Меню статьи:
Во второй половине 70-х годов XIX века в культурной жизни России произошло важное событие. Это событие удивило многих ученых и художников.
В русском переводе выходит главный труд знаменитого немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Стихотворения Фета тоже испытали на себе влияние немецкой философии.
Читатели удивились другому моменту. Дело в том, что перевод осуществил Афанасий Фет.
Писатель вошел в историю литературы как гениальный поэт, тонкий лирик, выразитель интимных движений человеческой души. Писатель сначала взялся за перевод фундаментального труда Канта – «Критика чистого разума».
Позже Фет обратился к переводу трудов Шопенгауэра. Пессимизм немецкого философа резонировал с настроениями фетовских стихов. Впрочем, раннее и позднее творчество поэта отличаются друг от друга.
Рассмотрим в качестве примера произведение под названием «Какая ночь! Как воздух чист…».
Анализ фетовского стихотворения
Автор создает это произведение в погожие дни 1857 года. Афанасий Афанасиевич к этому моменту успел издать три цикла своих лирических текстов. Литератор заслужил положительные отзывы литературных критиков. Критики видели в русском поэте художника, способного парой слов-штрихов передавать красоты пейзажей. Произведение, которое мы проанализируем ниже, лишь подтверждает мастерство Фета.
Omnia in comparatione cognitur: познание в сравнении
Фет придерживался классической максимы: «все познается в сравнении». Поэтому писатель часто сравнивал стихию, природу с состоянием души человека. В этом творении автор, соответственно, отождествляет благодатную ночную тишину и вдохновение. Последнее – тоже состояние души, а в данном случае вдохновение выступает также основой сюжета.
Композиционные особенности произведения
Критики выделяют в фетовском творении несколько частей:
- Первые шесть строчек выражают восхищение героя, который любуется природными красотами. Автор – для подчеркивания своей идеи – использует повторения. Так, например, неоднократно повторяются восклицания «какая», «как» и так далее. Писатель создает у читателя ощущение личного общения, интимного диалога. Фет словно приглашает адресата своего произведения вместе любоваться, восторгаться красотой ночи. Этот фрагмент стиха отличается описательностью.
- Следующие шесть строчек содержат философский посыл произведения. Автор рассуждает о схожести полночного света и дня. Фет также проводит параллели между состоянием души человека ночью и днем.
О средствах художественной выразительности текста
- Аллитерация. Описания, которыми наполнена первая половина произведения, поражают реалистичностью. Такой эффект достигается аллитерацией – повторением звуков. В данном случае писатель неоднократно использует слова со звуками «з», «с» и «ж».
- Одушевление. Природа в фетовском творении предстает динамичным, живым феноменом. Стихия наделяется теми же чувствами, что и человек. Древесные листы дремлют, водная гладь ложится спать, волна вздыхает и т. д. Писатель ярко изображает активность ночной жизни. При этом ночной мир трудно поддается разгадке, отличается непостижимостью.
- Формы прилагательных. Вторая часть произведения насыщена прилагательными. Автор использует эту часть речи, чтобы подчеркнуть сравнение дня и ночи. Это первая линия отождествления. Вторая линия касается сведения воедино душевных состояний человека и природной стихии.
При создании произведения писатель использовал четырехстопный ямб – любимый стихотворный размер русского гения. Автор расставляет в тексте смысловые акценты, обращаясь к ударениям.
Большая часть таких ударений касается восклицаний. Фет намеренно избегает эмоциональной экзальтированности и пафосного излишества. Атмосфера произведения отличается спокойным характером.
Фетовские настроения
Итак, писатель – один за другим – перечисляет все характеристики ночи. Это время суток кажется автору прекрасным периодом. Ночь сулит герою ощущение блаженного покоя, свободы. Страсти отпускают душу человека в это время, даруя желанное спокойствие.
День отличается активностью, излишними эмоциями, ночь – напротив, тиха и спокойна. Литератор подчеркивает эти отличия, снабжая первую часть обильными восклицаниями. Вторая же часть насыщается умиротворенным настроем, спокойными чувствами.
Фетовская лирика отличается философским характером. Автор начинает с описания природы, а потом переходит к философским размышлениям. Границу лирики и философии сглаживают эпитеты. Например, такие слова, как «безмятежный», «мирный», «светлый», относятся и к природе, и к человеку. Писатель делает акцент на слиянии, на гармонии стихии и человеческого внутреннего мира.
Фет как поэт и философ
Так кто же А. Фет по своим духовным предпочтениями – поэт или философ, лирик или кабинетный ученый кантовского толка, художник или мыслитель? В решении этого вопроса формальная логика с ее законами мышления по принципу «или – или» нам не поможет.
В таком случае необходимо обращаться к логике диалектической. Эта логика преодолевает подобные противоречия и выводит на простор свободной мысли по принципу «и – и».
Фет олицетворял в себе и поэта, и философа: два лика. Обе эти ипостаси гармонично сочетались в одном человеке. Фетовская поэзия философская, а философия запечатлелась в поэтических формах.
В неразрывном единстве этих двух форм приоритетной является поэзия.
Фетовская философия
Фет своей поэтическим творчеством доказал, что философия может воплощаться не только в абстрактной мысли, в логических формах ума, но и в поэтически-чувственных интенциях. Поэт-мыслитель в своих произведениях обращается к «вечным» вопросам человеческой жизни:
- бытие и ничто;
- истина и ложь;
- добро и зло;
- прекрасное и безобразное;
- действительность и мечта;
- мир красоты и проза жизни.
И, конечно, в центре внимания писателя – фундаментальные онтологические проблемы и темы. Среди этого списка тем проблема жизни и смерти – одна из основных.
Чем вдохновлялся Фет?
Парадоксальным является тот факт, что Фет отрицательно относился к термину «метафизика», который является эквивалентом понятия «философия». В 30–40-е годы XIX века в России представители творческой интеллигенции – А. Герцен, Н. Огарев, М.
Бакунин, В. Белинский, А. Григорьев – товарищ и собрат А. Фета – восхищались метафизическими теориями И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.
Эти деятели пытались интерпретировать свои представления о русской действительности в контексте учений немецких философов.
Фет в свои молодые годы дистанцировался от этих учений. Интересы писателя в то время были другими. Внимание поэта поглотило поэтическое творчество.
В свои девятнадцать лет Афанасий Афанасиевич опубликовал сборник стихов «Лирический пантеон». Таким образом, уже в студенческие годы Фета – как поэта – признали литературные критики и знатоки русской поэзии (В. Белинский, С. Шевырев, М. Погодин и другие).
Поэт и культурные реалии
Следует отметить, что Фет своим интересом к философии попал в струю времени. Отдельные талантливые литераторы в России относились к метафизике (философии) с некоторой опаской. Пушкин недоброжелательно воспринимал «немецкую метафизику».
Со временем к ней потерял интерес и Тургенев, с которым Фет поддерживал дружеские творческие связи. К тому же официальные правящие круги в России относились к философии всегда с подозрением – как к вредной формы мышления.
В начале 50-х годов XIX века преподавание философии в университетах России находилось под запретом.
Уже название произведения Николая Рубцова «Родная деревня» – с первого слова приоткрывает завесу над смыслами, которые писатель заложил в это стихотворение. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Казалось бы, что в этой ситуации Фет должен дистанцироваться от философии. Но с годами интерес писателя к метафизике усиливался. Точнее, Фет отличался философским мировоззрением.
Эта позиция автора отражалась в поэтическом восприятии мира и человека. Фет дружил с Толстым, Страховым и другими видными личностями того времени.
Поощрительные отзывы последних про интерес Фета к немецкой метафизике и переводческой деятельности способствовали утверждению философских мотивов в творчестве поэта.
Фет как переводчик поэзий
Фет, как уже отмечалось выше, изучал в оригинале произведения И. Канта. Апофеозом же в увлечении автора серьезной философией стало изучение философских трудов Шопенгауэра и квалифицированный их перевод на русский язык. Кроме философских произведений, Фет переводил тексты иностранных поэтов.
«Философская поэзия»
Исследователи фетовского творчества утверждают, что поэт не признавал такого литературного жанра, как «философская поэзия». Фет высказывал мнение о том, что не существует так называемой «поэзии мысли».
Поэзия, если это настоящая поэзия, по мнению литератора, органично содержит элементы философской рефлексии.
Поэзия выражает их опосредованно, через поэтическое ощущение художника слова, через неуловимые, тонкие оттенки ума.
Мысль поэта – это поэтическая мысль. Эта мысль теряет свою сущность, если прямо и непосредственно в философских категориях пытается заявить о себе. Философская мысль должна быть философской и по содержанию, и по форме, а не существовать в поэтическом «наряде».
Когда Фет переводил с немецкого на русский язык философские произведения Шопенгауэра, то мыслил, как профессиональный философ. Автор мыслил философскими категориями, а не поэтическим языком. Фет находил в шопенгауэровской философии элементы поэзии. Эти элементы просвечивали через призму метафизического умонастроения знаменитого немецкого философа.
Поэтическое творчество Фета: темы, проблемы, настроения
Тематика поэтического творчества Фета чрезвычайно разнообразна. Философские размышления автора в поэзии, особенно на завершающем этапе жизни, воплотились в циклах стихов. Эти циклы известны под названием «Вечерние огни». Один из разделов цикла («Элегии и думы») содержит стихи, на которые повлияла немецкая философия.
Тема смерти
В произведении под названием «Смерть» писатель размышляет о неизбежности смерти. Все существо человека выступает против конца, смерти, ужас заполняет душу перед неотвратимостью исчезновения. Фет ищет спасения в религии, в философских учениях Востока, сознательно прибегает к обману в поисках бессмертия. Человек убеждается: как это ни прискорбно, бессмертия не существует.
Все варианты, которые предлагаются для достижения бессмертия, безнадежны. Человек впадает в отчаяние, не может согласиться с обреченностью на смерть. Душевное состояние безнадежности охватывает душу.
Никто и ничто не поможет человеку в понимании неизбежности смерти. Возможно, Бог, Творец, предоставит человеку гарантию бессмертия? Смертность человека является обязательным событием в проекте божественного сотворения мира.
Жизнь – временная, преходящая.
Пессимизм Фета
Известно, что Л. Толстой, с которым Фета длительное время связывали узы дружбы, также симпатизировал философии Шопенгауэра. Писатель до поры до времени разделял пессимизм этого философа относительно взглядов на проблему жизни и смерти. Шопенгауэр развивал свою метафизику на солидной историко-философской традиции.
Как и все произведения, относящиеся к пейзажной лирике, стихотворение Афанасия Фета «Учись у них – у дуба, у березы» – необычайно проникновенное и чувственное. Предлагаем любителям классической поэзии ознакомиться с его описанием
К теме смерти Фет обращался неоднократно – и в ранний период творчества, и в последние годы жизни.
Так, во втором выпуске «Вечерних огней» стареющий поэт обращается к смерти словно тет-а-тет, разговаривает с ней. Писатель воспринимает кончину без страха, как желательное явление.
Тон обращения автора к смерти оптимистичный, возвышенно философский. Фет рассуждает в духе известных высказываний Эпикура.
Проблема бытия: «вечные вопросы»
Поэт, проживший полную тяжелых испытаний жизнь, рассуждает о «вечных» вопросах бытия. Фет выступает мудрецом, который знает цену и человеку, и его делам.
Но эти извечные проблемы беспокоили Фета еще в те далекие годы, когда необходимо было самоутвердиться в социальном статусе. Тогда писателю казалось, что вся жизнь еще впереди, а смерть – весьма отдаленная перспектива.
Не менее глубокой была любовь Фета и к русской природе.
Природная стихия в фетовском творчестве
Все времена года: весна, лето, осень, зима – получили отражение в фетовской поэзии. Сам поэт неоднократно признавался, что больше всего ему нравится весна – пора пробуждения природы после длительного зимнего анабиоза.
Первая травка, небесная лазурь, появление ласточек, теплый дождик, цветущий сад – эти и другие знаковые слова, символы воплощали весну в стихах поэта.
Образы времен года
В весеннее время на первый план выходит образ пчел. Вот кто является истинным символом жизни, радости бытия, творческой работы! Осень вызывает сладкую грусть. Осень – необходимый этап в жизни природы (и человека), которая готовится к длительному зимнему покою.
Поэт любит весну, однако северная природа немыслима без зимы, глубоких снегов, трескучих морозов, воя метели, ледяной стужи. Но и это – обнаружение жизни. В стихии зимы скрывается своя, неповторимая прелесть.
Образ ночи
Но, пожалуй, самым сокровенным источником поэтического вдохновения для Фета (как и для Ф. Тютчева) была ночь. Писатель обожал ночь, посвящал свои лучшие стихи.
Тютчев воспринимал ночь преимущественно сквозь призму космизма – как некое «окно», открытое в необъятный умом звездный мир. Фет, напротив, изображает ночь преимущественно художественно-экспрессивно – как состояние природы.
Душа, замирая от восторга, резонируют с ночным временем.
Образ звезд
Символично поэт интерпретирует мир звезд. Это антипод мира обыденного, это мир грез и чистой красоты. Мир звезд и является основным предметом «чистого» искусства, в частности искусства поэзии.
Подытоживая свою жизнь – повседневную и художественно-творческую – Фет утверждал, что не изменял своим определяющим философско-эстетическим принципам.
Красота бессмертна, а создатели красоты, к сожалению, смертны. Физическая жизнь рано или поздно заканчивается и Парка – богиня смерти – неизбежно оборвет жизненную нить. Но жизнь духа, идеи продолжается и после смерти создателя – художника, поэта, мыслителя.
Мотив жизни в фетовских текстах
В зрелые годы и особенно же в конце своей жизни душа поэта чаще обращается к философии. Это естественно: писатель стареет, слабеют физические силы. В фетовских стихах все отчетливее звучат рационалистические, окрашенные пессимизмом нотки.
Умереть, оглянувшись на жизнь, – вот чего просит поэт у судьбы. Жизнь, таким образом, вовсе не является юдолью одних только страданий. Жизнь содержит много хороших и прекрасных вещей, счастье.
Человек желает найти счастье до последнего дня, до последнего вздоха.
Источник: https://r-book.club/shkolnoe/stihi/stihotvoreniya-afanasiya-feta.html
Мы одни; из сада в стекла окон (Фантазия) · Фет · анализ стихотворения
Мы одни; из сада в стекла оконСветит месяц… тусклы наши свечи;Твой душистый, твой послушный локон,
№4 Развиваясь, падает на плечи.
Что ж молчим мы? Или самовластноЦарство тихой, светлой ночи мая?Иль поет и ярко так и страстно
- №8 Соловей, над розой изнывая?
- Иль проснулись птички за кустами,Там, где ветер колыхал их гнезды,И, дрожа ревнивыми лучами,
- №12 Ближе, ближе к нам нисходят звезды?
- На суку извилистом и чудном,Пестрых сказок пышная жилица,Вся в огне, в сияньи изумрудном,
- №16 Над водой качается жар-птица;
- Расписные раковины блещутВ переливах чудной позолоты,До луны жемчужной пеной мещут
- №20 И алмазной пылью водометы.
- Листья полны светлых насекомых,Все растет и рвется вон из меры,Много снов проносится знакомых,
- №24 И на сердце много сладкой веры.
- Переходят радужные краски,Раздражая око светом ложным;Миг еще — и нет волшебной сказки,
- №28 И душа опять полна возможным.
Мы одни; из сада в стекла оконСветит месяц… тусклы наши свечи;Твой душистый, твой послушный локон,
№32 Развиваясь, падает на плечи.
My odni; iz sada v stekla okonSvetit mesyats… tuskly nashi svechi;Tvoy dushisty, tvoy poslushny lokon,
Razvivayas, padayet na plechi.
Chto zh molchim my? Ili samovlastnoTsarstvo tikhoy, svetloy nochi maya?Il poyet i yarko tak i strastno
- Solovey, nad rozoy iznyvaya?
- Il prosnulis ptichki za kustami,Tam, gde veter kolykhal ikh gnezdy,I, drozha revnivymi luchami,
- Blizhe, blizhe k nam niskhodyat zvezdy?
- Na suku izvilistom i chudnom,Pestrykh skazok pyshnaya zhilitsa,Vsya v ogne, v sianyi izumrudnom,
- Nad vodoy kachayetsya zhar-ptitsa;
- Raspisnye rakoviny bleshchutV perelivakh chudnoy pozoloty,Do luny zhemchuzhnoy penoy meshchut
- I almaznoy pylyu vodomety.
- Listya polny svetlykh nasekomykh,Vse rastet i rvetsya von iz mery,Mnogo snov pronositsya znakomykh,
- I na serdtse mnogo sladkoy very.
- Perekhodyat raduzhnye kraski,Razdrazhaya oko svetom lozhnym;Mig yeshche — i net volshebnoy skazki,
- I dusha opyat polna vozmozhnym.
My odni; iz sada v stekla okonSvetit mesyats… tuskly nashi svechi;Tvoy dushisty, tvoy poslushny lokon,
- Razvivayas, padayet na plechi.
- Fantazia
- Vs jlyb; bp cflf d cntrkf jrjyCdtnbn vtczw/// necrks yfib cdtxb;Ndjq leibcnsq, ndjq gjckeiysq kjrjy,
- Hfpdbdfzcm, gflftn yf gktxb/
Xnj ; vjkxbv vs? Bkb cfvjdkfcnyjWfhcndj nb[jq, cdtnkjq yjxb vfz?Bkm gjtn b zhrj nfr b cnhfcnyj
- Cjkjdtq, yfl hjpjq bpysdfz?
- Bkm ghjcyekbcm gnbxrb pf recnfvb,Nfv, ult dtnth rjks[fk b[ uytpls,B, lhj;f htdybdsvb kexfvb,
- ,kb;t, ,kb;t r yfv ybc[jlzn pdtpls?
- Yf cere bpdbkbcnjv b xelyjv,Gtcnhs[ crfpjr gsiyfz ;bkbwf,Dcz d juyt, d cbzymb bpevhelyjv,
- Yfl djljq rfxftncz ;fh-gnbwf;
- Hfcgbcyst hfrjdbys ,ktoenD gthtkbdf[ xelyjq gjpjkjns,Lj keys ;tvxe;yjq gtyjq vtoen
- B fkvfpyjq gskm/ djljvtns/
- Kbcnmz gjkys cdtnks[ yfctrjvs[,Dct hfcntn b hdtncz djy bp vths,Vyjuj cyjd ghjyjcbncz pyfrjvs[,
- B yf cthlwt vyjuj ckflrjq dths/
- Gtht[jlzn hfle;yst rhfcrb,Hfplhf;fz jrj cdtnjv kj;ysv;Vbu tot — b ytn djkit,yjq crfprb,
- B leif jgznm gjkyf djpvj;ysv/
- Vs jlyb; bp cflf d cntrkf jrjyCdtnbn vtczw/// necrks yfib cdtxb;Ndjq leibcnsq, ndjq gjckeiysq kjrjy,
- Hfpdbdfzcm, gflftn yf gktxb/
- Afynfpbz
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
1 010 |
843 |
159 |
114 |
59 |
37 |
32 |
8 |
62,9 % |
2,00 |
8,6 % |
Размер: пятистопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге
4 строки, четверостишие | окон-свечи-локон-плечи | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | самовластно-мая-страстно-изнывая | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | кустами-гнезды-лучами-звезды | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | чудном-жилица-изумрудном-птица | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | блещут-позолоты-мещут-водометы | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | насекомых-меры-знакомых-веры | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | краски-ложным-сказки-возможным | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | окон-свечи-локон-плечи | ABAB (перекрёстная) |
Семантическое ядро
твой | 4 | 2,52 % |
иза | 3 | 1,89 % |
близкий | 2 | 1,26 % |
душистый | 2 | 1,26 % |
иль | 2 | 1,26 % |
локон | 2 | 1,26 % |
месяц | 2 | 1,26 % |
много | 2 | 1,26 % |
над | 2 | 1,26 % |
один | 2 | 1,26 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/fet/styokla
Поздняя лирика Фета: характеристика, анализ
«Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источник моих последних стихов», — писал Фет Л.Н. Толстому в 1879 году, имея в виду философию Шопенгауэра.
В поздней лирике Фета на первое место выходит не лирическая эмоция, а философская мысль. Позднее творчество поэта содержит размышления о мудрости природы, о пошлости обыденной жизни и об удалении от неё в мир красоты, о свободе искусства и его власти остановить мгновение и о бедности искусства по сравнению с вечной красотой мира.
Сборник «Вечерние огни»
Образы природы становятся всё более символическими, космическими, что нередко даёт исследователям литературы повод сравнивать позднего Фета и Тютчева.
Природа в «Вечерних огнях» не отвечает на чувства героя, а предстаёт перед ним таинственной всеобъемлющей силой.
Таков образ звёзд, который встречался и в ранней лирике; но если в юношеских стихах кроткие и тёплые звёзды отражали мечтательное и задумчивое настроение лирического героя, то теперь они воплощают непостижимую тайну бытия, разгадать которую стремится поэт.
Таким образом, импрессионистичность ранних стихов Фета сменяется философской символикой — даже в пейзажных стихотворениях.
В поздней лирике усиливается ассоциативность, метафоричность образов, увеличивается их роль в раскрытии темы стихотворения, в создании чёткой композиции. Стихотворение порой представляет собой одну развёрнутую метафору или цепочку взаимосвязанных метафор, которые резко отделяют реальную действительность от мира идеального («Одним толчком согнать ладью живую…»).
В сборнике «Вечерние огни» немало стихов о любви. Это и стихотворения, посвящённые Марии Лазич, содержащие скорее воспоминания о прошедшей трагической любви, и стихотворения, полные настоящего сильного чувства.
В поздних любовных стихах поэта более чем когда-либо проявляется стремление к жизни, красоте, молодости, любви. Это стихи не столько о любви, сколько о её преображающей силе и радости.
Музыкальность лирики Фета не ослабевает — напротив: его стихи полны гармонических созвучий, причём зачастую в самых интонационно сильных местах, в рифмующихся словах.
Самым известным стихотворением Фета, посвящённым музыке, бесспорно, является «Сияла ночь. Луной был полон сад…», отнесённое поэтом к циклу «Мелодии».
Это стихотворение написано в память о двух музыкальных вечерах, на которых Фет был потрясён и взволнован тем, как пела романсы Булаховского и Глинки Т.А. Кузминская (Берс), сестра С .А. Толстой.
Эта некрасивая, но чрезвычайно обворожительная и живая женщина с прекрасным голосом послужила одним из прототипов Наташи Ростовой и романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
«Стихи понравились Льву Николаевичу, — писала Кузминская, — и однажды он кому-то читал их при мне вслух. Дойдя до последней строки: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», — он нас всех насмешил: эти стихи прекрасные, — сказал он, — но зачем он хочет обнять Таню… человек женатый…»
Рефрен, который показался таким нелепым писателю, создает ощущение повторяемости момента истинного бытия, противопоставленного скучной и томительной жизни. Так заявляется важная для позднего Фета тема времени и его преодоления, как и преодоления страданий с помощью искусства.
Стихотворение строится на цепочке ассоциативных образов: «раскрытый рояль» — «дрожащие струны» — «дрожащие сердца» — «раскрытые сердца». Облик героини неведом читателю, но красота ее голоса передаётся через восприятие лирического героя, восторг которого слышится в каждой строке.
Основные черты поздней лирики Фета: психологизм сродни толстовскому (философичность позднего Фета часто сравнивают с Тютчевым), музыкальность (романтизм в традициях Жуковского), реалистичность (в поэзии Пушкина и прозе Тургенева), а также человечность.
Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/fet_a_a/pozdnjaja_lirika_feta_kharakteristika_analiz/103-1-0-2152
Лирика Фета, основные темы и мотивы
Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.
Особенности и своеобразие лирики Фета
По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке.
Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости.
Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.
Темы и мотивы лирики Фета
Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение.
Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя.
В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.
Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.
Любовная лирика Фета
Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках.
Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной.
Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.
Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.
Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.
Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.
Природа в лирике Фета
Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки.
Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь.
Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.
Философская лирика Фета
Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра.
Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия.
Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни.
И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.
Человек в лирике Фета
Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы.
По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя.
Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.
Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.
Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.
Источник: https://sochinyshka.ru/lirika-feta-osnovnye-temy-i-motivy.html
Художественные особенности произведений Фета
Художественные особенности. Поэзия Фета, не столь широкая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок.
В своем творчестве поэт предвосхищает многие открытия «серебряного века».
Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).
Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистичность (от франц. impersion — впечатление).
Это особое качество художественного стиля, для которого характерны ассоциативные образы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.
Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к которым они относятся («тающая скрипка», «благовонные речи», «серебряные сны»). Так эпитет «тающая» к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков.
Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает особую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между прямым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним.
Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»).
В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспоминание о расставании с любимой женщиной.
Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» поэтическим языком тончайших движений человеческой души, над которой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык», Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П.И.Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музыкального настроения — нет художественного произведения». Музыкальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора.
Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя.
Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» ассонансы на -а: соловья — ручья — конца — лица — янтаря — заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяются трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.
Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «серебряного века». Александр Блок считал его своим непосредственным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей.
Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета получило заслуженную оценку.
Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календарный, настоящий двадцатый век».
На этой странице искали :
- особенности творчества фета
- особенности лирики фета
- фет особенности творчества
- художественные особенности лирики Фета
- особенности лирики фета кратко
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/xudozhestvennye-osobennosti-proizvedenij-feta.html
Поэзия А. А. Фета
Основными особенностями поэзии А.А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и «летучих» настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры.
Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела «бедного мира». В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским.
Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство.
Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Его отношение к женщине трепетное, нежное («На заре ты ее не буди…», «В златом сиянии лампады полусонной…»).
В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутствие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Любовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души.
Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает «пленительный сон» и «мед благовонный» любви («Сонет», «Серенада», «Сияла ночь, луной был полон сад…»).
Фет — «природы тайный соглядатай». Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния.
В стихотворении «Печальная береза» поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая становится для него воплощением красоты северного края.
Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, «огонечками мороза» при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для России красоту (цикл «Снега»).
Необычно по художественному приему стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь полностью отсутствуют глаголы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро.
Параллельно развиваются два потока событий: в природе — смена ночи утром, между людьми — объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных действием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий, ночь предвещает радость и счастье дня.
В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого поэтом мира («Фантазия»).
Искусство — третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении «Диана», навеянном тициановской картиной, Фет любуется телесной красотой и гармоничностью богини.
Поскольку Диана — богиня природы, она естественно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выходя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выражение божественного вдохновения художника.
В стихотворении «Кусок мрамора» поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора. Материал с сайта //iEssay.ru
Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Таким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла «Мелодия»:
Исполнена тайны жестокойДуша замирающих скрипок.Те звуки понятны мне вдвое:Наполнили силой чудеснойОни мне все сердцу родное.
Непосредственно поэзии посвящено стихотворение «Муза». В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви «Вечерние огни», в которых отрицает власть времени над человеком, конечность жизни.
Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от вопросов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.
На этой странице материал по темам:
- Поэзия А. Фета
- краткое сочинение о стихах фета
- биография фета краткое содержание
- искусство в поэзии фета
- поэзия фета кратко
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/f/fet/sochineniya/obshhie-temy/poeziya-a.-a.-feta