Образ русского дворянства в романе война и мир толстого сочинение

В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства – главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства. Роман “Война и мир” начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В салонах обсуждались политические новости, затрагивались вопросы, связанные с философией,

религией, поэзией. Здесь же распространялись последние сплетни, здесь искали покровительства влиятельных особ, карьеры или выгодных браков для себя или для своих детей. Толстой вводит в повествование дворян-чиновников, находящихся на гражданской службе (Растопчин, Сперанский, Билибин), а также па службе государственной (князь Курагин). Толстой беспощаден к чиновникам вроде Растопчипа, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом. Автор говорит и о самом главном дворянине и помещике России – Александре I. В романе его облик не вызывает симпатии.

В характере царя заметны те же черты двуличия и лицемерия, что были присущи “высшему свету”. В романе рассказывается и о масонской организации, объединявшей различных по знатности и богатству дворян, по отмеченной теми же пороками, что и салонное общество.

Представители “большого света” претендуют на ведущую роль в общественно-политической жизни, но автор отрицает их положительное значение в русской истории, как отрицает их человеческую и нравственную состоятельность. Симпатии автора, безусловно, на стороне поместного дворянства.

По мнению Толстого, только вдали от развращающего действия салопной жизни люди имеют возможность вести физически и нравственно здоровую жизнь, сохранять связь с народом, с природой, заниматься деятельностью, полезной для общества. Наиболее подробно описаны в “Войне и мире” семьи Болконских и Ростовых.

Старый Князь Болконский – человек XVIII века, яркий представитель “столбового” дворянства, хранившего, но Толстому, верность традиционным нравственным ценностям. Для старика Болконского священны понятия долга, чести, служения Отечеству. Князь обладает сильной волей, трудолюбием, презирает праздность, физическую и умственную лень.

Князь Андрей Болконский многое унаследовал от своего отца. Он патриот, человек чести и не мыслит свою жизнь без активной деятельности. Не находя применения своим силам, он испытывает нравственное мучение, тягостное чувство неопределенности, тоску по чему-то подлинно значительному.

Мечта Болконского о славе – это мечта о подвиге. И он совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения, однако этот эпизод не решает для него главной проблемы, не отвечает па вопрос о смысле его жизни.

Когда Болконский возвращается домой и теряет жену, он чувствует себя опустошенным, утратившим интерес к жизни. Он отрекается от мысли жить ради других, поскольку эта мысль привела его к жизненному краху.

Встреча с Наташей Ростовой оказывается спасительной для Андрея.

Наташа, с се жаждой жизни и душевной щедростью, с се молодостью, очарованием и романтическими порывами, возрождает его к жизни, по-новому открывает красоту мира. Князь Андрей переживает душевный подъем, он активно занимается общественной деятельностью, надеется на семейное счастье.

Но ему приходится вновь пережить крушение надежд. Если Болконские живут преимущественно разумом, то в основе отношения к жизни Ростовых лежит нравственное чувство, они живут сердцем, а не рассудком. Николай, Наташа тонко чувствуют людей, умеют сопереживать им, для них неприемлема фальшь.

Но поведение, всецело основанное па интуитивном чувстве, имеет и отрицательные стороны.

Чувство обманывает Наташу, когда она доверяет свою судьбу Анатолю Курагину. Недостаток рационального начала пагубно сказывается и на имущественных делах Ростовых.

Пьеру Безухову дано в романе объединить жизнь души и жизнь разума. Это один из любимых героев Толстого. Пьер – сложная, духовно одаренная, во многом противоречивая личность, и его путь к гармонии был непростым.

Он испытывает благоговейную любовь к Наташе, но вынужден скрывать это чувство.

Его захватывают идеи масонов, по вскоре он убеждается в том, что этих людей интересуют не столько идеалы общественного блага, сколько “мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”. В эпилоге Пьер становится членом тайного общества, он намерен противостоять реакции, наступившей в стране. При этом для героя неприемлем путь насилия.

Единственное средство оздоровить общество, улучшить жизнь людей – нравственное совершенствование. Пьер Безухов принадлежит к числу тех русских дворян, па которых автор возлагает ответственность за духовное обновление общества.

(No Ratings Yet) Loading… Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”« Роль пейзажа в рассказах А. П. ЧеховаКраткое содержание Записки охотника Контора в сокращении (Тургенев И. С.) »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/russkoe-dvoryanstvo-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Учебные материалы.. первая помощь в учебе..

Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Жизнь русского дворянства начала XIX в. — один из важнейших тематических пластов романа. Толстой рассматривал дворянство как среду, в которой формировались характеры будущих декабристов. По его мнению, истоки декабризма нужно было искать в Отечественной войне 1812 года, когда многие представители дворянства, испытав патриотический подъем, сделали свой нравственный выбор.

В «Войне и мире” Толстой рассматривает дворянство как сложный социальный организм: это сообщество людей, живущих многообразными, порой полярно противоположными, интересами и стремлениями. Толстой рисует образ жизни различных кругов дворянства и даже отдельных его представителей, их нравы, поведение, психологию, его отношении к народу и национальной культуре.

Духовный облик петербургского света ясен уже в самом начале романа: вечер у Анны Павловны Шерер, которую автор сравнивает с хозяйкой «прядильной мастерской”, — это «равномерная, приличная разговорная машина” заведенная для обсуждения модных тем и демонстрации светской благовоспитанности.

Разговоры, поведение героев, даже позы и выражения лиц петербургского света насквозь фальшивы: все словно надели маски, намертво приставшие к лицам. Василий Курагин «говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы”. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, «была преисполнена оживления и порывов”.

Живое общение заменено обрядами, механическим соблюдением светского этикета. «Все гости, — иронически замечает автор, — совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки”.

Громкий разговор, смех, оживление, любое непосредственное проявление человеческих эмоций здесь абсолютно неуместны, так как нарушают заранее определенный ритуал светского общения. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке.

Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Вот почему поведение Пьера Безухова выглядит бестактным. Он говорит что думает, увлекается, спорит со своими собеседниками. Наивный Пьер, поддавшись обаянию «изящных” лиц, все ждал чего-нибудь «особенно умного”.

Но в салоне Шерер важнее речей становится то, что не высказывается, а тщательно скрывается его посетителями. Здесь плетутся интриги государственного масштаба, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом свете, как рисует Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”. Например, княгиня Друбецкая только потому пришла на вечер, что хочет добиться у князя Василия протекции для сына Бориса. Сам князь Василий, желающий пристроить сына на место, которое предназначалось барону Функе, спрашивает об этом «как будто только что вспомнив что-то и особенно небрежно, тогда как то, о чем он спрашивал, было главною целью его посещения”.

Вспомним искаженные лица «скорбной” Друбецкой и «благостного” князя Василия, вдвоем вцепившихся в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова. А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая «военная операция”, тщательно продуманная Шерер и князем Василием.

Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию.

О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой «объяснение в любви” Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по положенной форме.

А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко.

Все приемы хороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов”. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства.

И Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому.

С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской доброты и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой.

Она открыто изменяет мужу и цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Что может быть ужаснее в женщине? Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.

Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и шутливого установления штрафа за употребление французских слов. Анна Павловна Шерер демонстративно отказывается ездить во французский театр: из «патриотических” соображений. В отличие от Москвы и всей России, в Петербурге во время войны ничего не изменилось.

Это была по-прежнему «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь”. Петербургский свет больше занимает, кого из своих многочисленных поклонников выберет Элен, кто в милости или в опале при дворе, чем происходящее в стране. События войны для петербуржцев — источник светских новостей и сплетен об интригах штабных военных.

Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона”. А ведь когда до придворных дошло известие о том, что Москва оставлена французам, князь Василий непререкаемо говорил, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика”.

В Москве жизнь в меньшей степени подчинена условностям, чем в Петербурге.

Здесь больше людей неординарных, таких, как граф Кирилл Владимирович Безухов, старый екатерининский вельможа, или Марья Дмитриевна Ахросимова, эксцентричная московская барыня — грубоватая, не боящаяся высказать все, что считает нужным и кому считает нужным. В Москве к ней привыкли, а в Петербурге ее поведение шокировало бы многих.

Семья Ростовых — типичная московская дворянская семья. Илья Андреевич Ростов известен своим хлебосольством и щедростью. Именины Наташи — полная противоположность вечера у Шерер. Непринужденность общения, живой контакт между людьми, доброжелательность и искренность чувствуются во всем.

Герои не разыгрывают привычный спектакль, а предаютсяискреннему веселью. Этикет постоянно нарушается, но это никого не приводит в ужас. Заразительный смех — непритворный, свидетельствующий о полноте ощущения жизни — постоянный гость в счастливой семье Ростовых.

Он быстро передается всем, соединяя даже самых далеких друг от друга людей. Гостья Ростовых рассказывает о бесчинствах Пьера в Петербурге, о том, как квартального привязали к медведю. » — Хороша… фигура квартального, — закричал граф, помирая со смеху”. При этом «дамы невольно смеялись и сами”.

Читайте также:  Жизнь и творчество юрия яковлева

Наташа, смеясь, вбегает со своей куклой в комнату, где сидят взрослые. Она «смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу…”, в конце концов «не могла больше говорить (ей все смешно казалось)… и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись”.

В доме Ростовых не притворяются, обмениваясь многозначительными взглядами и натянутыми улыбками, а смеются, если смешно, искренне радуются жизни, печалятся чужому горю, не скрывают своего.

В 1812 г. особенно отчетливо проявился эгоизм петербургского дворянства, его кастовая замкнутость, отчужденность от народных интересов.

«Разговорная машина” работает на полную мощь, но за приглаженными светскими рассуждениями о народном бедствии и вероломных французах не стоит ничего, кроме привычного равнодушия и ура-патриотического ханжества.

Москвичи же, покидая свой город, не думают о том, как это будет выглядеть со стороны и не делают патриотических жестов.

Жизнь московского и провинциального дворянства во время войны резко изменилась.

Жители городов и деревень, оказавшихся на пути Наполеона, должны были или бежать, бросив все, или остаться под властью неприятеля.

«Многим поспешный отъезд из Москвы грозил разорением, но никто не думал, хорошо или плохо будет под управлением французов в Москве, все были уверены, что «под управлением французов нельзя было быть”.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Источник: http://ReferatZone.com/load/referaty/literatura_i_kultura/russkoe_dvorjanstvo_v_romane_l_n_tolstogo_vojna_i_mir/24-1-0-665

Картины жизни русского общества в романе «Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» позволяет судить о том, что представляло из себя русское общество в начале ХIХ века.

Писатель показывает читателю не только представителей высшего общества, но и московского и поместного дворянства, создает удивительные образы крестьян. Таким образом, практически все социальные слои России представлены в романе.

Картины русского общества в романе «Война и мир»

Исторические личности 

Героями романа являются и исторические личности:

  • император Александр I,
  • Наполеон,
  • Кутузов,
  • маршалы Франции,
  • генералы русской армии.

Показывая исторических личностей, Толстой авторски пристрастен: для него истинно исторической, величественной личностью является Кутузов. И император Александр, и Наполеон прежде всего думают о себе, своей роли в истории, поэтому их роль в настоящей истории призрачна. Кутузов же ощущает веяние провидения, подчиняет свою деятельность службе Отечеству. Толстой пишет:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Поэтому велик Кутузов и ничтожны Наполеон и ему подобные.

Образы русских дворян в романе «Война и мир»

Раскрывая образы русских дворян, писатель использует любимый им прием контраста. Петербургское дворянство, высший свет Петербурга противопоставлены московскому и поместному дворянству стремлением к собственной выгоде, карьере, узким личным интересам.

Олицетворением такого общества становится салон Анны Павловны Шерер, описанием вечера у которой начинает роман. Сама хозяйка и ее гости уподобляются мастерской, где шумят машины, крутятся веретена. Поведение Пьера, его искренность кажутся завсегдатаям салона невоспитанностью.

Символом лживости высшего света становится и семья Курагиных. Внешняя красота — это необязательно атрибут красоты внутренней. Красота Элен и Анатоля скрывают их хищническую натуру, которая направлена только на получение собственного удовольствия. Женитьба Пьера на Элен, лже-любовь Наташи к Анатолю — ошибки, за которые герои Толстого платят разочарованием в жизни, ломкой судьбы.

Сущность высшего света проявляется в отношении к войне 1812 года. Петербург во время Бородинского сражения больше занят тем, кого из двух претендентов на ее руку выберет княгиня Безухова, Элен, при живом муже.

Патриотизм этого общества выражается в отказе от французской речи и неумении говорить по-русски. Лживость этого общества отчетливо видна в поведении князя Василия Курагина во время борьбы за назначение Кутузова командующим русской армией.

Курагины, Берги, Друбецкие, Ростопчин даже в войне ищут только выгоды, им чужд истинный патриотизм, единение нации.

Близки к народу дворяне московские и поместные. Москва относится к войне 1812 года по-иному. Дворяне собирают ополчение, охваченные единым порывом патриотизма, встречают они императора Александра.

Пьер снаряжает целый полк ополченцев, Наташа Ростова требует, чтобы подводы, которые предназначены для перевозки вещей при отступлении, были отданы раненым.

Толстой любуется единым семейным домом, где господа и слуги представляют единое целое (сцены именин в доме Ростовых, охоты и танца Наташи в доме у дядюшки Ростовых).

Образы народа, купечества «Войне и мире»

Для каждого из любимых героев Толстого человек из народа становится мерилом истины:

  • для Андрея Болконского это встреча с Тушиным в Шенграбенском сражении,
  • для Пьера — с Платоном Каратаевым в плену,
  • для Денисова — с Тихоном Щербатым в партизанском отряде.

Единение нации представлено и образом москвичей, в частности московской барыни, которая покидает город

«со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга».

Купеческое сословие представлено в романе персонажем Ферапонтовым, который открывает свои амбары жителям и солдатам при отступлении из Смоленска с криком:

«Все бери…Решилась Расея».

Чрезвычайно интересны образы крестьян. Толстой показывает многообразие русских народных характеров.

  • Это Тихон Щербатый — «самый нужный человек в отряде» Денисова, человек, который пешком может пройти столько же, что и конный, вытащить лошадь из болота, взять пленного.
  • Это только упомянутая писателем старостиха Василиса, возглавившая партизанский отряд.
  • Это капитан Тушин, маленький, невзрачный, благодаря которому удалось спасти русскую армию в Шенграбенском сражении.
  • Это капитан Тимохин, незаметный труженик войны, на котором держится русская армия.
  • Это философ и мудрец Платон Каратаев, противоречивость образа которого до сих пор смущает критиков. Платон был хорошим солдатом, но и плен он воспринимает как данность, как жизнь, при этом сохраняет чувство собственного достоинства.

Толстой не был бы Толстым, если бы не показал противоречивость отношений крестьян к нашествию. Бунт богучаровских крестьян, их нежелание идти в неволю, говорит о надеждах крестьянства на освобождение от крепостного права.

«В «Войне и мире», — скажет Толстой, — я любил мысль народную».

Русские семьи в романе 

Но немаловажную роль в романе играет и мысль семейная. Толстой считает семью основой государства.

  • Семьи Ростовых, Болконских, в конце романа семьи Пьера и Наташи, Николая и Марьи — это нравственный идеал семьи, где есть родство душ, единение и взаимопонимание.
  • Именно в этих семьях вырастают талантливые дети, основа будущего России.
  • Сам Лев Николаевич писал, что его роман —

«картина нравов, построенная на историческом событии».

Роман дает очень многое для понимания загадок русской души и русского национального характера, удивительной силы нации, народа в широком понимании при глубоких национальных потрясениях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/l-n-tolstoy-kartinyi-zhizni-russkogo-obshhestva-v-romane-voyna-i-mir

Сочинение на тему “Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.

Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу.

Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность.

Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы.

На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете.

Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета.

Типичная петербургская семья — семья Курагиных.

Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых.

Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье.

На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы.

Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям.

Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание.

В изображения светского общества Толстой активно пользуется приемом «отстранения», позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев.

Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем.

Французский язык в речи героев тоже является приемом «отстранения», давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.

Роман «Война и мир» был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи.

Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее.

Это позволило ему создать очень полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-svetskogo-obshhestva-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Уроки 2-3. Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства

Занятия № 2 — 3

Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Быт и нравы различных кругов русского дворянства.

Цели:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;
  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
  • воспитание положительных эмоций от прочитанного, формирование умения отличать истинное и ложное, ценить и оберегать семейные традиции;
  • формирование осознания студентами норм жизни высшего света;
  • формирование представления о неоднородности высшего общества;
  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.
  • Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Вид урока: урок-практикум.
  • Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сопоставление героев.
  • Прогнозируемый результат:
  • знать художественный текст, главных героев романа и их мировоззрение;
  • уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

 Первые по времени салоны появились во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века).  Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы. В России салоны впервые появились в 18 веке при Екатерине II и приобрели популярность в первой четверти 19 века.

Хозяйками салонов могли быть дамы высшего круга, которые отличались в свете своей роскошью, красотой, положением. Салон А.П. Шерер был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга – тем звеном, в котором создавалось общественное мнение.

Читайте также:  Анализ поэмы ахматовой реквием стихотворения 11 класс сочинение

Именно с него и начинается действие в романе «Война и мир».

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Таким образом автор знакомит нас с представителями аристократической среды: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

  1. Анализ эпизода «В салоне Шерер».

  • Чтение разговора хозяйки салона с князем Василием (в сокращении).
  • Можно ли на основании этого отрывка сказать об отношении Толстого к данным героям?
  1. Отрицательное отношение Толстого к этим людям проявляется:
  2. — в постоянном подчёркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни;
  3. — в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо.

Внешне в салоне изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость. А на деле –неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

1) Анна Павловна говорит: «Праздники и фейерверки становятся несносны, когда «нравственно» страдаешь». Сама же, будучи больной, собирает вечер.

2) Обряд приветствия никому ненужной тётушки.

3) «Прежде всего скажите, как ваше здоровье. Милый друг? Успокойте меня», — сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка».

4) Особая манера поведения: не принято искренне говорить о том, что интересно. (Князь Василий, кн. Друбецкая)

5) Метафорическое сравнение салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (сравнение резко отрицательное, оценочное)

  • Найдите эпитеты и сравнения в описаниях героев, в которых проявляется отрицательное отношение Толстого к этим героям.
  • 1) Плоское лицо князя Василия.
  •    2) Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата. «Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне», «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью» 
  • Таким образом, мы сделали наблюдения над одной из самых важных черт романа – отрицанием Толстым норм фальшивой и корыстолюбивой жизни светского общества.
  • Свои ли в великосветской гостиной князь Андрей и Пьер, если судить только по портретам и манере поведения героев?
  • Зачитайте портреты Андрея и Пьера.
  • Выделите ведущие черты их внешности.

А) Пьер – умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд.

Б) Гримаса скуки на красивом лице кн. Андрея 

Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их здесь появления чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне», и относилась к нему со страхом.

  • Какова манера поведения у Пьера?

Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он – инородное тело в великосветской гостиной. Князь Андрей говорит о нём Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

  • Чем отличается князь Андрей от Пьера на первых страницах романа? 

О князе Андрее нельзя сказать решительно, что он во всём чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. У него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо-неприятно». Он-то для всех свой. Они для него – чужие.

Рядом со своим старшим другом Пьер расплывчат, наивен и нерешителен. Князь Андрей – человек действия. Он и от Пьера требует действия, когда заставляет его скорее решиться сделать карьеру. «Ну что, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – Можете представить. Я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

  • Зачем князь Андрей едет на войну? 

 «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Вслушаемся в эту фразу. Жизнь должна быть в нём, а не он должен соответствовать этой жизни. Он не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой. И здесь он видит пример Наполеона. Следуя этому примеру, князь Андрей рвёт все путы.

Обсуждается вопрос об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского. Здесь этот вопрос превратился в милый светский анекдот, который все находят прелестным.

«Революция была великое дело» — прогрессивно настроенный Пьер произносит слова в защиту Наполеона. Слова Пьера привули всех в ужас, и только князь Андрей поддерживает его, говоря слова о величии Наполеона.

Так раскрывается политическая реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства, а свобода и равенство считаются громкими словами. (Анна Павловна: «нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»).

  • С какой целью вводит Толстой французский язык?

  Характеристика знати с её антинациональной ориентацией, отрыв от народа. Простым использованием то русского, то французского языков Толстой определяет своё отношение к происходящему.

Слова Пьера, хотя он много лет провёл за границей и более привык к нему там, Толстой приводит только по–русски.

Реплики Андрея Болконского  тоже приведены, в основном по-русски, за исключением 2-х случаев: когда он входит в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.

    Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский, а позже немецкий язык.

  • На чём основана дружба Пьера и князя Андрея?

На общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.  

  1. Анализ эпизода «В доме графа Безухова».

  • Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.
  • С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

Писатель показывает алчность и жадность князя Василия. Добиваясь наследства, он утверждает, что хочет позаботиться о трех княжнах, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание)

  • Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?

Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают. Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей.

Эта сцена также раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны Друбецкой и расчетливость Бориса.

  • Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?

Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

  1. Анализ эпизода «В доме Ростовых».

В Москве, а летом в имении Отрадное.

  • Какова общая атмосфера в семье?

Для семьи характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, танец графа, пение молодых Ростовых),

  • Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».
  • Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все?

Марью Дмитриевну Ахросимову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой обращения», ждут с нетерпением все.

  • О чем говорят сидящие за столом взрослые?

Говорят о войне, о политике, но в ином тоне, чем в салоне Шерер. Старшее поколение волнует этот вопрос потому, что на войну пойдут их дети.

  • Какие черты присущи всем Ростовым?

Простота, радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и в обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят корысть и расчет. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы. Так Толстой показывает неоднородность высшего общества.

  1. Анализ эпизода «В имении Болконских Лысые Горы».

  • Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
  • Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?

Обращает внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.

  • Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
  • Что сближает Ростовых и Болконских?

Взаимная любовь всех членов семьи, глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми .

  • В чем эти семьи различны?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, гордость.

  • Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

Курагины – лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.

Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать. Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме). Болконские – люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

  • Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова)

IV. Информация о домашнем задании.

1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

Источник: https://infourok.ru/uroki-velikosvetskoe-obschestvo-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-bit-i-nravi-razlichnih-krugov-russkogo-dvoryanstva-992441.html

В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства.  

   Роман «Война и мир» начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В салонах обсуждались политические новости, затрагивались вопросы, связанные с философией, религией, поэзией.

Здесь же распространялись последние сплетни, здесь искали покровительства влиятельных особ, карьеры или выгодных браков для себя или для своих детей.     Толстой вводит в повествование дворян-чиновников, находящихся на гражданской службе (Растопчин, Сперанский, Билибин), а также па службе государственной (князь Курагин).

Толстой беспощаден к чиновникам вроде Растопчипа, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом. Автор говорит и о самом главном дворянине и помещике России — Александре I. В романе его облик не вызывает симпатии. В характере царя заметны те же черты двуличия и лицемерия, что были присущи «высшему свету».

    В романе рассказывается и о масонской организации, объединявшей различных по знатности и богатству дворян, по отмеченной теми же пороками, что и салонное общество.

Читайте также:  Рони, дочь разбойника - краткое содержание рассказа линдгрен

    Представители «большого света» претендуют на ведущую роль в общественно-политической жизни, но автор отрицает их положительное значение в русской истории, как отрицает их человеческую и нравственную состоятельность.     Симпатии автора, безусловно, на стороне поместного дворянства.

По мнению Толстого, только вдали от развращающего действия салопной жизни люди имеют возможность вести физически и нравственно здоровую жизнь, сохранять связь с народом, с природой, заниматься деятельностью, полезной для общества. Наиболее подробно описаны в «Войне и мире» семьи Болконских и Ростовых.

    Старый Князь Болконский — человек XVIII века, яркий представитель «столбового» дворянства, хранившего, но Толстому, верность традиционным нравственным ценностям. Для старика Болконского священны понятия долга, чести, служения Отечеству. Князь обладает сильной волей, трудолюбием, презирает праздность, физическую и умственную лень.

    Князь Андрей Болконский многое унаследовал от своего отца. Он патриот, человек чести и не мыслит свою жизнь без активной деятельности. Не находя применения своим силам, он испытывает нравственное мучение, тягостное чувство неопределенности, тоску по чему-то подлинно значительному. Мечта Болконского о славе — это мечта о подвиге. И он совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения, однако этот эпизод не решает для него главной проблемы, не отвечает па вопрос о смысле его жизни.     Когда Болконский возвращается домой и теряет жену, он чувствует себя опустошенным, утратившим интерес к жизни. Он отрекается от мысли жить ради других, поскольку эта мысль привела его к жизненному краху. Встреча с Наташей Ростовой оказывается спасительной для Андрея. Наташа, с се жаждой жизни и душевной щедростью, с се молодостью, очарованием и романтическими порывами, возрождает его к жизни, по-новому открывает красоту мира. Князь Андрей переживает душевный подъем, он активно занимается общественной деятельностью, надеется на семейное счастье. Но ему приходится вновь пережить крушение надежд.     Если Болконские живут преимущественно разумом, то в основе отношения к жизни Ростовых лежит нравственное чувство, они живут сердцем, а не рассудком. Николай, Наташа тонко чувствуют людей, умеют сопереживать им, для них неприемлема фальшь. Но поведение, всецело основанное па интуитивном чувстве, имеет и отрицательные стороны. Чувство обманывает Наташу, когда она доверяет свою судьбу Анатолю Курагину. Недостаток рационального начала пагубно сказывается и на имущественных делах Ростовых.

    Пьеру Безухову дано в романе объединить жизнь души и жизнь разума. Это один из любимых героев Толстого. Пьер — сложная, духовно одаренная, во многом противоречивая личность, и его путь к гармонии был непростым.

Он испытывает благоговейную любовь к Наташе, но вынужден скрывать это чувство. Его захватывают идеи масонов, по вскоре он убеждается в том, что этих людей интересуют не столько идеалы общественного блага, сколько «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».

В эпилоге Пьер становится членом тайного общества, он намерен противостоять реакции, наступившей в стране. При этом для героя неприемлем путь насилия. Единственное средство оздоровить общество, улучшить жизнь людей — нравственное совершенствование.

Пьер Безухов принадлежит к числу тех русских дворян, па которых автор возлагает ответственность за духовное обновление общества.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/4878-russkoe-dvoryanstvo-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Анализ романа "Война и мир" Толстого (конспект лекции)

  • 1. Творческая история романа
  • 2. Историзм
  • 3. Тематика
  • 4. Художественное своеобразие

1. Творческая история романа

  1. Роман-эпопея «Война и мир» — центральное и наиболее значимое произведение Толстого, составившее целую эпоху в истории русской литературы.

  2. Этапы создания романа:
  3. ✓      первоначальная идея выражалась в следующем:
  4. •        желание автора написать роман было обусловлено интересом к декабристам;
  5. •        целью автора было дать иную оценку этих событий и предложить иные — ненасильственные способы борьбы с самодержавием и произволом, основанные на стремлении всех членов общества к нравственному усовершенствованию;
  6. •        автор желал описать судьбу декабриста, вернувшегося из ссылки;
  7. ✓      вторая идея романа, когда Толстой изменил творческий замысел и перенес акцент с настоящего на прошлое, поставив задачу осветить героические события 1812 г. и войну с Наполеоном;
  8. ✓      третья идея романа, в которой автор делает акцент на следующем:
  9. •        освещение не только героических событий, но и неудач русских войск;
  10. •        раскрытие причин неудач через осмысление особенностей, психологии и нравственных идеалов русского народа;
  11. •        расширение характеров и создание не одного, а множества героев, которые должны были пройти через испытания и события 1805, 1807, 1812, 1820 гг.;
  12. ✓      предшествование роману сборника «Севастопольские рассказы»;
  13. ✓      влияние на создание и характер романа Крымской воины и ее неудач, которые необходимо было осмыслить.
  14. Творческая история создания романа имеет следующие особенности и замыслы:
  15. ✓      тщательное изучение автором множества исторических источников, документов, воспоминаний участников;
  16. ✓      поездка в сентябре 1867 г. на Бородинское поле, где произошла великая битва русского народа с французами;
  17. ✓      изменение ориентации романа, который теперь становится народным и пишется как история русского народа, и ведущей, определяющей темой становится изображение подвигов русского народа;
  18. ✓      общее количество персонажей — 569, из которых около 200 — исторические деятели;
  19. ✓      прослеживание судеб главных героев, связывание их различными узами родства, женитьбы, деловых отношений, дружбы, общим участием в грандиозных исторических событиях;
  20. ✓      психологическая убедительность в описании характеров, судеб героев;
  21. ✓      наличие у многих персонажей (граф и графиня Ростовы, княжна Марья, Николай Ростов, князь Андрей, Наташа Ростова и др.) реальных жизненных прототипов, которыми являлись предки и ближайшие родственники самого автора, например образ графа Ростова имеет черты деда писателя графа Андрея Андреевича Толстого, но при этом роман не сводится к автобиографическому;
  22. ✓      общее количество сохранившихся рукописей романа — свыше 10 тысяч страниц.

2. Историзм романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» отразил в себе значительный по насыщенности событиями пласт русской истории и потому может быть назван историческим. Историзм романа выражается в следующем:

✓      освещение 15 лет исторических событий в России начиная с 1805 г. и заканчивая 1820 г.;

  • ✓      распределение событий по томам в четкой последовательности:
  • •        1-й том — 1805 г.;
  • •        2-й — 1806-1811 гг.;
  • •        3-й-1812 г.;
  • •        4-й — 1812-1813 гг.;
  • •        эпилог — 1820 г.;
  • ✓      реалистическое изображение всех исторических событий указанного периода, отображение мельчайших деталей не только военного, но и мирного времени, описанных в романе, что обеспечивалось кропотливой работой автора по собиранию и изучению обширного исторического материала;

✓      подробное и широкое описание и освещение в романе таких эпизодов русского быта и жизни, как функционирование петербургских салонов, светские приемы, балы, званные обеды, дуэли, визиты, развлечения, охота, рождение, любовные увлечения и романы, праздники (святки, именины и т. п.), бунты крестьян, жизнь дворянства, ритуалы масонов, законодательная деятельность Сперанского, зарождение декабризма, и все это делает роман «Война и мир» энциклопедией русской жизни в прозе;

✓      рассмотрение и анализ психологии, характеров и духовных исканий героев на широком историческом фоне.

3. Тематика романа «Война и мир»

  1. Роман «Война и мир» освещает обширную тематику:
  2. ✓      описание мирных событий и жизни различных слоев и общества;
  3. ✓      изображение поместного дворянства;
  4. ✓      изображение жизни петербургской и московской знати;
  5. ✓      описание, осмысление военных событий, народного сопротивления французскому нашествию;
  6. ✓      портреты полководцев двух армий;
  7. ✓      духовные искания героев и их нравственное развитие и самосовершенствование.
  8. Образ Наташи Ростовой в романе является центральным и занимает одно из важнейших мест, так как выражает этический и эстетический идеал автора, и этот образ и связанный с ним идеал можно охарактеризовать следующим образом:
  9. ✓      имеет реальный прототип — Татьяну Андреевну Берс-Кузьминскую, связь с которым выражена в следующем:
  10. •        общий психологический склад героини романа и ее реального жизненного прототипа;
  11. •        жизненные перипетии и любовные увлечения;
  12. •        внешний облик;
  13. ✓      взят из реальной действительности, но при этом носит обобщенный, а не индивидуальный характер;
  14. ✓      большое внимание уделяется внешнему облику героини, через который вырисовывается ее натура и характер;
  15. ✓      героиня имеет следующие ярко выраженные черты характера:
  16. •        эмоциональность, ориентация в поведении на чувства и непосредственные впечатления;
  17. •        душевная широта и цельность;
  18. •        проницательность и чуткость по отношению к людям;
  19. •        способность к преданной любви и самоотдаче;
  20. •        чувство правды, поэзии и красоты;
  21. •        способность на подвиг, патриотизм, любовь к родине;
  22. ✓      образ отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими качествами, как женственность, эмоциональность и страстность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу.
  23. Изображение петербургского светского общества и знати в романе имеет следующие особенности:
  24. ✓      использование образов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой и описание их салонов;
  25. ✓      введение в роман различных светских персонажей (Анатоль Курагин, Элен Безухова, князь Василий Курагин, Анна Друбецкая и др.) и приписывание им характеристик, которые отражают негативные стороны светского общества;

✓      сатирическое изображение высшей знати и обличение их недостатков и пороков, среди которых автор выделяет интриганство, притворство, ложь, стяжательство, беспринципность, карьеризм и бездеятельность и т. п.

  • Изображение поместного дворянства в романе имеет следующие особенности:
  • ✓      отличается от изображения знати и светского общества столицы;
  • ✓      имеет черты патриархальности, стремление сберечь память и связь с предками, с природой;
  • ✓      раскрывается через изображение семьи Ростовых и Болконских, которым автор отдает свои симпатии.
  • Изображение войны в романе имеет следующие особенности:
  • ✓      изображается как длительная, жестокая, кровавая и в то же время священная для русского народа, так как связана со свободой России;
  • ✓      тесно связана с личностями главных героев, раскрывает качества их натуры, способствует их духовному росту и самосовершенствованию;
  • ✓      изображается реалистично и правдиво, без идеализации;
  • ✓      народ показывается как основной участник войны, отвергается толкование войны как схватки двух правителей — Наполеона и Александра I;
  • ✓      ярко и исторически достоверно изображаются реальные военные события, например Бородинская битва.

4. Художественное своеобразие романа «Война и мир»

  1. Роман-эпопея «Война и мир» представляет собой уникальное литературное произведение второй половины XIX в. Художественное своеобразие романа заключается в следующем:
  2. ✓      глубокий психологизм;
  3. ✓      жанровое многообразие;
  4. ✓      своеобразие композиции.

  5. Глубочайший психологический анализ проявляется в следующем:
  6. ✓      повествовании автора;
  7. ✓      передаче внутренних монологов героев, их мыслей, рефлексии;
  8. ✓      снах, которые выступают формой воспроизведения подсознательных душевных переживаний героев;
  9. ✓      богатых красках и тонах, используемых для описания чувств и переживаний героев и раскрытия их эмоциональных состояний (например, было установлено, что в романе присутствует 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки);
  10. ✓      портретах героев, своеобразие которых проявляется в том, что используемые для характеристик персонажа детали разбросаны на большом художественном пространстве;
  11. ✓      пейзажных описаниях, которые помогают понять обстановку жизни героя, его состояние, ход мыслей.
  12. Жанровое своеобразие романа «Война и мир» заключается в следующем:
  13. ✓      является романом-эпопеей с элементами очерков нравов и истории народа;
  14. ✓      имеет следующие особенности жанра:
  15. •        динамичное развитие сюжета;
  16. •        важная роль любовной интриги;
  17. •        становление и изменение характеров;
  18. •        взаимосвязь героев со средой и бытом;
  19. •        взаимосвязь героев с тем временем, в котором они были рождены и сформированы;
  20. ✓      содержит в себе черты исторического романа, так как описывает события прошлого, которые являются историческими событиями;
  21. ✓      к жанру эпопеи относятся и следующие черты произведения:
  22. •        изображение народа и народной жизни;
  23. •        передача воинского эпоса и событий войны, которые обогащаются сценами мирной жизни;
  24. •        широкий социальный охват русской жизни;
  25. •        эпическая форма повествования, которую выражают:
  26. —        сложность композиции;
  27. —        спокойный ритм;
  28. —        величавость языка.
  29. Своеобразие композиции романа заключается в следующем:
  30. ✓      принцип антитезы (Кутузов — Наполеон, Ростов — Курагин, Наташа — Элен);
  31. ✓      чередование военных и мирных сцен;
  32. ✓      переход массовых сцен в повествование о жизни отдельных героев;
  33. ✓      философские и исторические рассуждения самого автора.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/analiz_romana_vojna_i_mir_tolstogo_konspekt_lekcii/64-1-0-2252

Ссылка на основную публикацию