?
Category: Благодаря одной рекламе, покорившей телезрителей в середине нулевых годов, практически каждый житель нашей страны знает главные строчки двух четверостиший Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи ещё хоть четверть века –Всё будет так. Исхода нет.Умрешь – начнешь опять сначала,И повторится всё, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Но мало кто знает, что в Петербурге и правда существует та самая аптека, на той самой улице, рядом с тем самым фонарем. Осталось сюда только прийти ночью…
Почему ночью? Произведение Блока хоть и признано современниками вершиной его творческого искусства, но будем честны, в первую очередь было заказухой, направленной на предотвращение серии самоубийств, волной прокатившихся по дореволюционному Петербургу, и как сейчас топовые блогеры писали о «Синих китах», так тогда на выручку пришел Александр Александрович.
Почему именно образ аптеки? Потому что в те годы первую помощь при несчастных случаях и неудавшихся попытках самоубийства оказывали именно там, а разве мог кто-то лучше описать боль, страдания и цикличность как вечно больной и мнительный Блок? 2.Многие ошибочно принимают за «ту самую» другую, не менее важную аптеку для поэта. Находилась она по адресу Декабристов, 57, сразу по соседству с бывшим домом автора. Туда он постоянно ходил за своими лекарствами и ее образ он описал в другом произведении, также посвященному проблемам самоубийств — «Пляски смерти»:
Пустая улица. Один огонь в окне.Еврей-аптекарь охает во сне.А перед шкапом с надписью Venena,Хозяйственно согнув скрипучие колена,Скелет, до глаз закутанный плащом,Чего-то ищет, скалясь черным ртом…Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,И череп повернул… Аптекарь крякнул,Привстал — и на другой свалился бок…А гость меж тем — заветный пузырекСует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.
Сейчас торопливый читатель крикнет: «Слава, хватит нам про другую аптеку писать! Хотим про ту!». Так вот первого октября после разгоревшейся семейной драмы Блок вышел прогуляться, выйдя из дома, ноги понесли его в другую сторону, не привычным маршрутом, а к Мариинскому.
Там возле всемирно известного театра он и спас собравшегося топиться матроса, которого вытащил из канала и довел до ближайшей аптеки. Современники и очевидцы поговаривают, что этот случай подтолкнул поэта на сочинение своего произведения, а возможно в тот момент ему в голову пришли и некоторые строки будущего хита.3.В те годы это была новая, еще пахнущая деревом аптека Ново-Мариинская, расположенная в доме под номером двадцать семь на Офицерской улице (ныне Декабристов), вот она то и стала главным героем бессмертного произведения. Согласно «Российскому медицинскому списку» была открыта в 1910 году, и ее владельцем был Яков Мандельштам, предвижу ваш вопрос, но вроде не родственник, а вот «ледяная рябь канала» относится к расположенному рядом Крюкову каналу. Прошло больше века, хозяин у этой аптеки сменился, а вот дом остался, да и аптека в нем есть, и вот почему-то хочется голосом Крамарова крикнуть: «А вот оно — дерево». Хотя вернее будет так: «а вот и он — фонарь»!4.Хотел бы уже закончить пост, но надо обязательно упомянуть и другие строки, опять посвященные той самой аптеке. Заветную память потомкам оставила Анна Ахматова, написав произведение, которое в последствии стало своеобразным поэтическим памятником Александру Блоку и воспетому им фармацевтическому заведению:
Он прав — опять фонарь, аптека,Нева, безмолвие, гранит…Как памятник началу века,Там этот человек стоит -Когда он Пушкинскому Дому,Прощаясь, помахал рукойИ принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
Еще у меня есть новый и поэтому унылый чат в телеграмм, который с вашей помощью может стать намного позитивнее. Присоединяйтесь! Там со мной можно обсудить многое.
Дом соблазна | Самая мистичная аптека | Дом Книги |
Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Источник: https://alkopona.livejournal.com/139137.html
«Ночь, улица, фонарь, аптека». Анализ стихотворения Александра Блока
Меню статьи:
Текст стихотворения
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Историческая атмосфера
Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.
В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.
В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.
Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.
В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого.
Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания.
Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».
История написания стихотворения
Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.
Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!
Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления.
В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством.
Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.
Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.
Место, описанное в произведении
Блок написал это стихотворение, вошедшее в поэму «Пляски смерти», в Петербурге 10 октября 1912 года, в своей квартире. Блок всегда был очень впечатлительным и конкретным, поэтому предполагают, что данное произведение связано с конкретным местом в Петербурге.
Мост, ведущий на Крестовский остров, обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц. На углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки находилась аптека, в которой нередко оказывали помощь несостоявшимся суицидникам.
Эта аптека навевала мрачные мысли у того, кто знал об этом. Единственный газовый фонарь, освещавший вход в аптеку, возможно и был тем самым, который упоминается в стихотворении Блока.
Темный канал с бликами фонаря, горевшего на берегу, аптека, видевшая немало несостоявшихся самоубийц и набережная, куда попадали те, кому удалось спрыгнуть с моста – все эти места наводили на тягостные думы.
И «ледяная рябь» помнила тех, кто ушел из жизни.
Блок любил Петроградскую сторону, и предполагают, что именно эту аптеку поэт увековечил своим произведением.
Тема стиха
Тема стихотворения – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации.
Судя по стихотворению, поэт отверг позицию христианства, в которой смысл жизни человека в том, чтобы познавать Творца, наслаждаться тем, что Он любит человека и учиться любить Его в ответ. Смысл, который и после смерти продолжается.
Стихотворение Александра Блока “Незнакомка” – портрет начала нового века, нового вита русской литературы. Это произведение – одно из любимых текстов самого автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его сюжетом
Подобное отвержение неизбежно приводит человека к пониманию бессмысленности жизни, ведь вечную душу ничто временное не может успокоить по-настоящему. Физический мир стабилен, и это благо для тех, кто живет на земле.
Но поэта мысль о том, что, даже вернувшись на землю в другом обличии, он вновь увидит то же самое, приводит в уныние и отчаяние.
И даже то, что слова меняются, скорее, добавляет трагичности за счет «мужской рифмы» слова «фонарь» вместо женской рифмы слова «аптека». «Аптека, улица, фонарь»
Символичность стиха позволяет каждому читателю увидеть свои оттенки. Кто-то видит надежду в упоминании фонаря в конце стихотворения, но свое отношение к фонарю поэт высказал раньше:
«Бессмысленный и тусклый свет»
Как бы читатель не старался найти надежду, вчитываясь в строчки – поэт вряд ли видит ее.
Тема смерти в стихе выводится на более глубокий уровень – духовной смерти. Ведь жизнь без надежды даже в смерти найти избавление – это умирание души. Вера или допущение существования реинкарнации не дает успокоения, ведь поэт уверен, что в этой самое новой жизни не увидит более радостной картины.
Также стихотворение начинает тему страха и отчаяния в творчестве Блока. «Ночь», «умрешь», «исхода нет», «ледяная рябь».
В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью. Он не смог принять принципы большевизма, уверенный в мраке того будущего, которое они провозглашали.
Композиция
Композиция стихотворения зеркальная. В конце повторяется первая строка, хотя в ней меняется порядок слов. Именно изменение порядка слов усугубляет безнадежность. Также как реинкарнация ничего не изменит, так и перестановка того, что видит герой не меняет сути – все однообразно, холодно и бессмысленно.
«Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все как встарь»
Слова «начнешь сначала» могут означать и как веру поэта в реинкарнацию, так и образное выражение – влияние символизма в котором он писал прежде. В начале века город ассоциировался с духовной деградацией на фоне технического прогресса. Достоевский делает город соучастником совершенного героем убийства в романе «Преступление и наказание».
Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои темные и тяжелые мысли. В его произведении город имеет разрушительное начало.
Поэт утверждает, что все в мире циклично и однообразно:
“Все будет так. Исхода нет”
Стихотворение является развернутой метафорой. Бессмысленность жизненного пути, бесконечная безнадежность существования человека.
В стихотворении две части: в первой поэт говорит о жизни, во второй о смерти. Но в подавленном душевном состоянии он не видит разницы между жизнью и смертью, ведь в этом произведении смерть – это лишь реинкарнация, при которой он вернется опять на то же место в то же время и не важно, в каком обличии.
Главный герой
В этом стихотворении главный герой остается «за кадром». Но именно поэт остается главным героем повествования, которое превращено им в метафору. В юности Блок жил поэзией и был убежден, что именно красота и поэзия спасут мир. Но его убеждения рассыпались, столкнувшись с трагической действительностью. Смерть близких изменила всю жизнь и веру поэта.
Произведение А. Блока «Россия» написано как следствие мрачных событий смутного времени – первой русской революции. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Употребление глаголов во 2-м лице «начнешь, умрешь» словно обобщает всех людей, ставя их на место поэта. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он.
По убеждению Блока, мир именно таков, каким он его видит. В данный момент поэт не может предполагать, что его картина мира исказилась тем, во что он верит, и для других людей мир может выглядеть совершенно иначе. Не предполагает, что есть люди, у которых в тот же момент времени есть цель в жизни «…ради которой жить и умереть очень даже стоит…».
Употреблением глаголов во 2-м лице, поэт ставит всех людей на свою ступень, вовлекая в свою философию смерти и бессмысленности жизни.
«Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет
Умрешь – начнешь опять сначала…»
Несмотря на тяжелые мысли, поэт любил Россию и после революции не уехал за границу. Было это от того, что Блок сделал свой выбор, который состоял в ценности родины или от безразличия и отчаяния – никто не сможет сказать. Но это решение было для поэта губительным. Оно привело его к преждевременной гибели.
С подобными мыслями и настроением поэт создал не одно произведение. Его размышления продолжаются в стихах
«Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят…».
Жанр
Стих относится к философской лирике. Лирический герой рассуждает о жизни и смерти.
Написано четырехстопным ямбом.
В последнем слове первой строчки ударение на втором слоге – это женская рифма. Она звучит мягче, последующий монолог звучит легче.
В последней строчке те же слова, но в другом порядке, и заканчивается строчка и весь стих словом «фонарь», имеющим мужскую рифму (ударение на последнем слоге), отчего слово звучит жёстче, резче.
После него (по интонации) невозможно продолжение, словно подведен итог. Это почти нивелирует общепринятое упоминание о свете как о выходе, радости и надежде.
Поэт и прежде говорит о фонаре «бессмысленный и тусклый свет» и употребление этого слова в конце также сводит на «нет» символ надежды.
Средства выразительности
В стихотворении использованы символы, подчеркивающие тяжелые чувства автора.
“Ночь, улица, фонарь, аптека”. Жизненный путь, проходящий во мгле, в которой даже фонарь не дает выхода и достаточного света, чтобы разглядеть самое важное.
- Эпитет “Ледяная мгла канала» символизирует смерть, холод, страх перед жизнью и смертью.
- Также в стихотворении употреблена аллитерация: «бессмысленный и тусклый свет»
- Сравнение: «И повторится все, как встарь» Также мы видим в стихе рефрен – перед глазами героя одна и та же картина на протяжении всей жизни, и даже после смерти.
Внимательный читатель заметит, что поэт отходит от принятого противопоставления тьмы как символа всего отрицательного и света, как символа добра и надежды. Свет в его стихе не сильно отличается от тьмы, он едва рассеивает мрак, потому что «бессмысленный и тусклый».
Поэт попал в замкнутый пространственный круг, в котором предполагает находиться не только через «четверть века», но даже в следующей жизни. По его мнению, пейзаж не изменится никогда, а значит, и ощущения останутся …
Слова «ночь, улица…» являются скорее символами, повторяющегося бесконечного однообразия и безысходности, чем описанием конкретной местности. Хотя Блок всегда придерживался конкретики, даже в символизме.
В стихотворении Александра Блока все существование людей окрашено в темные тона, не имеет радости, смысла и утомительно однообразно. Все мироздание сводится к одной картине – темной улице, тусклому фонарю у аптеки и ледяному каналу.
Особенности стиха
В этом стихотворении Блок отходит от привычного символизма, описывает реальность, хотя и не избегает употребления нескольких символов.
Стих наполнен темными красками, отсутствием смысла и надежды. Он является скорее песнью смерти, чем жизни. Но даже смерть в нем не является чем-то определенным. В «посмертии» опять приходится вернуться в тот же безрадостный и тягостный пейзаж, в ту же бесконечную бессмысленность.
Автор меняет привычные символы. Свет в его стихе уже не является символом надежды и радости, а смерть не избавляет от необходимости смотреть на опостылевшую картину окружающего мира.
Также время не меняет в произведении автора унылый пейзаж, вопреки обычной уверенности людей, что в мире меняется все и «в одну воду родника не войти дважды». Но у Блока картина мире однообразна как зацикленный короткий видеоролик.
В живой природе неизменность картины нереальна, но в городе, среди мостовых и каменных стен это становится возможным. Даже вода в его произведении словно застыла. Она не течет. Поэт видит только рябь и это дополняет иллюзию однообразия картины.
Здесь все кружится на месте: время и вода. Свет изменил свою сущность, смерть перестала быть концом или даже привычным для христианина порогом в вечность и надеждой на встречу с Творцом. Смерть тоже словно свернулась кольцом, возвращая ушедшего к началу.
Автор кружится в этом замкнутом круге и уверен, что все человечество вынуждено совершать эти бессмысленные обороты.
Отзывы критиков
В. Гиппиус, которому Блок прочитал его, был поражен мрачностью стиха. И все же «Ночь, улица, фонарь…» – одно из самых известных стихотворений Александра Блока. Его современники приняли стих с удивлением, но он получил много откликов и довольно быстро стал популярным.
“Он делал все — «по-настоящему». Но все же чувствовал — ни на минуту не переставал чувствовать, что это — не то, не настоящее”.
Евгений Замятин
«…каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».
Зинаида Гриппиус
«…встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья».
Константин Бальмонт
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-blok/noch-ulica-fonar-apteka.html
А. Блок. Анализ стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека" :
Александр Блок – один из классиков литературы XX века и крупнейший представитель русского символизма. Для его творчества характерно сочетание мистического и бытового. До революции музыкальные стихи Блока, спокойные и плавные, убаюкивали публику, погружая ее в подобие безмятежного сна. Но после революции в его творчестве начинает прослеживаться отчаяние – эмоциональное и громкое.
«Ночь, улица…» — это один из его самых популярных стихов. Эти строки, вероятно, знакомы каждому школьнику. Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Что хотел поведать поэт этими меланхолическими строками?
История написания
Стихотворение было написано Блоком 12 октября 1912 года в его петербургской квартире. Тогда он жил на ул. Офицерской, 57. Сегодня эта улица называется Декабристской.
В квартире А. Блока сегодня расположен музей. Он посвящен жизни и творчеству поэта. Историю написания поведала в интервью сотрудница музея Анна Горегина.
Написал Блок стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека..», анализ которого мы обсуждаем, за любимым письменным столом. Поэту он достался от бабушки, переводчицы Елизаветы Бекетовой. Он был дорог ему как память. Поэтому Александр всегда перевозил его с собой при смене места жительства. Сегодня стол стоит на том же месте, что и сто лет назад. А на нем лежит тетрадь со знаменитыми строками.
Через два дня после написания стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека..» Блока посетил его друг. Это был литературовед и переводчик Василий Гиппиус. Когда последний прочел произведение, то был поражен его мрачностью. В. Гиппиус тогда даже пошутил, что и у его дома есть аптека. На что Блок со всей серьезностью ответил, что у каждого дома есть аптека.
Идеальное произведение
Современники поэта восхищались стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ показывает, что оно является идеальным примером сочетания изящности и простоты, зеркальности и глубины.
Этот стих – одна из первых попыток поэта понять предназначение человека, который рождается в этом странном мире. Однако в процессе написания он не получает ответа. Но создает пронзительное и вечное стихотворение.
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — анализ стихотворения
Лирической герой поэта ощущает тоску и обреченность. Он размышляет о жизни и смерти. Первая часть стиха рассказывает о жизни. Вторая – о смерти. Однако герой не видит в них различия. И жизнь, и смерть двигаются по замкнутому кругу – «умрешь – начнешь опять сначала…».
Фонарь – это свет, а свет в мировой литературе всегда символизировал гармонию, добро, жизнь. Но Блок представляет его «бессмысленным и тусклым». В данном случае свет лишается своего священного значения.
Улица, аптека, освещенная этим тусклым светом, представляют собой замкнутое пространство, безразличное, пустое. Подобные строки были вполне в духе меланхоличного поэта, который, согласно письменным воспоминаниям его ближайшего окружения, еще в детстве был очень необщительным и молчаливым.
Первая часть стихотворения начинается более оптимистично, чем вторая. Это видно по расстановке атрибутов – начальная строка заканчивается словом «аптека». В целом она звучит мягче и оптимистичнее благодаря женской рифме.
Однако последнее слово стихотворения – «фонарь». Мужская рифма, которая завершает произведение, придает строке резкость, невозможность продолжения.
Поэт повествует о безысходности. Умирая, душа вновь рождается в другом теле, но и тогда ее будут окружать все те же навязчивые, тоскливые образы. Надежды нет. Есть лишь бесконечность, которая повторяется снова и снова, лишая веры и счастья. Однако некоторые специалисты считают, что слово «фонарь» открывает финал и словно дает лучик надежды читателю.
Заключение
В целом стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», краткий анализ которого мы сделали, является одним из самых пронзительных и безысходных произведений Блока.
Источник: https://syl.ru/article/361811/a-blok-analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока | Литерагуру
Александр Блок полагал, что не станет обыденным только тот, кто полностью впустит в себя боль. Он, как никто другой, чувствовал всю боль эпохи и отразил её в своей философской лирике. Одним из примеров этого периода творчества великого творца является «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
История создания
История написания стихотворения вызывает печаль. Блок имел привычку прогуливаться по ночам на Островах Петербурга, отсюда слова – ночь, улица и фонарь.
Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост. С него в Неву бросались самоубийцы. Бывало, им не удавалось задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки, так возникло название и замысел.
Жанр, направление и размер
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — это философское размышление автора, наполненное грустью, поэтому стихотворение принадлежит к жанру элегии.
От идей символизма Блок не отказывается и строит произведение с опорой на символы. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.
Композиция, образы и символы
Главными символами служат ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция своего рода знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала.
Даже реинкарнация, по мнению Блока, не избавит душу от этой цикличности: «Умрёшь — начнёшь опять сначала». Казалось бы, что фонарь в контексте служит знаком надежды, своего рода светом в конце тоннеля, но закрытый слог слова означает конец.
Лирический герой выступает в роли созерцателя. Его поведение перекликается с историей написания произведения. Александр Александрович был свидетелем попытки суицида. Он, подобно лирическому герою видел, как в …ледяную рябь канала… прыгнул самоубийца. Невольный наблюдатель задумывается над жизнью и смертью и не замечает отличия, потому что всё повторится.
Темы, проблемы и настроение
Основной темой этого стихотворения стало размышление о том, для чего человек приходит в этот мир. Но отклика на дилемму Блок не нашёл: жизнь — пустой цикл. Отсюда тема цикличности бытия.
Также Александр Александрович поднимает острую социальную проблему – суицид, причиной которого стал «страшный мир». Мотив города и умерщвления человека прошли красной нитью через стихотворение.
Настроение после прочтения ужасное. Мрак, безысходность, холод веют от каждого слова и заставляют невольно вздрогнуть.
Смысл
Стихотворение можно разделить на две части: одна о жизни, другая посвящена смерти. Главная идея — отображение человеческого бытия. Приход и уход личности не меняют мира, ночью все также будет гореть фонарь, освещать улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.
Главная мысль стихотворения также говорит нам о том, что суицид – это не выход из положения, от этого ничего не изменится, и вряд ли уйдет та боль, что вынуждает человека покидать этот мир самовольно. И если он чем-то обижен, чем-то взбешен и удручен, то необходимо бросить все силы на исправление ошибки, а не на то, чтобы не заметить, как воз стоит и ныне там.
Средства художественной выразительности
Мрачный пейзаж помогают обрисовывать:
- парцелляция и ряды однородных членов (…ночь, улица, фонарь, аптека…),
- яркие определения (…бессмысленный, тусклый, ледяная…),
- аллитерация (…бессмысленный и тусклый свет…).
Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka-a-a-bloka/
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок) | Литрекон
Самый Зелёный · 05.03.2019
Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть.
Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля.
Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая.
Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».
История создания
Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью.
Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века.
Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.
Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России.
Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий.
Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.
Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество.
Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным.
Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.
Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний.
Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать.
Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.
Жанр, направление, размер
- «Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.
- Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.
- Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).
Композиция
Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».
Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.
Образы и символы
- Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
- Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека».
Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц.
Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни.
В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.
- Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни.
Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
- Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.
Темы, настроение и проблемы
Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.
- Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
- Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
- Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.
Основная идея
Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.
Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.
Средства выразительности
Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:
- эпитетом «бессмысленный свет»;
- сравнением «всё, как встарь».
Мария Гуцало
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/noch-ulitsa-fonar-apteka-a-blok/
«Ночь, улица, фонарь, аптека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея и история создания — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.
- История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»
- Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.
Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.
- Жанр – философская лирика.
- Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ
- Метафоры – «ледяная рябь канала».
- Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»
- Сравнения – «повторится все, как встарь».
История создания
История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.
В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус.
Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека».
Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.
Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».
Над этим циклом поэт работал с 1905 года.
Тема
Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий.
Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.
В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.
Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».
Композиция
Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое.
По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл.
Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.
Жанр
Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя.
Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь».
Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.
Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38766-noch-ylica-fonar-apteka-analiz-stihotvoreniia-bloka-po-plany-kratko-ideia-i-istoriia-sozdaniia.html
Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.
Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.
Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.
В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.
Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.
И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.
Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная».
Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.
Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.
Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.
Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.
Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку.
Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель.
Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».
Источник: https://infourok.ru/user/medvedeva-anna-aleksandrovna1/blog/analiz-stihotvoreniya-bloka-noch-ulica-fonar-apteka-68753.html
Ночь, улица, фонарь, аптека… А. Блок. Анализ стихотворения
Находят иногда на меня мысли и начинаю вспоминать то, что читали и учили в школе. Тогда я как-то не задумывалась о смысле, да и далеко не все, что читала, мы обсуждали в классе. И вот навязчивые мысли о том, что не понимаю смысл стихотворения, приводят к тому, что начинаю копаться в инете. В этот раз это был Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912
Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем».
Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха.
Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».
Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир». Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» — это мир, уродующий и губящий человека.
В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.
Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.
В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда.
Например, в стихотворении Владимира Маяковского «Адище города» появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а «ночь излюбилась, похабна и пьяна».
Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке»: у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».
Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности.
Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет», «умрешь», «бессмысленный свет».
Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях.
Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц.
Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде.
Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в «ледяной ряби» канала.
В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти, ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:
Умрешь — начнешь опять сначала…
В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости.
Использование формы 2 лица глаголов «умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти.
Взять отсюда: https://goldlit.ru/blok/325-noch-ulica-fonar-apteka-analiz
Источник: https://BabyBlog.ru/community/post/books/1723033