Жизнь и творчество леонида андреева

Леонид Андреев – русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева – тема статьи.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной – той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев – отец прозаика – отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей.

Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде.

Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком.

Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу.

Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой.

Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем – скандально известным писателем, автором «Бездны».

Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей.

Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев.

«Иуда Искариот» – история о самом страшном негодяе в истории христианства – предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной.

И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия.

Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них – постовой, исполнительный, но глуповатый человек.

Другой – Гераська – существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает.

А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын.

Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит.

Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками.

Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы.

В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» – все это было значительно позже.

Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель – это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» – все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки – главного героя рассказа – сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец – безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку – восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать.

Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает.

Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни – временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» – купец, дьякон и студент – находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза.

Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства.

Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» – одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, — страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты.

Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики.

И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский – священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят.

Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок.

И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»
Читайте также:  Винни-пух и все-все-все - краткое содержание сказки милна

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения – бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники – дети странные.

Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей.

Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева – герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя – обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость.

Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей.

Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них – «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Источник: https://www.syl.ru/article/289504/new_leonid-andreev-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya

Биография Леонида Андреева

Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 – 12 сентября 1919) – всемирно известный русский писатель и публицист, один из видных и популярных представителей Серебряного века в русской литературе. Кроме того, именно Андреева многие критики и библиографы считают родоначальником нового литературного жанра – экспрессионизма.

Детство

Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.

Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.

Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.

Но, к сожалению, ни та, ни другая категория не считают первые стихотворения Андреева чем-то стоящим, поэтому у молодого таланта быстро пропадает желание продолжать творить.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Юность

Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно.

Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам.

Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.

И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.

Юность Леонида была связана и с алкоголем.

По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.

Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.

Карьера

Как только Андреев оправился после потери отца, он попытался вновь начать писать и публиковаться. Первые произведения (вернее черновики рукописей) были отнесены им в одну из петербургских редакций, но уже через день их вернули с многочисленными издевками и сарказмом главного редактора о том, что «таланта в них не было видно ни грамма».

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Отчаявшись найти поддержку и финансовое благополучие в Петербурге, Леонид Андреев переезжает в Москву и поступает там на юридический факультет. Здесь уже его проблемы не остаются без внимания: друзья по комнате в общежитии входят в положение начинающего писателя и сбрасываются на то, чтобы тот мог спокойно творить.

В 1897 году Андреев с отличием заканчивает высшее учебное заведение и устраивается в одну из адвокатских контор города, занимаясь карьерой юриста вплоть до 1902 года.

В этот же период он начинает всерьез заниматься писательской деятельностью: сочиняет фельетоны и маленькие рассказы, носит рукописи сразу в две редакции газет «Курьер» и «Московский вестник».

Наконец в 1898 году Андреева с его рассказом «Баргамот и Гараська» публикуют в одном из номеров газеты, что становится его дебютом в мире писателей и позволяет заработать свой первый небольшой гонорар и немного славы.

Благодаря этому самому рассказу о Леониде Николаевиче узнает писатель Максим Горький, который приглашает его в книгоиздательное товарищество «Знание», объединявшее на тот момент многих начинающих и известных писателей и поэтов.

Жизнь в периоды революции и войны

Будучи человеком очень впечатлительным и невероятно вспыльчивым, Андреев всегда критиковал существующую в России власть.

В 1901 году выходит его рассказ «Жили-были», который публикует газета «Курьер».

За это произведение с Леонида Николаевича берут подписку о невыезде, так как в рукописи несколько раз упоминается некая «дружба с революционными друзьями», которой так опасается местная власть.

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Но подписанная бумага никак не отражается на поведении Андреева, который к 1905 году практически в открытую приветствует Первую русскую революцию, а спустя несколько месяцев укрывает у себя беглых членов РСДРП, за что зимой того же года попадает в Таганскую тюрьму. Но, к счастью, друзья, поддержанные им во время революции, не забывают о верном товарище и через 15 дней вносят за Леонида залог, под которым его выпускают на свободу.

Многие друзья Андреева искренне надеялись, что и события Первой мировой войны будут встречены писателем с воодушевлением, однако этого не случилось. Тот, наоборот, ругается с Максимом Горьким, старавшимся «возродить бунтарский дух» Леонида, и переезжает вместе с новой супругой на виллу, купленную в Италии.

Творчество и известные произведения

По мнению многих известных критиков, творчество Андреева всегда было более драматичным, чем у его коллег. Его начальные рассказы – «Баргамот и Агаська», «Город» ─ проникнуты невероятным скептицизмом и негативным отношением к жизни (возможно, сказывалось беднейшее существование самого писателя в этот момент).

Далее в произведения Леонида Николаева вплетается неверие в человеческий разум и рассудительность («Жизнь Василия Вифейского», «Стена»), а также спиритуализм и увлеченность религиозной тематикой. Известным произведением того периода становится рассказ «Иуда Искариот».

Жизнь и творчество Леонида Андреева

В периоды революции произведения Андреева отражали всё его стремление быть и бороться вместе с друзьями. К этому периоду относятся такие произведения писателя, как «Рассказ о семи повешенных», «Иван Иванович», «Губернатор», «Красный смех» и многие другие.

Личная жизнь

В найденных отрывках дневников, принадлежавших когда-то Леониду Николаевичу Андрееву, присутствует упоминание его первой любви – девушки, которую он встретил в 1890 году.

На протяжении четырех лет он пытался добиться её взаимности, но, по мнению библиографов, та была благородного происхождения и не могла ответить взаимностью бедному писателю.

В результате в 1894 году Андреев решает покончить жизнь самоубийством, но друзья вовремя приходят на помощь, и писатель отделывается лишь пороком сердца (к слову, именно это и убьет его в будущем).

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Карницкой и после некоторых раздумий переезжает вместе с ней в Италию. Там же рождается наследник – сын Даниил, который в будущем пойдёт по стопам отца и тоже станет писателем.  

Источник: https://stories-of-success.ru/leonida-andreeva

Биография и творчество Андреева Л.Н

Леонид Николаевич Андреев — прозаик, драматург, критик и публицист. Он родился 9(21) августа 1871 года в городе Орел в семье землемера. С 1882 по 1891 годы учился в Орловской гимназии.

Юноша много читал и был хорошо знаком с русской и иностранной (в переводе) литературой. В 1889 году умирает отец писателя. Семья осталась без средств и жила на заработки Леонида Николаевича (уроки, живописные работы).

Позже Андреев поступил на юридический факультет Петербургского, а потом Московского университета.

Первый рассказ Андреева появился в журнале «Звезда» в 1892 году. С 1895 года писатель сотрудничал с «Орловским вестником». Сам он началом творческого пути считал сотрудничество с конца 1897 года в новой демократической газете «Курьер».

Здесь он выступал как судебный репортер, фельетонист, беллетрист под псевдонимом Джемс Линч. М. Горький обратил внимание на писателя после первого же напечатанного рассказа в «Курьере» — «Бергамот и Гараська».

Благодаря Горькому в издательстве «Знание» вышла первая книга Андреева «Рассказы», которая принесла автору известность.

В произведениях Андреева трагическое мировосприятие сочетается с ярким общественным темпераментом, с умением быстро откликнуться на события современной жизни.

Во многих произведениях писателя затронута «проблема совести».

Он сумел раскрыть трагедию повседневной жизни даже в своих ранних рассказах и проявил себя тонким психологом. «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) и «Жили-были» (1901) вызвали наибольшее внимание критики.

В первом рассказе показан протест юного ницшеанца-самоубийцы против общества, обезличивающего человека, и против природы, рождающей посредственные натуры.

Во втором рассказе сталкиваются два мировоззрения — не связанное духовно с миром и любящее его.

Андреева волнуют страдания не только взрослых. Нет ничего более трагического, чем лишенные радости дети.

В рассказе «Петька на даче» (1899) замученный работой мальчик может вспомнить только несколько счастливых дней.

Сашка из рассказа «Ангелочек» (1899) тоже не знаком с радостями детства — восковой ангелочек, доставшийся ему из богатого дома, будит мечту о счастливой жизни. Но тает ангелочек, и вместе с ним исчезает мечта.

Некоторые рассказы Андреева вызывают ощущение тревоги, близкой катастрофы («В темную даль», 1900; «Набат», 1901).

В 1900-х годах произведения Андреева пользуются огромной популярностью. Писателя интересуют морально-этические и философские стороны человеческою бытия. Все возрастающее отчуждение и одиночество современного человека тревожило его.

Разобщенность людей, приводящую к духовной ущербности, равнодушие к судьбе Родины Андреев связывал не только с социальным неравенством и нуждой. Причину этого он видел в организации общества в целом («Город», 1902). Писатель показал, что разобщены и «благополучные» обыватели.

В рассказе «Большой шлем» (1899) персонажей связывает только многолетняя игра в винт. Герои настолько лишены индивидуальности, что писатель зовет их словом «они». Когда во время игры умирает один из игроков, остальных волнует только то, что у них нет теперь четвертого партнера.

Этот рассказ очень характерен для творчества Андреева.

Говоря об одиночестве, писатель не считал его неизбежным. Это состояние преодолимо через приобщение к горестям и радостям людей, через деятельную помощь им (рассказы 1900—1901 годов: «На реке», «В подвале», «Иностранец», «Жили-были»).

В своем творчестве Андреев затронул темы безумия и смерти («Мысль», 1902; «Жизнь Василия Фивейского», 1903; «Призраки», 1904). Андреев восхищался безграничными возможностями человеческой мысли, но попытки использования разума в разрушительных целях пугали его. («К звездам», 1905; «Полет», 1914).

Критики отмечали сложность, «непростоту» творчества Андреева (рассказы «Ложь», «Стена» — оба 1901). Он стремился выявить ирреальное в реальном. Многие литературоведы советовали Андрееву писать проще, но А. П. Чехов увидел в этой «непростоте» своеобразие таланта писателя; он был уверен, что «…это будет большое имя».

В 1903 году вышла первая повесть Андреева «Жизнь Василия Фивейского», полная социально-философских обобщений. В этой повести выражена авторская концепция человеческой личности — в сравнении со Вселенной человек ничтожен, у него нет судьбы, предопределенной свыше, его жизнь мрачна. Но осознание этого не сгибает человека.

Читайте также:  Повесть о двух городах - краткое содержание романа диккенса

Эта повесть вызвала большой интерес у читателей.

В 1904 году выходит рассказ «Красный смех». В этом произведении безумный ужас войны воплощен в символическом образе Красного (кровавого) смеха, господствующего на земле в 1904 году. Писатель показал антинародность и антигуманность войны, она воспринимается как безумство. Рассказ стал известен не только в России, но и за ее пределами.

Во время революции 1905 года Андреев не остался безучастным. Он даже попал в тюрьму за предоставление своей квартиры для заседания ЦК РСДРП. Вместе с тем, его нельзя считать сторонником партии большевиков. Он пишет пьесу «К звездам», прославляющую революционеров, и в это же время выходит его рассказ «Так было», в котором выражено сомнение в необходимости революции.

После революции 1905 года Андреев стремится выразить волнующую его мысль через обобщающие образы. Он размышляет о «вечных» вопросах жизни и смерти, борьбе добра и зла. Эти размышления присутствуют в пьесе «Жизнь человека» (1906). В ней прослежена человеческая жизнь от рождения до смерти.

В пьесе нет бытовой конкретности, она полностью условна. Это произведение драматурга вызвало споры. Критики ее оценивали по-разному. Условной является и пьеса «Царь Голод» (1907). Театральная цензура ее запретила. Тем не менее, стало очевидным, что в литературе появился драматург-новатор.

За пьесу «Жизнь человека» Андрееву была присуждена премия им. А. Грибоедова.

Как драматург, Андреев создал оригинальную художественную систему, выделившую его из числа других авторов. Критики иногда относили Андреева к символистам, но сами символисты (А. Белый, В. Брюсов, Вяч. Иванов, 3. Гиппиус) не считали его таковым. Андреев обладал собственным мировоззрением и творческим методом.

В 1907 году выходят новые рассказы Андреева. Они стали реакцией писателя на ренегатство и предательство, царившие в русском обществе помеле подавления революции.

В рассказе «Иуда Искариот» автор создал сложный психологический образ предателя. Иуда и любит и ненавидит проповедника добра. Он уверен, что зло господствует на земле, но всей душой хочет, чтобы прав оказался Христос. В предательстве Андреев обвиняет не только Иуду, но остальных учеников, не вступившихся за Иисуса.

В рассказе «Тьма» показана психология революционера-ренегата. Революционно настроенная критика осудила рассказ. Горький разорвал свою дружбу с писателем.

С 1909 года Андреев печатается в модернистских альманахах издательства «Шиповник».

Обостренный интерес писателя к проблеме совести и нравственного долга вновь проявился в романе «Сашка Жигулев» (1911), посвященном стихийному протесту романтически настроенной молодежи против подавления революции.

После 1910 года Андреев занимается активными поисками новых форм в драматургии. Он считает, что время острых интриг и коллизий прошло, поэтому внимание писателя должно быть направлено на внутренний мир человека, в глубь его подсознания. Наиболее полно его взгляды на театр выразились в пьесах «Собачий вальс» (1915) и «Реквием» (1916).

Эти искания писателя, снизили его популярность. В 1915 году выходит его пьеса «Конь в сенате» (1915) и рассказ «Полет». Этот рассказ сам Андреев ценил очень высоко, хотя ни одно из этих произведений не стало литературным событием.

В годы первой мировой войны Андреев сотрудничает в буржуазной газете «Русская воля». В 1916 выходит повесть «Иго войны», в которой писатель показал рядового человека, осознавшего, какие беды несет война. В последние годы жизни Андреев работал над романом «Дневник Сатаны».

В 1917 году началась Октябрьская революция, которую писатель не принял. Он уезжает в Финляндию и остается там навсегда после получения страной независимости. 12 сентября 1919 года А. Андреев скончался от разрыва сердца.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. — Мн.: Современный литератор, 2002

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/andreev_l_n/biografija_i_tvorchestvo_andreeva_l_n/100-1-0-2505

Краткая биография Андреева Леонида Николаевича и его творчество

Леонид Андреев в русской литературе начала XX века был известен как писатель, обладающий манерой создания произведений в жанре реализма. Знакомясь с его жизнью известно, что Андреев появился на свет в 1871 году в Орле достаточно состоятельной и образованной семье.

Отец у Леонида Николаевича был землемером, а мать же относилась к старинному польскому дворянскому роду. Анастасия Николаевна приобщала Леню к чтению с самого детства. Мальчик любил зачитываться произведениями приключенческого характера.

После знакомства с творениями Рида, Купера, Жюль Верна Андреев ставил небольшие сценки.

В 1882 году будущий писатель начинает учиться в классической гимназии. Здесь он увлекается изучением трудов Писарева, Толстого, философов Гартмана и Шопенгауэра. Во время своей молодости Андреев пережил несколько романтических романов, один из которых чуть не заставил его покончить жизнь самоубийством.

Далее он поступает в университет города Петербург, где начинает учиться на юриста. Но и здесь он ведет не очень хорошую жизнь, увлекаясь спиртными напитками и распутничая. После смерти отца их семье пришлось испытать финансовые трудности. В связи с этими событиями Андреева исключают из учебного заведения.

Однако ему удалось перевестись в Московский университет на тот же факультет.

Закончив вуз, писатель начал зарабатывать в качестве судебного хроникера и писать очерки в разные газеты, в том числе в московскую газету «Курьер».

Именно здесь Леонид Николаевич знакомится с Чеховым, Горьким, Вересаевым, Гиляровским. 5 апреля 1898 года в «Курьере» был напечатан первый рассказ писателя «Баргамот и Гараська».

После того, как Горький прославил Андреева за его талант перед всеми столичными журналами, писатель становится популярным. 

Вслед за этими произведениями выходят его творения «Петька на даче», «Ангелочек», «Алеша- дурачок». В 1901 году на средства Горького выходит книга Андреева «Рассказы», которая была высоко оценена не только реалистами того времени, но и Чеховым, Толстым, Михайловским. Однако, богатство и популярность не принесли счастья в личной жизни.

Недолог был у него брак с любимой женщиной Велигорской. Она умерла в 1906 году в Берлине, оставив ему второго сына Даниила, в будущем поэта, мистика, визионера, создавшего в сталинской тюрьме трактат «Роза мира». Тяжело переживая смерть супруги, в 1917 году он создает «Иуду Искариота», затем появляются «Мои записки».

Скончался писатель от сердечной болезни в Финляндии в 1919 году.

Биография 2

Леонид Андреев был рожден в 1871 году. Его семью нельзя было назвать бедной, соответственно, он получил стоящее образование. Первым место обучения стала орловская гимназия. Далее он зачислился в Петербургский университет. Творчество такого автора как Шопенгауэр очень интересовало Андреева в ту пору.

В недалеком будущем умер отец Леонида. Пережить это ему было сложно- он начал пить много алкоголя, урезал свое потребление пищи. Впоследствии такого поведения, был отчислен с университета. Но все же он сумел найти новое место обучения. Это был Юридический факультет Московского университета.

Этот человек ощутил неразделенную любовь. Не выдержав этого, он совершил попытку суицида. Видимо, чувство любви было очень сильным. Но последствия вовсе не были утешительными.

Из-за этого состояние его здоровья начало резко ухудшаться. Доктора оповестили его о страшной болезни- пороке сердца.

Материально обеспечивать семью ему приходилось самому. Ведь он имел братьев, сестер и мать, которые переехали к нему.

Андреев закончил университет в 1897 году. Вскоре после этого практиковался как адвокат. Произошло это весьма- таки неожиданно. Ему предложили место судебного репортера в газете. Всего через несколько дней он принес судебный отчет. Написан он был не обычным любителем, красиво и живо. Читать этот отчет было даже интересно.

И вот, наконец, он выпустил первое свое произведение. Оно было замечено и возымело похвалу от М. Горького.

Он даже во время войны продолжал свое творчество. В это время он пишет драму. Посвящается она военным событиям, происходящим в Бельгии.

Внучатая племянница Т. Шевченко стала женой Леонида Николаевича. Спустя некоторое время он издал сборник своих писаний с помощью Горького. Также в это время ему было запрещено выезжать куда-либо. Полиция разузнала, что писатель поддерживал революционеров.

На самом деле, его отношение к революционерам не можно было назвать односторонним. Сначала писатель был настроен против них. Леонид хотел разузнать больше о Советской верхушке. Но сделать он этого не успел из-за скорой смерти.

Писатель перебирался с одного места в другое. Германия, Капри, дача Горького- это и есть места пребывания Андреева.

Теперь подробнее о его творчестве. Первый опыт писателя он получил благодаря фельетонам, что в газете под названием «Курьер». Автор не использовал в подписи свое настоящее имя. Его псевдоним звучал так- Джеймс Линч.

Особого успеха добыть не удалось. Но в письме такого жанра как «реалистический рассказ» он был очень даже неплох. Его рассказы кое- что объединяет. И это характер персонажей.

Они являются циниками, имеют слабый дух, индивидуалистами.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Галилео Галилей
    Галилео Галилей был астрономом, физиком, математиком, философом и механиком. Он очень повлиял на науку свой эпохи и стал первым человеком, который начал пользоваться телескопом для наблюдения за небесными телами
  • Иван Данилович Калита
    Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.
  • Коваль Юрий
    Ю. Коваль родился 09.02.1938 года. Литература в жизни писателя присутствовала с первых его дней. Стихотворения автор начал сочинять еще сидя за школьной скамьей. Также, имел способности к рисованию. Перенимал опыт у скульпторов В. Лемпорта
  • Елена Васильевна Глинская
    Великая княгиня московская Елена Васильевна Глинская родилась в Москве в 1508 году в семье царя Василия II, также известного по прозвищу «Тёмный». Она росла умной и смышленой девушкой, учила иностранные языки, увлекалась живописью и искусством.
  • Александр Порфирьевич Бородин
    Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/andreev-leonid-nikolaevich

Писатель Леонид Андреев: обзор жизни и творчества

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно».

Зато много читал: Жюля Верна, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который так описывал встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы.

Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, — точно дирижировал.

Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия». После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. Первый сборник рассказов Андреева вышел.

Он понравился многим. Андреева заметили. Рассказ «Стена» — это некая аллегория (то , о что бьется человек). Люди пытаются пробиться сквозь стену. Люди гибнут, кровь льется. В рассказе «Бездна» герой совершает ужасную вещь. Эти рассказы объединены тем, что вокруг и внутри героев находилась кромешная тьма. Внутри человека находилась страшная темная звериная сила.

Бездна — это то, куда человек может падать всю жизнь. Этот рассказ вызвал настоящую бурю негодования. Образ бездны и стены – ключевые для творчества Андреева. Это абсолютные метафоры бессмысленного существования, которые закончатся поражением. Все рассказы Андреева были эмоциональны, подчеркнуты напряженным синтаксисом. Артура Шопенгауэра.

Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание — тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся.

Читайте также:  Жизнь и творчество шекспира

Окончив в 1897 университет кандидатом права, Андреев служит помощником присяжного поверенного, выступает в суде в качестве защитника.

В 1897 начинается и систематическая литературная деятельность Андреева, хотя первое его выступление в печати состоялось в 1892, когда он в журнале «Звезда» опубликовал написанный им для заработка рассказ о голодающем студенте «В холоде и золоте».

  • В это же время Андреев начинает печататься, однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна.
  • Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ.
  • В 1896 году он знакомится с будущей женой — Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве адвоката.

Судебная практика дала сюжеты многим репортажам Л. Андреева, которые публиковались в газете «Курьере» и «Московском вестнике». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch».

В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который так описывал встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы.

Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, — точно дирижировал.

Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго.

Первый сборник рассказов Андреева вышел. Он понравился многим. Андреева заметили.

Рассказ «Стена» — это некая аллегория (то , о что бьется человек). Люди пытаются пробиться сквозь стену. Люди гибнут, кровь льется.

В рассказе «Бездна» герой совершает ужасную вещь.

Эти рассказы объединены тем, что вокруг и внутри героев находилась кромешная тьма. Внутри человека находилась страшная темная звериная сила. Бездна — это то, куда человек может падать всю жизнь. Этот рассказ вызвал настоящую бурю негодования.

Образ бездны и стены – ключевые для творчества Андреева. Это абсолютные метафоры бессмысленного существования, которые закончатся поражением.

Все рассказы Андреева были эмоциональны, подчеркнуты напряженным синтаксисом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5a7e89145f496725d507236e

Презентация к уроку по литературе на тему: Презентация по творчеству Леонида Андреева | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Учитель литературы МБОУ Видновской СОШ №6 Протасова И.И.

Слайд 2

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев.

Совсем близкая — рукой подать — Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила.

Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

Слайд 3

В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом — долгие годы умолчания.

Слайд 4

Второе «открытие» творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника «Рассказов». Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений — лишь этап постижения этого замечательного писателя .

Слайд 5

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году. Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».

Слайд 6

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, «учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три».

Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры.

Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого».

Слайд 7

Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только… рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом».

И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш.

Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.

Слайд 8

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов — Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста («Гостинец»), Сашка («Ангелочек») и другие — жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида…

Слайд 9

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ — «о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись».

Слайд 10

Литературный дебют — рассказ «В холоде и золоте» (ж. «Звезда», 1892, № 16).

Слайд 11

Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете «Московский вестник» для написания очерков «Из залы суда». И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. «Он был написан хорошим литературным языком, очень живо…

Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа»- вспоминал сотрудник «Московского вестника». Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале.

В тёс же, довольно быстро закрывшемся «вследствие финансового худосочия», Андреев публикует рождественский очерк «Что видела галка» и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку «Оро». Л.Андреев. Художник Серов

Слайд 12

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца, 6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету «Курьер». Андреев вскоре начинает печатать в «Курьере» фельетоны, которые подписывает «James Lynch» и «Л.- ев» и рассказы.

Слайд 13

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан «под влиянием Диккенса», которого очень любил, перечитывал «раз десять»; рассказ «Баргамот и Гараська». Он решил судьбу Андреева.

: на него обратил внимание Максим Горький.

Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями — Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным — образовали тесное литературно-артистическое содружество.

  • Слайд 14
  • Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество «Знание», учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.
  • Слайд 15

Уже в сентябре в популярном петербургском «Журнале для всех», появляется «Петька на даче». Еще раньше в «Нижегородском листке» печатается «Памятник»; завязываются отношения Андреева с журналом «Жизнь»- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

Слайд 16

Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования.

Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения.

Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.

Слайд 17

Сюжеты Андреев почти не выдумывал — он просто умел их выделить из происходящего вокруг.

Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника («Молчание»), купец Кошеверов и дьякон Сперанский («Жили-были»),- все это было «на самом деле».

Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым «маленький человек» о том, «какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного»? Едва ли, например, герою рассказа «У окна», оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: «Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!» Однако именно такого рода «тяжелая, мучительная работа» («Ангелочек») происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.

Слайд 18

В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Л.Андреев. Художник И.Репин.

Слайд 19

Повесть «Красный смех » (1904), написанная в разгар русско-японской войны, оказалась самой заметной из подобных его творческих «неудач»; как и некоторые драматические произведения Андреева («Жизнь человека», «Царь Голод»), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии.

Но в данном случае сходство было только стилевое; «вопли нужды», возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью.

Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что «земля сошла с ума»: похожая на голову, «с которой содрали кожу», с мозгом, красным «как кровавая каша», она кричит и смеется; «это красный смех».

Слайд 20

В литературных сборниках «Знание» опубликованы: повесть «Жизнь Василия Фивейского» (кн. 1, 1904); рассказ «Красный смех» (кн. 3, 1905); драмы «К звездам» (кн. 10, 1906) и «Савва» (кн. 11, 1906) рассказ «Иуда Искариот и другие» (кн. 16, 1907).

Слайд 21

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.

Слайд 22

«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске — смерть». Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».

Слайд 23

В 1956 г. его останки были перезахоронены в г. Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Слайд 24

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века.

Слайд 25

К сожалению, в экспозиции музея сохранилось мало подлинников. Но самый красивый экспонат-рояль семьи Андреевых, после многих приключений был возвращен в дом.

Слайд 26

Бюст русского писателя Л.Н. Андреева у здания юридического факультета Орловского Государственного университета

Слайд 27

ТОЛСТОЙ И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ Фотография В. Ф. Булгакова, 22 апреля 1910 г., Ясная Поляна Институт русской литературы АН СССР, Ленинград

Слайд 28

Рассказы «Ангелочек» (1899) «Баргамот и Гараська» (1898) «Бездна» (1901, стал основой одноименной оперы В.

Ребикова, 1907) «Бен-Товит» (1905) «Большой шлем» (1899) «В подвале» (1901) «В тёмную даль» (1900) «Герман и Марта» (1914) «Город» (1902) «Губернатор» (1905) «Два письма» (1916) «Елеазар» (1907) «Жертва» (1916) «Жили-были» (1901) «Земля» (1913) «Иван Иванович» (1908) «Из жизни штабс-капитана Каблукова» (1898) «Из рассказа, который никогда не будет окончен» (1907) «Иностранец» (1901) «Красный смех» (1904) «Кусака» (1901) «Марсельеза» (1905) «Мельком» (1899) «Мои записки» (1908) «Молчание» (1900) «Мысль» (1902) «Нет прощения» (1904) «Он» (1913) «Ослы» (1915) «Петька на даче» (1899) «Полёт» (1913) «Правила добра» (1911) «Предстояла кража» (1902) «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы» (1910) «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) «Рассказ о семи повешенных» (1909) «Случай» (1901) «Стена» (1901) «Так было» (1906) «Тьма» (1907) «У окна» (1899) Пьесы «Анатэма» (1909) «Анфиса» (1910) «Дни нашей жизни» (1909) «Жизнь человека» (1907) «К звёздам» (1906) «Савва» (1907) «Царь Голод» (1908) «Gaudeamus» (1910) Романы и повести «Дневник Сатаны» (1919) — не окончен «Жизнь Василия Фивейского» (1903) «Иго войны» (1916) «Иуда Искариот» (1907) «Сашка Жегулёв» (1911)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/10/prezentatsiya-po-tvorchestvu-leonida-andreeva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]