История создания
«Дворянское гнездо» задумывалось еще в начале 1856 года, но тяжелый этап в личной жизни и состояние здоровья помешали планам писателя. Летом этого же года И. Тургенев уехал из России и провел за границей около двух лет. Фактически именно тогда начался разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо, который вылился в чувство одиночества и неприкаянности. Писатель переживал возрастной перелом, ощущаемый им как приближение старости, и страдал от невозможности создать семью, что отразилось на его здоровье и творческом бессилии.
В этот период происходили значительные события в общественной жизни России, и хотя действие в «Дворянском гнезде» относится к 1842 году, т. е. к другой эпохе, обсуждения И. Тургеневым этих проблем в переписке и лично со своими друзьями и писателями отразились в событиях, описанных в романе. К ним относятся:
- Смерть Николая I.
- Потрясение от поражения в Крымской войне.
- Необходимость многих реформ и главное — отмены крепостного права.
- Возрастающая роль в общественной жизни дворянской интеллигенции.
Первые планы и заметки по роману не дошли до нашего времени и не известно, каким задумывалось произведение изначально.
Вплотную автор занялся написанием «Дворянского гнезда» только в июне 1858 года, по возвращении в Россию. Сначала были проведены чтения романа в узком кругу, а широкой публике он стал доступен после выхода в журнале «Современник» в 1859 году.
Пересказ сюжета
На титульном листе первого издания книги значилось слово «повесть», как сам автор обозначил жанр, но в этом произведении судьбы отдельных людей так тесно переплетены с социальной и национальной жизнью, что его относят к социально-философским романам.
Действующие лица
Главные герои «Дворянского гнезда» 35-летний богатый помещик Федор Иванович Лаврецкий и 19-летняя молодая дворянка Елизавета Михайловна Калитина.
Лаврецкий честный и порядочный мужчина, который больше всего хотел личного счастью с любимой женщиной. Лиза — не очень образованная провинциалка, но ее чистая и добрая натура очень привлекательна для окружающих.
Девушка ставит долг превыше любых чувств и устремлений. Другие персонажи:
- Варвара Павловна — жена Лаврецкого.
- Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы.
- Марфа Тимофеевна Пестова — двоюродная бабушка Лизы по матери.
- Сергей Петрович Гедеоновский — служит статским советником и часто бывает у Калитиных.
- Владимир Николаевич Паншин — перспективный чиновник, привлекательный внешне молодой человек, который оказывает знаки внимания Лизе.
- Христофор Федорович Лемм — старый немец, служит у Калитиных учителем музыки.
Большую роль в судьбе Лизы сыграла няня Агафья, привившая ей религиозность и веру в мистицизм. Паншин, при всей своей внешней привлекательности и талантах, человек эгоистичный и себе на уме. Получив отказ от Лизы, он тут же переключается на Варвару Павловну.
Интересен образ старого учителя музыки. У Лемма сложилась трудная судьба, он рано лишился родителей и долго скитался, а его талант композитора не получил признания. Но этот, внешне страшноватый человек, отличается добротой и тонко чувствует прекрасное.
Краткое содержание
События романа происходят в губернском городе О., где проживает семья Калитиных. Мать семейства — вдова дворянского происхождения, вместе с ней проживает ее тетка и дочери Лиза и Лена.
В дом Калитиных вхож молодой чиновник Пашнин, который ухаживает за Лизой. Это блестящий молодой человек, прибывший в О. по службе. Он сам пишет и исполняет романсы, которые нравятся обществу, но не признаются старым учителем музыки Леммом.
Тот находит его творчество странным и фальшивым.
Однажды друг семьи Гедеонский сообщает, что на родину из-за неприятностей с женой вернулся Федор Лаврецкий, дальний родственник Калитиных. Измены Варвары привели к тому, что мужчина чувствует себя несчастным и не доверяет женщинам.
Как-то, провожая после урока Лемма, Лиза встречает у ворот статного мужчину, оказавшегося Лаврецким. Марья Дмитриевна рада его видеть и приглашает бывать у Калитиных чаще.
Пашнин признается Лизе в любви и просит выйти за него замуж, она обещает подумать.
Федор обосновывается в своем поместье Васильевское, потому что в Лавриках он жил с Варварой и все там напоминает об утерянном счастье. Общаясь с Лизой, мужчина все больше впечатляется ее внутренней чистотой и влюбляется в девушку.
Когда молодые люди объясняются, Лиза признается, что испытывает ответные чувства. Но Лаврецкий женат и она со своими убеждениями о долге не верит в счастливое будущее для них. Надежда появляется, когда Федору в журнале попалась заметка о смерти его жены, а Лиза не приняла предложение Паншина.
Будучи вдовцом, мужчина мог бы жениться на возлюбленной.
Внезапно из-за границы возвращается Варвара с дочерью и убеждает Лаврецкого, что поняла свои ошибки и изменилась. Она надеется на прощение мужа. Влюбленные понимают, что теперь не будет у них совместной жизни.
Лаврецкий обещает Варваре создавать видимость семьи, а жена за это должна жить безвыездно в Лавринках. Религиозная Лиза уверена, что наказана Богом за свои преступные надежды.
Варвара не держит слова и вскоре уезжает в Петербург, а Лиза уходит в монастырь.
Спустя 8 лет у Пашнина успешная карьера, но он, как прежде, не женат, Варвара живет в Париже и увлечена театром. Лаврецкий больше не думает о личной жизни, а ведет хозяйство в родовом гнезде и пытается улучшить жизнь крестьян. Он навещал Лизу в монастыре, но девушка прошла мимо, сделав вид, что не узнала Федора.
Жизненная ситуация Лаврецкого
Федор Лаврецкий происходит из богатого дворянского рода, насчитывающего несколько веков. В романе несколько глав уделено описанию становления характера героя начиная с детства. Его прадед был жестоким и деспотичным барином, но умным человеком. Дед Петр — грубоватым, но не злым простаком, любителем охоты. Своим фамильным имением Лавринки занимался мало и оно стало приходить в упадок.
Его сын Иван — отец главного героя, а дочь Глафира воспитывала племянника до 12 лет. Матерью Федора была крепостная крестьянка, на которой Иван женился без разрешения отца, рассорился с ним из-за этого и уехал за границу. Иван Петрович вернулся домой англоманом, с мыслями о преобразованиях в России и начал со своего имения. Все, что он сделал:
- разогнал приживал;
- отказался от визитов прежних гостей, любивших подолгу задерживаться в Лавринке;
- переодел слуг в ливреи;
- ввел колокольчики и умывальные столики.
На этом переустройство и закончилось, зато оброк прибавился и барщина стала тяжелей.
Кроме того, Иван Петрович решительно занялся воспитанием сына по своему разумению: нанял швейцарца-гувернера, который занимался физическим развитием Феди, а музыкой, как ненужным будущему мужчине предметом, заниматься запретил.
Но мальчик изучал точные науки, право и даже столярное дело. В детстве у Феди не было товарищей, никто не относился к нему с лаской и добротой, а отец, пытаясь воспитать в нем волю и сильный характер, сделал его замкнутым и нелюдимым.
Вздохнуть свободные молодой Лаврецкий смог только после смерти родителя. Он поступил в московский университет, где в те времена было множество вольнодумных кружков.
Федор же по причине нелюдимости игнорировал их и смог сойтись только с мечтателем Михалевичем.
Малообщительный Лаврецкий под влиянием друга только начал задумываться, что бы он мог изменить в жизни, как его настигла первая любовь к красавице Варваре Коробьиной. Молодой дворянин делает ей предложение, а женившись — увозит в деревню.
Затем молодая пара переехала в Петербург, где вела светскую жизнь, а позже — за границу. Там главный герой случайно узнает об измене жены и не может простить такого предательства. Сначала он не знал, что делать и сильно грустил, но смог проявить характер и взять себя в руки.
Лаврецкий не бросает изменницу на произвол судьбы, но даже будущий ребенок не может удержать его рядом. Федор Иванович возвращается в родовое гнездо.
Образ Лизы Калитиной
Старшая дочь Марьи Дмитриевны была высокой и стройной темноволосой девушкой со строгим профилем и серьезными глазами. Отец Лизы занимался счетами, коммерческими делами и обращал мало внимания на дочь.
Заботы недалекой маменьки хватало только на подбор нарядов. Девушка не привыкла в детстве к кому-то ласкаться, но не потому, что не хотела, а из-за врожденной застенчивости.
Она выросла больше под влиянием прямой и правдолюбивой Марфы Тимофеевны и набожной няни Агафьи, чем родителей.
Ничто, чуждое ее натуре, не могло изменить Лизу, ни приторная сентиментальность матери, ни легкомысленность гувернантки-француженки.
Большое значение в развитии религиозных чувств Лизы сыграли притчи о мучениках, которые рассказывала ей няня. Вера в Бога у девушки не связана с догмами, это признание божественной воли и справедливости.
Лиза часто задумывается о смерти, но не боится ее, потому что видит в ней не конец жизни, а переход в лучший светлый мир.
Будучи короткой и покорной, девушка тем не менее имеет серьезные убеждения, которых придерживается во всем. Ей невозможно навязать чужую волю, если это не соответствует ее принципам.
Главная героиня одинока, окружающее ее общество таково, что у нее не выработалась привычка к общению, девушка совсем не привыкла делиться своими мыслями.
Жизненный опыт ей заменяет совесть и долг, которые ведут по жизни и не дают сбиться с пути истинного.
Лиза человек искренний и самоотверженный, она со всеми доброжелательна и с крепостными общается на равных. Ее добрая натура не понимает, как можно долго держать на кого-то зло. Она и Лаврецкого убеждает простить жену.
Девушку настораживают взгляды Паншина, когда он рассказывает, чтобы он мог сделать с отсталой родиной, если бы власть была в его руках.
Героиня поддерживает Лаврецкого, который считает, что если и вводить новшества, то нужно учитывать национальные особенности, а не копировать европейские преобразования.
Впервые влюбившись, Лиза очень переживает и не находит себе места из-за греховного чувства, отвлекающего от Бога.
Для Лаврецкого очень важно личное счастье, он старается убедить и героиню не выходить замуж без любви, чтобы не утратить что-то очень ценное в жизни.
Когда надежды на возможность быть вместе рушатся, Лиза выбирает долг и собирается замаливать не только свои грехи, но и грехи своих предков.
Смысл названия
Образ гнезда можно назвать лейтмотивом всего творчества И. Тургенева. Использовав в названии фразеологизм «дворянское гнездо», автор показывает Лаврецкого настолько ориентированнным на семейное счастье и любовь, что он не страшится сделать вторую попытку получить их. Лиза Калитина находит свое «гнездо» в монастыре, где она может укрыться от своих якобы незаконных влечений сердца и не быть игрушкой в чужих руках, а только выражать смирение и любовь к Богу.
Но мотив «гнезда» не останавливается на желаниях главных героев, а показывает дворянскую культуру в целом, которая в своих лучших проявлениях сливается с общенародной.
В романе изображен живой мир настоящей дворянской усадьбы с привычными для нее занятиями, бытом и традициями. История русского дворянства прерывиста, каждому поколению нужно искать свою цель заново, но далеко не все сумели это сделать.
Автор изображает картину, далекую от идиллии, и грустит о вырождении таких вот «гнезд», где нарушена связь поколений.
Найти и прочитать онлайн-аннотации на роман и цитаты из него можно на специализированных сайтах. Сюжет романа неоднократно ложился в основу сценариев для спектаклей, а также одноименного фильма, снятого Андреем Кончаловским в 1969 году.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/roman-dvoryanskoe-gnezdo.html
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Видеоурок. Литература 10 Класс
Роман «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. 1858 год. В этот год в России начинается трудный и мучительный путь реформ.
Уже объявлено, что крестьянам дадут свободу, но ставят вопрос о земле: как размежеваться дворянству и крестьянству, ведь известно, что часть земли отдавалась крестьянам безвозмездно, а другая – за выкуп в 25 лет.
В этот кризисный для России момент Тургенев все больше ощущает необходимость жить в России, вернуться к земле, к истокам, заняться хозяйством. Между тем, он все больше живет в эти годы за границей, у него завязывается долгий и мучительный роман со знаменитой французской певицей Полиной Виардо (рис. 1).
Рис. 1. Портрет Полины Виардо (Художник П.Ф. Соколов) (Источник)
У неё есть своя семья, и Тургенев все больше чувствует себя лишним. В таком настроении Тургенев пишет и Толстому (рис. 2),
Рис. 2. Л.Н. Толстой (Источник)
и Фету (рис. 3),
Рис. 3. А.А. Фет (Источник)
и другим своим корреспондентам, что он должен вернуться в Россию, чтобы «пахать землю». Эта фраза потом будет отдана главному герою романа «Дворянское гнездо» Федору Лаврецкому. И Тургенев действительно возвращается в Россию. Лето 1858 года выдалось для него одним из самых счастливых в его жизни. Он много встречается с Толстым, Фетом, Борисовым.
Они охотятся, читают друг другу произведения, говорят о дальнейшей судьбе России, о крестьянском вопросе. Тургенев старается обустроить жизнь своих крестьян. Но чем дальше, тем больше убеждается, что не так все просто. Его уступки крестьянам доходят почти до подлости, а крестьяне проявляют все больше недовольства и непонимания.
В какой-то момент Тургенев начинает ощущать, что дело не просто в нем, в том, что он не умеет хозяйствовать на земле, которому чужды эти проблемы. Дело в чем-то гораздо более серьезном. Вероятно, все дворянское сословие должно уйти с исторической сцены. С Тургеневым яростно спорят и Толстой, который в этот момент почти полностью посвятил себя сельскому хозяйству, и Фет.
Чуть раньше, в 1857 году, состоялся примечательный спор, почти скандал, между Тургеневым и Фетом. Они спорили о долге дворянства. Тургенев считал, что дворяне должны быть на земле и помогать крестьянам чем угодно, поэтому он посмеивался над Фетом, у которого не было даже клочка земли.
Этот спор тоже найдет свое отражение в романе «Дворянское гнездо», когда Михалевич приедет в гости к Лаврецкому, и они будут спорить до криков и хрипоты всю ночь напролет.
Вот в такой жаркой обстановке идейных споров проходила работа над романом «Дворянское гнездо» (рис. 4).
Рис. 4. Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо». Автограф. 1859 года (Источник)
Однако, когда роман вышел в свет, критика приняла его не единодушно. Возник вопрос: «Зачем еще один роман о дворянине, интеллигенте, неудавшейся судьбе? Тургенев последовательно возражал своим критикам. Между героями романов есть существенная разница.
Во-первых, к Рудину, герою одноименного романа, можно предъявить целый ряд нравственных претензий: он болтлив, тщеславен, он любит актерствовать, любит пожить за чужой счет. К Лаврецкому ничего такого предъявить нельзя. Во-вторых, у Рудина фактически нет биографии, поэтому мы не совсем понимаем, как именно сформировался этот герой.
У Лаврецкого же есть не только биография, но и история рода Лаврецких на протяжении четырех поколений. Род Лаврецкого пришел в Россию во времена Василия Темного (рис. 5).
Рис. 5. Князь Василий ІІ Темный (Источник)
Затем Тургенев начинает рассказывать о прадеде Лаврецкого Андрее: «Андрей, человек жестокий, дерзкий, умный и лукавый. До нынешнего дня не умолкла молва об его самоуправстве, о бешеном его нраве, безумной щедрости и алчности неутолимой. Он был очень толст и высок ростом, из лица смугл и безбород, картавил и казался сонливым; но чем он тише говорил, тем больше трепетали все вокруг него…»
Вот такая сильная, неординарная и яркая личность. Следующий в этой семье – Петр, обычный степной помещик, который ловил зайцев, играл в карты, проиграл часть нажитого отцом имения. Третий в этом семействе – Иван, человек начала XIX века, который получает образование у богатой тетки, выписавшей ему лучших преподавателей.
Но кто же эти преподаватели? Бывший наставник Ивана Петровича – отставной аббат и энциклопедист, бежавший от французской революции аристократ, сторонник учения Руссо, Вольтера, Дидро – удовольствовался тем, что влил в своего воспитанника всю премудрость XVIII века, которая пребывала в нем, не проникнув в его душу.
Но образованный Иван оказывается в тяжелом положении: тетка под старость выходит замуж за этого аббата, которого она называет «fine fleur эмиграции». Он переписывает на себя ее капитал и бежит во Францию, тетка умирает, а Иван, оставшись без наследства, возвращается домой, где никто толком не знал о Руссо и Дидро.
Разумеется, в такой обстановке Иван томится, поэтому заводит роман с молоденькой деревенской девушкой Маланьей, которая искренне влюбляется в своего господина. Этот роман вызывает скандал, но Иван объявляет, что женится на своей крепостной Маланье.
И действительно, он обвенчался с ней, но затем уехал от неё на долгие годы, не подумав о том, что у Маланьи растет его сын Федор.
Так появляется на свет Федор Иванович Лаврецкий (рис. 6) – главный герой романа «Дворянское гнездо».
Рис. 6. Федор Лаврецкий (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») (Источник)
Таким образом, если в романе «Рудин» речь шла о судьбе одного человека, то здесь разговор уже идет о судьбе целого рода Лаврецких.
Более того, если первый роман Тургенева назван по имени главного героя, то второй – «Дворянское гнездо», потому что автору важно рассказать об исторических судьбах дворянства в эпоху реформ. Эти судьбы видятся Тургеневу не в самом радужном свете.
На примере истории рода Лаврецких мы можем сказать, что происходит длительное увядание самого дворянства как явления: от сильного и жестокого Андрея к слабохарактерному Ивану, который долгое время жил за границей, стал англоманом, а по возвращению в Россию вынашивал реформаторские идеи.
Но после восстание декабристов Иван испугался и затворился в деревне, на всякий случай стал верующим, раскис, ослаб. Таким образом, мы видим это увядание дворянского сословия, на причины которого Тургенев пытается ответить всем ходом романа «Дворянское гнездо».
Федор Лаврецкий вначале воспитывается под призором мрачной и суровой тетки Глафиры Петровны, затем его с матерью забирает к себе дед Петр Андреевич, но воспитывает без участия Маланьи, которая только издали робко смотрела, как гуляет ее сынок по саду в господской одежде.
Некоторое время образование Лаврецкий получал под присмотром Глафиры, причем образование это заключалось в чтении житий, содержавших страшные и суровые истории о том, как люди шли на мучения и казнь, но не изменяли своим убеждениям. Это был очень важный урок в жизни Лаврецкого.
Но когда вернулся отец, он начал учить его по самой новейшей методике. Он будил его в 4 часа утра, обливал ледяной водой, заставлял делать упражнения. Вначале бедный ребенок чуть не умер от воспаления легких, но затем окреп и поздоровел.
Иван не отпустил сына в университет, и тому до 23 лет пришлось нянчиться со своим несчастным, капризным и даже ослепшим под конец жизни отцом. Смерть отца стала свободой для сына. И вот Федор, молодой и образованный юноша, выходит в жизнь.
У него еще нет жизненного опыта, и поэтому он становится легкой добычей веселой, красивой и наглой авантюристки. Его буквально женит на себе светская барыня Варвара Павловна. Брак для Лаврецкого значит необычайно много. Он, у которого было одинокое детство, отсутствие матери, видит в супруге и подругу, и мать, и сестру.
Она для него всё. А для Варвары Павловны он просто богатый муж, которого она увозит в Париж, хотя Лаврецкий хотел начать преобразования в деревне. В Париже Варвара Павловна дерзко изменяет своему мужу. Она оставляет на видном месте записку позорного содержания, которую обнаруживает Лаврецкий.
Трудно представить всю глубину разочарования Федора: человек, который был для него всем, становится предателем. И он в растерзанном состоянии мечется по разным странам, не находит себе приюта, но все-таки принимает решение: поскольку личное счастье ему уже не светит (разводов в России того времени не существует), он собирается ехать в Россию, чтобы «землю пахать».
В России Лаврецкий попадает в дворянское гнездо: в прекрасную, усеянную поэзией усадьбу его дальних родственников Калитиных. Там он встречает девушку, с которой мог бы быть счастлив. Это 19-летняя Лиза Калитина, умная, честная и глубоко религиозная девушка (рис. 7).
Рис. 7. Лиза Калитина (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») (Источник)
Счастье между ними невозможно (Федор женат), но тут следует внезапный, даже авантюрный поворот сюжета: приходит известие о смерти Варвары Павловны. Лаврецкий тяжело переживает смерть жены, несмотря на то, что он не любил и презирал её.
Но вместе с тем герой радуется тому, что он теперь свободен и может связать свою жизнь с совершенно другим человеком, который не будет отвлекать его от занятий на земле. Казалось бы, что героям ничего не угрожает, они свободны и счастливы, но их что-то отводит от счастья. Их мучит предчувствие, они печальны и тревожны.
Разумеется, это чувство их не подведет. В Россию приезжает Варвара Павловна, которая не умерла и приехала за деньгами (рис. 8).
Рис. 8. Примирение Лаврецкого с женой (К.И. Рудаков. Ил. к роману «Дворянское гнездо») (Источник)
Для героев это катастрофа. Но для Тургенева важно, что катастрофу эту герои предчувствовали. Таким образом автор отвечает на вопрос о роли дворянства в эпоху реформ. Над дворянским сословием тяготеет некое страшное родовое проклятье. Как только Лаврецкий начинает думать о личном счастье, ему вспоминается его мать, тихая, кроткая, вечно виноватая, забитая, испуганная Маланья.
Как только он начинает раздумывать над тем, почему ему это счастье не удалось, он видит мужика, оборванного, грязного, несчастного, у которого умер сын. Т. е. тема народа начинает звучать именно тогда, когда герои начинают задумываться над личным счастьем. Лиза тоже не верила в возможность счастья для себя.
Она говорила Лаврецкому о том, что знает, как все создавалось, и что теперь это надо отмолить.
Таким образом, родовая вина – это вина перед народом. Дворянство действительно создало уникальную культуру, золотую культуру XVIII–XIX веков, но она создавалась за счет несчастного, изнуренного мужика, которому от этой культуры не досталось ничего.
Эта вина копилась, умножалась из поколения в поколение, и дворянство, отягченное этой страшной виной, должно уйти с исторической сцены. Многие спорили с Тургеневым, почему судьба дворянства закончена. Толстой приводил пример того, что многие дворяне готовы были отдать собственную землю крестьянам и даже писали петицию императору.
Почему же дворянство исчерпало свои творческие возможности? Тургенев считал, что это действительно так.
С раздумьями о России связано и еще одно различие между героями первого и второго тургеневских романов. Рудин был западником, а Лаврецкий – славянофилом. Тургенев сам называл себя западником, а славянофильство считал ложным учением, но важным для него было то, что его герой стоял на земле и был кровными узами связан с ней.
Но даже такой сверхположительный герой, как Лаврецкий, изменить ни в своей судьбе, ни судьбе крестьян ничего не мог. Остается только удивиться социальной чуткости Тургенева. Он считал, что дворянство заплатит за эту роковую вину личной несчастливостью.
И действительно, оставшихся 4 % столбового дворянства в России через 60 лет ждет трагическая судьба.
Список литературы
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: Русское слово.
- Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. – М.: Дрофа.
- Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал A 4format.ru (Источник).
- Интернет-портал Bestreferat.ru (Источник).
- Интернет-портал Litsoch.ru (Источник).
Домашнее задание
- Составьте сравнительную характеристику образов Дмитрия Рудина и Федора Лаврецкого.
- Определите новшества в романе «Дворянское гнездо» по сравнению с предыдущими произведениями Тургенева.
- * Подумайте, в чем выражается психологизм романа. Запишите обоснованный и подтвержденный примерами из романа ответ.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/i-s-turgenev/roman-i-s-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo
Тургенев И.С., "Дворянское гнездо", краткий анализ
Из всех русских писателей Тургенев, пожалуй, имел наибольшее число оснований и возможностей для размышлений о специфике, содержании «русского». Предельно концентрированное выражение эти размышления получили в произведении «Дворянское гнездо».
Символизм романа
Уже в самом названии романа заложен глубокий символический смысл. Заглавная метафора «гнезда» становится центральным мотивом, который раскрывается по мере развертывания сюжетной линии. Моделирование образа дворянского гнезда осуществляется в сопоставлении с Парижем.
Характеристики Парижа в произведении представлены несколькими параметрами:
- его соотношением с другими географическими единицами;
- типографией и внутренним строением французской столицы;
- предметно-вещественным наполнением Парижа;
- ценностно-смысловым наполнением концепта.
Париж в романе служит крайней точкой удаления от русской деревни, поместья, дворянского гнезда. Сюжетно это удаление осуществляется опосредовано: сначала через Петербург, где Лаврецкий некоторое время живет с молодой женой; потом через Германию и Швейцарию, которые названы в романе как место временного пребывания:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
«…как оно и следовало ожидать, поехали в Париж…»
При описании Парижа Тургенев отдельно останавливается на описании Sorbonne и Collège de France, Французской комедии.
В результате подобного описания осуществляется характеристика персонажей, подчеркивается антагонизм между жизнью французской столицы и русской деревни.
Комплекс реалий французской жизни позволяет отразить ее фальшь, неестественность, которая противопоставляется природным, мужицким, почти звериным реакциям, эмоциональных состояний русского человека. В частности, узнав о неверности жены Лаврецкий
«…почувствовал, что в это мгновение он был в состоянии истерзать ее, избить до полусмерти, по-мужицки, задушить ее своими руками…»
Помимо образа Парижа глубокой символичностью обладают в произведении отсылки к античности, например, прическа «à la Titus», с которой Иван Петрович предстает перед отцом. В результате отсылок к античности формируется высокая интертекстуальность произведения.
Образ гнезда
Центральным образом произведения является образ дворянского гнезда, который формируется на примере усадьбы Лаврецких. Важно добавить, что история семьи Лаврецких показательно возводится к выходцу из Пруссии. В данном аспекте Тургенев подчеркивает генетическую, неразрывную взаимосвязь России с Европой. Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:
«Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная…»
Изображая своего персонажа в облике хищной птицы, Тургенев усиливает семантику гнезда, которая приобретает негативные коннотации, вызывая ассоциации с жестокостью, хищностью. Образ ястреба появляется и в эпизоде разрыва между дедом и отцом Лаврентьева, в переживаниях самого Лаврецкого, узнавшего об измене жены.
Те же коннотации хищности, жестокости сохраняются в образе Глафиры, вытесненной из «дворянского гнезда» Варварой Павловной.
Вся история рода Лаврецких строится автором в аспекте взаимодействия с Европой, с которой «дворянское гнездо», саму Россию соединяют общие корни. Это взаимодействие может принимать разные формы:
- форму пассивного сопротивления бабки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее словам, было для нее смертью;
- форму бонвиванского франкофильства княжны Кубенской, которая на старости лет вышла замуж за гувернера-француза, была брошена им.
Наиболее полно выписана история отца Лаврецкого, которая течет в Петербурге уже двенадцатый год. Именно в его сознании пробуждается чувство национальной гордости, понимание и принятие собственной «русскости»:
«…вся Россия поднималась на врага, и. они почувствовали, что русская кровь течет в их жилах…»
В то же время, едва опасность миновала, он вернулся к своей привычной жизни, уверенно и комфортно чувствуя себя, в том числе, и в Париже.
В данном аспекте Тургенев подчеркивает как генетическое единство России с Европой, так и отличия между их народами, заключающиеся в готовности русского человека пожертвовать своей жизнью ради родины, его возможности испытывать дикую, почти звериную ярость, не имеющую ничего схожего с европейской цивилизованностью.
Замечание 1
Чем дальше развивается линия повествования Тургенева, тем острее становится его сарказм при изображении русских «европейцев», оторвавшихся от родной почвы и не нашедших новой.
Динамика сюжетной линии формируется перемещениями между родной деревней и Европой, причем, в родную деревню, в свое «дворянское гнездо» герой возвращается с каждым разом все более надломленным.
Наиболее полно непримиримое расхождение России с Европой проявляется в системе ценностей Ивана Петровича, отразившейся на воспитании сына. Основной пружиной сюжета становится сложная коллизия между внутренним и поверхностным, родным и чужим, органичным и наносным.
Причем, сложность конфликта кроется не в явной оппозиции между европейскими городами и русской деревней, но в самой усадьбе, в самом дворянском гнезде, жители которого утрачивая свою «русскость», утрачивают самих себя.
Тургенев не стремится к противопоставлению идеализированного образа России Европе, но старается проникнуть вглубь национального самосознания, подвергнуть глубокому анализу суть национальной жизни.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева характеризуется высоким символизмом, направлено на отображение авторского понимания всего русского, «русскости» как таковой. Понимание национальной самобытности России осуществляется на основании сопоставления ее с Европой, противопоставлении французской столицы с русской глубинкой.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_dvoryanskoe_gnezdo_kratkiy_analiz/
"Дворянское гнездо" — анализ романа Тургенева И.С
Обратимся к «узловым» моментам анализа «Дворянского гнезда». Начать необходимо с того, что, несомненно, это был общественный, остро злободневный роман, в котором Тургенев вновь обращается к проблеме дворянства, его роли в сложный период жизни России.
Смерть Николая I, поражение в Крымской войне, подъем крестьянского движения необыкновенно активизировали русское общество. Какую же позицию может занять дворянин при подобном стечении обстоятельств? Как жить дальше? Этот вопрос впрямую ставит перед Лаврецким Паншин: «…
Что же вы намерены делать?» — «Пахать землю, — отвечает Лаврецкий, — и стараться как можно лучше ее пахать».
«Дворянское гнездо» — «персональный роман», герой которого своим внутренним благородством, порядочностью, патриотизмом и многими другими достойными качествами напомнит о себе в Пьере Безухове, Андрее Болконском, чеховских героях-интеллигентах.
В «Дворянском гнезде» Тургенев обратился не только к личной судьбе главного героя, но и панорамно изобразил историю рода Лаврецких с тем, чтобы иметь возможность представить обобщенный портрет русского дворянства в аспекте проблематики романа. Особенно жесток автор в оценках отрыва самого передового сословия России от своих национальных корней.
В связи с этим тема родины становится одной из центральных, глубоко личностной и опоэтизированной. Родина врачует возвратившегося из-за границы Лаврецкого, равно как народное жизнечувствование помогает ему пережить трагическую любовь к Лизе Калитиной, наделяя его мудростью, терпением, смирением — всем тем, что помогает человеку жить на земле.
Герой проходит испытание любовью и с честью выдерживает его. Любовь возрождает Лаврецкого к жизни. Вспомним описание летней лунной ночи, увиденной им.
Следуя принципу «тайной психологии», Тургенев раскрывает через пейзаж пробуждение души героя — источник его нравственных сил.
Но Лаврецкому предстоит пережить и состояние самоотречения: он смиряется с утратой любви, постигая высшую мудрость смирения.
«Дворянское гнездо» как «роман испытания» предполагает проверку жизненной позиции героя. В отличие от Лизы, Михалевича, Лема, отмеченных высотою избранной цели, Лаврецкий обыкновенен в своих земных притязаниях и в мыслимых идеалах. Он хочет трудиться и как можно лучше трудиться, до конца оставаясь верным самому себе.
Оказавшись без надежд на собственное счастье, герой находит силы жить, принять законы естественного течения бытия, отраженные в народном миросозерцании, такие, как уметь страдать и терпеть и при этом признать нравственным долгом человека не замкнуться на себе, а помнить о тех, кто вокруг тебя, и стараться трудиться на их благо.
Лаврецкий, а с ним и Тургенев считают такое состояние единственно достойным, хотя и не лишенным горьких внутренних потерь. Не случайно в финале герой ощущает себя одиноким бездомным странником, оглядывающимся на свою жизнь — догорающую свечу.
Тем самым в «Дворянском гнезде» органично сомкнулись характерные для тургеневского романа два временных плана: исторический и вневременной, вылившиеся в философско-символический финал — особенность всех тургеневских романов — с его мыслью о принятии законов быстротекущей жизни с ее вечными противоречиями, обретениями и утратами. И здесь же звучит раздумье Тургенева относительно прерванной связи между поколениями в русской истории, которое станет главной темой романа «Отцы и дети».
Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010, с. 173-175
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/dvorjanskoe_gnezdo_analiz_romana_turgeneva_i_s/41-1-0-72
Смысл романа Дворянское гнездо Тургенева
По мнению самого И.С. Тургенева, его роман «Дворянское гнездо» имел оглушительный успех у читателей.
Правдивые, близкие народу персонажи, проблемы, характерные для всего общества, увлекательный сюжет являются отправной точкой произведения.
Но какой смысл несёт в себе роман «Дворянское гнездо»? На какие ценности, важные события и проблемы хотел обратить внимание читателей И.С. Тургенев? О чем эта книга?
Смысл названия книги «Дворянское гнездо»
По названию произведения можно сразу сделать вывод, что роман принадлежит перу И.С. Тургенева. Символичные лейтмотивы творчества непревзойдённого мастера слова нашли отражение в заглавии.
Образ гнезда. И.С. Тургенев остро переживал проблемы в личной жизни. Поэтому для автора на первом месте всегда были семейные ценности, домашний очаг и доверительные отношения с родными. Главная идея названия глубоко связана с личным счастьем героев. Ориентация на истинные ценности, мораль и нравственность — то, что подчёркивает И.С. Тургенев в своей книге.
Лаврецкий наделён таким сильным «инстинктом счастья», что даже после первой серьёзной неудачи не сдаётся, а находит в себе силы для новых свершений. Он смеётся в лицо судьбе и никогда не отчаивается и не отпускает руки. Но жизнь готовит для него новые испытания. Герой никак не может поймать птицу счастья за хвост.
Но образ несколько расширен. Это не только домашний очаг конкретного семейства, это вся обобщенная культура дворянства. В произведении показан природный и бытовой уклад сословия, их традиции, обычаи и ценности.
Смысл произведения «Дворянское гнездо»
Лучшие представители дворянского сословия описаны в романе И.С. Тургенева. Из судьбы, жизненные ценности, моральные устои и проблемы. Писатель сам относился к старинному дворянскому роду.
Иван Сергеевич с некоторой грустью говорит о том, что это сословие постепенно уходит в прошлое. Их возвышенные идеалы, стремления и чрезмерные переживания становятся неинтересны обществу.
«Дворянские гнезда» постепенно исчезают.
Авто подробно описывает родословные главных персонажей. Мастеру слова важно запечатлеть эти данные на бумаге и показать, как менялись мировоззрения дворянского сословия во времени.
Психология высшего класса начиналась с «дикого братства». Но ум и образованность дворянства сделали своё дело.
И вот, эти «гнезда» уже научились сопереживать ближнему и преклоняться перед традициями и обычаями других народов.
Символ малой Родины — образ гнезда. Но его обитатели предпочли этому месту другие края.
Новая молодёжь стремятся при любой возможности отправиться за границу, они хорошо владеют французским языком и во всем пытаются подрожать иностранцам. Эти странные тенденции выглядят нелепо и даже абсурдно.
Тетушка Лаврецкого грезит стилем Людовика XV, иностранная система воспитания внезапно вытеснила русские методы обучения.
Связь поколений разорвана, современники писателя не знают своих корней. Молодые люди не чтут традиции и не отдают дань предкам.
Однако есть и те персонажи, которые решили остаться в родном «гнезде». Только их жизнь напоминает жалкое существование. Они погрязли в сплетнях, слухах и мелких интригах. Безынициативное, бездельное и неинтересное существование.
За основу романа «Дворянское гнездо» взята любовная история Лизы и Фёдора. Однако героям не суждено стать счастливыми. Их надежды на светлое будущее разрушены, личное и безмятежное счастье в их паре невозможно. Трагедия отдельно взятых персонажей перекликается с крахом дворянского сословия в целом. На примере одной пары И.С. Тургенев показал, что происходило в обществе в его время.
Смысл финала «Дворянское гнездо»
Почему личное счастье между Лизой и Лаврецким оказалось невозможным? За 8 лет Фёдор сильно изменился: он постарел, осунулся не только физически, но и морально. Их счастье было лишь миражом, который неожиданно рассеялся.
Новость о гибели Варвары Павловны оказалась чудовищной ошибкой. Героиня предстала перед Фёдором именно тогда, когда он поднялся духовно, поборол в себе внутренний конфликт и был готов к новым свершениям.
Спокойствие, гармония и возможность счастья были очень близко.
В жизни главного героя произошёл перелом: Лаврецкий не позволял больше себе думать о личном счастье. Все своё внимание он устремил на крестьян. Герой стал прекрасным хозяином, он стал прислушиваться к просьбам и желаниям простого народа. Он тал уважать традиции и обычаи своих крестьян.
Каков жизненный итог латного героя? Почему он так и обрёл личное счастье? Оглянувшись на события прошлых лет, Лаврецкий понял, что большая часть его жизни прошла мимо него.
С ним остались только невесёлые воспоминания о бесцельно прожитых днях. Удалось ли Фёдору смириться с несбывшихся мечтами и утраченной навсегда молодостью. Скорее всего, да.
Тихая и безмятежная улыбка главного персонажа в финале произведения «Дворянское гнездо» — ещё одно тому подтверждение.
Этот роман — очередная попытка И.С. Тургенева найти героя своего времени в дворянском сословии. Его главный персонаж и получился таким: истинным патриотом своего народа, своих традиций и обычаев.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-dvoryanskoe-gnezdo-turgeneva/
Анализ романа И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"
Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства лежат в основе романа «Дворянское гнездо» (1858).
В этом романе дворянская среда представлена почти во всех ее состояниях — от захолустной мелкопоместной усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали Тургенев осуждает в самой основе.
Как дружно в доме Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем «обществе» осуждают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные похождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот готовы помочь ему.
Но стоило только появиться Варваре Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокотского обаяния, как все — и Мария Дмитриевна, и весь губернский бомонд — пришли от нее в восторг. Это развращенное существо, пагубное и исковерканное той же дворянской моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.
Паншин, воплощающий в себе «образцовую» дворянскую мораль, подан автором без саркастических нажимов. Можно понять Лизу, которая долго не могла как следует определить своего отношения к Паншину и по существу не сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина.
Он обходителен, тактичен, в меру образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересуется искусством: занимается живописью — однако пишет всегда один и тот же пейзаж, — сочиняет музыку и стихи. Правда, одаренность его поверхностна; сильные и глубокие переживания ему просто недоступны.
Подлинный артист Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы, если бы не спор. В композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала.
В «Дворянском гнезде» важное значение имеет спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин — западник особого, казенного толка, а Лаврецкий — не правоверный славянофил.
В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение.
Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навязывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.
Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе — чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны.
Но любовь большинства его героинь почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым.
Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.
Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью.
Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности.
Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.
В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину.
Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским».
Это свойство — самоотверженность, готовность к самопожертвованию.
В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/387-roman-is-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo.html
Романы тургенева — дворянское гнездо
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
Вторым тургеневским романом было «Дворянское гнездо», Роман написан в 1858 г. и напечатан в январской книжке «Современника» за 1859 г.
Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде». Роман имел исключительный успех.
Им «зачитывались,- по словам современника,- до исступления, он проник повсюду и сделался таким популярным, что не читать «Дворянское гнездо» было непозволительным делом».
Перед читателем проходила подробно рассказанная жизнь доброго и тихого русского барина Фёдора Ивановича Лаврецкого, сына богатого и родовитого помещика, который был женат на крепостной крестьянке. Мать умерла, когда Феде не было и восьми лет. Отец дал ему «спартанское» воспитание по им самим придуманной «системе».
«Система» сильно повредила молодому Лаврецкому, сделала его человеком могучего здоровья, с виду суровым и в то же время застенчивым и робким, чуть не ребёнком. Он вырос в искусственном уединении и «втайне чувствовал себя чудаком». После смерти отца перед ним открылась жизнь. Ему шёл двадцать четвёртый год. Он поступил в Московский университет.
Встреча с красавицей-девушкой Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба очень скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко пережил он свою семейную драму. После нескольких лет заграничной жизни он вернулся на родину — в своё родовое поместье.
И вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину.
Лиза выросла в затишье губернского города и была девушкой глубоко религиозной, что и обусловило весь замкнутый круг её миросозерцания. Её отношение к жизни и людям определялось безропотной покорностью чувству долга, страхом перед «грехами» жизни, боязнью причинить кому-либо страдание, обиду.
И даже когда в ней заговорила любовь и Лиза узнала, что она любима, её охватил страх, а не радость. Введённый в заблуждение неверным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий был у порога второй женитьбы, сулившей ему полноту счастья. Но неожиданное возвращение Варвары Павловны опрокинуло всё.
Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь, Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Он, впрочем, нашёл и дело: занялся хозяйством и «упрочил быт своих крестьян».
Но всё же последней, дорисовывающей его образ чертой остаётся его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех «Дворянского гнезда».
Источник: https://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/54-turgenev-is-russkaya-literatura/258-romany-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo.html
Тургенев «Дворянское гнездо» – анализ — Русская историческая библиотека
Общие достоинства романа. Своим вторым большим романом – «Дворянское гнездо», написанным после «Рудина», Тургенев создал себе прочное положение в литературе, как художник, выдающейся по силе и глубине произведений. Роман появился в 1856 году и был встречен дружными похвалами публики и критики.
В этом новом произведении сложнее задача художника, больше действия, приемы художественного изображения здесь тоньше и своеобразнее. С величайшей простотой подошел автор к сложной душевной драме своих героев, дал их живые облики и начертал нежный и чистый образ Лизы, исполненный красоты и совершенно правдивый под пером художника.
Фигуры действующих лиц здесь очень разнообразны, и каждое очерчено во всей своей характерности: с особыми приёмами художественного рисунка. Таков несколько грубоватый, но дышащий прямотой и добродушием, облик Марфы Тимофеевны, для которой у автора нашлись особый народные словечки, облик, хорошо выдержанный на всем протяжении романа. Также характерен и целен облик Паншина.
Рисуя жену Лаврецкого, автор в детальном и красочном описании подчеркивает чувственный характер красоты, между тем, как к облику Лизы писатель подходит с какой-то нежной осторожностью и набрасывает его чертами воздушными, легкими и, несмотря на то, сияющими всею прелестью её натуры.
Автор почти не дает цельного её рисунка, но набрасывает отдельные черты, из которых слагается в стройном и живом целом облик этой чистой, внутренне сосредоточенной, несколько суровой к себе и другим девушки. Также просто и жизненно нарисован образ Лаврецкого.
Тургенев. Дворянское гнездо. Аудиокнига
Жизнь Лаврецкого. Детство. Жизнь Лаврецкого представляла борьбу двух влияний – первоначального влияния его отца, воспитавшего сына по особой методе, и позднейшего – влияния книг, друзой и собственных размышлений. Эта борьба немало сил стоила Лаврецкому.
Его отец, поклонник европейской культуры, любил в молодости, щеголять среди крестьян и соседних помещиков парижским фраком, модной тростью и модным вольнодумством, идеями французской философии XVIII века. Позднее он также чисто внешним образом увлекся подражанием английскому характеру жизни. Согласно новым идеям своим о воспитании, он вздумал развивать и своего сына.
Мальчику пришлось выдержать тяжелый и нелепый режим, которому он подчинился, как самодурству отца. Молодому Лаврецкому внушали идеи Руссо, старались вселить в него раннее отвращение к забавам и увлечениям жизни, одели в шотландский костюм, приучали к «спартанскому» образу жизни.
Пройдя эту муштровку, Лаврецкий после смерти отца очутился в жизни совершенно беспомощным, не зная её, ни имея представления и о том, как вообще живут люди на свете. Противовесом влиянию отца были унаследованные Лаврецким от матери черты природного добродушия, стойкости, терпения и душевной прямоты.
Простая крестьянка, на которой из прихоти женился барин, мать Лаврецкого испытала в жизни много мук и явила собой живой пример доброты, терпения и смирения. Позже Лаврецкий всегда умел глубоко чувствовать эту душевную «народную правду», правду бесконечной доброты и смирения души и проповедовал «смирение» перед нею.
В университете. Одолев отцовское влияние и сбросив его, Лаврецкий вошел в жизнь простым и добрым малым, совершенно не знающим жизни и от того конфузливым и сурово прячущимся в себя. Самолюбивый и осторожный, он страдал за свое нелепое прошлое, боялся выказать следы той ломки, которую в детстве упорно над ним производили.
Но природная стойкость натуры помогла ему наверстать потерянное. Уже далеко не юноша, сознавая большие пробелы в своем образовании, он поступает в университет, где держится особняком.
Подружился он только с Михалевичем, типичным романтиком 1830-х годов, восторженным энтузиастом, скрашивающим свои суровые дни нужды и лишений вечными порывами духа и вечными проектами и планами идеальной жизни. Михалевич знакомит Лаврецкого с его будущей женой.
Когда над Лаврецким разразился удар, разбивший его семейную жизнь, он снова, благодаря силе и стойкости своей натуры, оправляется и принимает решение ехать в деревню, жить мирным трудом на родной земле, близ родного народа, исполняя свой долг по отношению к нему.
Близость к народу. Какими-то невидимыми нитями связан Лаврецкий с народом, он глубоко чувствует те нравственные и религиозные основы, на которых построена народная жизнь. Наследственные черты от матери – крестьянки, натуры глубокой и простой, усиливали эту связь Лаврецкого с народом.
Стремления же отца «европеизировать» его с ранних лет внушили ему только отвращение ко всему внешне-западному.
Лаврецкий не задумывается сам над тем, славянофил он или западник, но, будучи человеком чутким и серьезным, он не может не считаться с тем внутренним душевным укладом народной жизни, в котором чувствуется ему нечто правдивое, важное и глубоко значительное.
Потому-то и говорит он о необходимости «признать народную правду и смириться пред нею». Не отдавая себе отчета, он чувствует глубокое успокоение и мир в душе, когда приезжает в родные места, в деревню, чувствуя родину именно здесь – среди просторов родной природы и близ родного народа.
Дело жизни. Он нашел для себя теперь тихое и близкое душе его занятие, которому и хочет он отдать всю свою жизнь: это – работа на земле, он хочет «пахать землю и как можно лучше ее пахать».
С такими планами устраивается он в своей тихой деревеньке, где душу его охватывает невозмутимый покой, разлитый вокруг в жизни людей и всей природы. Но узнавши Лизу, он чувствует глубокое душевное тяготение к ней и привязывается к девушке незаметно для себя.
В течение нескольких дней знал он счастье, которое было как бы озарено внезапным вдохновением старика Лемма и его дивной музыкой, от которой плакал в восторге Лаврецкий.
Но вторично личная жизнь его разбивается, и снова, на этот раз уже навсегда, уходит он в тихое исполнение своего долга, отдавая жизнь любимому труду на родной земле. Как и Лиза, как и его крестьянка-мать, он проводит жизнь в отречении и служении долгу.
Жизнь Лизы. Детство. Цельность характера Лизы. Основные черты характера Лизы можно проследить еще в её детстве. Лиза не из тех натур, которые переживают в жизни резкие перемены внутреннего уклада и миросозерцания.
Наоборот, особенности её характера с детства развивались в ней и крепли, и в общем Лиза представляет натуру очень цельную, твердую и стойкую, причем стойкость и сила её объясняются не природным упорством характера, но тем, что она раз навсегда поверила в ненарушимую внутреннюю обязательность своих нравственных идеалов, которым и была верна всю жизнь.
Миросозерцание её определилось под влиянием идеала религиозного. С детства ее отличала замкнутость, способность жить своей внутренней жизнью.
Няня Агафья. Её влияние. На ребенка вдумчивого и мечтательного большое влияние имела её няня Агафья, крестьянка, много претерпевшая на своем веку, знавшая и довольство жизни, и гнет барской опалы.
Пройдя через различные условия жизни, будучи то рабой, приближенной по прихоти барина, то угнетаемой, Агафья в конце концов почувствовала стремление освободиться от условий прежней жизни, делавшей ее игрушкой чужых прихотей. Она замкнулась в себе, стала одеваться в темные и грубые одежды, много молилась и всеми мыслями своими ушла в религию.
Жизнь её приняла монашеский характер; в конце концов, отдавшись влечению сердца, она пошла странствовать по монастырям и молиться за мир. В период такого преображения внутреннего, Агафья стала няней Лизы, и девочке пришлась очень по душе её строгая, религиозно-настроенная и тихая няня.
Вместе они читали жития святых, беседовали об их жизни в пустыни, строгой, чистой, озаренной глубокой верой, о жертвах, приносимых ими Богу, о казнях и мучениях святых. По утрам тайком от матери, Агафья будила Лизу, и они уходили к заутрене и в церкви горячо молились.
Религиозность Лизы. В воображении девочки вырос идеал чистой религиозной жизни, исполненной величия и красоты в силу постоянного единения души с Богом.
Детским воображением постигла она таинственный облик Бога: «образ Вездесущего, Всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в её душу, наполнял ее чистым благоговейным страхом, и Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным».
Религиозный идеал озарил всю её жизнь, отличавшуюся скромностью, простотой и строгостью по отношению к себе и к людям. Лиза считала непреложным всю жизнь, каждый шаг её, сообразовать с требованиями совести, со своим нравственным идеалом.
Жизнь в доме матери. Когда Агафья ушла в странничество, а к ней приставили легкомысленную француженку гувернантку, Лиза еще больше замкнулась в самой себе и продолжала жить одиноко, идя в жизни своим особым путем, верная раз навсегда принятым высшим целям.
Пример Агафьи не раз заставлял ее задумываться о тишине и чистоте монастырской жизни, всецело преданной Богу. Жизнь в «миру», среди людей всегда казалась ей страшной и грубой.
Автор отмечает, что характер жизни Лизы в доме матери делал ее похожей на монашенку, её комната своей чистотой и строгой простотой походила на келейку.
Не принимая никакого определенного решения и боясь огорчить им мать и любимую ею старушку, Марфу Тимофеевну, Лиза до встречи с Лаврецким вела простую и тихую жизнь в доме матери. Она совершенно не ждала и не мечтала о личном счастье.
Отношения к жизни и людям. Жизнь казалась ей какой-то ответственной важной задачей, которую надо было решить в полном соответствии с голосом совести и своим чувством Бога. Это сознание делало её жизнь серьезной и глубокой.
Она ровно относится к людям, любит всех одинаково и хочет для всех единого правильного разрешения жизненной задачи, ибо «все под Богом ходим».
Натуры угрюмые и одинокие, как старый музыкант Лемм, в её присутствии оживают, раскрывают тайники своей души, тянутся к её чистой и светлой душе. Но и легкомысленный эгоист Паншин находит у неё радушие и также испытывает силу её обаяния.
Простая, сдержанная и доверчивая, Лиза любит простой народ, охотно общается и. беседует с крестьянами, чувствуя, что самое главное – религиозный душевный идеал у неё и у них – одно.
Самостоятельность натуры Лизы. Одним из отличительных свойств Лизы следует признать её самостоятельность, её независимость в жизни. Она ни у кого не спросит указаний, как жить и как поступать в отдельных случаях. Она считается только с голосом своей совести, будучи очень чуткой к её требованиям.
Она утвердила всю свою жизнь на нравственном идеале, который сознала умом и восторженно почувствовала душой. И потому-то она твердо идет своей дорогой жизни, не отступая от пути, который кажется ей единственно верным.
Когда она задумывает какое-либо решение, ни Лаврецкий, ни мать, ни Марфа Тимофеевна не пытаются с ней спорить, но принимают её решение, ибо Лиза приняла его не легкомысленно, но вследствие глубокой внутренней потребности.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4885-turgenev-dvoryanskoe-gnezdo-analiz