Картезианский монастырь – Пармская обитель (Certosa di Parma)
Вот так описал Цитадель в Парме французский писатель Анри-Мари Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль: «На расстоянии десяти минут езды от города, к юго-востоку, вздымается пресловутая, столь известная в Италии, крепость; её огромная башня высотой в 180 футов видна издалека. Объём этой башни, воздвигнутой в начале 16 века герцогами Фарнезе, внуками Павла III, по образцу мавзолея Адриана в Риме, так велик, что на верхней её площадке даже построили дворец для коменданта крепости и новую тюрьму, названную башней Фарнезе».
Пармская обитель (Certosa di Parma)
Но все-таки точно так и неизвестно, этот ли монастырь был описан Стендалем в его романе. Есть и другие версии, которые предполагают, что это был картезианский монастырь в Парадинье, известный также под именем аббатства святого Мартина или цистерцианское аббатство в Вальсерене.
Королевский театр (Teatro Regio).
В начале 19 века Герцогиня Пармская Мария-Луиза сочла, что городской театр, именовавшийся театром Фарнезе, не соответствовал её требованиям и престижу города и поручила архитектору Николе Беттоли строительство нового театра.
Работы были начаты в 1821 году на участке земли, некогда принадлежавшем монастырю святого Александра и завершено в1829 году. После смерти Марии-Луизы герцогство отошло Бурбонам, а театр сменил своё имя и стал называться Королевским театром.
В 1853 году герцог Карл III Пармский поручил архитектору Джироламо Маньяни перестройку театра. В 1860 году театр был объявлен собственностью государства, а затем, в 1868 году, он был передан властям города. У городских властей не хватало денег на поддержание театра, и до 1894 года он был закрыт.
Зрительный зал знаменит огромной люстрой весом в 1100 кг. Она была изготовлена в Париже и привезена в Парму во второй половине 19 века, при реставрационных работах, предпринятых Карлом III.
Национальная галерея (Galleria nazionale) или дворец Пилотта.
Третий сын Елизаветы Пармской, дон Филиппо в 1752 году учредил Академию искусств и стипендии для молодых живописцев. Вскоре было положено начало новому собранию картин. В 1758 году сын дона Филиппо, дон Фердинандо, купил коллекцию готических тосканских картин. Из подарков, приобретений постепенно начала складываться новая коллекция.
Национальная галерея (Galleria nazionale) или дворец Пилотта.
В наполеоновскую эпоху коллекция была вывезена в Париж, затем, в 1816 году она была возвращена в Парму. Герцогиня Мария-Луиза Австрийская повелела вновь повесить картины во дворце Пилотта, а также устроила салон для их размещения, носящий её имя. Впоследствии она приобрела для своего собрания много частных коллекций.
Герцогский дворец.
Первое, на что обращаешь внимание в парке-это дворец. В середине 16 века некий Оттавио Фарнезе, герцог Пармский, задумал выстроить для себя прекрасную резиденцию, удобную внутри и привлекательную внешне.
Для воплощения своей мечты он выбрал заслуженного к тому времени зодчего эпохи Возрождения — архитектора Виньоле, а также место, где когда-то стоял старинный замок фамилии Сфорца-Parco Ducale.
Каждый зал Герцогского дворца в Парме представляет собой уникальное произведение искусства: оформлением занимались разные архитекторы и живописцы.
Герцогский дворец.
Присев на лавочку напротив дворца, я просто расслабилась и наслаждалась прохладой, отдыхая от города, от знойных улиц, любовалась дворцом и слушала музыку. Да, да, на площадке перед дворцом в тени огромных деревьев репетировали молодые девушки: одна на скрипке, другая на саксофоне.
Источник: https://nataliac.tourister.ru/photoalbum/29192
Пармская обитель кратко
«Пармская обитель» – последний из трех полностью завершенных романов Фредерика Стендаля (Мари-Анри Бейля), вышедший в свет в 1839 году. Примечательно, что данное произведение было написано всего за 52 дня, по возвращении писателя в Париж.
Краткое содержание
Начало романа посвящено описанию восторга, охватившего жителей северной Италии весной 1796 года, при виде французских войск, принесших им освобождение от ненавистного ига Габсбургов.
Кадр из фильма «Пармская обитель» 1948 года реж. Кристиан-Жак, в роли герцогине де Сансеверина — Мария Казарес, граф Моска — Туллио Карминати
Главный герой книги, Фабрицио дель Донго, из аристократической семьи, отвергает планы на него своего отца-реакционера, и бежит в Бельгию при известии о возвращении Наполеона со своей ссылки из острова Эльба. Он восхищается этим человеком, а потому хочет присоединиться к его армии для участия в битве при Ватерлоо.
Стендаль, описывая батальные сцены, показывает их глазами юноши, который еще ни разу не сталкивался с реалиями суровой жизни, а потому не может понять, что происходит.
Война предстает перед читателем во всей ее абсурдности и неприглядности.
Эти сцены окажут сильное воздействие на Льва Толстого, углубившего и развившего идеи Стендаля в ходе работы над своим монументальным произведением «Война и мир».
Вернувшись на родину, юный Фабрицио преследуется как вольнодумец и изменник. Подавшись наставлениям своей тетки герцогини де Сенсеверина, которая тайно его любит, соглашается на церковную карьеру, не чувствуя при этом никакого призвания. Так, он попадает ко двору пармского герцогства, насквозь пропитанного интригами.
Ведущая роль при этом дворе принадлежит графу Моска, любовнику и будущему мужу герцогини де Сансеверина. Прежде чем приступить к своим обязанностям архиепископа Пармы, Фабрицио закалывает в поединке своего соперника, который, как и он, положил глаз на одну актрису. Герой попадает в заточение.
От неминуемой гибели в неприступной крепости его спасает влюбленная в него юная дочь коменданта Клелия Конти. Путь Фабрицио однажды уже пересекался с этой девушкой. Их первая встреча длилась лишь несколько мгновений, в течение которых сердце юноши колотилось сильнее, чем когда-либо в жизни.
В темнице его страсть вспыхивает с новой силой, и он находит способ передавать любимой свои любовные послания. Он рисует буквы углем на ладони и, прорезав в ставне отверстие, передает любимой свои знаки. Ночью он спускает ей на веревочке любовные записки. Фабрицио счастлив, как никогда.
Раньше все его связи с женщинами носили лишь поверхностный характер. Никогда еще он не любил по-настоящему. Благодаря Клелии, он познал подлинный вкус любви.
Фабрицио должны казнить, но герцогиня де Сасеверина готовит ему побег. Тот не хочет бежать, чтобы не разлучаться с любимой, но та слезно просит его об этом. Клелия дает обет Мадонне, что если побег удастся и Фабрицио будет спасен, она никогда больше с ним не увидится и выйдет за того, кого предложит ей в мужья отец.
Герцогиня увозит племянника в Швейцарию. Принц Пармы, приговоривший к казни Фабрицио, неожиданно умирает. Беглецы возвращаются назад в Парму, но до пересмотра дела и отмены приговора, Фабрицио надлежит оставаться в тюрьме.
Он попадает в прежнюю крепость к ужасу своей возлюбленной Клелии, которая страшится нарушить обет, данный Мадонне. Ее отец генерал Конти, взбешен побегом своего пленника и хочет его отравить, не скрывая своих намерений от дочери.
Та врывается в камеру, вслед за стражником с отравленным обедом и опрокидывает столик с кушаньем.
После отмены приговора, Фабрицио становится сначала викарием, а затем и архиепископом Пармы. Его проповеди трогают сердца и пользуются большим успехом у прихожан. Сам же он глубоко несчастен. Клелия подчиняется воле отца и выходит замуж за самого богатого человека в Парме – маркиза Крешенци.
Разлука с любимой плохо сказывается на здоровье Фабрицио. Он похудел и осунулся. Клелия понимает, как жестоко поступает. Она позволяет ему тайно навещать его, но при условии, что не будет его видеть. Свидания их проходят в полной темноте на протяжении трех лет.
Тем временем у Клелии рождается сын Сандрино, отцом которого официально считается маркиз Крешенци. Фабрицио хочет, чтобы мальчик жил с ним, поэтому решается его похитить, пустив затем слух о смерти ребенка. План удается, но малыш умирает на самом деле. Не выдержав утраты, умирает и Клелия.
Фабрицио на грани самоубийства, отказывается от сана и находит приют в парсмском монастыре.
Герцогиня Сансеверина навсегда покидает Парму, выйдя замуж за графа Моска. Через год в монастыре умирает горячо любимый ею племянник Фабрицио. Она лишь ненадолго смогла его пережить.
Источник: https://alinec.ru/best-literature/parmskaya-obitel-stendalya.html
Красное и чёрное (краткий пересказ содержания). Стендаль
Красное и чёрное
Краткое содержание романа
Г-н де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера. Особой необходимости в гувернере нет, просто местный богач г-н Вально, этот вульгарный крикун, вечно соперничающий с мэром, слишком гордится новой парой нормандских лошадей.
Ну что ж, лошадки у г-на Вально теперь есть, зато гувернера нет. Г-н де Реналь уже договорился с папашей Сорелем, что у него будет служить его младший сын. Старый кюре г-н Шелан рекомендовал ему сына плотника как молодого человека редких способностей, который уже три года изучает богословие и блестяще знает латынь.
Его зовут Жюльен Сорель, ему восемнадцать лет; это невысокий, хрупкий на вид юноша, лицо которого несет печать поразительного своеобразия. У него неправильные, но тонкие черты лица, большие черные глаза, сверкающие огнем и мыслью, и темно-каштановая шевелюра. Юные девицы поглядывают на него с интересом. Жюльен никогда не ходил в школу.
Латыни и истории его обучил полковой лекарь, участник наполеоновских походов. Умирая, он завещал ему свою любовь к Наполеону, крест Почетного легиона да несколько десятков книг. С детства Жюльен мечтает стать военным. Во времена Наполеона для простолюдина это был самый верный способ сделать карьеру и выйти в люди. Но времена изменились.
Жюльен понимает, что единственный путь, который перед ним открыт, — стать священником. Он честолюбив и горд, но готов вытерпеть всё, чтобы пробить себе дорогу.
Г-же де Реналь не нравится затея мужа. Она обожает своих трех мальчиков, и мысль о том, что между ней и детьми будет стоять кто-то посторонний, приводит её в отчаяние. Она уже рисует в своем воображении отвратительного, грубого, взлохмаченного парня, которому позволено кричать на её детей и даже пороть их.
Каково же её удивление, когда она видит перед собой бледного, испуганного мальчика, который кажется ей необыкновенно красивым и очень несчастным. Однако не проходит и месяца, как все в доме, даже г-н де Реналь, начинают относиться к нему с уважением. Жюльен держится с большим достоинством, а его знание латыни вызывает восхищение — он может прочесть наизусть любую страницу Нового завета.
Горничная г-жи де Реналь Элиза влюбляется в юного гувернера. На исповеди они рассказывает аббату Шелану, что получила наследство и теперь хочет выйти замуж за Жюльена. Кюре искренне рад за своего любимца, но Жюльен решительно отказывается от завидного предложения. Он честолюбив и мечтает о славе, он хочет покорить Париж. Впрочем, он это умело скрывает.
Летом семья переезжает в Вержи — деревню, где находится имение и замок де Реналей. Здесь г-жа де Реналь целые дни проводит с детьми и гувернером. Жюльен кажется ей умнее, добрее, благороднее всех окружающих её мужчин. Она начинает понимать, что любит Жюльена.
Но любит ли он её? Ведь она старше его на целых десять лет! Жюльену нравится г-жа де Реналь. Он находит её очаровательной, ему никогда не приходилось видеть таких женщин. Но Жюльен вовсе не влюблен.
Он хочет завоевать г-жу де Реналь, чтобы самоутвердиться и чтобы отомстить этому самодовольному г-ну де Реналю, позволяющему себе разговаривать с ним снисходительно и даже грубо.
Смотрите также
Когда Жюльен предупреждает г-жу де Реналь, что ночью придет к ней в спальню, она отвечает ему самым искренним негодованием.
Ночью, выходя из своей комнаты, он умирает от страха, у него подкашиваются колени, но когда он видит г-жу де Реналь, она кажется ему такой прекрасной, что все тщеславные бредни вылетают у него из головы. Слезы Жюльена, его отчаяние покоряют г-жу де Реналь.
Проходит несколько дней, и Жюльен со всем пылом юности влюбляется в нее без памяти. Любовники счастливы, но неожиданно тяжело заболевает младший сын г-жи де Реналь. И несчастной женщине кажегся, что своей любовью к Жюльену она убивает сына.
Она сознает, какой грех перед Богом совершает, её мучают угрызения совести. Она отталкивает от себя Жюльена, который потрясён глубиной её горя и отчаяния. К счастью, ребенок выздоравливает.
Г-н де Реналь ничего не подозревает, но слуги знают многое. Горничная Элиза, встретив на улице г-на Вально, рассказывает ему, что у её госпожи роман с молодым гувернером.
В тот же вечер г-н де Реналь получает анонимное письмо, из которого узнает, что происходит в его доме.
Г-же де Реналь удается убедить мужа в своей невиновности, но весь город только и занимается историей её любовных похождений.
Наставник Жюльена аббат Шелан считает, что он должен хотя бы на год уехать из города — к своему другу лесоторговцу Фуке или в семинарию в Безансон. Жюльен уезжает из Верьера, но через три дня возвращается, чтобы проститься с г-жой де Реналь. Он пробирается в её комнату, но их свидание омрачено — им кажется, что они расстаются навеки.
Жюльен приезжает в Безансон и является к ректору семинарии аббату Пирару. Он очень взволнован, к тому же лицо Пирара столь уродливо, что вызывает в нем ужас.
Три часа ректор экзаменует Жюльена и настолько поражен его познаниями в латыни и богословии, что принимает его в семинарию на малую стипендию и даже отводит ему отдельную келью. Это великая милость.
Но семинаристы дружно ненавидят Жюльена: он слишком талантлив и производит впечатление мыслящего человека — здесь этого не прощают. Жюльен должен выбрать себе духовника, и он выбирает аббата Пирара, даже не подозревая, что этот поступок окажется для него решающим.
Аббат искренне привязан к своему ученику, но положение самого Пирара в семинарии очень непрочно. Его враги иезуиты делают все, чтобы заставить его подать в отставку. К счастью, у него есть друг и покровитель при дворе — аристократ из Франш-Конте маркиз де Ла-Моль, поручения которого аббат исправно выполняет.
Узнав о гонениях, которым подвергается Пирар, маркиз де Ла-Моль предлагает ему переехать в столицу и обещает один из лучших приходов в окрестностях Парижа. Прощаясь с Жюльеном, аббат предвидит, что того ждут трудные времена. Но Жюльен не в силах думать о себе. Зная, что Пирар нуждается в деньгах, он предлагает ему все свои сбережения. Пирар этого не забудет.
Маркиз де Ла-Моль, политик и вельможа, пользуется большим влиянием при дворе, он принимает аббата Пирара в своем парижском особняке.
В разговоре он упоминает, что уже несколько лет ищет толкового человека, который мог бы заняться его перепиской.
Аббат предлагает на это место своего ученика — человека весьма низкого происхождения, но энергичного, умного, с высокой душой. Так перед Жюльеном Сорелем открывается неожиданная перспектива — он может попасть в Париж!
Получив приглашение маркиза, Жюльен сначала едет в Верьер, надеясь повидаться с г-жой де Реналь. Он слышал, что в последнее время она впала в самое исступленное благочестие. Несмотря на множество препятствий, ему удается проникнуть в комнату своей возлюбленной. Никогда ещё она не казалась ему такой прекрасной. Однако муж что-то подозревает, и Жюльен вынужден спасаться бегством.
Приехав в Париж, он прежде всего осматривает места, связанные с именем Наполеона, и лишь потом отправляется к аббату Пирару. Аббат представляет Жюльена маркизу, а вечером он уже сидит за общим столом. Напротив него садится светлая блондинка, необыкновенно стройная, с очень красивыми, но холодными глазами. Мадемуазель Матильда де Ла-Моль явно не нравится Жюльену.
Новый секретарь осваивается быстро: через три месяца маркиз считает Жюльена вполне подходящим для себя человеком. Он работает упорно, молчалив, понятлив и постепенно начинает вести все самые сложные дела. Он становится настоящим денди и вполне овладевает искусством жить в Париже. Маркиз де Ла-Моль вручает Жюльену орден.
Это успокаивает гордость Жюльена, теперь он держится более раскованно и не так часто чувствует себя оскорбленным. Но с мадемуазель де Ла-Моль он подчеркнуто холоден.
Эта девятнадцатилетняя девушка очень умна, ей скучно в обществе её аристократических приятелей — графа Келюса, виконта де Люза и претендующего на её руку маркиза де Круазенуа. Раз в год Матильда носит траур.
Жюльену рассказывают, что она делает это в честь предка семьи Бонифаса де Ла-Моль, возлюбленного королевы Маргариты Наваррской, который был обезглавлен 30 апреля 1574 г. на Гревской площади в Париже. Легенда гласит, что королева потребовала у палача голову своего любовника и собственноручно похоронила её в часовне.
Жюльен видит, что Матильду искренне волнует эта романтическая история. Постепенно он перестает уклоняться от разговоров с мадемуазель де Ла-Моль. Беседы с ней настолько интересны, что он даже забывает свою роль возмутившегося плебея. «Вот было бы забавно, — думает он, — если бы она влюбилась в меня».
Матильда уже давно поняла, что любит Жюльена. Эта любовь представляется ей весьма героической — девушка её положения любит сына плотника! С той минуты, как она понимает, что любит Жюльена, она перестает скучать.
Сам Жюльен скорее возбуждает свое воображение, чем увлечен любовью.
Но получив от Матильды письмо с объяснением в любви, он не может скрыть своего торжества: его, бедного крестьянина, любит знатная дама, она предпочла его аристократу, маркизу де Круазенуа! Матильда ждет его у себя в час ночи.
Жюльену кажется, что это ловушка, что приятели Матильды хотят убить его или выставить на посмешище. Вооружившись пистолетами и кинжалом, он проникает в комнату мадемуазель де Ла-Моль. Матильда покорна и нежна, но на следующий день она приходит в ужас при мысли, что стала любовницей Жюльена.
Разговаривая с ним, она едва сдерживает гнев и раздражение. Самолюбие Жюльена оскорблено, и оба они решают, что между ними все кончено. Но Жюльен чувствует, что безумно влюбился в эту своенравную девушку, что он не может жить без нее. Матильда непрестанно занимает его душу и воображение.
Знакомый Жюльена, русский князь Коразов, советует ему вызвать ревность своей возлюбленной и начать ухаживать за какой-нибудь светской красавицей.
«Русский план», к удивлению Жюльена, действует безотказно, Матильда ревнует, она вновь влюблена, и только чудовищная гордость мешает ей сделать шаг навстречу.
Однажды Жюльен, не думая об опасности, приставляет лестницу к окну Матильды. Увидев его, она падает к нему в объятия.
Вскоре мадемуазель де Ла-Моль сообщает Жюльену, что беременна и хочет выйти за него замуж. Узнав обо всем, маркиз приходит в бешенство. Но Матильда настаивает, и отец, наконец, сдается.
Чтобы избежать позора, маркиз решает создать Жюльену блестящее положение в обществе. Он добивается для него патента гусарского поручика на имя Жюльена Сореля де Ла-Верне. Жюльен отправляется в свой полк.
Радость его безгранична — он мечтает о военной карьере и своем будущем сыне.
Неожиданно он получает известие из Парижа: Матильда просит его немедленно вернуться. Когда они встречаются, она протягивает ему конверт с письмом госпожи де Реналь.
Оказывается, её отец обратился к ней с просьбой сообщить какие-нибудь сведения о бывшем гувернере. Письмо госпожи де Реналь чудовищно. Она пишет о Жюльене как о лицемере и карьеристе, способном на любую подлость, лишь бы выбиться в люди.
Ясно, что господин де Ла-Моль никогда не согласится на его брак с Матильдой.
Ни слова ни говоря, Жюльен покидает Матильду, садится в почтовую карету и мчится в Верьер. Там в оружейной лавке он покупает пистолет, входит в Верьерскую церковь, где идет воскресное богослужение, и дважды стреляет в госпожу де Реналь.
Уже в тюрьме он узнает, что госпожа де Реналь не убита, а только ранена. Он счастлив и чувствует, что теперь сможет умереть спокойно. Вслед за Жюльеном в Верьер приезжает Матильда. Она использует все свои связи, раздает деньги и обещания в надежде смягчить приговор.
В день суда вся провинция стекается в Безансон. Жюльен с удивлением обнаруживает, что внушает всем этим людям искреннюю жалость. Он хочет отказаться от последнего слова, но что-то заставляет его подняться. Жюльен не просит у суда никакой милости, потому что понимает, что главное его преступление состоит в том, что он, простолюдин, возмутился против своего жалкого жребия.
Его участь решена — суд выносит Жюльену смертный приговор. В тюрьму к Жюльену приходит госпожа де Реналь. Она рассказывает, что злосчастное письмо сочинил её духовник. Никогда ещё Жюльен не был так счастлив. Он понимает, что госпожа де Реналь — единственная женщина, которую он способен любить.
В день казни он чувствует себя бодрым и мужественным. Матильда де Ла-Моль собственными руками хоронит голову своего возлюбленного. А через три дня после смерти Жюльена умирает госпожа де Реналь.
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=495&bookid=1
"Пармская обитель" (Стендаль): описание и анализ романа из энциклопедии
«Пармская обитель» («La chartreuse de Parmes») — роман Стендаля. Роман был написан в рекордно короткий срок — за два месяца и издан в 1839 году.
Знакомство Стендаля со старинными итальянскими рукописями, хрониками, с жизнью старейших аристократических семей, в частности, с хроникой рода Фарнезе натолкнуло его на мысль о создании романа «Пармская обитель». В основу произведения была положена хроника «Истоки величия семьи Фарнезе».
Как отмечает французский исследователь Пьер Мартино, жизнь Алессандро Фарнезе стала жизнью Фабрицио дель Донго, Веноццу назовут Сансевериной, Родерика — графом Моска. Замок Сент-Анж превратится в воображаемую башню Фарнезе; обстоятельства побега не изменятся. История тайной страсти Алессандро и Клерии переросла в рассказ о любви Фабрицио и Клелии Конти.
Во время написания романа Стендаль перечитывал «Жизнеописание» Бенвенуто Челлини, отголоски которого также попадут на страницы «Пармской обители». Кроме этого писатель пользовался историческими свидетельствами и своими воспоминаниями дипломата и воина армии Наполеона.
События романа «Пармская обитель» Стендаля происходят в раздробленной отсталой Италии, в Неаполе, Парме, Милане, столь любимых писателем, в Париже, в Лозанне, Ватерлоо, а также в замках на берегу озер Комо и Лаго Маджоре и в самом Пармском монастыре. Стендаль описывает время (с 1796 по 1830 гг.), когда Италия, находясь под игом Австрии, мечтала о независимости. В прологе описано вступление армии Наполеона на территорию Италии и сражение при Ватерлоо.
История, врываясь в роман, отразилась на судьбе пылкого мечтателя, искателя славы и приключений Фабрицио дель Донго. Воспитанный в обстановке духовного подъема, наслушавшись рассказов о наполеоновских сражениях от графа Пьетранера, он грезил подвигами и потому поспешил присоединиться к войскам своего кумира. Но сражение при Ватерлоо охладило пыл юноши.
Битва обескуражила героя будничностью, низостью происходящего на поле сражения: здесь, вопреки ожиданиям, Фабрицио не встретил героических душ, охваченных единым порывом, зато столкнулся с неразберихой, грязью, мародерством, смертью, всеобщей паникой отступления. Отрезвление героя совпало с концом великой и страшной эпохи в истории Европы.
Мечта Фабрицио стать офицером наполеоновской армии не осуществилась, но в глазах австрийских властей сделала его преступником. Вернувшись в крошечное герцогство Парму, юноша очутился в мире глупцов, ханжей, угодливых верноподданных победителей — вчерашних врагов.
Фабрицио, чтобы сохранить свое достоинство, быть счастливым, пришлось надеть сутану, стать викарием, а потом архиепископом.
Жизнь в деспотической Парме, властитель, который желает походить на «короля-солнце» Людовика XIV, но не брезгует при этом сочинением анонимок, страдает манией преследования, болезненно реагирует на посещения дома герцогини Сансеверины своими подданными, удручает героя.
Капризный, трусливый, развращенный самодержец окружен достойными его придворными, погрязшими в доносах, шантаже, в борьбе друг с другом.
Завистлива и лицемерна маркиза Раверси, стоящая во главе либеральной партии (из-за ее козней Фабрицио заключен в крепость на двенадцать лет); отъявленным негодяем выглядит главный судья Пармского княжества «безупречный царедворец» Расси, готовый в угоду принцу покарать и своего родного отца.
Будучи ненавистным всей Парме, он и после бунта останется на своем месте при наследном принце Эрнесто V. Но даже при «добром тиране» в Парме все идет от плохого к худшему: на посту министра Расси сменил графа Моска (его прототипом считают Меттерниха), умного, ироничного, а порой и циничного, умудренного житейским и политическим опытом.
Преданный идеям французского императора, Моска служил принцу, тонко играя роль главы реакционеров (но ради Джины Сансеверины мог бы в любой момент все бросить). Этот сложный психологический образ является неким связующим звеном в системе действующих лиц романа.
Читатель не может не испытывать симпатии и к Джине, которая покорила Моска не только своей красотой, умом, но и способностью к высокой страсти. Ей отдают свои сердца и Фабрицио, и Людовик, а Феррате Палла, «отважный и неукротимый» поэт-бунтарь, с радостью помогает ей в борьбе против тирана Эрнесто.
Трагичен образ Ферранте Палла: он может поднять народ на восстание, свергнуть Эрнесто, но при этом отдает себе отчет в бесполезности убийства тирана, так как создание республики невозможно без республиканцев. В сравнении с ним прекрасный и не менее горячий Фабрицио дель Донго выглядит легкомысленным, играющим то в войну, то в любовь, то в саму жизнь.
Это «итальянский характер», полный энергии, подчас непредсказуемый, могущий себя ощущать безмятежно счастливым, даже будучи заключенным в тюрьму. Впервые его душа загорается страстью, он поглощен любовью к Клелии Конти до такой степени, что его перестает волновать своя собственная судьба, хотя в это время уже вся Парма борется за его освобождение.
И целомудренная Клелия, полюбив, обретает способность совершать поступки, которые еще недавно были бы немыслимы для нее. Воспитанная в послушании, Клелия помогает Фабрицио бежать из заточения, ставя под удар своего отца, коменданта крепости. Обычно ироничный Стендаль изображает любовь Фабрицио и Клелии чистой и прекрасной. Но писатель верен себе: умирает ребенок Фабрицио и Клелии, умрет и сама Клелия, из пылкого любовника Фабрицио превратится в священника, а потом и великомученика, удалившегося в лесную обитель, схоронив себя заживо.
О «Пармской обители» Стендаля первым восторженно отозвался Бальзак в «Этюде о Бейле». Позже о самобытном таланте писателя заговорили И. Тэн и Э. Золя, А. Франс и Р. Роллан. Л.Н. Толстой признавался в том, что у Стендаля учился мастерству в описании батальных сцен. Экранизации романа «Пармская обитель» принадлежат Кристиану-Жаку (1947 г.) и Б. Бертолуччи (1964 г.).
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/stendal/parmskaja_obitel_stendal_opisanie_i_analiz_romana_iz_ehnciklopedii/97-1-0-1385
Пармская обитель — это… Что такое Пармская обитель?
«Пармская обитель» или «Пармский монастырь» (La Chartreuse de Parme) — третий и последний завершённый роман Стендаля, который был им опубликован в 1839 году. Роман был написан им во время приезда в Париж в большой спешке, всего за 52 дня (с 4 ноября по 26 декабря 1838 года)[1].
Сюжет
В начальных главах описывается восторг, с которым жители севера Италии встретили весной 1796 года французов, освободивших их от тягостного ига Габсбургов.
Юный аристократ Фабрицио дель Донго, узнав в 1815 году о возвращении Наполеона с острова Эльба, покидает стоящий на берегу озера Комо замок отца-реакционера и спешит в Бельгию, чтобы на стороне своего кумира принять участие в битве при Ватерлоо[2].
По возвращении на родину Фабрицио подвергается преследованию как изменник и вольнодумец. По совету тайно влюблённой в него тётки, герцогини де Сансеверина, Фабрицио принимает решение сделать карьеру в церкви, хотя не чувствует к этому подлинного призвания.
Маленький двор пармского герцогства, где одну из первых скрипок играет граф Моска — любовник и будущий муж герцогини де Сансеверина, бурлит интригами.
Прежде чем занять в Парме пост архиепископа, Фабрицио убивает на дуэли соперника за внимание одной актрисы и оказывается в заточении в неприступной крепости, где его спасает от верной гибели влюблённая в него Клелия Конти, дочь коменданта.
Отношения Фабрицио и Клелии продолжаются и после того, как молодой человек становится прелатом, а девушка вступает в брак. Смерть их ребёнка, а затем и самой Клелии вынуждают Фабрицио оставить свой пост и удалиться в картезианский монастырь под Пармой, где он и заканчивает свою недолгую, но полную приключений жизнь.
Истоки замысла
В поисках мощных и чистых страстей Стендаль в 1830-е годы не раз обращался к сюжетам эпохи чинквеченто.
Он публиковал в периодических изданиях романтические истории о приключениях реальных итальянцев XVI века под названием «Итальянские хроники».
В 1839 году Стендалю пришла в голову мысль объединить некоторые приключения Бенвенуто Челлини и Алессандро Фарнезе в одном повествовании, а действие перенести в душную эпоху реставрации, последовавшей за свержением Наполеона.
Новаторство
Батальные сцены в начале романа открывают новую страницу в истории мировой литературы[3]. Война показана Стендалем во всей своей абсурдности глазами неоперившегося юнца, который не может понять, что происходит. Новаторство Стендаля первым разглядел Бальзак, писавший в 1840 году[3]:
В последнем своем шедевре г-н Бейль… не взялся за полное описание битвы при Ватерлоо, он прошелся по арьергарду и дал два-три эпизода, рисующие поражение наполеоновской армии, но столь мощен был удар его кисти, что мысль наша идет дальше: глаз охватывает все поле битвы и картину великого разгрома.
Эти сцены произвели сильнейшее впечатление на Льва Толстого, который развил и углубил стендалевский метод при работе над эпопеей «Война и мир»[4].
Вместе с тем повествовательная экспозиция, к которой относятся эти сцены, имеет мало общего с последующим развитием событий при пармском дворе.
С целью ускорения действия Бальзак рекомендовал Стендалю исключить из романа не только первые главы, но и последние, обрисовывающие судьбу Фабрицио после того, как он стал главой пармской церкви[5].
Возражения Бальзака вызывал также лёгкий, импровизационный, подчас даже небрежный стиль романа, где мало описаний и много диалогов. Стендаль не описывает характеры своих героев как нечто уже сложившееся, а обрисовывает их в процессе становления, передавая их слова и поступки.
Вольная форма романа привлекает внимание к свободе как основной теме книги[6].
Для Стендаля ясность изложения была важнее изысканного слога: «Сочиняя „Монастырь“, я прочитывал каждое утро, чтобы найти надлежащий тон, две или три страницы Гражданского кодекса» (из письма Бальзаку)[3].
Сатира
Картезианский монастырь в Парадинье под Пармой
Роман Стендаля стоит у истоков руританской традиции европейской литературы[7]. По замечанию Г. Джемса, сюжет книги напоминает стандартное либретто комической оперы[8]. На примере пармского двора Рануция Эрнесто IV автор романа сконструировал модель деспотии, которая, по словам Бальзака, в компактной форме позволяет «понять интриги более значительного двора»[9]. Политическое противостояние либералов и консерваторов, столь характерное для Европы того времени, когда был написан роман, сведено на карликовый уровень: «возня лилипутов» гарантирует остранение и сатирический эффект[7].
Романтизм
Сатирическое описание политических интриг при пармском дворе позволяет некоторым литературоведам отнести «Пармскую обитель» к реалистическому направлению[3].
В то же время от многих страниц книги веет чистым романтизмом: молодой красавец заточён в горной крепости, окно камеры закрыто ставнями, узник видит только небо, но умудряется вырезать в ставнях отверстие, через которое посредством знаков (нарисованные углем на ладони буквы) ведёт общение со своей возлюбленной, а по ночам спускает любовные послания вниз на верёвке.
Их молодое безрассудство, изобретательная отвага, жизнерадостность, презрение к светской черни и какая-то особая необремененность житейскими заботами, все это порождает в суховато-аналитическом, блещущем тонким остроумием стендалевском повествовании обычно сдерживаемую стихию романтики, резко оттененной шутовским кривлянием придворных тупиц и паяцев.
— Краткая литературная энциклопедия[10]
Экранизации
Примечания
- ↑ Harold Bloom. Stendhal. Facts on File, 1989. ISBN 9781555463113. Page 95.
- ↑ Подразумевается, что истинный родитель Фабрицио — офицер наполеоновской армии, которого он мельком видит на поле боя, уже в чине генерала. См.: См.: Lawrence R. Schehr. Rendering French Realism. Stanford University Press, 1997. Page 56; Margaret Bożenna Goscilo. The Bastard Hero in the Novel. Garland Pub., 1990. ISBN 9780824000004. Page 73.
- ↑ 1 2 3 4 Затонский Д. В. Стендаль // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989. — С. 185—195.
- ↑ Толстому приписывают признание: «Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Кто до него описал войну такою, какова она есть на самом деле?» См.: Буайе П. Три дня в Ясной Поляне // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Ред. С. А. Макашин. — М.: Худож. лит., 1978. — Т. 2 / Сост., подгот. текста и коммент. Н. М. Фортунатова. — С. 266—270. — (Сер. лит. мемуаров).
- ↑ Оноре де Бальзак. Этюд о Бейле
- ↑ Stendhal (French author) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ 1 2 Harry Levin. The Gates of Horn: A Study of Five French Realists. 2nd ed. Oxford University Press, 1963. Page 140.
- ↑ Vivian Russell. Edith Wharton's Italian Gardens
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1847198
Краткое содержание Пармская обитель Стендаль
Фабрицио, младший сын маркиза Вальсерра дель Донго, проводит свое детство в родовом замке Грианта, построенном в XV столетии над прекрасным озером Комо. У него две сестры и старший брат, во всем удивительно похожий на отца.
Маркиз богат, но скуп, его жена и дочери живут почти в бедности. Вопреки воле маркиза его сестра Джина, одна из самых красивых женщин Италии, выходит замуж за обедневшего дворянина графа Пьетранера, участника наполеоновских походов.
После гибели графа на дуэли графиня приезжает в Грианту. Фабрицио вырос на ее глазах. Семнадцатилетний юноша очень хорош собой – высокий рост, стройный стан и веселая улыбка делают его неотразимым.
Он с детства увлечен Наполеоном и, узнав о высадке императора в бухте Жуан, тайно, под чужим именем, отправляется во Францию, чтобы сражаться в наполеоновской армии.
В первом же французском городке наружность Фабрицио и его акцент кажутся подозрительными и его арестовывают. В канун битвы при Ватерлоо жена тюремщика помогает ему бежать.
Он попадает на поле боя, но в неразберихе сражения не узнает ни маршала Нея, ни самого императора. Маркитантка объясняет ему, что сражение проиграно и советует вернуться домой. Он следует ее совету. В Женеве его ждет слуга Джины.
Он сообщает, что старший брат донес на Фабрицио и теперь полиция разыскивает его как заговорщика.
Мать и графиня Пьетранера увозят Фабрицио в Милан. Там они надеются найти для него высоких покровителей. Но делу дан ход, донос отослан в Вену, и Фабрицио грозит заточение в замке Шпильберг – самой страшной тюрьме Европы. Он вынужден отправиться в добровольное изгнание.
Джина остается в Милане. Однажды в Опере ее знакомят с графом Моска делла Ровере Соредзана – военным министром, министром полиции и финансов знаменитого принца Пармского Ранунция Эрнеста IV. Граф хотя и не молод, но недурен собой, умен, остроумен и не чванлив.
Он вызывает у Джины живой интерес, а сам влюбляется в нее без памяти. К несчастью, он не разведен со своей женой, но ради Джины готов уйти в отставку и жить там, где она пожелает.
Впрочем, есть еще один план: старый герцог Сансеверина мечтает об орденской ленте, фиктивный брак с герцогом, которому Моска обещает орден, позволит Джине жить в Парме и быть представленной ко двору.
Вскоре герцогиня Сансеверина изумляет пармский двор красотой, приветливостью и ясностью ума. Ее дом самый приятный в городе.
При пармском дворе существуют две постоянно враждующие партии, Стоящую у власти партию крайних роялистов возглавляет граф Моска, а оппозиционную партию либералов – богачка и интриганка маркиза Раверси. Сам принц, с тех пор как стал неограниченным монархом, пребывает в постоянном страхе.
А казнив по наущению главного фискала Расси двух либералов, он просто обезумел.
Огромное влияние графа Моска объясняется тем, что благодаря его дипломатической ловкости принцу не приходится краснеть за свою трусость, недостойную мужчины, фискал Расси пребывает в фаворитах только потому, что, “оберегая принца”, постоянно ищет и находит заговорщиков.
Как только он замечает, что страхи принца слабеют, он спешно раскрывает какой-нибудь новый химерический заговор, участников которого ждет известная во всей Италии Пармская крепость. Огромная крепостная башня высотой в сто восемьдесят футов видна издалека.
Герцогине нравится ее новая жизнь, к графу она чувствует нежную привязанность, придворный мирок ее забавляет. Но судьба Фабрицио не дает ей покоя. Граф считает, что военная карьера, к которой стремится Фабрицио, невозможна для молодого человека, сражавшегося в войсках Наполеона. Но он обещает со временем сделать его архиепископом Пармским, если тот пожелает стать прелатом.
Герцогиня с согласия Фабрицио посылает его изучать богословие в Неаполитанской духовной академии.
В Неаполе Фабрицио, который вовсе не ведет постную жизнь семинариста, приобретает репутацию юноши прилежного, но несколько ветреного. Он очень красив, в его облике появилось какое-то особое обаяние. Разумеется, он пользуется успехом у женщин, но ни одна из его любовниц не играет никакой роли в его жизни.
Спустя три года Фабрицио выдерживает экзамены, получает право зваться “монсиньор” и, наконец, едет в Парму.
Герцогиня счастлива, Фабрицио живет во дворце Сансеверина и оба они радуются как дети. Но постепенно душой Фабрицио овладевает тревога. Он угадывает склонность, которую питает к нему герцогиня.
Но он уверен, что не способен на серьезную любовь, никогда в его жизни не было женщины, свидание с которой было бы ему приятнее, чем прогулка на породистой лошади. Фабрицио понимает, что, позволив себе близость с герцогиней, он наверняка лишится единственного друга.
Сказав ей “люблю тебя”, он солжет, потому что не знает, что такое любовь.
Как-то, гуляя по городу и поглощенный этими мыслями, Фабрицио заходит в театр и видит там очаровательную актрису, которая к тому же носит его фамилию. Ее зовут Мариетта Вальсерра. Девушка влюбляется в Фабрицио, но в театре у нее есть покровитель, актер Джилетти.
Когда-то он был наполеоновским солдатом, он храбр, силен и грозит убит монсиньора. Случайно встретив Фабрицио за городом, Джилетти нападает на него и наносит ему несколько ударов шпагой. Защищаясь, Фабрицио убивает негодяя. Теперь он не может вернуться в Парму.
Ему везет, он встречает Лодовико, бывшего кучера герцогини, который помогает ему скрыться. Фабрицио переезжает из города в город и, наконец, останавливается в Болонье. Здесь он встречает Мариетту и мгновенно забывает все свои горести.
Он даже не подозревает, что происходит в Парме.
А в Парме вполне серьезно обсуждается вопрос: повлечет ли за собой смерть комедианта Джилетти падение правого министерства и его главы графа Моски.
Принц, желая унизить герцогиню, которая ведет себя слишком независимо, приказывает Расси начать судебный процесс против Фабрицио Вальсерра дель Донго. Если Фабрицио осудят, ему грозит казнь или каторга.
Узнав о готовящемся заочном приговоре, герцогиня решается на крайний шаг. Она одевает дорожный костюм и едет во дворец. Принц не сомневается, что она приедет. Он ждет, что эта гордая красавица в слезах будет молить его о снисхождении. Но принц ошибается.
Никогда еще он не видел герцогиню такой легкой, любезной, оживленной. Она пришла проститься и поблагодарить за благоволение, которое принц оказывал ей в течение пяти лет. Принц поражен и унижен.
Он боится, что, уехав из Пармы, эта остроумная женщина будет повсюду рассказывать о бесчестных судьях и ночных страхах ее правителя. Он должен остановить герцогиню. И он соглашается подписать продиктованный ею документ, в котором обещает не утверждать приговор, вынесенный Фабрицио.
Но принц чувствует себя глубоко оскорбленным и на следующее утро приказывает разослать предписание арестовать дворянина дель Донго, как только он появится в его владениях.
Маркиза Раверси устраивает Фабрицио ловушку, назначив ему свидание от имени герцогини в местечке под Пармой. Не успевает Фабрицио въехать в пределы Пармского королевства, как его хватают и в кандалах препровождают в Пармкую крепость.
Комендант крепости генерал Фабио Конти, принадлежащий к клике маркизы Раверси, принимает нового узника. Когда Фабрицио ведут в тюрьму, он встречает во дворе крепости дочь генерала Клелию Конти. Очарование ее лица, сияющего чистой прелестью, поражает Фабрицио. Поднимаясь в свою камеру, он думает только о ней.
Камера Фабрицио находится в башне Фарнезе как раз напротив комендантского дворца. Выглянув в окно, Фабрицио видит вольеру с птичьими клетками. Днем сюда приходит Клелия покормить своих питомцев. Она невольно поднимает глаза к окну Фабрицио и взгляды молодых людей встречаются. Клелия красива необычайной, редкостной красотой. Но она робка, застенчива и очень благочестива.
Окно камеры Фабрицио закрывают деревянными ставнями, так чтобы узник мог видеть только небо. Но ему удается прорезать в ставне некое подобие форточки, и общение с Клелией становится главной радостью его жизни.
Они разговаривают с помощью алфавита, Фабрицио рисует буквы углем на ладони. Он пишет длинные письма, в которых рассказывает Клелии о своей любви и с наступлением темноты спускает их вниз на веревке.
За три месяца, которые Фабрицио проводит в тюрьме, не имея никакой связи с внешним миром, он осунулся и побледнел, но никогда еще он не чувствовал себя таким счастливым.
Клелию терзают угрызения совести, она понимает, что, помогая фабрицио, предает отца. Но она должна спасти Фабрицио, жизни которого постоянно угрожает опасность.
Принц говорит Расси, что, пока жив Фабрицио, он не будет чувствовать себя полновластным повелителем. Он не может изгнать герцогиню из Пармы, но видеть ее при дворе для него невыносимо – ему кажется, что эта женщина бросает ему вызов. Фабрицио должен умереть.
Ненависть герцогини к принцу беспредельна, но свою месть она может поручить только одному человеку. Опальный поэт, ярый республиканец Ферранте Палла готов выполнить ее волю. Он тайно влюблен в герцогиню и у него свои счеты с монархом.
Зная от графа Моска, какая судьба ждет Фабрицио, герцогиня готовит побег. Ей удается переправить ему план крепости и веревки. Но Джина не подозревает, что узник вовсе не стремится на волю – жизнь без Клелии была бы для него нестерпимой мукой.
Между тем каноник тюремной церкви дон Чезаре добивается для Фабрицио разрешения на ежедневную прогулку. Фабрицио умоляет Клелию прийти в тюремную часовню. Влюбленные встречаются, но Клелия не хочет слушать любовных признаний.
Она приказывает Фабрицио бежать – каждое мгновение, которое он проводит в крепости, может стоить ему жизни.
Клелия дает обет Мадонне: если Фабрицио удастся спастись, она никогда его больше не увидит, покорится воле отца и выйдет замуж по его выбору.
Побег удается, Фабрицио спускается с головокружительной высоты и уже внизу теряет сознание. Герцогиня увозит его в Швейцарию, они тайно живут в Лугано. Но Фабрицио не разделяет радости Джины.
Да и сама она не узнает в этом подавленном, погруженном в себя человеке своего жизнерадостного и легкомысленного племянника. Она догадывается, что причина его постоянной печали – разлука с Клелией.
Герцогиня уже не любит Фабрицио, как любила раньше, но эта догадка причиняет ей боль.
В Лугано приезжает слуга графа Моска с известием: принц неожиданно умер, а в Парме восстание, которое возглавляет Ферранте Палла.
Граф подавляет восстание и на престол вступает сын покойного принца юный Эрнест V. Теперь беглецы могут вернуться в Парму.
Но приговор не отменен. Фабрицио ждет судебного пересмотра дела, а пока ему следует быть в тюрьме. Не дожидаясь официального приказа, он добровольно возвращается в крепость, в свою прежнюю камеру. Невозможно описать ужас Клелии, когда в окне камеры она вновь видит Фабрицио.
Ее отец считает бегство Фабрицио личным оскорблением и клянется, что на этот раз он не выпустит его живым. Генерал Конти не скрывает от Клелии своих намерений. Она знает, что обед, который несут Фабрицио, отравлен. Оттолкнув тюремщиков, она вбегает в его камеру и опрокидывает столик, на котором уже стоит обед.
В этот момент Клелия так прекрасна, что Фабрицио не может бороться с собой. Он не встречает сопротивления. После отмены приговора Фабрицио становится главным викарием при Пармском архиепископе Ландриани, а после его смерти сам получает сан архиепископа. Его проповеди очень трогательны и пользуются огромным успехом. Но он глубоко несчастен. Клелия соблюдает свой обет.
Повинуясь воле отца, она выходит замуж за маркиза Крешенци, самого богатого человека в Парме, но не перестает любить Фабрицио. Ее единственное прибежище – надежда на помощь Мадонны.
Фабрицио в отчаяньи. Он очень изменился, исхудал, огромными кажутся глаза на изможденном лице. Клелия понимает, как жестоко она поступает. Она разрешает Фабрицио тайно приходить к ней, но видеть его она не должна. Поэтому все их свидания происходят в полной темноте. Так продолжается три года. За это время у Клелии родился сын, маленький Сандрино.
Фабрицио обожает ребенка и хочет, чтобы он жил с ним. Но официально отцом мальчика считается маркиз Крешенци. Поэтому ребенка нужно похитить, а затем распустить слух о его смерти. Этот план удается, но малыш вскоре умирает. Вслед за ним, не перенеся утраты, умирает и Клелия. Фабрицио близок к самоубийству.
Он отказывается от сана архиепископа и удаляется в Пармский монастырь.
Герцогиня Сансеверина выходит замуж за графа Моска и покидает Парму навсегда. Все внешние обстоятельства складываются для нее счастливо, но когда, проведя всего лишь год в монастыре, умирает боготворимый ею Фабрицио, она смогла пережить его очень ненадолго.
Вариант 2
Семейство маркиза Вальсерра дель Донго живет в родовом замке Грианта. Маркиз богат, но скуп и своенравен. В Грианту возвращается овдовевшая сестра маркиза – красавица Джина. Она в восхищении младшего сына маркиза – 17-летнего Фабрицио.
Юноша увлечен идеями Наполеона и мечтает сражаться под его началом. Тайно Фабрицио направляется во Францию, но его разыскивает полиция – брат донес на заговорщика. Мать с Джиной везут Фабрицио в Милан в надежде найти сильных покровителей для изгоя.
Джина знакомится с графом Моска, военным министром принца Пармского. Граф страстно влюбляется в Джину, готов ради нее оставить семью и карьеру. Джина симпатизирует немолодому кавалеру, но предпочитает герцога Сансеверина, с которым заключает фиктивный брак ради возможности бывать при дворе.
За влияние на слабовольного принца тайно борются крайние роялисты, возглавляемые графом Моска, и либералы под управлением интриганки маркизы Раверси.
Умная и обаятельная герцогиня завоевывает симпатии двора, дом Джины самый приветливый в городе. Сансеверин обещает жене сделать из ее племянника архиепископа. Фабрицио отсылают в академию изучать богословие. Спустя 3 года он получает звание прелата и возвращается в Парму.
Забота тетушки смущает парня: он чувствует ее нежность, но не может ответить взаимностью – в Джине видит лишь доброго друга. Связь с актрисой Мариеттой навлекает на Фабрицио новые неприятности. Ее коллега по театру нападает на соперника, но сам погибает от руки жертвы.
Фабрицио вынужден скрываться, против него начат судебный процесс. Джина наносит визит принцу. Тайно влюбленный в герцогиню монарх надеется на мольбы о помиловании, но оказывается она пришла проститься. Принц не хочет, чтобы Джина покидала двор, он заверяет: не подпишет жестокого приговора племяннику. Но после ухода гостьи напротив велит срочно арестовать дель Донго.
С помощью либералки Раверси полиция задерживает Фабрицио, его помещают в Пармскую крепость. В тюремном дворе он встречает Клелию, дочь коменданта Фабио Конти. Арестант влюбляется с первого взгляда, ищет возможности видеть ее.
Молодые люди начинают общаться через окошко: сначала знаками, затем письмами. Три месяца проходят незаметно – Фабрицио чувствует себя счастливым. Клелии удается подслушать: жизни любимого угрожает опасность.
Джина умна и расчетлива, она знает: монарх желает смерти племяннику. Для мести принцу она использует влюбленного поэта-республиканца, одновременно готовя побег Фабрицио. Но тот не хочет покидать крепость – он не представляет жизни без Клелии.
Клелия убеждает Фабрицио бежать и дает обет: если любимый спасется, она покорится отцу и выйдет замуж по его воле.
После смерти монарха Фабрицио становится архиепископом, но он несчастен. Клелия стала женой маркиза Крешенци, но не любит его. Фабрицио тайно посещает любимую, она рожает ребенка. Мальчик вскоре умирает, вслед за ним – его мать. Фабрицио отказывается от сана и удаляется в Пармский монастырь. Спустя год и он погибает от тоски.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-parmskaya-obitel-stendal/