Стихотворение «Пора, мой друг, пора» Александр Сергеевич создал в 1834 году в Петербурге. Оно пропитано тоской по тихой и спокойной деревне, размеренной жизни, приятной творческой работе. При жизни великого русского поэта это стихотворение не печаталось, что может свидетельствовать о том, что оно являлось для него личным.
Как было написано произведение
Проводя анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора», школьник может рассказать, что Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню.
Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен.
Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.
Идея стихотворения, рифмовка и размер
В анализе стихотворения «Пора, мой друг, пора» нужно упомянуть и о его размере. Размер произведения — шестистопный ямб; используется парная рифмовка. Произведение очень ритмично, в нем нет пропусков ударения.
Женские рифмы гармонично чередуются с мужскими. Стихотворение состоит всего лишь из восьми строчек. Первая строфа повествует о быстротечности человеческого бытия.
С афоризма, свидетельствующего о личностной зрелости, начинается вторая строфа стихотворения.
Тема
Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» обязательно должен содержать в себе тему этого произведения.
Говоря о теме и идее стихотворения великого поэта, стоит также учитывать, что оно не было дописано до конца, ведь были найдены и другие его наброски.
В них поэт хотел описать идиллическую жизнь в деревне, где главный герой, будучи в зрелом возрасте, наслаждается заботой своей возлюбленной. Тема произведения – спокойная жизнь вдали от города.
Исследователи творчества поэта считают, что именно к ней Александр Сергеевич обращается «мой друг». Хотя есть версия, что великий поэт может обращаться и к товарищу. Но в любом случае стихотворение начинается так, что читатель сразу поймет сказанное, и оценит юмористическую ремарку Александра Сергеевича о быстротечности человеческого бытия и неминуемой смерти.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»: направление и жанр
Произведение относится к литературному направлению реализма. В найденных набросках есть план продолжения стихотворения, который составлен по законам реализма.
Поэт хотел описать эволюцию своего лирического героя – то, как он отдаляется от шумной суеты вместе с возлюбленной подругой, и наслаждается радостью простого человеческого бытия до самого конца своих дней.
Жанр стихотворения – философская лирика.
Образец философской лирики
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно.
Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).
В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок.
Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими.
В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.
Лирический герой и его счастье
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья.
Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь.
В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.
В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено.
Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С.
Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.
Художественные приемы
В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».
Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».
Источник: https://www.syl.ru/article/355036/literaturnyiy-analiz-stihotvoreniya-pora-moy-drug-pora
Пора, мой друг, пора..
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»
Литературность. Красота. Бессмертие. Божественность.
- Литературное бессмертие противостоит земной кончине…
- Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
- Летят за днями дни, и каждый час уносит
- Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
- Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
- На свете счастья нет, но есть покой и воля.
- Давно завидная мечтается мне доля —
- Давно, усталый раб, замыслил я побег
- В обитель дальную трудов и чистых нег.
Александр Сергеевич неоднократно писал жене о необходимости бежать из Петербурга в свою деревню, в Болдино, подавал прошение об отставке из камер-юнкеров… Стихотворение построено на некотором контрасте: смысл второго четверостишия контрастирует со смыслом первого.
Первое обращено к другу, возможно, к жене; второе – размышления лирического героя, лишенные обращенности.
В В первом четверостишии присутствуют приметы разговорного стиля, ощущается недоговоренность — устная речь между близкими людьми предполагает понимание с полуслова.
Это лёгкость, с какой можно говорить Женщиной: «…каждый час уносит Частичку бытия». Между близкими можно (и нужно) о страшном говорить почти шутливо: «… И глядь — как раз – умрем…». Вторая часть — в торжественном стиле. Начало – сентенция: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Анафора – «давно».
Архаизм – «усталый раб». Перифраза на перифразе: «В обитель дальную трудов и чистых нег». Вероятно, это цитата из Горация — намек на умиротворение римского республиканца и его философские размышления в духе эпикурейства и стоицизма. Литературность. Красота.
Бессмертие. Божественность. Литературное бессмертие противостоит земной кончине…И рождается неопределенность…Прежний идеал потускнел, другой не очаровал, не завладел сознанием… Пушкин отходит от литературы, превращаясь в историка. И всё еще терпимо в жизни у Пушкина…
Было три года назад счастливое лето, когда она с Машей и с Сашей гостила здесь, а Пушкин приехал после трехмесячной разлуки. В то лето она была влюблена в него. На всех здесь нашел тогда какой-то веселый стих — они бегали и резвились, как дети. Играли вместе с девушками в горелки, и он был быстрей и ловчее всех.
Они визжали, убегая, увертываясь от его рук, хохотали до задышки, и был он, как огонь – горяч, внезапен, красив. Ещё вспомнила, как прыгали со стожков сена к нему в руки, и когда он ловил сестер, она ревновала к сестрам.
Или скакали все вместе верхами, ей хотелось обскакать сестер и тем понравиться ему, он хвалил ее при всех за, смелость, за резвость коня, а наедине выговаривал: боялся, что упадет, она не так ловка была в седле.
Многое вспоминалось ей из того лета, может, самого радостного, самого горячего в её жизни.
И сердечной близости стало больше между ними – Пушкин поверял ей свои мечты о жизни в деревне, о тишине, покое, о независимости, что потребны для трудов его, для семейного блага, а также огорчения – царь выразил неудовольствие свое просьбой об отставке.
- Как-то вечером, когда они были одни, Пушкин прочитал ей начатые стихи:
- Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
- Летят за днями дни, и каждый день уносит
- Частицу бытия…
Стихи были резко противоположны их веселой здесь жизни, поразили ее тоской, мыслью о смерти, будто совсем близкой. Она заплакала, сказала, что стихи ей не нравятся, что они плохие.
А он неожиданно рассмеялся, взял ее нежно за уши, как он любил, поцеловал в глаза, в лоб, и сказал с ласковой насм ешкой: «Эх ты, недоука, стихи хорошие, закончу – увидишь», и тут же стал дурачиться – изображать в лицах сватовство приезжего в Заводы жениха. Жених просил у маман руки какой-нибудь из сестер, все равно которой, лишь бы маман согласилась, но тут он внезапно влюбляется в Натали и, не желая слышать о том, что она замужем, умолял немедленно благословить их. Никогда не любила она Пушкина более, чем в то лето.
Не помышляя до тех пор о сельской жизни, не желая ее, дала она согласие на переезд в деревню. Пусть будет, как хочет муж, как для него лучше. Только в деревню они не уехали.
А почему? Отставки Пушкину государь не дозволил… Все ж и после этого думали о деревенской жизни, об устройстве своем, беспокоились о запустелом доме в Болдине, о необходимых поправках, перестройках, о переезде, что вести и кого из прислуги брать. Но чем больше говорили, тем более прояснялась вся трудность перемены. Пушкин метался, горячился — …бесправие поэта в России…Имения заложены, денег нет…Вечно на страже Бекендорф. Кругом долги…Отеческая рука монаршья…И тут он должен… Долги тоже держали в Петербурге. Никуда они не уехали.
«Осколком Осколком надежды и было стихотворение «Пора, мой друг, пора…
»»… В письме к Бенкендорфу, подавая в отставку, Пушкин пишет, что «думал лишь о семейных делах, затруднительных и тягостных», и слова его искренни.
Это подтверждается и письмом к жене от 11 июля 1834 года: «На днях я чуть было беды не сделал [хочет стать историком; а доступ к архивам царь обеспечивает лишь ценой службы Пушкина при дворе, чтобы иметь при дворе Наталью Николаевну]: с тем чуть было не побранился. — И трухнул-то я, да и грустно стало. С этим поссорюсь — другого не наживу.
А долго на него сердиться не умею; хоть и он не прав» (XV, 178). Тональность рассказа позволяет думать, что эпизод с отставкой Пушкин еще не воспринимал трагически. О творческом кризисе тоже трудно говорить. Летом 1834 г. печатались «Повести, изданные Александром Пушкиным»и «История Пугачева». В январе—марте 1834 г.
в «Библиотеке для чтения» были помещены «Гусар», «Сказка о мертвой царевне», переводы из Мицкевича, «Пиковая дама» и прочее. В портфеле Пушкина оставался ряд ненапечатанных, законченных и незаконченных произведений, которые писались «про себя», т. е.
не для публики, однако среди них нет ни одного близкого по настроению к интересующему нас стихотворению[имеется в виду «Не дай мне бог сойти с ума», от которого действительно страшно; но это написано уже в ноябре 1835-го, когда ВСЁ ухудшилось, когда действительно до смерти оставался год и два месяца; а не в еще достаточно благополучном 1933-м…].
Материальные дела семьи ухудшались, но Пушкин еще не ощущал их непоправимости. Была надежда, что «оброчный мужичок» Пугачев[«История Пугачева» — историческое произведение, работа над которым и подорвала его предшествующий идеал консенсуса в сословном обществе]принесет деньги, надеялся ещё спасти семью от разорения, приняв на себя управление Болдином.
Надежды, казавшиеся реальными в 1834 году… А 3-го июля Пушкин уже просит «не давать хода» его прошению (XV, 172, 329).
Таким образом, после 3-го июля намеченная в стихотворении [«Пора…», написанном в июне] «перспектива жизни в деревне уже п— тогда удались он домой..». «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические — семья, любовь etc. — религия, смерть»…И религия со смертью как пафос в стихотворении отвергнуты.
Как и пафос «среднего», не заносящегося не попал прямым текстом. Не был бы поэтом, если б замысел внес прямым текстом. Да и в замысле-то – противоречия. Труды, но… поэтические. Крестьяне и книги, семья и любовь — через запятую то и другое. Видно, что перечислены противоположности. Знал же, что жена его так и НЕ полюбила.
С кем же тогда любовь? С крестьянками? И получение дохода от крестьян с помощью правильного личного управления ими сопрягается ли с незанятостью, необходимой для творчества? В общем, нужно не только читать само стихотворение, слова и знаки препинания, нужно и чтоб их противоречивость тебя вынесла вообще во что-то третье, в СО-творчество.
Во имя автора, во имя того, что ТОТ хотел сказать, нужно, чтоб вынесло в некий отказ тебя от себя. 17 В июле 1835 года Пушкин купил книгу Кольриджа и пометил дату покупки.
В книге есть впервые опубликованное стихотворение «К частичке времени», которое перекликается с «Пора…».Кольридж любил и небольшие стихотворные максимы, напоминающие четверостишия Востока. В каждом таком четверостишии один главный образ и одна общая мысль. Стихотворение «К частичке времени» относится как раз к такого рода созданиям.
В нём нет особой музыкальности, оно привлекает мыслью, в чём-то особенной, а не формой и поэтическим изяществом. Обычно время ощущается как нечто непрерывно текущее, отсюда сравнение с рекой, постоянным движением.
Кольриджу удалось взглянуть на время иначе: как на частицы, которые, словно ежедневные дилижансы с почтой, мчатся куда-то, унося с собой заботы и надежды человека… Частицы времени, уносящие навсегда дела, чувства человека, приводят на память строку Пушкина: «Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия…». В ней тот же центральный образ – время – распадается на отдельные частицы, которые, как и у Кольриджа, уносят с собой улетающие мгновения. Из-за этого слова «час» и «часть» как бы уравновешиваются в своём значении. А слово «счастье», возникающее в следующих строчках, продолжает эту звуковую линию и, концентрируя её смысл, ведет к последнему звуку стиха: трудов и ЧИСТЫХ нег. ВРЕМЯ, СЧАСТЬЕ, ЧИСТОТА оказываются в сложных, неопределимых словами отношениях.
Хорошо, что «неопределимых». – Поэзия, неопределимая до конца, как сама Жизнь…
Источник: https://dulsinea2011.blogspot.com/2011/09/blog-post_15.html
Анализ стихотворения "Пора, мой друг, пора…" А.С. Пушкина
Любовь, дружба, Родина, судьба поэта — как много тем затронул в своих стихотворениях А. С. Пушкин. Что же покажет анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора…», написанного в 1834 году и адресованного жене Наталье?
История создания
Когда Пушкину исполнилось 35 лет, он хотел выйти в отставку и уехать жить в деревню. Его планам не суждено было сбыться, так как император Николай I боялся того, что поэт начнет выражать свои мысли свободно на совершенно разные темы.
По его приказу Пушкин произведен в камер-юнкеры и обязан был каждый день приходить на службу. Это оскорбило поэта, поскольку такие звания получали только юноши, к тому же в это время он сильно нуждался в деньгах и был привязан к Петербургу.
Все свои мысли и чувства поэт выразил в означенном произведении, и анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора…» показывает это наглядно.
Сложно было понять и жену, Наталью Гончарову, хотела ли она прожить с Александром Сергеевичем в деревне или ей нравилась столичная жизнь и посещение балов.
Анализ стихотворения «Пора мой друг пора…» (Пушкин А. С.)
Прежде чем начать анализ, стоит уточнить, что стихотворение не было закончено, и основную мысль Пушкин так и не смог донести. Но увидеть тесную связь между первой и второй строфой возможно, хотя на первый взгляд они противопоставлены друг другу.
В первой строфе поэт повествует о быстротечности жизни. Многие исследователи считают, что Пушкин предчувствовал свою гибель и поэтому начал свое произведение с того, что жизнь может закончиться внезапно.
Однако другие считают, что о гибели в произведении и вовсе не шла речь, напротив, лирический герой просто рассуждал о том, что проходит молодость, наступает зрелось, которая приводит к старости и, как следствие, к смерти, и все это происходит очень быстро.
И это время он хотел бы провести со своим другом или возлюбленной.
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора…» показывает, что вторая строфа начинается с размышления о зрелости и счастье, но это не главное — важнее жить спокойно и на воле. Ведь это и есть жизнь — со своими близкими вдали от светского общества, суеты и зависти.
Основная мысль, которая проходит в этих двух строфах — юности не нужен домашний уют, а зрелость боится одиночества, и поэтому хочется оставить светскую жизнь и отправиться в деревню, где покой и умиротворение.
Жанр, размер и рифмовка
В 35 лет многие люди хотят поменять устоявшийся ритм жизни, сделать её более спокойной и размеренной, поэтому согласились бы со строками «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин). Анализ предполагает, что произведение не было закончено, и кульминацией стихотворения стало бы то, что лирический герой со своей женой уехал бы в деревню и наслаждался простыми радостями до самой смерти.
Данное произведение написано шестистопным ямбом, использован жанр философской лирики. Оно ритмично, имеет парную рифмовку с использованием женской и мужской рифмы. Стихотворение должно было рассказать о всей жизни лирического героя, поэтому оно написано четко и по форме.
Тропы и образы
Как и во многих своих стихотворениях, в данном произведении Пушкин использует метафоры и их разновидности — олицетворения (например, «дни летят», «сердце просит»).
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора…» показывает, что автор использует понятия, которые противопоставлены усталости и смерти — покой, воля. Усталость не наступает от жизни как таковой, а только от образа жизни, навязчивых привычек и обязанностей.
В произведении использована антитеза: «жизнь и смерть», а также старославянизмы («обитель», «чистых нег») и эпитеты, которые выражены прилагательными («усталый раб», «дальняя обитель», «завидная доля»).
Источник: https://FB.ru/article/296880/analiz-stihotvoreniya-pora-moy-drug-pora-a-s-pushkina
Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс
Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли.
Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание, которое обычно присваивали семнадцатилетним юнцам (Пушкину было 35), чтобы удержать семейную чету в столице.
Кроме того, царь все же боялся вольнодумства, которое могло бы проявиться в творчестве поэта, находящегося вдали от непосредственных представителей власти.
Как считают многие исследователи, стихотворение «Пора мой друг пора», написанное в этом же году, напрямую связанно с вышеуказанными событиями. Другие считают, что к написанию произведения Пушкина подтолкнуло пророчество гадалки, о смерти на дуэли от рук белокурого юноши.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой.
Начиная разговор о теме и идее произведения, необходимо учитывать, что оно не окончено, так как были обнаружены наброски продолжения данного стихотворения, в котором предполагалось описание идиллической деревенской жизни лирического героя, в период зрелости в окружении заботы любимой супруги. Именно к ней обращается поэт «мой друг».
Данное стихотворение – это отличный образец философской лирики. Лирический герой, осознавая свою зрелость, скоротечность бытия, с некоторой грустью оглядывается на прошлое. Но все же он настроен жить, жить вдвоем со своей возлюбленной, и умереть вместе ( умрем – мн.ч).
Лирический герой разочарован в отсутствии счастья, конечно, отчасти это лукавство, ведь нет ничего прекраснее любви, которая была в жизни Пушкина.
Но он в силу своих годов, уже не получает прежних удовольствий от сердечной страсти, он находит негу в другом – в покое, от общества, шумных балов, обсуждения его творчества, и в воле, в первую очередь от власти, от унижения, которому он был подвергнут.
Лирический герой давно уже избрал свой путь, его стремления к уединенной спокойно жизни тщательно обдуманны и желанны. Он называет себя усталым рабом, не уставшим, который может отдохнуть, сбросив тяжесть оков, нет, усталость эту не прогнать, от нее возможно лишь скрыться.
Скрыться там, где спокойно его душе, далеко далеко, предположительно в Михайловском мечтает укрыться от света поэт, ведь именно там он трудился более всего, и там он получал истинную негу – удовольствие от того, что было им написано.
Не исключая обеих версий, послуживших причинами создания этого произведения, все стоит отметить, что в строках не прослеживается явного недовольства героя жизнью, и нет определенного намека на уход из жизни посредством смерти.
Анализ стихотворения Пора мой друг пора Пушкина
«Пора, мой друг, пора…» — стихотворение, относящееся к философской лирике, но оно уже написано не в романтическом стиле, а в реалистичном. Автор использует метафоры, среди которых большее место занимает олицетворение. Он придает жизнь абстрактным понятиям таким, как день, час и бытие, в целом.
Существует несколько теорий зарождения этого стихотворения, в связи с чем можно проводить анализ с нескольких совершенно разных сторон. Первой теорией является то, что стихотворение было не закончено. Считается, что стихотворение посвящено жене А. С. Пушкина, которую он называет «другом».
Автор пишет свое произведение уже в 35 лет, когда все его юношеские годы закончились, и пришло осознание полноценной взрослой жизни. Он размышляет о быстротечности времени и недолговечности счастья, но, приобретя душевный покой и свободу, можно жить в умиротворении.
Существует версия, что в продолжении Пушкин повествовал о тихой и спокойной жизни вдали от города, в деревне, окруженный природой и тишиной. Но, к сожалению, об этом нам остается только догадываться.
Вторая теория смысла этого лирического произведения заключается в том, что автор предчувствовал свою близкую кончину и поведал о ее приближении всем. «…замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
» — эти строки символизируют переход в другой мир, в мир смертельного покоя человеческой души и тишины. Побег от суеты мирской в негу небесную.
Автор чувствовал, что скоро его счастливая жизнь в городе закончится, как любое счастье, но покой и свобода, которые несет с собой смерть, останутся его спутниками навечно.
Можно сделать вывод, что по первой теории автор повествует о спокойной и тихой жизни вдали от города со своей возлюбленной, а по второй – сообщает о приближающейся кончине, которая принесет свободу духу и покой.
Мне, конечно, ближе первая теория, потому что я считаю, что А. С. Пушкин, любя деревню и природу также сильно, как и жизнь, не стал бы писать такое мрачное стихотворение.
Все, о чем он повествовал, я могу свести к тому, что самым дорогим в его жизни стало обретение семьи, своей жены, с которой он хотел разделить жизнь.
Но автор не хотел делить «своего друга» с окружающим миром, поэтому его мечтой был совместный переезд подальше от города, туда, где они могли бы наслаждаться друг другом и созерцать природу в ее естественной красоте, нетронутой человеческими руками.
Вариант №3
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» было написано А. С. Пушкиным – одним из самых авторитетных литераторов начала XIX вв, в возрасте 35 лет.
В этот период своей жизни поэт переживал некоторые трудности, связанные по большей части с неудачной попыткой оставить службу и переехать в деревню.
Император не только не позволил ему покинуть двор, но еще и произвёл его в камер-юнкеры — звание, незавидное для человека его возраста. Позже он писал «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам…».
Несмотря на то, что произведение так и не было завершено (в рукописях поэта найден полный план стихотворения), нужно учитывать первоначальные, хоть и нереализованные, мысли поэта. Развитие событий в жизни лирического героя затрагивало большой отрезок времени, в ходе которого он из городского суетливого жителя перевоплощался в степенного деревенского семьянина.
- Стихотворный размер — ямб из шести стоп
- Рифмовка — парная, чередующаяся женская и мужская
- Стихотворение отличается высокой ритмичностью и практически полным отсутствием ударных пропусков.
Предельной чёткости по содержанию и форме, требует план, в основе которого лежит задумка Пушкина — создать своего рода жизнеописание героя от юности до зрелости. Поэту учитывал эти аспекты с начала и до конца произведения.
Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. Грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по-прошлому, прослеживается в обоих четверостишиях.
Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим. Также не совсем понятно кто выступает «другом» Александра Сергеевича. На этот счёт мнения большинства расходятся.
Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остаётся только догадываться.
Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.
10 класс
- Анализ стихотворения Лермонтова В минуту жизни трудную
Окружающими было принято считать Лермонтова безбожником, ведущим разгульный, легкомысленный образ жизни. Однако поэт нередко склонялся к рефлексии, духовным размышлениям и поискам. Три стихотворения с одинаковым названием - Анализ стихотворения Фета Серенада
Афанасий Фет, будучи творческим человеком, мог видеть настоящую красоту окружающего мира. Казалось бы, даже мелкие незаметные детали могли обратить внимание поэта и вызвать у него восхищение. В своем художественном мире писатель - Анализ стихотворения Заболоцкого Журавли
Одной из излюбленных тем в творчестве Заболоцкого была тема природы, особенно часто он обращался к образу птицы в своих произведениях. В данном стихотворении мы переживаем трагедию, случившуюся с вожаком журавлиной стаи - Анализ стихотворения Пушкина Товарищам
В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное - Анализ стихотворения Пушкина Признание
Находясь в ссылке в Михайловском на протяжении двух лет с 1824-1826г., посещаемый друзьями лишь изредка, Пушкин был вынужден сблизиться с помещиками – соседями. Среди них была Прасковья Осипова, ставшая для него прекрасным
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/pora-moj-drug-pora-10-klass
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия.
Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г.
он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».
Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма.
Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели.
Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью.
Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении.
«Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй.
Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.
Тропы и образы
Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия.
Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом.
Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Пора мой друг пора!»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/851-pora-moi-drug-pora-analiz
Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану
1. История создания
Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.
В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.
Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.
С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.
Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.
Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.
Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к реализму, но есть и признаки романтизма.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность рассматриваемого произведения – философское стихотворение с элементами послания.
5. Проблематика
Автора затрагивает очень важные проблемы – жизни и смерти, постоянного утекания бытия, постепенного приближения к завершению своего пути.
6. Тематика
Тематика определяется проблематикой стихотворения: жизнь и смерть.
Поэт размышляет о естественном течении жизни, о том, как быстро уходит юность, и наступает зрелость, о счастье.
7. Идея
Пушкин написал «Пора, мой друг, пора!», чтобы излить свою душу, попытаться осмыслить внутреннее состояние, поделиться желаниями.
Оно адресовано жене, и изначально поэт даже не планировал публиковать эти стихи. Александр Сергеевич делился с супругой собственными мечтами именно таким способом: создавая прекрасный литературный текст.
8. Пафос
Стихотворение пропитано грустью, сожалением, печалью.
Читая его, мы понимаем, что автор находился далеко не в лучшем расположении духа, переживал очередной тяжелый жизненный момент, испытывал душевный дискомфорт.
Однако слышится надежда, стоит лишь совершить тот самый побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег», т.е. в деревню.
9. Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
10. Центральные персонажи
В своем произведении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, хоть и не называет ее имени. Она становится персонажем этого стихотворения, неким слушателем, с которым автор делится самым сокровенным.
11. Лирический герой
Так как произведение глубоко личное, раскрывающее потайные уголки души величайшего гения, можно смело сказать, что лирическим героем становится сам поэт, вернее, его художественная проекция.
12. Сюжет
Перед нами яркий пример философской лирики, наделенной глубоким смыслом, но лишенной сюжета как такового. Классик просто размышляет, делится с читателем своими взглядами.
13. Композиция
Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.
Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.
Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.
Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.
Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.
Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.
14. Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение состоит из одной строфы, всего восемь стихов.
Написано излюбленным пушкинским размером – шестистопным ямбом.
Рифмовка парная (ААББ). Все это вместе создает простое и вместе с тем очень красивое стихотворение.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.
В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».
Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.
Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.
17. Значение
Стихотворение очень значимо для понимания внутреннего состояния зрелого Пушкина, того, что с ним происходило незадолго до трагической гибели.
18. Актуальность
Человек всегда будет стараться постичь стремительный бег времени, осознать вопросы жизни и смерти, понять, что же такое счастье. А значит, анализируемое стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Мое отношение
Мне очень нравится это произведение. Оно вызывает светлые чувства и заставляет задуматься над важными бытийными вопросами.
20. Чему учит
Стихотворение учит правильному, философскому отношению к жизни, а также принятию быстротечности времени.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pora-moj-drug-pora-po-planu/
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» А. Пушкин
* * *
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Дата создания: 1834 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора…»
Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно.
Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права.
Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора…», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены.
«Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт.
Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».
Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств.
И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях.
Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское.
Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес.
Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.
Источник: https://pishi-stihi.ru/pora-moj-drug-pora-pushkin.html
А. С. Пушкин "Пора мой друг пора" — Коваленко Екатерина
Не удалось найти URL спецификации гаджета
Александр Сергеевич Пушкин. «Пора, мой друг…»
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!..» при жизни Пушкин не издал. При публикации его в собраниях сочинений (1887, 1910 и 1930) оно датировалось 1 836-м годом. В изданиях 1924 и 1936-го – просто 30-ми годами. В академическом (1936), в 16-титомнике (1948) и в 10-титомнике(1974) — 1934-м годом.
В чем художественный смысл пушкинского стихотворения?
Есть пушкинисты, которые пишут, что оно недоработанное. Что-то имеется в виду под словом «исправлено». Вдруг – не предшествовавшая публикация? Вдруг – недоработка пушкинская? Но если не пушкинская? Если он не зря существует, «беловой автограф, с поправками»? Если не зря там забыт план, так и оставшийся в черновике?
Есть такой аналитик, который усматривает выдающуюся симметрию элементов в ныне всем известном варианте. Тогда, значит, оно доработанное.
Но почти никто из ученых, так уж повелось, не рассматривает противоречивость элементов и результат, который из противоречивости следует. Я имею в виду катарсис от противочувствий. То есть художественный смысл, если катарсис этот осознать.
Все довольствуются каким-то тайным полузнанием пережитого для себя. И всё. Тайну на люди не выносят.
А если что выносят, то досужие мысли по поводу того или иного слова или другого элемента (когда доказать можно всё и в первую очередь – своё субъективное мнение, подчинённое актуальному Сейчас).
Однако к делу:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Зачем устроено, что первое четверостишие противостоит второму?
Первое обращено к другу, к жене, как кажется. Второе – к лирическому герою как поэту и, собственно, лишено обращенности.
Даже не знай мы о письмах Пушкина жене по поводу надобности удрать из Петербурга в свою деревню, в Болдино, и по поводу поданного прошения об отставке из камер-юнкеров, мы видим разговорность в первой половине стихотворения. – Эта недоговорённость самого начала. Ничего, собственно, не сказано.
Устная речь между близкими людьми предполагает понимание с полуслова. Эта лёгкость, с какой говорят с женщиной. «…каждый час уносит Частичку бытия». Между близкими можно (и нужно) о страшном говорить почти шутливо: «… И глядь — как раз – умрем». Болтать. Ла-ла-ла.
Тут – ра-ру-ра-ро-ре-рё.
А во второй части торжественно. Сентенция. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Анафора «Давно». Архаизм. «Усталый раб». Перифраза на перифразе. «В обитель дальную трудов и чистых нег»
Источник: https://www.sites.google.com/site/kovalenkoekaterina12/a-s-puskin-biografia/f-i-tutcev-a-vstretil-vas-i-vse-byloe
Контекстный анализ стихотворения А.С.Пушкина "Пора, мой друг, пора…"
Контекстный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пора, мой друг, пора…»
Слайд 1
Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича.
- Слайд 2
- Прослушивание стихотворение (Приложение )
- Слайд 3.
Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню.
Слайд 4
Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен. В январе 1834 года он пишет: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)»
- Слайд 5
- Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.
- Слайд 6
Произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.
В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг.
Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью.
И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытии.
Слайд 7
Вторая строфа начинается афоризмом «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости.С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
Слайд 8
По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако, как я уже упоминала, произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
- Слайд 9
- Стихотворение состоит из двух строф, которые, лишь на первый взгляд, мало связаны друг с другом.
- По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.
- Слайд 10
- Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
- Слайд 11
- Стихотворение принадлежит жанру философской лирики.
- Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, когда происходит чередование пар женских и мужских рифм.
Произведение отличается ритмичностью, в нем практически отсутствуют пропуски ударения. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.
- Слайд 11.
- Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.
- Слайд 12.
Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом». Пушкин метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
- Слайд13
- Эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма.
- Слайд 14
- Также в произведении использованы метафоры («дни летят»)
- Слайд15
- И олицетворения («покоя сердце просит»).
- Слайд 16
Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. В стихах прослеживается грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по прошлому. Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим.
Добавлю, что не все исследователи творчества А.С. Пушкина сошлись во мнении, кто же выступает «другом» Александра Сергеевича. Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остается только догадываться.
Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.
Источник: https://infourok.ru/kontekstnyj-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-pora-moj-drug-pora-4147406.html
Анализируем стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»
Рассмотрите стихотворение А. С. Пушкина и постарайтесь проникнуться переданным в нем настроением.
- Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
- Летят за днями дни, и каждый час уносит
- Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
- Предполагаем жить, и глядь – как раз
- умрем.
- На свете счастья нет, но есть покой и воля.
- Давно завидная мечтается мне доля —
- Давно, усталый раб, замыслил я побег
- В обитель дальную трудов и чистых нег.
- Вспомните обстоятельства жизни и творчества Пушкина того периода, когда было написано стихотворение. Возможно, для понимания текста вам пригодится комментарий к стихотворению:
- «Необработанный отрывок. В рукописи имеется план продолжения:
- О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь etc.
Стихотворение написано, вероятно, в июне 1834 г., когда Пушкин пытался выйти в отставку и поселиться в деревне.
Обратите внимание на построение стихотворения. О чем говорит размер стиха? Что можно сказать о темпе речи, о форме словесного выражения (типе речи)? Как эти наблюдения помогают проникнуть в смысл?
Выделите словесные ряды выражений высоких, поэтических и разговорных. Какое значение имеет присутствие обоих рядов в стихотворении?
Подумайте над многозначностью слов счастье, покой, воля.
Вдумайтесь в смысл строки: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Как соотносятся слова покой, воля и усталый раб? Как слова покой, воля, счастье помогают понять мысли поэта о творчестве?
Что означает слово побег? Стремление уйти в отставку или нечто большее?
Что такое обитель дальная трудов и чистых нег? Вдумайтесь в значение каждого слова в этом выражении: какова их стилистическая и эмоциональная окраска, какие ассоциации они вызывают? О чем говорит сопоставление слов трудов и нег?
Какие слова составляют словесный ряд со значением «жизнь – смерть»? Как вы поняли мысли поэта о предназначении человека?
После того как вы проанализировали текст стихотворения, можете ли вы согласиться с определением «необработанный отрывок» в комментарии? Добавляет ли приведенный там план продолжения стихотворения что-либо существенное к тому, что сказано в самом стихотворении?
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/tvorcheskie_zadanija_po_literature/analiziruem_stikhotvorenie_a_s_pushkina_pora_moj_drug_pora_pokoja_serdce_prosit/114-1-0-3174