Программа по русской литературе за 5-й класс предполагает изучение рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. По итогам данной темы ученики готовят письменную работу, в которой анализируют героев, сюжет и идейную составляющую произведения. Вниманию читателя предлагается сочинение «Кавказский пленник» (5 класс).
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично.
Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.
Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина.
События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе.
Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы.
А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам.
Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди.
А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.
Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться.
Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.
И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине.
И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент.
Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.
Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.
Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина.
Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит! Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится.
Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!
На этой странице искали :
- сочинение по рассказу кавказский пленник 5 класс
- сочинение на тему кавказский пленник 5 класс по плану
- сочинение кавказский пленник 5 класс по плану
- сочинение на тему кавказский пленник 5 класс жилин и костылин по плану
- сочинение икавказкий пленик провсех кратко 5 класс
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kavkazskij-plennik-5-klass.html
Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной.
Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые.
Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.
На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами.
В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге.
Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.
После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/02/sochinenie-kavkazskij-plennik.html
Сочинение-анализ «Кавказский пленник»
Начало рассказа «Кавказский пленник» основано на личных воспоминаниях Л. Н. Толстого, связанных с его военной службой на Кавказе. Писатель с несколькими товарищами подверглись нападению чеченцев в 1853 г., но смогли отбиться. Основная часть произведения, вероятно, основана на воспоминаниях полковника Ф. Ф. Торнау, который в середине 30-х гг. XIX в. находился в плену у горцев.
Рассказ был написан Толстым в марте 1872 г. и вскоре напечатан в журнале «Заря». С незначительными стилистическими изменениями произведение было включено писателем в четвертую «Русскую книгу для чтения». В 1885 г. «Кавказский пленник» был издан отдельной брошюрой.
Тема и сюжет
Главная тема произведения — война на Кавказе.
Толстой писал рассказ специально для детей, поэтому сюжет довольно-таки прост и понятен. Два русских офицера попадают в плен к горцам. Находчивый Жилин не может смириться с пленом. Он не сидит сложа руки и постоянно думает о побеге.
Слабовольный Костылин покорился судьбе и надеется только на то, что его смогут выкупить. По инициативе и стараниями Жилина офицеры совершают побег, но из-за Костылина вновь оказываются в плену.
Во второй раз Жилин бежит в одиночку и добивается успеха.
Жилин — ярко выраженный положительный персонаж. Этот образ наделен лучшими качествами русского офицера: мужеством, бесстрашием, смелостью, находчивостью. Даже непримиримые враги (горцы) относятся к нему с невольным уважением.
Костылин, напротив, является образцом трусости и малодушия. В самом начале рассказа он предает Жилина. В плену ведет себя пассивно и недостойно. Костылин, по сути, срывает первый побег. В финале он даже отказывается от второй попытки.
Проблематика
«Кавказский пленник» — не просто занимательный патриотический рассказ. Толстой обращает внимание юных читателей на причины кровавой вражды и пути ее преодоления. В этом плане большое значение имеет образ Дины.
Молодая дочка Абдул-Мурата еще никогда не видела русских. По рассказам взрослых у нее сложился четкий образ врага, мало напоминающий человека. Она, не отрываясь, смотрит на Жилина «как на зверя какого».
Постепенно Дина привыкает к виду пленников. Она видит, что это — точно такие же люди. Лед недоверия окончательно ломается, после того как Жилин начинает делать для девочки забавные куклы. Когда старуха разбивает игрушку, предпочтения Дины явно оказываются на стороне доброго Жилина.
Дружба русского офицера с кавказской девочкой доказывает, что даже абсолютно противоположные по языку, вере, традициям и обычаям люди могут найти общий язык. В этом заключается гуманистический смысл рассказа, осуждение писателем войны, как способе решения межнациональных проблем.
Без помощи Дины Жилину вряд ли бы удалось совершить второй удачный побег. В детской, еще не успевшей зачерстветь душе пробуждается чувство жалости к несчастному пленнику, которого ждет неминуемая смерть.
Нельзя сказать, что и Жилин просто воспользовался доверчивостью ребенка.
Он предупреждает ее об опасности («Снеси на место [шест], Дина, а то хватятся — прибьют тебя») и испытывает жалость при расставании («Кто тебе без меня кукол делать будет?»).
Многолетняя вражда и неприязнь русских и горцев во многом основаны на огромной разнице в культурных традициях. В плену Жилин обращает внимание на многие непонятные ему детали образа жизни своих врагов: «Едят руками, и руки все в масле»; «подули во все стороны и молитвы прочли»; «завернули мертвого в полотно, без гроба».
Некоторые жители аула постепенно избавляются от чувства неприязни к мастеру на все руки Жилину, остальные продолжают смотреть на него, «как на зверя». Легко объяснима ненависть к пленнику одного старика, у которого русские убили семь сыновей.
Нравоучительный смысл
В рассказе для детей Толстой, естественно, не углубляется в философские размышления, осуждающие войну.
Его задача заключается в том, чтобы пробудить в читателях любовь к положительным персонажам: Жилину и Дине. Представители воюющих народов резко отличаются от окружающих.
Для русского офицера и кавказской девочки войны словно бы не существует. Их отношения основаны исключительно на добре и милосердии.
Контраст между двумя русскими офицерами призван дать ребенку пример для подражания. Жилин и в плену остается мужчиной, не утрачивает, подобно Костылину, чувство собственного достоинства.
Оказавшись в казалось бы безвыходном положении, он не теряет надежды. Жилин оказывается на свободе благодаря своему упорству в достижении поставленной цели.
Таким, по мнению автора, и должен быть настоящий русский воин.
Источник: https://spadilo.ru/sochinenie-analiz-kavkazskij-plennik/
: сочинение на тему "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого
Alexey Khoroshev Высший разум (1625264) 9 лет назад События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен.
Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть.
Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) .
Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой. Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин — скромный русский офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины.
Жилину противопоставлен контрастный персонаж — товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги.
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен. Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег.
Жилин — яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие. Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей.
Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…
Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра.
Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «Кавказский пленник» — высокохудожественная, подлинно русская повесть.
Источник: https://schooltask.ru/kavkazskij-plennik-podlinno-russkaya-povest/ ; https://school-essay.ru/kavkazskij-plennik.html
Ашот Караханян Ученик (117) 4 года назад Что общего у наших героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин — дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуски попадают в плен. Костылин: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся» . Жилин: «Невелик ростом, а удал был» . Сравниваем портреты героев: «Какое отношение должно возникнуть у читателя к Жилину и Костылину» . К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество. Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой» , «сердечной» . Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь» . Сравниваем поступки героев, Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. «Не боялся да не буду бояться вас, собак! » Костылин — эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Жилин Костылин главная цель Жилина — освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Жилин — смелый, решительный, мужественный человек. Это герой.
Костылин — слабый, нерешительный. Слабый телом и духом человек.
Анна Лапшова Знаток (252) 4 года назад Дарья мещерякова Знаток (260) 4 года назад Ирина Кулешова Ученик (141) 4 года назад Анастасия Казакова Ученик (153) 3 года назад Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого А. Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин – мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге.
И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения – отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.
После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа – бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!
Регина Рожкова Знаток (277) 3 года назад События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть.
Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) .
Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой. Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин — скромный русский офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины.
Жилину противопоставлен контрастный персонаж — товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги.
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен. Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег.
Жилин — яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие. Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей.
Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…
Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра.
Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «Кавказский пленник» — высокохудожественная, подлинно русская повесть.
Ольга Прядка Ученик (141) 3 года назад Даня Стороженков Ученик (123) 2 года назад Рассказ посвящен военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали русских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью. Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин. Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила» , т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться. Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник» , мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/51678159
Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс
Изучая творчество Толстого в школе, в программу включено и изучение произведения, а также написание сочинения на тему Кавказский пленник. Лев Николаевич Толстой написал данное произведение в конце девятнадцатого века и скорее всего в этом произведении он описал историю из своей жизни, ведь, как известно, писатель побывал в плену у татар, когда проходил службу на Кавказе.
Работая над анализом произведения Кавказский пленник Толстого, хочется начать сочинение о том, насколько красиво автор описывает природу Кавказа, как будто попадаешь в сказку. Также в произведении писатель затрагивает повседневную жизнь татар, быт свободолюбивых горцев. Сам рассказ и события в нем формируются вокруг трех основных героев, среди них два офицера и девочка Дина.
Жилин и Костылин
В повести два офицера Жилин и Костылин попадают в плен. В сочинении по «Кавказскому пленнику» хочется отметить, что Жилин и Костылин оказались в равных условиях, но совершенно по-разному проявились их характеры.
Да и по описанию автора мы видим различия и Костылин уже здесь не вызывает симпатии. Тучный, грузный, постоянно обливается потом. Другое дело Жилин.
Он удал, полон сострадания, любви даже к животным, храбрый, целеустремленный.
Поступки у пленных также разные. Если Костылин уверен, что ему должны все помогать, достаточно только написать родственникам, которые вызволят его, то Жилин не хочет волновать свою мать, и решается на самостоятельное спасение, устроив побег.
Он изучает местность, жителей аула, их жизнь и, все подготовив, совершает побег, прихватив собой Костылина, и в этом была его ошибка. Этот слабый, трусливый, ленивый человек и здесь не смог проявить твердость характера, поэтому их быстро поймали и вернули назад.
Очень обидно было за главного героя, который все рассчитал, который уже бежал, когда свобода была уже рядом. Но, не получилось. Теперь Жилину грозила верная смерть.
Жилин и Дина
Однако все завершилось хорошо и должное нужно отдать девочке Дине – дочери татарина. В своем сочинении хочется отметить те теплые отношения, что сложились между Жилиным и Диной в «Кавказском пленнике».
Сначала девочка боялась пленников, но позже поняла, Жилин добрейшей души человек и они подружились. Жилин развлекал девочку, которая была обделена любовью родителей. Он делал ей кукол из глины, а она ему носила вкусную еду.
А после неудачного побега девочка и вовсе стала для офицера ангелом-спасителем, ведь предупредив об опасности, она помогла бежать Жилину второй раз. Все закончилось благополучно.
В завершении работы над «Кавказским пленником» Толстого, в своем сочинении хочется сказать, что, несмотря на жизненные ситуации, никогда не нужно опускать руки.
Нужно быть, как Жилин, смелым, храбрым, решительным, целеустремленным.
Именно эти качества и характеризуют настоящих мужчин, а такие ничтожные, трусливые ленивые люди, как Костылин, вызывают только жалость и уж на кого равняться не стоит, так это на подобных героев.
Кавказский пленник сочинение, вариант 2
Кавказский пленник привлекателен не только своей сюжетной линией, но и тем, что на страницах рассказа писатель затрагивает частичку нашей истории, описывая один из самых сложных конфликтов, период Кавказской войны. Л. Н.
Толстой в своем рассказе использует собственные воспоминания, а также воспоминания офицеров и солдат, которые принимали непосредственное участие в военных действиях. Сегодня мы пишем небольшое сочинение по литературе на тему кавказского пленника, и попутно ответим на вопрос, над чем же заставляет задуматься произведение Кавказский пленник.
Написать работу нам поможет план сочинения, который мы составили заранее, и предоставим его в конце нашей работы.
Кавказский пленник сочинение
Л. Н. Толстой свой рассказ Кавказский пленник написал в конце девятнадцатого века, где рассказал о войне, предательстве, человеческой доброте, и стремлении найти выход даже с самой сложной ситуации.
Рассказ повествует о поступках разных людей, которые попадают в одинаковые условия. Здесь мы видим взаимоотношения народов.
Кавказский пленник в полной мере раскрывает человеческие пороки — трусость, высокомерие, мстительность, жестокость, но несмотря ни на что, доброта, храбрость и упорство, побеждают, и приводят к счастливому концу.
Рассказ Кавказский пленник знакомит нас с главными героями Жилиным и Костылином, которых захватили в плен горцы. И на протяжении всего рассказа мы можем наблюдать их поведение в неординарных условиях.
Жилин присматривается к врагу, знакомится с ними ближе, старается занять себя каким-либо делом и даже лечит больных врагов. Костылин в плену бездействует.
Он считает себя выше врага, поэтому с ними на контакт не идет, и ожидает выкуп.
Жилин разрабатывает план побега, к которому присоединяется и его товарищ. Первый побег оказался неудачным, и виной тому был Костылин, который не нашел в себе силы идти дальше. Беглецов схватили, и ужесточили условия содержания.
Но и теперь Жилин не падает духом, он не собирается просить родных выкупить его из плена, и надеется только на себя. Однако здесь ему на помощь приходит девочка Дина, которая успела подружиться с офицером, и благодаря ей Жилин бежал.
У рассказа счастливый конец. Жилину удалось добраться до своих, а за Костылина внесли нужную сумму и еле живого через месяц привезли домой.
Продолжая работать над сочинением на тему рассказа Кавказский пленник, хочется отметить насколько интересное и поучительное написал автор произведение. Оно показывает, насколько важно не терять силу духа, учит быть добрым, показывает насколько губительной может оказаться трусость, насколько ужасно предательство, и как важно не опускать руки.
Над чем заставляет задумываться Кавказский пленник
Давайте все же постараемся ответить в сочинении на вопрос над чем заставляет задуматься Кавказский пленник?
Рассказ заставляет задуматься о проблемах, которые приносит человеку война, и о том, как важно не пренебрегать реальной опасностью в военное время.
Если ошибка была сделана, то не стоит поддаваться панике и постараться найти решение со светлой головой.
Рассказ призывает с уважением относиться к обычаям других народов, уважать традиции других национальностей, и помнить главное — что не существует плохих национальностей, есть лишь плохие люди, как есть и хорошие.
Прочтя рассказ Толстого, невольно задумаешься о добре и зле, о том, как важно оставаться человеком, даже оказавшись в плену, ведь если хорошо относиться к другим, то даже среди врагов найдутся те, кто захочет тебе помочь. Но для этого важно не терять веры, не опускать руки, и бороться за свою свободу, не проявляя слабости и трусости.
План
- ✔️ Вступление ✔️ Основные проблемы, что затронуты в рассказе Толстого ✔️ Главные герои и их поведение в одинаковых условиях ✔️ Чему учит произведение Кавказский пленник
- ✔️ О чем заставляет задуматься рассказ Толстого
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-kavkazskij-plennik-5-klass.html
Сочинения на тему Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» по литературе
Офицер по имени Жилин служил на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери, которая находится в предсмертном состоянии, с просьбой приехать домой. Она также написала и о том, что нашла для него умную и богатую невесту. Жилин обдумал все прочитанное и решил поехать домой.
Тогда на Кавказе велись военные действия и по дорогам было опасно ездить. Поэтому два раза в неделю солдаты провожали народ из крепости в крепость. Тот день был очень жарким и пыльным. Народ с солдатами вышли рано утром. По дороге Жилин встретил офицера Костылина с ружьем.
Чтобы посмотреть дорогу, главный герой выехал на гору, а Костылин должен был прикрывать его. Когда Жилин увидел тридцать татар, он крикнул товарищу, чтобы тот доставал ружье, но тот испугался и сбежал. Вскоре из-за предателя-офицера, их схватили татары.
Русских пленных продавали, заковывали в кандалы и держали в сарае.
Вскоре татары заставили всех офицеров написать домой письма, в которых они просят о выкупе. Костылин безоговорочно послушался, а вот Жилин знал, что никто не сможет его выкупить, поэтому нарочно написал неправильный адрес.
Около месяца провели в сарае наши герои. Жилин подружился с хозяйской дочерью Диной, которая тайком приносила ему еду. В свою очередь, он мастерил для нее кукол.
Понимая, что из плена не выбраться, Жилин обдумывает план побега и начинает делать подкоп.
И вот настала ночь, когда они сбежали. Как только они вошли в лес, Костылин начал ныть, так как ему натерли сапоги. Жилин не мог бросить товарища, поэтому они медленно двигались дальше. Но проезжавший мимо татарин заметил их и рассказал об это хозяевам. Вскоре собаки догнали их, и пленники снова оказались в кандалах.
Однако теперь вместо сарая, их поместили в глубокую яму. Попытка побега не покидала Жилина, и он решил попробовать снова. На этот раз Костылин испугался и остался сидеть в яме. Благодаря Дине главный герой вылез из ямы. Она дала ему в дорогу несколько лепешек и попрощалась с офицером.
Им было тяжело расставаться, ведь они очень привязались друг к другу.
Несмотря на колодку, Жилин далеко ушел. Даже когда силы покидали его, он не сдавался и полз. Таким образом он дополз до поля, за которым стояли русские. Главный герой боялся, что когда он будет пересекать поле, его могут увидеть татары, и не зря он волновался. Буквально в двух десятинах от него стояли противники, которые сразу же бросились к нему.
Жилин начал кричать о помощи и размахивать руками и его услышали казаки. Татары испугались и уехали прочь. Так была спасена жизнь русского офицера Жилина. Теперь он рассказывает о своих приключениях, а затем говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя».
Главный герой остался служить на Кавказе, а его товарища, еле живого, выкупили через месяц.
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/369
Анализ рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”, план
Жанр произведения – рассказ. Посвящен он военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали русских солдат в плен.
Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ “Кавказский пленник” можно с полным правом назвать былью.
Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера – Жилин и Костылин.
Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь несколько:
Когда Жилин первый раз пойман в плен; неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен; счастливое спасение Жилина казаками.
Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.
Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Толстой показывает, что война – это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть.
Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не застрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле.
У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским.
Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жилиным.
Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметливость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу относившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.
Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин – от слова “жила”, т. е. сильный, выносливый человек.
Деревяшка под названием “костыль” всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.
Сравнивая двух героев во всем – от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина – простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.
Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кавказцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жилище местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домашнее хозяйство.
Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту развернувшихся событий.
Толстой – мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, “тоненькими, как прутики”, глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров.
Жилин – подтянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь человек. Костылин – грузный, трусливый, неповоротливый, непорядочный.
Язык “Кавказского пленника” очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. “Слышит Жилин…”, “как закричит Костылин…” и т. д.
Рассказ “Кавказский пленник” написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.
План
Жилин получает письмо от матери и выправляет себе отпуск. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Костылина. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай.
Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему пить. Новые “хозяева” требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой о собственном выкупе. Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Костылин соглашается.
Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой Диной. Описание похорон местного жителя. Жилин решает бежать из плена.
Костылин увязывается за ним. Побег не удается из-за Костылина. Русских снова сажают в яму. Сроки выкупа ужесточаются.
Дина навещает тайком Жилина и помогает ему бежать. Счастливое спасение Жилина. Развязка.
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/analiz-rasskaza-l-n-tolstogo-kavkazskij-plennik-plan.html