Джон локк — доклад сообщение

Джон Локк - доклад сообщениеДжон Локк - доклад сообщение
Джон Локк - доклад сообщение

Детство и ранние годы

Будущий основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания и влиятельный просветитель появился на свет 29 августа 1632 года в небольшом английском городе Рингтоне, в восьми милях от Бристоля. Локк воспитывался в пуританской семье, не признававшей доминирующую роль в стране англиканства и оппозиционно настроенной к королю Карлу.

Огромное влияние на неокрепший ум ребенка оказали социально-политические взгляды его отца — судейского чиновника, всем сердцем ратующего за независимость своего народа. Локк-старший, состоя в парламентской армии Кромвеля в качестве капитана конного эскадрона, принадлежал к числу людей, способных внушать подрастающему поколению любовь к свободе и справедливости.

Джон Локк - доклад сообщение

В 1646 г. по рекомендации командира его отца Джон был зачислен в одно из самых элитных учебных заведений Англии того времени — Вестминстерскую монастырскую школу. По окончании курса обучения поступает в Оксфордский университет, где сближается с приверженцами научного направления, противостоявшего схоластике, доминирующей в XVII веке в английской системе образования.

В Оксфорде Локк знакомится с маститыми инженерами и изобретателями, которые прививают ему страсть к естественно-научным экспериментам, и Ричардом Лоуэром, известным своими работам по переливанию крови. В стенах альма-матер студент погружается в изучение трудов Декарта, Бэкона, Гассенди. В 1656 году Локку присваивается степень бакалавра искусств, а спустя 3 года — магистра.

Основные вехи судьбы

  • С отличием окончив Оксфордский университет, Джон решает на несколько лет задержаться в этом старинном учебном заведении, заняв там должность преподавателя греческого языка и риторики.
  • Дипломатическая карьера философа началась в 1664 году: он отправляется в непродолжительную командировку в Берлин, чтобы выполнять обязанности секретаря посла Вальтера Фена.

Джон Локк - доклад сообщение

Вернувшись на родину, посвящает себя естественным наукам, в особенности медицине. Он практикует опытный метод диагностики заболеваний, который был предложен врачом Томасом Сиденхемом в противовес средневековым умозрениям. Кроме того, Джон не оставляет попыток получить ученую медицинскую степень, но Оксфорд ему в этом отказывает.

Поворотным событием в жизни молодого мыслителя становится встреча с лордом Ашли, первым графом Шефтсбери. В 1666 году философ принимает предложение стать домашним врачом и воспитателем его сына. Эти скромные обязанности не отнимали много времени и не мешали овладевать науками.

В течение последующих 15 лет все перипетии биографии Джона Локка будут неразрывно связаны с судьбой британского лорда. Находясь под покровительством авторитетной персоны, Локк получает различные должности в высших правительственных кругах. Ответственная работа изрядно подпортила здоровье философа, и он был вынужден на время покинуть Англию и уехать во Францию.

Джон Локк - доклад сообщение

В 1683 году вслед за своим опальным куратором эмигрирует в Голландию. «Славная революция», случившаяся в 1688 г., поставила точку в монархической династии Стюартов. На трон взошел Вильгельм Оранский, и Джон вернулся на родину. Наряду с правительственной службой, продолжает вести широкую научную и литературную деятельность.

Среди книг Джона Локка, изданных в 1690-х годах, наибольшую популярность обрели такие произведения, как «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании».

28 октября 1704 года философ скончался от астмы в загородном имении своей подруги, леди Мешем, с которой ему приписывали роман.

Политические взгляды

Будучи последователем Гоббса, Локк с восхищением относился к «теории общественного договора».

Он считал, что граждане заключают с государством некое негласное соглашение, делегируя при этом власти часть своих прав, чтобы взамен получить защиту от внешней и внутренней угрозы.

Состав чиновничьего аппарата должен согласовываться со всеми слоями общества, и если наделенный полномочиями класс плохо выполняет свои прямые обязанности и не оправдывает доверия большинства, народ имеет полное право потребовать проведения новых выборов.

Главной угрозой на пути к свободе личности, по мнению Локка, является отсутствие принципа разделения власти, когда монарх наделен неограниченными возможностями в рамках отдельной страны. Важно, чтобы публично-властные полномочия государства были разграничены и поделены между тремя ветвями:

Джон Локк - доклад сообщение

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • федеративной.

Истинная цель государственного устройства должна заключаться в создании таких условий, которые полностью бы удовлетворяли всех без исключения граждан. Среди основных идей Джона Локка особняком стоит вопрос о целесообразности демократической революции. Согласно его учению, тирания, посягающая на естественные права и свободу человека, должна быть сметена в результате народного восстания.

Интересен тот факт, что философия Джона Локка, насквозь пронизанная гуманизмом, не помешала ему быть крупным инвестором британской работорговли. Более того, идеолог социального компромисса сумел обосновать изъятие земель колониальными захватчиками у проживавших на территории Северной Америки индейцев.

Педагогические идеи

Джон Локк - доклад сообщение

В своих трактатах, посвященных педагогике, основной акцент автор делает на вопросах воспитания джентльмена. Разработанная им педагогическая система базируется на прагматизме и рационализме. Мыслитель призывает к тому, чтобы родители приучали своих отпрысков к самоанализу и постоянной работе над собой. Ключевой дидактический принцип — учет интересов и индивидуальных особенностей детей. Главные воспитательные средства — личный пример и правильное окружение.

Выработка положительных привычек должна происходить посредством живого общения с воспитателем, который прибегает к помощи коротких и ясных внушений.

Физическое наказание оправдано лишь в том случае, если ребенок демонстрирует дерзкое и систематическое непослушание.

Развитию силы воли способствует умение справляться с трудностями, а для этого полезны физические упражнения и закаливание организма.

Локком были сформулированы следующие педагогические постулаты:

Джон Локк - доклад сообщение

  • с первых дней своей жизни ребенок не несет в себе никаких врожденных убеждений и порочных мыслей;
  • все, что хранится в сознании человека, получено им с помощью ощущений и жизненного опыта;
  • воспитание является основополагающей категорией педагогики, от него во многом зависит, какое будущее ждет ребенка;
  • главная задача, стоящая перед воспитателем, — сделать своего подопечного счастливым и здоровым;
  • отказ от принуждения — принцип, которым нужно руководствоваться в воспитании и обучении;
  • наглядный пример намного эффективнее красивых слов.

Локк обличал все недостатки образовательной системы, действующей в его эпоху, и не боялся открыто говорить о губительных для детей методах воспитания. Он был категорически против того, чтобы ученики наизусть заучивали латинские тексты и стихи. Формалистика и рутина, по мнению Локка, мешают в полной мере раскрыться творческому потенциалу ребенка.

Теория познания

Джон Локк продолжил дело своего соотечественника Фрэнсиса Бэкона, подробно обосновав антисхоластический метод научного познания. Философ выдвинул гипотезу, согласно которой знание черпается из опыта, а тот, в свою очередь, формируется из собственных ощущений.

Локк критически высказывался об учении Рене Декарта о «врожденных идеях». Ощущения, которые человек получает от окружающего мира, считает английский философ, — единственное основание всего познания. Локк выделяет 2 вида опыта:

  • внешний (личные ощущения);
  • внутренний (рефлексия).

Джон Локк - доклад сообщение

Первый берется из объективного материального мира, воздействующего на человеческие органы чувств и вызывающего соответствующие ощущения. Источником второго служит анализ своих эмоциональных переживаний, то есть рассуждения по тому или иному поводу.

Также теоретик дифференцирует все идеи на простые и сложные. Первые представляют собой отражение действительности в душе, как в зеркальной плоскости. Они пассивны и зачастую навязываются против воли человека. Сложные представления не могут существовать без активной мозговой деятельности, подразумевающей комбинирование простых идей. Все это в конечном счете составляет азбуку сознания.

Отношение к религии

Следование идеалам материалистического эмпиризма не заставило его утратить веру в Бога. В своих письмах о веротерпимости Джон Локк призывает читателей признать право на существование чужой религии.

Он высказывает мысль, что суть христианства заключается в вере и бескорыстной любви к Иисусу Христу, которого святые апостолы ставят превыше всего. В поклонении Мессии сходятся все христианские исповедания, будь то католичество, православие или протестантизм.

Отсюда философ делает заключение, что не стоит наделять какую-либо церковь исключительными правами.

Мусульманин, иудей, язычник может быть высоконравственным человеком, строго придерживающимся определенных рамок, хотя нормы морали должны стоит ему больших усилий, нежели верующему христианину.

Философ самым решительным образом настаивает, чтобы церковь существовала отдельно от государства. Государственные служащие имеют право вершить правосудие над совестью и верой граждан только тогда, когда религиозная община занимается безнравственными и преступными деяниями.

Написанием законодательных актов, имеющих отношение к религии, должны заниматься не магистры, а священнослужители. Сама же церковь — исключительно свободное и добровольное объединение людей, созданное для служения Господу и спасения душ. Ей не пристало брать на себя роль гражданской инстанции и тем более участвовать в преследовании иноверцев.

  1. Пламенно проповедуя принципы свободы вероисповедания и разделения сфер влияния государственной и церковной власти, философ, тем не менее не питал иллюзий насчет того, что в отношениях между церковью и властью может быть все гладко.

Джон Локк навсегда вписал свое имя в историю. Его философия оказала сильнейшее влияние на гражданское общество, а также способствовала разработке конституции США и формированию британской политической системы, действующей по сей день. Идеи английского философа эпохи Просвещения произвели неизгладимое впечатление на таких великих мыслителей, как Вольтер, Кант и Шопенгауэр.

Источник: https://nauka.club/biografii/dzhon-lokk.html

Биография и личная жизнь Джона Локка, учения и сочинения, интересные факты и цитаты

Англия 17-го века – страна, в которой пробудились зачатки свободы. В тот период наука переживала переход от церковной философии Средневековья к естественнонаучным дисциплинам. Это было время гражданской войны, результатом которой стал переход от монаршего абсолютизма к конституционной форме правления.

Именно в то неспокойное время на свет появился один из величайших философов – Джон Локк, работы которого до сих пор составляют основу практической философии.

Детство и юность

Великий философ Локк родился в 1632 году в небольшом поселке Рингтон, что в графстве Бристоль. Семья была обеспеченной. Отец, которого тоже звали Джон Локк, был успешным адвокатом.

Это был принципиальный человек, старавшийся приносить пользу обществу, учивший этому сына. Во время правления Карла I мужчина нес капитанскую службу в парламентской армии Кромвеля.

В революционные годы он раздал почти все свои денежные накопления нуждающимся людям.

О матери философа почти ничего не известно. В девичестве она носила фамилию Кинг. Это была богобоязненная женщина, все дни проводившая в молитве. Она молилась, прежде всего, за сына Джона, боялась, чтобы он не умер, как умер в младенчестве его брат.

Родители юного Джона были ярыми оппозиционерами, протестующими против абсолютизма в монархической власти. Также они были противниками действующей англиканской церкви. Воспитывали родители Джона по истинно пуританскому принципу: строго, в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам.

Джон Локк - доклад сообщение

Отец воспитывал юного Джона по такому принципу: пока мальчик был маленьким, относился к нему равнодушно, держал в жестком подчинении, затем из года в год становился все мягче, грубый приказной тон сменил на дружеские советы.

Однако мальчик не страдал от такого воспитания, а, став старше, даже был благодарен отцу за строгие жизненные уроки.

Образование

Джон был мальчиком способным, много читал. Приятель отца, полковник Алекс Попхэм, рекомендовал мальчика в Вестминстерскую школу. Учился Джон прилежно, считался лучшим учеником.

В 1652-ом Джон Локк поступил в Оксфордский университет. Там постигал медицинскую науку, учил греческий язык и латынь, знакомился с литературой. Естественнонаучные дисциплины в то время преподавал великий натурфилософ Роберт Бойль. Он привил Джону неприятие пустой заумности, научил студента говорить о серьезных и сложных вещах кратко и емко.

Джон Локк - доклад сообщение

Будучи студентом, Локк увлекся работами математика Декарта. Труды именно этого ученого сформировали мировоззрение юного Джона. Также студент Локк поддерживал умозаключения теолога Джона Уилкинса, а среди ученых медиков ему наиболее импонировал Ричард Лоувэ.

Личная жизнь

Джон Локк принадлежал той когорте ученых-затворников, которые предпочли науку семейной жизни. Локк любил жизнь и общество, но не женился, не стал родителем. У него даже не было своего дома. Всю жизнь великий философ скитался, жил в чужих семьях, где зарабатывал на хлеб, обучая хозяйских детей.

Причина такого наплевательского отношения к собственному быту – мировоззрение ученого. Джон Локк считал материальный мир несущественным этапом в существовании души, лишь кратким временем в ее бесконечном путешествии, поэтому фактически не жил, а существовал, готовясь к загробной жизни.

Локк не стремился найти одно дело, чтобы заниматься им до конца жизни, оставить его как наследство потомкам. Он жил в одиночестве, менял сферы деятельности по собственному интересу и надобности: то врачевал, то был педагогом, то погружался в политику.

Читайте также:  Лиса и тетерев - краткое содержание сказки

Смерть

Последние годы Джон Локк прожил у хорошей знакомой Дэмерис Мэшем, которую считал своей дочкой. Женщина с благоговением и восхищением относилась к философу, придерживалась его учений.

В старости Локк оглох. И это старика печалило, ведь он не мог участвовать в дискуссиях, беседовать со знакомыми.

Джон Локк - доклад сообщение

Скончался философ в октябре 1704 года, ему было 72 года. Причиной смерти стала астма. Похоронили ученого на кладбище близ дома Дэмерис Мэшем.

Учения и мировоззрения Джона Локка

За учением английского философа последовали многие французские и шотландские ученые эпохи Просвещения. Определенные политические идеи взяли на вооружение американские революционеры, положили их в основу Декларации независимости США.

Джон Локк – первый философ, попытавшийся понять индивидуума через непрерывный поток сознания.

Локк полагал, что человек не носит идеи с рождения, а обретает их в результате чувственного восприятия действительности. Опыт – комплекс единичных восприятий, включающих рефлексы и чувства.

Идеи – результат абстрагированного восприятия. Джон Локк был приверженцем эмпирического взгляда: ощущения первичны, разум вторичен.

Локк пытался создать единую гармоничную конструкцию из двух противоборствующих сфер – религии и науки. По мнению философа, Бог вечен и мудр, он создал Вселенную, отражающую его сущность.

Вселенная стройна и упорядочена, в ней каждое живое существо действует согласно природным особенностям, имеет индивидуальное предназначение.

Человек предназначен для того, чтобы познавать действительность и славить Бога.

Джон Локк - доклад сообщение

В вопросах нравственности Локк полагал, что естественное желание человека – избегать мучений, стремиться к счастью.

Причем счастье, согласно мнению философа, – это то, что дарит удовлетворение душе, что нравится человеку. А несчастье – это то, что заставляет мучиться и беспокоиться.

Если человек отдает предпочтение кратким удовольствиям, но не стремится к настоящему удовлетворению души, то он не может быть счастливым.

Педагогические идеи

Джон Локк был убежден, что человеческие поступки определяются воспитанием. Воспитание должно помогать формированию правильного характера, силы воли, нравственности. Задача воспитателя – сделать из ребенка настоящего джентльмена, ответственного, дисциплинированного, подкованного в делах, при этом деликатного и обходительного.

Локк считал, что физическое и моральное воспитание должны идти бок о бок. Физические воспитательные меры помогают вылепить тело, находящееся в гармонии с духом. А духовные воспитательные меры формируют дух, призывающий тело действовать, как действует разумное создание. Философ призывал приучать детей к сдержанности, самодисциплине, самосозерцанию.

Джон Локк - доклад сообщение

Человек, воспитанный настоящим джентльменом:

  • имеет развитое и здоровое тело, отменное здоровье;
  • соблюдает режим дня, закаляется, не излишествует в питании, физически тренируется;
  • обладает настойчивостью и мужеством;
  • имеет образование, грамотно ведет дела;
  • религиозен, но не бездумно выполняет обряды, поскольку так принято, а искренне почитает и любит Бога;
  • не идет на поводу у своих слабостей, а действует, прислушиваясь к голосу разума;
  • обладает манерами;
  • владеет определенными ремесленными навыками.

Работая с детьми, педагог должен учитывать любознательность детской натуры. Основные средства воспитания – подаваемый старшими пример и окружающая среда. Для формирования положительных черт характера у ребенка применяют внушение и ласку. Наказывают детей только при регулярном неповиновении и вызывающем поведении.

Политические идеи

Джон Локк считал право собственности важнейшим для человека. Причем собственность в его понимании включала жизнь, имущество и свободу. А под свободой подразумевалось свободное перемещение и выполнение работы в соответствии со своими желаниями и способностями. Локк категорически не принимал какие-либо формы зависимости одного человека от другого (раб и господин, крестьянин и помещик).

Джон Локк - доклад сообщение

Философ был противником деспотизма. Ему импонировали идеи общественных договорных отношений и конституционной монархической формы правления.

Локк работал над правовой теорией демократического государства, сформировал принцип деления власти на законодательную, дипломатическую и исполнительную ветви.

Также Локк пытался объяснить и популяризировать демократические революционные идеи. Он утверждал, что свержение тирании – одно из главнейших прав народа.

Джон Локк основал учение, нацеленное на формирование государства, основанного на свободе каждого гражданина.

Касаемо связи государства и религии, философ полагал, что у церкви не должно быть преимущественного права решать государственные дела. Локк настаивал на том, что церковь необходимо сделать отдельным от государства институтом.

Сочинения

Самые значимые произведения английского философа:

  • «Трактаты о государственном правлении» (1690);
  • «Опыт о человеческом разуме» (1689);
  • «Письмо о веротерпимости» (1686);
  • «О разумности христианской религии» (1695);
  • «Определенные мысли о воспитании» (1693);
  • «Опыт веротерпимости» (1667);
  • «Элементы натуральной философии» (1698);
  • «Опыты о природных законах» (1664);
  • «Рассуждение о чудесах» (1701).

Известные высказывания и цитаты Джона Локка

Многие высказывания философа остры и актуальны и в настоящее время:

Джон Локк - доклад сообщение

  1. Нельзя заставлять человека против воли быть здоровым и богатым.
  2. Лучше не много знать, а грамотно мыслить.
  3. Настоящий мужественный человек невозмутимо выполняет долг, сохраняет спокойное самообладание, несмотря на беды и опасности.
  4. Плохо воспитанный человек превращает свою отвагу в грубость.
  5. Чем раньше отец начнет относиться к сыну, как к мужчине, тем скорее сын станет мужчиной.
  6. Начало страсти – наслаждение либо страдание.
  7. Двадцать проступков простить легче, чем одну неправду.
  8. Тот учится многому, кто берется за немногое.

Интересные факты о человеке

Имя Джон Локк получил один из главных действующих лиц сериала «Остаться в живых». Фамилия Локк – псевдоним персонажа фантастической книги Орсона Скотта Карда «Игра Эндера».

Педагогические идеи английского философа легли в основу духовного просвещения России с середины 18 века. Джон Локк составлял конституцию для североамериканской провинции Каролина.

В 1668-ом Джон Локк был избран членом Королевского общества, а в 1669-ом – участником Королевского Совета.

Источник: https://allya.ru/biografiya/dzhon-lokk

Джон Локк — кратко

Джон Локк - доклад сообщение

Родился 29 августа 1632 город Врингтон, Англия. Умер 28 октября 1704,в английской деревне Хай-Лейвер округа Эппинг Форест. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.

Кратко — английский философ, чьи работы лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Вдохновитель, как европейского просвещения, так и конституции соединенных штатов.

Его философское мышление было близко основателям современной науки — Роберту Бойлу, Исааку Ньютону и другим членам королевского общества. Основная его политическая мысль основана на понятии социального договора между гражданами и терпимости, особенно в вопросах религии.

Многое из того, что он отстаивал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688-89 годов и в США после провозглашения страной независимости в 1776 году.

Юные годы и образование

Отец Локка, адвокат, служил капитаном в кавалерии парламентариев. По окончанию Первой гражданской войны в 1646 году, отец Локка, за академические способности своего сына, в возрасте 14-ти лет, отправил его на обучение в Вестминстерскую школу в далеком Лондоне.

Учебная программа Вестминстера была сосредоточена на латинском, греческом, иврите, арабском, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым с присвоением ему академического звания. Это позволило ему продолжить дальше свое образование.

Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем 20-летнем возрасте, поступил в церковь Христа, крупнейшую из колледжей Оксфордского университета и резиденцию при дворе Карла I. Здесь он познакомился с трудами Аристотеля, Рене Декарта и других философов. В 1956 году получил степень бакалавра и степень магистра.

В Оксфорде Локк связался с некоторыми сторонниками новой науки и, что самое главное, выдающимся природным философом и теологом Робертом Бойлом. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), сотрудничал с Бойлом по важным медицинским исследованиям на человеческой крови.

В своей первой содержательной политической работе, двух трактатов о правительстве (составленных в 1660 году, но опублекованных1967 года), Локк отстаивал очень консервативную позицию.

В интересах политической стабильности правительство оправдывалось в законотворчестве по любому вопросу религии, которая не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства.

Эта точка зрения, ответная реакция на предполагаемую угрозу анархии, исходящую от сектантских разногласий, была диаметрально противоположной доктрине, которую он позднее изложил в следующих двух трактатах правительства (1689).

В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в церкви Христа, должность, которая требовала от него руководить учебой и дисциплиной магистрантов и читать лекции.

Написал очерки о законе природы (впервые опубликованные в 1954) представляющие собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественной морали, закон, лежащий в основе правоты или неправильности всего человеческого поведения. Во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные знания, являются производными от опыта и, следовательно, не врожденными. Эти утверждения заняли центральное место в его зрелой философии, как в отношении политической теории, так и эпистемологии.

Убеждения

Прежде чем более подробно обсудить вопрос о создании политического общества, Локк приводит пространный отчет о своем понятии собственности, которое имеет центральное значение для его политической теории. Человек, по словам Локка, имеет собственность в своей собственной персоне, каждый человек буквально владеет собственным телом.

Люди не могут использовать тело человека в каких-либо целях без его разрешения, но человек может приобрести собственность за пределами своего тела посредством труда.Человек, естественно, свободен и равен по закону природы, подчиняясь только воле «мудрого Творца», обязан обеспечивать соблюдение и соблюдать этот закон.

Именно эта обязанность дает людям право наказывать преступников. Но в таком состоянии природы, очевидно, что помещение права на наказание в руки каждого человека может привести к несправедливости и насилию.

Это может быть исправлено, если люди заключают договор друг с другом, и признают по общему согласию гражданское правительство с полномочиями по обеспечению соблюдения закона о природе среди граждан этого государства. Любой договор является законным до тех пор, пока он не нарушает права природы.

Законы должны применяться на справедливой основе ко всем гражданам, а не отдавать предпочтение конкретным секционным интересам, а также должно быть разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательный орган может, с согласия большинства, ввести налоги, которые необходимы для достижения целей государства, включая и его защиту.

Если исполнительная власть не в состоянии обеспечить условия, при которых люди могут пользоваться своими правами в соответствии с естественным законом, то люди имеют право силой его отстранить.

Значение видения Локка о политическом обществе вряд ли можно преувеличить.

Его интеграция индивидуализма в рамках закона о природе и его учет истоков и пределов легитимной государственной власти вдохновили американскую декларацию независимости (1776) и принятую Конституцию США. Джордж Вашингтон, первый президент Соединенных Штатов, описал Локка как величайшего человека, который когда-либо жил. Во Франции принципы Локка нашли ясное выражение в Декларации прав человека и гражданина и оправдания Французской революции 1789 года.

Другие работы

Труды Локка не ограничивались политической философией и гносеологией. Некоторые мысли об образовании (1693), остаются стандартным источником в философии образования. В них подчеркивается важность как физического, так и психического развития, как физических упражнений, так и учебы.

Книги Локка на латинице, французском языке, по математике, географии и истории, гражданского права, философии и естествознания оказали существенное влияние на протестантскую христианскую мысль в течение, по крайней мере, следующего столетия.

В качестве заключительного к его достижениям можно сказать, что читать работы Локка это лучшее доступное введение в интеллектуальную среду. Его вера в полезные, облагораживающие силы знания оправдывает его репутацию первого философа просвещения. В более широком контексте он основал философскую традицию, которая охватила два столетия.

Он сформулировал классическое выражение либерализма, сыгравшее важную роль в Великих революциях 1776 и 1789. Его влияние по-прежнему сильно ощущается на Западе, поскольку представления о разуме, свободе и власти продолжают оспариваться и изучаться.

Рейтинг: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15896-dzhon-lokk-kratko.html

Краткая биография Джона Локка самое главное

Джон Локк известен в сегодняшние дни как знаменитый философ и выдающийся мыслитель эпохи просвещения.

Читайте также:  Краткое содержание произведений диккенса

29 августа 1632 года на свет появился Джон. Рожден он был в небольшом коттедже, расположившемся у самих стен церкви города Рингтон. Сын был назван в честь родного отца, который являлся государственным юристом и отдавал всего себя службе Мирному суду.

Мальчик был крещен сразу после рождения. Очень скоро все семейство перебирается в небольшой торговый городок под названием Пенсфорд. В 1647 году Джон становится учеником очень престижной школы в Лондоне. Его обучение оплачивает Александр Попэ, который являлся членом парламента, а в прошлом был командиром отца Джона.

По окончании обучения в школе Локк становится студентом Оксфордского университета. Учебная программа вовсе не впечатляла молодого человека, и он увлекся глобальным изучением трудов современных на тот момент философов, таких как Рене Декарт. У Локка был друг, с которым они вместе проходили обучение во Вестминстерской школе по имени Ричард Лоуэр.

Именно этот человек открыл перед Джоном великий мир медицины, а также экспериментальной философии.

В 1656 году Локк защищает одну из высших степеней и становится бакалавром, а спустя всего 2 года в 1658 году – магистром. В то время, пока парень проходил обучение в Оксфорде, он все силы отдавал на занятия медициной.

В это время он работает со многими известными личностями: Робертом Бойлом, Хуком, Лоурэном и Томасом Уиллисом. Уже в 1674 году он становится бакалавром в сфере медицины. В 1666 году происходит знакомство Локка с лордом Купером, который был первым графом Шафстбери.

Взгляды большого философского ума Джона сильно поразили лорда и в будущем, Локк работает при его дворе.

В 1667 году он перебирается в графство лорда, где становится его личным доктором. Но, он не оставляет науку и даже сейчас продолжает активно заниматься и изучать медицинскую деятельность. Руководителем Локка становится Томас Сиденгам.

Именно этот человек сильно повлиял на окончательные взгляды Джона относительно натуральной философии, которые можно узнать из трудов под названием «Очерк о человеческом понимании».

Большим испытанием для всех тех медицинских знаний, которые скопил для себя Локк, становится ничто иное, как инфицирование печени графа, серьезно угрожающее его жизни.

После того, как Джон узнал мнение большинства специалистов, он сразу начинает уговаривать графа на оперативное вмешательство, благодаря которому можно удалить опухоль. Ведь данная процедура в то время была сильно рискованной, но, к огромному счастью, граф успешно переживает операцию. С этого времени в жизни Локка наступил рассвет.

Джона Локка не стало 28 октября 1704 года. Стоит отметить, что этот великий человек за всю свою жизнь так ни разу и не женился.

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Конев Иван Степанович↑ БиографииРавель Морис →

Джон Локк - доклад сообщение

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lokk-dzhon

Локк Джон

Локк Джон

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В 'Опыте о человеческом разумении' (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.

Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.

Основоположник ассоциативной психологии.

Вехи жизни и творчества

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете.

В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее — воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии.

Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате 'Мысли о воспитании' (1693).

Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате 'славной революции' стал английским монархом).

Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение — 'Опыт о человеческом разумении' — начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны 'Послание о веротерпимости' (1689), 'Два трактата о правлении' (1690), 'Разумность христианства' (1695) и др.

Социально-политические воззрения

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве.

В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего 'естественное состояние' общества как 'войну всех против всех', Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом.

Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания

Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога).

Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу 'первых принципов' (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний.

Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают 'простые идеи'; душа при этом пассивна, это 'чистая доска', на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств.

Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под 'качеством' он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею.

Первичные качества — плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число — это 'реальные сущности', объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками.

Вторичные качества — цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества — это 'номинальные сущности'; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами.

Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

Посредством ассоциаций 'простые идеи' внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая 'определенная' идея должна быть связана со знаком.

Слова — это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) — это знаки общих идей, 'у которых отделены обстоятельства места и времени'.

Локковская теория образования абстракций получила название 'традиционной' и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом 'тождество человека' (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и 'тождество личности' как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.

Виды знания и степени достоверности

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч.

и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание — непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей.

Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа 'белое не есть черное', 'три больше двух', 'целое больше части' и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

Сочинения:

Сочинения в трех томах. М., 1985-88.

Works, v. 1-10, London, 1801.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Источник: https://www.studsell.com/view/74390/

Джон Локк 2

  • МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • Академия Социальной работы
  • факультет психологии
  • ДОКЛАД
  • по Возрастной психологии
  • На тему:
  • «Джон Локк»
  • Выполнили: Ирины
  • 3 курс, во
  • факультет психологии

Проверила: Миронова Т.Б.

  1. Москва 2003 год
  2. БиографияДжона Локка
  3. XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политическихпорядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философскихтрадиций.
  4. Какое место вдуховной истории человечества занимает Джон Локк — современник ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Тоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя иБаха; писателей Мольера и Свифта.

Родился Джон Локк29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семьепровинциального адвоката.

Воспитывался он в пуританской семье, находившейся воппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволуабсолютной монархии Карла I.

В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, которыйотстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

В 1646 году онбыл зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учениковшколы, поступил в Оксфордский университет.

В Оксфорде Локксближается с энтузиастами нового научного направления, противостоящегосхоластической учености, господствовавшей в английских университетах. РичардЛоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервыеприменивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной.

В Оксфорде Локкстановится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждаетестественнонаучный эксперимент, Бойль побудил у него интерес к философииДекарта и Тассенди.

В 1667 г. Локкпринимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя егосына и затем активно приобщаться к политической деятельности, однако егоинтерес к науке не ослабевает.

После знакомствас выдающимся врачом-новатором Томсаном Сиднемом он начинает трактат «Омедицинском искусстве», в котором приводит доводы в пользу экспериментальногоисследования заболеваний. В 1668 году Локка избирают членом Королевскогообщества, а в 1669 г. — членом Совета этого общества.

110 лет клинической психологии

¹ 24 Сибирский психологический журнал 2006 ã. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 110 ЛЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Г.В. Залевский (Томск) Аннотация. Л.

Уитмер открывает первую психологическую клинику с цель ю оказания помощи детям с функциональными расстройствами и умственной отсталостью.

В выступлениях перед членами Американской психологической ассоциации он впервые употребляет термин «клиническая психология». Пр …

Главнымиобластями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частностипроблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локкасохранился интерес к социнианству — рационалистическому направлению впротестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше.

В 1667 г. Локкпишет «Опыт о веротерпимости». Опираясь на эту работу, лорд Эшли пыталсяубедить короля предпринять конкретные шаги по ограничению возраставшего вАнглии влияния католиков и преследования протестантов.

Началом исследованияЛокка в области теории происхождения и сущности политического общества, государства и собственности стала работа «Опыт о законе природы», написана налатинском языке в 1660—1664 гг.

В многообразии научных интересов Локкавыделяется центральная область — обоснование новой философской концепциипроисхождения и сущности знания. В 1671 г.

 Локк принимает решение осуществитьтщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и техшагов, которые совершает ум в своем движение к знанию. Это был замысел главноготруда Джона Локка — «Опыт о человеческом разумении», над которым он работал напротяжении 16 лет.

В 1672 и 1679годах Локк получает различные должности в высших правительственных учрежденияхАнглии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровьяЛокк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годынапряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции иГолландии.

В 1688—1689 годахбыл положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результатереволюции в Англии были заменены основы политического режима конституционноймонархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовкепереворота 1688 г.

 возвращается на родину. Наряду с правительственной службойон ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англиииздается «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», а в 1693 г. — «Мысль о воспитании». В 1695 г.

 появилась его работа «Разумностьхристианства».

Читайте также:  Сотников - краткое содержание повести быкова

Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк

… отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном …

тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо …

разума; «призраки пещеры» — особенности индивидуального воспитания и личного опыта; «призраки базара» — влияние общественного мнения; «призраки театра» …

В «Посланиях оверотерпимости» и «Разумности христианства» он отстаивает идею отделения церквиот государства.

В поход противЛокка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, ипредставители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенахОксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей заофициальное изъятие его «Опыта» изучебных программ университета.

  • Краткийобзор творческой деятельности Джона Локка
  • Главнымиобластями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, а также проблемы связанные с отношением государства к церкви (вчастности проблема веротерпимости и свободы совести).
  • Дата
  • Название труда

Источник: https://forpsy.ru/works/doklad/djon-lokk/

Джон Локк — краткая биография

Джон Локк — английский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, педагог, теоретик либерализма, представитель эмпиризма, человек, чьи идеи в значительной степени повлияли на развитие политической философии, эпистемологии, оказали определенное воздействие на формирование взглядов Руссо, Вольтера и других философов, американских революционеров.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г.

попасть в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года – магистерскую степень.

Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил.

Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, — лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г.

находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой.

Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет.

Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии — «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г.

В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы.

В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г.

Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_djon_lokk.html

Основные идеи Джона Локка (кратко)

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь.

В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность.

Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

  • Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.
  • Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.
  • Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души.

Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива.

В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Само понятие «собственность» священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

  1. Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

  2. При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

  3. Главной целью любого государства, считал Локк, является благополучие его граждан, поэтому если государственная тирания и постоянное давление на граждан не удовлетворяют потребностей, то народ может восстать и свергнуть такую власть, поменяв на новую, более лояльную и способную меняться в зависимости от обстоятельств.

Кто может выступать арбитром в споре между государством, то есть верховной властью, и народом? Только народ, считает Локк. Народ может или апеллировать к верховному правителю – Богу, или самостоятельно поменять власть на другую.

Источник: https://EnglandLife.ru/osnovnye-idei-dzhona-lokka/

Ссылка на основную публикацию