Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.

Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.

Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.

Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох.

В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа.

Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.

Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).

Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.

В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.

Что такое Архитектоника?

Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.

Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:

  • форму организации повествования,
  • приемы создания образов,
  • особенности построения сюжета,
  • художественное пространство и время,
  • композиционные приемы.

То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Несколько интересных сочинений

Шпекин Иван Кузьмич – один из второстепенных героев в комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Шпекин – почтмейстер, начальник почтовой фирмы.

В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.

На самом деле это не совсем картина! Мне сказали (по секрету), что это иллюстрация к стихам. Хорошая иллюстрация! Радостная и светлая, а ещё очень натуральная, похожая на фотографию.

Человечность – ценнейшее качество, без которого невозможно жить нормальной жизнью. Люди, обладающие этим качеством, думают не только о себе, но и других. Проще говоря, им не безразлично чужое горе или беда.

Архитектоника

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Смотреть что такое «Архитектоника» в других словарях:

архитектоника — архитектоника … Орфографический словарь-справочник

АРХИТЕКТОНИКА — (греч. architektonike, от archi старший, и tekton строящийся из дерева). Строительное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТОНИКА греч. architektonike, от archi, и tekton, строящий из… … Словарь иностранных слов русского языка

Архитектоника — (от греч. architektonike строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства.… … Художественная энциклопедия

архитектоника — построение, тектоника, композиция, структура, строение Словарь русских синонимов. архитектоника см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Архитектоника — АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они… … Словарь литературных терминов

АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, архитектоники, мн. нет, жен. (от греч. architekton строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение частей, композиция какого нибудь художественного целого (иск.). Архитектоника романа,… … Толковый словарь Ушакова

архитектоника — и, ж. architectonique f. То же, что архитектура. Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРХИТЕКТОНИКА — (от греческого architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры … Современная энциклопедия

АРХИТЕКТОНИКА — (от греч. architektonike строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры … Большой Энциклопедический словарь

АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Архитектоника — это композиция, только в более широком смысле слова

Что такое композиция?

Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.

Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.

Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.

Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох.

В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа.

Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.

Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).

Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.

В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.

Что такое Архитектоника?

Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.

Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:

  • форму организации повествования,
  • приемы создания образов,
  • особенности построения сюжета,
  • художественное пространство и время,
  • композиционные приемы.

То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Краткое описание

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение).

Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по-древнерусски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) [1] и архитектура (основа строения).

В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных. [1]

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику).

Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта).

Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе. Музыканты говорят даже об «архитектоническом слухе» (тренированная способность на слух оценивать красоту музыкальной композиции).

В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство.

В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Читайте также:  Анализ стихотворения фантазия фета

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп.

Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей.

Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства.

В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Ссылки

Примечания

  • Архитектоника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Отрывок, характеризующий Архитектоника

После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи.

Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.

Источники:

https://sochinite.ru/otvety/literatura/chto-takoe-kompoziciya-i-arhitektonika-v-literature https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/397/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 https://superfb.site/other/obrazovanie/nauka-obrazovanie/arhitektonika-eto-kompozitsiya-tolko-v-bolee-shirokom-smysle-slova.html

Источник: https://mariya-timohina.ru/vse-stati/chto-takoe-kompozitsiya-i-arhitektonika-v-literature-arhitektonika-eto-kompozitsiya-tolko-v-bolee-shirokom-smysle-slova.html

Что такое композиция произведения. Что такое композиция и архитектоника в литературе

Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.

Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?

Слово «композиция»
заимствовано из латыни, где «compositio»
означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.

Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.

Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.

Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.

Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.

Что такое композиция и архитектоника в литературе?
Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.

Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.

Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».

  • Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,

  • Точно серебром.
  • Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.
  • На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти

  • Белой бахромой.
  • Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.

Что такое композиция и архитектоника в литературе?
Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.

  1. И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки

  2. В золотом огне.

Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.

  • А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки

  • Новым серебром.

Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается . Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.

Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.

Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.

Источник: https://lovetoski.ru/chto-takoe-kompoziciya-proizvedeniya-chto-takoe-kompoziciya-i-arhitektonika-v-literature/

Архитектоника в литературе — это, примеры

Если вы интересовались литературой всерьез, то вы могли столкнуться с интересной терминологией. Например, что такое архитектоника в литературе простыми словами? Если говорить просто, то это то же самое, что и архитектура. То есть строительство, построение. Правда не зданий или заводов, а художественных произведений.

Архитектоника кратко и просто

Архитектоника в литературе — это соотношение между различными частями произведения. В данное понятие включается грамотное распределение в тексте описаний и диалогов, коротких и длинных абзацев, простых и сложных предложений. И прочее.

В итоге, правильно созданная архитектоника создаёт стиль произведения. Такой стиль может быть общим. Например, стиль любовного романа.

А также он может быть индивидуальным. Например, неподражаемый стиль Пушкина.

Архитектоника в классической литературе

Что такое композиция и архитектоника в литературе?

Диалоги занимают там лишь второе место. Это связано с тем, что большая часть классических шедевров была написана сто и более лет назад.

Тогда темпы жизни людей были куда ниже. И считалось дурным тоном куда-то спешить. Поэтому все шло своим чередом, в том числе и в литературе.

Прорыв в архитектонике текста создал Достоевский. Он сделал собственный стиль психологического триллера.

Его повествование начиналось с середины. Сюжет двигался скачкообразно. При этом части текста всегда были не гармоничны по отношению друг с другом.

При этом сам текст выглядел, болеем чем хорошо. За что писатель и сделался классиком.

Архитектоника сегодня

На данный момент архитектоника в литературе больше направлена на интерес и на соответствие популярным штампам.

Большую часть произведений составляют диалоги. Описания ценятся мало. Чуть более затянутые рассуждения читателю кажутся скучными.

Поэтому сегодня хорошая проза, это живой диалог, немного обрамлённый чем-то ещё. Кроме того, понятие структуры текста вообще применяется мало. Так как книги имеют большое коммерческое значение.

Издательствам куда проще взять неверное по структуре произведение, которое хайпануло в интернете, чем более правильную книгу, но при этом не имеющую финансовую жилу.

Таким образом, данное понятие имеется только в теории. И о нем думают только студенты филологи или журналисты.

Простыми словами

Если говорить проще, то не надо вдаваться в дебри. Ваша книга должна просто быть адекватной, понятной, нормально читаемой.

Если так, то архитектоника произведения априори хорошая. Если нет, то либо вы пишите некий супер неформат, либо творите явно не то.

Не заполняйте свои мозги тяжёлой терминологией. Не пытайтесь стать учёным. Просто пишите для других так, как хотите, чтобы писали для вас. Вот основной архитектонический закон любого жанра.

Беллетристика — что это, простыми словами

Что значит спойлер? В фильме и книге

Что такое фэнтези в литературе?

Источник: https://avtor-knig.ru/arxitektonika-v-literature-eto-primery/

Архитектоника в литературе: что это такое, примеры

Архитектоника – 1) Особенности строения, структуры стиха: стихотворный размер, композиционное развёртывание, строфическое членение, строфическое или нестрофическое построение, ритмический рисунок, количество стоп, стиховые окончания.

Выделяется несколько видов архитектоники стиховой речи: стих строфический, парной рифмовки, вольной рифмовки, сплошной безрифменный, одиночные строфы. В этом смысле термин «архитектоника» порой синонимичен термину «строфика».

2) Представление о стихотворении как целостности, включающей все эстетические составляющие (структура, композиция, изобразительные средства и другие, с одной стороны, и личность автора, его самоощущение в искусстве, с другой. 

Первое определение выглядит более конкретным, формальным, второе — более общим, философским. Вместе с тем они не противоречат друг другу, а лишь показывают направление взгляда на поэтическое явление: как на нечто «сделанное», разложимое на формальные составляющие или как на органическое целое, неразрывное с личностью его автора.

С первой точки зрения смотрел на архитектонику В. В. Маяковский, писавший в статье «Как делать стихи?» о поэтической работе, создании стихотворения как последовательном осознанном и рациональном подборе ритмических, фонетических, лексических, синтаксических и других единиц, формально соответствующих друг другу.

В его интерпретации поэтическое творчество напоминает конструирование, при котором сначала создаётся первое четверостишие, затем, по его модели, все остальные, складывающиеся. наконец, вместе.

Не стоит забывать, что подобное чрезмерное внимание к поэтическому искусству как «деланию» — дань футуристической эстетике, которой придерживался Маяковский.

Второй подход предполагает экзистенциальное родство автора и его создания. Архитектоника является «телом», носителем художественности, которая исчезает при разрушении стихотворения, хотя бы при цитировании или пересказе.

В этом смысле архитектоника — не только прямая проекция авторской личности в искусство, но и деяние, поступок автора, его эстетическое индивидуальное действие.

Читайте также:  Родинка - краткое содержание рассказа шолохова

Тем самым она свидетельствует о том, что искусство — не просто описание и восприятие (как рецептивное, так и перцептивное) бытия, но и его «постав» (термин М. Хайдеггера) производство.

Со времён символистов и их последователей в искусстве и науке укрепилась мысль о том, что искусство не есть отражение действительности, но само действительность, и произведения являются такими же фактами бытия, как явления природы и цивилизации.

В этом смысле архитектоника — то же самое, что любой факт бытия, взятый в его отдельности, с одной стороны, и бытования в общем контексте иных явлений и событий, с другой. Она оформляет и благодаря художественной правде позволяет воспринять подразумеваемый ценностный центр — человека и его самоощущение в мироздании. М. М.

Бахтин считал, что элементы формы и содержания произведения становятся составляющими архитектоники только в соотношении с человеком, с художественным временем и пространством.

В сходном ключе размышлял и И. А. Бродский. Поэт, развиваясь, совершенствует не только возможности своей метрики и ритмики (архитектоники в первом значении), но и качества собственного голоса, просодию в целом.

Именно поэтому в большинстве случаев выбор метрической структуры стиха имеет философское значение: «идеологическая» поэзия Демьяна Бедного, агитационные стихи Маяковского или его же ранние поэмы. «Лебединый стан» М. И.

Цветаевой и другие — всё это примеры различной архитектоники, возникшей благодаря неповторимому самоощущению поэта в языковом, культурном, социальном и другие пространстве, в котором он существует.

Единство обоих подходов можно легко видеть на примере архитектоники сонета. Будучи одной из «твёрдых форм», взявшей на себя функции психологической, медитативной, философской, интеллектуальной лирики, сонет характеризуется устойчивой строфикой.

Четырнадцать строк, два катрена и два терцета, упорядоченная система рифмовки (своя для каждой национальной разновидности сонета) являются особенностями его «строфически-синтаксического строения».

Тому же служат «высокие требования к эвфонической стороне [стиха], качеству рифмы, лексике».

Пример того же рода — архитектоника романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь соотношение жанровой природы романа и поэмы, с одной стороны, и повествовательного (история Онегина и Татьяны) и лирического (лирические отступления) начал создают сложную структуру авторского «объективного» присутствия.

Автор здесь — и рассказчик, то есть герой, и повествователь, то есть посторонний наблюдатель. Соответственно, между этими двумя полюсами и разворачивается действие, которое одновременно является версией внутренней биографии автора, жизнеописанием героя и целого поколения, «панорамой» и «энциклопедией» русской жизни.

Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008 

Источник: https://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/arkhitektonika_v_literature_chto_ehto_takoe_primery/87-1-0-884

Что такое композиция примеры. Что такое композиция и архитектоника в литературе

Ольга Валентиновна ВИКТОРОВА — старший преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств.

Н
аиболее
распространённый театральный жанр на школьной
сцене — это, конечно же, литературная
композиция. Она популярна потому, что наиболее
доступна в работе, как полагают многие учителя.

Форма литературной композиции позволяет живо
реагировать на события, происходящие в
современном мире, высказываться, что называется,
“на злобу дня”.

Идея, основной замысел могут
быть выражены особенно ярко и лаконично именно
средствами литературно-художественной
композиции, что позволяет использовать её как
эффективный педагогический приём при решении
задач школьного воспитания.

Считается, что
литературная композиция более доступна в работе
и более предпочтительна для постановки, так как
не требует большой репетиционной работы с
исполнителями, позволяет соединять почти любой
литературный материал и не “городить огород” из
декораций на сцене, как при постановке
драматического спектакля. Примерно таково общее
мнение. Всё это так… и не так. Попробуем
разобраться.

Особенности жанра “художественное чтение”
формировались достаточно долго. У древних
эллинов особым почётом пользовалось искусство
декламации — жанр, в котором были определены
жёсткие рамки мелодики речи и обязательные
условные жесты. Форма произнесения текста
являлась обязательной и подчиняла себе
содержание. Создавался некий идеальный
классический образец для подражания.

Декламационные правила складывались на
протяжении нескольких веков. Так формировался
особый театральный исполнительский жанр. Однако
строгость канона очень ограничивала творческую
природу актёра, так как отступление от правил
считалось бунтом против культуры.

Только в
начале XIX века лишённые жизни правила декламации
начали отступать под натиском новой театральной
правды, основу которой заложил великий
француз­ский трагик Тальма. Начав обучение в
Королевской школе декламации и пения,
впоследствии он преодолел установившиеся
правила напевности речи и внешнего жеста.

На
смену формализму и иллюстративности пришли
эмоциональность и страстность, разнообразная
жизненная интонация. Содержание произносимого
текста стало для исполнителя не менее важным, чем
форма.

Основа русской школы художественного слова
была заложена в 1830-е годы на первых публичных
чтениях писателей и актёров. У истоков этого
начинания стояли А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь,
признаваемые как одарённые чтецы. Ими же были
сделаны и первые теоретические обобщения в
искусстве художественного слова.

Простота и
правдивая жизненная интонация — вот что должно
лежать в основе искусства звучащей литературы.

В
книге «Выбранные места из переписки с друзьями»
Гоголь в главе «Чтения русских поэтов перед
публикою» писал: “Мы как-то охотнее готовы
действовать сообща, даже и читать… Искусные
чтецы должны создаться у нас: среди нас мало
речистых говорунов, способных щеголять в палатах
и парламентах, но много есть людей, способных
всему сочувствовать
”.

Вот, оказывается, что есть главное в звучащем
слове — не идеальный образец для подражания,
пустой и холодный, а живое слово, способное
вызывать сочувствие у слушателей, авторские
мысли и чувства, прожитые исполнителем на сцене,
как свои собственные. Только через естественную
живую интонацию можно добиться ответного
сопереживания слушателя.

В XX веке жанр художественного слова достиг
своего апогея и размножился на ряд родственных
исполнительских жанров. Прежде всего это
авторское чтение на встречах с читателями,
которое очень любили, например, Есенин и
Маяковский. В начале XX века становились
популярны чтецкие вечера А.Я. Закушняка и
В.И. Качалова, где актёры выступали как
чтецы-рассказчики.

Чуть позже сложился жанр
“театр одного актёра”, одним из основателей
которого был актёр В.Н. Яхонтов, и жанр “живого
портрета” И.Л. Андроникова. “Театр одного
актёра” совместил в себе черты художественного
чтения, художественного рассказывания и,
отчасти, законы драматического театра.

Внутри
этого жанра и появилась
литературно-художественная композиция,
вклинившаяся между литературой и театром.

Ираклий Андроников писал о Владимире Яхонтове:
“То, что делал Яхонтов, представляло собой сплав
художественного чтения с театральным действием
”.

То есть в композиции должны сочетаться простота
и жизненность интонации с театральным действием,
выстроенным по законам драматического
искусства. Только при соблюдении этого симбиоза
литературно-художественная композиция будет
целостной и воздействующей на зрителя.

Таким
образом, миф о простоте постановки литературной
композиции заметно пошатнулся. “Городить
огород” всё-таки придётся, только более
продуманный и отобранный, чем в драматическом
спектакле, да и работы с исполнителями не меньше,
чем над ролью.

Поиск той самой естественной
интонации, понимание и проживание событий
композиции учеником, а не учителем — работа
очень кропотливая и не быстрая.

“Искусство выразительного чтения” как
учебный предмет был в XIX веке введён в программы
обучения гимназий и лицеев в России, Франции,
Германии и Америки. Его необходимость
объяснялась просто — он учил выражать
содержание произносимого, он учил рисовать
звуковые картины при помощи слов, чтобы зрители
их увидели.

Зачем? Чтобы вызвать ответную
ожидаемую реакцию у слушателя. Это и есть наша
цель, наша главная задача при постановке
композиции. Каким образом этого достичь? Создать
“киноленту видений” тех событий, о которых идёт
повествование, как писал К.С.

Станиславский, и
передать её зрителю, вызвав тем самым его эмоцию,
его сопереживание происходящим в композиции
событиям. Занимаясь с учениками художественным
словом, учителю нужно непременно помнить об
одном интересном открытии — художественное
слово формирует образное мышление
.

Согласитесь, это особенно важно сегодня, когда
культура чтения снижается, заменяясь другими
формами проведения досуга — кино,
компьютерные игры, Интернет, где видеоряд уже
задан изначально. Такая задача будет поважнее,
чем просто получение информации об авторе или о
времени.

Нередко же учителя берутся за
постановку литературной композиции, видя в ней
только продолжение учебной программы, поданной в
инновационной форме, и ставят исключительно
информационные задачи.

Источник: https://feliciastar.ru/bioenergetika/chto-takoe-kompoziciya-primery-chto-takoe-kompoziciya-i-arhitektonika.html

Композиция произведения. Архитектоника текста

Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.

Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.

Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения» всех его элементов.

Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста. Его объектом могут служить разные аспекты композиции:

1) архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;

2) система образов персонажей художественного произведения;

3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции»; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;

4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе… как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;

5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.

Необходимо прежде всего разграничивать внешнюю композицию (архитектонику) и внутреннюю композицию.

Если внутренняя (содержательная) композиция определяется прежде всего системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета, то внешняя композиция — это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.

Границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста «служит способом «порционирования» смысла; с помощью…

композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания)». Не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов.

Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа, см., например, «поток сознания».

Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание его адресата.

Читайте также:  Будденброки - краткое содержание романа томаса манна

Это, во-первых, различные графические выделения, во-вторых, повторы языковых единиц разных уровней, в-третьих, сильные позиции текста или его композиционной части — позиции выдвижения, связанные с «установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости». К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом). Единицы архитектоники являются, таким образом, единицами текстовой структуры, в процессе филологического анализа они должны рассматриваться с учетом эстетической организованности целого.

Различаются два основных вида членения текста: объемно-прагматическое и контекстно-вариативное.

Объемно-прагматическое членение учитывает, во-первых, объем произведения, а во-вторых, особенности восприятия читателя (именно оно организует его внимание). Основными единицами в этом случае выступают том, книга, часть, глава (акт), главка (подглавка), явление в драме, отбивка, абзац.

Объемно-прагматическое членение взаимодействует с членением контекстно-вариативным, в результате которого, во-первых, различаются контексты, организованные авторской речью (речью повествователя), и контексты, содержащие «чужую» речь — речь персонажей (их отдельные реплики, монологи, диалоги); во-вторых, описание, повествование и рассуждение.

Эти композиционные формы вычленяются, как мы видим, уже с учетом субъекта речи. Оба вида членения взаимообусловлены и последовательно раскрывают содержательно-концептуальную информацию текста. Объемно-прагматическое членение может использоваться как способ выделения точки зрения персонажа, см.,.

например, выделение посредством абзацев перцептивной точки зрения героя и его внутренней речи в рассказах Б. Зайцева. Ср.:

а) На заре, возвращаясь домой, отец Кронид слышит первого перепела. Он мягко трещит и предвещает знойный июнь и ночи сухороса («Священник Кронид»).

б) «Боже мой, — думает Миша, — хорошо лежать в чистом поле, при паутинках, в волнах ветра. Как он там тает, как чудесно растопить душу в свете и плакать, молиться» («Миф»).

Объемно-прагматическое членение текста может выполнять и другие текстовые функции: подчеркивать динамику повествования, передавать особенности течения времени, выражать эмоциональную напряженность, выделять изображаемую реалию (лицо, компонент ситуации и др.) крупным планом, см., сегментацию одной из глав романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»:

Недоставало чего-то в комнате. Это лишало его мужества, уверенности.

Недоставало какой-то вещи. Он водил близорукими глазами по комнате.

Было холодно, Нинино платье желтело комком.

В комнате недоставало фортепьяна.

«Каждое новое соположение в тексте, увиденное читателем, видоизменяет смысловые ракурсы сополагаемых компонентов и тем самым открывает возможности для новых соположений, которые, в свою очередь, создают новые смысловые повороты, новые конфигурации смысловых планов». Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой — открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов».

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером).

Когезия (от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкий проводил все свое свободное время в московской квартире Данилевских, летом стал приезжать к ним на дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, ему было двадцать четыре года, но у Данилевских… все… звали его Жоржем и Жоржиком.

(И.А.Бунин)

Когезия определяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность (от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности — повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

В художественном тексте возникают семантические цепочки — ряды слов с общими семами, взаимодействие которых порождает новые смысловые связи и отношения, а также «приращения смысла».

Развертывание семантических рядов (цепочек), их расположение и соотношение могут рассматриваться как семантическая композиция текста, учет которой значим для его интерпретации. Так, например, в рассказе И.А.

Бунина «В одной знакомой улице» взаимодействуют ряды лексических единиц с семами 'молодость', 'память', 'холод', 'жар', 'старость', 'страсть', 'свет', 'темнота', 'забвение', 'существование / несуществование'.

В тексте они образуют семантические оппозиции «молодость — старость», «память — забвение», «жар — холод», «свет — тьма», «существование — несуществование». Эти оппозиции формируются уже в начале рассказа, ср.:

  • Весенней парижской ночью шел по бульвару в сумраке от густой, свежей зелени, под которой металлически блестели фонари, чувствовал себя легко, молодо и думал:
  • В одной знакомой улице
  • Я помню старый дом
  • С высокой темной лестницей,

С завешенным окном…

В единицах, входящих в противопоставленные друг другу ряды, актуализируются периферийные и ассоциативные семы, их семантика постепенно усложняется и обогащается.

В финале рассказа доминируют слова с семами 'забвение' (Больше ничего не помню) и 'несуществование' (Ничего больше и не было).

Вынесенные в сильную позицию текста, они характеризуют жизнь повествователя как длительность, противопоставленную отдельным мгновениям—свиданиям «в старом доме» в юности. Это противопоставление соотносится с ключевой пространственной оппозицией рассказа — Париж — Москва.

В воспоминаниях повествователя, напротив, концентрируются лексические единицы с семами 'тепло', 'свет', 'страсть', 'счастье'. Именно воспоминания, в отличие от «настоящего», наделяются рассказчиком реальностью, только мгновения прошедшего признаются истинным существованием.

Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Слова, связанные на этой основе, могут занимать разную позицию: располагаться в начале и в конце текста (кольцевая семантическая композиция), симметрично, образовывать градационный ряд и др. Прочитаем, например, первый и последний абзацы «краткого», внешне бессюжетного рассказа И.А.Бунина «В Альпах» (1949 г.):

а) Влажная, теплая, темная ночь поздней осенью. Поздний час. Селение в Верхних Альпах, мертвое, давно спящее.

б) Площадь, фонтан, грустный фонарь, словно единственный во всем мире и неизвестно для чего светящий всю долгую осеннюю ночь. Фасад каменной церковки.

Старое обнаженное дерево возле фонтана, ворох опавшей, почерневшей, мокрой листвы под ним…

За площадью опять тьма, дорога мимо убогого кладбища, кресты которого точно ловят раскинутыми руками бегущие световые полосы автомобиля.

Выделенные композиционные части рассказа сближаются на основе общих смыслов, которые выражают слова с семами 'тьма' (темная, ночь, тьма, почерневшая), 'смерть' (мертвое, кладбище, опавшая), 'осень' (осень, осенняя).

Эти семантические ряды обрамляют текст, который характеризуется кольцевой композицией, и противопоставляются семантическому комплексу 'свет'.

Использование же в тексте «олицетворяющих» эпитетов (грустный фонарь, обнаженное дерево, бегущие световые полосы) устанавливает параллелизм между изображаемыми реалиями и жизнью человека, затерянного в мире, где свет преходящ, а удел личности — одиночество (ряд слов именно с этой семой доминирует в центральной композиционной части, опущенной нами, и частично варьируется в последнем абзаце текста).

Рассмотрение семантической композиции — необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей — ключ к интерпретации произведения.

Итак, композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность.

В то же время повтор актуализирует отношения сопоставления и противопоставления: в сходстве проявляется контраст, а в противопоставлении — сходство.

Повторы и оппозиции (противопоставления) определяют смысловую структуру художественного текста и являются важнейшими композиционными приемами.

Понятие композиции используется в современной лингвостилистике применительно к различным уровням текста: так, исследователями выделяются метрическая композиция (в стихотворных текстах), семантическая композиция, уже упоминавшаяся выше, грамматическая композиция (чаще всего синтаксическая).

В основе этих типов композиции лежит представление о сочетании в определенной последовательности и взаимодействии в рамках текста разных метрических форм, смыслов (семантическая композиция), грамматических форм, синтаксических конструкций (грамматическая композиция) и др.

В этом случае в центре внимания оказываются прежде всего речевые средства, организующие текст как частную динамическую систему.

Термин «композиция» в современной филологии оказывается в результате многозначным, что затрудняет его использование, см., например, мнение В.

Тюпы: «В наиболее привычном смысле «построение» чего-либо целого из каких-либо частей — от «композиции фразы» до «композиции характера» — это вполне пустой термин, безболезненно, но и неэффективно приложимый к любому уровню организации литературного произведения».

Однако это базовое литературоведческое понятие в том случае, если оно используется для обозначения построения текста или его элементов как системы взаимосвязанных единиц, может быть эффективным на двух этапах филологического анализа: во-первых, на этапе знакомства с текстом, когда необходимо четко представить себе его архитектонику как выражение авторских интенций («Автора мы находим вне произведения как живущего своей биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как творцом и в самом произведении… Мы встречаем его (то есть его активность) прежде всего в композиции произведения: он расчленяет произведение на части»); во-вторых, на завершающем этапе анализа: содержательность композиционной формы определяется на основе рассмотрения внутритекстовых связей разных элементов произведения, его субъектной и пространственно-временной организации, на основе выявления ведущих приемов построения текста (повторов, лейтмотива, контраста, параллелизма вплоть до «зеркального» отражения ситуаций, эллипсиса, монтажа и др.).

  1. Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:
  2. — выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;
  3. — выявлять семантические переклички в частях текста;
  4. — выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные части произведения;
  5. — соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого;

— устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией.

Последовательно рассмотрим в композиционном отношении роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (на его материале будут показаны функции повторов в организации текста) и «Уединенное» В.В.Розанова (анализ его должен раскрыть особенности членения текста как композиционного фактора), а затем обратимся к одному из аспектов композиции произведения — его образному строю.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/blog/kompozicija_proizvedenija_arkhitektonika_teksta/2012-01-03-26

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]