В своем рассказе Ю.М. Нагибин возвращается в свое детство.
Дети, живущие в одном доме с автором, делились на две группы: те, кто имел возможность гулять самостоятельно и те, кому разрешалось находиться на прогулке под присмотром взрослых. Рассказчик принадлежал к первой группе, а герой, которому посвящен рассказ, – ко второй.
Каждый день мальчики ходили в одну школу, по одной и той же дороге. И не сразу будущий писатель заметил Павлика. Этот мальчик не любил навязывать свое общение, но, как только был принят в компанию, сразу же всей душой привязался к автору.
До Павлика понятие дружбы у автора было размытым. Митя Гребенников – друг раннего детства — был совершенно иным. Вздорность, перепады настроения оправдывались пониманием настоящей дружбы. Павлик же был человеком, который никогда не показывал превосходства, не вступал в споры и не обманывал.
Однажды на уроке немецкого учитель спросила у рассказчика домашнее задание. Ему было стыдно сказать, что никогда задания не выполнял, и он переложил вину на Павлика. Павлик якобы не сообщил домашнее задание другу. Обидевшись, Павлик год не разговаривал с рассказчиком. Когда же автор решил помириться, то Павлик сделал вид, что ничего не было, и дружба началась с новой силой.
Долгое время ребята не могли найти свое призвание. Они пытались делать всевозможные изобретения в разных науках. После школы поняли, что автору интересен сценарный факультет, а Павлику – актерский.
В первые дни войны ребята пошли в военкомат. Рассказчика забраковали поначалу, а Павлика взяли. Вскоре Павлик погиб вместе со своим отрядом, заживо сожженный в здании сельсовета, так как отказался сдаться немцам.
Через много лет автор видит Павлика во сне, но тот к нему не идет. Поначалу недоумевая, постепенно автор понимает в чем его вина. Ответственность каждого друг перед другом больше, чем мы думаем. Особенно перед теми, кто отдал жизнь за нас.
Нагибин. Краткие пересказы:
Картинка Мой первый друг
Сейчас читают:
- Краткое содержание Бунин Цифры
Рассказ «Цифры» показывает исповедь мужчины перед мальчиком. Между ними происходит ссора, в результате которой мальчик не понимает, почему ему не могут ответит на то, что он хочет знать. - Краткое содержание Белый Бим Черное ухо Троепольского
это грустный рассказ о печальной судьбе очень доброй собаки. Бим — породистая собака, шотландский сеттер. Только вот окрас у него не совсем соответствовал стандартам породы. Обычно представители такой породы черные с рыжими пятнами - Маршалл
- Краткое содержание Бунин Темные аллеи
В один из непогожих осенних дней во двор въехал тарантас. Во дворе были постоялый двор и почтовая станция. В тарантасе сидел старик. Глядя на его серую шинель, можно было сделать вывод, что он был военным. - Краткое содержание Бунин Кавказ
Рассказ «Кавказ» был написан в 1937 году великим русским поэтом – Иваном Алексеевичем Буниным. Автор произведения взял за основу любовный роман, в котором сочетаются жизнь и смерть одновременно. - Краткое содержание Пушкин Каменный гость
Молодой повеса и разбиватель сердец Дон Гуан со слугой Лепорелло ждёт сумерек, чтобы поникнуть в Мадрид, откуда был изгнан королем за дуэли. Сперва он намерен посетить Лауру, известную актрису
Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/nagibin/nagibin-moj-pervyj-drug
Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный": краткое содержание какое?
Очень тяжело такие истории пересказывать кратко, ведь это как сама жизнь, которую надо прожить или хотя бы понаблюдать за ней.
Жила была мальчишеская компания. Они должны были держаться вместе, так как ходили в школу в другом районе, где считались чужаками.
И вот однажды автор заметил еще одного мальчика, который постоянно наблюдал за их компанией.
Сначала он подумал, что это кто-то чужой, но другие ребята объяснили ему, что живет этот «шпион» в том же доме, прямо под автором. И тогда во время одной из игр в снежки автор и решил познакомиться с Павликом.
Сначала автор не считал Павлика другом, думал, что он покровительствует Павлику, помогает ему стать своим в компании мальчишек. А другом автор считал некоего Митю, с которым был знаком с детства. Митя недавно переехал в новый красивый дом — и тут же стал презрительно отзываться о тех, кто жил в старом.
Митя за мелкую обиду набросился на автора с ножом, а потом просил прощения. Митя постоянно завидовал автору, даже по мелочам, ябедничал на него, использовал для того, чтобы самому казаться лучше. И это автор и считал дружбой. И только познакомившись с Павликом автор понял, что такое настоящая дружба.
Например, однажды он забыл спросить у Павлика домашнее задание, но сказал учительнице, что это Павлик не передал ему задание полностью. Сказал случайно — сам сразу не сообразил, что не спросил Павлика именно о немецком языке.
Учительница отругала Павлика, и он сразу же перестал как-то общаться с автором. Вначале автор пытался помириться, говорил, что на учительницу обижаться не стоит. И только потом понял, что обида была на него самого. Они не общались целый год.
Но когда автор понял, что именно он сделал не так, их примирение состоялось как бы само собой, как будто и не было никакой ссоры и обиды.
Окружающим автор казался флегматичным, ничем не интересующимся. Но автор знал, что на самом деле это было совсем не так. Они и подружились-то, как выяснилось позже, потому, что Павлику отчаянно не хватало общения с умным человеком, собеседником.
В попытках определиться со своим будущим они занимались и химией, и физикой, и географией, и даже цирковым искусством балансировки — занимались отчаянно, со всем пылом и страстью, с пожарами, взрывами, короткими замыканиями. Когда они решили, что должны прыгнуть с парашютом (с зонтиками из окна), то по жребию прыгать выпало автору.
Он прыгнул, сильно ударился и получил перелом и сотрясение. Павлик примчался сразу же, но не стал сочувствовать или помогать. Он сразу же отобрал у автора зонтики и прыгнул с ними сам.
Нашли они себя по-разному: автор — в писательстве, Павлик — в театральном искусстве. И даже не предлагали друг другу идти вместе — ощущали, что каждый нашел именно свой путь, и это никак не помешало их дружбе.
А потом была война. Павлика ушел на войну сразу, автор — на следующий год. Павлик к тому времени уже погиб — просто не предав себя и своей правды, сгорев в подожженном фашистами здании, но отказавшись сдаваться в плен и сражаясь до последнего.
Павлик периодически снится автору. Это не счастливый сон — во сне Павлик выжил, но при этом не желает общаться с автором. Долго автор пытался понять, что теперь сделал не так, ведь он ни в чем не виноват.
А потом решил, что именно в этом и есть его вина, искупить которую он уже не сможет. ведь Павлик мертв.
Он умер, чтобы другие жили, о автор плохо распорядился своей жизнью — не боролся с неправдой, молчал, когда следовало кричать, верил клевете.
Однажды автор уже через много лет после войны пошел в лес за грибами, и вдруг наступил ногой на моток колючей проволоки. И внезапно понял, что находится примерно в тех местах, где погиб Павлик. И тогда-то автор и понял до конца, что, пока человек жив, он должен испытывать ответственность — и перед живыми, и перед мертвыми.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3141796-nagibin-moj-pervyj-drug-moj-drug-bescennyj-kratkoe-soderzhanie-kakoe.html
Отзыв о рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — два мальчика, жившие в одном доме. Одного из них звали Юра. Поначалу они были незнакомы друг с другом.
Школа, в которой учились мальчики, находилась далеко от дома, и после занятий те, кто жил в одном дворе, устраивали по пути домой шумные игры.
Однажды зимой, когда ребята после занятий играли в снежки, Юра обратил внимание на мальчика, который стоял поодаль и наблюдал за игрой. От знакомых ребят Юра узнал, что этот мальчик живет в его доме и учится в той же школе.
Юра познакомился с этим мальчиком и узнал, что его зовут Павликом. Оказалось, что Павлик живет этажом ниже Юры. Так началась их дружба. До знакомства с Павликом Юра дружил с мальчиком по имени Митя, который имел сложный характер, и дружить с ним было трудно. Митя часто обижался на Юру по разным пустяковым поводам, но потом быстро успокаивался и приходил мириться.
Павлик был совсем другим. Он обладал особой нравственной силой, которая давала ему психологическое превосходство над другими людьми. Павлик совершенно не принимал никаких сделок с совестью. Однажды, когда Юре и Павлику было уже по четырнадцать лет, произошел случай, показавший, насколько Павлик не приемлет предательства в дружбе.
Юра с детства занимался немецким языком и хорошо знал его. Учительница немецкого языка выделяла его среди других учеников и ставила Юре хорошие оценки.
Но однажды она вызвала Юру к доске и стала спрашивать стихотворение, которое Юра не выучил, потому что несколько дней не ходил в школу.
И тут Юра не нашел ничего лучшего, как сказать учительнице, что Павлик ничего не сказал ему про домашнее задание по немецкому языку. Тогда учительница отчитала Павлика, а Юре разрешила прочитать любое стихотворение по его выбору.
Но когда Юра вернулся на свое место, он обнаружил, что Павлика рядом нет. Оказалось, что тот собрал свои вещи и пересел за другую парту. После того случая Павлик целый год не общался с Юрой, не желая простить другу предательства. И только когда Павлик понял, что Юра изменился, он снова стал с ним общаться.
Большой проблемой для двух друзей было определение призвания в жизни. Они одинаково ровно учились по всем предметам и не могли решить для себя, кем хотят стать во взрослой жизни.
Сначала они занялись химией и с увлечением варили гуталин. После химии настал черед физики, но и она не увлекла ребят.
Потом было увлечение географией, а вслед за ней – электротехникой, закончившееся пожаром в квартире и вызовом пожарных.
Потом друзья надолго увлеклись балансированием и могли часами держать на носу различные предметы, вызывая недовольство родителей столь бестолковым занятием. Еще были прыжки с зонтиками из окна кухни, которые заканчивались выбитыми зубами.
Но со временем пристрастия друзей определились: Юра начал писать рассказы, а Павлик увлекся сценой и начал выступать в любительском театре. А потом война все расставила по своим местам. Павлик сразу ушел на фронт и вскоре погиб. Как потом узнал Юра, немцы предлагали Павлику и его товарищам сдаться в плен, но Павлик не стал этого делать и погиб в бою с врагами.
С той поры прошло много лет. Юра стал взрослым человеком, но он до сих пор испытывает чувство вины перед Павликом за то, что не стал таким, как он – человеком, неспособным на сделки с совестью.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» заключается в том, что в дружбе самое важное – перенять у друга все лучшее, что есть в его характере.
Павлик был человеком высоконравственным, не способным на сделки с совестью и на предательство. В первые дни войны он мог сдаться в плен и остаться в живых, но он не стал этого делать и предпочел погибнуть в бою.
Юра ценил душевные качества своего друга, но считал, что он сам не смог до конца стать таким же, как Павлик.
Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.
В рассказе мне понравились главные герои, Юра и Павлик, которые настойчиво искали свое призвание в жизни и перепробовали множество разных увлечений. Друзья сумели найти себе дело по душе, но их планы разрушила война.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
Друга иметь — себя не жалеть.
Предательством счастья не сыщешь.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Во всем нужно знать меру.
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_nagibin_moy_pervy_drug/
Юрий Нагибин — Мой первый друг, мой друг бесценный
Юрий Маркович Нагибин
Мой первый друг, мой друг бесценный
Мы жили в одном подъезде, но не знали друг друга. Далеко не все ребята нашего дома принадлежали к дворовой вольнице. Иные родители, уберегая своих чад от тлетворного влияния двора, отправляли их гулять в чинный сад при Лазаревском институте или в церковный садик, где старые лапчатые клены осеняли гробницу бояр Матвеевых.
Там, изнывая от скуки под надзором дряхлых богомольных нянек, дети украдкой постигали тайны, о которых двор вещал во весь голос. Боязливо и жадно разбирали они наскальные письмена на стенах боярской гробницы и пьедестале памятника статскому советнику и кавалеру Лазареву. Мой будущий друг не по своей вине делил участь этих жалких, тепличных детей.
Все ребята Армянского и прилегающих переулков учились в двух рядом расположенных школах, по другую сторону Покровки. Одна находилась в Старосадском, под боком у немецкой кирхи[1], другая — в Спасоглинищевском переулке.
Мне не повезло. В год, когда я поступал, наплыв оказался столь велик, что эти школы не смогли принять всех желающих. С группой наших ребят я попал в очень далекую от дома 40-ю школу в Лобковском переулке, за Чистыми прудами.
Мы сразу поняли, что нам придется солоно. Здесь царили Чистопрудные, а мы считались чужаками, непрошеными пришельцами. Со временем все станут равны и едины под школьным стягом. Поначалу здоровый инстинкт самосохранения заставлял нас держаться тесной группой.
Мы объединялись на переменках, гуртом ходили в школу и гуртом возвращались домой. Самым опасным был переход через бульвар, здесь мы держали воинский строй.
Достигнув устья Телеграфного переулка, несколько расслаблялись, за Потаповским, чувствуя себя в полной безопасности, начинали дурачиться, орать песни, бороться, а с наступлением зимы завязывать лихие снежные баталии.
В Телеграфном я впервые приметил этого длинного, тонкого, бледно-веснушчатого мальчика с большими серо-голубыми глазами в пол-лица. Стоя в сторонке и наклонив голову к плечу, он с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы.
Он чуть вздрагивал, когда пущенный дружеской, но чуждой снисхождения рукой снежок залеплял чей-то рот или глазницу, скупо улыбался особо залихватским выходкам, слабый румянец скованного возбуждения окрашивал его щеки.
И в какой-то момент я поймал себя на том, что слишком громко кричу, преувеличенно жестикулирую, симулирую неуместное, не по игре, бесстрашие. Я понял, что выставляюсь перед незнакомым мальчиком, и возненавидел его.
Чего он трется возле нас? Какого черта ему надо? Уж не подослан ли он нашими врагами?.. Но когда я высказал ребятам свои подозрения, меня подняли на смех:
— Белены объелся? Да он же из нашего дома!..
Оказалось, мальчик живет в одном подъезде со мной, этажом ниже, и учится в нашей школе, в параллельном классе. Удивительно, что мы никогда не встречались! Я сразу изменил свое отношение к сероглазому мальчику. Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут. И я взял это на себя.
Во время очередной снежной битвы я стал швырять в него снежками. Первый снежок, угодивший ему в плечо, смутил и вроде бы огорчил мальчика, следующий вызвал нерешительную улыбку на его лице, и лишь после третьего поверил он в чудо своего причастия и, захватив в горсть снега, пустил в меня ответный снаряд. Когда схватка кончилась, я спросил его:
— Ты под нами живешь?
— Да, — сказал мальчик. — Наши окна выходят на Телеграфный.
— Значит, ты под тетей Катей живешь? У вас одна комната?
— Две. Вторая темная.
— У нас тоже. Только светлая выходит на помойку. — После этих светских подробностей я решил представиться. — Меня зовут Юра, а тебя?
- И мальчик сказал:
- — Павлик.
- …Тому сорок три года… Сколько было потом знакомств, сколько звучало в моих ушах имен, ничто не сравнится с тем мгновением, когда в заснеженном московском переулке долговязый мальчик негромко назвал себя: Павлик.
Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик, затем юноша — взрослым ему не довелось стать, — если сумел так прочно войти в душу другого человека, отнюдь не пленника прошлого при всей любви к своему детству.
Слов нет, я из тех, кто охотно вызывает духов былого, но живу я не во мгле минувшего, а на жестком свету настоящего, и Павлик для меня не воспоминание, а соучастник моей жизни.
Порой чувство его продолжающегося во мне существования настолько сильно, что я начинаю верить: если твое вещество вошло в вещество того, кто будет жить после тебя, значит, ты не умрешь весь. Пусть это и не бессмертие, но все-таки победа над смертью.
Я знаю, что еще не могу написать о Павлике по-настоящему. И неизвестно, смогу ли когда-нибудь написать. Мне очень многое непонятно, ну хотя бы что значит в символике бытия смерть двадцатилетних. И все же он должен быть в этой книге, без него, говоря словами Андрея Платонова, народ моего детства неполон.
Поначалу наше знакомство больше значило для Павлика, нежели для меня. Я уже был искушен в дружбе. Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников. Наша дружба началась в нежном возрасте, трех с половиной лет, и в описываемую пору насчитывала пятилетнюю давность.
Митя был жителем нашего дома, но с год назад его родители поменяли квартиру. Митя оказался по соседству, в большом шестиэтажном доме на углу Сверчкова и Потаповского, и ужасно заважничал. Дом был, правда, хоть куда, с роскошными парадными, тяжелыми дверями и просторным плавным лифтом.
Митя, не уставая, хвастался своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…». Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. Глядя на меня влажными, темными, как чернослив, глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. За такое следовало набить морду.
Но Митя не только внешне походил на девчонку — он был слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости, — и на него рука не поднималась. И все-таки я ему всыпал. С истошным ревом он схватил фруктовый нож и попытался меня зарезать. Впрочем, по-женски отходчивый, он чуть ли не на другой день полез мириться.
«Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее» — вот какие фразы умел он загибать, и еще похлеще. Отец у него был адвокатом, и Митя унаследовал дар велеречия.
Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. Мы попали в одну школу, и наши матери позаботились усадить нас за одну парту. Когда выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. А я не назвал его имени, когда выдвигали кандидатуры на другие общественные посты.
Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/521927-yuriy-nagibin-moy-pervyy-drug-moy-drug-bestsennyy.html
Мой первый друг, мой друг бесценный — краткое содержание рассказа Нагибина
В данном произведения описываются воспоминания автора. Он вспоминал, как познакомился со своим другом по имени Павел. Павлик был скромным человеком, но имел твердые нравственные установки. Но в 1942 году он трагично погиб, защищая свое село от фашистов. И через десятки лет Нагибин прибыл в то место, где в военное время погиб его лучший друг.
Он всегда думал о том, что его друг погиб. Защищая других, в том числе и его самого, чтобы жили другие люди. Нагибин вспоминает, как познакомился с Павликом, что тот жил в его доме, только этажом выше. Вспоминал, как они вместе росли, пробовали увлекаться чем-то вместе, но Нагибин начал писать рассказы, а его друг решил попробовать себя на сцене.
Вначале знакомство с новым другом намного больше значило для него самого, чем для Нагибина. Так как тот уже дружил с одним мальчиком, его звали Митя. Эта дружба началась с трех лет.
Он проживал в этом же доме, но вскоре переехал вместе с родителями в другой большой дом и начал важно себя вести. Он постоянно хвастался своим новым домом.
Когда Юрий напомнил ему о том, то сам раньше жил в другом доме, тот ответил, что это был его страшный сон и ему пришлось всыпать за это. Митя сильно орал и попытался зарезать автора. Но затем полез мириться первым.
Вздорность мальчика Мити, его резкие перепады настроения, его тяга к конфликтам казались непременной принадлежностью дружбы. Когда автор встретил Павлика, он понял, что нашел настоящую дружбу, а Мите он просто покровительствовал.
Когда Павлик и Юра стали юношами, пришла пора пойти в военкомат, но автора сначала не взяли на службу, забраковали, а тем временем Павлик уже пошел защищать родину. Вскоре он погиб, его сожгли враги в одном из зданий, за то, что он отказался сдаться немцам.
Спустя много лет автор видит в своих снах своего друга и размышляет о том, в чем он виноват перед ним. И делает вывод, что каждый человек перед друг другом ответственен, особенно за того, кто отдал жизнь за вас.
Прочитав эту книгу невольно начинаешь задумываться о несправедливости жизни. А также о том, сколько горя многим людям принесла война. Это горе не отпускает человека до конца его дней, это и дал почувствовать Нагибин. Он говорил о том, что, получив в подарок жизнь, ты не вправе пренебрегать этим. И все люди на Земле должны делать жизнь лучше, не допускать войн и трагедий.
Автору стало казаться, что его грех перед Павликом в отсутствии чувства вины. Он считал себя виноватым во всем. Ведь по размышлениям Нагибина его друг дал себя сжечь, чтобы дать жизнь ему. Но тот плохо распорядился этим бесценным подарком.
Как- то приятель позвал Нагибина в лес за грибами. Где-то неподалёку у него был небольшой домик. Бродивши там по разным закоулкам и полянам Нагибин понял, что на этой земле или где-то по близости доживал свою короткую жизнь его друг Павлик. Пока все не было в пламени огня. Он жил мыслями, чувствами, памятью, а также такими желаниями, как попить, поесть, покурить.
Ответственность людей пере друг другом значительно больше, чем все думают. В любой момент нас может призвать и обреченный смертью или просто усталый человек или же маленький ребенок. И это является зовом на помощь.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Зимний дуб↑ НагибинСтарая черепаха →
Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/nagibin/moj-pervyj-drug-moj-drug-bescennyj-rasskaz
“Мой первый друг, мой друг бесценный” краткое содержание
Рассказчик вспоминает о своем друге, которого потерял сорок лет назад. Повествование ведется от первого лица.
Все ребята старого московского двора учились в двух ближайших школах, но Юре не повезло. В год, когда он пошел учиться, был большой наплыв учеников, и часть ребят отправили в отдаленную от дома школу. Эта была “чужая территория”. Чтобы избежать драки с местными, ребята ходили в школу и из школы большой компанией.
Только на “своей территории” они расслаблялись и начинали играть в снежки.
Во время одного из снежных
сражений Юра увидел незнакомого мальчика – тот стоял в сторонке и робко улыбался. Оказалось, что мальчик живет в Юрином подъезде, просто родители все детство “выгуливали” его в церковном садике, подальше от плохой компании.
- На следующий день Юра вовлек мальчика в игру, и вскоре они с Павликом подружились.
- Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик, затем юноша ‹…› если сумел так прочно войти в душу другого человека.
До знакомства с Павликом Юра “уже был искушен в дружбе” – у него имелся закадычный друг детства, красивый, стриженный под девочку, Митя – “слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости”. От отца-адвоката “Митя унаследовал дар велеречия” и пользовался им, когда Юра замечал, что друг завидует ему или ябедничает.
Митина вздорность и постоянная готовность к ссоре казались Юре “непременной принадлежностью дружбы”, но Павлик показал ему, что существует иная, настоящая дружба. Поначалу Юра покровительствовал робкому мальчику, “вводил его в свет”, и постепенно все начали считать его главным в этой паре.
На самом деле друзья не зависели друг от друга. Общаясь с Митей, Юра привык “к моральному соглашательству”, а потому нравственный кодекс Павлика был строже и чище.
Прощение предательства немногим отличается от самого предательства.
Родители опекали Павлика только в раннем детстве. Повзрослев, он стал полностью самостоятельным. Павлик любил родителей, но не позволял им управлять своей жизнью, и те переключились на его младшего брата.
Павлик никогда не вступал в сделку с совестью, из-за чего его дружба с Юрой однажды чуть не закончилась. Благодаря репетитору, Юра с детства прекрасно знал немецкий язык. Учительница любила его за “истинно берлинское произношение”, и никогда не спрашивала домашнее задание, тем более что учить его Юра считал ниже своего достоинства.
Но однажды учительница вызвала Юру к доске. Заданного им стихотворения Юра не выучил – он отсутствовал несколько дней и не знал, что задавали. Оправдываясь, он сказал, что Павлик не сообщил ему о домашнем задании.
На самом деле Юра сам не спросил, что было задано.
Павлик воспринял это как предательство и целый год не разговаривал с Юрой. Тот много раз пытался помириться с ним без выяснения отношений, но Павлик этого не хотел – он презирал обходные пути, и ему не нужен был тот Юра, каким он раскрылся на уроке немецкого. Примирение произошло, когда Павлик понял, что его друг изменился.
Природа дружбы иная, чем у любви. Легко любить ни за что и очень трудно – за что-нибудь.
Павлик был “умственным” мальчиком, но родители не обеспечивали ему “питательной среды”. Отец Павлика был часовщиком и интересовался исключительно часами. Его мать казалась женщиной, “не ведавшей, что изобретено книгопечатание”, хотя ее братья – химик и биолог – были крупными учеными.
В семье Юры царил культ книг, и это было необходимо Павлику как воздух.
С каждым годом друзья становились все ближе друг другу. Вопрос “Кем быть?” встал перед ними гораздо раньше, чем перед их сверстниками. Ярко выраженных пристрастий у ребят не было, и они начали искать себя.
Павлик решил пойти по стопам одного из своих знаменитых дядьев. Друзья варили гуталин, не дававший обуви блеска, и красные чернила, пачкавшие все, кроме бумаги.
Поняв, что химиков из них не выйдет, ребята переключились на физику, а после нее – на географию, ботанику, электротехнику. В перерывах они учились балансировке, удерживая на носу или подбородке разные предметы, чем приводили в ужас Юрину маму.
Тем временем Юра начал писать рассказы, а Павлик стал актером любительской сцены. Наконец, друзья поняли, что это и есть их призвание. Юра поступил на сценарный факультет института киноискусств.
Павлик же “провалился на режиссерском”, но на следующий год блестяще сдал экзамены не только во ВГИК, но и еще в два института.
В первый день войны Павлик ушел на фронт, а Юру “забраковали”. Вскоре Павлик погиб. Немцы окружили его отряд, засевший в здании сельсовета, и предложили сдаться.
Павлику стоило только поднять руки, и жизнь его была бы спасена, но он оказался и сгорел заживо вместе с солдатами.
Сорок лет прошло, а Юре все еще снится Павлик. Во сне он возвращается с фронта живым, но не хочет подходить к другу, говорить с ним. Проснувшись, Юра перебирает свою жизнь, пытаясь найти в ней вину, которая заслуживает такой казни.
Ему начинает казаться, что он повинен во всем зле, творящемся на земле.
Мы все виноваты друг перед другом и во сто крат сильней – перед мертвыми. И надо все время помнить об этой своей вине, – быть может, тогда исполнится самая святая мечта: ‹…› вернуть к жизни ушедших…
Однажды приятель пригласил Юру на недавно купленную им дачу – сходить по грибы. Прогуливаясь по лесу, Юра наткнулся на следы давних сражений и вдруг понял, что где-то здесь и погиб Павлик. Впервые он подумал, что в окруженном врагами сельсовете “творилась не смерть, а последняя жизнь Павлика”.
Наша ответственность друг перед другом велика. В любой момент нас может призвать и умирающий, и герой, и усталый человек, и ребенок. Это будет “зов на помощь, но одновременно и на суд”.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/moj-pervyj-drug-moj-drug-bescennyj-kratkoe-soderzhanie/
Мой первый друг, мой друг бесценный
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ
Ю. М. Нагибин
Мой первый друг, мой друг бесценный
Рассказ является автобиографическим. Повествование ведется от первого лица. Автор рассказывает о своем полуголодном послевоенном детстве, которое, несмотря на объективные трудности, оказалось ярко озарено счастьем первой настоящей дружбы.
В год его поступления в школу наплыв детей в ближние к его дому учебные заведения был настолько велик, что школы не смогли принять всех желающих. Автор в числе других детей из своего дома «угодил» в школу в Лобковском переулке. Там ребята считаются чужаками, и «здоровый инстинкт самосохранения» заставляет их держаться тесной группой, вместе ходить в школу и домой.
Обычно по пути домой ребята завязывают «снежные баталии» в Телеграфном переулке. Там автор впервые замечает «длинного, тонкого, бледно-веснушчатого мальчика с большими серо-голубыми глазами в пол-лица.
Стоя в сторонке и наклонив голову к плечу, он с тихим, независтливым восхищением наблюдал их молодецкие забавы… Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию…
но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут».
Автор узнает, что мальчик живет в их же доме, знакомится с ним. «Сколько было потом знакомств, сколько звучало имен, ничто не сравнится с тем мгновеньем, когда в заснеженном московском переулке долговязый мальчик негромко назвал себя: Павлик».
Поначалу автор не считает Павлика своим близким товарищем. У него уже был закадычный друг Митя Гребенников, слабодушный, чувствительный, слезливый, по-женски отходчивый, хоть и способный к истерическим вспышкам ярости.
Однажды он даже бросился на автора с ножом, когда тот «всыпал» ему за то, что переехавший в новый дом Митя принялся причитать, что старое жилье он вспоминает только в кошмарном сне.
«Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, хотя бы ради сладости примирения» кажутся автору непременной принадлежностью дружбы.
Сблизившись с Павликом, он долгое время считает, что просто покровительствует робкому чужаку, не понимая, что нашел наконец настоящую дружбу. Долгое приятельство с Митей не проходит для автора бесследно: он привыкает к моральному соглашательству, привыкает прощать предательство.
Например, однажды Митя доносит на товарища, что тот играл на деньги, за что, по тем времена, могли бы запросто исключить из школы. Затем Митя принимается утверждать, что сделал это для его же пользы, чтобы в нем вдруг не пробудились прежние наклонности, а затем со слезами требует «вернуть ему былое доверие ради святой дружбы». Все это выглядит фальшиво, скверно, непорядочно.
Павлик же не признает сделок с совестью. Однажды автор, который всегда блестяще учился по немецкому языку и не унижался до того, чтобы готовить домашние задания, оказывается у доски. Он не выучил стихотворение, потому что накануне не был в школе и не знал, что стихотворение вообще было задано.
Чтобы избежать двойки, автор сваливает вину на Павлика, у которого он действительно спрашивал задания по всем предметам, кроме немецкого. Учительница выговаривает Павлику, тот слушает ее молча, не оправдываясь и не огрызаясь. Спустив пары, немка просит автора прочесть любое стихотворение по выбору.
Он отвечает блестяще, поскольку прежде занимался с репетиторшей и немецкую поэзию знает хорошо. Получив «отлично», автор возвращается на место, но Павлика рядом с ним уже нет. Он пересел на другую парту. Автор недоумевает, что сподвигло товарища уйти от него, и замечает, что глаза у Павлика красные и налитые влагой.
Прежде, даже после жестоких и неравных драк, он никогда не видел друга плачущим.
Павлик не разговаривает с автором, не отвечает на его притворно-равнодушные вопросы. Видно, что его до глубины души потрясло то, что «его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошел бы в огонь и в воду».
Автору не хочется признаваться в собственной низости, он пытается оправдаться, но при всем желании не может этого сделать. Почти год Павлик держит его в отчуждении. Все попытки автора «помириться между прочим» не приносят успеха.
Павлик «презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное — прибежище слабых душ». Павлику не нужен такой человек, каким показал себя автор на уроке немецкого.
Его нравственный кодекс гораздо выше.
Однако, через год, когда автор посылает другу записку с просьбой о встрече, Павлик без всяких церемоний поднимается к нему в квартиру, как делал это прежде. Автору не надо извиняться перед ним: Павлик понял, что его друг внутренне
изменился, а стало быть не должен нести ответственность за себя прежнего.
«Редкое душевное целомудрие заставляло его держать на запоре свой внутренний мир. Он не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уж о сомнениях и надеждах.
Посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускающим бытие мимо себя». Только автор прекрасно знает, «каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал. Ему так и не пришлось выйти на суд людской.
Все, что в нем развивалось, зрело, строилось, не успело обрести форму».
Павлик происходит из семьи людей малообразованных, мало чем интересующихся, мало к чему способных. Его отец часовщик, который временами с удовольствием вспоминает, как однажды смотрел спектакль «Коварский и любовь».
В семье автора «все думали». Здесь существует культ книг, а Павлику настроенность на культуру необходима, как воздух. В каждым годом друзья становятся все ближе и дороже друг другу.
На пороге юности их поражает «общий недуг — невыясненность устремлений». Друзья хотят «играть, а не присутствовать безмолвными статистами на сцене жизни». Они оба ровно и хорошо учатся по всем предметам, но какой-то основной страсти, которая подсказала бы друзьям, какую дорогу выбрать в жизни, ни у одного нет. Автор и Павлик активно ищут себя.
У Павлика есть два дяди, оба ученые, один физик, другой химик. Их блистательный пример заставляет ребят по очереди пробовать себя на каждом из этих поприщ. Первым делом они принимаются варить гуталин. Квартира насквозь пропитана запахом ваксы, и, чтобы жильцы не ругались, ребята чистят гуталином собственного производства всем сапоги. Но гуталин не дает блеска, и обувь приходится перечищать.
Затем автор с Павликом пытаются создать красную тушь, но толку от этого тоже никакого. Когда на обеих науках ребята ставят крест, им на глаза попадается «Охранная грамота» Б. Пастернака.
Автор с Павликом читают о муках будущего поэта, мечтавшего стать композитором, но не обладавшего абсолютным слухом. Пастернак отказался от того, чтобы делать карьеру музыканта, после того, как узнал, что его кумир А.
Скрябин «скрывает, как нечто постыдное, несовершенство своего слуха».
Ребята ищут себя в географии, биологии и электротехнике, что заканчивается небольшим пожаром. Их «отдых от трудов праведных» не менее изнурителен и целенаправлен.
Друзья то осваивают балансировку (по часу, почти до потери сознания удерживая на носу половую щетку или бильярдный кий), то, по примеру девушек-парашютисток прыгают с большой высоты с двумя зонтами на асфальт.
Для автора это кончается сотрясением мозга, а Павлик выбивает себе половинку переднего зуба.
Незаметно автор начинает писать рассказы, а Павлик пробует свои силы на подмостках любительской сцены. В этих занятиях друзья уже не спешат объединяться и чувствуют, что на сей раз «каждый столкнулся со своей судьбой». Но ни один не в силах признаться себе, что выбор сделан.
По окончании школы оба подают заявления в медицинский институт — «обычное прибежище тех, кто не ладит с математикой и не верит в себя на гуманитарном поприще». Отучившись полгода, оба поступают в Институт кинематографии. Автор зачислен на сценарный, Павлик, выдержавший, кроме того, экзамены в ГИТИС (театральный институт) и Историко-архивный, начинает учиться на режиссерском факультете.
Отец относится к выбору Павлика спокойно, тешит себя надеждой, что еще увидит сына в постановке «Коварский и любовь».
Однако в первый день войны ребята отправляются в военкомат. Павлик уезжает на фронт и совсем скоро геройски гибнет под Сухиничами.
Немцы предлагают советским солдатам, захваченным врасплох в здании сельсовета, сохранить им жизнь, если они положат оружие и выйдут по одному с поднятыми руками.
Как свидетельствовали потом немногие оставшиеся в живых жители Сухиничей, ни один человек из отделения, которым командовал Павлик, не выполнил требование фашистов.
Павлик на протяжении долгих лет после окончания войны снится автору. Сон все время повторяется: Павлик жив и вернулся, но к автору он не идет, он не нужен ему.
Во сне возле Павлика только его мать, их осеняет какая-то общая забота, которая автору не понятна.
Автор все пытается объяснить, что ничем не виноват перед Павликом, что не заслужил такого равнодушия, но Павлик почти не слушает его, только холодно кивает и молча проходит мимо. «Может, там, откуда пришел Павлик, иные мерки…»
Автор отправляется в гости к приятелю в загородный дом. По пути автор видит дорожный знак «До Сухиничей … километров». За сбором грибов автор наступает на моток колючей проволоки, что лежит здесь с войны, запутывается в ней, с трудом выбирается из капкана.
Автору приходит на ум, что он находится совсем рядом с тем местом, где прошли последние минуты жизни его бесценного друга.
Он понимает, что на самом деле безмерно виноват перед ним — виноват, что не отдал за Павлика своей жизни, что не спас других людей, виноват в тюрьмах, в лагерях, в том, что в мире не затихают выстрелы, что гибнут дети и не счесть обездоленных.
«Надо все время помнить о подвиге ушедших; может быть тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта — вернуть к жизни погибших».
Источник: https://scribble.su/short/kratkoe6kl/49.html
Конспект урока по литературе "Вн/чт. Рассказ М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…"
Предмет: литература
Класс: 6 «А», «В»
Учитель: Саламова Т.М.
Дата: 19.02.2020г.
Тема урока: «Вн/чт. Рассказ М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…».Цель урока: подвести учащихся к осознанию темы рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», её развитию в рассказе; подвести учащихся к осознанию нравственных основ настоящей дружбы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
2.Актуализация знаний.
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина, которое начинается словами: «Мой первый друг…» ? Как вы думаете, почему Ю. Нагибин так же назвал свой рассказ?
(Ответы учащихся.)
— А сначала рассказ назывался «Павлик». Запишите в тетрадях цитату из рассказа: «Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее». Как вы понимаете её?
(Ответы учащихся.)
3. Работа по теме урока.
-Пожалуй, одна из наиболее тяжелых тем в русской литературе XX века – тема Великой Отечественной войны. Унесшая бесчисленное количество жизней, война для ее очевидцев превратилась в старуху-смерть, забирающую всех, кого только пожелает.
Сегодня мы с вами поговорим о рассказе одного из заставших ужасы военного времени, человека, для которого эти самые ужасы связано с болью личной, душевной.
Сегодня мы говорим о рассказе писателя Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
1.Выразительное чтение рассказа учителем.
2.Беседа по рассказу.
— Когда рассказчик «впервые приметил» Павлика? Какое Павлик произвел впечатление и чем можно было это объяснить? Как выглядел он? Нарисуйте его портрет. («Длинный, тонкий, бледно-веснушчатый мальчик с большими серо-голубыми глазами в пол-лица… скупо улыбался особо залихватским выходкам, слабый румянец скованного возбуждения окрашивал его щеки».)
— Как относился рассказчик к Павлику в первое время их знакомства? («Мне казалось, что я просто покровительствую робкому «чужаку».)
— Как вы понимаете выражения: «Его нравственный кодекс был строже и чище моего», «Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден»?Как погиб Павлик? Почему рассказчик связывает смерть Павлика со всей его жизнью? «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? Нет. Виноват». О какой вине говорит писатель? Как связан рассказ Ю. Нагибина с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?
(Ответы учащихся.)
4.Рефлексия.
— На уроке я узнал (а)…
— Мне было сложно…
5.Итоги урока (объявление оценок).
6.Д/з: выраз. чт. стих., уч. наиз. на выб.
Мой первый друг, мой друг бесценный.
Мы жили в одном подъезде, но не знали друг друга. Далеко не все ребята нашего дома принадлежали к дворовой вольнице. Иные родители, уберегая своих чад от тлетворного влияния двора, отправляли их гулять в чинный сад при Лазаревском институте или в церковный садик, где старые лапчатые клены осеняли гробницу бояр Матвеевых.
Там, изнывая от скуки под надзором дряхлых богомольных нянек, дети украдкой постигали тайны, о которых двор вещал во весь голос. Боязливо и жадно разбирали они наскальные письмена на стенах боярской гробницы и пьедестале памятника статскому советнику и кавалеру Лазареву. Мой будущий друг не по своей вине делил участь этих жалких, тепличных детей.
Все ребята Армянского и прилегающих переулков учились в двух рядом расположенных школах, по другую сторону Покровки. Одна находилась в Старосадском, под боком у немецкой кирхи (церковь), другая — в Спасоглинищевском переулке.
Мне не повезло. В год, когда я поступал, наплыв оказался столь велик, что эти школы не смогли принять всех желающих. С группой наших ребят я попал в очень далекую от дома 40-ю школу в Лобковском переулке, за Чистыми прудами.
Мы сразу поняли, что нам придется солоно. Здесь царили Чистопрудные, а мы считались чужаками, непрошеными пришельцами. Со временем все станут равны и едины под школьным стягом. Поначалу здоровый инстинкт самосохранения заставлял нас держаться тесной группой.
Мы объединялись на переменках, гуртом ходили в школу и гуртом возвращались домой. Самым опасным был переход через бульвар, здесь мы держали воинский строй.
Достигнув устья Телеграфного переулка, несколько расслаблялись, за Потаповским, чувствуя себя в полной безопасности, начинали дурачиться, орать песни, бороться, а с наступлением зимы завязывать лихие снежные баталии.
В Телеграфном я впервые приметил этого длинного, тонкого, бледно-веснушчатого мальчика с большими серо-голубыми глазами в пол-лица. Стоя в сторонке и наклонив голову к плечу, он с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы.
Он чуть вздрагивал, когда пущенный дружеской, но чуждой снисхождения рукой снежок залеплял чей-то рот или глазницу, скупо улыбался особо залихватским выходкам, слабый румянец скованного возбуждения окрашивал его щеки.
И в какой-то момент я поймал себя на том, что слишком громко кричу, преувеличенно жестикулирую, симулирую неуместное, не по игре, бесстрашие. Я понял, что выставляюсь перед незнакомым мальчиком, и возненавидел его.
Чего он трется возле нас? Какого черта ему надо? Уж не подослан ли он нашими врагами?.. Но когда я высказал ребятам свои подозрения, меня подняли на смех:
— Белены объелся? Да он же из нашего дома!..
Оказалось, мальчик живет в одном подъезде со мной, этажом ниже, и учится в нашей школе, в параллельном классе. Удивительно, что мы никогда не встречались! Я сразу изменил свое отношение к сероглазому мальчику. Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут. И я взял это на себя.
Во время очередной снежной битвы я стал швырять в него снежками. Первый снежок, угодивший ему в плечо, смутил и вроде бы огорчил мальчика, следующий вызвал нерешительную улыбку на его лице, и лишь после третьего поверил он в чудо своего причастия и, захватив в горсть снега, пустил в меня ответный снаряд. Когда схватка кончилась, я спросил его:
— Ты под нами живешь?
— Да, — сказал мальчик. — Наши окна выходят на Телеграфный.
— Значит, ты под тетей Катей живешь? У вас одна комната?
— Две. Вторая темная.
— У нас тоже. Только светлая выходит на помойку. — После этих светских подробностей я решил представиться. — Меня зовут Юра, а тебя?
- И мальчик сказал:
- — Павлик.
- …Тому сорок три года… Сколько было потом знакомств, сколько звучало в моих ушах имен, ничто не сравнится с тем мгновением, когда в заснеженном московском переулке долговязый мальчик негромко назвал себя: Павлик.
Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик, затем юноша — взрослым ему не довелось стать, — если сумел так прочно войти в душу другого человека, отнюдь не пленника прошлого при всей любви к своему детству.
Слов нет, я из тех, кто охотно вызывает духов былого, но живу я не во мгле минувшего, а на жестком свету настоящего, и Павлик для меня не воспоминание, а соучастник моей жизни.
Порой чувство его продолжающегося во мне существования настолько сильно, что я начинаю верить: если твое вещество вошло в вещество того, кто будет жить после тебя, значит, ты не умрешь весь. Пусть это и не бессмертие, но все-таки победа над смертью.
Я знаю, что еще не могу написать о Павлике по-настоящему. И неизвестно, смогу ли когда-нибудь написать. Мне очень многое непонятно, ну хотя бы что значит в символике бытия смерть двадцатилетних. И все же он должен быть в этой книге, без него, говоря словами Андрея Платонова, народ моего детства неполон.
Поначалу наше знакомство больше значило для Павлика, нежели для меня. Я уже был искушен в дружбе. Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников. Наша дружба началась в нежном возрасте, трех с половиной лет, и в описываемую пору насчитывала пятилетнюю давность.
Митя был жителем нашего дома, но с год назад его родители поменяли квартиру. Митя оказался по соседству, в большом шестиэтажном доме на углу Сверчкова и Потаповского, и ужасно заважничал. Дом был, правда, хоть куда, с роскошными парадными, тяжелыми дверями и просторным плавным лифтом.
Митя, не уставая, хвастался своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…». Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. Глядя на меня влажными, темными, как чернослив, глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. За такое следовало набить морду.
Но Митя не только внешне походил на девчонку — он был слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости, — и на него рука не поднималась. И все-таки я ему всыпал. С истошным ревом он схватил фруктовый нож и попытался меня зарезать. Впрочем, по-женски отходчивый, он чуть ли не на другой день полез мириться.
«Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее» — вот какие фразы умел он загибать, и еще похлеще. Отец у него был адвокатом, и Митя унаследовал дар велеречия.
Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. Мы попали в одну школу, и наши матери позаботились усадить нас за одну парту. Когда выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. А я не назвал его имени, когда выдвигали кандидатуры на другие общественные посты.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-vn-cht-rasskaz-m-nagibina-moj-pervyj-drug-moj-drug-bescennyj-4212094.html
Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
- Цели: 1) Проверить знание биографии Ю.Нагибина учащимися
- 2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой
- 3) Развивать навыки выразительного чтения
- 4) Воспитывать чувство патриотизма, скромность, уважение к старшим
- Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)
- 2) Учить работать с планом по тексту
- Оформление доски:
«…Как растить человека, как укрепить, как сохранить в молодой душе те хрупкие, нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста». | Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
|
|
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
План | Рабочий материал |
1. Тема | Бесценный друг |
2. Идея | Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир на Земле. |
3. Становление характера Юры |
|
Оборудование:учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной , В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова
- Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)
- 2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
- 3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок).
- Ход работы
Вспоминая биографию этого писателя, говоря о произведениях, созданных им, мы благодарим его за огромный вклад в русскую литературу. Безусловно, личность писателя, даже его внешность, помогают лучше понять нам творчество Ю.Нагибина.
Высокий лоб. Низкие брови, глубокий, задумчивый взгляд – все это указывает на сильный, стойкий характер. В жизни Ю.Нагибину многое пришлось пережить. Он рос в период между Гражданской и Великой отечественной войнами, но годы юности и детства писатель считал самыми лучшими годами своей жизни.
— Дома вы должны были подготовить пересказ биографии писателя (Ю.Нагибина) по учебнику от 3 лица.
- (1 человек у доски)
- — Сопоставьте рассказ выступающего с планом, записанным на доске (открываю доску).
- За доской: План
-
Дата и место рождения
-
Роль отчима в жизни Ю.Нагибина
-
Места учебы
-
Ю.Нагибин на войне
-
Ю. Нагибин — «взрослый» писатель
Какие вопросы не были освещены?
Что ещё рассказал ученик, чего нет в плане?
(Не внесены в план 1)Кем хотел стать писатель. 2) Книги, сценарии Ю.Нагибина)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников)
P.S.: консультант – это сильный ученик в «шапочке учёного»
-Найдите и прочитайте в статье учебника, чем для Ю.Нагибина были его рассказы и повести.
(Это его настоящая биография, куда более подлинная, чем эти беглые записи)
— Сегодня на уроке мы начнем знакомство с этой настоящей биографией поближе.
Как происходило становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — тема сегодняшнего урока. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока.
-
Проверка первичного восприятия
— В теме урока уже определен жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?
- (На доске: Словарь урока:
- Рассказ)
- — Докажите, что «Мой первый друг…» — рассказ.
(На mp3-проигрывателе звучит стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое Пущину«Мой первый друг, ой друг бесценный…»)
— Стихотворение какого поэта начинается этой строчкой? Кому оно посвящено?
— Почему, по-вашему, Ю.Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?
- — Название отражает тему или идею произведения?
- — Что такое тема?
- (На доске: Словарь урока:
- Тема)
- — Какова тема рассказа?
- (Бесценный друг, бесценная дружба)
- — Что такое идея?
- (На доске: Словарь урока:
- Идея)
— Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?
— Какова идея рассказа?
(Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле.)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников):
Сам Ю.Нагибин о своем рассказе говорил, что писал его, отвечая на вопрос «как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие, нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».
— В тетради подпишите число, тему урока.
— Начертите таблицу. Заполните первых две строки( учитель заполняет таблицу на доске).
- (Знание содержания рассказа)
- — Где и когда происходят события?
- (Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке)
- — От чьего лица ведется повествование?
( От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра)
- -С кем дружил Юра?
- (С Митей Гребенниковым и Павликом)
- — Кто из них был настоящим, бесценным другом?
- (Павлик)
— Из-за чего возник конфликт между друзьями? Как он их характеризует?
(Из-за предательства Юры во время урока немецкого языка. Павлик «не признавал сделок с совестью» и считал, что «прощение предательства немногим отличается от самого предательства». Он «презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное – прибежище слабых душ».
— Каким было примирение?
(Юра понял свою ошибку и своим поведением показал, что он понимает правоту Павлика).
— Долго ли продлилась дружба мальчиков? Почему?
(Павлик погиб, когда ему было 20 лет, на фронте осенью 1941 года под Сухиничами. Он сгорел заживо, но не сдался фашистам.)
— Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.
-
«…Ему льстила дружба с «товарищем санитаром», а под прицелом чистопрудного «пушкаря» он наслаждался превосходством своей тонкой девичьей красоты над моей скуластой, широконосой заурядностью. Пока фотограф колдовал под черной тряпкой, чистопрудные кумушки наперебой восторгались его глазами – «черносливом», прической с противным названием «бубикопф» и кокетливым черным бантом на груди».
(Митя Гребенников)
-
«Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными темными подглазьями на изможденном, в кулачок, личике, он казалось умирающей от какой-то страшной болезни.
Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учителей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или случайную улыбку.
Куда хуже крика были ее въедливые нотации, она словно кусала тебя обидными словами».
(Елена Францевна)
-
«На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты фрейлин Шульц, омрачившей мои детские годы. В мою довольно тупую к языкам голову вошло столько немецких слов, стихов и грамматических правил, не говоря уже об этих «эхт берлинер аусшпрахе», что все наши часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли.
(Юра)
-
«Он был Атосом не только наших детских игр в мушкетеры, он обладал характером Атоса: безупречным и благородным всегда и во всем, вопреки всему».
(Павлик)
-
Сообщение нового материала.
— В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование. Как автор называет Павлика?
- (Атосом)
- Такой прием называется метонимией.
- (Креплю понятие на доску)
- — Прочитайте определение метонимии в словаре литературоведческих терминов на
- — В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?
(Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему.)
- — Кто учился у Павлика благородству, прямоте, честности?
- (Юра)
- — Каким мы видим Юру в начале рассказа?
- («Выставляющимся» перед Павликом)
- — Найдите и прочитайте этот фрагмент.
- ( «И в такой момент я поймал себя …»)
- — Как вы понимаете значение слова симулирую?
- (Ученик-консультант дает определение по толковому словарю:
- Симулировать – притворяясь, создать (-авать) ложное представление о наличии чего-нибудь.)
— Рассказчик говорит, что он возненавидел в этот момент Павлика. Была ли для этого причина? Как здесь раскрывается характер Юры?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): Юра самолюбив, заносчив, не любит признаваться в собственных ошибках, оплошностях.)
— В каком еще эпизоде подтверждается эта мысль? Найдите в тексте, прочитайте.
(Юра не хотел признаваться в собственном предательстве)
-Подобную ситуацию в рассказе мы уже встречали, только было это с другим мальчиком. Расскажите об этом.
(«Прижатый в угол, Митя сознался в доносе. Он оговорил меня для моей же пользы, боясь, что дурные наклонности вновь пробудятся во мне и погубят мою столь счастливо начавшуюся карьеру…» )
— Т.о. мы можем сделать вывод о том, что Юра уподобился Мите, а значит, легко поддавался влиянию со стороны.
(В тетрадь (учитель заполняет таблицу на доске): Поддается влиянию со стороны)
— Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно?
(Ничему. Не становился.)
- _ А когда дружил с Павликом?
- (Научился многому)
- — Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика?
- (На доске: Словарь урока:
- Антитеза
- — Что такое антитеза?
- (Противопоставление)
— Этот же прием Ю.Нагибин использует, изображая семьи Юры и Павлика. Найдите эпизоды о семьях мальчиков, прочитайте их.
- — Как семья повлияла на становление Юры?
- (В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): он был «очень книжным мальчиком»)
- — От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?
(От «ползучей жизни», т.е. жить «изо дня в день: школа, футбол, кино, девочки, а там видно будет»)
- — Значит, какое качество характера появляется у Юры, когда он дружил с Павликом?
- (В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): целеустремленность)
- — Как учились мальчики?
- (В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): учились хорошо и ровно)
- -Чем увлекались в поисках самих себя?
- (Химией, физикой, географией, биологией, электротехникой, «парашютным» спортом, балансированием.)
— Вспомните эпизод, когда мальчики на лбу, носу, подбородке пытались удержать какой-либо предмет. Для чего Павлик на очень долгое время затягивал это действо?
- (Учил Юру терпению)
- — И тот учился?
- (Да)
- (В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): терпеливый)
— По мнению рассказчика, он учился у Павлика даже после его смерти. Об этом он пишет в последних двух абзацах рассказа. Прочитайте их. (с.90)
- -Чему же теперь учится Юра?
- (1) памяти о подвиге умерших;
- 2) чувству ответственности каждого перед всей планетой, перед миром на Земле.)
— Можно ли в этой ситуации назвать Юру патриотом? Кто такой патриот?
(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю)
(В тетрадь ( учитель заполняет таблицу на доске): патриот :помнит о подвиге погибших, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле)
— Посмотрите внимательно на составленную нами схему. Что вы заметили?
(Закончили тем, с чего начали)
— Как вы думаете, почему эти слова мы записали дважды в таблицу?
(Т.к. автор хочет, чтобы мы тоже, как и рассказчик задумались о своем пребывании в этом мире, старались бы быть лучше, чище, нравственнее, стремились бы быть похожими на таких, как Павлик и критично относились бы к своим порокам.)
-
Индивидуальная работа учащихся.
- — Вот и известный поэт Евгений Евтушенко, подобно Юре из рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», критикует свои недостатки в стихотворении «Зависть». (Читает ученик)
- Завидую я.
- Этого секрета не раскрывал я раньше никому.
- Я знаю, что живет мальчишка где-то,
- И очень я завидую ему.
- Завидую тому, как он дерется, —
- Я не был так бесхитростен и смел.
- Завидую тому, как он смеется, —
- Я так смеяться в детстве не умел.
- Он вечно ходит в ссадинах и шишках, —
- Я был всегда причесанней, целей.
- Все те места, что пропускал я в книжках,
Он не пропустит. Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою, злу не прощая за его добро,
И там, где я перо бросал: «Не стоит!» —
Он скажет: «Стоит!» — и возьмет перо.
- Он если не развяжет, так разрубит,
- Где я не развяжу, не разрублю.
- Он, если уж полюбит, не разлюбит,
- А я и полюблю, да разлюблю.
Я скрою зависть. Буду улыбаться.
- Я притворюсь, как будто я простак:
- «Кому-то же ведь надо ошибаться,
- кому-то же ведь надо жить не так».
- Не сколько б ни внушал себе я это,
- Твердя: «Судьба у каждого своя», —
- Мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
- Что он добьется большего, чем я.
— К сожалению, Павлик многого не успел достичь, но суть не в этом. Суть в том, что всегда нужно стремиться к самосовершенствованию.
а) — Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Нагибина? Почему?
б) Оценки за урок.
-
Домашнее задание: 1. Составьте устный рассказ о становлении характера юры в рассказе «Мой первый друг, мой друг бесценный». 2.Напишите сочинение «Мой друг».
3. Прочитайте дополнительно любой из рассказов Ю.Нагибина: «Дом №7», «Иван», «Ливень».
6
Источник: https://multiurok.ru/files/iu-nagibin-moi-pervyi-drug-moi-drug-bestsennyi.html