Эбер – старший викарий, допрашивавший героиню относительно клеветнических обвинений в ее адрес.

Госпожа *** – настоятельница монастыря, куда перевели Сюзанну. Маленькая женщина, очень полная, но живая и проворная. При этом развращенная особа. Пыталась соблазнить Сюзанну.

Сестра Тереза – бывшая любимица госпожи настоятельницы, ревнует к Сюзанне, что она пользуется большей благосклонностью у госпожи.

Отец Лемуан – францисканец лет 45, духовник Сюзанны, запретивший принимать ей ласки от настоятельницы. Его вскоре заменили, как лицо неугодное.

Отец Морель – новый духовник (около 40 лет) героини. Человек с пламенной душой.

Сюзанна бежит из монастыря. Нищенствует в Париже, становится прачкой.

Маркиз де Крамуар – благодетель, на помощь которого очень рассчитывает Сюзанна и кому адресует свои мемуары. В конце она просит у него соизволения работать горничной где-нибудь в деревне, вдали от большого общества.

На этом и заканчивается книга.

Источник: https://alinec.ru/best-literature/monaxinya-deni-didro.html

Монахиня (Краткое содержание романа Дидро)

Повесть написана в форме записок героини, обращенных к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние.Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестер красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св.

 Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней.

 Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника,отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть.

 Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остается, кроме как принять монашество.

 Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь.

 Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже.Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей.

 Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней,и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать.

 Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство.

 Мать перед смертью передает для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина.

 Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния,изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони.

 Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы.

 Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться,крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит,что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Сюзанне удается во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзаннепо-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться.

 Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поет в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула.

 Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей.

 Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло).

 Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удается защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями.Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день.

 Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии.У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну.

 Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять.

 С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время.Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью.

 Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздается стук в дверь.Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан.

 Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает.Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне.

 Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях.Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана.

 Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду.

 В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает,просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своем отвращении к монашеству.

 Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит свое положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью,боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда,и ей удается поступить в услужение к прачке.

Читайте также:  Хронологическая таблица лермонтова (основные даты жизни и творчества)

 Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живет в постоянной тревоге.

 Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43826220866/Monahinya-(Kratkoe-soderzhanie-romana-Didro)

Краткое содержание романа Дидро «Монахиня» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

фр. Denis Diderot. La Religieuse · 1760Краткое содержание романа

Читается за 10 минут, оригинал — 6 ч

Повесть написана в форме записок героини, обращённых к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестёр красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св.

Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней.

Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть.

Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остаётся, кроме как принять монашество.

Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св.

Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей.

Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать.

Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство.

Мать перед смертью передаёт для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина.

Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони.

Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы.

Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Сюзанне удаётся во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться.

Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поёт в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула.

Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей.

Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до неё нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло).

Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удаётся защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день.

Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну.

Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять.

С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью.

Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздаётся стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан.

Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне.

Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана.

Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Весёлым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду.

В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за неё молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своём отвращении к монашеству.

Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит своё положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живёт в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаётся поступить в услужение к прачке.

Работа тяжёлая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живёт в постоянной тревоге.

Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50564-kratkoe-soderzhanie-romana-didro-monahinja.html

Краткое содержание повести Д. Дидро «Монахиня»

Главная героиня романа – Сюзанна. Она терпит лишения и издевки в доме собственных родителей. Ей приходится жить в чулане, одеваться намного проще, чем все члены семьи. Она не понимает, почему к ней такое отношение. Со временем девушка начинает догадываться, что она не родная дочь своему отцу.

Стоит заметить, что кроме издевок, она вынуждена страдать еще и из-за зависти родственников, ведь она во многом превосходит их. Это красивая и талантливая девушка. Родители Сюзанны хотят отправить ее в монастырь, мотивируя это свои банкротством. То есть, они не смогут дать ей достойное приданое, а бесприданницу не возьмет в жены ни один порядочный человек.

Сюзанна противится, но ее все-таки уговаривают пробыть два год при монастыре. Девушка для виду соглашается, но сама планирует отказаться от обета на торжественном его произнесении. Это у нее получается. Ее отправляют домой. Но дома ей не дают жить спокойно. Девушку презирают и издеваются над ней.

Мать рассказывает, что она – ребенок от другого мужчины и просит пойти в монастырь, чтоб она таким образом искупила грех матери.

Сюзанна и тут соглашается с матерью. Она становится послушницей, но часто у нее плохое настроение, ибо она понимает, что скоро ей придется стать монахиней. Единственное ее утешение – настоятельница де Мони, которая всегда умеет поддержать и посоветовать. Во время принятия обета Сюзанна ничего не видит и не слышит. Она ходит, будто во сне. Со временем умирает и настоятельница.

Вместо нее появляется Христина – это абсолютная противоположность де Мони. Она жестока к девушкам, деспотична. Сюзанна становится бунтовщицей, потому что при каждом случае говорит о де Мони, как о лучшей.

Но наказать Сюзанну не получается – она выучила устав и не делает ничего, что могло бы ему перечить.

Таким образом, за ее наказание берутся сами девушки – они постоянно мешают Сюзанне, издеваются, не дают спать, устраивают всякие пакости.

Сюзанна хочет расторгнуть обет и для этого знакомится с мирянами. Но об этом узнают в монастыре и объявляют проклятой. Издевки только усиливаются. Но ей удается через знакомых добиться перевода в другой монастырь. Там настоятельница замечена за странной тягой к девушкам.

Невинная Сюзанна не понимает, что происходит, но по настоянию духовника старается избегать настоятельницу. От этого настоятельница заболевает и умирает. Во всем обвиняют Сюзанну. Девушке помогает сбежать ее духовник, но по пути пытается изнасиловать девушку. Сюзанна опять сбегает.

Она долго живет в притонах, а единственной ее мечтой становиться – жить и работать где-то в глуши, чтоб ее никто не знал.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/173-2014-08-05-09-59-01/3694——lr

Монахиня — краткое содержание романа Дидро

Автор необычно написал данное произведение. Эта повесть состоит из записок, в которых описаны тяготы жизни главной героини.

Эта история расскажет о молодой послушнице, проживающей на территории монастыря святой девы Марии. Главную героиню зовут Сьюзанне Симонен.

Девушке повезло родиться в зажиточной семье. Отец известный адвокат. И вроде бы всё хорошо: большое состояние, влиятельный отец, достойный брак ей беспечен. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Ещё с раннего детства Сюзанна чувствовала непонятный холод со стороны родной семьи. Какое-то непонятное отчуждение…

И это абсолютная, правда. Никто в доме не любил эту особу только из-за того, что она отличалась не только внешней, но и внутренней красотой. У самой девушки в сердце закралось сомнение по поводу родителей. А может она и не родная им вовсе?

В то же время, отец и мать скорее не предлагают, а заставляют Сюзанну принять монашество. Но, девушка сопротивляется, как может. Ну, а как можно посветить всю свою молодость богослужению? Сколько балов, различных развлечений она пропустит. Сюзанн просто обожает светскую жизнь! И теперь, что? Придётся от всего этого добровольно отказаться? Но, это, же невозможно!

Однако, всё же её уговорили провести два года в качестве послушницы. И если ей будет по душе такая работа, то она станет монахиней.

Два года прошли. Девушка осталась непреклонна, тогда в наказание её заточили в келье. Сюзанна решила схитрить, чтобы выбраться из этого места. Она сказала, что готова стать монахиней, а в день пострига отказаться на виду у всех присутствующих от этого решения. И этот план срабатывает на ура! Девушку привезли домой, но родители и видеть её не желают.

Тут выясняется, что догадки Сюзанн были наполовину верны. Отец Серафим рассказывает, что адвокат не может быть отцом по крови. Мать когда-то в молодости по большой глупости изменила супругу, а теперь всеми силами хочет избавиться от этого груза.

Читайте также:  Сочинение учитель в моей жизни

Она буквально ненавидела свою дочь и на протяжении всего времени копила, чтобы Сюзанна могла жить в монастыре и отмаливать её грехи. Однако, адвокат догадывается о чём-то, ведь не просто так его дорогая жёнушка не ставить Сюзанну на ровне с остальными детьми и пытается всеми способами сократить долю наследства.

Если бы была возможность, то мать полностью лишила бы дочь богатства. Но госпожа Симонен боится, что муж всё узнает.

Узнав горькую правду Сюзанна, соглашается стать монахиней. Она уезжает в Лоншинский монастырь. Настоятельницей девушки стала некая де Мони – женщина с добрым и чутким сердцем. Они своего рода стали подружками.

Чем ближе день пострига, тем депрессивнее становиться состояние Сюзанны. Она никак не может смериться с приближающейся участью, не может отказаться от прошлой жизни. За помощью она бежит к настоятельнице, у той огромный дар утешения. Однако и женщина не в силах успокоить ту агонию, что в сердце юной девушки.

В момент принятия пострига Сюзанна ушла в себя. Она и не помнит, как всё происходило. К сожалению, этот год выдался не удачным для неё. Ведь помимо пострига, умерла наставница Мони, мать и отец.

Мать перед смертью пишет письмо, которое впоследствии вместе с деньгами получает Сюзанна. В послании говориться обо всё той же просьбе. Мать умоляет дочь искупить этот страшный грех добрыми поступками.

В этот же момент за место ушедшей Мони приходит новая настоятельница Христина, которая является полной противоположностью. Она алчная и не далёкая женщина.

После её прихода Сюзанне нет покоя и в монастыре. В один момент в голову стали приходить мысли о суициде, но доставить такую радость окружающим девушка не хочет. Сюзанна твёрдо уверенна, что должна расторгнуть данный обет и зажить нормальной жизнью. Но и тут появляется множество препятствий.

Через время монахини утверждают, что в Сюзанну вселился бес, однако её удаётся защитить от таких лживых обвинений. Благодаря Манури девушку переводят в другой монастырь. Но и там покоя ей нет. Сюзанну обвиняют в убийстве настоятельницы Манури, поэтому она бежит в Париж с духовником. Но и от него приходится сбегать, ибо он человек не благочестивых намерений.

Девушка устроилась работать помощницей прачки. Теперь у Сюзанны одно желание – поскорее залечь на дно, в глуши, чтобы никто и никогда не нашёл.

Эта повесть учит тому, что нельзя никогда сдаваться и принимать скороспешные решения. Даже если весь мир против тебя одного, обязательно найдутся добрые люди, которые помогут и поддержат.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/monahinya-didro-roman

Дени Дидро — Монахиня

Произведение в форме повествования молодой послушницы, насильно отданной в монастырь и сначала с наивной непосредственностью передающей свои впечатления о монастырской жизни.

По мере того как она знакомится с жизнью монахинь, ей становится ясно, что в этом заполненном самыми земными интересами мирке не существует ни моральной чистоты, ни бескорыстия, ни религиозного самоотречения.

Развращенность монахинь, прикрытая лицемерием, их алчность и жестокость приводят молодую девушку к решению бежать из монастыря, чтобы избавиться от унизительного рабства и стать честной женщиной, занимающейся полезным трудом.

От ответа маркиза де Круамар-если только он мне ответит-зависит все, что последует в дальнейшем. Прежде чем ему написать, я решила узнать, что он собой представляет. Это светский человек, который создал себе имя на служебном поприще; он немолод, был женат, у него есть дочь и два сына, которых он любит и которые платят ему нежной любовью.

Он знатного рода, весьма образован, умен, отличается веселым нравом, любовью к искусству и, главное, оригинальностью. При мне с похвалой отзывались о его доброте, порядочности и безукоризненной честности, и, судя по горячему участию, с каким он отнесся к моему делу, и по всему, что мне о нем говорили, я не сделала ошибки, обратившись к нему.

Однако трудно рассчитывать, чтобы он решился изменить мою участь, совершенно меня не зная, и это заставляет меня побороть самолюбие и решиться начать эти записки, где я рисую, неумело и неискусно, какую-то долю моих злоключений со всем простодушием, присущим девушке моих лет, и со всей откровенностью, свойственной моему характеру.

На тот случай, если мой покровитель потребует-да, может быть, мне и самой придет в голову такая фантазия, – чтобы эти записки были закончены тогда, когда отдаленные события уже изгладятся из моей памяти, – этот краткий перечень их и глубокое впечатление, которое они оставили в моей душе на всю жизнь, помогут мне воспроизвести их со всей точностью.

Отец мой был адвокатом. Он женился на моей матери, будучи уже немолодым, и имел от нее трех дочерей. Его состояния было более чем достаточно, чтобы основательно обеспечить всех трех, но для этого его привязанность должна была бы равномерно распределяться между нами, а я при всем желании не могу воздать ему эту хвалу.

Я, безусловно, превосходила сестер умом и красотой, приятностью характера и дарованиями, но казалось, что это огорчало моих родителей.

Те преимущества, которыми одарила меня природа, и мое прилежание превратились для меня в источник горестей, и, чтобы меня так же любили, нежили, прощали и баловали, как моих сестер, я с самого раннего возраста желала быть похожей на них.

Если, случалось, моей матери говорили: «У вас прелестные дочери!», она никогда не относила этих слов на мой счет. Иногда я бывала сторицей вознаграждена за эту несправедливость; но похвалы, полученные мною, так дорого обходились мне, когда мы оставались одни, что я готова была предпочесть равнодушие и даже обиды.

Чем больше знаков расположения выказывали мне посторонние, тем больше доставалось мне, когда они уходили.

О, сколько раз я плакала оттого, что не родилась некрасивой, тупой, глупой, тщеславной – словом, со всеми недостатками, помогавшими моим сестрам снискать любовь родителей! Я спрашивала себя-откуда подобная странность в отношении ко мне отца и матери, в остальном людей честных, справедливых и благочестивых? Признаться ли вам, сударь? Некоторые слова, вырвавшиеся у отца в порыве гнева, – а он был горяч, – некоторые обстоятельства, подмеченные мною в разные периоды, пересуды соседей, болтовня прислуги-все это заставило меня заподозрить одну причину, которая, пожалуй, могла бы несколько оправдать их. Быть может, у отца имелись кое-какие сомнения по поводу моего рождения; быть может, я напоминала матери о совершенном ею проступке и о неблагодарности человека, которому она доверилась сверх меры, – кто знает? Но если даже эти подозрения и не вполне обоснованны, то чем я рискую, открывая их вам? Вы сожжете это письмо, а я обещаю сжечь ваш ответ.

Мы появились на свет одна вслед за другой и стали взрослыми все три одновременно. Представились подходящие партии. За старшей сестрой начал ухаживать очень милый молодой человек; вскоре я заметила, что нравлюсь ему, и догадалась, что сестра все время была лишь предлогом для его частых визитов.

Я поняла, сколько бед может навлечь на меня это предпочтение, и предупредила мать. Пожалуй, это был единственный поступок в моей жизни, который доставил ей удовольствие, и вот как меня отблагодарили за него: дня четыре спустя или несколько позже мне сообщили, что для меня готово место в монастыре, и отвезли меня туда на следующий же день.

Дома мне жилось так плохо, что это событие ничуть меня не огорчило, и я отправилась в монастырь св. Марии– мой первый монастырь-с большой охотой. Между тем, не видя меня более, возлюбленный моей сестры забыл обо мне и стал ее супругом. Его зовут г-н К., он нотариус в Корбейле; они очень не ладят между собой.

Вторая сестра вышла замуж за некоего г-на Бошона, торговца шелками в Париже, на улице Кенкампуа, и живет с ним довольно хорошо.

Когда мои сестры оказались пристроены, я решила, что теперь вспомнят и обо мне и что я не замедлю выйти из монастыря. Мне было тогда шестнадцать с половиной лет.

Сестрам дали порядочное приданое, я рассчитывала на такую же участь, и голова моя была полна самых соблазнительных планов, как вдруг меня вызвали в приемную монастыря.

Там меня ждал отец Серафим, духовник моей матери; он был прежде и моим духовником, и это облегчило ему возможность без стеснения открыть цель своего прихода; она заключалась в том, чтобы убедить меня принять монашество.

Я громко вскрикнула, услыхав это страшное предложение, и твердо заявила, что не чувствую никакой склонности к духовному званию. «Тем хуже, – сказал отец Серафим, – ибо ваши родители совершенно разорились, выдав замуж ваших сестер, и оказались в таком стесненном положении, что вряд ли смогут уделить что-либо вам. Подумайте, мадемуазель:

вам придется либо навсегда остаться здесь, либо уйти в какой-нибудь провинциальный монастырь, где вас примут за скромную плату и откуда вы сможете выйти только после смерти ваших родителей, а эта смерть может наступить еще не скоро…» Я стала горько жаловаться и пролила море слез. Настоятельница была предупреждена; она ждала меня за дверью приемной.

Я была в неописуемом смятении. Она спросила у меня: «Что с вами, дорогое дитя? (Она лучше меня знала, что со мной.) В каком вы виде! Я никогда еще не видала подобного отчаяния.

На вас страшно смотреть! Уж не потеряли ли вы вашего батюшку или вашу матушку?» Бросившись в ее объятия, я чуть было не ответила: «Ах, если бы это было так!», но сдержалась и только воскликнула: «Увы! У меня нет ни отца, ни матери, я несчастная девушка, которую они ненавидят и хотят похоронить здесь заживо».

Она выждала, пока прошел первый порыв отчаяния, и дала мне успокоиться. Затем я более вразумительно рассказала ей о том, что мне сообщили. Казалось, она пожалела меня; соболезнуя, она одобрила мое решение ни в коем случае не принимать звания, к которому у меня не было ни малейшей склонности, обещала просить за меня, увещевать, ходатайствовать.

О сударь, вы даже представить себе не можете, как коварны эти настоятельницы монастырей! Она и в самом деле написала несколько писем. Она показала мне ответные: ведь она отлично знала наперед, что ей напишут. Лишь много времени спустя я научилась сомневаться в ее чистосердечии.

Между тем день, который был назначен мне для решения, наступил, и она явилась сообщить мне об этом с отлично разыгранной грустью. Сначала она стояла молча, потом уронила несколько слов сострадания, по которым я поняла все остальное. Произошла еще одна сцена отчаяния.

Больше мне не придется описывать вам их: умение обуздывать свои чувства-великое искусство монахинь. Затем она сказала-и, право, мне кажется, она действительно плакала при этом: «Итак, вы покинете нас, дитя мое! Дорогое дитя, больше мы не увидимся с вами!..» Она прибавила еще несколько слов, но я не слушала ее.

Я упала на стул и сидела неподвижно, молча, потом вскочила и прижалась к стене, потом бросилась к настоятельнице и, рыдая, излила скорбь на ее груди. «Вот что, – сказала она, – почему бы вам не сделать одной вещи? Выслушайте меня, но только не говорите никому, что этот совет дала вам я.

Я рассчитываю на ваше безусловное молчание, ибо ни в коем случае не хочу, чтобы впоследствии кто-нибудь мог упрекнуть меня за это. Чего от вас хотят? Чтобы вы стали послушницей? Так что же? Почему бы вам и не стать ею? К чему это вас обязывает? Ни к чему– только пробыть у нас еще два года. Неизвестно, кому суждено умереть, кому – жить. Два года – немалый срок: мало ли что может случиться за это время?» К этим коварным словам она присоединила столько ласк, столько дружеского участия, столько лживой нежности, что я поддалась уговорам. Я знала, где я была, но не знала, куда это меня приведет.

Итак, она написала моему отцу; ее письмо было составлено превосходно-о, как нельзя лучше! Мое горе, мою скорбь, мои жалобы-ничего она не утаила, и, уверяю вас, тут и более проницательная девушка была бы введена в заблуждение.

Однако в конце письма говорилось все же о моем согласии.

И с какою быстротой все было готово! Назначение дня обряда, шитье монашеского платья, наступление часа церемонии-теперь мне кажется, что все эти события следовали одно за другим без всяких промежутков.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/klassicheskaja-proza/138026-deni-didro-monahinya.html

Ссылка на основную публикацию