В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.
Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин.
Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.
Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».
Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический.
С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен.
Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.
Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?
Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина.
Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.
Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.
Если же вспомнить другого классика русской литературы — Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется — она и усмиряет».
Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».
Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.
Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен.
Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.
И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…
Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ.
Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя.
Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.
И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».
Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.
В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/leskov-n-s/ocharovannyj-strannik/4815-russkij-natsionalnyj-kharakter-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik
Сочинение на тему “Русский национальный характер в произведении Л. Н. Толстого “Война и мир”
Начнем с немцев. Главная черта, которая отличает их, — это правильность, четкость во всем; немцы всегда руководствуются разумом, чувство для них стоит на втором месте.
Совсем другие французы. Одна из характерных черт — это любовь к красивым и пышным фразам. Для Толстого французское значит неестественное. Не случайно все пышные, наигранные фразы произносятся по-французски.
Поэтому Толстой и включил в текст такое множество французских изречений и заставил некоторых своих героев часто говорить на этом языке. Дело в том, что в начале XIX века французский язык стал языком, на котором говорил весь высший свет.
Но одно дело — салонная речь, которая была уместна в светских беседах, а другое дело — интимный разговор героев по-французски, это кажется уже неестественным.
Достаточно вспомнить сцену объяснения Пь,ера в любви Элен. Не случайно фраза «Я вас люблю» произноситедпо-французски, мне кажется, что Толстой хочет еще раз’ подчеркнуть, как лживо и неестественно может быть даже Такое чувство, Kak любовь. И во втором томе, во время объяснения Пьера и Элен после дуэли, Толстой еще раз подчеркивает грубость и фальшивость развращенной Элен.
«— Вы верите всему, что вам скажут. Вам сказали… — Элен засмеялась, — что Долохов мой любовник, — сказал она по-французски, с своею грубою точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово».
Но центральное место в романе занимает, конечно, русский характер во всем его многообразии.
Русское начало Толстой анализирует во всех сферах жизни: семейной, народной, социальной и духовной.
Для раскрытия русского национального характера Толстой использует приемы психологического анализа. Русский характер проявляется у героев в соприкосновении с природой, с музыкой, с народом, в звездные минуты.
Посмотрим, какой же русский национальный характер проявляется в такой сфере жизни, как семья. Мы, безусловно, можем сказать, что русские черты более полно воплощаются в семье Ростовых.
Ростовы — это самая русская семья, с русскими традициями. «Редко кто умел так, на широкую руку, хлебосольно устроить пир».
Они чувствуют и понимают все русское, потому что чувства играют главную роль в этой семье.
Ярче всего это проявляется у Наташи. Из всего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». В Наташе изначально заложен русский национальный характер.
В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем, неожиданно для всех, она начинает танцевать, и «страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею».
Все были поражены ее умением понять все то, что было во всяком русском человеке.
«Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
Настал 1812 год. И в это страшное и тяжелое время для России Наташа не Остается в стороне. Она понимает, что ничем не может помочь Росший, но и оставаться безучастной не в ее силах.
Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются из города. В Москве много раненых, нужны подводы. И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется.
Она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают русские люди.
Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей, в некоторые моменты она даже губит его. И тем не менее русское начало, которое в нем заложено, помогает Андрею в кризисные моменты его жизни.
Оно помогает ему понять всю лживость и лицемерность Наполеона, его кумира.
«Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему».
Русский национальный характер Толстой раскрывает у героя и в столкновении его с природой. Только человек с русской душой, по Толстому, способен понять и почувствовать поэтичность природы.
Можно вспомнить хрестоматийный эпизод. Ночь в Отрадном: Наташа не может понять Соню, которая говорит, что нужно спать, ее переполняют чувства.
«Ну как можно спать! Да ты смотри, что за прелесть! […] Ведь эдакой прелестной ночи никогда не было».
Толстой еще раз подчеркивает, что только такой человек, как Наташа, то есть человек, у которого на первом месте стоят чувства, а не разум, может понять и почувствовать всю красоту и гармонию русской природы.
Немаловажное место для раскрытия истинно русского характера играет русский народ. Толстой резко разграничивает такие два понятия, как истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых живет русское начало.
Если сравнить русский патриотизм с немецким, то можно заметить, что русский патриотизм строится одинаково как на любви к людям, так и на ненависти к врагам, а немецкий только на ненависти к врагам, у них нет никакой любви к людям, везде виден расчет.
Достаточно вспомнить эпизод на мосту, когда К. Б.
Шуберт сообщает о том, сколько раненых и убитых было после сражения, в его голосе слышится какая-то удовлетворенность, и Николай Ростов, присутствующий при этом, принять такой разговор никак не может, так как за этими голыми цифрами стоят люди.
Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для Родины, то есть только тогда, когда «потревожен рой». Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солдаты только выполняют свой воинский долг.
Если в кампании 1805—1807 гг. русскую армию возглавляли иностранцы, то, когда война перешла на территорию России, все поняли, что во главе армии должен быть обязательно русский человек, который сможет понять и осуществить волю народа, сможет овладеть народными массами.
Нет, нельзя говорить, что такие генералы, как Барклай де Тол-ли или Бенигсен, были плохими генералами, напротив, это были очень талантливые полководцы, но по национальности своей они не были русскими, и поэтому народ не чувствовал к ним доверия, они не могли до конца понять русский народ. И таким человеком, чувствующим волю народа, явился Кутузов.
Толстой также различает скрытый патриотизм и патриотизм напоказ. Показной патриотизм — это лживость,» неестественность. Эта идея скорее всего приходит к Толстому из Евангелия, из «Нагорной проповеди». «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. И Отец твой, видящий тайны, воздаст тебе явно».
В романе Толстой показывает нам два начала в русском характеред воинствующее и мирное. Воинствующее начало Толстой обнаруживает в Тихоне Щербатом.
В нем подчеркнута дисгармония, но Толстой не осуждает это,начало, напротив, он говорит, что Тихон был-4самым полезным и храбрым человеком в отряде»: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».
Воинствующее начало неизбежно должно явиться во время .народной войны. Это — проявление воли народа.
Совсем другой человек — Платон Каратаев. В его образе Толстой изобразил мирное, доброе, душевное начало. Самое главное — это прикрепление Платона к земле. В нем отсутствует открытый протест, его пассивность можно объяснить его внутренней верой в то, что все равно в конце концов побеждают добрые и справедливые силы и, самое главное, нужно надеяться и верить.
Толстой не идеализирует два этих начала. Он считает, что в человеке есть обязательно как воинствующее, так и мирное начало. А изображая Тихона и Платона, Толстой изображает две крайности.
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что способность героя приблизиться к народу и чувствовать русское начало — один из принципов психологического анализа Толстого.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-russkij-naczionalnyj-harakter-v-proizvedenii-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Темы сочинений — Тема русского национального характера — Сочинение
- Рассказ «Русский характер» А.Н. Толстого
- Рассказ «Судьба человека» М .А. Шолохова
Тема сочинения 1. Мотив жизненных испытаний, через которые автор проводит своего героя.
Тема сочинения 2. Патриотизм, душевная стойкость, мужество, отзывчивость, доброта, великодушие — как характерные черты русского человека.
- Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова
- Поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского
Тема сочинения 1. Собирательность, обобщенность, типичность образа главного героя.
Тема сочинения 2. Близость образа главного героя к фольклорной традиции (образ сказочного солдата, мастера на все руки, вышедшего победителем из всех испытаний).
Тема сочинения 3. Любовь к Родине, храбрость, душевная стойкость, смекалка и трудолюбие, великодушие — как главные личностные черты героя.
Тема сочинения 4. Образ дороги как символ жизненного пути героя.
- Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого
- Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова
Тема сочинения 1. Патриотизм как основа характера русского человека (Ростовы, Болконские, Василий Денисов, Тимохин, Тушин, старостиха Василиса, Тихон Щербатый).
Тема сочинения 2. Русский характер показан через отношение к природе, семье, общенародной жизни.
- Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого
- Повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова
Тема сочинения 1. Глубинное исследование автором особенностей русской души.
Тема сочинения 2. Поиски смысла жизни как основа отношения русского человека к миру (Иван Флягин и Андрей Болконский, Пьер Безухов).
- Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова
- Повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова
Тема сочинения 1. Мотив дороги, странствий, обретающий затем символический смысл, — как воплощение жизненного пути героя, его исканий, судьбы.
Тема сочинения 2. Авторская мысль о непростой, драматической судьбе русского человека.
- Повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова
- Сказ «Левша» Н.С. Лескова
Тема сочинения 1. Глубинный авторский анализ русской души.
Тема сочинения 2. Авторская мысль о непростой, драматической судьбе русского человека.
Тема сочинения 3. Мотив испытаний, через которые автор проводит своего героя.
Тема сочинения 4. Тема дороги, обретающая в ходе развития действия символический смысл, — становящаяся символом жизненного пути героя.
- Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова
- Сказ «Левша» Н.С. Лескова
Тема сочинения 1. Патриотизм, терпение, внутренняя стойкость, душевная чистота, талант и трудолюбие, доброта и великодушие — как основные личностные черты героя, воплощающего русский национальный характер.
Тема сочинения 2. Мотив испытаний, через которые автор проводит своего героя.
Тема сочинения 3. Авторская мысль о непростой, драматической судьбе русского человека.
Тема сочинения 4. Тема дороги, обретающая символический смысл, — как символ жизненного пути героя, его судьбы.
Источник: https://sochineniye.ru/temy-sochinenij-tema-russkogo-natsionalnogo-haraktera/
Проблема русского национального характера..
Сочинение по тексту:
Тайна русской души — предмет философских рассуждений большинства отечественных деятелей культуры и искусства, да и общества в целом.
Споры об этой загадочной самобытности характера не утихают на протяжении многих веков российской истории, и, конечно же, разговор о национальном характере не может вестись в отрыве от природы и тех богатств, которыми наше страна одарила проживающих на её огромной территории. Так и философ Иван Ильин в своём тексте затрагивает проблему русского национального характера.
Автор говорит о неисчерпаемых природных богатствах, которыми одарила нас Россия, и положительных качествах русского человека, сумевших развиться на этой щедрой земле: он «благодушен, лёгок и даровит».
Моральные устои, не навязанные нам извне, а естественным образом присутствующие в психике русского человека, неразрывно связаны с историей России и православной верой. Ильин приводит в пример монастырские трапезы, во время которых каждый «славит Бога», молитвы, с которыми мы берёмся за дело.
Он подчёркивает, что жизнь по Божьим законам воспитала в нашем народе щедрость и милосердие, любовь к бедным и всепрощение. Однако перечисление этих душевных качеств сопряжено у Ильина с горькими размышлениями о том, что мы не умеем правильно распоряжаться тем благом, которым одарила нас жизнь: «не ценит русский человек своего дара».
Обманчивая лёгкость, с которой нам удаётся творить и работать, ведёт к лености и праздности — ещё одним неотъемлемым чертам национального характера: русский «ищет лёгкости и не любит напряжения».
К сожалению, как замечает Ильин, «беспечное дитя вдохновения» не осознает, что «талант без труда — соблазн и опасность», в нашем характере — упование на Бога и нежелание действовать самому. От этого и происходят многие беды: безрассудство и непонимание угрозы ведёт к непоследовательности и растранжириванию таланта русской души («чтобы срубить одно дерево, погубит пять», «не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости»).
Философ и писатель не даёт чёткого ответа, как русскому человеку перебороть эти пагубные черты характера, но в его словах читается наставление каждому из нас: мы должны задуматься и наконец-то понять, что «соблазн бесхозяйственности, беспечности и лени» может привести страну к краху, ведь природные богатства не даются легко, их необходимо разумно и терпеливо добывать «из-под спуда». Этому мешает ложная уверенность в беспредельности русской природы и своей врождённой одарённости, из-за которой мы совершаем бездумные поступки и не реализовываем до конца заложенный в нас потенциал. По мнению Ильина, каждый должен работать над собой и преодолевать в себе слабохарактерность. Дисциплина и воля — те черты, которым только предстоит научиться русскому человеку.
Я не могу не согласиться с позицией автора.
Русскому человеку выпала большая удача родиться на этой земле и без малейших усилий получить в своё распоряжение как простор русской территории и её щедрые дары, так и бескрайние душевные силы, особый, противоречивый склад психики, не имеющий аналогов в других уголках планеты. Но это же наложило на нас бремя ответственности, с которым мы зачастую не справляемся.
Наиболее полно и вдумчиво проблема двойственности русского характера рассматривалась в классической литературе, например, в романе И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении создаётся образ русского человека с его многогранным характером, в котором столкнулись самые пагубные и самые благородные черты, не позволяющие герою реализовать свой потенциал.
В Обломове странным образом соединились щедрость и доброта, глубина мыслей и при этом — лень, бездеятельность, бесцельная мечтательность. «Обломовщина» состояние общества, которое вследствие патриархального уклада и воспитания в атмосфере покоя и безмятежности потеряло способность к действию и самостоятельной жизни.
Но в русском характере при этом не пропадает стремление к познанию, духовному совершенствованию и жизни на благо других.
Другим примером может послужить поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в которой одной из главных тем является особый русский путь и национальный характер, которому ещё предстоит реализоваться полностью.
По мнению писателя, живая русская душа не умерла в крестьянах, хотя они, находясь под гнётом крепостничества, не способны в полной мере проявлять свои душевные силы, их благие порывы постепенно затухают.
Воспевая широту и щедрость русской души, меткость русского слова, талантливость мастеров из народа, Гоголь не идеализирует крестьян.
Он указывает на пороки, присущие русским людям: неспособность доводить дело до конца («цель будет прекрасна, а при всём том ничего не выйдет»), праздное глубокомыслие, безалаберность. Прекрасные порывы народного характера превращаются в свою противоположность в условиях неволи и нищенской жизни.
Таким образом, Иван Ильин убеждает нас в том, что русскому человеку многое дано свыше, но, чтобы воспользоваться этим благом и распорядиться им правильно, нужно приложить усилия, воспитать в себе волю и перебороть внутреннюю склонность к лени и праздности.
Текст И.Л. Ильина:
(1)Россия одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. (2)Правда, они далеко не всегда даны нам в готовом виде: многое таится под спудом; многое надо добывать из-под этого спуда.
(3)Но знаем мы все, слишком хорошо знаем, что глубины наши, — и внешние, и внутренние, — обильны и щедры.
(4)Мы родимся в этой уверенности, мы дышим ею, мы так и живём с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», что «на всех хватит, да ещё и останется»; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряжённых с ним опасностей…
(5)От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. (6)Русская душа легка, текуча и певуча, щедра и нищелюбива, — «всем хватит и ещё Господь пошлёт»…
(7)Вот они — наши монастырские трапезы, где каждый приходит, пьёт и ест, и славит Бога. (8)Вот оно наше широкое гостеприимство.
(9)Вот и эта дивная молитва при посеве, в которой сеятель молится за своего будущего вора: «Боже! Устрой, и умножь, и возрасти на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего и произволяющего, благословляющего и неблагодарного»…
(10)И если в простых сердцах так обстоит, то что же думать о сердце царя, где «всей Руси было место» и где был источник любви, справедливости и милости для всех «сирот» без изъятия?…
(11)Да, благодушен, лёгок и даровит русский человек: из ничего создаст чудесное; грубым топором — тонкий узор избяного украшения; из одной струны извлечёт и грусть, и удаль. (12)И не он сделает; а как-то «само выйдет», неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется.
(13)Не ценит русский человек своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда — соблазн и опасность. (14)Проживает свои дары, проматывает своё достояние, пропивает добро, катится вниз по линии наименьшего сопротивления.
(15)Ищет лёгкости и не любит напряжения: развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. (16)И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» — значит «ничье»; и потому чужое ему не запретно. (17)Не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости.
(18)И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени — об этом должны быть теперь все наши помыслы…
(По И.Л. Ильину)
Источник: https://vopvet.ru/news/problema_russkogo_nacionalnogo_kharaktera/2015-06-22-1512
Русский национальный характер левши – сочинение — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Центрального персонажа сказа Николая Семеновича Лескова можно назвать собирательным образом. Русский национальный характер Левши проявляется в его внутренний качествах, воплотивших лучшие черты простого русского народа.
Содержание
- Патриотизм
- Стойкость
- Трудолюбие
Патриотизм
Главное качество, присущее Левше и символизирующее весь народ, – любовь к Родине. Это проявляется во всех поступках героя. Левша и другие тульские мастера бескорыстно соглашаются на предложенную им работу – видоизменить известную английскую блоху. Подковав ее, персонажи демонстрируют всему миру авторитет России как страны с творческими и по-настоящему великими личностями.
Когда Левша приезжает в Лондон, англичане просят его остаться, однако герой отказывается, потому что понимает, что он не сможет существовать отдельно от своей Родины.
И если Россия может без Левши, в соответствие с дальнейшим сюжетом, то Левша без России не может. Герой думает о ней постоянно.
Даже перед смертью Левша старается донести до русского народа важную информацию, которая смогла бы спасти всех от результатов войны.
Всегда быть на стороне Родины и всегда бороться ради ее блага – вот в чем проявился русский характер в Левше.
Стойкость
Н. С. Лесков в своем произведении рисует далеко не идеализированные картины. Писатель показывает несправедливое отношение других персонажей к Левше.
Ярким эпизодом стало то, что Платов начинает выдирать волосы на голове главного героя. Левша держится очень стойко. Читатель понимает, что таким действиям персонаж подвергается не впервые.
Здесь Левша выражает общенародную позицию – перетерпеть, выстоять во что бы то ни стало.
Трудолюбие
Русский человек всегда отличался своим ответственным и трудолюбивым отношением к работе. В «Левше» это подчеркивается эпизодом работы над изменением блохи.
Целых три дня тульские мастера, среди которых выделяется образ Левши, делали блоху, причем они не отвлекались от своего дела ни на минуту.
Левша же отличается еще большим упорством, так как именно ему пришлось выковывать гвоздики, с помощью которых крепились подковы. Эта нелегкая работа является свидетельством трудолюбия как Левши, так и всего русского народа.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Русский национальный характер Левши», рассмотрит внутренние качества главного героя сказа Н. С. Лескова, которые присущи всему русскому народу – патриотизм, стойкость характера и трудолюбие.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/19934-rysskii-nacionalnyi-harakter-levshi-sochinenie.html
Сочинение на тему: Русский национальный характер в повести Очарованный странник, Лесков
Главная>Сочинения по произведению Очарованный странник
Русский национальный характер
Многие люди считают Н. С. Лескова самым русским писателем, так как он шире всех знал русский народ таким, каков он на самом деле. Одной из вершин его творчества является повесть «Очарованный странник» о настоящем русском богатыре, в чьем лице наиболее широко раскрыт русский национальный характер.
Повесть отличается глубиной и искренностью, обнажая как светлые, так и темные стороны характера. Главный герой Иван Северьяныч обычный человек из народа, родившийся и выросший в Орловской губернии. Вся его жизнь — это череда разнообразных событий, как важных, так и второстепенных.
Через эти связанные между собой события писатель раскрывает истинный образ героя, подводя повесть к логическому завершению.
Чем больше читаешь про скитания Ивана Флягина по необъятной стране, тем яснее проглядывают в нем черты русского человека. У него дерзкий и в то же время добрый характер. Он обладает неуемной силой духа и жизненной силой. Прослеживая путь его жизни, можно понять, что он достиг очищения. Все грехи, которые он когда-то осознанно или неосознанно совершал, были вымолены и выстраданы.
В своем отношении к жизни он достиг истинно народной мудрости и, в конце концов, превратился в настоящего русского богатыря. Детство и юность у Ивана были тяжелыми. Он не раз становился на неверный путь, но следуя своему внутреннему голосу, сходил с него. Однажды, будучи молодым форейтором, он забил до смерти бедного монаха. Это событие мучило его до конца жизни.
Все остальные грехи его были оправданными.
Автор показывает, что его герой далек от идеала, но он настоящий, живой человек, который в равной степени обладает как недостатками, так и достоинствами. Судьба Ивана не раз делала крутые повороты, что соответствовало его импульсивному характеру. Но каждый раз он руководствовался своими внутренними порывами, а не рассудком и был по-своему прав.
Некоторые его действия были и вовсе необъяснимы. Например, его желание повеситься, когда невмоготу было больше в саду бить камешки молотком, или нежелание возвращать ребенка родной матери, а затем побег с той же самой матерью и ребенком. Нет в его поступках ни капли логики или рациональности, но именно так проявляется искренность русского характера.
Особенно ярко показана наивность и простосердечность этого героя. На определенном этапе он спас семью графа, который предложил ему за это выбрать любое вознаграждение. Иван, недолго думая, пожелал гармошку, которую тут же выбросил.
Все свои деньги, которые он зарабатывал у князя, обманувшего Грушеньку, он оставлял хозяину, перед тем как пойти в трактир. В итоге он отдал все сбережения в монастырь, как вклад за душу глубоко любимой им Груши и отправился на войну.
Ради красивой лошади, которая ему понравилась, он готов вступить в бой с татарином и терпеть десять лет плена. Услышав пение Груши, он бросил ей под ноги пять тысяч казенных денег, восхищаясь ее красотой.
Одним словом, русский характер настолько противоречив, что его сложно до конца понять. Но именно в этих контрастах и противоречиях и кроется гармония.
- см. также:Другие сочинения по произведению Очарованный странник, Лесков
- Характеристики главных героев произведения Очарованный странник, Лесков
- Краткое содержание Очарованный странник, Лесков
- Краткая биография Николая Лескова
Источник: https://www.sdamna5.ru/russky_ocharovatelny
«Очарованный странник»: Русский национальный характер | Литерагуру
(350 слов) Н. С. Лесков относится к плеяде писателей, которые считали целью своих произведений исследование народного быта, формирующего исключительный русский национальный характер.
Повесть «Очарованный странник» рассказывает о противоречивой судьбе простого человека – подневольного, необузданного в своих порывах крепостного, который отдал себя священному служению людям и стране.
Всю жизнь он находился в состоянии духовного осмысления собственного существования и нашел смысл жизни.
Иван Северьяныч Флягин прошел сквозь череду нравственных испытаний – от непреднамеренного убийства ни в чём не повинного монаха до добровольной службы вместо сына совершенно незнакомой пожилой пары.
Каждый раз герой выносит определённые уроки и всегда пребывает в неутомимом поиске своего предназначения, серьёзно задумываясь над тем, какое место занимает среди людей.
Он учится не только благочестиво жить, принимать должные решения, но и жертвенно любить.
«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», – задумчиво говорит о себе Иван Флягин. Мятежная русская душа отчаянно искала себе пристанища.
Его бросало от одной судьбы к другой, но каждая из них неизменно оставалась чуждой: гонимый из родного имения, толком не знающий жизни юноша через несколько лет вновь туда вернулся мужчиной, уже имеющим определённый опыт.
Флягин будто прожил запланированный для него свыше цикл и обрёл, наконец, шанс на новую жизнь – ту, которая была предначертана ему ещё до появления на свет.
Но, как и прежде, героя поджидают моральные испытания: сердечная привязанность к цыганке Груше, научившая его воспринимать мир с большей долей открытости и сострадания, и внезапная потеря полюбившейся женщины; добровольный уход в рекруты вместо сына убитой горем пожилой четы; самоотверженная служба на неспокойном Кавказе; получение офицерского чина, возвращение на родину, безуспешные попытки прибиться к актёрскому балагану. И лишь после окончательного осознания неправильности своих действий он принял необходимость прихода к умиротворённой монастырской жизни.
Но даже за стенами обители Флягину не удаётся найти истинного спокойствия, слишком свежими в трепетной душе остаются воспоминания о пережитом.
Поэтому он делится со спутниками своим последним желанием – поклониться и помолиться перед Зосимой и Савватием перед тем, как, отдавшись преданной любви к своей родине, снова отправиться на службу и принять на себя все тяготы войны.
В конце жизни Иван Северьяныч Флягин всё-таки находит своё истинное предназначение в твёрдой приверженности народу и своей стране, готовясь даже умереть за них.
Мария Гуцало
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/ocharovannyj-strannik-russkij-natsionalnyj-harakter/
Изображение русского национального характера в повести Н. Лескова «Очарованный странник»
В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из найденных им типов стал герой повести «Очарованный странник».
Мы знакомимся с Иваном Флягиным во время путешествия автора-рассказчика по Ладожскому озеру. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем. Слова «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, напоминающий дедушку Илью Муромца…
» можно рассматривать в качестве определяющего ориентира к авторскому пониманию этого образа.
Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении.
Из каждого этапа жизни герой выносит определенный опыт, делает какие-либо выводы. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха, который заснул на возу с сеном.
И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.
Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом и делает так, как велит ему сердце.
Затем Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому человеку тоска по родимой земле.
Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам, вспоминает, как волнуется «серебряное море». Часто представляет он русскую степь, коорой нет ни конца, ни края. Видится ему и монастырь или храм, которому в татарских краях неоткуда взяться.
Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится по-православному. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь, которую он ведет в плену, он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Как только представляется случай бежать, он им пользуется.
Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь.
Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его, перерождает нравственно. Он снова совершает преступление — толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это не походя (как в случае с монахом), а для того чтобы спасти душу женщины.
Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.
И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг.
После этого он рассказывает командиру всю правду о себе, раскрывает «прежнее бытие и звание». Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником».
Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.
Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни, когда реальность порой оказывается зыбкой, а видения реальностью.
Очень многое кажется перевернутым с ног на голову. Например, убиенный монах, являясь к Флягину, называет его своим братом и плачет о его судьбе. Груша, которую герой должен был убить, чтобы душа ее не страдала, становится его ангелом-хранителем.
Она спасает его, когда во время военной службы он попадает в опасную ситуацию.
Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души.
Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник — скиталец — странник — праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жаеет кошку, отсекая у нее хвост.
Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра.
Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.
В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти и говорит, что ему «за народ помереть хочется».
Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.
В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека — жить для других, отдавая всего себя своему народу.
Источник: https://5litra.ru/soch/1023-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-haraktera-v-povesti-n-leskova-ocharovannyy-strannik.html
Проблема русского национального характера
⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 35Следующая ⇒
Текст
(1)Россия одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. (2)Правда, они далеко не всегда даны нам в готовом виде: многое таится под спудом; многое надо добывать из-под этого спуда.
(3)Но знаем мы все, слишком хорошо знаем, что глубины наши, — и внешние, и внутренние, — обильны и щедры.
(4)Мы родимся в этой уверенности, мы дышим ею, мы так и живем с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», что «на всех хватит, да еще и останется»; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряженных с ним опасностей…
(5)От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. (б)Русская душа легка, текуча и певуча, щедра и нищелюбива, — «всем хватит и еще Господь пошлет»…
(7)Вот они — наши монастырские трапезы, где каждый приходит, пьет и ест, и славит Бога. (8)Вот оно наше широкое гостеприимство.
(9)Вот и эта дивная молитва при посеве, в которой сеятель молится за своего будущего вора: «Боже! Устрой, и умножь, и возрасти на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего и произволяющего, благословляющего и неблагодар-
ного»… (10)И если в простых сердцах так обстоит, то что же думать о сердце царя, где «всей Руси было место» и где был источник любви, справедливости и милости для всех «сирот» без изъятия?…
(11)Да, благодушен, легок и даровит русский человек: из ничего создаст чудесное; грубым топором — тонкий узор избяного украшения; из одной струны извлечет и грусть, и удаль. (12)И не он сделает; а как-то «само выйдет», неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется.
(13)Не ценит русский человек своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда — соблазн и опасность. (14)Проживает свои дары, проматывает свое достояние, пропивает добро, катится вниз по линии наименьшего сопротивления.
(15)Ищет легкости и не любит напряжения: развлечется и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. (16)И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» — значит «ничье»; и потому чужое ему не запретно. (17)Не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости.
(18)И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и
лени — об этом должны быть теперь все наши помыслы…
(ИЛ. Ильин)
Сочинение
Тайна русской души — предмет философских рассуждений большинства отечественных деятелей культуры и искусства, да и общества в целом.
Споры об этой загадочной самобытности характера не утихают на протяжении многих веков российской истории, и, конечно же, разговор о национальном характере не может вестись в отрыве от природы и тех богатств, которыми наше страна одарила проживающих на ее огромной территории. Так и философ Иван Ильин в своем тексте затрагивает проблему русского национального характера.
Автор говорит о неисчерпаемых природных богатствах, которыми одарила нас Россия, и положительных качествах русского человека, сумевших развиться на этой щедрой земле: он «благодушен, легок и даровит».
Моральные устои, не навязанные нам извне, а естественным образом присутствующие в психике русского человека, неразрывно связаны с историей России и православной верой. Ильин приводит в пример монастырские трапезы, во время которых каждый «славит Бога», молитвы, с которыми мы беремся за дело.
Он подчеркивает, что жизнь по Божьим законам воспитала в нашем народе щедрость и милосердие, любовь к бедным и всепрощение. Однако перечисление этих душевных качеств сопряжено у Ильина с горькими размышлениями о том, что мы не умеем правильно распоряжаться тем благом, которым одарила нас жизнь: «не ценит русский человек своего дара».
Обманчивая легкость, с которой нам удается творить и работать, ведет к лености и праздности — еще одним неотъемлемым чертам национального характера: русский «ищет легкости и не любит напряжения».
К сожалению, как замечает Ильин, «беспечное дитя вдохновения» не осознает, что «талант без труда — соблазн и опасность», в нашем характере — упование на Бога и нежелание действовать самому. От этого и происходят многие беды: безрассудство и непонимание угрозы ведет к непоследовательности и растранжириванию таланта русской души («чтобы срубить одно дерево, погубит пять», «не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости»).
Философ и писатель не дает четкого ответа, как русскому человеку перебороть эти пагубные черты характера, но в его словах читается наставление каждому из нас: мы должны задуматься и наконец-то понять, что «соблазн бесхозяйственности, беспечности и лени» может привести страну к краху, ведь природные богатства не даются легко, их необходимо разумно и терпеливо добывать «из-под спуда». Этому мешает ложная уверенность в беспредельности русской природы и своей врожденной одаренности, из-за которой мы
совершаем бездумные поступки и не реализовываем до конца заложенный в нас потенциал. По мнению Ильина, каждый должен работать над собой и преодолевать в себе слабохарактерность. Дисциплина и воля — те черты, которым только предстоит научиться русскому человеку.
Я не могу не согласиться с позицией автора.
Русскому человеку выпала большая удача родиться на этой земле и без малейших усилий получить в свое распоряжение как простор русской территории и ее щедрые дары, так и бескрайние душевные силы, особый, противоречивый склад психики, не имеющий аналогов в других уголках планеты. Но это же наложило на нас бремя ответственности, с которым мы зачастую не справляемся.
Наиболее полно и вдумчиво проблема двойственности русского характера рассматривалась в классической литературе, например, в романе И.А. Гончарова «Обломов».
В этом произведении создается образ русского человека с его многогранным характером, в котором столкнулись самые пагубные и самые благородные черты, не позволяющие герою реализовать свой потенциал.
В Обломове странным образом соединились щедрость и доброта, глубина мыслей и при этом — лень, бездеятельность, бесцельная мечтательность.
«Обломовщина» — состояние общества, которое вследствие патриархального уклада и воспитания в атмосфере покоя и безмятежности потеряло способность к действию и самостоятельной жизни. Но в русском характере при этом не пропадает стремление к познанию, духовному совершенствованию и жизни на благо других.
Другим примером может послужить поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой одной из главных тем является особый русский путь и национальный характер, которому еще предстоит реализоваться полностью.
По мнению писателя, живая русская душа не умерла в крестьянах, хотя они, находясь под гнетом крепостничества, не способны в полной мере проявлять свои душевные силы, их благие порывы постепенно затухают.
Воспевая широту и щедрость
русской души, меткость русского слова, талантливость мастеров из народа, Гоголь не идеализирует крестьян.
Он указывает на пороки, присущие русским людям: неспособность доводить дело до конца («цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет»), праздное глубокомыслие, безалаберность.
Прекрасные порывы народного характера превращаются в свою противоположность в условиях неволи и нищенской жизни.
- Таким образом, Иван Ильин убеждает нас в том, что русскому человеку многое дано свыше, но, чтобы воспользоваться этим благом и распорядиться им правильно, нужно приложить усилия, воспитать в себе волю и перебороть внутреннюю склонность к лени и праздности.
- Проблема развития силы воли
- Текст
(1)Есть десятки книг и брошюр о развитии воли. (2)В них немало остроумных мыслей, много хороших советов, и написаны они интересно.
(3)Но сколько их ни читаешь, никогда не возникает ощущения, что немного прибавляется этой самой воли. (4)Ничуть не становишься сильнее! (5)Слова на волю не действуют, вот в чем трагедия.
(6)Кто-то даже написал, что борьба слов с волей — это борьба глиняного горшка с чугунным…
- (7)Есть сотни способов закалять свою волю: обливаться холодной водой, спать на гвоздях, отказывать себе в том, что любишь, — словом, истязать себя всевозможно.
- (8)Про эти способы я ничего не могу сказать, так как никогда не пробовал их на себе.
- (9)Речь пойдет об одном — о работе. (10)В конце концов, слабая воля, если она не ведет к тяжелым проступкам, не
такой уж страшный грех, от которого каждому человеку во что бы то ни стало надо избавиться. (П)Лишь на одно наше слабоволие не должно распространяться: на работу. (12)Работать нужно, и нужно уметь заставить себя работать, иначе и сам пропадешь, и все, окружающие тебя, все, кому ты дорог и кто дорог тебе, — пострадают.
(13)Однажды авиационного конструктора А.Н. Туполева спросили:
(14)— Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе?
(15)Туполев ответил:
(16)— Вопрос следовало бы поставить наоборот. (17)Труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему. (18)И находясь в театре, я во время антракта могу начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. (19)Это может быть и в гостях.
(20)Ничего неожиданного в ответе нет. (21)Мы привыкли читать о громадной работоспособности великих людей — тех, кто страстно увлечен своим делом. (22)Но что же выходит: конструктору совсем не приходилось прикладывать усилий воли? (23)Воля ему вроде бы и не нужна, раз ее полностью заменяет увлечение?
(24)Однако это предположение нелепо. (25)Про Туполева известно, что это был человек огромной воли.
…(26)У конструктора была огромная воля, но направлена она была не на то, чтобы заставлять себя, не на себя, а на дело. (27)Он весь был устремлен к достижению лучших результатов в работе. (28)Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой «внутри» самого дела, к вершине мастерства и успеха.
(29)3начит, всякий раз, когда не хочется приниматься за работу, надо заставить себя думать — сначала просто думать! — не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой работе. (ЗО)Направлять ту слабую волю, которая все-таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!
(С. Соловейчик)
Сочинение
Часто приходится слышать по разным поводам, что очень трудно заставить себя приняться за дело, на это требуется мобилизовать всю свою волю, зажать в кулак, и нужно найти способ, как этого добиться. Над этой интересной и действительно важной для многих людей проблемой размышляет С. Соловейчик.
Вначале он с иронией пишет о десятках книг, посвященных развитию воли: беда в том, что «слова на волю не действуют», а значит читать все это интересно, но бесполезно. Не менее скептически настроен автор и по отношению к различным способам закалять волю — от холодного душа до лежания на гвоздях.
Более того, он делает парадоксальное заявление, что слабая воля — «не такой уж страшный грех». Только после этого С. Соловейчик переходит к главному для него вопросу — о воле к работе. Именно в таких случаях слабоволие и становится опасным, потому что от него страдает не только сам человек, но и близкие люди.
В качестве положительного примера автор приводит умение сосредоточенно и напряженно работать, которым отличался А.Н. Туполев, «человек огромной воли». Однако после рассуждений авиационного конструктора, которому «труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему», С. Соловейчик замечает, что дело здесь не в самой по себе воле, а в том, что направлена она на дело, которому А.
Н. Туполев посвятил жизнь: «Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой … к вершине мастерства и успеха».
Так постепенно автор ведет читателя к пониманию своей позиции, которая заключается в том, что надо сначала просто заставить себя думать о самой работе, а не о том, как приступить к ней. Необходимо научиться «направлять ту слабую волю, которая все-таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!» — к такому выводу приходит публицист.
В справедливости мнения С. Соловейчика не приходится сомневаться. Хотя бы раз любой из нас пробовал заставлять себя заниматься каким-то делом: сесть за домашнее задание, начать уборку комнаты или подготовку к экзаменам. Но по-настоящему увлечься работой так, как мог Туполев, способен не каждый.
И все же найти интерес в деле, которым занимаешься, можно и нужно. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский, разочаровавшись в своем кумире Наполеоне и отказавшись от желания добиться подобной славы, оказывается на перепутье.
После ранения и плена, смерти жены и рождения сына он поселился в своем имении, тяжело переживая духовный кризис. Но его способность сосредоточенно заниматься делом, даже не самым интересным для него самого, но полезным и нужным многим, помогает ему собраться и вернуться к активной жизни.
Сначала он занимается преобразованиями в имении, а потом обнаруживает в себе силы и желание приносить пользу не только своим крестьянам, но и всему государству, работая в комиссии Сперанского по подготовке реформ.
Иначе показан в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина путь главного героя, человека умного, образованного, наделенного яркой индивидуальностью, но не привыкшего к какой-либо трудовой деятельности.
Почувствовав пресыщение светской суетой, Евгений стремится чем-то заполнить свою жизнь, «но труд упорный ему был тошен». Он так ничем и не смог заняться всерьез, или, как говорит С. Соловейчик, направить волю не на себя, а на дело.
А в результате — «недуг» под названием «хандра», глубокое разочарование в жизни, потеря друга и той женщины, которая могла бы составить его счастье.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что вовсе не обязательно быть выдающимся ученым, великим художником или полководцем, чтобы научиться видеть интерес в деле, которым занимаешься, и развить в себе волю к труду, стремление делать свою работу как можно лучше.
⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/6×3977.html