В 1894 году А. П. Чехов создал рассказ «Учитель словесности». Краткое содержание позволяет погрузиться в небольшой период жизни провинциального преподавателя Никитина, узнать о его радостях и переживаниях.
Автор рисует прелестную бытовую картину с помощью деталей и мелких штрихов, но в финале затрагивает важный конфликт идеала и действительности: человек, раньше живший не задумываясь, внезапно будто прозревает и с ужасом оглядывается на свою жизнь.
История создания
Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.
По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.
Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством».
Он добавлял, что хотел завершить произведение так, чтобы от его персонажей «мокрого места не осталось», но имел неосторожность прочесть его вслух перед слушателями, которые умоляли его пощадить героев.
В итоге именно поэтому рассказ, по мнению Чехова, вышел «так кисел».
Краткое содержание
Сергей Васильевич Никитин, учитель в провинциальной школе, часто посещает дом своих богатых соседей Шелестовых. Ему 26 лет, но выглядит значительно моложе, из-за чего его часто не воспринимают всерьёз. Сам он делит квартиру с соседом, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитовичем Рыжицким, занудным человеком, который постоянно говорит только очевидные вещи.
У помещика Шелестова две дочери — Варя 23-х лет, занявшая место покойной матери, серьёзная и обожающая спорить со всеми по любому пустяку, и младшая, 18-летняя Маша, которую в семействе пока ещё считали ребёнком, называли Манюсей, а после её увлечения цирком стали звать Марией Годфруа. К Варе ходит штабс-капитан Полянский, Никитин же влюблён в Манюсю и собирается ей признаться, но постоянно не решается.
Его очаровывает всё в доме Шелестовых. Раздражает только обилие кошек и собак. Между тем он уже заражён провинциальной ленью: один из гостей в доме выясняет, что Никитин даже не читал Лессинга, хотя преподаёт словесность. Устыдившись, он решает прочесть, но забывает об этом.
Затем он всё-таки просит руки Марии. Свадьбу с ней он описывает в своём дневнике восторженными фразами. Все счастливы, и только Варя злится, что младшая сестра вышла замуж раньше неё.
Никитин и его молодая жена получают в наследство дом и переезжают туда. Только внезапная смерть Рыжицкого немного омрачает настроение учителя. Зимой он счастлив так же, как летом после свадьбы. Наивная семейная жизнь напоминает ему «пастушеские идиллии». Но весной он начинает задумываться над своим счастьем.
Когда он проигрывает в карты небольшую сумму, ему шутя говорят, что у него денег куры не клюют. Это заставляет героя думать, что всё богатство досталось ему даром.
А также герой узнаёт, что Полянский перевёлся в другую губернию и не сделал предложение Варе, хотя и ходил к ней в гости, а значит, поступил подло.
Следовательно, когда он сам ходил в гости к Шелестовым, от него уже ждали, что он сделает предложение Маше. Он чувствует себя в ловушке, видя, что не сам распорядился своей судьбой.
Персонаж думает, что мог бы прожить жизнь иначе, прочитать Лессинга, не быть таким плохим учителем, который лишь притворяется умным. Его окружает провинциальная пошлость, от которой хочется бежать — иначе он просто сойдёт с ума.
Характеристика главных героев
- В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Сергей Васильевич Никитин — учитель русского языка и литературы в провинциальной школе губернского города. Ему 26 лет. Он выглядит слишком моложаво несмотря на то, что имеет бороду и усы; из-за этого ненавидит, когда кто-нибудь говорит ему, о молодости, особенно в присутствии девушек и учеников. Он мечтателен и романтичен, идеалист, скромен, не сразу может признаться в чувствах любимой девушке. Своё прошлое он описывает как: «Сиротство, бедность, несчастное детство, тоскливая юность», считая всё это долгой дорогой к своему счастью.
- Маша Шелестова — красивая девушка, стройная, с тонким профилем. Ей 18 лет, но в семье её ещё не отвыкли считать ребёнком, поэтому называют Маней и Манюсей. Как и её отец, она страстная лошадница и любит прогулки верхом.
- Варя Шелестова — старшая сестра Маши. Ей 23 года, она симпатична, красивее Маши, считалась самой умной и образованной в доме. Заняла в доме место покойной матери, поэтому держит себя солидно, серьёзно. Носит строгую блузу, к офицерам обращается по фамилии, с Машей говорит как с девочкой тоном классной дамы. Называет себя «старой девой», а значит, не сомневается, что выйдет замуж. Любую беседу, даже о погоде, сводит к спору, чаще всего спорит с Никитиным. Придирается к фразам, а на любую шутку восклицает: «Это плоско!» или «Это старо!».
- Старик Шелестов — помещик, увлекающийся лошадьми и держащий дома много кошек и собак. Любит что-нибудь критиковать, часто восклицает: «Это хамство!», имея в этом сходство со своей дочерью Варей.
- Ипполит Ипполитович Рыжицкий — преподаватель географии и истории, друг и сосед Никитина. Ещё не старый, с рыжей бородой, курносый, с лицом грубоватым и неинтеллигентным, но добродушным. Считает, что в географии самое важное — черчение карт, а в истории — учение дат. Неразговорчив: или молчит, или долго и нудно говорит всем давно известное, вроде: «Лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло», «Без пищи люди не могут существовать».
- Штабс-капитан Полянский — солидный офицер, толстый, обрюзгший, но всё-таки Варя на него рассчитывала, надеясь, что тот сделает предложение, так как он часто ходил к Шелестовым в гости. Однако он был переведён в одну из западных губерний.
Жанр и композиционные особенности
Проводя анализ «Учителя словесности», можно определить, что произведение относится к жанру рассказа. Признаки, указывающие на это:
- оно имеет небольшой объём;
- в нём присутствует ограниченное число действующих лиц;
- имеется одна сюжетная линия — судьба главного героя;
- рассказывается о нескольких важных эпизодах из жизни человека;
- важную роль играют детали.
Направление — реализм, как и всё творчество Чехова. В рассказе он высмеивает мещанство и пошлость мещанской жизни, используя приёмы лёгкой, едва уловимой иронии и сатиры.
Краткое содержание «Учителя…» Чехова показывает, что произведение поделено на две части не только по главам, но и по смыслу:
- В первой части герой только сватается к возлюбленной.
- Во второй происходящее частично описано в дневниковых записях самого Никитина, что позволяет узнать о его мыслях и переживаниях. Тогда же происходит осмысление трагической ситуации, в которой он оказался.
Основная мысль
В творчестве Чехова лейтмотивом идёт обличение пошлости русской жизни, с чем он боролся посредством своих произведений. Пошлость и обывательщина были автору ненавистны своим паразитизмом застойностью и равнодушием к проблемам, волнующим всё человечество. Максим Горький недаром сказал о Чехове: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».
Причём драматизм в его рассказах часто состоит в том, что люди, живущие таким образом, даже не понимают бессмысленности своего существования.
Главные герои, оказавшись в этой уродливой среде, постепенно меняют свои убеждения, морально разлагаясь и опускаясь, но до последнего не замечают ничего странного.
Краткое содержание «Учителя словесности» Чехова показывает, что Никитин проходит сложный путь своих взаимоотношений с Машей и всей семьёй Шелестовых, начиная от слепого обожания и заканчивая почти ненавистью к их жизненному укладу.
Свалившееся на него счастье Никитин определяет как награду за безрадостное детство и бедную юность. Он не замечает, как сам скатывается до уровня провинциальных существователей. Но это падение автор показывает незаметными штрихами.
Например, после свадьбы герой взял в привычку разваливаться на дорогом турецком диване и курить, научился играть в винт; на похоронах своего друга Ипполита Ипполитовича хотел сказать о нём доброе слово, но промолчал, узнав, что это может не понравиться директору. А также, когда Манюся, найдя в шкафу завалящий кусок колбасы или сыра, с важностью говорит: «Это съедят в кухне», его пока только умиляет то, как она относится к людям на кухне — как к низшим существам.
Но после меткого замечания о деньгах направление мыслей Никитина меняется. Он понимает, что помимо его семейного мирка, уютного, но ограниченного, замкнувшегося в скучных ежедневных заботах, есть ещё и другой мир. И его тянет на простор, к духовно богатой жизни, к свету.
Герой хочет работать, преподавать, читать Лессинга, уставать, жить. Сам себе он кажется тупым, но умело скрывающим тупость, как и другие учителя и все люди, его окружающие. Он улыбается им, говорит о пустяках, но всё отчётливее понимает, что теряет покой. Ему кажется, что он уже даже не учитель: он стал чиновником, бездарным и безличным.
Рассказ имеет открытый финал: неизвестно, сможет ли Никитин уехать в Москву, сбежав из душного мира мещанства, или смирится со своей судьбой.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaz-chehova-uchitel-slovesnosti.html
Краткое содержание рассказа Чехова «Моя жизнь»
Повествование ведется от лица Мисаила Полознева. Он живет с сестрой и отцом. Мама его умерла.
Папа требовал от Мисаила и Клеопатры безоговорочного подчинения. Когда они выросли, он продолжал относиться к ним строго.
Однако спустя некоторое время сын перестал подчиняться отцу. Не успев устроиться на одну работу, он сразу же менял ее на другую. Ему не нравилось заниматься канцелярским трудом. Мисаил мечтает открыть собственное дело.
Отец злится из-за этого. У сестры его желания вызывают боязнь. Мисаил то и дело ходит на спектакли. Они устраиваются в доме Ажогиных.
Туда ходят две девушки. Одна из них, Анюта, была дочерью товарища судьи. Другая, Маша, была дочерью инженера. Анюта испытывала к нашему герою чувство влюбленности.
При помощи папы она помогла ему устроиться на службу к инженеру Должикову. Его нельзя было назвать умным человеком. Кроме того, он постоянно хамил окружающим.
Когда Должиков разговаривал с Мисаилом, он вел себя с ним так, будто тот был безработным. Он словно забывал, что отец нашего героя был архитектором.
Когда Мисаил начал работать телеграфистом, он встретил Чепракова Ивана. Они дружили с ранних лет. Это был сын генеральши. Иван оказался спившимся человеком.
Чепраков, Должиков, Ажогин и папа нашего героя относят себя к провинциальной интеллигенции. Мисаилу трудно с этим примириться. Ему намного лучше среди простого народа.
Он устроился на работу маляром к Иванову Андрею. Он еще имел прозвище – Редька. Этот человек в некоторой степени был философом. Когда наш герой начал работать у него, от него многие отвернулись.
Анюта при встрече дала ему понять, что он не должен с ней разговаривать в присутствии третьих лиц. Папа стал посылать сыну проклятия.
Нашему герою пришлось поселиться у Карповны. Это была его няня. Она имела приемного сына Прокопия. Он работал мясником.
Мисаила постоянно навещают Клеопатра и доктор Владимир. Это брат Анюты. Он очень любит сестру нашего героя. Однако у него есть жена. Поэтому они держат свои отношения в секрете от окружающих.
Мисаил и Владимир все время беседуют о смысле жизни. Наш герой полностью уверен в том, что все люди должны заниматься физической работой. Владимир был поклонником европейского прогресса. Он устал от того, что вынужден вести двойную жизнь.
Мисаилу приходится испытывать все тяготы жизни. Ему кто-то постоянно присылает печенье, чай и лимоны. Спустя некоторое время становится ясно, что эти дары были от Анюты.
После «благородные» все же начинают уважать нашего героя. Вскоре ему пришлось принять у себя дома Машу. Она стала жаловаться Мисаилу, что ей очень скучно и дала ему понять, что будет рада видеть его у себя дома.
Отец нашего героя по-прежнему не желает видеться с сыном. Он считает, что тот его предал. Он попросил губернатора оказать какое-либо воздействие на Мисаила, потому что он «позорит честь дворянина». Это ставит губернатора в неловкое положение.
Спустя некоторое время Мисаил женится на Маше. Они переезжают в имение Дубечня и занимаются там хозяйством. Наш герой очень сильно увлекся этой работой.
Первое время Маша занимается ею с удовольствием. Молодая женщина читает литературу по сельскому хозяйству и старается найти общий язык с мужчинами. Однако у нее это не получается.
Мужчины то и дело грубят Маше. Они не считают ее и Мисаила хозяевами. Женщина вскоре разочаровалась в сельской жизни.
Что касается Мисаила, то он видит в мужчинах душевную чистоту. Он понимает, почему они обозлены. Ведь им не хочется работать на других.
Маша не желает на все смотреть их глазами. Оказалось, что она не такая, как муж. Она вовсе не любила его. Она желала независимости.
Спустя некоторое время молодая женщина уехала. Затем послала Мисаилу письмо и сообщила, что отправилась с папой в Америку и ей нужен развод.
Мужчина очень сильно переживает расставание с супругой. Для него наступают серые будни.
Сестра Мисаила Клеопатра ушла от родителя. Ей пришлось переселиться к брату. Она страдает от туберкулеза и ждет ребенка от врача. Наш герой сказал отцу, что Клеопатра нуждается в его заботе. Однако тот отказался даже слушать сына.
Потом сын няни Прокопий сказал Мисаилу, что тот должен уйти вместе с беременной сестрой. Редька был единственным, кто пожалел главного героя и Клеопатру.
Прошли годы. Мисаил постарел и стал суровее. Отца навещать перестал. Супруга так и осталась за рубежом. Клеопатра умерла, родив дочь.
Время от времени наш герой вместе с племянницей посещает могилу сестры. Порой он там сталкивается с Анютой, которая все еще его любит.
Источник: https://gallerix.ru/news/lit/201102/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chexova-moya-zhizn/
Краткое содержание «Моя жизнь»
Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал детей в строгости и, когда они стали взрослыми людьми, продолжает требовать полного подчинения.
Это ему удается с Клеопатрой, но Мисаил вышел из подчинения. Он меняет одну работу за другой, не умея ужиться с начальниками и не желая заниматься скучным канцелярским трудом. Он не может и не хочет раствориться в скуке и пошлости провинциальной жизни. Мечтает о настоящем деле. Это злит отца, пугает сестру.
Часто герой посещает любительские спектакли в богатом помещичьем доме Ажогиных. Собирается местное общество, приходят две девушки: дочь инженера Маша Должникова и Анюта Благово — дочь товарища председателя суда. Анюта тайно влюблена в Мисаила.
Через отца она помогает ему поступить на работу к инженеру Должикову на строительство железной дороги. Должиков — надменный, неумный человек и к тому же изрядный хам. Разговаривая, он как бы постоянно забывает, что перед ним сын городского архитектора, унижает, как обычного безработного.
Вступив в должность телеграфиста, Мисаил встречает Ивана Чепракова, сына генеральши, приятеля детства. Он спившийся человек, который не понимает смысла в своей работе и целыми днями ничего не делает.
Между прочим они вспоминают, что Мисаила прозвали в детстве — «Маленькая польза».
Все вместе: Должиков, Ажогины, отец Мисаила, Чепраков — они представляют картину провинциальной интеллигенции, разложившейся, ворующей, растерявшей начатки образования. Мисаил все это видит и не может с этим примириться. Его тянет к простым людям, рабочим и мужикам.
Он идет работать маляром под началом подрядчика Андрея Иванова (в городе его звали Редькой и говорили, что это настоящая его фамилия). Это странный человек, немного философ. Его любимая фраза: «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу». Стоило Мисаилу стать рабочим, как «благородная» часть города отворачивается от него.
Даже Анюта Благово сказала, чтобы он не здоровался с ней на глазах у всех. Отец проклинает сына Теперь Мисаил живет в городском предместье у своей няни Карповны и её приемного сына мясника Прокофия. Последний — как бы Мисаил наоборот. Он из мужиков, но тянется в «благородные». Говорит он так: «Я вам, мамаша, могу снисхождение сделать…
В сей земной жизни буду вас питать на старости лет в юдоли, а когда помрете, на свой счет схороню». Мисаил и Прокофий не любят друг друга, А вот маляры относятся к Мисаилу с почтением: нравится, что он не пьет и не курит и ведет степенную жизнь.
Мисаила часто посещают сестра и брат Анюты доктор Владимир Благово. Он влюблен в Клеопатру, и она любит его. Но он женат, встречаются они тайно. Между доктором и Мисаилом идут разговоры о смысле существования, о прогрессе и т. п.
Мисаил думает, что каждый человек обязан заниматься физическим трудом, никто не имеет права пользоваться плодами чужого труда. В его словах проскальзывают идеи Толстого. Доктор же поклонник европейского прогресса и противник личного самосовершенствования.
В то же время это уставший от жизни и изолгавшийся человек, живущий двойной жизнью.
Кто-то иногда присылает Мисаилу чаю, лимонов, печенья и жареных рябчиков, вероятно, чтобы облегчить ему тяжесть жизни. (Позже выяснится, что это делала Анюта Благово.) Наконец «благородные» примиряются с его поступком, даже начинают открыто его уважать.
К нему приходит Маша Должикова и жалуется на скуку, называет его «самым интересным человеком в городе» и просит бывать в их доме. В гостях все просят рассказать о малярах; видно, что жизнь простого люда кажется чем-то экзотическим, неизведанным.
И опять споры о смысле жизни, о прогрессе. В отличие от «общества» отец Мисаила не может простить ему ухода из дома. Он обращается к губернатору с просьбой оказать влияние на сына, который, по его мнению, порочит честь дворянина.
Губернатор ничего не может сделать и только оказывается в неловком положении, вызвав Мисаила на беседу.
В жизни героя вновь серьезная перемена. Маша Должикова и он влюблены друг в друга и становятся мужем и женой. Поселяются в имении Дубечня, которое инженер Должиков купил у генеральши Чепраковой, с азартом начинают заниматься сельским хозяйством. Эта работа увлекает Мисаила. Поначалу она нравится и Маше.
Она выписывает книги по сельскому хозяйству, строит в деревне школу и пытается наладить контакт с мужиками. Но это ей плохо удается. Мужики стараются их обманывать, пьют, работают нехотя и не стесняясь грубят Маше: «Пошла бы сама и возила!» Они явно принимают Мисаила и Машу за дураков и ненастоящих хозяев.
Маша очень быстро разочаровалась в мужиках и деревенской жизни. Мисаил смотрит на все глубже. Он видит, что при всей развращенности в мужиках сохранилась душевная чистота. Они хотят справедливости и обозлены тем, что должны работать на праздных людей.
В том, что они ежедневно трудятся и не имеют времени на скуку, — их преимущество перед «благородными». Но Маша не хочет этого понимать. Выясняется, что она не столько любила Мисаила, сколько хотела свободы и самостоятельности. Она птица другого полета. Однажды она уезжает и не возвращается.
Мисаил получает письмо, где она пишет, что едет с отцом в Америку и просит развода. Мисаил тяжело переживает; с потерей Маши как бы кончается все светлое в его жизни и наступают серые будни, начинается просто «жизнь» без надежд и идеалов.
«Жизнь» осложняется тем, что сестра Мисаила ушла от отца и живет с братом. Она беременна от доктора и больна чахоткой. Мисаил просит отца позаботиться о ней, но тот прогоняет сына и не желает простить дочь.
Прокофий, сын няни, тоже требует, чтобы Мисаил с беременной сестрой покинул его дом, ибо — «за такую юдоль люди не похвалят ни нас, ни вас».
А вот Редька — жалеет Мисаила и сестру и осуждает доктора: «Ваше высокоблагородие, не будет вам царства небесного!» Доктор шутливо парирует: «Что же делать, надо быть кому-нибудь и в аду».
Последняя глава рассказа — своеобразный эпилог. Рассказчик «постарел, стал молчалив, суров»; он работает подрядчиком вместо Редьки. В доме отца не бывает. Его жена живет за границей. Сестра умерла, оставив дочь.
Вместе с малюткой Мисаил по праздникам ходит на могилу сестры и иногда встречает там Анюту Благово. Она, видимо, по-прежнему любит Мисаила и по-прежнему скрывает это.
Лаская маленькую дочь Клеопатры, племянницу Мисаила, она дает волю чувствам, но — едва входят в город, становится строга и холодна, словно между ней и девочкой ничего не было.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-moya-zhizn/
«Моя жизнь»
Рассказ ведётся от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живёт в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал детей в строгости и, когда они стали взрослыми людьми, продолжает требовать полного подчинения.
Это ему удаётся с Клеопатрой, но Мисаил вышел из подчинения. Он меняет одну работу за другой, не умея ужиться с начальниками и не желая заниматься скучным канцелярским трудом. Он не может и не хочет раствориться в скуке и пошлости провинциальной жизни. Мечтает о настоящем деле. Это злит отца, пугает сестру.
Часто герой посещает любительские спектакли в богатом помещичьем доме Ажогиных. Собирается местное общество, приходят две девушки: дочь инженера Маша Должникова и Анюта Благово — дочь товарища председателя суда. Анюта тайно влюблена в Мисаила.
Через отца она помогает ему поступить на работу к инженеру Должикову на строительство железной дороги. Должиков — надменный, неумный человек и к тому же изрядный хам. Разговаривая, он как бы постоянно забывает, что перед ним сын городского архитектора, унижает, как обычного безработного.
Вступив в должность телеграфиста, Мисаил встречает Ивана Чепракова, сына генеральши, приятеля детства. Он спившийся человек, который не понимает смысла в своей работе и целыми днями ничего не делает.
Между прочим они вспоминают, что Мисаила прозвали в детстве — «Маленькая польза».
Все вместе: Должиков, Ажогины, отец Мисаила, Чепраков — они представляют картину провинциальной интеллигенции, разложившейся, ворующей, растерявшей начатки образования. Мисаил все это видит и не может с этим примириться. Его тянет к простым людям, рабочим и мужикам.
Он идёт работать маляром под началом подрядчика Андрея Иванова (в городе его звали Редькой и говорили, что это настоящая его фамилия). Это странный человек, немного философ. Его любимая фраза: «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу». Стоило Мисаилу стать рабочим, как «благородная» часть города отворачивается от него.
Даже Анюта Благово сказала, чтобы он не здоровался с ней на глазах у всех. Отец проклинает сына Теперь Мисаил живёт в городском предместье у своей няни Карповны и её приёмного сына мясника Прокофия. Последний — как бы Мисаил наоборот. Он из мужиков, но тянется в «благородные».
Говорит он так: «Я вам, мамаша, могу снисхождение сделать… В сей земной жизни буду вас питать на старости лет в юдоли, а когда помрёте, на свой счёт схороню». Мисаил и Прокофий не любят друг друга, А вот маляры относятся к Мисаилу с почтением: нравится, что он не пьёт и не курит и ведёт степенную жизнь.
Мисаила часто посещают сестра и брат Анюты доктор Владимир Благово. Он влюблён в Клеопатру, и она любит его. Но он женат, встречаются они тайно. Между доктором и Мисаилом идут разговоры о смысле существования, о прогрессе и т. п.
Мисаил думает, что каждый человек обязан заниматься физическим трудом, никто не имеет права пользоваться плодами чужого труда. В его словах проскальзывают идеи Толстого. Доктор же поклонник европейского прогресса и противник личного самосовершенствования.
В то же время это уставший от жизни и изолгавшийся человек, живущий двойной жизнью.
Кто-то иногда присылает Мисаилу чаю, лимонов, печенья и жареных рябчиков, вероятно, чтобы облегчить ему тяжесть жизни. (Позже выяснится, что это делала Анюта Благово.) Наконец «благородные» примиряются с его поступком, даже начинают открыто его уважать.
К нему приходит Маша Должикова и жалуется на скуку, называет его «самым интересным человеком в городе» и просит бывать в их доме. В гостях все просят рассказать о малярах; видно, что жизнь простого люда кажется чем-то экзотическим, неизведанным.
И опять споры о смысле жизни, о прогрессе. В отличие от «общества» отец Мисаила не может простить ему ухода из дома. Он обращается к губернатору с просьбой оказать влияние на сына, который, по его мнению, порочит честь дворянина.
Губернатор ничего не может сделать и только оказывается в неловком положении, вызвав Мисаила на беседу.
В жизни героя вновь серьёзная перемена. Маша Должикова и он влюблены друг в друга и становятся мужем и женой. Поселяются в имении Дубечня, которое инженер Должиков купил у генеральши Чепраковой, с азартом начинают заниматься сельским хозяйством. Эта работа увлекает Мисаила. Поначалу она нравится и Маше.
Она выписывает книги по сельскому хозяйству, строит в деревне школу и пытается наладить контакт с мужиками. Но это ей плохо удаётся. Мужики стараются их обманывать, пьют, работают нехотя и не стесняясь грубят Маше: «Пошла бы сама и возила!» Они явно принимают Мисаила и Машу за дураков и ненастоящих хозяев.
Маша очень быстро разочаровалась в мужиках и деревенской жизни. Мисаил смотрит на все глубже. Он видит, что при всей развращённости в мужиках сохранилась душевная чистота. Они хотят справедливости и обозлены тем, что должны работать на праздных людей.
В том, что они ежедневно трудятся и не имеют времени на скуку, — их преимущество перед «благородными». Но Маша не хочет этого понимать. Выясняется, что она не столько любила Мисаила, сколько хотела свободы и самостоятельности. Она птица другого полёта. Однажды она уезжает и не возвращается.
Мисаил получает письмо, где она пишет, что едет с отцом в Америку и просит развода. Мисаил тяжело переживает; с потерей Маши как бы кончается все светлое в его жизни и наступают серые будни, начинается просто «жизнь» без надежд и идеалов.
«Жизнь» осложняется тем, что сестра Мисаила ушла от отца и живёт с братом. Она беременна от доктора и больна чахоткой. Мисаил просит отца позаботиться о ней, но тот прогоняет сына и не желает простить дочь.
Прокофий, сын няни, тоже требует, чтобы Мисаил с беременной сестрой покинул его дом, ибо — «за такую юдоль люди не похвалят ни нас, ни вас».
А вот Редька — жалеет Мисаила и сестру и осуждает доктора: «Ваше высокоблагородие, не будет вам царства небесного!» Доктор шутливо парирует: «Что же делать, надо быть кому-нибудь и в аду».
Последняя глава рассказа — своеобразный эпилог. Рассказчик «постарел, стал молчалив, суров»; он работает подрядчиком вместо Редьки. В доме отца не бывает. Его жена живёт за границей. Сестра умерла, оставив дочь.
Вместе с малюткой Мисаил по праздникам ходит на могилу сестры и иногда встречает там Анюту Благово. Она, видимо, по-прежнему любит Мисаила и по-прежнему скрывает это.
Лаская маленькую дочь Клеопатры, племянницу Мисаила, она даёт волю чувствам, но — едва входят в город, становится строга и холодна, словно между ней и девочкой ничего не было.
Главный герой Мисаил Полознев проживает в провинциальном городе вместе с отцом, работающим архитектором, и сестрой Клеопатрой. Мать умерла, а отец воспитывал их в строгости. Сейчас он продолжает требовать подчинения.
Клеопатра слушается отца, а Мисаил поступает по-своему. Ему скучен канцелярский труд, и он часто меняет работу, потому что не может ужиться с начальниками.
Он не желает растворяться в пошлости и скуке провинциальной жизни, а грезит о настоящем деле, что пугает сестру и злит отца.
Герой часто бывает на любительских спектаклях у Ажогиных, где собирается общество. Туда также ходят Маша Должникова, дочь инженера, и Анюта Благово, дочка товарища председателя суда.
Анюта тайно влюблена в молодого человека и помогает ему устроиться работать на строительство железной дороги к Должникову. Инженер часто хамит и унижает Мисаила. На новой работе он встречается Иваном Чепраковым, с которым дружил в детстве.
Это спившийся человек, который не желает ничем заниматься.
Все знакомые Мисаила являются провинциальной интеллигенцией, растерявшей начатки образования, разложившейся и ворующей. Молодому человеку это противно и он тянется к простым людям, поэтому устраивается маляром к Андрею Ивановичу, подрядчику по кличке Редька. Все «благородные» отворачиваются от него, а отец проклинает.
Мисаил переселяется в городское поместье к няне Карповне и её приёмному сыну Прокофию. Молодого человека часто проведывают сестра и доктор Владимир Благово, брат Анюты. Они влюблены друг в друга, но доктор женат, так что встречаются тайно. Мисаил и Владимир рассуждают о смысле жизни, прогрессе и т. п. Иногда кто-то присылает Мисаилу продукты. Позже выясняется, что это была Анюта.
Со временем «благородные» смиряются с его поступком и даже начинают уважать. Только отец не может его простить.
Вскоре Мисаил женится на Маше Должиковой. Они поселяются в имении Дубечня и занимаются сельским хозяйством. Мисаила увлекает эта работа, а Маша быстро разочаровывается в деревенской жизни. Однажды она уезжает, а позже Мисаил получает письмо с просьбой о разводе. Мужчина тяжело переживает потерю жены, он считает, что теперь начинается жизнь без идеалов и надежд.
Клеопатра больна чахоткой и беременна от доктора. Она уходит от отца и переезжает к брату. Прокофий требует, чтобы они покинули его дом, потому что это портит его репутацию. И только Редька жалеет их, осуждая доктора.
В последней главе автор рассказывает нам, что Мисаил «постарел», стал молчаливым и суровым, работает подрядчиком вместо Андрея Ивановича. Он не бывает в доме отца. Сестра умерла, а он воспитывает её дочь.
Вместе с малышкой по праздникам они ходят на могилу Клеопатры, там иногда встречает Анюту Благово. Девушка по-прежнему тайно любит Мисаила.
Она ласкает его племянницу, но как только входят в город, Анюта опять становится строгой и холодной.
Источник: https://www.allsoch.ru/chehov/moya_zhizn/
Краткое содержание “Моя жизнь” Чехов
Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал детей в строгости и, когда они стали взрослыми людьми, продолжает требовать полного подчинения. Это ему удается с Клеопатрой, но Мисаил вышел из подчинения.
Он меняет одну работу за другой, не умея ужиться с начальниками и не желая заниматься скучным канцелярским трудом. Он не может и не хочет раствориться в скуке и пошлости провинциальной жизни. Мечтает о настоящем деле. Это злит отца, пугает сестру.
Часто герой посещает любительские спектакли в богатом помещичьем доме Ажогиных. Собирается местное общество, приходят две девушки: дочь инженера Маша Должникова и Анюта Благово – дочь товарища председателя суда. Анюта тайно влюблена в Мисаила. Через отца она помогает ему поступить на работу к инженеру Должикову на строительство железной дороги.
Должиков – надменный, неумный человек и к тому же изрядный хам. Разговаривая, он как бы постоянно забывает, что перед ним сын городского архитектора, унижает, как обычного безработного. Вступив в должность телеграфиста, Мисаил встречает Ивана Чепракова, сына генеральши, приятеля детства.
Он спившийся человек, который не понимает смысла в своей работе и целыми днями ничего не делает.
Между прочим они вспоминают, что Мисаила прозвали в детстве – “Маленькая польза”.
Все вместе: Должиков, Ажогины, отец Мисаила, Чепраков – они представляют картину провинциальной интеллигенции, разложившейся, ворующей, растерявшей начатки образования. Мисаил все это видит и не может с этим примириться. Его тянет к простым людям, рабочим и мужикам.
Он идет работать маляром под началом подрядчика Андрея Иванова (в городе его звали Редькой и говорили, что это настоящая его фамилия). Это странный человек, немного философ. Его любимая фраза: “Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу”.
Стоило Мисаилу стать рабочим, как “благородная” часть города отворачивается от него. Даже Анюта Благово сказала, чтобы он не здоровался с ней на глазах у всех. Отец проклинает сына Теперь Мисаил живет в городском предместье у своей няни Карповны и ее приемного сына мясника Прокофия. Последний – как бы Мисаил наоборот. Он из мужиков, но тянется в “благородные”.
Говорит он так: “Я вам, мамаша, могу снисхождение сделать… В сей земной жизни буду вас питать на старости лет в юдоли, а когда помрете, на свой счет схороню”. Мисаил и Прокофий не любят друг друга, А вот маляры относятся к Мисаилу с почтением: нравится, что он не пьет и не курит и ведет степенную жизнь.
Мисаила часто посещают сестра и брат Анюты доктор Владимир Благово. Он влюблен в Клеопатру, и она любит его. Но он женат, встречаются они тайно.
Между доктором и Мисаилом идут разговоры о смысле существования, о прогрессе и т. п. Мисаил думает, что каждый человек обязан заниматься физическим трудом, никто не имеет права пользоваться плодами чужого труда. В его словах проскальзывают идеи Толстого. Доктор же поклонник европейского прогресса и противник личного самосовершенствования.
В то же время это уставший от жизни и изолгавшийся человек, живущий двойной жизнью.
Кто-то иногда присылает Мисаилу чаю, лимонов, печенья и жареных рябчиков, вероятно, чтобы облегчить ему тяжесть жизни. (Позже выяснится, что это делала Анюта Благово.) Наконец “благородные” примиряются с его поступком, даже начинают открыто его уважать.
К нему приходит Маша Должикова и жалуется на скуку, называет его “самым интересным человеком в городе” и просит бывать в их доме. В гостях все просят рассказать о малярах; видно, что жизнь простого люда кажется чем-то экзотическим, неизведанным. И опять споры о смысле жизни, о прогрессе.
В отличие от “общества” отец Мисаила не может простить ему ухода из дома.
Он обращается к губернатору с просьбой оказать влияние на сына, который, по его мнению, порочит честь дворянина. Губернатор ничего не может сделать и только оказывается в неловком положении, вызвав Мисаила на беседу.
В жизни героя вновь серьезная перемена. Маша Должикова и он влюблены друг в друга и становятся мужем и женой. Поселяются в имении Дубечня, которое инженер Должиков купил у генеральши Чепраковой, с азартом начинают заниматься сельским хозяйством. Эта работа увлекает Мисаила.
Поначалу она нравится и Маше. Она выписывает книги по сельскому хозяйству, строит в деревне школу и пытается наладить контакт с мужиками. Но это ей плохо удается.
Мужики стараются их обманывать, пьют, работают нехотя и не стесняясь грубят Маше: “Пошла бы сама и возила!” Они явно принимают Мисаила и Машу за дураков и ненастоящих хозяев.
Маша очень быстро разочаровалась в мужиках и деревенской жизни.
Мисаил смотрит, на все глубже. Он видит, что при всей развращенности в мужиках сохранилась душевная чистота. Они хотят справедливости и обозлены тем, что должны работать на праздных людей. В том, что они ежедневно трудятся и не имеют времени на скуку, – их преимущество перед “благородными”.
Но Маша не хочет этого понимать. Выясняется, что она не столько любила Мисаила, сколько хотела свободы и самостоятельности. Она птица другого полета. Однажды она уезжает и не возвращается. Мисаил получает письмо, где она пишет, что едет с отцом в Америку и просит развода.
Мисаил тяжело переживает; с потерей Маши как бы кончается все светлое в его жизни и наступают серые будни, начинается просто “жизнь” без надежд и идеалов.
“Жизнь” осложняется тем, что сестра Мисаила ушла от отца и живет с братом. Она беременна от доктора и больна чахоткой. Мисаил просит отца позаботиться о ней, но тот прогоняет сына и не желает простить дочь. Прокофий, сын няни, тоже требует, чтобы Мисаил с беременной сестрой покинул его дом, ибо – “за такую юдоль люди не похвалят ни нас, ни вас”.
А вот Редька – жалеет Мисаила и сестру и осуждает доктора: “Ваше высокоблагородие, не будет вам царства небесного!” Доктор шутливо парирует: “Что же делать, надо быть кому-нибудь и в аду”.
Последняя глава рассказа – своеобразный эпилог. Рассказчик “постарел, стал молчалив, суров”; он работает подрядчиком вместо Редьки. В доме отца не бывает. Его жена живет за границей. Сестра умерла, оставив дочь.
Вместе с малюткой Мисаил по праздникам ходит на могилу сестры и иногда встречает там Анюту Благово. Она, видимо, по-прежнему любит Мисаила и по-прежнему скрывает это. Лаская маленькую дочь Клеопатры, племянницу Мисаила, она дает волю чувствам, но – едва входят в город, становится строга и холодна, словно между ней и девочкой ничего не было.
Краткое содержание “Моя жизнь” Чехов
Источник: https://soch.biographiya.com/kratkoe-soderzhanie-moya-zhizn-chexov/
Антон Чехов: Моя жизнь
- Антон Чехов
- Моя жизнь
- Рассказ провинциала
Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы».
Дня через два меня уволили. Итак, за все время, пока я считаюсь взрослым, к великому огорчению моего отца, городского архитектора, я переменил девять должностей. Я служил по различным ведомствам, но все эти девять должностей были похожи одна на другую, как капли воды: я должен был сидеть, писать, выслушивать глупые или грубые замечания и ждать, когда меня уволят.
Отец, когда я пришел к нему, сидел глубоко в кресле, с закрытыми глазами. Его лицо, тощее, сухое, с сизым отливом на бритых местах (лицом он походил на старого католического органиста), выражало смирение и покорность. Не отвечая на мое приветствие и не открывая глаз, он сказал:
– Если бы моя дорогая жена, а твоя мать была жива, то твоя жизнь была бы для нее источником постоянной скорби. В ее преждевременной смерти я усматриваю промысл божий. Прошу тебя, несчастный, – продолжал он, открывая глаза, – научи: что мне с тобою делать?
Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мною делать: одни советовали мне поступить в вольноопределяющиеся, другие – в аптеку, третьи – в телеграф; теперь же, когда мне уже минуло двадцать пять, и показалась даже седина в висках, и когда я побывал уже и в вольноопределяющихся, и в фармацевтах, и на телеграфе, все земное для меня, казалось, было уже исчерпано, и уже мне не советовали, а лишь вздыхали или покачивали головами.
– Что ты о себе думаешь? – продолжал отец. – В твои годы молодые люди имеют уже прочное общественное положение, а ты взгляни на себя: пролетарий, нищий, живешь на шее отца!
И, по обыкновению, он стал говорить о том, что теперешние молодые люди гибнут, гибнут от неверия, материализма и излишнего самомнения и что надо запретить любительские спектакли, так как они отвлекают молодых людей от религии и обязанностей.
– Завтра мы пойдем вместе, и ты извинишься перед управляющим и пообещаешь ему служить добросовестно, – заключил он. – Ни одного дня ты не должен оставаться без общественного положения.
– Я прошу вас выслушать меня, – сказал я угрюмо, не ожидая ничего хорошего от этого разговора. – То, что вы называете общественным положением, составляет привилегию капитала и образования. Небогатые же и необразованные люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением.
– Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо и пошло! – сказал отец с раздражением.
– Пойми ты, тупой человек, пойми, безмозглая голова, что у тебя, кроме грубой физической силы, есть еще дух божий, святой огонь, который в высочайшей степени отличает тебя от осла или от гада и приближает к божеству! Этот огонь добывался тысячи лет лучшими из людей.
Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя – педагог, наконец, я, твой отец, – архитектор! Все Полозневы хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его!
– Надо быть справедливым, – сказал я. – Физический труд несут миллионы людей.
– И пускай несут! Другого они ничего не умеют делать! Физическим трудом может заниматься всякий, даже набитый дурак и преступник, этот труд есть отличительное свойство раба и варвара, между тем как огонь дан в удел лишь немногим!
Продолжать этот разговор было бесполезно. Отец обожал себя, и для него было убедительно только то, что говорил он сам.
К тому же я знал очень хорошо, что это высокомерие, с каким он отзывался о черном труде, имело в своем основании не столько соображения насчет святого огня, сколько тайный страх, что я поступлю в рабочие и заставлю говорить о себе весь город; главное же, все мои сверстники давно уже окончили в университете и были на хорошей дороге, и сын управляющего конторой Государственного банка был уже коллежским асессором, я же, единственный сын, был ничем! Продолжать разговор было бесполезно и неприятно, но я все сидел и слабо возражал, надеясь, что меня наконец поймут. Ведь весь вопрос стоял просто и ясно и только касался способа, как мне добыть кусок хлеба, но простоты не видели, а говорили мне, слащаво округляя фразы, о Бородине, о святом огне, о дяде, забытом поэте, который когда-то писал плохие и фальшивые стихи, грубо обзывали меня безмозглою головой и тупым человеком. А как мне хотелось, чтобы меня поняли! Несмотря ни на что, отца и сестру я люблю, и во мне с детства засела привычка спрашиваться у них, засела так крепко, что я едва ли отделаюсь от нее когда-нибудь; бываю я прав или виноват, но я постоянно боюсь огорчить их, боюсь, что вот у отца от волнения покраснела его тощая шея и как бы с ним не сделался удар.
Читать дальше
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/309806-anton-chehov-moya-zhizn.html